Как правильно поощрять детей?

Консультация для родителей

«Воспитание стремления к самообслуживанию у детей»

Самостоятельность — это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам, » — говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его.

Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Или, кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.

Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли ми пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи, причиняют большой вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т.п.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить и индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным. Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремится сделать это самостоятельно — встает на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льется в рукава рубашки, на пол. В результате — бесполезный труд, затраченные силы ребенка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире все должно быть приспособлено для удобства детей.

Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намылить руки, правильно держать ложку и т.д.), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать — так оно лучше просыхает, не падает на пол. Чтобы пятка сразу оказалась на месте, колки надеваю с носка, предварительно собрав их в «гармошку»; чтобы правильно надеть платье, свитер, сначала нужно определить, где у них перед (на одежде детей младшего возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застежка, метка, вышивка).

Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так. 

Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка, пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки. В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закреплять знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.

Рекомендуем:  Зачем воспитывать? Гармоничное развитие личности ребенка

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста часто применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.

Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует    конкретно указать, что сделано

ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно поэтому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должны быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают подражательностью. Всё выделенное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.

При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Так, если поручить ребенку, которому нет ещё трех лет, самостоятельно завязывать шнурки, то эта задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определенного результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка. Раз это удалось ему не сразу, значит задача предложена несвоевременно или подана неумело.

Труд должен причинять ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Ответ придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Важно, чтобы ребенок с раннего детства усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

Одно из самых заветных желаний любого родителя – самостоятельный ребенок, который сам ел, сам одевался, сам находил себе занятия. Но где свобода действий, там и независимость, которая у детей часто приобретает скорее негативный для родителя окрас. Чем больше ребенок проявляет самостоятельности в быту, тем меньше он готов следовать ограничивающим его рамкам, которые устанавливают родители. С одной стороны, в этом нет ничего плохого, ведь это положительно сказывается на гармоничном развитии ребенка. С другой стороны, родители не во всех случаях готовы доверить ребенку самостоятельно принимать решения и действовать.

Главная проблема традиционного воспитания детей в нашей стране – это нежелание воспринимать ребенка как полноправного члена семьи или общества. В глазах большинства родителей, ребенок – это зависимое, подконтрольное создание, из которого только предстоит воспитать полноценного человека. Отсюда возникает ключевое противоречие: родители хотят, чтобы ребенок проявлял инициативу и привыкал к самостоятельности, но в то же время не могут предоставить ему необходимую толику независимости.

Рассмотрим это на бытовом примере. Мама просит ребенка проявить самостоятельность, чтобы тот мыл за собой посуду после того, как поест. Ребенок охотно соглашается, несет тарелку в раковину, включает воду, берет губку, выдавливает добротную каплю моющего, намывает своими маленькими ручками тарелку, после чего промывает ее под водой и ставит на место.

В это время мама наблюдает за процессом, после чего рассматривает конечный результат детского труда – тарелку с небольшим пятном жира посередине. Естественно, ребенок наблюдает за тем, как за ним все равно перемывают тарелку, параллельно выслушивая замечания о том, что он приложил недостаточно усилия. Такое поведение со стороны родителя только добавит ребенку неуверенности в своих силах, а в дальнейшем повлияет на его готовность помогать в домашних делах.

Если вы желаете воспитать из ребенка самостоятельную и уверенную в себе личность, то, в первую очередь, откажитесь от плана вырастить удобного для себя  ребенка. Примите любые попытки ребенка проявить себя, и неважно – успешные они или нет.

Когда мы воспитываем ребенка в тепличных условиях, не давая возможности прожить свой личный опыт, совершая при этом собственные ошибки, мы оказываем ему медвежью услугу. Только тогда, когда мы даем ребенку возможность включиться в повседневную деятельность, он начнет осознавать свою роль и место в семье, почувствует, что он может довериться родителям.

Однако предоставлять ребенку возможность принимать решения в одиночку недостаточно, чтобы помочь ему развить самостоятельность, родителям следует взять себе за правило придерживаться нескольких условий, а именно:

  1. Создайте для ребенка свое лично пространство. Даже у самого маленького члена семьи должен быть свой уголок в доме, должны быть свои вещи, которыми будет распоряжаться только он, и только так, как он сам этого хочет. В ванной, на кухне, в комнате должны находится предметы, доступные ребенку. Это необходимо в тех моменты, когда он захочет проявить желание поучаствовать в домашних делах.
  2. Мягко вовлекайте ребенка, демонстрируя ему, как правильно выполнять те или иные действия. Только от вас зависит, научиться ли ребенок чему-то или нет. Приглашайте ребенку к совместным уборкам в доме, к готовке пищи, постоянно просите ребенка помочь вам (но без фанатизма). Главное – не отказывайтесь от помощи, и если ребенок в чем-то допускает ошибки, принимайте его действия, какими они есть, а лучше помогите ему не допускать их в будущем.
  3. Запасайтесь терпением. Пожалуй, один из самых важных советов. Важно понимать, что ребенок – не взрослый, в силу своего возраста и физических возможностей дети тратят намного больше времени на большинство  некоторые повседневных бытовых дел.
  4. Не позволяйте себе осуждать ребенка за его ошибки, дайте ему возможность ошибаться. Каждый человек допускает ошибки, особенно, когда берется за новое для себя дело. Ошибаться – это нормально, ведь мы учимся на ошибках. Ребенку полезно допускать ошибки: проливать, просыпать, разбивать. Если вы не будете ругать его за оплошности, то тогда он начнет осознавать свои ошибки самостоятельно, стараясь не допускать их в будущем.

Теперь, когда мы обсудили теоретические советы, надо рассмотреть как применять их на практике. Если приучать ребенка к самостоятельности, то лучше всего начать с бытовых вопросов. То, что мы делаем каждый день, не задумываясь над этим, для ребенка является важным делом. Предоставив ему независимость в большинстве домашних занятий, вы быстро начнете наблюдать за переменами в его поведении и характере.

  • Самостоятельность в гигиенических процедурах. Тут все очень просто: в ванной должен стоять небольшой стул или подставка, чтобы ребенок доставал до крана. Рядом с краном следует расположить дозатор с детским мылом, зубную пасту и щетку в своем отдельном стаканчике. Не забудьте повесить полотенце достаточно низко, чтобы ребенок мог его достать.
  • Самостоятельность на кухне. Организуйте на кухне для ребенка собственный шкафчик или выделите ему небольшую полку, где будет хранится его посуда, а также кухонные принадлежности, включая различные губки и тряпочки для уборки. Не забудьте предлагать ребенку поучаствовать в приготовлении пищи: доверьте ему резать хлеб или чистить овощи, замешивать тесто или помешивать варящийся суп.
  • Самостоятельность в одевании и выборе одежды. Обеспечьте ребенку быстрый доступ к своей одежде, организовав удобное для ребенка пространство, выделенное для хранения одежды. Не одевайте ребенка самостоятельно, доверьтесь его собственным силам. Пусть его одевание займет больше времени, но лучше он займется им самостоятельно, чем если за него все сделает мама или папа. Также предоставьте ребенку самостоятельно выбирать ту одежду, которую он хочет надеть. Главное – предварительно включите в гардероб одежду, соответствующую сезону одежду, чтобы ребенок не надел футболку зимой или водолазку летом. При шоппинге больше доверяйте мнению ребенка, покупайте ту одежду, которую он хочет. Если же его выбор вам чем-то не нравится, то обязательно аргументируйте свой отказ от нее.
  • Самостоятельность при подготовке ко сну. Важно объяснить ребенку с малых лет, что сон – это не наказание, а гарант его крепкого здоровья. Чтобы сделать процесс подготовки ко сну ко сну приятным для ребенка, придумайте совместные ежедневные ритуалы, благодаря которым ребенок постепенно будет подготавливаться ко сну. Ритуалы могут быть самыми разными – чаепитие, чтение книг (сказок), водные процедуры и тому подобное. Когда ребенок привыкнет к ним, то вам не придется напоминать ему каждый раз, что скоро надо будет ложиться, он сам подсознательно будет готовым ко сну.
Рекомендуем:  Как матери правильно воспитать ребенка без отца

Подводя итоги, хочется добавить: помните, ребенок – это отдельная личность, которая, как и любой человек, имеет право на уважение и стремление быть независимым. Благодаря правильной организации домашней обстановки и предоставлению некоторой независимости, вы поможете ребенку стать более самостоятельным.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  • Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  • Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  • Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  • Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  • Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Конечно, надо понимать, что необдуманное использование всех способов поощрения ребенка наносит большой вред воспитанию. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. У такого ребенка развивается перфекционизм, когда, стремясь к лучшему результату, он не в состоянии принять препятствия на своем пути, сильно переживает по поводу неудач. Особенно тяжело это сказывается во взрослой жизни, которая полна препятствий и сложных задач.

Рекомендуем:  Как научить ребенка распоряжаться деньгами

Прибегая к чрезмерному использованию похвалы, родители формируют у своих детей завышенную самооценку, эгоизм, себялюбие. В данном случае у ребенка отсутствует уважение к родителям, другим взрослым, а также сверстникам.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему в качестве поощрения уже недостаточно шоколадки, он также не пойдет кататься на качелях, т. е. у подростка возникают другие потребности и родителям приходится подстраиваться под них. Как можно поощрять ребенка-тинейджера? Детям в таком возрасте нужны деньги и помощь. Не стоит предлагать деньги ребенку слишком часто, если соблюдать меру, такой вид поощрения оказывается достаточно эффективным.

Если подросток, например, не хочет выполнять просьбы родителей или тратить время на то или иное занятие, родители могут просто предложить ему увеличить количество карманных денег или дать ему небольшую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лишних денег, то родители могут предложить ребенку свозить его туда, куда ему нужно, или помочь выполнить какую-то из его домашних обязанностей.

Некоторые родители деньгами поощряют детей за хорошие отметки в школе. Такой подход является довольно продуктивным. Можно поощрять успеваемость подростка не только деньгами, но и разрешить ему, например, погулять подольше или сходить в кино. Свободу ребенку дают обычно после того, как он завоюет соответствующее доверие родителей. Высокая успеваемость может быть как раз одним из способов завоевания доверия. Ведь если подросток хорошо учится, тем самым он демонстрирует, что он достаточно ответственен, а значит, ему можно доверять.

Довольно трудно однозначно утверждать о вреде или положительном характере разовых поощрений, так как проследить за их эффективностью невозможно. Однозначно можно лишь сказать, что положительное или отрицательное воздействие на характер ребенка дает вся система воспитания в целом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: