Идеальный родитель: 7 главных пунктов правильного воспитания ребенка

Воспитание ребенка — воздействия, формирующие личность ребенка и системно меняющие его поведение. Воспитывать — это значит прививать полезные для жизни умения и навыки, превращающие ребенка в человека.

Предлагаю изложить, как общие принципы, так и особенности воспитания детей в разных культурах и разных традициях.

Родители и дети: мы воспитываем детей своим фактом жизни вместе с ними

Среди родителей осознанных воспитателей — немного, осознанно воспитывают детей — единицы. К сожалению, бóльшая часть родителей, если бы вдруг решила написать книгу о своём воспитании детей, эпиграфом могли бы взять классическое «Так вышло», а озаглавить — «Что выросло, то выросло». Меньшая часть родителей знает, что они делают и для чего. Здравствуйте, такие родители! Однако дети воспитываются нами и тогда, когда мы это и не планируем: самим фактом того, что мы живем с ними вместе, своим образом и укладом жизни, своими привычками и разговорами. Целенаправленное воспитание редко и поэтому вторично, по жизни первично — это родители и дети: какие это дети, какие родители, и какие отношения между ними. От этого уже будут зависеть и цели воспитания, и его возможности, и используемые при этом подходы и методы.

Воспитание — это вмешательство в жизнь ребенка. Имеем ли мы на это право?

Нужно ли воспитывать своих детей? С точки зрения законодательства РФ, это наша прямая обязанность. Однако в каждой семье свои законы, и. как ни странно, многие родители сегодня на этот вопрос отвечают отрицательно, выбирая другое: «С детьми нужно просто жить!». Как к этому относиться? Иногда это мудро, иногда — глупость. Если за дело воспитания берется папа, у которого в голове алкоголь, а в руке ремень, то ответ однозначный — такому папе лучше бы делом воспитания не заниматься. Любому воспитателю начинать нужно с себя, первая задача — воспитать в себе воспитателя! С другой стороны, если детей не воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень будет немного ниже. Чтобы дети оставались на уровне или уровень их рос, детей нужно воспитывать. Природа дает ребенку задатки, воспитание делает ребенка человеком. Воспитание приобщает ребенка к культуре, дает возможность ребенку войти в круг людей, правильное воспитание может развить у ребенка уважение к себе и к людям, смелость и творчество, создать предпосылки для его здоровья и счастья. С другой стороны, неправильное воспитание может убить в ребенке смелость и интерес к жизни, привить дурные привычки, развить эгоизм и разрешить воровство.

Развитие ребенка, воспитание ребенка, перевоспитание ребенка и управление ребенком — это совсем разные задачи и существенно различные методы. Поймите, что вам нужно, и не путайте пожалуйста!

Какими мы хотим видеть наших детей?

Но есть факт: вы уже читаете эту статью, а это значит, вы думаете о том, что: «Ребенка нужно воспитывать!» — Верно, только во имя чего, что мы хотим получить в результате? Чтобы был удобным и нам не мешался? В принципе, неплохо и это, но кажется, что миссия быть родителем в чем-то другом. «Чтобы был здоровеньким и не хуже других» — а это не мало? «Чтобы не повторил моих ошибок…» — а может быть, у ребенка должна быть своя жизнь? Мамы не согласны с папиными взглядами на воспитание, они в целом не согласны с позицией бабушки; религиозная семья воспитывает детей в других ценностях, чем семья светская, местная культура и обычаи также вносят свой вклад, ставя свои рамки и определяя — нередко очень жестко — свои ценности… Но дети — наши, и нам эти вопросы нужно решать. Подробнее об этом в статье Какими мы хотим видеть наших детей?

Ну, и как их воспитывать?

Для начала следует определиться с задачами воспитания и выберать свой подход. Оказывается, единой науки воспитания нет: есть достаточно конкурирующие и нередко взаимоисключающие друг друга подходы, между которыми вам придется выбирать. Как минимум, мужской подход в воспитании серьёзнейшим образом отличается от женского подхода, сторонники свободного воспитания защищают свою правду, гештальт-подход вербует своих сторонников… Как определитесь со своими целями и выберете свой подход, вам будет уже несложно подобрать и авторов, близких вам, и свой язык, и свои правила и принципы.

Методы воспитания нужно подбирать «под рост» родителей. Пока родители дикие, их попытки воспитывать детей обычно приводят только к негативным последствиям, и таким родителям, если они действительно хотят добра детям (да и себе), лучше заняться воспитанием себя и поменьше приставать к детям. Традиционные рекомендации «старайтесь понимать детей», «разговаривайте с детьми», «учитесь слушать детей», «просто дружите с детьми» — вполне разумны, поскольку отвлекают таких неумелых родителей от воспитательного процесса, к которому они по факту неспособны, и ориентируют на вполне полезные дела, которые помогают и им самим, и их детям.

Итак, если вы не большой специалист в воспитании детей, то для начала займитесь самовоспитанием и по возможности не трогайте детей, не мешайте им жить. По мере успехов и жизненных нужд постепенно переходите ко все более активному управлению детьми. А когда дети у вас станут послушными, вы уже можете их воспитывать. И даже как-то отвечать за результаты собственного воспитания.

Лучшими методами воспитания вы сможете воспользоваться только тогда, когда воспитаете себя должным образом. Знакомиться с приемами и удачными решениями родителей, в общем для всех нас на деле воспитания детей — конечно, очень полезно, но все рекомендации имеют свои ограничения. То, что подойдет одному ребенку, будет противопоказано другому ребенку в другой семье. А некоторые эффективные формулировки у вас не сработают просто потому, что вы их не выговорите (смешно, но это часто именно так), или у вас не будет нужного голоса и нужной интонации. Фразы на детей действуют не сами по себе — их говорят родители, у которых с детьми свои отношения и своя история. Кроме того, все эти воспитательные тактики и подборка арсенала методов — это преимущественно мужской подход. Женщины не склонны мыслить в этом ключе, они воспитывают ребенка в первую очередь своим отношением к нему.

Говоря о типах воспитания, в первую очередь пишут о таких типах, как потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Это наиболее распространенные 6 типов воспитания. Более широкий список из 10 типов, это: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

Достаточно очевидно, что это все типы проблемного воспитания. Это не то, что родители выбирают, это то. что у проблемных родителей получается. Нередко пишут, что этим типам проблемного воспитания противостоит авторитетное воспитание: комбинация теплоты и относительно строгого контроля за ребенком, однако такого контроля, который понятен ребенку и осуществляется четко и последовательно, так что дети знают, чего им ждать, если они нарушили установленные родителями правила. То есть проблемных типов воспитания много, а правильное воспитание — одно: «авторитетное воспитание». Так ли это? К сожалению, это не так. Даже для лучших родителей идеальной системы воспитания — нет. Те (редкие) родители, которые к воспитанию подходят осознанно, которые думают о воспитании детей, которые выбирают, подбирают под себя и под ребенка свой стиль и способ воспитания — тоже не в простой ситуации, они также стоят перед выбором.

Осознанное воспитание — это не одна, а разные модели воспитания, каждая из которых имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Не очевидно, что жесткое воспитание не может быть осознанным и когда-то адекватным выбором, многих родителей привлекает модель естественного воспитания с практически отсутствием социальных запретов, но даже относительно свободное воспитание с разумными ограничениями может быть в разной степени директивным.

Так как именно они создают у маленького ребенка ощущение, что мир безопасен.

Конечно, этих правил не следует вводить слишком много, но они должны быть понятными и неукоснительно соблюдаться.

Также наличие правил учит ребенка нести ответственность за свое поведение.

Содержание

Рекомендуем:  Разница в воспитании мальчиков и девочек

Последовательность

Свой разговор мы начали с того, что большинство родителей придерживаются своих принципов в воспитании, при этом некоторые демонстрируют непоследовательность. Это характерно для неустойчивого типа воспитания, к которому обычно прибегают непредсказуемые родители. Они то чрезмерно занимаются воспитанием ребенка, ограничивая и наказывая его за любую провинность, то, наоборот, спускают все на тормозах.

Таким родителям не хватает последовательности: то, что сегодня у них идет под грифом «нельзя», завтра, в зависимости от настроения или каких-то других факторов, разрешается.

Такие перемены негативно сказываются на формировании характера самого ребенка, который будет расти таким же непредсказуемым и неуверенным в себе человеком.

Подход родителей к воспитанию и развитию личности ребенка

Воспитывать ребенка необходимо. Это дает возможность его личности развиваться правильно, соответственно нормам и правилам, принятым в нашем обществе. Кто же занимается воспитанием? В первую очередь, конечно, семья.

Некоторые вещи малышу даже не приходится объяснять: он сам способен увидеть их в семье, привыкнуть к тому, как поступают родители. Самое главное, чтобы родители сами осознавали важность воспитания малыша. Необходимо будет много терпения и любви – тогда все получится.

Воспитание и развитие личности ребенка требуют единого подхода со стороны родных, воспитателей и учителей. Это залог целостности личности. Современный подход к развитию личности всегда настаивает на том, что каждый ребенок — индивидуальность. Родителям нужно искать собственный подход к их малышу. Главное, избегайте агрессии, оскорблений, криков. Это может лишь навредить психическому развитию маленького человека.

 Роль семьи в воспитании детей

Для ребенка дом — маленький мир, с которого он начинает познавать. Воспитание складывается за счет участия всех членов семьи. Они являются для него эталоном, на который нужно равняться. Семейный институт — первый на жизненном пути человека, который закладывает важные понятия о бытие, социуме, культуре, нормах. Все знания, полученные ребенком от родителей и родных, будут сопровождать его в будущем. Плохо, если «багаж» окажется легким, посредственным, не несущим ценности. Пример: не рассказывали о правилах этикета, почему важно иметь собственное «Я», что самое главное в жизни. Такие дети, оказываются неприспособленными к социальной жизни, не понимают причин трудностей в школе, общении с друзьями. Важно делиться с собственным опытом, объяснять в чем особенность общения между детьми, детьми и взрослыми, только взрослыми. Чем чаще говорить с ребенком, тем более он адаптирован к социуму. Постепенно расширяйте круг общения чадо: приглашайте своих и его друзей, родственников, устраивайте семейные вечера. Не забывайте, ребенку интересно общаться с разными людьми, но чужие не заменят родителей, их наставничество, опеку, заботу.

Члены семьи и родители, ответственны за интеллектуальное развитие, они стимулируют ребенка к покорению гранитных вершин науки. Если малыши наблюдают пренебрежительное отношение взрослых к саморазвитию, чтению, изучению мира, то перенимают эту манеру. Когда родитель говорит: «книжки для дураков, а мы уже все знаем», » я устаю, мне не до книг», «потом почитаю сказку, лучше поспать» — ребенок истолковывает фразы, так «чтение — малонужное занятие, его можно отложить». Продумайте кто сможет почитать ребенку на ночь, договоритесь с малышом читать не больше одной страницы в будни. Семья должна приучать чадо к умственному развитию, начиная от развивающих игр до занятий в прописях. Если они входят в привычку, то ребенок будет хорошо учится в школе, быстро усваивать информацию, о таких говорят «схватывает на лету». Мотивировать на это должна семья, самостоятельно ребенок к этому не придет.

Совместное воспитание ребенка в семье

В воспитании детей участвует вся семья, каждый домочадец оказывает влияние на ребенка. Сюда относят родителей, бабушек, дедушек, братьев/сестер, теть — всех, кто окружает чадо. Он наблюдает за взаимоотношениями, копирует их манеры, перенимает реакции взрослых. Важно, чтобы семья придерживалась общей линии воспитания, прививала единые ценности. Если они будут отличаться: сила денег и бескорыстность, главенство физической силы и доброта — ребенок растеряется, придет в ступор. Дисбаланс и подмена ценностей вредит на этапах становления личности. Только когда она сформируется, то сможет самостоятельно выделять приоритеты. Правда, тоже на основе тех, которые привили родные. Поэтому сразу договоритесь с домочадцами провести беседу. Запишите в одну колонку, что по мнению каждого, представляет нравственные ценности, жизненные приоритеты. Согласовывайте ответы. В итоге, должны остаться те, которые действительно нужны. В другую выпишите запреты, что нельзя ребенку. Обсудите, как будет проходить воспитательный процесс. Пример: нельзя бить ребенка, сравнивать с другими, ругать, что не успел на горшок. Если проводить беседы не в стиле семьи, то просто коротко обсудите с родственниками, каких правил придерживаться. Не отчаивайтесь, если будут критиковать и учить, как правильно воспитывать детей. Прежде чем терять контроль, подумайте, есть ли смысл в советах, прав ли человек? Отбросьте эмоции и посмотрите на наставление с другой стороны. Вдруг он действительно говорит так из лучших побуждений, у него есть опыт.

Если совет абсолютно «мимо», то поблагодарите за помощь и… Все! Не заставляйте себя следовать чужим сомнительным рекомендациям. Делайте, как велит родительское сердце и чутье. Но, не забывайте прислушиваться к рассудку. Ищите компромиссы с членами семьи, рассказывайте почему нужно воспитывать так, умейте друг друга слышать. Иначе, скандалы и оживленные споры, навредят ребенку: будет винить себя, считать, что стал яблоком раздора. Совместное воспитание — как плыть на лодке, и грести в одну сторону всем вместе.

 Участие отца в жизни ребенка

Кто катает на плечах, шутит смешнее всех, готов побыть «лошадкой», даже после работы и покатать на могучей спине. В воспитании детей в семье, важную роль играет папа. Вне зависимости от пола ребенка, дочка и сын одинаково нуждаются во внимании и любви отца. На уровне подсознания, он первый защитник. Обычно папы выбирают более строгие стили воспитания, чем мамы. Это объясняется разницей мужчин и женщин. Основной проблемой является неправильное представление, о малозначимой роли отца в жизни ребенка. Мало только обеспечивать едой, одеждой, игрушками. Нужно общаться, проводить совместно время, учить новому. Не расстраивайтесь, если муж только играет с ребенком. Игра — тоже способ развития и воспитания. Предложите найти общие интересы, которыми бы они могли заниматься вместе. Выжигание по дереву, футбол, катание на коньках по выходным, игра на музыкальном инструменте, домино.

Если семья неполная, то найдите представителя мужского пола, который бы компенсировал отсутствие отца. Он его не заменит, но окажет необходимую психологическую поддержку. Это может быть дедушка, крестный, дядя, близкий друг семьи, которому доверяете.

Необходимость воспитания

Зачем вообще воспитывать детей? Для нас это что-то естественное, необходимое. Родители делали нам в детстве замечания, ставили в угол, учили пользоваться столовыми приборами, мириться и просить прощения. Теперь, по инерции, мы делаем то же самое со своими детьми. Так зачем это нам, а главное — зачем это нашим детям?

Воспитание

определяет поведение, выставляет границы дозволенного – не только дома, с мамой и папой, но и вне дома. Воспитание необходимо для того, чтобы психическое развитие ребенка шло правильно и своевременно. Без должного воспитания у человека нет моральных ориентиров, он не может быть адекватной частью общества.

Если в детском садике или начальной школе невоспитанного малыша можно отругать, поставить в угол, то что делать со взрослым человеком? От тех, кто не умеет вести себя, общаться, выражает агрессию и полную некоммуникабельность, люди просто отворачиваются. Но такой человек не всегда один виноват в своих проблемах. В значительной степени виноваты родители, которые не уделяли времени правильному развитию его личности.

Конечно,

маме и папе часто бывает тяжело. Все методы воспитания, развития личности ребенка продуманы психологами и педагогами и описаны в книгах. Однако применять их на практике часто не так уж просто. Вы делаете все так, «как написано», но малыш все равно толкает других детей, отбирает у них игрушки, не хочет здороваться со взрослыми.

Главное тут — терпение и твердость. Вы должны сами верить в то, что говорите ребенку. Только тогда он сможет перенять от вас правильную модель поведения. Это поможет ему сформироваться как личности и научиться делать правильный выбор в жизни.

Кто занимается воспитанием и развитием детей

В первую очередь, семья. Все зависит от того, кто общается с ребенком. Мама и папа, дедушки с бабушками, тети и дяди, крестные… У вас может быть много родственников или совсем мало, но главное, что они должны объединить усилия. Должна быть одна концепция воспитания. Иначе получается, что мама не разрешает что-то делать, а потом бабушка берет внука на выходные и позволяет все что угодно. Так самому малышу будет сложно понять, чего же от него хотят. Почему мама ругает за игру с ножницами, а бабушка дает ему ножницы, бумагу и предлагает вырезать фигурки? В итоге ребенок может вообще перестать реагировать на запреты.

Позже

в жизни малыша появляется воспитатель в детском садике. Воспитатель – от слова «воспитание». Он будет потихоньку прививать детям единые правила поведения, общения, обучения. Тут важно, чтобы воспитатель был профессионалом в своем деле. Иначе родители могут сильно пожалеть, что отдали своих детей этому человеку. Нахождение в обществе, жизнь по правилам этого общества тоже формирует личность. Или, точнее, ее социальную составляющую, социальное «Я».

Рекомендуем:  Волшебные слова. Как воспитать в ребенке вежливость?

Затем ребенок попадает в школу. Считается, что к 6-7 годам основные нормы поведения, общения малышу должны быть привиты. Конечно же, учителя тоже будут участвовать в этом процессе. Но уже не так мягко, как родители или воспитатели детского садика. Тут, скорее, детям будут указывать на ошибки и требовать исправить поведение. Родителям следует понимать, что недопустимо перекладывать ответственность за воспитание ребенка на школу: задача школы – учить, а воспитать своего ребенка должны они сами, причем еще до поступления в первый класс.

Развитие личности

Личность начинает развиваться с первых дней жизни. Хотя врачи считают, что этот процесс начинается еще во втором триместре беременности . Развивается мозг, проявляются наследственные черты. Он еще совсем кроха, а уже реагирует на происходящее, показывает свой характер. Психологи утверждают, что развитие личности непрерывно и может длиться практически всю жизнь. Основы этого процесса закладываются в раннем детстве. Родители учат нас, что делать можно, а чего нельзя. Так, маленький ребенок может первыми выучить слова «да» и «нет». Это первые границы, которые он научится ставить. А какими они будут, зависит уже

от его родителей.

Главная цель воспитания — сформировать гармоничную личность. Это значит, что методы воспитания не должны противоречить один другому. Тогда этот процесс влияет позитивно. Ребенок превращается во взрослого человека, и все то, чему учили родители, он использует на практике. Основная цель воспитания — сделать личность социальной. Тогда человек может находиться в обществе, будет жить по его правилам, станет частью его. А потом передаст эти правильные установки своим детям.

Если же личность развивается негармонично (например, родители очень много времени уделили обучению, а вот общаться не научили), то у человека будут проблемы.

 Что влияет на развитие личности?

На развитие личности оказывают влияние три больших группы факторов:

  • социальная среда;
  • семья;
  • организованное воспитание.

С семьей все понятно. Это наши родители, которые с раннего детства занимаются нашим воспитанием. Социальная среда оказывает косвенное, но постоянное влияние на развитие личности. Это бытовые условия, окружающие нас люди. Они подают пример ребенку, а хороший или плохой — зависит от среды. Мы перенимаем многое от них, формируя разные аспекты личности.

Организованным и систематическим развитием личности занимаются садик, школа. Для этого существуют определенные воспитательные программы. К развитию личности в школе относится не только моральная сторона, но и само обучение. Личность не может развиваться, если у человека не будет какой-то конкретной цели. Учеба в школе дает нам возможность выбрать сферу интересов, узнать о разных возможностях человека. После мы продолжаем заниматься этим в ВУЗе, колледже, профильном учебном заведении.

Современная концепция воспитания

Современная концепция воспитания личности ребенка состоит в том, чтобы привить ему социальные свойства и качества. Но без принуждения, запугивания, агрессии, угроз со стороны воспитателя. А еще стоит учитывать возраст ребенка, прежде чем начать данный процесс. На разных возрастных этапах подходят разные методы воспитания.

Сегодня

психологи и педагоги выступают против наказания, физического и психологического давления. Физическое наказание может серьезно навредить психике, особенно в раннем возрасте. Вы не добьетесь успеха побоями, а лишь позволите агрессии ребенка развиться. Родители и воспитатели подают пример ребенку — это общая воспитательная концепция. Если мы будем действовать жестоко, цинично, использовать грубую силу, то лишь покажем малышу, что такой метод разрешения любых проблем считаем правильным.

Психологическое давление, оскорбления, демонстрация превосходства и принижение ребенка крайне негативно сказываются на формировании личностных качеств. Последствия такого поведения родителей непредсказуемы. И оно точно не приведет к желаемому результату.

Современная

концепция воспитания всегда учитывает индивидуальные особенности детей. Нужно прививать общие ценности, но к каждому ребенку необходим свой подход. Кому-то нужно объяснять, кто-то нуждается в демонстрации, а кто-то должен до всего дойти сам с помощью советов родителей. Каждый человек индивидуален, он личность даже в раннем возрасте. Стоит это учитывать.

Возраст и личность

Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Существует несколько кризисных периодов,

которые меняют поведение ребенка. И каждый из них вносит изменение в развитие личности. Это моменты, когда малыш взрослеет, по-другому начинает смотреть на жизнь, события, собственные эмоции и чужие чувства.

Главное, на каждом этом этапе родители должны с пониманием и терпением относиться к изменению личности малыша. Это естественные психические процессы – все дети проходят через каждую из трех фаз. Ваша задача — понять и помочь малышу справиться с изменениями в нем. Запаситесь терпением: это не так просто, как кажется.

Возраст 1 год

Сейчас ребенок уже может ходить, ползает, немного разговаривает. Малышу в 1 годик очень интересно исследовать мир, который может быть ограничен квартирой и детской площадкой. Конечно, кроха еще ничего не знает об опасностях. Тут родители должны впервые ввести понятие «нельзя». Оно должно быть постоянным, вне зависимости от настроения мамы или папы. Если нельзя что-то делать, трогать, брать в рот, то нельзя точно и при любых условиях.

У ребенка

такой запрет вызывает бурю эмоций. Он не может контролировать желания, еще не имеет воли и просто хочет получить желаемое. Тут следует проявлять твердость, даже если малыш просит, плачет, начинает истерику. Разрешить один раз и поддаться на плач малыша — это педагогический провал. Малыш очень быстро поймет, как от вас можно добиваться желаемого.

Само по себе желание исследовать, учиться — позитивное. Это познавательный интерес, необходимый для развития личности человека. Главное – научить кроху делать это безопасно и правильно.

Возраст 3 года

Известный всем кризис 3 лет может начаться даже чуть раньше, но вы сразу поймете, что это происходит с вашим малышом. Он становится более самостоятельный, осознает, что может принимать решения. Теперь для него важно не просто сделать что-то, а сделать по своим правилам.

Часто поведение малыша

в 3 года меняется. Если раньше он слушался родителей, то теперь может очень демонстративно показывать свое несогласие. Стоит поощрять самостоятельность у детей в этом возрасте, но границы должны все еще оставаться. Теперь уже кроха лучше понимает вас, так что старайтесь ему объяснять все то, что происходит. С ним можно вести диалог. Самостоятельность — это ведь совсем не плохо.

Возраст 7 лет

Малыш идет в школу. Тут уже совсем другая среда: необходимо учиться общаться, хочется быть интересным, иметь друзей. А еще тут появились новые взрослые — учителя. От них хочется получать похвалы, хорошие

оценки, поощрения.

Сейчас поведение может резко меняться. Многое зависит от того, как именно воспитывали ребенка до этого. Первый класс и необходимость в новом уровне социальных контактов может сделать малыша тихоней или, наоборот, агрессивным задирой.

В это время родители теряют прежний полный авторитет. Теперь его получает учитель, популярные дети в классе – нужно примириться с этим. Дети часто отрицают свое прошлое: увлечения, одежду, вкусы. Это все кажется им очень «детским», а ведь теперь им хочется быстрее взрослеть. Вы можете не узнать поведение своего ребенка. Все это — желание развивать социальное «я».

Советы для родителей

Воспитывать ребенка — не самая легкая задача. Воспитать его хорошо, подготовить к самостоятельной жизни, общению, принятию решений еще сложнее. Тут не обойдется без экспериментов, ошибок, иногда даже слез самих родителей. Главное, помните: вы очень любите своего кроху и желаете ему добра. Существует ряд правил, как можно и как нельзя поступать в процессе воспитания.

Что можно и нужно делать

  1. Нормальная, здоровая личность воспитывается в атмосфере понимания, любви, уважения.
  2. Родителям нужно проанализировать собственное

    поведение, слова, поступки, отношения, прежде чем ругать ребенка.

  3. Говорить с детьми нужно уверенно и спокойно. Это поможет вам научить их в первую очередь нормальному общению и поведению в обществе.
  4. Научитесь контролировать себя. Только так вы можете стать примером для вашего крохи.
  5. Дети умеют провоцировать родителей. Это их метод проверить, где «граница» ваших с ним отношений. Отвечать на провокацию криком, угрозами, агрессией — значит поддаться. Если вы поведете себя мудро, то покажете ему: «граница находится здесь».
  6. Учитесь решать проблемы мирным путем. Тогда и ваш малыш научится этому даже без ваших разъяснений: он просто будет видеть, как мама и папа преодолевают трудности.
  7. Детям нужны границы поведения. Без них нет никакого воспитания.
  8. Нужно быть ребенку другом. Однако в первую очередь нужно быть ему родителем. Не забывайте о том, как вы ведете себя с детьми, о чем говорите. Посвящать маленького ребенка или подростка во все свои проблемы и личную жизнь не нужно. Во всяком случае, это должно делаться очень аккуратно.
  9. Прежде чем ругать, обдумайте свое отношение к ситуации. Почему данное поведение ребенка недопустимо? Как можно помочь ему не делать таких ошибок в будущем? Почему вы сильно нервничаете из-за сложившейся ситуации? Сначала нужно найти ответы на эти вопросы для себя.

  10. Научите малыша справляться с трудностями так, чтобы он не плакал, а искал выход из ситуации.
  11. Если нужно показать твердость, покажите ее. Запретите то, чего делать не следует, что опасно. Не бойтесь негативной реакции малыша. Конечно, ваш запрет ему неприятен, но чаще всего он необходим.
  12. Когда вы не знаете, что делать, отложите действия и обдумайте все хорошенько. Возможно, ваш малыш совсем не хотел раздражать вас, а лишь пытается своими действиями что-то дать понять.
  13. Только доверительные, теплые отношения с детьми могут стать залогом правильного воспитания. Так дети видят в родителя не тиранов, а близких людей, которым хочется доверять.
  14. Важно помнить о возрасте ребенка. Возможно, его поведение обусловлено именно возрастом, а не желанием вас позлить.
  15. Родители должны верить в свои силы, помнить, что они очень любят своих детей. Если это желанный и любимый ребенок, то вы можете простить ему оплошности и научить, как вести себя правильно.

Чего делать нельзя

  1. Нельзя спешить наказать, ударить, накричать. Даже если вам приходится быстро реагировать (ребенок тянет руки к горячему, острому, розетке). Всегда

    анализируйте свои поступки, не допускайте агрессию.

  2. Подгонять ребенка в выполнении вашего поручения не нужно. Вас же никто не гонит мыть посуду или пылесосить? Вы можете выполнить работу хорошо тогда, когда сосредоточены, не испытываете давления. Так же и дети.
  3. Нельзя обвинять детей в каких-то ваших проблемах. Фразы «из-за тебя я расстроена», «по твоей вине мы опоздали», «ты во всем виноват» могут серьезно повлиять на личностное развитие детей, если вы повторяете их часто. Он будет винить себя в любых неприятностях, даже если не имеет к ним отношения. Это плохо для развития психики.
  4. Нельзя терять терпение. Хоть это и бывает очень тяжело.
  5. Вы используете запугивание как метод воспитания? Это никогда не приводит к положительным результатам. У детей еще слабая, восприимчивая психика. Вы можете просто «сломать» некоторые важные механизмы. Например, самокритику, адекватное отношение к себе, необходимость самосовершенствоваться.
  6. Ваши негативные реакции всегда плохо сказываются на воспитании ребенка. Ему не нужна ваша агрессия, а нужны объяснения, понимание, терпение.
  7. Нужно понять для себя: ребенок — это не игрушка и не ваша копия. У него могут быть ошибки, свое мнение, собственные вкусы. Ваша задача – уберечь его от глобальных ошибок, а не сделать своим клоном.
  8. Усугублять

    проблемы не нужно. Малыш совершил проступок – вы его наказали (если нужно), объяснили суть проступка. Он извинился, и вы поговорили об этом спокойно. Этого должно быть достаточно. Постоянно напоминать ему об ошибке, вспоминать о ней, когда у вас будет плохое настроение, не стоит. Это негативно влияет на психическое развитие.

  9. Не следует все время указывать на недостатки, видеть только плохое. Некоторые родители хорошее поведение и успехи воспринимают как должное, а за все негативное тут же ругают. У ребенка сложится впечатление, что в нем нет ничего хорошего или что вы не видите ничего хорошего в нем. Похвалите его, скажите, что чем-то в нем гордитесь.
  10. Нельзя показывать детям, что вы из-за них страдаете. Это ведет лишь к развитию у них комплексов.
  11. Родители обязательно должны иметь полный контроль над ситуацией. Отдавать контроль в руки маленького ребенка недопустимо.
  12. Постоянная концентрация на поведении ребенка (как говорит, как сидит, кушает) не нужна. Это лишь будет нервировать вас и расстраивать малыша. Иногда можно и расслабиться.

Воспитать без криков и угроз

Воспитывать ребенка без криков, угроз, обвинений бывает сложно. Конечно, молодым родителям кажется, что их малыш самый лучший и они никогда не станут поднимать на него голос. На деле все бывает иначе. Иногда хочется крикнуть, даже шлепнуть по попе за постоянное непослушание. Мама объясняла много раз, что нельзя трогать тот или

иной предмет (ножницы, например), но малыш все равно находит его и играет. И однажды мама уже не выдерживает, кричит, ругается… Хорошо, если это происходит однажды, а потом мама берет себя в руки и дает себе обещание стараться воспитывать сына или дочку без истерик, криков, агрессии.

На самом деле такой подход более педагогичный. Стоит учитывать, что малыши в раннем возрасте еще не очень понимают вашу критику (а иногда совсем не понимают). Они руководствуются принципом «хочу здесь и сейчас». Желания должны удовлетворяться немедленно, а о последствиях они не думают. В этом случае мамин крик их просто пугает, смущает. Малыш плачет от страха перед криком и злым материнским лицом. Лучше всего попытаться понять ребенка, и тогда в криках не будет необходимости.

4 простых совета

  1. До 2 лет малыш еще не понимает последствий своих действий. Он запросто может схватиться за горячий предмет или откусить кусок от острого перца потому, что он яркий и красивый. Он исследует мир так, как умеет: трогает, берет в рот, облизывает, мнет в ручках. Сейчас ругать его за это просто глупо. Лучше следите, чтобы опасные предметы не находились в зоне его видимости. Закрывайте на ключ шкафчики с ножами, ножницами, чтобы у него не было соблазна трогать их. Крик, агрессия в сторону ребенка будет воспринята им не так, как вам хотелось бы. Он просто научится у вас поступать так же.
  2. Родителям нужно следить за собой. У вас плохое настроение и вы срываетесь на ребенке (любого

    возраста) даже за малую оплошность? А на следующий день вы чувствуете себя гораздо лучше, относитесь с юмором к тому, что кроха весь измазался кашей или уронил на пол стакан сока? Ребенок после таких «перепадов» просто не понимает, что происходит с мамой, когда она ругается, а когда нет, что является серьезным проступком, а что — простой оплошностью.

  3. Крики, наказания, оскорбления не делают вас более уважаемой персоной в глазах малыша, ребенка, подростка. Ему хватает таких людей в школе, даже в садике. Лучше всего постарайтесь смотреть на ситуацию его глазами. Вам тоже было 7 лет, 10 или 15 лет. Старайтесь объяснять, а не запугивать.
  4. Кричать и ругаться просто, но необходимо иметь много терпения, чтобы выяснить, почему малыш поступил неправильно. Вы узнали, что он взял из дома друга игрушку и спрятал ее. Прежде чем устроить скандал, расспросите, почему он взял ее. Может, он давно мечтал иметь такую, просил вас, но вы не реагировали? Предложите ему представить, что это его друг забрал у него любимую игрушку. Спросите о его ощущениях, чувствах. Отругать вы всегда успеете, если будет нужно. Но лучше попробуйте показать вашему крохе, как взрослые люди решают конфликты.

Не так уж и сложно, правда? Просто, когда вы злитесь и хотите накричать, вспомните, что вы очень любите своего малыша.

Советы родителям по воспитанию детей

Родители несут ответственность за детей, их будущее. Некоторых, это по-настоящему пугает, ведь страшно совершить проступок. Быть мамой и папой не так просто, как кажется. Тяжелый груз изнуряет, бывает родители начинают считать себя плохими. Есть несколько советов, которые могут облегчить родительскую ношу.

  • Признайте — от ошибок никто не застрахован. Смиритесь с этим, а не пытайтесь избежать. Простите заранее ошибки, которые вы можете совершить. Вот увидите, станет легче. Ваше легкое душевное состояние передается и ребенку. Делитесь рассказами про казусы с ребенком, тогда он сможет избежать ваших ошибок, проще относиться к неудачам.
  • Будьте терпеливы.  Развитие и воспитание ребенка в семье длительный и сложный процесс. Чадо испачкалось, разбило дорогую вазу, не может научитьсяопределять время по часам — вспомните сразу Карлсона. «Спокойствие! Только спокойствие». От криков, агрессивных споров, телесных наказаний, ребенок не станет вас лучше понимать. Наоборот, доверие и взаимопонимание, будет трудно вернуть. А вазу можно будет купить новую.
  • Не забывайте, что ребенок, даже маленький, тоже имеет право на плохое настроение. Любому родителю хочется, чтобы чадо всегда улыбалось и бегало довольное. Но нельзя этого требовать. Чтобы не усугублять положение, поинтересуйтесь в чем причина хандры. Поддержите ребенка, попробуйте его порадовать.
  • Питание и режим сна влияет на самочувствие ребенка. Разнообразие в рационе блюд, соблюдение часов сна — улучшает интеллектуальные способности, повышают психологическую устойчивость, физическую активность.
  • Вносим разнообразие в жизнь. Детский сад, школа, дополнительные занятия, дом — однообразие дня психологически истощает. Постепенно, ребенок эмоционально выгорает, угнетает рутина. Но менять что-либо ему сложно. Распорядок входит в привычку, единственным местом отдыха становится дом. Но даже в родных стенах он не может получить расслабления. А выходить из зоны комфорта становится тяжелее. Регулярно выезжайте на природу, дачу, ходите в парк, посещайте мероприятия. У ребенка есть увлечения? Запишитесь в соответствующий кружок, секцию.

Контролировать себя ради дитя

Пример: папа обжегся, закономерная реакция выпустить пар и выругаться. Ребенок скорее всего продублирует ее в будущем. Хорошо, если близкий готовый объяснить, почему так повторять нельзя. Но вряд ли, отцу понравится, когда его начнет отчитывать в следующий раз ребенок. Это подрывает авторитет главы семейства. Поэтому, нужно справляться с вредными привычками и контролировать реакции.

Плохой пример

Ребенок еще не знает, что хорошо и плохо. Поэтому отрицательный пример, который показывают взрослые, чадо может расценивать как норму. Его будет трудно переубедить в обратном, ведь основы уже заложены. Если себя так нельзя вести, то почему маме или папе позволительно? Это распространенная проблема в воспитательном процессе. Взрослые должны избавиться от вредных привычек и контролировать себя.

Главное в семейном воспитании ребенка — это любовь. Говорите, как сильно вы любите ребенка, проявляйте внимание, заботу. Дети, растущие в ласке, вырастают счастливыми людьми. Они реже страдают от психологических недугов, добиваются высоких положений в обществе.

Рекомендуем:  Как правильно воспитывать ребёнка в 2 года
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: