Кризис семи лет и другие сюрпризы

Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса развития — кризиса 7 лет. Развитие малыша происходит неравномерно и представляет собой чередование кризисных и спокойных (летических) периодов, которые поочередно сменяют друг друга. Каждый новый этап развития неизменно начинается с нормативного возрастного кризиса, который проходят практически все дети соответствующего возраста. Кризис 7 лет не первый: в своем развитии ребенок уже прошел несколько подобных кризисов — кризис новорожденности, кризис первого года и трех лет.

Начало кризиса семилетнего возраста обычно совпадает с моментом поступления ребенка в школу. Обычно старшие дошкольники стремятся поскорее начать обучение в школе и всячески торопят этот момент. Благодаря занятиям в детском саду, ознакомительным посещениям школы и общению с друзьями, которые уже стали школьниками и демонстрируют перед малышами свою взрослость, дети к 6-7 годам хорошо знакомы с особенностями и правилами школьной жизни. Ребенок понимает, что обучение в школе накладывает на него новые обязанности, но он готов выполнять их, поскольку ему хочется скорее почувствовать себя взрослым.

Стать школьником означает для него прикоснуться к жизни взрослых, через это он получает возможность почувствовать себя полноценным членом общества. С приближением момента поступления в школу ребенок начинает воспринимать себя не просто как Таню или Сережу, у него появляется восприятие себя как ученика, участника школьной жизни, то есть малыш впервые начинает осознавать свое общественное Я.

Все это определяет появление у ребенка новой психологической характеристики — уважения к самому себе. Однако некоторые дети не проявляют желания учиться в школе, не хотят уходить из детского сада, желая по-прежнему оставаться маленькими и беззащитными.

Почему же это происходит? С одной стороны, причиной этого явления может стать позиция взрослых, окружающих ребенка. Ни для кого не секрет, что многие из нас недовольны сегодняшней жизнью и своим местом в ней. Нередко это чувство недовольства родители пытаются компенсировать с помощью детей. 

Как часто можно услышать от мам, приводящих своих малышей на консультацию к психологу перед поступлением в школу: Мой Саша очень умный и сообразительный мальчик, я думаю, что он будет учиться лучше всех в классе! Нередко такие родители не видят имеющихся проблем развития ребенка, не воспринимают даваемые учителями и психологами рекомендации, считая, что их малыш лучше всех. 

При этом они ругают ребенка, когда он делает что-то не так, не понимая, что малыш не может научиться всему и сразу, ему надо приложить массу усилий, чтобы в действительности оказаться таким, каким его хотят видеть мама и папа. Конечно, неплохо, когда родители поддерживают своего сына или дочку, формируя у него положительную оценку. Хуже, когда эта поддержка абсолютизируется, когда ребенок в самом деле начинает воспринимать себя особенным, самым хорошим и умным. В этом случае у малыша может сформироваться боязнь оказаться несостоятельным, страх не оправдать те огромные надежды, которые на него возлагаются.

С другой стороны, причиной снижения стремления детей учиться в школе может стать и то, что современные программы обучения и воспитания в детском саду становятся все более приближенными к школьным. Уже в садике ребенок начинает привыкать к урокам и учительнице, которая приходит заниматься к ним в группу, к школьному режиму дня. В этом случае поступление в школу перестает восприниматься ребенком как нечто особенное, он теряет интерес к этому, у него снижается стремление примерить на себя новую роль — роль школьника.

Итак, самоуважение — основное новообразование кризиса 7 лет. Старший дошкольник начинает стремиться к участию в жизни не только своей семьи, но и общества в целом, а наиболее близкий и доступней в его восприятии способ реализации этого стремления — поступление в школу. Вот почему большинство детей с нетерпением ждут этого момента, с удовольствием играют в школу и по несколько раз в день перебирают купленные мамой и папой школьные принадлежности.

 Шести-семилетний ребенок стремится всячески продемонстрировать, что он уже стал взрослым, что он многое знает и понимает, он хочет постоянно участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим. Дети этого возраста любят надевать взрослую одежду, часто примеряют мамины туфли или папину шляпу, девочки, когда поблизости нет мамы, пытаются использовать ее косметику.

Как правило, все это вызывает недовольство родителей, они постоянно одергивают малыша, призывая его не мешать маме или папе, вести себя прилично. Таким образом, мы с вами, уважаемые родители, вольно или невольно подавляем потребность ребенка ощущать себя взрослым и уважать самого себя. 

Это происходит потому, что взрослые в своем внутреннем восприятии малыша, как правило, отстают от его реального развития, т. е. наш малыш кажется нам более слабым и менее самостоятельным, чем он есть на самом деле. Бессознательно мы с вами хотим, чтобы ребенок все время оставался таким же маленьким и беззащитным, каким он был, когда лежал в своей колыбельке, и мы стремимся всячески оградить его от трудностей и превратностей жизни, подавляя его способность и потребность быть самостоятельным.

Таким образом, в восприятии ребенка себя и восприятии его родителями имеется довольно значительный разрыв. Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, демонстрировать окружающим свое мнение, ребенок ищет новые способы реализации возникшей потребности. Он обнаруживает, что не может просто так выразить и высказать то, что он думает, поскольку, делая это, он вызывает чувство недовольства у взрослого. 

Не получая возможности говорить прямо, ребенок начинает кривляться, капризничать, привлекая к себе внимание взрослых доступными ему способами. Здесь проявляется еще один разрыв, характерный для кризиса 7 лёт. С одной стороны, ребенок хочет казаться взрослым и самостоятельным, с другой, — использует для этого детские формы поведения (кривляние, капризы и т. п.). Такие реакции психологи называют регрессивными формами поведения.

Если вы стали замечать, что ваш 6-7 — летний ребенок все чаще привлекает к себе внимание, становится капризен и раздражителен, при этом стремится участвовать во всех ваших делах и разговорах, можно предположить, что малыш вступает в очередной кризисный период своего развития. 

Мы думаем, что вы, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, уже имеете определенный опыт общения с ребенком в периоды кризиса и знаете, что все эти явления абсолютно нормальны и, более того, необходимы для дальнейшего психологического развития малыша. Тем не менее мы возьмем на себя смелость дать вам несколько несложных рекомендаций, как общаться с ребенком в этот непростой для него период, и они, мы надеемся, помогут вам наиболее быстро и безболезненно преодолеть имеющиеся трудности.

  • Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Помогайте ребенку в сложных ситуациях.
  • Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем. Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.
  • Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
  • Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи. Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.
  • Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
  • Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них. Ведь 6—7-летний возраст — это возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность не знает границ. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
  • Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении. Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки — и тогда все усилия пойдут насмарку.
  • Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком. Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.
Рекомендуем:  Развитие ребенка в 3 года: что должен уметь, рост, вес и навыки

Как справиться с кризисом семи лет: рекомендации для родителей

  1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  2. Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  3. Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  4. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  5. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Напомним, симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной позиции. Главное при этом — не негативная симптоматика, а стремление ребенка к новой социальной роли и социально значимой деятельности. Если закономерных изменений в развитии самосознания не происходит, это может свидетельствовать об отставании в социальном (личностном) развитии. Разумеется, не всегда послушание и покладистость 6-7-летнего ребенка являются показателями задержки в развитии, это может быть проявлением флегматического типа темперамента либо результатом продуманного

мудрого воспитания. Дети 6-7-летнего возраста с отставанием в личностном развитии характеризуются некритичностью в оценке себя и своих действий. Они считают себя самыми хорошими (красивыми, умными), в своих неудачах склонны обвинять окружающих или внешние обстоятельства и не осознают свои переживания и побуждения.

Под словом «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную — знания и представления о себе (Кто я?) — и оценочную, или самооценку (Какой я?).

Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.

Как проходит адаптация к школе у детей в зависимости от типа их характера? Давайте попытаемся найти разумный баланс в поведении родителей, который позволит учитывать индивидуальные особенности ребёнка и не нарушать его границ, и, в то же время, корректировать поведение и эмоциональные реакции.

Кризис с ранцем за спиной

В отличие от кризиса третьего года жизни, который характеризуется стремлением к независимости и попытками утвердить своё мнение как единственно верное, кризис семи лет, наоборот, отличается желанием разобраться в чужих мнениях и оценках, чтобы наилучшим образом играть выбранную социальную роль. Дело осложняется тем, что этих ролей слишком много для одного маленького шестилетки – ведь «кризис семи лет», по сути, является кризисом седьмого года жизни, и может продолжаться с 6 и почти до 8 лет! Общество в лице близких взрослых требует от ребёнка, чтобы он был не только «настоящим школьником», но и «послушным сыном» или «старшей сестрой». Получается, что не успел он примерить на себя один образ, как от него ожидают перевоплощения в другие! Вот и начинается своеобразное раздвоение личности, когда ребёнок протестует, начинает вести себя, как маленький, и в то же время, высказывает такие мысли, до которых додумается не всякий взрослый. Как проявляется кризис в условиях адаптации к первому классу?

Шут гороховый. Игра в балагане всегда считалась самым примитивным уровнем актёрской игры. Затрудняясь сразу освоить навязываемую социальную роль, первоклассник паясничает на уроках, исподтишка передразнивает учителей на переменах и корчит умильные рожицы одноклассникам. Если у последних этот спектакль имеет успех, то педагоги не спешат пополнять ряды фанатов.

Рекомендуем:  Какие методики раннего развития детей следует применять с самого рождения?

Просьбы не кривляться при стократном повторении не обретают магической силы, поэтому не действуют на ребёнка. Проблема в том, что он «чувствует себя, как дурак», когда с выражением читает стихотворение, но не ощущает того же, скача по классу на венике. Первоклассник как бы дистанцируется от навязываемой роли, всеми силами показывая, что это не он выполняет задания или разговаривает с учителем.

Необходимо помочь ему освоиться в каждом новом виде деятельности. Почитайте по очереди стихи, порепетируйте ответы у доски. Покажите, как нужно поднимать руку, как вставать из-за парты, чтобы тихонько выкинуть мусор с разрешения учителя. То, что нам, взрослым, кажется очевидным, для первоклассника может оказаться откровением. Как только те или иные действия станут привычными, у ребёнка отпадёт необходимость придавать им гротескную форму.

Один в поле воин. Не имея устойчивого навыка работы в коллективе (согласитесь, что занятие по аппликации в детском саду – это совсем не то, что урок математики в школе), ребёнок предпочитает индивидуальные выступления. Он выкрикивает с места, если знает правильный ответ. В самом деле, зачем ждать, пока медлительный Сидоров сообразит, сколько будет пять плюс два, если и так понятно? Первоклассник требует, чтобы педагог подошёл к его парте и лично показал в учебнике, какое упражнение нужно делать, и обижается, если учитель отказывается.

Подумайте, как организовать дома своеобразные репетиции работы в классе. Например, можно пригласить нескольких приятелей первоклассника домой, чтобы они вместе выполнили домашнее задание. «Дух коллективизма» можно укрепить, играя во дворе в футбол, пионербол и другие командные игры.

Куда ни пойдёшь, коня потеряешь. Некоторые первоклассники, наоборот, настолько теряются, оказавшись в новых условиях, что замыкаются и впадают в анабиоз. Если каждый шаг в неизвестность чреват неприятностями, не лучше ли вообще ничего не делать? Дома такие дети по вечерам сбрасывают напряжение, капризничая и погружаясь в возню с игрушками, цепляясь за них, как за последний вагон уходящего поезда детства.

В этой ситуации следует побольше рассказать ребёнку о плюсах обучения в школе. Вспомните о смешных ситуациях, которые случались в детстве с вами и вашими одноклассниками. Расскажите о том, как вы шалили, как участвовали в конкурсах и олимпиадах, писали контрольные, ошибались и исправлялись. Посмотрите вместе детские фильмы или мультфильмы про школьную жизнь. Идентифицируя себя с главными героями, первоклассник сможет «прожить» те ситуации, в которых он чувствует себя неуверенно.

Если вы видите, что ребёнок «заигрался» и прячется за незамысловатыми, детскими, делами, лишь бы не делать уроки, попробуйте вместе составить распорядок дня, который включал бы в себя и учёбу, и развлечения. Совместное черчение и рисование расписания позволит первокласснику более ответственно подойти к урокам. Самостоятельно вписывая в клеточку слова «выполнение домашнего задания», он почувствует, что держит ситуацию под контролем, и будет меньше сопротивляться вашим уговорам. Конечно, в разговорах с ребёнком должно звучать слово «надо», то в контексте его собственных, а не чужих, родительских или учительских потребностей. Надо больше читать, чтобы всегда можно было найти тему для разговора с одноклассниками. Надо разборчиво писать, чтобы друзья понимали смысл поздравления, написанного в открытке.

Человек с характером

Как известно, на основе четырёх типов темперамента может сформироваться бесконечное множество индивидуальных характеров. Однако именно темперамент накладывает отпечаток на то, как ребёнок (а потом и взрослый) реагирует на сложные жизненные ситуации, — в том числе, и на возрастные кризисы, и на адаптацию к новым условиям.

Холерик. Физиологи и психологи называют его сильным, но неуравновешенным типом нервной системы, в котором процессы возбуждения преобладают над торможением. Если ваш ребёнок быстро вспыхивает, но медленно остывает во время игры, ссоры или в других эмоционально насыщенных ситуациях, то он с большой вероятностью является холериком.

Первоклассник с данным типом темперамента может регулярно производить слонов из мух в спорах с учителями и одноклассниками, яростно отстаивая свою правоту. Он надолго обижается, если проигрывает в спортивных соревнованиях, пытается отомстить соперникам, не терпит, когда преподаватели хвалят кого-то другого.

Как ему помочь? Попробуйте обучить первоклассника азам эмоциональной саморегуляции. Предложите ему считать до пяти, прежде чем ответить на обидное замечание. Покажите, как нужно дышать, чтобы уменьшить волнение, страх и другие сильные эмоции. Поговорите с ребёнком о том, что необходимо время от времени смотреть на себя со стороны. Этого эффекта можно добиться, представив мысли и чувства собеседника. В то же время, стоит позаботиться о том, чтобы у ребёнка были возможности для выхода постоянно накапливающихся эмоций. Для этого подойдёт любой вид спорта, танцы или подвижные игры.

Сангвиник. Это сильный, уравновешенный, но подвижный тип. В переводе с языка физиологов данная характеристика означает, что ребёнок быстро загорается какой-то идеей и начинает её немедленно реализовывать. Но затем, по мере ослабления мотивации, качество выполнения задания ухудшается. При этом настроение ребёнка, как правило, приподнятое, доброжелательное. Он редко проявляет негативизм и огорчается из-за всяких мелочей вроде замечаний учителя, ссор с одноклассниками и т.д.

Первоклассник может с удовольствием окунуться в учёбу в сентябре, а потом, как в старом анекдоте, поняв, что «вся эта волынка – на 11 лет», утратить интерес к ней. На контрольных дети-сангвиники бодро выполняют первые два задания, а потом начинает разговаривать с одноклассниками, расписывать плохо пишущую ручку, искать линейку вместо того, чтобы попросить у соседа по парте, смотреть в окно.

Как ему помочь? Придётся изобретать всё новые и новые способы для того, чтобы поддерживать интерес ребёнка к учёбе и окружающим его людям. Постарайтесь чутко реагировать на ослабление его мотивации и стимулировать различными «призами», которые могут иметь как материальный, так и нематериальный характер. Конечно, нам хотелось бы, чтобы ребёнок учился ради знаний. Но реальность такова, что сангвиники лучше всего учатся, когда знают, что за идеально выполненное задание им дадут поиграть на планшете, разрешат пойти в гости к другу или купят что-то вкусное.

Рекомендуем:  Как провести занятие по развитию творческих способностей в детском саду

Чтобы такие товарно-денежные отношения не завели в тупик, нужно постепенно смещать «призы» в сторону самой учебной деятельности. Например, расскажите ребёнку о возможности узнать из учебника о жизни улиток, научиться определять съедобные грибы или выиграть олимпиаду по математике.

Флегматик. По классификации физиологов, это сильный, уравновешенный, но инертный тип. В крайних проявлениях этого варианта темперамента мы имеем дело с таким ребёнком, которого ровесники называют «тормозом». Первоклассник не успевает переключаться с одной темы урока на другую, поздно реагирует на шутки одноклассников, не сразу догадывается, как лучше ответить на заданный вопрос. В большинстве ситуаций ребёнок сохраняет спокойствие йога, величественно взирающего на людскую суету из-под полуприкрытых век.

Как ему помочь? Прежде всего, необходимо отработать наиболее часто встречающиеся ситуации, чтобы ребёнок мог выполнять их «на автомате». Разберите вместе оптимальный алгоритм принятия решений: сначала смотрим на имеющиеся условия, потом вспоминаем, была ли в прошлом опыте похожая ситуация, и, исходя из этого, действуем. Например, если в классе есть ребёнок, который всех обзывает и дразнит, лучше всего отвечать универсальной фразой на любые его выпады: «На себя посмотри!» или «И что дальше?»

Поупражняйтесь в решении различных головоломок. Поскольку они направлены на ломку стереотипов и использование творческого мышления, флегматик сможет научиться мыслить и реагировать более гибко.

Меланхолик. Он относится к «слабому» типу нервной системы. Основными проблемами для ребёнка-меланхолика в период кризиса семи лет являются повышенная утомляемость и плохое сопротивление эмоциональным нагрузкам. На его глазах так легко выступают слёзы, как будто к ним подведены маленькие, незаметные водопроводные шланги. Например, такой первоклассник может целый день проплакать из-за резкого замечания учительницы или насмешки одноклассника. В результате, у него в буквальном смысле слова надолго опускаются руки. У родителей в этой ситуации велик соблазн начать рисовать крючочки за ребёнка или идти разбираться с учительницей. Но такая стратегия не позволяет первокласснику научиться самому преодолевать трудности, и адаптация к школе может растянуться на целый год, а то и больше.

Как ему помочь? Родителям меланхолика приходится расчищать ребёнку дорогу к знаниям от многочисленных страхов. Старайтесь не забывать о том, что он очень нуждается в вашей похвале, многократных и спокойных объяснениях при разборе ошибок, объятьями и подбадривающих похлопываниях по плечу. В то же время, настраивайте первоклассника на то, чтобы он сам исправлял допущенные ошибки. Полученный результат укрепит его уверенность в том, что в будущем в аналогичной ситуации он выйдет победителем.

Каким бы темпераментом ни обладал ребёнок, важно стремиться к сохранению баланса между его индивидуальными особенностями и требованиями, предъявляемыми школой. Там, где ребёнок видит одни минусы, необходимо помочь ему найти плюсы. Если он протестует против давления, разверните ситуацию таким образом, чтобы он почувствовал гордость за то, что смог преодолеть себя. Пусть адаптация к школе станет трудным, но интересным приключением с полосой препятствий!

Мотивы, которые побуждают ребенка идти в школу

Без мотивации мальчик/девочка точно не побегут с радостью получать среднее образование. Основные мотивы:

  • познавательный мотив, когда школьник получает новые знания, которые ему так необходимы;
  • социальный мотив, когда детям с ранних лет говорят о том, как нужно учиться и получить необходимые знания;
  • позиционный мотив, который настраивает детей на то, что они займут определенное положение и приобретут новый, значимый социальный статус;
  • игровой мотив, ведь, как известно, до определенного возраста дети воспринимают новую информацию исключительно в форме игры и развлечений;
  • оценочный мотив, когда школьник радуется, когда его хвалят взрослые.

Как вести себя родителям?

Детские психологи советуют следующее:

  1. Если ваше чадо начинает рьяно спорить, ищет какое-то интересное занятие, пытается выразить свою самостоятельность, помогите ему. Нужно соблюдать спокойствие, уметь выслушать и предложить что-то интересное, чтобы занять сына или дочь.
  2. Хвалите ребенка за любые успехи. Дайте понять, что гордитесь им, радуетесь его достижениям.
  3. Обсуждайте все вопросы только тогда, когда малыш спокоен. В период истерики бессмысленно выяснять, в чем вы согласны, а в чем – нет.
  4. Своим кривляньем шестилетка привлекает внимание, а это значит, что нужно уделять достаточно времени для общих занятий. Вечером, перед сном, обсудите, что нового и интересного было у сына/дочери, что он/она узнал (а), какая информация потрясла. Беседа должна быть спокойной, без излишней эмоциональности.
  5. Предлагайте детям творческие занятия и игры: поставьте театральную пьесу, вылепите мультипликационных персонажей из пластилина, придумайте вместе сюжет для сказки, и т.д. Такие игры помогают детям развить необходимые навыки для последующего учебного процесса.
  6. Чаще разговаривайте с детьми о школе. Формируйте только положительные ассоциации: школа – это место, где дают знания, там появляются новые друзья, учителя делятся полезной информацией, и т.д. Обратите внимание, что учеба – это не игра, а серьезная работа, но без нее невозможно добиться многого в жизни.
  7. Привлекайте детей к домашней работе. Но при этом не забывайте поощрять и хвалить за выполненной задание, даже если ребенок сделал его не так, как хотелось бы. Например, вы попросили купить в магазине список необходимых продуктов. Сын принес вместо кефира молоко, забыл сливочное масло, но приобрел маме в подарок ее любимое мороженое. Не акцентируйте внимание на этих мелочах, ведь он старался и сделал все, что мог.
  8. Каждые успех своего малыша, даже самый незначительный, сопровождайте словами: «Я никогда в тебе не сомневался, я знал, у тебя все получится». Родители должны верить в своих детей, иначе можно развить в них серьезные комплексы, что станет причиной возникновения психических расстройств в дальнейшем.
  9. Дайте возможность детям почувствовать себя взрослыми. Если сын/дочь чрезмерно стараются показать стремление стать взрослым, иногда родителям нужно продемонстрировать свою слабость и дать возможность детям принять собственное решение. Например, можно сказать: «Дорогой, я очень устала на работе, давай ляжем спать пораньше?». Наверняка, сын пойдем спать раньше того времени, когда он обычно привык ложиться.

Самое главное, что нужно знать родителям первоклассников – дети нуждаются в их любви, внимании и поддержке.

Будьте рядом, старайтесь выслушать и понять, не прибегайте к крайним мерам наказания, ведь дети в период кризиса страдают ничуть не меньше, чем взрослые, которые находятся рядом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: