Постановка звука Ш: как научить ребенка выговаривать букву правильно?

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например «м», «н», «т», «п».

Чаще всего отмечается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих («с», «з», «ц»), шипящих («ш», «ж», «ч», «шь»), сонорных («р», «л»).

Выделяют четыре вида нарушений звукопроизношения (в пределах одного слова):

-отсутствие звука;

-искажение звука;

-замена звука;

-смешение звуков.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (вместо роза ребенок говорит «оза»), в середине (корова – «коова») или в конце (комар – «кома»).

При искажении вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка, например:

-вместо звука «р» произносится велярный «р», образующийся при колебании разных участков мягкого неба, или увулярный «р», при образовании которого вибрирует маленький

1

язычок (продолжение мягкого нёба);

-вместо звука «с» произносится межзубный «с» (кончик языка не опускается вниз за нижние резцы, а располагается между верхними и нижними резцами);

-вместо звука «л» произносится двугубный «л» (происходит сближение или смыкание обеих губ).

Звук может заменяться другим звуком. Замены эти могут быть самыми разнообразными, например:

-«томок» вместо комок, «дубы» вместо губы (замены звуков, одинаковых по способу образования, но разных по месту артикуляции);

-«това» вместо сова, «тон» вместо сон (замена звуков, одинаковых по месту артикуляции, но разных по способу образования);

-«фухари» вместо сухари, «фахар» вместо сахар (замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по участию органов речи);

-«томик» вместо домик, «заба» вместо жаба (замена звонких звуков глухими);

-«бряник» вместо пряник, «гочка» вместо кочка (замена глухих звуков звонкими);

-«рядуга» вместо радуга, «Сона» вместо Соня (замена мягких звуков твердыми и твердых мягкими).

Смешение звуков – это недостаток речи, который выражается в том, что ребенок, умея произносить

2

те или иные звуки, путает их в речи (например, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки произносит «шанки»); смешение звуков – признак незаконченности процесса овладения системой фонем; нормально этот процесс полностью завершается у ребенка к 4-5 годам, когда все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА «С»

      При произнесении звука «с» язык упирается в нижние зубы и образует желобок, по которому идет выдыхаемый воздух. По бокам желобок закрыт боковыми краями языка. Струя воздуха холодная, ребенок может это ощутить, если поднесет ко рту руку (тыльной стороной кисти). Если ребенок не сразу усваивает правильную артикуляцию этого звука и пытается поднять язык к верхним зубам, можно взять чистую тоненькую палочку и с ее помощью опустить язык к нижним зубам.

       Изолированный звук «с» закрепляют с помощью звукоподражания (воздух выходит из насоса и свистит: «с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с»). Хорошо усвоенный звук необходимо автоматизировать: сначала в закрытых слогах: ас,

3

ос, ус, ыс;  словах: ус, нос, мыс, квас, овес, рис, миска, леска, пляска, коляска; затем в открытых слогах: са, со, су, сы; словах оса, коса, лиса, весы, косы, волосы, песок, кусок.

       После этого можно переходить к работе с предложениями, чистоговорками, потешками, скороговорками, пословицами, загадками.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

       

       У сосны – сук. Сова сидит на суку. У Сони синяя сумка. Борис сломал самокат. У Алисы толстая коса, У Славы русые волосы. Мама поставила на стол суп и салат. Самолет летит высоко над лесом. На столе стоит стакан. Собака ест вкусный суп. Лиса поселилась в лесу. В песочницу насыпали песок. Настя и Саня купили пылесос. В саду поспели сладкие сливы. Стас носит спортивный костюм. Борис привез вкусные абрикосы. Света, Соня и Слава пьют сок. Скворец сидит в скворечнике.

ПОТЕШКИ, СКОРОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

У маленькой Сани санки едут сами. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Сам с вершок, а ума с горшок. Свои люди – сочтемся. Свято место пусто

4

не бывает. Сегодня густо, а завтра пусто. Сказано – сделано. Сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит. Сколько голов, столько и умов. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. С одной ягоды сыт не будешь. Спелое яблоко само с дерева валится. Сын у меня мой, а ум у него свой.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Р»

       Звук «р» часто отсутствует у детей, поскольку он является наиболее сложным по образованию и требует более точных движений языка. Необходимо научить ребенка удерживать «широкий» язык за верхними зубами. Для этого нужно сделать следующее:

— указательные пальцы рук «приклеить» к дальним нижним зубам;

— как можно шире развести локти;

— произнося звук «д», напряженным кончиком языка постучать за верхними зубами: сначала медленно, а затем постепенно ускорять темп.

       Освоив это упражнение, можно перейти к следующему: при том же положении речевых органов при произнесении звука «д» указательным пальцем производить частые движения из стороны в сторону под кончиком языка.

5

Упражнение следует повторять до тех пор, пока кончик языка не начнет вибрировать самостоятельно (без помощи указательного пальца).

       Если самостоятельная вибрация не вырабатывается очень долго, нужно постараться автоматизировать звук «р» в слогах и в словах, добиваясь раската с помощью указательного пальца. Для автоматизации звука «р» используются закрытые слоги: ар, ор, ир, ур, ыр, эр; слова: сыр, мир, пир, вар, дар, пар, жар, забор, катер, сахар, комар, топор, помидор, мухомор, горка, норка, дырка, Егорка, корка и т. п. Затем следует перейти к отработке произношения звука «р» в открытых слогах: ра, ро, ру, ры; словах кора, нора, дыра, жара, детвора, перо, ведро, добро, бедро, куры, горы, норы, рама, рыба, роза, рука и т.п. После этого произношение звука «р» отрабатывается  в предложениях, чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, считалках.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Это — мой двор. Соню укусил комар. Света любит сыр. Это вкусный помидор. Сегодня сильный ветер. Егор пьет кефир. Макар метет двор. Захар любит сахар. Егор поставил самовар. Федор взял топор. У Кати есть Мурка. У Мурки маленькие котята. Мышка живет в норке. Она любит сухие

6

корки. В моем кармане дырка. У Тамары красные маки. Рая получила телеграмму. У Егора красивый корабль. Корова и телята щиплют травку. У Ромы старый утюг. У Тимура черная ручка. Маруся кормит кур. Марта играет с Муркой. Рая и Тамара любят персиковый компот. По дороге едет красная машина. Рыбаки вытащили сети с рыбой.  У Мары

есть разноцветные кубики. Из красной трубы идет

дым. Рома и Тарас любят фрукты.  Лара сорвала красную розу. У каравая румяная корка. Маруся и Тамара увидели радугу. Виноград и груши – это фрукты. На стройке нужен подъемный кран. Рома и рая несут ведро. У вороны маленькие воронята. В зоопарке есть красивый белый кролик. Трое трубачей затрубили в трубы.

ПОТЕШКИ, СКОРОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

До города дорога в гору, от города с горы. Трое трубачей трубят в трубы. Рыбак рыбака видит издалека. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба. Все бобры добры до своих бобрят. Тары-бары, растабары – у Варвары куры стары.

На дворе трава, на траве дрова;

не руби дрова на траве двора!

На лугу под горкой лежит сырок с красной коркой.

7

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

 – Вы слыхали про покупку?

 – про какую про покупку?

 – Про покупку, про покупку,

Про покупочку мою.  

Пришел Прокоп, кипел укроп.

Ушел Прокоп, кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипит укроп.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Ж»

       После автоматизации звука «ш» в словах можно переходить к работе по постановке звука «ж». Звук «ж» произносится так же, как и звук «ш», только с участием голоса.

       Ребенку дается возможность осязать вибрацию гортани взрослого в момент произношения этого звука. Для этого необходимо приложить тыльной стороной его руку к шее взрослого спереди. Далее взрослый вместе с ребенком произносит звук «ш» и добавляет голос.

В следующий момент ребенок, приложив другую руку к своей шее, должен ощутить вибрацию голосовых складок у взрослого и у себя.

8

     

 Изолированный звук «ж» закрепляют с помощью звукоподражания (жужжания жука, пчелы, шмеля и др.). Хорошо усвоенный звук необходимо автоматизировать в слогах (жа, жо, жу, жи) и в отдельных словах, где звук «ж» находится в начале и в середине (жук, жаба, жало, желудь; ножи, лужи, ужи, ежик, флажок, снежинка). Слов, заканчивающихся на звук «ж», в русском языке нет, так как в этой позиции он звучит, как звук «ш».

       С отработанными словами ребенок может придумать предложения (целесообразно предложить ему соответствующие картинки). Речевой материал для автоматизации звука «ж» приведен ниже.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

У Жени есть ежи. На улице дождик. Папа купил ножи. У Жанны желтая пижама. Лыжник бежит по лыжне. В лесу живут дикие животные. Художник пишет пейзажи. Жабы прыгают по лужам. В траве жужжат жуки. Жанна вяжет жакет. Мама пожарила рыбу на ужин. Женя ждет, когда перестанет дождик. Пальцы сжать, потом разжать. Маленькие ножки бежали по дорожке. Мама купила Жанне свежее пирожное. На нижней полке лежат журналы.  Жанна и Женя увидели медвежонка и ежей. В книжном магазине можно

9

найти нужную книгу. Женя живет в желтом доме на нижнем этаже.

ПОТЕШКИ, СКОРОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Жук жуку жужжал: «Ж-ж-жу, ж-ж-жу. Я с ежом давно дружу…» Лежебока, рыжий кот, отлежал

Рекомендуем:  Важные этапы развития детей 5-6 лет

себе живот. В огороде свежий лук, на траве усатый жук. Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет. Жизнь прожить – не поле перейти. Жили люди до нас, будут жить и после нас. Ждать плохо, а догонять еще хуже. Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже. Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек.

ЗАГАДКА

Сто одежек и все без застежек. (Кочан капусты)

ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Ш»

       При произношении звука «ш» губы вытянуты вперед, а зубы почти сомкнуты (расстояние между

ними примерно 1 мм), широкий язык поднят вверх. При произношении звука «ш» выдыхаемая струя должна быть теплой.

10

       

Выработка правильного звука «ш» требует многократного повторения и использования различных образов (шипит гусь, шумит ветер, и т. д.) Закрепив произношение звука «ш» изолированно, можно переходить к автоматизации звука в закрытых слогах: аш, ош, уш, ыш,; словах: наш, ваш, мышь, камыш, кошка, плошка, кашка, мошка; в открытых слогах: ша, шо, шу, ши; словах: Маша, Миша, Даша, каша. Ношу, пишу,

мыши, камыши,  шапка, шуба и т.п.

       После этого переходят к работе с предложениями, чистоговорками, пословицами, скороговорками, загадками.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

У бабушки шаль. У Даши ландыш. Маша любит кашу. Школьник идет в школу. В машине пшеница. В лукошке шишки. Наташа вешает шубу. В шкафу стоят книжки. У Алеши клюшка и шайба. Кошка на окошке рубашку шьет. На вешалке шуба и шапка. Кошка поймала мышку. Дедушка сидит на кушетке. Миша под душем моет

шею и уши. Алеша кушает кашу большой ложкой. Дедушка купил Алеше шахматы и пушку.

11

ЧИСТОГОВОРКИ  

Аш-аш-аш-, строим мы шалаш.

Ош-ош-ош, у нас много калош.

Уш- уш-уш, мама принимает душ.

Иш-иш-иш, так шумит камыш.

Шка-шка-шка, пришла кошка.

Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши.

Ши-ши-ши, Маша с Мишей – малыши.

Ша-ша-ша, мама моет малыша.

Ша-ша-ша, наша Саша хороша.

Шо-шо-шо, я пою хорошо.

Шу-шу-шу, я письмо пишу.

Шу-шу-шу, я шубу ношу.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Л»

       Звук «л» является трудным в произношении, поэтому дети не всегда овладевают им самостоятельно. Для постановки звука «л» можно предложить следующий прием. Сначала ребенок должен произнести звук «ы», затем зажать язык между зубами и произнести звук «ы» еще раз. При этом положении речевых органов может получиться протяжный «л».

 Этот длительный звук «л», его можно закрепить, применяя игровую форму (пароход гудит), и продолжать отрабатывать звук «л» изолированно

12

(губы улыбаются, язык находится между зубами).

       Хорошо усвоенный звук следует автоматизировать в закрытых слогах: ал, ол, ул, ыл, ил, а затем в словах: бол, дал, пол, вол, стол, стул, дал, упал, копал, спал, белка, палка, вилка, елка, полка. Закрепив автоматизацию звука «л» в закрытых слогах, в конце слов и в середине слов со стечением согласных, можно перейти к работе с открытыми слогами: ла, ло, лу, лы, а потом и в

словах, например: пила, юла, мала, вела, Мила,

пела, мыла, видела, читала, носила, мыло, дупло, весло, тепло, одеяло, пеналы, каникулы и т.п.

       После закрепления звука в словах следует предложить ребенку составить предложения с этими словами, а затем автоматизировать звук в предложениях, чистоговорках, загадках, потешках, скороговорках. Подробный речевой материал приведен ниже.

       Как правило, после длительной и регулярной работы над звуком «л» язык начинает занимать правильное положение за верхними резцами. Если этого не происходит, нужно предложить ребенку поднять язык за верхние резцы и в таком положении языка повторить речевой материал.

13

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Михаил сел. Павел пел. Дятел стучал. Петя мыл пол. Нил поймал пчел. Папа купил елку. Михаил купил стол. Павел сел на стул. Нил уехал на футбол. Дятел искал паучков. Михаил взял пенал. Павел забил гол. Володя повесил полку. Петя купил булку. Павел надел футболку. Павел и Михаил уехали на вокзал. Дядя Михаил коня напоил. Павел повязал галстук. Алла увидела на елке белку. Мила поставила тарелку на полку.

Стул упал на пол. Володя опоздал в класс. В лодке два весла. Клава испекла булки. Ласточка свила гнездо. Клубок упал на пол. Катя гладит платок. Мила полола лук и свеклу. Алла надела голубое платье. Павел кладет на полку блокнот. Мама сварила молочный суп. Лада посадила куклу на стул. Володя и Николай плывут на лодке. Слава писал слова белым мелом. Алла долго подметала пол метлой.  Володя ел булку и пил молоко.

СКОРОГОВОРКА

Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.

       

14

15

Содержание

Шипящие в речи ребенка

К шипящим относятся — [ш], [ж], [ч`], [щ`]. Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.

Неправильное произношение «Ш»: виды, причины

Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:

  • Парасигматизм — устойчивая замена [ш] другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена [ш] на [ф]. Призубной — замена [ш] на [т]. Шипящий — замена [ш] на [щ]. Свистящий — замена [ш] на [с] или [з]. Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
  • Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.

Занятие со специалистом

  • Сигматизм боковой — звук [ш] звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
  • Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и [ш] получается произнести с носовым «отзвуком».

Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих

Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук [ш].

Основные задания в артикуляционной гимнастике:

  • Заборчик — широкая улыбка с зубами.
  • Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
  • Чередование заборчик — трубочка.
  • Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
  • Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
  • Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
  • Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.

Артикуляционная гимнастика

Задания на определение позиции звука в слове

В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.

  • Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук [ш])». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
  • Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук [ш]».

  Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе

Гимнастика для четкого произношения

Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.

Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.

Методические основы для родителей

Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома.

  • Губы в положении «трубочка»;
  • Язык широкий, кончик приподнят кверху;
  • Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
  • Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.

Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?

Есть разные причины неправильного произношения. Чаще всего проблема вызвана слабостью мышц языка – орган вместо того, чтобы подниматься вверх при выговаривании слов с буквой Ш, лежит на дне рта.

Распространенные проблемы с произношением шипящих звуков:

  • замена Ш на Т или отсутствие шипящего звука в речи. К примеру, вместо слова «шепот» ребенок говорит «тепот», а вместо «мишка» – «мика». Это может быть спровоцировано нарушением фонематического слуха, ранним возрастом;
  • замена Ш на Ф. Например, малыш вместо «шишка» говорит «фифка». Это нарушение называется губно-зубным сигматизмом. Проблема заключается в укороченной подъязычной уздечки, слишком активной работе губ, нарушении фонематического восприятия;
  • замена Ш на С. Например, ребенок говорит не «школа», а «скола». Эта проблема носит название свистящего сигматизма. Ее вызывает нарушение фонематического восприятия;
  • шепелявость. Возникает, если язык не повторяет форму ковшика, просовывается между нижними и верхними резцами, образуя щель. Воздушная струя рассеянная и слабая при произношении шипящих звуков;
  • вместо Ш слышится хлюпающий звук. Такая проблема называется боковой сигматизм. В этом случае один из углов губ немного оттянут либо опущен. Иногда у ребенка присутствует легкое смещение нижней челюсти вправо либо влево. При этом воздушная струя при произнесении звука Ш выходит по краям языка либо идет вбок;
  • вместо Ш слышится храп. Это нарушение называется носовой сигматизм. При наличии такой проблемы органы речи занимают нейтральное положение, язык оттянут вглубь рта, его задняя часть поднята и соединяется с мягким небом, а края опущены. Воздушная струя проходит через полость носа. Это случается при излишнем напряжении задней части языка.
Рекомендуем:  Какие методики раннего развития детей следует применять с самого рождения?

Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки?

Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж.

Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов.

Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям

  1. Расслабим язычок. Положить язык на нижние зубы, как будто блинчик, а верхними постучать по нему, говоря при этом «Та-та-та». После этого язычок должен расслабленно полежать. Потом надо пошлепать по нему верхней губой и сказать «Па-па-па».
  2. Подъем кончика языка вверх. Для выполнения задания нужна жевательная конфета или резинка (она будет для малыша хорошей мотивацией). Нужно, чтобы он открыл ротик на 2-3 см, распластал язычок по нижней губе, высунув при этом его кончик. Положите на него кусочек конфеты и попросите ребенка прилепить ее к небу за верхними зубками. Проследите, чтобы кроха использовал только язык, а не использовал челюсть.
  3. Выдуваем воздух через середину языка. Небольшой кусочек ваты положите на стол. Пусть малыш улыбнется, и расположит язычок как в предыдущем задании. Задача малыша — сдуть ватку на другой конец стола, не надув щечки. При этом он должен произнести подобие буквы Ф.
  4. Сдуваем вату с носа. Ребенок приоткрывает рот, укладывает язычок так, чтобы посередине него получился желобок, а края почти сходились. На нос помещаем кусочек ваты, Малыш должен глубоко вдохнуть воздух носом и резко выдохнуть ртом. Вата при этом должна полететь вверх.
  5. Произносим звуки Ж и Ш. Попросите кроху произнести слог СА, язык в это время должен быть за зубками. Затем нужно подвинуть язычок поглубже в ротик. По мере продвижения к альвеолам, звук из С превращается в Ш. Чтобы получить звук Ж, повторяем упражнения, произнося вначале слог ЗА.
  6. Больше слов с Ж и Ш. Вспомните или придумайте стишки или скороговорки, где в словах часто встречаются буквы Ж и Ш. Повторяйте их с малышом по нескольку раз.
  7. Произносим букву Ч. Если у малыша повышен тонус языка, поначалу справиться с упражнением ему будет сложнее. Звук Ч состоит из ТЬ и Щ. Сначала язычок должен ударить по альвеолам, произнося ТЬ, после чего расслабиться, пропуская через щелочку звук Щ. Эти два звука сначала медленно, а затем быстрее должны слиться в один Ч. После нескольких тренировок у малыша все получится!

Потренируйте произношение разными небольшими стишками. Например:

  • Были галчата в гостях у волчат,
  • Были волчата в гостях у галчат,
  • Ныне волчата галдят как галчата,
  • И как волчата, галчата молчат.

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Русский речевой аттракцион

«Р» – самый сложнопроизносимый звук для артикуляции. Встречается он далеко не во всех мировых языках. Например, в английском языке «R» — упрощенный вариант русского, в китайском — он не отличим от «Л».

Для русских характерно раскатистое произношение буквы «Р». Для ее воспроизведения нужен виртуозный речевой аппарат, хорошая языковая вибрация и прочие лингвистические «достижения». Овладеть ими под силу не всем иностранцам. Неудивительно, что наши дети испытывают трудности в произношении буквы «Р».

В наши дни еще встречаются случаи картавости у подростков и взрослых. В 99 %!процентах виноваты в этом не они, а родители. Возможно, был упущен тот момент, когда можно быстро научить малыша говорить букву «Р» в домашних условиях. Именно на родителях (бабушках и дедушках) лежит ответственность вовремя распознать первые сигналы неблагополучия и своевременно скорректировать проблему.

Гимнастика для артикуляционного аппарата

Упражнения для губ

Для разминки губ можно использовать логопедические упражнения:

  • «Удивимся-посмеемся». Дошколенок делает поочередно широкую и узкую трубочку губами. Широкая трубочка находятся в состоянии «о», «узкая» ‒ «у». Вслух ничего не произносятся, работают только губы.
  • «Трубочка-улыбка». Поочередно ребенок то широко улыбается, то делает движение губами по типу звука «о».

Упражнения для языка

Для тренировки языка также используются классические упражнения:

  • «Вкусное варенье», в котором язычком облизывается нижняя губа то влево, то вправо.
  • Для упражнения «Скачет лошадка» нужно «поцокать» языком, имитируя шаг лошади.
  • «Слоник – лягушка»: губы попеременно имитируют то хобот слона, то улыбку лягушки.
  • «Веселые качели»: кончиком языка дотянуться до верхних зубов, затем опуститься к нижним.
  • «Тик-так»: кончиком языка, имитируя движения часов, двигаться влево и вправо с разной скоростью.
  • «Краски»: «раскрашиваем нёбо» язычком.

Все упражнения выполняются до 10 раз, но необходимо следить, чтобы малыш не утомлялся и занимался с интересом.

Дошкольник быстрее овладеет правильным произношением шипящих при четком проведении подготовительного этапа, поэтому им пренебрегать не стоит. Длительность таких занятий будет зависеть от индивидуального развития ребенка, состояния его артикуляционного аппарата. Специалисты советуют продлить их, если улучшение не произошло после трех занятий.

Подготовительный этап постановки

Происходит в несколько этапов постановка звука «Р». Подготовительный этап предназначен для активации артикуляционных и мимических мышц, налаживания правильного дыхания. Кроме того, работать над постановкой такого сложного в произношении звука можно начинать только тогда, когда ребенок овладел практическими всеми остальными звуковыми единицами.

На подготовительном этапе проводят артикуляционные, мимические и дыхательные упражнения, при необходимости прибегают к массажу и лечебной гимнастике, например, при параличе мышц.

Автоматизация шипящих Ж и Ш в связной речи (пословицы, стихи, скороговорки)

После того, как поставленный звук будет автоматизирован в изолированном положении, слогах (прямых, обратных и со стечением) и словосочетаниях — его можно внедрять в связную речь.

Дополнительная информация! Следует помнить, что в бурном потоке мыслей, малыш не следит за своей речью. В результате, после длительных мучений по постановке звука, ребенок все равно «съедает» его. По этой причине стоит наблюдать и контролировать речь дошкольника не только на занятии, но и в повседневной жизни.

Пословицы, стихи и скороговорки должны быть насыщены изучаемым [ш]. В данном виде автоматизации уже можно смешивать свистящие и шипящие.

Скороговорки:

  • «Шла Саша по шоссе и сосала сушки».
  • «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон!»

Пословицы:

  • «У всякой пташки свои замашки».
  • «Знай кошка свое лукошко».

Стихи:

«На лугу поспела кашка. Кашку ест корова Машка Машке нравится обед — Ничего вкуснее нет.»

Домашнее логопедическое занятие с дошкольником

Звук [ш] — один из самых распространенных нарушаемых в речи дошкольников. Поставить его, выполняя необходимую артикуляционную и дыхательную гимнастику совсем несложно. После успешной постановки звука, важно следить за автоматизацией его в изолированном виде и связной речи.

Обучение малыша правильному выговариванию

Родители, чьи дети неверно произносят шипящие звуки, интересуются тем, как научить ребенка выговаривать букву Ш в домашних условиях. Логопедами разработаны упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой.

Занятие состоит из двух этапов: разминка и постановка звука. Чтобы артикуляционная гимнастика дала скорый положительный результат, требуется выполнять ее ежедневно по 5-10 минут.

Необходимо проявлять старание и настойчивость, хвалить малыша за успехи, поощрять его выполнять упражнения.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.
Рекомендуем:  Идеи совместных занятий с детьми разного возраста

Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.

Постановка звука

Выполнив дыхательную и артикуляционную гимнастику, можно приступать к постановке шипящих звуков. Существуют разные упражнения, которые ориентируют ребенка на правильное произношение слов с буквой Ш.

Эффективный комплекс для борьбы с нарушением речи:

  • свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
  • движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
  • пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
  • корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
  • улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
  • качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
  • маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.

Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.

Выговариваем буквы З, С и Ц правильно

Когда ребенок не выговаривает букву С, одновременно он не может произнести и остальные свистящие буквы и слоги — З, Ц, ЗЬ, СЬ. Причина этого — недостаточно развитый артикуляционный аппарат.

Исправить ситуацию также помогут специальные упражнения

  1. Загони мячик в ворота. Цель этого задания — научиться выпускать длинную направленную струю воздуха. Сделайте на столе ворота из кубиков или других игрушек. Скатайте неплотный ватный шарик. Малыш должен, сложив губки трубочкой, подуть на шарик и загнать его в ворота. Выполняя упражнение, нельзя надувать щеки, а выдуваемый воздух должен идти одной длинной струей, без прерываний.
  2. Песенка язычка. Приоткрыв ротик, надо расположить язык на нижней губе. Затем нужно пошлепать губками — «пя-пя-пя» (язычок поет). Воздух при этом выходит плавной струйкой, не прерываясь. Затем, широко открыв рот, подержать мягкий язычок на нижней губе так, чтобы она не подворачивалась. Нужно, чтобы края языка касались уголков рта.
  3. Блинчик. Важно научить малыша расслаблять язычок. Для этого он должен улыбнуться, передний край языка положить на нижнюю губу. Улыбка не должна быть напряженной, а язык лишь чуть свешиваться с губки.
  4. Чистим зубки. Упражнение аналогично заданию для буквы Р, только чистить будем не верхние, а нижние зубы.

Буква З является парной для буквы С, поэтому его постановкой занимаются аналогично звуку С.

Звук Ц состоит из двух звуков — Т и С, которые быстро переходят от одного к другому. Важно научить малыша отделить один звук от другого. Попросите кроху произнести сначала длинный звук «тсссс», а затем короткие «тсс, тсс, тсс». В итоге у малыша получится звук Ц.

Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика

Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.

Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».

Упражнения для дыхания

“День рождения”. Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

“Полет снежинки”. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

Упражнения для губ

“Заборчик”. Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

“Хоботок”. Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

“Лягушка”. Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

“Иголка”. Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

“Лошадка”. Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

“Варенье”. Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

“Качели”. Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

Делаем “Барабанщик” и другие полезные упражнения, как это показано на видео:

Приступаем к тренировкам

Попросите ребенка «порычать». Например, как тигр. Затем произнести простые и понятные слова: «трава, королева, рядом, ворона». В зависимости от результата проверки, постановка «Р» проходит в три последовательные стадии.

  1. Если малышу не удается произнести одиночный звук, то в первую очередь нужно отработать именно этот момент. Научите его имитировать рычание волка (рррр), мурчание котенка (мррр) или гудение трактора (тррр).
  2. Если изолированное произношение не вызывает труда, поупражняйтесь в слогах: ре-ро-ра-ри, а затем в словах. Произносите их медленно и четко, нараспев и просите повторить.
  3. Заключительный, наиболее сложный этап — тренировка звука в скороговорках, предложениях.

Важно помнить! Нередко вечно спешащие родители поступают строго наоборот. Нависнув над неуверенным ребенком, заставляют его тараторить архитрудные скороговорки, которые и сами произносят с ошибками. Научить говорить таким образом невозможно. Малыш испугается, закроется и откажется тренироваться наотрез.

Как можно проверить речь дошкольника в домашних условиях?

Определив, что дошкольник не умеет говорить шипящие, родители должны обратиться к специалисту. В домашних условиях они также могут обследовать речь ребенка, чтобы понять, какие именно шипящие искажаются. По логопедическим правилам обследование начинается с отдельного произнесения определенного звука, затем идет произнесение его в слогах, словах, и только потом в предложениях. Например:

  1. Родитель, предлагая малышу воспроизвести шипящие ш, ж, ч, щ, медленно и внятно произносит их. Интереснее предложить игровую форму в виде речевых упражнений: «Змея зашипела: ш-ш-ш», «Пчелка зажужжала: ж-ж-ж».
  2. Для проверки состояния звука в слогах малыша побуждают повторять слоги, например, ши-жи, ча-ща, жу-шу, чу-щу, аш-аж, ач-ащ, щи, чух, кыш, вжик. При этом проверяемые звуки должны стоять в начале слога, середине, конце.
  3. На следующем этапе идет проверка произнесения звука в словах. Для заинтересованности используются картинки, где нарисованы предметы на заданный звук (шишка, жираф, шалаш, чайник, щука и прочие). При этом можно использовать логопедический наглядный материал, а можно подобрать вместе с ребенком картинки в детских книжках. Главное, чтобы они соответствовали определенным правилам: шипящие должны четко звучать в словах, стоять в начале слова, середине, конце (шуба, машина, камыш). По такому же принципу подбираются слова с другими шипящими: жук, ружье, лыжи и т. д.Хорошо, если обследование будет проходить в виде игровых упражнений. Например, «Как назвать ласково (птица-птичка, коза-козочка, жук-жучок, зима-зимушка, солнце-солнышко)? »
  4. Последний этап предполагает проверку звука в предложении, в котором подобрано несколько слов с проверяемым шипящим. Этой цели хорошо служат чистоговорки, например, «Тише, мыши, не шумите! Кота с кошкой не будите!» Подойдут для обследования шипящих классические скороговорки: «Шла Саша…», «Кукушка кукушонку…»

Важно! При обследовании ребенка нужно попытаться определить причину неправильного произношения, чтобы понять, что повлияло на искажение дикции.

Как правильно применять зонд?

Зонды логопедические для постановки звука «Р» значительно уменьшают длительность занятий, фактически достаточно часто звук образовывается после первого использования инструмента.

Как же правильно использовать зонд? Перед применением инструмента ставят звук «Р» от «Ж», но не разрабатывая вибрации. Затем, отработав фрикативный «Р», переходят к применению зонда. Ребенка просят произносить сильный звук «Ж» на верхних альвеолах. В этот момент логопед устанавливает зонд снизу языка в передней его части и производит частые, но аккуратные движения из стороны в сторону, вызывая тем самым вибрацию кончика языка и ставя звук «Р».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: