Календарно-тематическое планирование по конструированию

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Цель: Совершенствовать умение конструировать новым способом крепления деталей с помощью боковых соединений.

Дидактическое обеспечение занятия: 2 наборы ПРОектируемого конструктора «Morphun (начальный уровень).

Ход НОД.

1. Создание мотивации к занятию.

Дети вошли в группу. (На столе стоит торт со свечками покрытый тканью).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это стоит на столе?

— Как вы думаете?

Дети: Ответы детей.

— А хотите посмотреть?

Ваня, давай вместе аккуратно уберём ткань.

Дети: Это торт со свечками.

— Как вы думаете, почему здесь стоит торт?

Дети: Наверное, у кого-то День рождение.

— Правильно ребята. Сегодня День рождение у Пчёлки (показывает пчёлку). Пчёлка пригласила к себе на праздник своих друзей.

— А кого она пригласила, мы узнаем, отгадав загадки. Отгадки находятся в этой коробке. Возьмите, пожалуйста, по одному кубику.

— Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте найти отгадку на своём кубике, показать отгадку и назвать её.

2. Отгадывание загадок.

1. «В ярком платье модница,

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится – отдыхает» (бабочка).

2. «Красненькие крылышки, черные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке?» (божья коровка).

3. «На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион» (муравей).

4. «Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский» (жук).

5. «Глазки выпучит немножко

И летает по дорожке,

Крыльями она стрекочет,

Сесть она никак не хочет (стрекоза).

6. «Сеть расставил он в лесу —

Не на волка иль лису,

А на мух и комаров —

Всех поймать их он готов! (паук).

Воспитатель: Молодцы. Все загадки отгадали. Теперь мы знаем, кого Пчёлка пригласила на День рождение.

— Ребята, как можно назвать, одним словом друзей пчёлки.

Дети: Насекомые.

— Что есть у всех насекомых?

Дети: Голова, туловище, лапки, крылья. У некоторых насекомых есть усики.

— А насекомые отличаются друг от друга или нет?

Дети: Отличаются размером, формой тела, цветом, у некоторых насекомых прозрачные крылышки.

3. Пальчиковая игра «Смотай клубочек».

Ребята посмотрите, пока мы отгадывали загадки паучок начал плести паутинку, чтобы сшить платочек и подарить его на День рождение пчёлки.

Давайте смотаем в клубочки нити для новых паутин и подарим паучку.

(Дети берут клубки ниток из корзинки и наматывают нитки на клубочки).

— Молодцы ребята. Паучок говорит вам спасибо.

4. На столе (на подносе) находятся детали конструктора.

Воспитатель: Ребята, чтобы Пчёлке, на День рождении было весело, давайте соберём разных насекомых из ПРОектируемого конструктора «Morphun».

— Подойдите пожалуйста к столу.

Из каких деталей состоит конструктор?

Дети: Есть разного цвета квадратики и треугольники, палочки чёрного и зелёного цвета.

Воспитатель: Правильно ребята, конструктор состоит из разного цвета квадратных и треугольных форм.

— Скажите, как можно крепить детали конструктора?

Дети: Детали конструктора можно вставлять друг в друга; крепить с помощью боковых соединений; делать круглые предметы, овальные формы.

Рекомендуем:  Конструирование для малышей

Воспитатель: Правильно ребята.

— Я предлагаю вам отдохнуть.

5. Физкультминутка «Сороконожка».

«Шла сороконожка по сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен

Обойду я лужи!

Грязи в дом не принесу

Каждой лапкой потрясу!

И потопаю потом,

Ой, какой от лапок гром!»

6. Воспитатель: Ребята, мы с вами отдохнули. Пора приниматься за конструирование.

— Подумайте, какое насекомое вы хотите собрать?

— Сколько у вашего насекомого будет лапок, крыльев, будут ли у него усики?

— Какого цвета оно будет?

Практическая деятельность детей с ПРОектируемым конструктором «Morphun».

(Воспитатель помогает детям, интересуется, каких насекомых они будут собирать. Сколько у насекомого будет лапок, крыльев. Будут ли у насекомого усики).

Воспитатель: Молодцы, ребята

— Посмотрите, какие разные насекомые у вас получились.

— Федя, ты какое насекомое собирал?

— А ты Кирилл? Покажи нам своё насекомое?

— Ребята, оставьте ваших насекомых на столе. После прогулки, вы обязательно с ними поиграете.

— А может, соберёте для них из конструктора «Morphun» новых друзей.

7. Рефлексия (на ковре).

— Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось делать?

— Стеша, ты какое насекомое собирала?

— А ты Анжелика?

— Молодцы ребята. Таких красивых насекомых собрали.

— Большое вам спасибо.

Очень важно соблюдать последовательность в усложнении построек малыша. Тогда он будет чувствовать себя умелым и успешным, с удовольствием будет учиться новом. К новому  этапу мы переходим с ребенком, когда предыдущий этап уже освоен им.

Основные этапы усложнения построек для малышей такие:

  • Этап 1. Строим из деталей одной формы, например, только из кубиков (башенка, поезд) или только из кирпичиков (дорожки, заборчики).
  • Этап 2. Комбинирование в одной постройке деталей двух форм (например, постройка из кубиков и кирпичиков – стул, стол, машинка и т.д.)
  • Этап 3. Использование в постройках деталей разных форм – не только уже знакомых малышу кубиков и кирпичиков, но и «крыш» (призм), «столбиков» (цилиндров), пластин. На этом этапе в одной постройке ребенка встречаются детали трех форм (кубики, кирпичики и еще одна новая форма).
  • Этап 4. Конструирование построек с использованием перекрытий (ворота, арки, мосты). Например, можно построить мост из кубиков и пластины, а вверху его украсить призмами — «крышами».
  • Этап 5. Сюжетные композиции с разными постройками из множества деталей.

А сейчас давайте остановимся подробнее на играх и занятиях с конструкторам на разных возрастных этапах развития малыша раннего возраста.  В каждом разделе по каждому возрасту Вы найдете:

  • краткое описание особенностей конструирования с малышом этого возраста,
  • основные задачи ознакомления ребенка  с цветом, формой, величиной предметов на примере конструирования в данном возрастном этапе,
  • игры с конструктором и примеры построек.

 Конструирование для малышей от 2 до 3 лет

Знакомство с деталями конструктора и их названиями, цветом, формой, величиной

К 2 годам у ребенка интенсивно развиваются лобные отделы коры головного мозга. Именно поэтому малыши в этом возрасте уже могут играть более сосредоточенно, меньше отвлекаются,  действуют более целенаправленно, лучше отличает форму, размер и цвет предметов.

Рекомендуем:  Детские стишки про папу

Ребенок может выбрать из коробки с деталями конструктора только столбики или только кубики, т.е. детали одной формы, но при этом это будут кубики разных размеров и цветов.

Ребенок свободно ориентируется в деталях конструктора и хорошо знает их названия, не путает их (если его знакомили с их названиями до этого,  на втором году жизни малыша).

Если с ребенком занимаются, то малыш к 2, 5 годам понимает просьбу «Дай такого же цвета» и хорошо различает желтый, красный, синий и зеленый цвета. А к 3 годам отличает и некоторые другие цвета – оранжевый, фиолетовый, голубой и может правильно называть все семь цветов радуги. А также отличает оттенки цветов: «Где темно-зеленый кубик? А где светло-зеленый?» Также ребенок различает цвета ахроматические: белый, серый, черный.

К 3 годам малыш уже и сам может назвать 2-3 признака детали из конструктора: «Желтый большой кубик» или « маленький кирпичик».

На третьем году жизни можно ввести новое задание — начинать использовать цветные кубики для выкладывания из них разноцветных узоров (по принципу мозаики) и разноцветных дорожек с чередованием цвета (например, в дорожке чередуются желтые и красные кирпичики чтобы получился узор).

 Играем с конструктором

Для игры с малышом 2 лет мы берем не весь набор деталей конструктора, а 10-12 штук деталей разной формы и размера, уже знакомых ребенку.

К набору конструктора обязательно добавьте коробочку с мелкими игрушками соразмерными деталям конструктора. Это игрушки, с которыми малыш вместе с Вами будет обыгрывать постройку. Например, он сможет посадить игрушечного петушка на только что построенный заборчик, спасая его от лисы. Или малыш поможет игрушечной кошке взобраться на лесенку из кирпичиков. Или  поселит зайчика в построенном для него домике.  Это могут быть мелкие фигурки сказочных персонажей, зверушек, матрешки, фигурки семьи.

В эту коробочку мы положим и природный материал: шишки, желуди, палочки, которые могут понадобиться ребенку в игре с конструктором и которые могут стать предметами – заместителями. Например, можно сделать человечка из шишки, а крышечки желудей использовать как мисочки для еды в обыгрывании сюжетов.

Можно распечатать на картоне картинки героев сказок, поставить их на подставки  и использовать для разыгрывания сюжетов. Или использовать соразмерные деталям конструктора фигурки для настольного театра.

Ребенок двух лет  не может строить ради обучения чему-то, ему обязательно нужен игровой сюжет. Он должен видеть игрушку, для которой он строит и понимать, зачем этой игрушке понадобилась его постройка.

Например, мама разыгрывает сценку. В гости к ребенку приходит маленькая матрешка, у нее новоселье и нужно помочь ей обустроить комнату. Матрешке очень нужны стол и стульчик, потому что она любит пить чай со своими подружками.  Мама с ребенком строят стол из кубиков, а затем стульчики ( к кубику сзади приставляется кирпичик так, чтобы он стоял вертикально как спинка стула). Постройки готовы! И началось главное для ребенка – их обыгрывание. Матрешка принимает гостей, усаживает их за стол, угощает, все пьют чай из игрушечных чашек. Гости вместе с ребенком играют или танцуют и разыгрывание сценки на этом заканчивается.

Рекомендуем:  Развитие фантазии и воображения у ребенка

Можно варьировать в дальнейшем эту сценку по-разному. Например, матрешки устали и решили полежать. А кроваток –то нет! Давай их построим. Каждой матрешке строим свою кроватку.

Возможен и другой вариант: матрешки после чаепития решили пойти погулять, и тогда мы построим для них вместе с ребенком парк, сделаем в нем длинную дорожку для прогулок и смастерим скамеечки из кирпичиков, положенных на кубики.

А может быть, в следующий раз мы построим не стол и стулья, а длинный диванчик, на который наши матрешки- подружки сядут и будут беседовать друг с другом.

Если ребенок допустил ошибку, то исправляется она тоже в игровой форме. Например, ребенок строил ворота, но они получились слишком узкие, и игрушечная машинка в них проехать не может. Как быть? Игрушка — водитель игрушечной машинки говорит малышу о том, что не может проехать в построенные ребенком ворота. Слишком узкие ворота получились! Как же исправить? Малыш должен догадаться, как сделать ворота более широкими. 

Машина через них проедет, и водитель обязательно его поблагодарит за помощь. Если же малыш расстроился из-за неудачи и никак не может найти решения задачи, то ему помогает взрослый и подсказывает выход из ситуации,  достраивает постройку вместе с малышом чтобы обеспечить ребенку успех. Машина проезжает через ворота, и малыш доволен.

Какие постройки можно строить из конструктора с малышом в возрасте от 2 до 3 лет

В основе всех построек малыша —  сюжеты из повседневной жизни ребенка и знакомых ему простых сказок.

Например:

  • домик с заборчиком,
  • качели, песочница во дворе,
  • дорожка в парке со скамеечками,
  • комната для матрешки (диванчик, кроватка, стол, стульчик),
  • дорога для машин и ворота,
  • паровоз с вагонами,
  • мостик через речку.

В этих постройках используются детали 3- 4 форм. Например, мостик можно сделать из пластины, которая положена на кубики. А сверху мы украшаем наш мост двумя призмами – «крышами».

Малыш с удовольствием построит и дом для трех медведей из известной ему сказки по их просьбе, сделает из кирпичиков и кубиков большой стул для Михаила Потаповича, стул поменьше для Настасьи Петровны и маленький стульчик для Мишутки.

Конструирование  — очень полезное для малышей занятие. Надеюсь, что полезные советы из этой статьи, помогут Вам начать строить с детьми из обыкновенного деревянного конструктора и получать от этого удовольствие и радость, помогая малышу познавать такой интересный мир вокруг нас!

Желаем Вам интересных построек! Более подробно система игр с конструктором для детей от 1 года до 3 лет дана в  курсе — путеводителе по развитию малышей  в раннем детстве «Учусь говорить: развитие мышления и речи детей от 10 месяцев до 3 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: