Волшебные слова. Как воспитать в ребенке вежливость?

Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с трудом. Почему так происходит и как воспитать ребенка вежливым человеком?

 Вежливость, растущая вместе с ребенком

Когда можно начинать прививать малышу нормы вежливости? Кто-то из родителей уверен, что это качество нужно воспитывать с пеленок, а кто-то и про 4-летнего карапуза скажет, что он «еще не способен этого понять». На самом деле более правы сторонники «пеленочного» подхода, и вот почему.

Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, поистине огромен: от крохотного несмышленыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости. Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди. Вот пример ситуаций.

Ситуация первая: – молодые супруги, воспитывающие годовалого Данилу. В их семье принято говорить спокойным тоном, употребляя вежливые слова «спасибо», «пожалуйста», «на здоровье» и т.д. Даже разговаривая с Данилкой, мама не забывает об этих словах: «Даня, дай мне, пожалуйста, погремушку. Вот спасибо!», «Кушай кашку. Приятного аппетита!», «Спокойной ночи, сынок!», «Я тебя случайно толкнула. Извини, пожалуйста!».

Ситуация вторая: – тоже молодые супруги, и у них растет 11-месячная Катюша. Но стиль общения в их семье совсем другой. Слова «пожалуйста» или «извини» практически не звучат из уст взрослых. И в общении с малышкой мама обходится без них. Вместо «Спокойной ночи!» звучит «Спи быстро!», вместо «Дай, пожалуйста!» слышится «Отдай, а то сейчас влетит!».

В какой ситуации ребенок быстрее научится вежливости? Конечно же, в первой. Если в семье вежливый и уважительный стиль общения, то он является привычным для ребенка с первых месяцев жизни. В этом случае и «волшебные» слова появятся в лексиконе очень рано. Эти слова появятся естественно, без чтений лекций и педагогических внушений. И на вопрос «Как вы смогли воспитать ребенка таким вежливым?» родители либо ответят, что он «как-то сам» таким стал, либо скажут, что «мы сами так себя ведем, поэтому и малыш за нами тянется».

Во второй ситуации развитие вежливости находится под вопросом. Ребенок не знает другого общения между взрослыми, а оно носит вульгарно-агрессивный характер. Общеупотребимые «волшебные» слова заменяются либо сленговыми «клево», «супер», либо не употребляются вообще. И в этом случае вежливость сама собой не появится. Возможно, родители когда-нибудь задумаются над тем, почему ребенок не умеет здороваться, прощаться и говорить «спасибо». И тогда, скорее всего, его будут принуждать к этому «силовыми» методами, вместо того чтобы поменять что-то в своем поведении. А когда мама услышит из уст карапуза: «Ну-ка дай мне быстро ту игрушку» вместо фразы «дай, пожалуйста», то скорее отругает его, вместо того чтобы задуматься, почему именно такая форма обращения выбрана ребенком.

 «Волшебные» слова

Следующий этап – это появление в лексиконе вежливых слов. После того как ребенок начинает активно набирать «словарь», они вскоре появляются в речи. Но происходит это только в том случае, если малыш их слышит от окружающих. В противном случае ждать их можно будет еще очень долго.

Уже 1,5–2-летние малыши могут произносить эти слова. Каким же словам стоит научить ребенка в первую очередь? Конечно, это слова приветствия, и, прежде всего, слово «здравствуй». Конечно, облегченное «привет» гораздо легче, но после 3 лет нужно научить малыша именно слову «здравствуй».

Также нужно научить малыша словам «пожалуйста», «спасибо», «извини», «до свидания». Это минимум, который должен быть в лексиконе трехлетки: ребенок должен знать, когда применяются эти слова, и уметь правильно их употребить. Конечно, малышу понадобятся ваши подсказки. Дальше лексикон вежливых слов должен расширяться. Очень хорошо, если 6-летний ребенок может назвать и правильно применить 10-15 вежливых слов и выражений.

Эти невежливые трехлетки!

Закрепление норм вежливого поведения начинается лишь в возрасте около 3 лет. Ребенок, переживающий «кризис 3 лет», может временно стать совсем невежливым, ведущим себя капризно, а порой агрессивно с окружающими. В это время малыш постоянно «проверяет» родителей: а действительно ли нельзя то, что нельзя? Это происходит не из-за «вредности» или «испорченного характера», а оттого, что малышу необходимо начертить «карту местности». В этот важный период он обозначает для себя границы дозволенного и недозволенного.

Как это связано с вежливостью? Напрямую! Именно этот период является благоприятным для того, чтобы научить малыша сознательно пользоваться вежливыми словами и демонстрировать вежливое поведение, т.к. оно как раз и связано с «границами» допустимого.

Руслану 3 годика, и его поведение порой ужасает родителей. Он может ударить бабушку, сказать маме: «Ты плохая!» и вырвать игрушку на улице из рук другого малыша, не пожелав извиниться. Но иногда Руслан – сама вежливость. «Мама, дай, пожалуйста, хлебушка!», «Спокойной ночи, бабулечка!». Родители в растерянности: так вежлив их сын или все же нет?

Руслан демонстрирует поведение, типичное для кризиса 3 лет. Оно весьма неустойчиво, ведь «границы» на «карте» прочерчиваются сначала пунктиром, а только потом – жирной линией. И в этот период может закрепиться как вежливое, так и некультурное поведение. Многое зависит от позиции родителей. Для того чтобы ребенок усвоил нормы вежливости, нужно неизменно и одинаково реагировать на нежелательное поведение.

Вот, например, малыш ударил бабушку. Вы возмущены. В этот момент нужно подойти к нему и четко сказать: «Ты поступил плохо. Бить бабушку нельзя». Потом нужно добиться, чтобы ребенок извинился перед бабушкой. После этого придется пережить еще несколько провокаций такого поведения, но если реагировать так, чтобы ребенок раз за разом понимал, что это поведение осуждается, оно скоро исчезнет. И, главное, нужно отмечать похвалой те случаи, когда ребенок поступает правильно. Так как «невежливых» ситуаций бывает много, нужно набраться терпения. Если же поведение то осуждается, то «спускается на тормозах», у ребенка не формируется четкой границы и нормы вежливости так и могут остаться неустойчивыми на долгое время.

 Дошкольный этикет

Ребенок, перешагнув границу в 4 года, начинает относиться к нормам вежливости все более осознанно. Пример родителей продолжает оставаться одной из главных «направляющих» в этом возрасте. Но ребенок перестает быть «пассивным» участником процесса. Теперь он критик, судья.

В старшей группе детского сада время свободной игры. Сквозь общий шум то и дело раздаются детские голоса: «А Вера меня ударила, и извиняться не хочет!», «А я Коле мячик дала, а он мне «спасибо» не хочет говорить». Возгласы маленьких «ябед» раздаются каждую минуту…

Почему же дети так охотно замечают промахи других и не видят свои? Почему они так беспощадно критичны к своим одногруппникам, но сами забывают об элементарных приличиях? Потому что в их жизни наступил очень важный этап: они учатся оценивать поведение других с точки зрения усвоенных ими этических норм. Такое поведение не является истинным ябедничеством, у него совсем другая задача: ребенок желает понять, правильно ли он усвоил ту или иную норму. Подходя к воспитателю или родителям с информацией о том, что кто-то сделал что-то не так, он желает знать: правильно ли он осудил это поведение. И если взрослый подтверждает его правоту, то следование этой норме будет закрепляться в поведении самого малыша. Если же взрослый говорит: «Отстань!» или «Не ябедничай!», то малыш не получает ответа на свой вопрос, а значит не понимает, как стоит себя вести.

Пока ребенку 4-5 лет, родителям может казаться, что он ведет себя даже менее вежливо, чем в 2-3 года, как будто он «забыл» все навыки вежливости. Но это не так. Если в 2-3 года вежливость была копированием стиля общения взрослых, то теперь маленькому человеку нужно пропустить эти нормы «через себя», через свое сознание. Поэтому и наступает период временной «утери» вежливости. Не волнуйтесь, дальше наступит новый этап.

Ближе к шести годам ребенок начинает применять нормы вежливости осознанно. Конечно, некоторые нормы закрепляются и раньше, но самое благотворное время для этого конец пятого года жизни – начало шестого. «Ябедничество» уменьшается, т.к. ребенок уже усвоил, что хорошо и что плохо. Ребенку важно, что подумают о нем окружающие, поэтому он старается произвести хорошее впечатление. В малышах наконец-то появляются те самые черты маленьких «леди» и «джентльменов». Конечно, успехи ребенка нужно замечать и хвалить, ведь ему важно знать, что он движется в правильном направлении. А если он ошибся или забыл какое-нибудь правило вежливости, нужно лишь тактично (и вежливо!) напомнить о нем.

Рекомендуем:  Польза и вред современных мультфильмов

Пусть ребенок станет вежливым!

Перед родителями часто встает вопрос: если ребенок поступил невежливо (забыл поздороваться или стал кричать, вместо того чтобы сказать спокойно), как дать ему понять, что вежливость – это важно? Чаще всего для этого родители используют метод убеждения. Они словами стараются объяснить малышу, что тот был «не прав», и внушить, как нужно себя вести «в следующий раз». Но метод убеждения, когда с ребенком говорят «как со взрослым», наименее эффективен в возрасте до 5-6 лет. Да, дети понимают все, что им говорят, но применить на практике оказываются не способны. И взрослые раз за разом повторяют одни и те же нотации. Но дело не в ребенке. Просто родители не всегда знают, какие способы еще существуют. Вот несколько наиболее эффективных способов, позволяющих развить вежливость у ребенка 3-6 лет без лишних моралей и нравоучений.

Игра – помощница

Игра – это основная деятельность в дошкольном детстве. Именно через игру ребенок познает окружающий мир, узнает много нового, учится делать выводы, развивает творческое воображение и пробует разные формы общения. К игре нужно относиться бережно и с большим уважением. К сожалению, очень немногие родители играют с малышами в сюжетные игры. А ведь именно игра – один из лучших способов показать ребенку эффективные способы общения и разрешения детских, но таких непростых проблем!

Итак, давайте поиграем с малышом в вежливость. Для этого вам понадобятся любые игрушки, которые есть у вас дома. Это могут быть мягкие зверюшки или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто-то, способный обозначить живое существо. Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях: при встрече со знакомым; при общении в садике; при посещении поликлиники; при походе в магазин, кино; при посещении театра; в транспорте; в гостях или при приеме гостей у себя; и просто в ежедневном общении с близкими.

В эти ситуации можно играть бесконечно, но мы рассмотрим пример только одной такой игры. Вначале взрослый играет за всех героев, но периодически спрашивает совета у ребенка: как поступить дальше главному герою? Почему ему что-то не удалось или, наоборот, получилось? Исполняя роли за героев сказки, подчеркивайте в их репликах вежливые слова.

 Белочка Маша очень любила кукол и часто приносила их в сад.

 Зайчик: «Маша, дай мне куколку твою, пожалуйста! Я только посмотрю и отдам».

 Маша: «Нет, не дам, сам приноси и играй!»

 Расстроился зайчик и ушел от Маши. Подошла к Маше киска:

Киска: «Маша, давай поменяемся: я дам тебе мою куклу посмотреть, а ты мне – свою. Давай в дочки-матери играть?»

 Маша: «Еще чего! Моя кукла новая, вдруг сломаешь».

 Расстроилась Киска и ушла играть с другими зверятами. Надоело Маше сидеть со своей куклой, и захотела она играть с другими ребятами.

 Маша: «Эй, зайчик! Ты все равно ничего не делаешь, давай поиграем!»

 Зайчик: «Нет, Маша! Извини, но я не хочу играть с тобой».

 Маша: «Киска, иди сюда, будем кукол пеленать!»

 Киска: «Нет, Маша, я уже с Овечкой играю».

 Никто из зверят не захотел играть с Машей.

Тут надо обсудить с ребенком, почему зверята отказались играть с Машей. Важно навести ребенка на мысль, что Маша вела себя невежливо и грубо. Она не сказала зверятам ни одного «волшебного слова», не разрешила посмотреть свою игрушку. Нужно спросить ребенка, что бы он посоветовал белочке Маше? Подскажите ему, при необходимости, что нужно быть вежливым. Ребенок даже может обратиться к игрушке, дать ей совет. А игрушка должна поблагодарить малыша. Продолжите игру.

 Маша поняла, что вела себя невежливо. Она решила подойти к зайчику.

 Маша: «Зайчик, Киска, извините меня, пожалуйста. Я вела себя грубо. Если хотите, посмотрите мою куклу и давайте вместе поиграем».

 Зайчик и Киска: «Хорошо, Маша, спасибо!».

Обсудите с ребенком: почему зверята согласились играть с Машей. В следующий раз позвольте ребенку играть за Зайку или Киску, а потом и за Машу.

 Сказка-помощница

Еще одна форма, очень близкая ребенку, – это сказочная история. Замечательная сказка есть у Ш.Перро. Она про двух сестер, одна из которых была вежливой, а другая грубой. Первая позволила волшебнице напиться из кувшина, когда ходила за водой, получила в дар способность ронять изо рта цветы и драгоценные камни при каждом слове. Вторая же, нагрубившая волшебнице, была наказана тем, что роняла изо рта змей и жаб. Эта сказка в символическом виде помогает ребенку понять: вежливость подобна цветам и очень ценна, а грубость похожа на лягушек, выпрыгивающих изо рта.

Есть подобные сказки и у русского народа. Например, «Морозко», где учтивая и работящая девушка была вознаграждена волшебными дарами, а вторая, грубая да ленивая, – ларцом со снегом.

Читая практически любую сказку, можно найти в ней ценность вежливости. Можно это рассмотреть и в мультипликационных сюжетах и детских фильмах. Обращайте внимание ребенка на эти этические моменты, обсуждайте с ним поступки сказочных героев.

Многие сказки учат ребенка быть более терпимым и вежливым. А можно придумать сказку специально, чтобы иллюстрировать ту или иную форму вежливого поведения. Эти сказки должны быть простые и достаточно короткие (чем меньше ребенок, тем короче). Сказка – это тот же игровой сюжет, но без игрушек. Вы можете придумать сказку вместе, а потом и поиграть в нее, а можете рассказывать игровой сюжет как сказочный.

История для обсуждения

Для детей более старшего возраста (5-6 лет) в качестве воспитательного средства подойдет «история для обсуждения» (хотя ценность игры и сказки полностью сохраняется). Она конструируется так же, как игра и сказка, т.е. имеет в основе какой-то сюжет, связанный с той нормой вежливости, которую мы хотим донести до малыша. Но героями в ней являются уже не звери, а люди. Пусть главный герой будет того же пола, что и ваш ребенок. Договоритесь, что когда малыш поймет, что герой действовал вежливо, он должен хлопнуть в ладоши. А когда невежливо – топнуть ногой. Делайте паузы в тех местах, где вы ждете реакции ребенка. Вот, например, такая история.

 Рано утром мама пришла будить своего сына Сашу (или дочку Свету). Ему нужно было собираться в садик, а маме – на работу.

 «Доброе утро, сынок! Вставай, умывайся», — сказала мама. Но Саша сказал: «Не собираюсь вставать! Я спать хочу!» Наконец, после долгих уговоров Саша встал с постели. Когда он проходил по коридору, встретил бабушку и сказал ей «Привет, бабуля!» По дороге в сад Саша увидел девочку из своей группы, но сделал вид, что ее не заметил. Когда Саша вошел в группу, он громко сказал детям и воспитателю: «Здравствуйте!» Пока дети играли в игрушки, девочка Катя случайно задела стакан с карандашами и они рассыпались, но Саша сказал: «Давай я тебе помогу их собрать!» На прогулке Саша случайно толкнул своего друга, но не извинился. Вечером, когда за ним пришла мама и он оделся, Саша громко попрощался с ребятами и воспитателем, сказав «До свидания, до завтра!»

Вы сами можете придумать такие истории про посещение театра, гостей, поликлиники. Важно, чтобы в истории были не только отрицательные проявления, но и правильные поступки, чтобы внимание ребенка сохранялось, и он учился оценивать, что хорошо, а что плохо. Если история будет содержать, лишь «плохие» поступки, внимание ребенка притупится, и он будет автоматически осуждать героя, почти не слушая историю. Такие истории хорошо рассказывать, когда вы вместе с ребенком куда-то едете или ждете приема врача в поликлинике. В общем, они не дадут ребенку заскучать и принесут пользу.

 Игра «Волшебные слова»

Эта игра позволит ребенку узнать больше вежливых слов и выражений. Конечно, то же самое можно сделать и в игре, и в сказке, и в истории с обсуждением, но с помощью игры ребенок может понять, как много вежливых слов и выражений существует в русском языке.

Вариантов игры очень много. Вы можете придумать и свой вариант. Главное – это соревновательный момент и цель: вспомнить как можно больше вежливых слов и выражений. Можно рекомендовать родителям перед игрой самим вспомнить и записать эти «волшебные» слова. Должно набраться не меньше 20-25 слов. Попробуйте, это не так просто!

Рекомендуем:  Ключевые причины использования физического наказания в воспитательном процессе

Вариант первый: «Командная вежливость». Если в гости к вам пришли дети, разделите их на 2 команды. В каждой команде может быть взрослый, но он вступает в игру только тогда, когда дети уже не могут ничего нового предложить. Кто первый – решает жребий. Говорить может любой из членов команды. Цель – назвать как можно больше вежливых слов и выражений. Побеждает та команда, которая назвала последнее слово. Таким же образом вы можете играть вдвоем с ребенком.

Вариант второй: «Вежливые вышибалы». Вы, конечно, помните, игру в вышибалы. Цель игрока – перейти на другую сторону, а ведущего, стоящего посередине – не дать ему этого сделать. Чтобы беспрепятственно перейти на другую сторону, в «вежливых вышибалах» нужно назвать «волшебное» слово или выражение. Слова повторять, конечно же, нельзя. Уже поиграв в такую игру несколько раз, дети хорошо усваивают вежливые слова. Вы можете модифицировать эту игру, если играете вдвоем с ребенком, просто перебрасывая мяч друг другу.

Вариант третий: «Награда за вежливость». Вы можете играть вдвоем с ребенком. За каждое названное слово начисляются баллы. Можно давать магнитик и крепить его на холодильник. Чья линеечка из магнитиков будет длиннее? Также вы можете вырезать из бумаги два цветка разного цвета, но с одинаковым количеством лепестков. За каждое названное слово – лепесток. Чей цветок окажется пышнее?

Конечно, в любой из игр названные слова повторять нельзя. Когда наступает ваша очередь, старайтесь употребить слово или выражение, которое, как вы думаете, неизвестно ребенку или пока не «закрепилось» в его речи. Таким образом, вы сможете расширить его кругозор вежливости.

Поскольку вежливость не является врожденным качеством, ее понимание и воспитание в разных семьях происходит по-разному. Французские эксперты – Аньес де Виарис (Agnès de Viaris), семейный психолог, автор книги «Повторная семья. Руководство по гармоничной жизни» и Фредерик Рувийуа (Frédéric Rouvillois), профессор права в Университете Париж Декарт, автор книги «История вежливости: от Революции до наших дней» – готовы помочь в постановке задач и достижении результатов в этом непростом вопросе.

Как обучать детей вежливости дома

Известно, что первые зачатки вежливости закладываются в семье. Практически правила вежливости для детей преподносятся близкими, а потом уже социумом. Карапуз неосознанно копирует поведение своих мам и пап. Родители могут воспользоваться этим и ненавязчиво прививать первые правила этикета, например, если каждый вечер желать чаду спокойной ночи, а после пробуждения доброго утра, благодарить за добрые дела, просить прощения в неловких ситуациях, то дети уже с младенчества будут вести себя так же. Как еще можно рассказать детям про вежливость? По советам специалистов используем детскую «азбуку вежливости»:

«Вежливые» игры

Игра – метод самый доступный для понимания и формирования у крохи необходимых навыков вежливости, так как является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Наиболее эффективными в уроках вежливости для детей будут сюжетные игры: «Накормим куклу», «День рождения мишки», «Магазин», «Купание куклы», «Водитель автобуса», «Путешествие» и подобные им. Такие любимые игры дошколят учат их правилам вежливости и хорошим манерам. Даже для самых маленьких можно создавать игровые ситуации, в которых малыш будет учиться этикету.

Например:

  • Возьмите куклу или плюшевого мишку, протяните его лапку и скажите: Здравствуй! Ребенок протянет руку в ответ и ответит.
  • Передайте при помощи игрушки любой предмет и скажите: Пожалуйста, это тебе! Карапуз должен сказать: Спасибо!
  • Дети очень любят стишки, можно поиграть с игрушками, задавая вопросы про вежливость и хорошие манеры в стихотворной форме:

Кто из вас, проснувшись бодро, “С добрым утром!” скажет твердо? (игрушки «отвечают» маминым голосом: это я, это я, это все мои друзья!)

Кто из вас, скажите, братцы, Забывает умываться? (аналогично: это не я…)

У кого из вас в порядке, Куклы, книжки, шоколадки? (игрушки отвечают)

Кто из вас в трамвае тесном Уступает старшим место?

Кто из вас молчит, как рыба, Вместо доброго “спасибо”?

Кто быть вежливым желает, Малышей не обижает?

«Вежливые» загадки

Дошкольникам нравятся загадки в стихах, когда в конце фразы можно подставить правильное слово и закончить рифму. Подобные загадки помогают ненавязчиво закрепить правила вежливости для детей:

  1. Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома – не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче:… (Здравствуй).
  2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь, разомкнуть свои уста и сказать:… (Пожалуйста).
  3. Если словом или делом тебе помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить:… (Спасибо).
  4. Говорить друзьям не лень, улыбаясь:… (Добрый день).
  5. Друг другу на прощание мы скажем:… (До свидания).
  6. Друг друга не стоит винить, лучше скорее всего… (Извинить).
  7. Когда виноваты, сказать вы спешите:… (Прошу вас, пожалуйста, извините).
  8. В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше… (Не перебивай).
  9. Зазеленеет старый пень, когда услышит:… (Добрый день).
  10. Если друг встречает друга, жмут друзья друг другу руку. На приветствие в ответ каждый говорит:… (Привет).

Просмотр мультфильмов

Существует много добрых мультиков, которые можно просмотреть совместно с крохой, например, про Винни-Пуха, Дюймовочку, Чебурашку и др. После просмотра обсудите правильные или неправильные поступки героев. Пусть малыш выскажет свое мнение по этому поводу. Слушайте, не перебивая, это тоже элемент воспитания вежливости. Если вы считаете, что его мнение не совсем правильное, мягко объясните неверные моменты.

Чтение книг

Читая старые добрые сказки или авторские рассказы, можно извлечь из них уроки вежливости. Например, произведения Н. Носова, В. Осеевой, Г. Шалаевой, В. Степанова и многие другие помогут понять, что такое вежливость для детей. Довольно актуально в отношении хороших манер произведение Носова про Незнайку в Солнечном городе. Или сказки «Два жадных медвежонка», «Морозко», «Вежливый кролик».

Многочисленные стихи о вежливости учат уважению к старшим, заботе о младших. Чтобы малыш их запомнил, они должны иметь хорошую рифму и сопровождаться красочными картинками. Например, всем известно стихотворение Самуила Маршака «Урок вежливости», где говорится о медвежонке, который учился вежливости. Интересно прочитать деткам произведение Агнии Барто «Любочка». После прочтения книг, обязательно обсудите с малышом героев, их поступки, позадавайте ему ненавязчиво вопросы. Так вы можете убедиться, что ребенок действительно слушал и понял, о чем это произведение.

Пословицы

В культуре каждого народа обязательно есть и другие фольклорные формы, кроме сказок, которые также помогут закрепить правила вежливости для детей. Вы можете почитать пословицы про доброту и вежливость, малыши быстро их запоминают:

  • Про доброе дело говори смело.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Не мудрен привет, а сердце покоряет.
  • Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  • Как проживёшь, так и прослывёшь.

С чего начинать?

Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.

Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.

В обучении вежливости детей нет мелочей, всё, что касается взаимоотношений, требует внимания. Правила вежливости для детей включают приёмы обращения, знакомства, приветствия, знакомства.

В общении необходимо помнить о «неравенстве» между взрослыми и детьми, присутствующими и входящими в помещение, девочками и мальчиками, ожидающими и опаздывающими.

Ребёнок должен понимать, что физические недостатки людей — не повод для насмешек; обращаться к сверстникам и младшим нужно по имени, к взрослым — по имени и отчеству. Нужно обращать его внимание на то, что высказывать открыто и бурно свои негативные эмоции почти всегда неуместно. И что высший показатель проявления вежливости к окружающим — сдержанность.

Характеристика понятия

Вежливый человек – это индивид, соблюдающий правила приличия, этикета, учтивый, обходительный, понимающий.

Такие люди наделены следующими качествами:

  • способностью тактично коммуницировать с окружающими людьми;
  • умением находить компромисс в конфликтной ситуации;
  • навыком не только слушать, но и слышать другого;
  • возможностью принять противоположную точку зрения.
Рекомендуем:  Воспитание ребенка до года: главные советы родителям

Воспитанный человек, находясь в обществе, чувствует себя комфортно. Ведь он владеет особым инструментом, который помогает выстроить правильные взаимоотношения.

Чтобы научить вежливости ребёнка, и сделать это естественно, нужно «вложить» в кроху правила этикета, хорошего тона, нормы правильного общения.

Критерии оценки вежливости

У каждого родителя своё понимание учтивости, обходительности.

Для кого-то вежливый ребёнок – тот, кто вовремя произносит слова вежливости, для других – тот, кто спокойно ведёт себя в общественных местах, для третьих – это умеющий ждать и занимать себя малыш. Эти толкования сходятся в одном – в знании и в соблюдении границ.

Взрослым стоит помнить, что деликатность (не вежливость) – врождённое качество, которое нельзя привить искусственно. Можно лишь ознакомить ребёнка с этой чертой, и вызвать в нём собственное желание быть таковым.

Учтивый ребёнок осознаёт свои границы дозволенного, он не ставит окружающих в неловкое положение. Малыш осведомлён, что каждое его слово и поступок так или иначе отражается на других людях.

Такие дети быстро социализируются и включаются в социальную жизнь. Вежливость способствует гармоничной адаптации в обществе.

Воспитание вежливости: чья задача?

Когда ребенок демонстрирует вопиющую невоспитанность, родители часто не признают свою вину и перекладывают ее на воспитателей, учителей, окружение своего ребенка или даже на характер самого ребенка. Однако в первую очередь воспитание вежливости является, безусловно, задачей родителей, хоть это и бывает непросто. Почему можно говорить «Эта тётя красивая», но нельзя «Эта тётя страшная»? Почему нельзя говорить «Это невкусно», а нужно «Я такое не люблю» (и в любом случае хотя бы попробовать)? Аньес де Виарис: «Именно родители должны заниматься воспитанием вежливости как способности проявлять понимание к другим людям и адаптироваться к окружающему миру». Фредерик Рувийуа подтверждает: «В идеале, родители должны воспитывать вежливость с помощью косвенных приемов, демонстрируя вежливое обращение в семье, с соседями и знакомыми на собственном примере, ведь теория без практики не принесет никаких результатов».

Важно также понимать и основной механизм вежливости и хорошего тона, который необходимо передать детям: к разным людям мы обращаемся по-разному. Нельзя одинаково разговаривать с другом, соседом и учительницей. Ключевой принцип при этом – уважение себя и других. Но что значит проявлять уважение? Это значит:

– соблюдать приличную речь и адаптировать ее к своему собеседнику; – стараться не делать замечаний, чтобы не причинять дискомфорт собеседнику; – уметь слушать; – не быть навязчивым, проявлять такт; – не вести себя громко в транспорте и других общественных местах; – уметь извиняться; – проявлять интерес к собеседнику.

Однако, несмотря на усилия родителей, дети иногда ведут себя невоспитанно, и даже из рук вон плохо. Почему? Потому что всегда есть соблазн неожиданно удивить сверстника или взрослого неподобающим поведением и посмотреть на реакцию. Иногда детям хочется преодолеть запрет: что будет, если сказать плохое слово? Если не сказать «спасибо»? К тому же, дети очень любят, когда взрослые обращают на них внимание, и готовы прибегать к любым способам, которые его привлекут (даже если для этого нужно плохо себя вести).

Поэтому нельзя идти на поводу у подобных проявлений: если ваш ребенок плохо себя повел, отругайте его, объясните ему, что он сделал неправильно, но не заостряйте внимание на этом, если не хотите, чтобы единичный случай перерос в привычку. В то же время, продолжайте быть для него примером вежливого поведения, и когда ребенок снова начнет хорошо себя вести, не забудьте похвалить его. По словам Аньес де Виарис, «нет четкого списка приемов для воспитания вежливости, по большей части это вопрос здравого смысла; нужно объяснять, почему правила именно такие и наказывать за их несоблюдение. Само собой, главная проблема – это авторитет. Без родительского авторитета невозможно заниматься воспитанием».

Несколько приемов, которые могут помочь: – отвечайте на вопросы, объясняйте детям почему одно делать можно, а другое – нельзя; – не реагируйте на просьбы ребенка до тех пор, пока он не прибавит «пожалуйста»; – напоминайте ему о вежливости в отношении других: «ты ничего не забыл сказать?», «а волшебное слово?»; – не забывайте о собственном примере: демонстрируйте манеры повсюду (даже в гостях у тети, даже на приеме у доктора или на кассе в магазине); – читайте вместе с ним сказки о вежливости, чтобы идея усвоилась в развлекательной манере, в комфортной для ребенка атмосфере. Дети должны усвоить золотое правило: «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

Советы родителям

  • Бывает так, что ваше чадо начинают учить посторонние люди, что делать в этом случае? Даже если вы знаете, что он неправ и вел себя некрасиво, проявите сдержанность и постарайтесь достойно выйти из ситуации. Для ребенка такие моменты могут быть поучительными. Не стоит опускаться до склок и разбирательств. Вежливо ответьте, что вы разберетесь и поговорите со своим малышом сами.
  • Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
  • Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
  • Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками. Если дошкольник поступил нетактично, прежде чем делать замечание, выясните, по какой причине он сделал именно так. Возможно, такому поведению есть свое объяснение. Это может быть стеснение или плохое настроение, незнание правил. Если вы не научитесь понимать своего малыша, в дальнейшем будет трудно налаживать с ним контакт.
  • Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры. Оформите их красочно, повесьте в доме на видном месте. Дошколенок лучше уясняет слово в сочетании с наглядностью.
  • Важно, чтобы ребенок чувствовал уважение со стороны своих близких и родственников, только тогда можно рассчитывать на взаимность.
  • Несмотря на открытость и доброжелательность между детьми и родителями, каждый из них должен знать свое место. Если кроха переходит границы и начинает общаться с вами как со сверстниками, нужно деликатно его поправить.
  • Всегда проще одернуть кроху и отчитать за неправильное поведение. Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет. Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь. Тогда у него появится чувство благодарности, он захочет говорить такие слова, как спасибо, пожалуйста, научится хорошим манерам.

Что такое вежливость и её значение?

Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».

Человеку, наделённому этим качеством, свойственно:

  1. умение тактично и уважительно контактировать с людьми;
  2. способность находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях;
  3. искусство слушать противоположную точку зрения.

Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.

Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон, что такое этикет. С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.

Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.

Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.

Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.

Вежливость – основополагающая черта воспитанного ребёнка. Именно учтивость и порядочность помогают человеку добиться успеха, вызвать к себе симпатию.

Если прививать малышу деликатность с самого рождения, то он сможет пользоваться вежливыми словами уже после 2 лет. Знание и понимание норм поведения в обществе позволит ребёнку выстроить гармоничные отношения с окружающими людьми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: