Мультфильмы для дошкольников

Современные родители, да и педагоги уже не представляют жизни без мультипликации. Мультфильмы стали незаменимыми помощникам родителям и педагогам в развлечении, обучении и развитие своих малышей. А для современного дошкольника мульфильмы занимают значительное место в их жизни. С такой скоростью развиваються информационные техногиии, что часто общение между родителями и детьми заменяются общением с компьютером, телефоном или телевизором. 

Поэтому все чаще встают перед нами такие вопросы: «с какого возраста и какие мультфильмы показывать своим любимым малышам, чтобы не навредить их психическому и речевому развитию».

Давайте рассмотрим первый вопрос: «С какого возраста лучше начать показывать мультфильмы детям». По утверждению многих психологов, логопедов и дефектологов: «чем позже состоится знакомство ребенка с телевизором, тел лучше»- но почему?

1. «Активный словарь»

Собственная речь ребенка развивается на базе понимания речи (развивается так называемый «активный словарь»). И чтобы этот «активный словарь» развивался, появлялись новые слова, фразы важно чтобы ребенок был не просто готов произносить их, но и понимал их значение. В этом ему могут помочь только взрослые. Обьяснить значение, нарисовать образ, обыграть в игре.

Из мультиков дети чаще всего запоминают и повторяют отдельные слова и фразы, пытаясь применить их, но не понимая смысл и значения.

2. Темп речи 

С экранов телевизора, телефона или планшета ребенок слышат ускоренный темп речи. А для того, чтобы он успевал понимать, подражать, повторять, ему нужно чтобы с ним говорили неторопливо, неспешно, четко, проговаривая каждое слово, звук.

3. Внимание

Просмотр мультфильмов формирует у ребенка непроизвольное (вынужденное) внимание. Громкий звук, частая смена картинки, динамика, яркий свет – все это сильные раздражители, которые в момент просмотра на столько увлекают своими действиями, что ребенок не может думать и анализировать. Но для того, чтобы речь хорошо развивалась, нужно учить ребенка сознательно переключать свое внимание с одного обьекта на другой и развивать произвольное внимание.

Поэтому с точки зрения развития речи, мультфильмы лучше начать показывать детям уже после 3х лет. Когда сформировался хороший активный словарь, произвольное внимание, ребенок умеет себя занять, умеет играть самостоятельно. Но в современном мире, когда родители очень заняты работой и другими важными хлопотами, они не дожидаются этого возраста. И если очень нужно отвлечь ребенка, включают мультфильмы с самого раннего возраста.

Тут главное, чтобы эти мультфильмы несли правельную смысловую, визуальную, речевую нагрузку, точнее сказать по возрасту. Для совсем маленьких детей это должны быть простые мультфильмы, с нечасто меняющейся картинкой и лучше если кто-то из взрослых будет все-таки рядом с ребенком смотреть и коментировать их. Что касается детей среднего и старшего дошкольного возраста, то тут самое главное смотреть на то какие по сюжету, изображению и общему наполнению мультфильмы мы им показываем. 

Так как дети в этом возрасте не просто повторяют слова и фразы из мультика, а уже понимают смысл, пытаются подражать, копировать и играть в представленных им героев.

Итак, мы переходим ко второму вопросу, так волнующему многих родителей и педагогов: «Так какие же мультики нам стоит показывать нашим любимым малышам?».

По телевизору и интренету сейчас очень большой выбор разнообразных мультфильмов для детей любого возраста. От простых мультиков советского происхождения до сказочных, порой даже фантастических мультипликаций современного Российского или иностранного производства. На что же всетаки стоит обращать внимание при выборе мультфильма?

1. Морально нравственное содержание

Сюжет мультика должен быть понятен ребенку, персонажи не должны вызывать страх, панику, истерику и не влиять отрицательно на детскую психику. Поступки героев должны четко показывать полжительную или отрицательную их сторону. Должны учить дружить, любить животных, помогать изучать окружающий мир, знакомить с разными профессиями, обязаностями человека. Герои должны быть примером как выполнять простые действия. На сегодняшний день мы довольно часто можем наблюдать сцены насилия и агрессивного поведения в мультипликациях. Многократное повторение таких сцен вызывает у детей фиксацию на агрессию и способствует выработке соответствующих моделей поведения.

2. Речевой фактор

К сожалению, очень много сейчас мультфильмов с низкой речевой культорой. А ведь то, что ребенок услышал из телевизора, он будет повторять и применять в своей жизни. Например, присутствие жаргонных грубых слов: «валите отсюда», «лузеры», «тупой», «болван», «офигительность» и др… можно услышать в современных мультфильмах «Тачки», «Мадагаскар» и др… 

Если говорить о советских мультипликациях, то там звучит красивая и правельная речь, которая передает гамму чувств и эмоций героя. Так же стоит обратить внимание на соответствие озвучки мультфильма и артикуляцию его героев. В мультиках иностранного производства или перевод с них, мы часто можем наблюдать, что озвучка и артикуляция героев мультика не совпадает, что при просмотре, особенно у маленьких детей вызывает не понимание. Так как детям младшего дошкольного возраста нужно не просто слышать, но и выдеть артикуляцию, чтобы начать подражать и повторять слова, звуки.

3. Образ героя или эстетическая составляющая

У каждого малыша после просмотра тех или иных мультфильмов появляются любимые герои, на которых они хотят быть похожи. Они начанают говорить, поступать и выглядить как излюбленный персонаж. И хорошо, если это какая-нибудь Красная шапочка, которая помогает маме отнести пирожки для бабушки. А если это трансформеры, монстры, черепашки-ниньзя, куклы Лол, Винкс и тд. Ведь используються несимпатичные, а порой даже уродливые герои. Для ребенка куклы-мультяшки имеет особое значение (положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные – наоборот). В случаи, когда все персонажи ужасны, страшны вне зависимости от их роли, у ребенка нет четких ориентиров для оценки их поступков.

Рекомендуем:  Как правильно хвалить ребёнка

Дорогие родители, мы сегодня самостоятельно выбираем какие мультики показывать своим детям, воспитанникам. Главное внимательно относиться к этому выбору и помнить, что мультфильмы формируют ум и душу; воспитывают вкусы и взгляды на мир у наших любимых малышей. 

Специально для родителей художник из Австралии Донна Стивенс создала фотопроект «Idiot Box» – «глупая коробка». Она сняла детей, которые долго смотрели мультфильмы, буквально застыв у экрана. Выражение их лиц, как считает Донна, как раз отражает название проекта. Как избежать телезомбирования и превратить телевизор в доброго и полезного друга, «Летидору» объяснили детские психологи.

Дошкольный период – самое лучшее время, чтобы работать над речью и воображением ребенка, а также общаться и двигаться, открывая вместе с ним мир. И если в это «золотое время» малыш будет часто и подолгу смотреть мультфильмы, это может привести к пробелам и сбоям в развитии. Кроме того, ребенок может стать агрессивным, неуравновешенным и зависимым от «экрана». Поэтому чем позже он начнет проводить время у телевизора, тем лучше.

Что смотреть?

Список рекомендованных к просмотру мультфильмов вы можете составить сами. Только помните, что первые фильмы должны быть короткими, простыми и понятными маленькому зрителю. По тематике лучше всего – фольклор (народные сказки), затем – авторские сказки, увязанные с современными реалиями (например, сюжеты о Чебурашке, Карлсоне, Простоквашино и т.п.). Хорошо начинать с музыкальных мультфильмов или созданных по мотивам известных стихов Энтина, Маршака, Барто, Чуковского, Токмаковой, Хармса и др.

У профессионалов лучшим мультфильмом всех времен и народов считается «Сказка сказок» Юрия Норштейна. А японцы назвали таковым его же «Ежика в тумане».

В художественном отношении хороши фильмы Ф.Хитрука, И.Иванова-Вано, Э.Назарова, Ю.Норштейна, Л.Атаманова, Р.Качанова, И.Аксенчука, Б.Степанцева и многих других мастеров. Есть еще много отличных режиссеров английских, американских, чешских, французских, польских, итальянских, эстонских – только всё это труднее раздобыть.

Осторожно относитесь к избыточно динамичным мультфильмам, пресыщенным героями и событиями.

Очень интересно и важно смотреть мультфильмы, сделанные самими детьми. Их можно найти и скачать в Интернете.

В последнее время анимационное кино развивается в двух направлениях. Это короткометражные сериалы и полнометражные мультфильмы. Для маленьких зрителей лучшим будет смотреть короткометражные сериалы, поскольку трех-четырехлетнему ребенку будет сложно уследить за сюжетом полнометражного мультика и тем более длительный просмотр создает большую нагрузку на его психику и глаза. Короткометражные сериалы можно ограничить одной или двумя (в зависимости от возраста ребенка и продолжительности серии) сериями в день.

Но лучше не смотреть две-три серии подряд. Делайте перерыв на обсуждение. Ребенок ведь только учится с помощью взрослых адекватно оценивать показанные ситуации, разбираться в тонкостях эмоций и оттенков. При просмотре двух мультфильмов подряд впечатления могут наложиться одно на другое. А для ребенка важнее углубление в одной теме, чем скольжение по сразу нескольким. Нужно время на размышление, а не сразу следующий мультфильм.

Хотелось бы в этой теме привести слова из книги И.Н. Тимофеевой «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти». В главе «Книга и телеэкран» она рассказывает о знакомых детях. «Настина мама, пользуясь видеопрокатом, познакомила дочку с экранной классикой мировой детской литературы уже к 4—5-ти годам, что внесло в жизнь девочки много радости и очень обогатило ее духовный мир. 

Помногу раз она смотрела «мультики» по мотивам русских народных сказок, сказок Пушкина, Андерсена, Э. Успенского, диснеевские шедевры… Буратино, Аленушка, оленёнок Бемби, Дюймовочка, Винни-Пух, Белоснежка и гномы, Маугли, Микки Маус, Золушка, Незнайка, Чебурашка — все они друзья Насти. Она говорит о них, играет с ними и даже видит их во сне. «Мультики» дали Насте первое представление о любви, чистое, красивое, поэтичное, и она даже сумела связать его с жизнью. Однажды зимним вечером мы гуляли вместе с Севой, который, убегавшись до изнеможения, на секунду прилег на горке, закрыв глаза (у ребят такое часто бывает). Настя посмотрела и сказала: «Сева — принц, его надо поцеловать». Мальчик замер…»

Нужно ли смотреть мультфильмы вместе с ребенком?

Родители не должны оставлять малыша одного перед телевизором, особенно если он впервые смотрит мультфильм. Во время просмотра ребенку может понадобиться объяснение какого-либо непонятного момента, или ему станет интересно отношение родителей к происходящему. После того, как мультик кончится, его необходимо совместно обсудить – например, очень полезно спрашивать ребенка, как бы он поступил на месте героев этого мультфильма в той или иной ситуации.

С какого возраста можно смотреть мультфильмы

Оптимальный возраст, в котором ребенку можно начинать посматривать мультфильмы, а также пользоваться изредка различными электронными устройствами – 3-4 года. До этого времени у малышей еще не до конца развито восприятие, поэтому ему сложно воспринимать объект на экране как реально существующий или неодушевленный.

Мультфильмы и книги

Если мультфильм сделан по какому-то произведению, то как лучше, — сначала читать книгу или смотреть фильм? Однозначного ответа нет. Некоторые мультфильмы хорошо дополняют восприятие книги, а некоторые настолько далеки от основного сюжета, что может лучше их и вообще не связывать.

Рекомендуем:  Объясняем годовалому малышу слово "нельзя"

Если вы решите и читать, и смотреть, то лучше начать… с пересказа «своими словами». Тогда в контакте, глаза в глаза, вы поймете, насколько интересна эта тема ребенку, как он реагирует, есть ли «всплеск» на сюжет. Пересказывая книгу, интонируйте, включайте мимику, жесты, даже движения. Потом можно вместе почитать и посмотреть мультфильм.

МУЛЬТФИЛЬМЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребенка? Что выбрать для ребенка: зарубежные или отечественные мультики? Не проводится ли сегодня при помощи детских телепрограмм крупномасштабного «промывания мозгов», «зомбирования» наших малышей? Стоит ли вообще позволять детям смотреть анимационные фильмы, полезны ли они? 

Давайте разберемся, что может извлечь ребенок из просмотра мультфильма. Мультипликационные фильмы не случайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. 

Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим, строить свою модель поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомленность крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. 

Сильно воздействуя на фантазию, мультфильмы дают детям новые представления, установки и примеры для подражания. И они более действенны, чем наставления и убеждения родителей. Таким образом, мультфильм — это эффективное средство, в одном случае — решения благородных задач воспитания малыша, в другом — манипулирования, скрытого управления им. А для родителей мультфильмы — это палочка-выручалочка: посадил малыша перед телевизором — и забыл про него на пару часов. 

Но задумываются ли при этом взрослые, какое влияние оказывают мультики на формирующуюся психику малыша? Хорошо, если у мамы или папы есть минутка, чтобы прокомментировать малышу сюжет, акцентировать внимание на поступках героя, рассказать, почему поступать так, как в мультике, плохо или, наоборот, хорошо. Это достаточно сделать всего один раз, и потом ребенок уже сам будет рассказывать вам, просматривая этот мультик, где герой поступил не очень хорошо, а где стал исправляться. 

Мультфильмы формируют у малыша первичные представления о добре и зле. Но если главные герои мультфильма агрессивны или просто в шутку дубасят друг друга молотками, и у них при этом отлетают головы — представления о жизни формируются соответствующие, искаженные. Влияние западных мультфильмов По мнению исследователей, дети, воспитанные на западных мультфильмах, теряют связь с историей своей страны и своих предков. 

Это подрывает преемственность культурных и нравственных ценностей, снижает сопротивляемость инородному менталитету. Персонажи американских мультфильмов часто позволяют себе употребление оскорблений и ругательств, что может сказаться на грамотности ребенка, умении строить фразы, на общей культуре речи. Многие современные мультсериалы создаются на основе фильмов, пропагандирующих культ силы («Человек-паук», «Бэтмен»). 

Герой побеждает всех благодаря тому, что является новейшим достижением техники и вследствие этого имеет огромные преимущества перед человеком, что приводит к отрицанию ребенком собственной внутренней силы, своей человеческой сущности. Признаки «вредного мультика» К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены так, что могут иметь опасные для ребенка последствия. Опираясь на мнения современных детских психологов, перечислим несколько признаков «вредного мультика», от просмотра которого стоит оградить ребенка. 

1. Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причем подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребенком в реальной жизни. Сцены телевизионного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера. Более того, регулярный просмотр агрессивных телепередач 8-летними детьми является предвестником совершения ими серьезных уголовных преступлений к 30-летнему возрасту. 

2. Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. 

3. Демонстрируются опасные для жизни ребенка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребенка снижением порога чувствительности к опасности, а значит, потенциальными будущими травмами. 

4. Транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Можно представить, какие последствия просмотр подобных сцен может иметь, например, для дошкольника, если известно, что дошкольный возраст — это период активной половой идентификации ребенка. 

5. Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов не заставит себя долго ждать. Первыми почувствуют его близкие взрослые в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя. 

Рекомендуем:  Можно ли наказывать детей и как правильно это делать

6. Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению психологов, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребенка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем, неизбежно страдает внутреннее самоощущение малыша. 

Перечень признаков вредных для ребенка мультфильмов, несомненно, не закончен. Можно спорить о том, кто и с какой целью, осознанно или не очень допускает выход в прокат подобной продукции. Советские мультфильмы Некоторые родители стараются вообще не показывать ребенку зарубежные мультики, предпочитая им старые и проверенные отечественные. Но таких мультиков не так уж много. 

И Чебурашка, и Винни-Пух быстро наскучат современному маленькому зрителю. Поэтому не стоит совсем отказываться от зарубежных шедевров. Просто перед тем, как дать ребенку новый мультик, не поленитесь сами посмотреть фильм. Если в нём отсутствуют сцены насилия, глумления над старостью или просто неоправданной жестокости, — пусть ребенок наслаждается просмотром. У дошкольников еще не сформирована эмоциональная сфера. Сейчас нередко дети предпочитают смотреть «крутые» западные мультфильмы. 

Родители думают, что их чадо переросло отечественные мультики про Умку или Чебурашку. А в действительности ему непонятны даже совсем несложные взаимоотношения наших мультяшных героев. На самом деле ребенка не научили правильно воспринимать их поступки и действия. В таком случае, только после специальных занятий по развитию эмоциональной сферы, индивидуальных занятий с ребенком, он сможет различать оттенки человеческих чувств и начнет понимать содержание мультиков для малышей. Наши старые добрые мультики направлены на формирование определенных качеств личности. 

Например, такие как «Золушка», «Чебурашка», «Крошка Енот», «Ежик в тумане» — о ценности семьи, любви и дружбы. «Мама для мамонтенка», «Умка» — о любви к родителям. «Каникулы Боннифация» — забота о младших. «Каникулы в Простоквашино» — самостоятельность. Популярные литературные сюжеты знакомых нам с детства сказок очень часто привлекают внимание кинорежиссеров, поэтому фильмы-сказки или мультфильмы «по любимой книжке» всегда пользуются спросом. Однако постарайтесь, чтобы ребенок все-таки познакомился сначала с книгой, и лишь потом смотрел видеоверсию. 

Дети, как известно, великие консерваторы, поэтому, возможно, ваш малыш поначалу будет возмущен отступлениями от привычного сюжета любимой им сказки. Объясните ему, что режиссер так «играет в сказку». Прекрасно, если кроме видео вы сможете посмотреть вместе с ребенком и театральную постановку на тот же литературный сюжет. Сравните с малышом все варианты, найдите отличия, отметьте, что вам понравилось больше всего. 

Постепенно ваш малыш станет более либеральным, у него будут развиваться фантазия и воображение. И главное, не приносите в жертву семейное общение только потому, что это техническое чудо хорошо умеет развлекать. Никакой мультфильм не заменит живого общения ребенка с взрослым, в котором он так нуждается. По мнению детских специалистов… Здоровые дети 3-4 лет могут проводить у телевизора не более 15-20 минут в день. 5-6-летние — максимум 30, младшие школьники — 1-5 часа 2-3 раза в неделю. 

При этом расстояние до экрана должно быть не менее 3 метров. Не рекомендуется вообще смотреть телевизор детям до 5 лет, если: — ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него были судороги при высокой температуре, или черепно-мозговая травма, менингит, энцефалит; — у ребенка повышенная возбудимость, беспокойный сон, заикание, тики. Здесь обязательно необходима консультация врача-специалиста. Как «правильно» смотреть мультфильмы? Долгое общение с героями «вредных мультфильмов» может стать причиной появления целого поколения с моральными и интеллектуальными отклонениями. 

Следует отказаться или ограничить показ телевизионных передач и мультфильмов детям младше двух лет. Не оставляйте малыша одного при просмотре мультиков. При выборе детской телепередачи или мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожнее, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, так как через воспроизведение последовательности событий у ребенка складывается более ясная и цельная картинка происходящего. 

Не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами — хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Не предлагайте телевизор вместо себя. Если ребенок хочет побыть с вами, поиграть, почитать, а вы не можете этого сделать, предложите ему игру или интересный для него вид деятельности, где он может справиться самостоятельно. Малышам хорошо подходят игры с песком, водой, любыми новыми предметами. 

А более старшим предложите помочь вам или выполнить самому какое-либо творческое задание: порисовать, рассмотреть новую книжку с яркими картинками. Ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой мультфильмов. Разговаривайте с ребенком, формируйте его активную позицию в восприятии увиденной информации. Можно по-разному оценивать телевидение, но если дети не смогут его смотреть, то они будут себя чувствовать ущербными в сравнении со своими сверстниками. 

Подберите для просмотра фильмы и мультфильмы, которые не только развлекают, но и учат. Используйте видеомагнитофон, диски с записями, чтобы смотреть фильмы всей семьей. Тогда детям будут предоставлены те мультфильмы, которые вы хотите, чтобы они увидели. И очень важно запомнить, что никакой мультфильм не заменит живого общения ребенка со взрослым, в котором он так нуждается. Давайте отложим дела и уделим малышу немного нашего внимания! От нас, взрослых, зависит будущее наших детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: