Как правильно наказывать ребенка?

Дети не всегда ведут себя идеально, иногда они шумят, шалят, не реагируют на наши просьбы, мешают окружающим людям, дерутся с другими детьми, обманывают или хитрят. Но можно ли наказывать детей? Поможет ли наказание осознать ребенку ошибочность своего поступка и каким оно должно быть?

За что наказывают детей?

Казалось бы, все очевидно: наказывать детей надо за плохие поступки. Но прежде чем наказать, вспомните, точно ли вы объясняли ребенку, что так поступать плохо? Маленький ребенок может не понимать, что нельзя брать без спросу чужие вещи или топтать ногами сиденья в автобусе. Объяснить ему правила поведения в обществе и семье — прерогатива родителей. Сначала разъяснительная беседа, иногда и не одна, и только если она не поможет — наказание.

Прежде чем наказывать ребенка, убедитесь, что у него нет оправдательных причин для плохого поведения: возможно, он несносно ведет себя, так как сильно устал, проголодался или у него что-то болит.

С какого возраста наказывать ребенка?

Процесс воспитания начинается с первых дней жизни ребенка. Вспомните притчу, в которой женщина спросила мудреца, не пора ли ей начать воспитывать своего годовалого сына, а мудрец ответил, что один год она уже упустила.

Конечно, и разъяснительные беседы и наказание должны соответствовать возрасту ребенка: малыш должен на примере родителей изучать, что такое хорошо и что такое плохо, как поступать можно, а как — нельзя. Роль личного примера родителей в воспитании трудно переоценить.     Психологи даже советуют воспитывать не детей, а себя, ведь дети в любом случае будут похожи на нас.

Как нельзя наказывать ребенка?

  • Крик

Если родители постоянно кричат на ребенка, грубо его одергивают или говорят с ним на повышенных тонах, очень скоро ребенок адаптируется к такому способу общения и перестанет реагировать. Крик, а точнее, окрик можно использовать лишь в крайних случаях, когда ребенок совсем расшалился или совершает что-то опасное — тогда этот метод будет действенным.

  • Физическое наказание

К счастью, на вопрос «можно ли наказывать ребенка физически?» в большинстве семей сегодня отвечают отрицательно. Ни у кого не получится определить, где заканчивается «наказание» ремнем и начинаются побои, поэтому лучше не становиться на эту опасную дорогу и не задумываться всерьез, можно ли наказывать ребенка ремнем. Ведь существуют более гуманные и действенные способы повлиять на его поведение.

  • Оскорбления

Почему нельзя наказывать детей словом или шутливой кличкой? Называя ребенка дураком или балбесом, родители приклеивают ярлык, который часто остается на всю жизнь. Ребенок привыкает быть «глупым» и не стремится исправиться. В то время как похвала часто стимулирует вести себя лучше, чтобы похвалили еще раз.

  • Бойкот и игнорирование

Некоторые родители игнорируют ребенка после проступка и не реагируют на его попытки примириться или заглянуть в глаза. Такой метод если и можно использовать, то лишь непродолжительное время, так как для ребенка очень важно чувствовать, что родители принимают и любят его несмотря ни на что. Бойкот — чрезвычайно жестокий метод наказания.

Как избежать наказания ребенка?

На вопрос «стоит ли наказывать детей» можно дать и отрицательный ответ. Возможно, вам удастся договариваться со своим ребенком и традиционных наказаний получится избежать. К этому надо стремиться.

  • Объясните, что вы недовольны поведением ребенка, оно вас расстраивает. Спросите его, считает ли он сам, что поступил правильно? Почему?
  • Не запрещайте «просто так»: нельзя, потому что нельзя — это не аргумент для ребенка. Обязательно поясните, почему именно нельзя.
  • Предложите альтернативу: нельзя рисовать на обоях, зато можно в альбоме, нельзя отнимать игрушки у других детей, зато можно поменяться.
  • Нужно ли наказывать ребенка за громкий смех или прыжки по дивану? Вспомните о его возрасте: если ребенку два-три года, такое поведение естественно для него.
  • Держите свое слово: если один раз простили, но обещали, что в следующий раз накажете за подобное, — наказывайте.

     Если разговоры не помогли и проступок совершен, важно, чтобы это не осталось без внимания родителей.

Как правильно наказывать ребенка?

  • Наказание должно быть незамедлительным

Не откладывайте разговор о проступке на потом — у детей короткая память, и позже ребенок просто не вспомнит и не поймет, за что его наказывают. Или, что еще хуже, из-за отсрочки наказания подумает, что поступил правильно и в следующий раз можно делать точно так же.

  • Наказание должно быть аргументированным

Вы должны сообщить о своем недовольстве поведением ребенка, обиде на его действия и нежелании разговаривать с ним или продолжать участие в его играх. Следует объяснить, что именно ребенок сделал неправильно, каким образом вы его теперь накажете (а лучше, как он может исправиться).

  • Вся семья должна придерживаться единой тактики поощрений и наказаний

Понятия о том, как может вести себя ребенок, а как нет, должны быть едиными у всех членов семьи, обсудите это заранее. Недопустима также ситуация, когда мама наказала, а бабушка заступилась и пожалела.

  • Наказание должно быть недолгим

Как наказать ребенка за непослушание? Возьмите тайм-аут! Отправьте ребенка посидеть в одиночестве в другую комнату или уйдите из комнаты сами хотя бы на 5 минут. Но эти 5 минут должны быть действительно наказанием, так как, если вы отправляете ребенка «подумать» в соседнюю комнату, где полно игрушек, он будет там не думать, а играть.

  • Наказание должно быть реально и напрямую связано с проступком

Если ребенок дерется с другими детьми, надо уводить его с площадки, а не лишать сладкого или пугать бабайкой.

Некоторым родителям претит само слово «наказание». Наказывать ли детей вообще и как надо наказывать детей — каждый родитель решает для себя сам. Но стоит помнить, что безнаказанность и вседозволенность порождают новые проступки. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок влился в общество и вырос порядочным и справедливым, регулировать его поведение придется — и не только с помощью поощрений, но и с помощью наказаний.

Содержание

Как правильно наказывать ребенка и стоит ли?

Успешный, счастливый, уверенный в себе ребенок – это естественное желание любящих родителей. Но каждый ли из них задумывался над тем, что собственноручно можно сделать из него агрессивного, вражески настроенного или абсолютно неуверенного в себе взрослого? И что в таком случае его ожидает в будущем?

Взрослые должны понимать, что в силу своего возраста дочь или сын может не все понимать. Отсюда и проступки, которые нередко огорчают мам и пап. Вместо того чтобы бездумного наказывать, ставить в угол за плохие оценки или бить ремнем, попробуйте найти более лояльный способ решить проблему.

Мы рассмотрим советы, которые помогут сделать наказание эффективным и правильным, при этом психика ребенка будет не сломлена, а личность не угнетена.

Справедливое наказание

Во многих случаях наказание зависит от настроения, эмоционального состояния взрослых. И это категорически недопустимо. Ведь в данном случае сами мамы и папы вводят свое чадо в заблуждение.

Рассмотрим это на следующем примере. Сын провинился в школе (переговаривался с учителем, прогулял урок или получил плохую оценку). Он приходит со школы, а в семье в этот день какое-то праздничное мероприятие. По причине того, что родители пребывают в хорошем настроении, наказание отменяется.

Через какое-то время ситуация повторяется. Сын идет домой с осознанием того, что все в порядке, родители его простят и поддержат, как это было в предыдущий раз. Но по приходу домой, оказывается, что за совершенный поступок он понесет наказание. Почему? Да потому что взрослые сегодня пребывают в плохом настроении, они устали на работе.

И какой сын сделает вывод? Он его не сделает, потому что запутается в непоследовательных действиях взрослых. Наказание должно быть всегда справедливым, не зависеть он внешних факторов.

Лояльное наказание без оскорблений

Для того чтобы малыш вынес урок, совсем необязательно всевозможными способами оскорблять, унижать и запугивать его. Он должен понимать что, несмотря на свой поступок, родители по-прежнему его любят.

Прибегая к оскорблениям, мы наносим удар по детской психике. В этом случае наказание не будет эффектным, ведь кроха затаит обиду на взрослых. На фоне этого осознание своей вины не произойдет. То есть ритуал наказания окажется абсолютно напрасным. Его результатом станет выплеснувшая гнев мама (папа) и обиженный, обозленный, ничего не понимающий ребенок.

Вместо того чтобы опускаться до оскорблений, с детьми нужно говорить с уважением. Тогда и он них можно требовать такого поведения. Дети должны понимать, что их поступок некрасив, но они по-прежнему остаются личностью, мама и папа их любят и уважают.

Нужно стараться вести себя с ребенком позитивно, говорить спокойно и выбирать справедливое наказание.

Отказ от негативных прогнозов

Ребенок должен понимать, за что он несет наказание. В некоторых семьях при наказании детей, взрослые начинают их отчитывать и прогнозировать поведение в будущем. На фоне этого карательные меры принимаются уже не за то, что совершил малыш здесь и сейчас, а за то, что он может сделать в будущем.

Для того чтобы не повторить эту ошибку, стоит отказаться от составления негативных прогнозов, касающихся будущего детей. Это абсолютно бессмысленно, а также откладывается в их памяти.

Определение цели наказания

Родители должны осознавать, с какой целью они наказывают малыша. Возьмем в качестве примера ту же плохую оценку, которую дочь получила в школе. Прежде чем наказать ее, ограничить в чем-либо, необходимо дать понять, с какой целью все это происходит.

Цель должна быть понятна и родителю, и ребенку. Опираясь на нее взрослому человеку нетрудно составить план действий, который даст понять дочери, что от нее требуется или с какой целью родитель поступил именно так.

Если вы преследуете цель донести до дочери то, что образование играет важную роль в современном мире – скажите об этом прямо. Если же плохая оценка – это результат недостаточной подготовки к уроку – объясните это.

Рекомендуем:  Разница в воспитании мальчиков и девочек

Только понимая, с какой целью дети несут наказание, в будущем они смогут предотвратить повторение определенной ошибки.

Отказ от эмоционального насилия

Иногда эмоциональное насилие может быть в разы серьезнее и травматичнее для детской психики, чем физическое. Почему так происходит?

В состоянии гнева, на эмоциях родитель начинает ругать провинившегося малыша. Он акцентирует внимание на том, что за такой поступок последует наказание (это может быть ограничение в общении с друзьями, отказ в покупке того, о чем малыш мечтал и прочее). Кроме этого продолжается эмоциональное давление. На протяжении определенного времени мама или папа продолжают гнобить сына или дочь, говорить о том, насколько плох этот поступок, как огорчил их.

Такое поведение взрослых приводит к тому, что дети начинают таить обиду и за наказание, и за оскорбления, которые звучат с уст самых родных людей.

Вместо того чтобы упрекать детей, следует сказать всего один раз, за что они несут наказание, какого результата родители ожидают от этого мероприятия. При этом ребенок должен чувствовать поддержку и любовь своей семьи.

Отказ от физического насилия

Последствия физического наказания для детей могут быть необратимы. Ребенок напуган, он не понимает, почему родители так огорчены, что применяют к нему силу. Обычный шлепок по попе, незначительное потрясывание или прикосновение в состоянии гнева, раздражительности может оставить неизгладимый след в его памяти.

Ни в коем случае нельзя бить детей с целью наказания. Если это делать, можно окончательно сломать его психику, посеять в его сердце зерно ненависти на собственных родителей. Ни о каком доверии, взаимопонимании и уважении и речи идти не может.

В будущем малыш, к которому было применено физическое насилие, вырастает неуверенным в себе человеком, испытывающим сложность с коммуникацией, адаптацией и многим другим.

Сами родители, не понимая того, калечат судьбы своих детей:

  • Наказывая маленького мальчика, они учат его тому, что прав тот, кто физически сильнее. В будущем из него может вырасти агрессивный мужчина, который будет издеваться над своими детьми, женой, родителями.

Обратная сторона медали – это неуверенный в себе мужчина, которого «сломали» в детстве. Он всего боится, не хочет лишний раз ни с кем общаться.

  • Применяя физическую силу к девочке, мы заведомо настраиваем ее на то, что это нормальное явление. В будущем она будет думать, что рукоприкладство со стороны мужа – это тоже норма.

Если вы эмоциональный человек, и не всегда можете сдерживаться, поработайте над этим. Старайтесь не принимать решение сгоряча. Если вас огорчил малыш, выйдите в другую комнату, успокойтесь, обдумайте ситуацию и только потом принимайте решение о мерах наказания.

Научитесь находить выход из неприятной ситуации

Во время решения проблем не стоит ограничиваться исключительно наказанием. Для того чтобы ребенок понял, с какой целью он его несет, родители не должны оставлять его один на один со своей проблемой и переживаниями.

Вместо этого сядьте и поговорите вместе. Дайте малышу возможность высказать свою точку зрения, касательно случившегося, почему он так поступил и как в дальнейшем этого можно избежать. Для многих родителей, особенно старой закалки, будет новостью то, что с детьми очень легко договариваться. Достаточно найти подходящие слова и показать, что мама и папа не враги, они всегда будут на стороне своих детей.

Дети, с которыми родители разговаривают и учитывают их мнение, учатся доверять.

Ответственность за сказанное

Очень часто от родителей детей в возрасте 2–3 года можно услышать, что они начинают манипулировать ими, особенно когда речь идет о наказании. Но это не совсем так. Дело в том, что во 2 год жизни ребенок не способен на это, так как левое полушарие его мозга еще работает недостаточно хорошо.

Объяснить такое поведение в этом возрасте, имеющее сходство с манипуляцией, можно банальной эмоциональностью. Ведь сейчас малыши практически все делают на эмоциях.

Иначе дела обстоят с детьми, которым исполнилось 7–9 лет. В этом возрасте они уже понимают, что для того дабы избежать наказания, можно изменить свое поведение, сказать взрослым с десяток раз волшебное слово «Извини», что такого больше не повторится и с видом мученика уйти.

Если ребенок начинает устраивать такие показательные выступления в возрасте 7–10 лет, их нужно пресекать на корню. Как? Не реагировать на это. Если вердикт уже был вынесен, то отменять его нельзя. В противном случае дети почувствуют свою безнаказанность, и в дальнейшем будут прибегать к этой схеме решения проблемы. Привести это может к серьезным последствиям.

Родители должны понимать что, только понеся правильное наказание, дети смогут переосмыслить свои поступки и в дальнейшем больше их не совершать. Если же ребенок действительно раскаивается, жалеет о случившемся, делает это искренне – родители могут его поощрить. Для этого можно несколько смягчить наказание, сократить его продолжительность, но всего должно быть в меру.

Донести до детей нужную информацию можно без крика, упреков, физической силы. Ведь для них родители – это самое дорогое, и когда они начинают применять силу, унижать и обзывать – дети чувствуют боль, разочарование и обиду, которая останется в сердце на всю жизнь.

Как правильно наказывать ребенка

Как наказать ребенка за плохое поведение. 5 правил воспитания. Как правильно наказывать ребенка, не травмирую психику. Личный опыт, полезные советы, нетривиальные способы. Наказание — важный инструмент в воспитательном процессе и формировании личности ребёнка.

Но правильно ли мы понимаем значение этого слова? В первую очередь, это наставление, о чем многие родители забывают, используя телесную форму наказаний, которые, по мнению Ушинского, показывают «несовершенство искусства воспитателя», т. к. «основываются на одном страхе, чувстве боли».

В качестве же профилактики нарушений поведения он предлагал » разумно устроенную деятельность», где нет места скуке. Именно скука — источник многих детских пороков, по мнению известного педагога. Ю. Гиппенрейтер так же пишет, что проявления плохого поведения можно минимизировать или вовсе их избежать, если соблюдать

5 правил воспитания

Напомним их:

  1. Будьте примером счастливого и успешного человека для своих детей.
  2. Давайте ребёнку свободу в развитии.
  3. Позвольте ребёнку учиться на своих ошибках.
  4. Не превращайте учебу в обязанность.
  5. Отпустите ситуацию.

Однако до сих пор некоторые родители лупцуют своих детей и находят тому «обоснованные» оправдания:

  1. «По-другому он не понимает!» Каждый вечер наши соседи (глава семьи) вступают в неравный бой с сыном-пятиклассником. Ребёнок отказывается учить уроки, спорит, огрызается, но,получая тех самых «волшебных пендюлей», за полчаса все выполняет.Галина, мама мальчика, предпринимает всякий раз попытки «добром» заставить сесть сына за домашнее задание, но, сокрушаясь, признается, что, видимо, по-другому сын не понимает, раз на него действует только грубая физическая сила отца.Задумайтесь, а проблема-то решена? Нет! Конечно, сиюминутный результат получен, но ведь ситуация повторяется, шлепки становятся ожесточеннее, а поведение мальчика не меняется! Отец рассчитывает, что ударив сына, дает ему урок «Не делай так, это плохо!», и сын этот урок усваивает, но совсем иначе «Раз меня снова бьют, я плохой! И стараться нечего!» и бессознательно ведёт себя по-прежнему из рук вон плохо. А уставшему папе далеко до «высоких материй»: это же труд — пытаться выяснить истинную причину поведения, разобраться в чувствах сына. Проще наподдавать хорошенько этому строптивцу, чтоб уж наверняка дошло- и вернуться к своим делам, своей жизни. Это не ребёнок по-другому не понимает, это взрослый бессилен пойти по другому пути.
  2. «А то вырастет маминым сынком!» Признаться, этот аргумент некоторое непродолжительное время я слышала от супруга, когда устав от бесконечных разъяснений, он брался за ремень, а я выражала протест против этого пусть нечастого, но все же насилия над сыном. Сын действительно бывает неуправляем, но к хорошим последствиям применение силы не привело.Он стал периодически поднимать на меня руку, обижать сестру. И логичным продолжением этой истории вполне могло стать решение всех своих проблем через физическую силу: в школе, затем на работе, в собственной семье. Мы вовремя остановились, отказавшись от этой пугающей перспективы- быть потом побитыми собственным повзрослевшим сыном.Для ребёнка причинение боли самыми близкими людьми — это психотравма. Разве чувствует он себя этот момент сильным? Нет. А вот униженным -да. Противостоять нельзя- получишь ещё сильнее и больнее, поэтому надо приспособиться и терпеть и научиться скрывать свои проступки. Из таких детей нередко вырастают взрослые, обременённые комплексом неудачника.
  3. «Меня били — и ничего…» «Вырос нормальным человеком», — обычно продолжают фразу те, кто перенёс методы воспитания своих родителей в отношения со своими детьми. Спорить не будем, встречаются среди тех, кто в детстве прошёл через боль, страх и унижение, хорошие люди, только это «не благодаря», а «несмотря» на подобные карательные меры.Большинство «битых» зарекаются не бить своих детей, но есть и те, кто по инерции продолжает утверждать то самое «меня били — и ничего».Особенно плачевна судьба девочек, которым папа привил урок «бьет-значит любит», потому что в замужестве они часто терпят тиранию со стороны мужа и не в силах противостоять ему даже словесно, когда тот поднимает руку на детей.

Физическое наказание детей воспитывает в них неуверенность в себе, лживость, трусость, недоверчивость, склонность к агрессии, озлобленность, жестокость и эмоциональную черствость.

По отношению к беззащитному ребёнку подобные карательные меры являются насилием! Это ошибочное мнение, что наказание должно вызвать отрицательную эмоцию, и тогда ребёнок впредь не станет так себя вести.

Наказание — это прежде всего сигнал о нарушении установленного правила, социальных норм, оговорённого порядка.

Смысл его — сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьезность.

Конечно, наказание может расстроить ребёнка, но смысл не в том, чтобы заставить его испытать страх или обидеть, а в том, чтобы заставить задуматься над своим поведением, осознать, что именно он сделал не так и почему это плохо.

Родитель в таком случаем- блюститель установленных правил и защитник моральной ценности, а не диктатор, а само наказание предполагает сознательность ребёнка в формировании его личности, а не направлено на получение мнимого результата.

Самый ценный вид наказания есть следствие проступка. В этом случае ребёнок наказывает сам себя, учителем становится жизнь.

В новогодние каникулы у нас было запланировано мероприятие с посещением спектакля, и в день Х старший сын устроил с младшим догонялки. Несколько раз малыш спотыкался и больно падал, и я просила прекратить игру. В конце концов, подгоняемый старшим, он с разбегу врезался в ребро стены, и на лбу появилась огромная шишка и стала расти.

Первая (и естественная) реакция — крикнуть что-то вроде «Я же тебе говорила! Посмотри, что ты натворил?! Никакой тебе елки!» Но я видела, что сын и без того расстроен и напуган. Было решено папу отправить с маленьким в травмпункт, а мы поехали на представление. Старший был обескуражен, что ему «не досталось» и все время интересовался, как Федя. «Жаль, что Федя не может поехать с нами… Это я виноват, да, мам?» Этот случай стал сыну хорошим уроком.

Рекомендуем:  Воспитание ребенка до года: главные советы родителям

Самым же распространённым типом наказания является условное следствие проступка. Формула их знакома всем: «Если ты не …, то я…» Если ты не сделаешь уроки, отец отключит интернет.

Если ты сейчас не уберешь свою кровать, никакой прогулки. Такие наказания неизбежны, но надо понимать, что они малоэффективны, поскольку не берут в расчёт сознательность самого ребёнка.

Какие же существуют «правильные» способы наказания?

  • Лишение приятного. Лишать нужно именно привелегии, а не основных потребностей! Видеоигр в выходные, похода в кино, сладостей.
  • «Исправительные работы». Для » вдохновения» приведём пример одной многодетной мамы, которая решила вопрос наказаний весьма творчески. Вместо наказаний как таковых — «лягушки». На оборотной стороне открытки с изображением этой живности написано «дело», которое нужно выполнить: поточить карандаши/ убрать игрушки на полке/ пропылесосить и т. д. При каждой провинности мама раздает детям «лягушек», кстати, они могут их выбирать или менять. При игнорировании «лягушек» — штраф: лишение компьютерных игр или сладостей.
  • Тайм-аут. Этот вид наказаний до сих пор популярен в детских садах, где за непослушание или проступок предлагают посидеть на стульчике и подумать над своим поведением. Мой сын- активный «заседатель». Об эффективности методики судить не буду и полагаю, что есть дети,которые действительно могут осознать неправоту своего поступка, находясь в изоляции и тишине. Но не в темной комнате!
  • Личное извинение. К этому способу прибегает мой супруг, когда проведя беседу с сыном о проступке завершает необходимостью принести извинение человеку, которого сын обидел, или исправить ситуацию, виновником которой он стал.
  • Игнорирование. Часто баловство- способ привлечь внимания. Не поддавайтесь на провокацию и предупредите, что, если ребёнок продолжит вести себя таким образом, вы перестанете с ним разговаривать. Когда у моего сына случается истерика, он не идёт на телесный контакт, не готов слушать доводы и не может остановиться, я выхожу из комнаты. Через некоторое время сын успокаивается, и мы обсуждаем этот неприятный эпизод спокойно. Крайностью такого метода является игра в молчанку, которая травмирует ребёнка.
  • Естественное наказание. Речь не идёт о том, чтобы ребёнок с молчаливого согласия родителя причинил себе вред, но есть смысл воспользоваться уроками жизни, если вы уверены в том, что ребёнок серьезно не пострадает и сможет сделать правильные выводы. Дочь не слушала мои просьбы не ходить по лужам без сапожек, и в конечном итоге я абстрагировалась: хочешь- да пожалуйста! Через полчаса ей стало «неудобно» в мокрых ботинках, и мы отправились домой, так и не дойдя до гостей, а потом лечили насморк. Назидательная речь не пригодилась.
  • «Временный арест». За серьезный проступок меня, будучи подростком, лишили прогулок и общения с друзьями. Это было единожды, и это сработало. Но если подобный вид наказания становится регулярным, то теряется весь его смысл, как было в семье моего одноклассника: он просто стал сбегать из дома, невзирая на запреты.
  • Сказка вместо наказания. Когда персонажи испытывают те же трудности и попадают в ситуации, схожие теми, в которых находится ребёнок, значительно легче понять ошибочность своих поступков и найти пути решения вместе со сказочным героем. Нам с детьми нравятся книги Стэна и Джен Беренстейн о жизни брата и сестры медвежат. Сын всякий раз, когда совершает проступок, а я начинаю отчитывать его, забывая о всех своих педагогических обещаниях, говорит: «Мама,а давай лучше как будто я медвежонок Вова, и я был не прав, и дальше целая история!»

Елена Островская, психолог, ведущая детско-родительских групп

Наказания — не такая уж страшная вещь, как принято думать: порой это необходимо для воспитания малыша. Но они применимы к детям постарше трех лет (скорее для детей 5-ти лет и старше). Причем вы не можете наказывать просто так, из-за плохого настроения. Наказание следует после серьезного проступка, нарушения каких-то правил. Ребенок должен знать: существует четкая и неоспоримая система правил (эти правила должны быть понятные для ребенка и оговорены заранее). Если он их нарушает, то родитель вправе применить меры. Обсудите с малышом, что вы считаете недопустимым в его поведении. Без угроз и скандалов. Наказывать нужно, лишая ребенка чего-то хорошего, а не делая ребенку что-то плохое.

Но вот в чем дело: в трехлетнем возрасте ребенок не поймет, о каких правилах вы говорите. Да и сами ситуации, когда он плохо себя ведёт, можно разделить на две группы:

  1. Он еще слишком мал и его капризы — это не стремление вывести родителей из себя, а, скорее, крик о помощи. Вероятно, он устал, перенервничал или не может справиться с какой-либо задачей.
  2. Есть и другой вариант — посредством своей истерики ребенок пытается защитить собственные границы, отстоять свои интересы и ценности.

Когда вы шлепаете трехлетку, вы сообщаете ему, что насилие в семье — это норма. И что помощи от родителей он может не ждать. Отправляем в угол — значит, отказываемся идти на контакт. Малыш начинает чувствовать недостаток заботы и любви, замыкается в себе. Это грозит психологическими проблемами в будущем.

Представьте, что чувствует тогда ребёнок: он брошен, не любим, плохой…

Но родители не должны забывать и о себе. Заявите ребенку: “Мы уважаем тебя, но и ты должен нас уважать”. То есть нельзя игнорировать плохое поведение. Если малыш швыряется в прохожих камнями, нужно отвести ребенка в сторону и напомнить о существующих правилах, сказать, что он мешает вам и окружающим людям. Также не поддавайтесь на манипуляции, покупая чаду игрушки и шоколадки. Естественно, кроха будет плакать, психовать и протестовать, ведь вы проводите границу, которую ему нельзя переступить. Стойте на своем, но делайте это без агрессии и злобы. Не отмахивайтесь от ребенка, ему действительно необходима ваша поддержка.

Как нельзя поступать

Важно, чтоб родители знали, как наказать ребенка, чтобы не нанести серьезный вред его психике.

Беда в том, что молодые и неопытные мамы и папы зачастую допускают ошибки, что приводит к обострению ситуации, иногда наносит серьезный вред психологическому здоровью малыша.

Вы должны учитывать, что неправильное наказание приводит к замкнутости ребенка, к частым протестам, нежеланию общаться с родителями, трудностями в учебе, в дальнейшем и в жизни.

  1. Не следует унижать малыша. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, тем более не обзывайте его.
  2. Нельзя наказывать карапуза такими мерами, как лишение еды, воды, обливание холодной водой, стояние коленями на крупе.
  3. Одновременно за ряд провинностей. Не нужно сразу принимать меры за несколько проступков, лучше выбрать самый серьёзный.
  4. Не применяйте публичное наказание. Такое действие приводит к серьезной психологической травме и боязни людей в будущем.
  5. Если уже высказались о наказании, не забирайте свои слова назад. Так вы только потеряете весь авторитет в глазах ребенка, и он перестанет серьезно относиться к вашим словам.
  6. Не стоит говорить малышу, что вы подумаете над способом наказания и озвучите его на следующий день. Карапуз будет сутки находиться в тяжелом нервном напряжении, а это ни к чему хорошему не приведет.
  7. Никогда не бейте ребенка, чтобы он не сделал.

Родители могут сталкиваться с ситуациями, в которых будет возникать вопрос, можно ли наказывать ребенка за совершение какого-то конкретного проступка? Малыша нужно пожурить, если он намеренно ведет себя так, как было запрещено.

В каких же случаях наказания недопустимо:

  • за проявление стандартных эмоций ревность к младшему братику, зависть чужим вещам;
  • если малыш познает окружающий мир: прыгает по лужам, разбирает предметы на детали;
  • не может сходить на горшок, за слабую память, за повышенную активность;
  • за проявления неврологических заболеваний;
  • за поступки по неосторожности, например, пролитый чай на ковер.

С какого возраста можно наказывать детей?

Как свидетельствует возрастная психология, малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей.

К примеру, японские родители вообще не наказывают детей до трёхлетнего возраста. До этого периода крохам разрешается буквально всё. Но после исполнения 3 лет жизнь ребёнка строго регламентируется, в том числе вводятся и наказания за проступки.

Несмотря на возрастные особенности, уже в жизни младенцев должны появляться строгие и чёткие запреты, которые, однако, не следует подкреплять телесными наказаниями. Например, ребёнку нельзя бить маму или совать пальчики в розетку.

Детей одного — двух лет также не стоит наказывать. В этом возрасте родителям лучше применять простое отвлечение, переводя внимание ребёнка на другой предмет или явление. Также следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя».

Примерно в 3 года ребёнок вступает в кризисный период, поэтому родители сталкиваются с протестами, первыми истериками, нежеланием подчиняться общим правилам.

Отвлекать малыша не всегда получается, а наказанием выступают прекращение игры или отказ от приобретения требуемой игрушки.

С трёх до пяти лет вводятся первые наказания, поскольку именно в этот период устанавливаются основные правила и дисциплинарные меры. Именно в этом возрасте ребёнок начинает стоять в углу или сидеть на стуле для провинившихся.

После 6 — 7 лет следует отменять телесные наказания, если таковые применялись прежде, так дети начинают чувствовать унижение от этих мер. Напротив, родителям следует обсуждать проступки, объяснять на примерах мотивы человеческого поведения, развивать сочувствие.

Для подростка стоит выбирать совершенно другие методы наказания, поскольку тинейджеры крайне чувствительны к мнению окружающих, склонны к максимализму. Как пример – лишение привилегий или ограничение общения с приятелями.

О наказании в разном возрасте

Итак, наказание все-таки должно присутствовать при воспитании. Но стоит определиться, когда и как их наказывать.

Наказание должно происходить после совершения поступка.

Наказывать стоит в исключительных случаях, если ребенок сознательно совершил поступок, зная что это плохо.

Важно также учитывать возраст. Малыши до 2,5-3 лет плохо осознают, за какие действия их накажут. Поэтому им лучше просто каждый раз напоминать, что можно, а что нет. Нельзя наказывать, если малыш даже не понял, за что.

Стоит учитывать возрастные нормы психики. Не нужно требовать от малыша взрослого отношения к различным ситуациям.

Например, дети часто ревнуют своих родителей друг к другу, не хотят делиться игрушками и прочее. Наказывать за это не нужно.

В раннем возрасте родители должны постоянно разъяснять малышу последствия его действий, помогать усваивать нормы поведения, принятые в социуме.

Рекомендуем:  Можно ли наказывать детей и как правильно это делать

Дети до пяти лет часто повторяют действия взрослых. Поэтому необходимо следить за своими действиями и окружающих его людей. Объяснять что можно, а что нет. Особенно важно показывать это своим поведением. Если ребенку что-то запретить, а самим это продолжать делать, то вряд ли он будет понимать, что это на самом деле нельзя.

Также при выборе наказания необходимо учитывать характер конкретного ребенка, его темперамент, эмоциональность.

Ведь одно и то же наказание разные дети воспринимают по-разному.

Стоит ли наказывать детей вообще

С одной стороны, если наказывать за каждый проступок, постоянно грозить отдать ребенка Бабе Яге или страшному волку, ставить в угол или оставлять в темной комнате, можно сделать из него забитое существо. Ребенок постоянно будет чувствовать себя несчастным и недостойным. Это убивает личность, понижает самооценку, развивает чувство недоверия к окружающему миру.

С другой стороны, полная вседозволенность приводит к убежденности, что вытворять можно все, что вздумается. Ребенок не научится разграничивать поступки на хорошие и плохие. Необходимо найти золотую середину и определиться с тем, за что обязательно нужно наказывать, а на что можно закрыть глаза.

Принципы и задачи наказания

Чаще всего ребенок, совершив плохой поступок, скрывает его не потому, что осознает, что поступил неправильно, а чтобы избежать поимки и наказания. Поэтому наказание должно, во-первых, дать ему понять, почему так непозволительно делать, а во-вторых, быть эффективным.

Адекватное проступку наказание способствует:

  • исправлению нежелательного поведения ребенка;
  • контролю за обозначенными ранее границами дозволенного;
  • поддержке авторитета родителей;
  • возмещению причиненного им ущерба (например, испачкал фломастерами стол – придется оттереть следы и не рисовать в течение двух дней);
  • предотвращению нежелательных поступков впредь.

Наказания в зависимости от возраста ребенка

Когда и как стоит наказывать детей – зависит от возраста. Взрослея, ребенок начинает осознавать причинно-следственные связи, то есть, понимать, за что именно понес наказание. Так, малыша бесполезно ругать через полчаса после шалости, а подростку будет понятно, чем он провинился и спустя неделю.

До 1 года запреты должны быть строгими и четкими, но телесным наказанием подкреплять их нельзя. К примеру, малыш должен понимать, что нельзя стукать маму кулачком или совать палец в розетку.

То есть, наказанием является просто строго убрать руку или насильно перенести ребенка подальше от розетки (заодно и полезно для физического развития – если хочет, пусть сам снова ползет к ней).

Дети до 2 лет еще не научились улавливать связь между проступком и дисциплинарными мерами, предпринятыми взрослыми. Наказания пока тоже не сработают, лучше переключить внимание ребенка на другое занятие или предмет, подкрепив действие интонационно словом «нельзя».

Период с 2 до 3 лет – кризисный. Проявляются первые протесты, истерики и непослушание. Это время надо просто пережить.

А вот с 3 до 5 лет родители уже могут, наконец, начать выпускать пар и наказывать ребенка! Его уже можно ставить в угол и садить в наказание на четверть часа на стульчик – он уже понимает, за что наказан, и терпеливо несет наказание, усваивая, что в будущем делать так больше не стоит. Иногда можно даже легонько шлепнуть.

Начиная с 6 лет телесные наказания и насильственное принуждение не делать чего-либо следует прекратить. В этом возрасте дети начинают испытывать унижение. И именно теперь уже можно не наказывать, а объяснять, в чем состоит нежелательность или опасность поступка на примерах других детей, людей – это развивает сочувствие. Приходит понимание, чем поступок был плох.

Нужно ли наказывать за поведение детей подросткового возраста – вопрос индивидуальный: все зависит от степени развития личности и характера. Рекомендуемые меры – лишение развлечений и ограничение в общении с приятелями.

В подростковом возрасте формируется самооценка, ребенок часто поступает плохо в расчете на внимание публики. Поэтому самая действенная мера – свести к минимуму факторы, провоцирующие на проступки.

Как правильно наказывать ребенка – советы:

  • Соблюдать последовательность – наказание должно настигать за одни и те же проступки. Игнорировать меру не стоит, даже если в данный момент некогда заниматься воспитательными работами.
  • Учитывать тяжесть проступка – за обычное баловство или шалость, совершенную впервые, предупреждение. За повторное нарушение – меры посерьезней.
  • Ограничивать длительность наказания – ребенку следует сообщить, на какое время он наказан.
  • Согласовывать наказание с супругом – иначе один будет позволять, а второй не разрешать. Вместо ощущения себя виновным, ребенок начнет манипулировать взрослыми.
  • Демонстрировать положительное поведение – родители должны поступать так же, как требуют от ребенка.
  • Учитывать особенности личности – к ребенку, склонному к меланхолии, применяются менее строгие меры, чем к сангвинику.
  • Наказывать наедине – без свидетелей, чтобы не снизить самооценку. (А вот хвалить детей надо прилюдно.)
  • Разработать ритуал примирения – чтобы после наказания у ребенка не оставалось осадка, и он точно знал, что прощен. Например, читать примирительный стишок или сцеплять с ним мизинчики.

Как нельзя наказывать ребенка

В вопросе выбора мер наказания есть табу:

  • нельзя наказывать физически (бить; заставлять приседать; ставить в угол не стоя, а на колени; обливать ледяной водой, не кормить и пр.);
  • недопустимо унижение публичным наказанием («пусть все полюбуются, какая ты бестолочь, стой в углу на глазах у друзей»);
  • не наказывать за несколько проступков сразу – из одновременно совершенных прегрешений выбирается самое тяжкое;
  • наложив наказание, не отменять его, иначе впоследствии страх наказания станет ослабевать и, в итоге, потеряет силу;
  • не делать в наказании отсрочку – это морально измучает ребенка, он будет с ужасом думать о том, что же его теперь ожидает.

Конструктивный подход к наказанию ребенка

Лучшими способами наказания детей, эффективными и не травмирующими психику, признаны:

  • временное лишение развлечений – просмотра мультфильмов, прогулки во дворе с приятелями, компьютерных игр;
  • исправление проступка – «Специально рисовал не в альбоме, а на столешнице? Вот тряпка и моющее средство отмывать»;
  • «тайм-аут» – ненадолго оставить хулигана в полном одиночестве в комнате, где нет игрушек и телевизора (маленьких детишек – не дольше чем на 5 минут);
  • велеть извиниться: детсадовца или школьника – словами перед тем, кто им обижен, малыша – нарисовать взамен порванной картинки, взятой у брата или сестры, такую же – чтобы восстановил и вернул испорченное;
  • игнорировать непродолжительное время – не разговаривать и не играть с врединой;
  • назначить «общественные работы» – вне очереди помыть посуду или подмести пол.

Наказывая, не надо забывать, что даже малыш – личность, не говоря о ребенке-школьнике. Желания детей нередко выходят за рамки родительских требований – иногда и их стоит удовлетворять.

И лучше – разговаривать с детьми не в приказном порядке, а давать советы с уважением – тогда ребенок обязательно услышит взрослых, а его здоровью и жизни ничто не будет угрожать.

Ведь детей наказывают, чтобы они впредь не повторяли того, что может быть опасно в разных смыслах.

Источник: https://detkiportal.ru/kak-nakazat-rebenka/

“Дети могут слушаться родителей и без наказаний”

Тамара, 28 лет, мать двоих детей

Если честно, в детстве мне иногда доставалось ремешком по попе, и еще в детстве я пообещала себе, что своих детей никогда не буду наказывать подобным образом (бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей). Но однажды пришлось нарушить свое слово: мой 3-х летний сын безобразно вел себя на улице, швырялся камнями в проходящих мимо людей. Я говорила ему, чтобы он перестал, но он не слушался. Я дико разозлилась, схватила его за куртку, притащила домой и отшлепала, а потом поставила в угол. После этого меня сильно мучили угрызения совести, мне было очень стыдно. Я поняла, что не сдержала данное себе слово, что ситуацию не изменила, только испортила настроение, потрепала нервы и себе, и малышу. И я вновь дала себе слово больше подобного не делать и до сих пор справляюсь.

Ребенка наказали, посадили на стульчик

Сейчас моей дочке 3 года, и я не ставлю ее в угол и тем более не шлепаю ее: если она начинает капризничать, стараюсь заинтересовать чем-либо, отвлечь. Говорю что-то в духе: “Ой, смотри какая собачка там бежит! Пойдем посмотрим на нее”. Бывает трудно сдержать себя, когда ребенок становится совсем неуправляемым, но я пытаюсь найти подход, и я справляюсь. Дети и без наказаний будут любить, слушаться и уважать своих родителей.

Стили воспитания

Возможно, вы и сами не знаете, какого метода придерживаетесь со своим ребенком. Давайте рассмотрим возможные варианты:

  • демократический стиль — родители дают ребенку право голоса, он является полноценным членом общества, к его мнению прислушиваются;
  • авторитарный — воля малыша постоянно подавляется, родители сами решают, как нужно действовать в той или иной ситуации, как лучше для малыша;
  • смешанный — родители умело комбинируют послабление со строгим режимом.

Я стараюсь быть демократичной к своему ребенку. С самого раннего детства я общаюсь с ним на равных, всегда выслушиваю его мнение, часто спрашиваю его совета.

Допустимо ли физическое наказание?

Вероятно, ни один вопрос родительских методов воспитания не вызывает такого бурного обсуждения, как телесное воздействие на ребёнка. Многие специалисты выступают категорически против такой дисциплинарной меры, однако некоторые родители её всё равно применяют.

Обычно матери и отцы в качестве оправдания приводят следующий аргумент: «Меня же родители лупили, и ничего – вырос не хуже остальных».

Дополнительно приходят на ум многочисленные русские поговорки и пословицы, которые одобряют порку. Мол, бей дитя, пока оно поперёк лавки помещается…

Однако противники физических наказаний приводят другие доводы, выглядящие, пожалуй, более «железобетонными». Помимо того, что наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания.

Так, следствием использования телесного воздействия может быть:

  • нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы);
  • психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.);
  • агрессивность;
  • стремление бунтовать по любому поводу;
  • стремление отомстить;
  • испорченные детско-родительские отношения.

Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе.

Более подробно о том, почему нельзя бить ребёнка и к каким плачевным последствиям может привести родительская жестокость, читайте в статье детского психолога.

Многие специалисты убеждены, что стоит разграничивать жестокость и лёгкое физическое воздействие на ребёнка с целью прекратить нежелательное поведение.

В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда испуганная мать в сердцах шлёпает своего маленького ребёнка, выбежавшего на оживлённую дорогу и едва не попавшего под колёса транспортного средства. Считается, что такое телесное воздействие не унижает детей, а привлекает внимание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: