Не испортят ли мультфильмы ребенка: положительное и негативное влияние на психику

Мультики любят и дети, и взрослые, но первые обычно видят в них лишь благо, а вторые нередко безосновательно ищут в них зло.

Безусловно, мультфильмы могут нести в себе и вред, и пользу для ребенка. Но что именно он в итоге получит от просматривания таких видеороликов, почти целиком зависит от родителей, особенно когда речь идет о самых маленьких телезрителях.

Детские мультфильмы: польза

Нельзя говорить, что мультики вредны. Они могут оказывать мощное положительное влияние на ребенка, если тот, конечно, каждый день гуляет, много двигается, занимается уроками (школьными или развивающими занятиями), общается со сверстниками и проводит время со своими родными, а не только просиживает у экрана.

При правильно организованном режиме и осознанно подобранном репертуаре мультфильмы способны стать мощным лементом воспитания и развития малыша:

1.     В первую очередь это просто интересно и занимательно, и хороший добрый мультфильм может стать неплохим способом проведения досуга малыша.

2.     Далеко не всегда родители уделяют достаточно времени общению с малышом, и он нередко черпает новые слова и сразу же пытается понять их значение из мультиков. Даже детки постарше частенько узнают из мультфильмов новые и неизвестные некоторым взрослым (не то, чтобы детям) термины и факты. 

3.     Разнообразные герои, занимательные сюжеты и места их происшествий расширяют кругозор и знания ребенка. Из мультфильмов он может узнать много нового и интересного, что пригодится ему не только в школе, но и в личной жизни.

4.     Мультфильмы могут стать способом коммуникации с другими детьми, ведь им всегда будет что обсудить, если вкусы детей совпадут.

5.     Просматривая мультики, ребенок невольно становится виртуальным соучастником описываемых событий, примеряет на себя разные социальные роли, дает оценку главным героям и их поступкам.

6.     Мультфильмы заставляют думать, искать следственно-причинные связи, делать логические выводы и даже фантазировать, додумывать.

7.     Можно даже сказать, что малыш получает определенный жизненный опыт из мультиков: он узнает, что дорогу можно переходить только в безопасных специальных местах, что играть с огнем нельзя, что обижать других — некрасиво, а помогать взрослым и заботиться о слабых — хорошо и благородно. 

Кроме того, пользу от мультфильмов изымают и взрослые: пока ребенок увлечен просмотром, мама может, к примеру, отдохнуть или похлопотать по дому. Порой телесеанс способен успокоить, угомонить разбушевавшегося ребенка, переключить его внимание, отвлечь.

Чтобы мультфильмы для детей приносили пользу, они должны соответствовать возрасту и интересам ребенка, как и длительность их просмотра. По возможности всегда следует предварительно просматривать мультфильм самому, чтобы иметь понятие о главных героях и смысловой нагрузке конкретного видео. Нельзя допускать, чтобы ребенок смотрел телевизор очень близко, и лучше исключить телесеансы, по меньшей мере, за два часа до отхода ко сну, так как и мелькание изображения на экране, и некоторые сюжеты мультиков перевозбуждают нервную систему маленьких зрителей.

Мультфильмы для детей: вред

Мы плавно перешли к тому, что мультфильмы могут быть не только полезными. Вероятный вред можно условно разделить на физиологический и эмоционально-психический.

Что касается физического здоровья ребенка, то на первый план выходит нагрузка на глаза и позвоночник. Если ребенок смотрит телевизор очень долго, очень близко, и особенно если качество изображения при этом плохое, то не просто сильно устают глаза, но также портится зрение. Есть мнение, что детям до 3 лет лучше смотреть черно-белое видео, которое не так сильно напрягает глаз.

Рекомендуем:  Грудное вскармливание: 5 причин обратиться к врачу-консультанту

Нужно следить за громкостью звука, чтобы она не превышала нормы. Между прочим, иногда в детских передачах и мультфильмах звучат прямые призывы сделать звук погромче или сесть поближе к экрану: все это должны контролировать родители, а страшим детям можно объяснить, чего делать ни в коем случае не следует.

Неудобные, нефизиологические позы могут приводить к искривлению позвоночника, нарушению плечевых суставов и прочим заболеваниям.

Головные боли, усталость, повышенная раздражительность и возбудимость тоже могут быть следствием длительных просмотров мультиков. Помимо этого, ребенок черпает из них не только хорошие воспитательные качества, но и плохие: агрессию, ненависть, зависть, корыстолюбие, ощущение безнаказанности и прочие.

Психологи говорят, что некоторые мультфильмы способны не только нарушить или замедлить, но даже остановить развитие ребенка. И это касается в равной степени как содержания, таки графики/анимации. Зрительные образы воздействуют очень сильно.

Между тем, многие педагоги уверенны, что очень часто вред мультиков преувеличен. Если подходить к этому вопросу с умом и наблюдать за реакцией своего ребенка во время и после просмотров, то из мультфильмов можно изъять немало пользы. Чтобы предупредить вредное влияние мультфильмов на психику и характер ребенка, обсуждайте с ним увиденное.

Какие мультфильмы посмотреть?

Многие мамы задаются вопросом, какие мультики включить ребенку. Выбрать очень непросто, поэтому они обращаются за советами к более опытным родителям. Но здесь практически все зависит именно от ребенка: его интересов, мировоззрения, а также обязательно — от возраста. Что нравится и подходит одним деткам, то может оказаться недопустимым для других. Вы должны выбрать любимые детские видео вместе.

Из наиболее часто рекомендуемых другими мамами — «Лунтик», «Маша и Медведь», «Смешарики», из старых — «Фунтик», «38 попугаев», «Винни Пух», «Ну, погоди!», «Карлсон», «Маугли», «Дюймовочка», «Котенок по имени Гав», «Мороз Иванович», «Простоквашино», «Умка», «Бременские музыканты». Вообще, музыкальные мультфильмы относятся к особой категории и даже запоминаются лучше. Однако еще раз акцентируем на том, что все очень индивидуально.

Напоследок хочется сказать, что современное новое подрастающее поколение коренным образом отличается от всех предыдущих. Оно живет в совершенно другом мире и времени, и старые добрые советские мультфильмы для наших детей становятся все менее актуальными и интересными. Это не говорит о том, что дети или мультики плохие. Просто нужно принять как данность, что все меняется. И качественно новые мультфильмы пишутся для качественно других детей. Пусть многие детские психологи выступают категорически против современных мультфильмов, но и среди них есть хороший продукт. Главное, подобрать подходящий именно для Вашего малыша. Будьте готовы, что он многое из увиденного решит применить в собственной жизни, так что лучше все же найти время, чтобы подобрать репертуар для своего телезрителя.

Содержание

Рекомендуем:  Как кормить грудью на улице и в общественных местах – советы и рекомендации

Как влияют мультики на детскую психику?

Мультипликационная индустрия может по разному воздействовать на психику ребенка. Сначала поговорим о плюсах, то есть, о пользе, которую получают дети, смотря мультфильмы.

Положительное влияние мультфильмов на психику ребенка:

  • развитие речи. Наблюдая за героями и слушая их разговоры, дети учатся формулировать свои мысли, расширяют словарный запас, запоминают оригинальные высказывания и афоризмы;
  • обучение. Многие мультфильмы сочетают в себе не только развлекательную, но и познавательную функции. Одни учат счету, другие — английскому языку, а из третьих можно почерпнуть массу полезной информации об окружающем мире;
  • воспитание. В мультфильмах герои ведут себя плохо и хорошо — через подобные ситуации ребенок учится быть добрым, искренним, сопереживающим и т.д.;
  • стимулирование полезных навыков. В процессе просмотров у детей улучшается память, логическое и абстрактное мышление, аналитические способности, ведь определенная мораль содержится почти в каждой мультипликационной истории, и иногда вывод не лежит на поверхности — до него нужно додуматься;
  • развитие творческих наклонностей. Если ребенок представляет себя роботом или супергероем, в работу мозга включаются структуры, отвечающие за фантазию и наклонности к искусству. Возможно, в будущем это поможет с выбором профессии или хобби.

Подобное положительное влияние мультфильмов на психику детей возникает только при просмотре правильного и доброго контента.

Отрицательное влияние мультфильмов на здоровье ребенка:

  1. плохо действует на зрение. Особенно это актуально для детей до двух лет;
  2. задержка физического развития и набор лишнего веса. Ребенок должен прыгать, бегать и скакать — это неотъемлемая часть нормального взросления. Когда он неподвижно сидит, да еще и со сладостями в руках, итог становится очевидным;
  3. нарушения в работе мозга. Этот орган при просмотре ярких, быстро меняющихся картинок в сопровождении громкой музыкальной озвучки функционирует буквально на пределе, особенно, у зрителей дошкольного возраста;
  4. расстройства поведения. Одни дети, которых родители не ограничивают, в свободное от просмотра время являются гиперактивными, выбрасывая накопившееся напряжение, другие, наоборот — вялыми и апатичными ко всему, пока им не дозволят усесться на очередной сеанс;
  5. формирование зависимости. Некоторые юные личности готовы отказаться от сна, еды, похода в парк и других составляющих нормальной жизни, заменив все мультиками.

Есть и другие минусы. Например, Е.О.Комаровский при вопросе относительно пользы мультиков приводит такой пример. Ребенок смотрит в экран, на него летит мяч, потом картинка меняется, опасность уходит.

Адекватное чувство страха просто не формируется. В реальной жизни это может быть камень или что-то подобное и едва ли отсутствие реакции позволит увернуться, как это должно быть с тем, кто много играет на улице, а не сидит перед экраном.

Лучшее время для сеансов — дообеденное. Во второй половине дня, а особенно, вечером, мультфильмов лучше избегать.

Ограничения по времени

Допустимое время, которое ребенку разрешено смотреть мультфильмы, зависит от возраста.

Как долго можно смотреть мультфильмы детям:

  • в 3-4 года продолжительность сеанса не должна превышать 20 минут (не более двух раз в день);
  • в 5-7 лет допустимо увеличение до сорока минут (максимум, 2 раза в день);
  • школьникам можно смотреть мультфильмы до 1-1,5 часов в день, но 2-3 раза в неделю, например, в пятницу, субботу и воскресенье. А лучше — только в выходные.
Рекомендуем:  Мальчики и девочки – нюансы гендерного воспитания

Кроме того, важно не только, «сколько смотреть», но и как правильно это делать. Во-первых, нужно сидеть, а не лежать или стоять. Во-вторых, расстояние да экрана не должно быть менее 2,5-3 метров.

В-третьих, если в комнате темно, необходимо включить дополнительное освещение (гореть должен не только яркий экран).

Как сделать просмотр мультфильмов приятным и полезным? Советы родителям

Главная задача родителя – сформировать у малыша правильное отношение к телевизору. Над этим нужно трудиться с двух лет – того возраста, когда ребенок начинает приобщаться к первым киносеансам. Есть несколько простых правил и хитростей, которые помогут сделать их полезными.

  1. Сеансы должны быть совместными. Маленькие дети часто нуждаются в комментариях к происходящему на экране. Иначе многое может быть понято превратно. Волк в «Ну, погоди!» курит сигарету потому, что он хулиган и забияка, а не потому, что это круто. Дядя Федор в «Трое из Простоквашино» сбежал от родителей, но вообще-то так делать не надо. На крайний случай, можно загодя просмотреть мультфильм-кандидат, составить о нем свое мнение и решить, стоит ли вашему малышу смотреть это.
  2. Мультфильм должен быть всего лишь темой для обсуждения или сюжетом для игр. Тогда, побыв у экрана пятнадцать минут, вы сможете организовать полчаса интересных воспитательных бесед или увлекательных ролевых игр. Именно родители, а не мультипликаторы должны формировать у ребенка представление о морали. Даже если вы посмотрели «Том и Джерри», где есть сцены, граничащие с агрессией и жестокостью, вы сможете объяснить малышу, что это художественное преувеличение. И не стоит таскать домашнего кота за хвост.
  3. Взрослый должен подавать ребенку положительный пример отношения к телевизору. Если мама чистит картошку под сериалы, а папа не может заснуть без вечернего выпуска новостей, трудно ожидать, что ребенок не будет требовать мультиков. Он должен понимать, что семейный досуг – это прогулки, игры, совместные развивающие занятия. А не полудремотное состояние на диване у телевизора.
  4. Обязательно учитывайте возраст, для которого предназначен мультфильм. Не стоит трехлетнему малышу показывать «Симпсонов» или «Шрека», а потом возмущаться тем, как растлился западный кинематограф. Эти ленты сняты для подростков и взрослых людей. Посмотрите «Бемби» или «Грибок-теремок». Эти мультфильмы доступны для понимания практически в любом возрасте.
  5. Малыш требует один и тот же мультик изо дня в день? Не отказывайте. Возможно, что-то в сюжете вызывает у него вопросы. Ему нужно разобраться с этой темой. А на пятый раз по его просьбе можно включить этот мультик на английском языке. Это один из самых действенных способов изучать иностранные слова.

Дебаты на тему «Мультфильмы: вред или польза?» не закончатся никогда. Потому что они могут стать причиной как первого, так и второго. Вся ответственность за результат лежит на родителях. Поэтому не стоит обвинять зарубежных мультипликаторов, разращенное общество, агрессивное телевидение и другие инстанции. Пульт всегда должен быть в ваших руках. Если вы будете с вниманием, заботой и любовью контролировать этот процесс, ваш ребенок не получит от мультфильмов ничего, кроме пользы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: