Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений — ключевые понятия для периода раннего возраста.

Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно — образовательного характера.

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.

Педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? Один из «практических» ответов на этот вопрос — развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.

Проблема по развитию мелкой моторики рук детей 2-3 лет не теряет своей актуальности. Поэтому есть необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук.

Актуальность данного направления прописана в ФГОС и заключает в себе использование систематических упражнений как «организованного вида деятельности, способствующего развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей».

Цель разработки: создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Основные задачи:

  • Развивать и укреплять мелкую моторику рук.
  • Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • Обучить некоторым приёмам нетрадиционных техник рисования.
  • Создать развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности.
  • Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Принципы работы:

  • Принцип от простого к сложному: где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
  • Принцип наглядности – выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности;
  • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода: обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
  • Эмоциональный принцип – включающий эстетические эмоции, повышенная эмоциональная отзывчивость, чувства, переживания.
Рекомендуем:  Развитие ребенка в 2 года. На что способен малыш?

В основе моей работы находится желание повысить интерес детей к процессу художественного творчества, отойти от традиционных форм.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и, как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Наблюдения за эффективностью рисования приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у детей, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Методы нетрадиционного рисования настолько просты и эффектны, что интерес у ребенка возникает автоматически.

Формы и методы реализации разработки:

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет)
  • наглядные
  • практические
  • игровые
  • рассматривание иллюстраций
  • целевые прогулки
  • использование ТСО

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Основные методики нетрадиционных техник рисования:

  1. «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами).
  2. оттиск печатями из картофеля.
  3. пальчиком,
  4. ладошкой,
  5. тычком (жёсткая кисть или ватная палочка, прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки).

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

  1. Способствует снятию детских страхов;
  2. Развивает уверенность в своих силах;
  3. Развивает пространственное мышление;
  4. Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
  5. Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  6. Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
  7. Развивает мелкую моторику рук;
  8. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
  9. Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Успех в развитии интереса к нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в изобразительной деятельности. Важно, перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий. А также необходимо самому быть творческой личностью, любить рисовать.

Рекомендуем:  Кризис 1 года у ребенка: как родителям справиться с трудностями

Предполагаемые результаты освоения программы:

  • динамика в развитии тонкомоторных навыков
  • знакомство с нетрадиционными техниками рисования
  • получение практических навыков и умения рисовать пальчиками, губкой, используя штампы, ватные палочки и другие подручные материалы для изодеятельности
  • появление устойчивого интереса к разнообразным видам и способам рисования
  • обогащение словарного запаса детей.

Занятия в рамках художественно-эстетического развития организуются с учётом возрастных особенностей детей и включают в себя различные формы деятельности для привлечения внимания воспитанников. Обязательно проведение мотивирующего начала для создания заинтересованности к теме занятия: привлечение наглядного материала, прослушивание музыкальных и литературных отрывков, просмотр слайдов и познавательных мультфильмов, создание игровых и проблемных ситуаций.

Для профилактики умственного перенапряжения проводятся физкультминутки и подвижные игры, желательно, сохраняющие тематическую направленность занятия:

  • физкультминутки «Художник рисует», «Рисуй глазами треугольник»,
  • пальчиковая гимнастика «Я рисую лето», «Я леплю из пластилина»,
  • театрализованные подвижные игры (с масками персонажей).

Физическая активность может проходить в виде тематических подвижных игр

На занятии проводятся дидактические игры: «Что забыл художник», «Найди лишнее», «Укажи пару», «Найди отличия в картинах», «Найди тень от предмета». Старшие дошкольники учатся разгадывать ребусы и совместно с воспитателем — кроссворды на искусствоведческую тематику. Мыслительные и речевые способности ребят развиваются в беседах (познавательных и эвристических), продумывании замысла поделки, построении и проговаривании плана практической работы, к концу дошкольного периода дети учатся самоанализу и оценке своих действий.

Специфика занятий художественно-эстетической направленности в детском саду состоит в соединении информационной части (знакомство с произведениями искусства и народных промыслов) и практической деятельности (проявление творческих способностей детей).

На занятиях ребята могут знакомиться с особенностями гжельской росписи Народный костюм вдохновляет на продуктивное творчество Познакомиться с шедеврами мирового искусства можно прямо в детском саду Знакомство с произведениями литературы проходит во время досуга Мероприятие за пределами детского сада вызывает усиленный интерес дошкольников В образовательную программу может входить знакомство с особым видом театра

Рекомендуем:  Логоритмика в системе коррекционно-развивающей работы

Диагностика и анализ художественно-эстетического развития дошкольников

Конечный этап работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников состоит в проведении анализа способностей детей, оценке результативности применяемых педагогом воспитательных методов и приёмов, обозначении вариантов корректировки недочётов. Осуществлять диагностику рекомендуется несколько раз в течение учебного года: уровень развития на момент начала занятий, в середине и в конце года. Определять степень эстетической воспитанности необходимо по всем направлениям образовательной деятельности: художественно-речевой, познавательной, творческой. Показателем результативности работы воспитателя является высокий уровень эстетического сознания детей и творческого отношения к различным аспектам действительности.

Для проведения мониторинга рекомендуется составление бланков, в которых для каждого воспитанника отмечается уровень художественно-эстетического развития по всем пунктам по шкале от 1 до 5, где 1 — трудности в выполнении практических действий даже после показа и повторения взрослым и низкая степень восприятия эстетических образов, 5 — полная самостоятельность и активность в продуктивном творчестве, высокая степень эстетического сознания. Приёмы коррекционной методики подбираются индивидуально для каждого ребёнка.Отчёт о художественно-эстетическом воспитании

Результативность проведённой работы по эстетическому воспитанию педагог представляет на педсоветах, семинарах и круглых столах для воспитателей. Презентация отчёта включает в себя следующие данные:

  • цели и задачи образовательной деятельности/функционирования кружка дополнительного образования, анализ степени их решения;
  • данные мониторинга уровня художественно-эстетического развития воспитанников в течение учебного года;
  • эффективные коррекционные методы работы;
  • применение инновационных технологий и методических разработок;
  • участие творческих работ воспитанников в районных, городских, областных конкурсах;
  • обозначение направлений по саморазвитию педагога.

Современная модель дошкольного образования уделяет большое внимание формированию эстетического сознания у ребёнка. Мастерство воспитателя направлено на развитие у детей способности особого отношения и взаимодействия с окружающим миром. Процесс художественно-эстетического развития осуществляется в активном общении педагогов ДОУ с воспитанниками и членами их семей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: