Как отучить ребенка ругаться матом?

Малыш, из уст которого внезапно вылетает то эквивалент «блин», то неадекватный синоним словосочетания «все плохо», вводит родителей в состояние ступора. Конечно, ругающийся подросток ничем не лучше, но объяснить ему, что значит «вести себя некультурно», проще. Правда, проще объяснить не означает проще исправить ситуацию.

Для каждого возраста существуют свои варианты решения проблемы.

Дошкольный возраст

«Откуда он знает эти слова?» — восклицает мама. «Кто его мог этому научить?» — ужасается, но улыбается папа. Улыбаться может и мама, в этом нет ничего страшного, просто из уст ребенка любое ругательство, придуманное для устрашения, звучит скорее смешно, хоть и неуместно.

Нет ничего удивительного в том, что четырехлетка может, вернувшись из садика, поделиться с родителями новыми знаниями. Кто-то в группе принес новое слово, и, благодаря удивительной детской любознательности и жажде к познанию, оно разлетелось.

Речь современного человека иногда поражает обилием, так называемой, ненормативной лексики, каких-то жаргонных слов, уродливых иноязычных заимствований. Нецензурная лексика, или мат, стал частью нашей культуры, и подчас уже не вызывает ни неодобрения, ни возмущения. И бесполезно тешить себя иллюзиями, что вы сможете оградить своего ребенка от мата. 

Даже если он растет в культурнейшей семье, где ненормативная лексика — абсолютное табу, защитить от нее детские уши невозможно. Как только ребенок вступает в контакт с реальной жизнью, подцепить эту «заразу» он может где угодно: на детской площадке, на прогулке в парке, в детском саду, на переменке в школе, в общественном транспорте, по телевизору, да просто бездумно читая все, что написано на стенах и заборах. 

В нашем современном обществе, как  не печально, мат стал почти естественным и неотделимым от обычной речи. Но это не значит, что стоит махнуть рукой — мол, все теперь так говорят. Или понадеяться на то, что «само пройдет».

Термин «ненормативная лексика» можно понимать как обозначение того слоя, разряда слов и выражений, употребление которых в речи нарушает нормы общественной морали, общепринятые в данном социуме представления о приличии/неприличии. В этот разряд слов и выражений входят лексико-фразеологические единицы из «внелитературной» сферы русского национального языка (т.е. они находятся вне сферы действия норм литературного языка): из просторечия, жаргонов, территориальных диалектов.

Обсценная («запретная») лексика

Необходимо внести определенность в восприятие и общественную оценку понятия и употребления термина «обсценная» и «табуированная» лексика. Речь идет о так называемом мате.  Жесткий запрет на публичное употребление обсценной лексики и фразеологии, идеографически и семантически связанное с запретной темой секса, сексуальной сферы, вообще «телесного низа», сложился у восточных славян — предков русских, украинцев, белорусов — еще в языческую эпоху как прочная традиция народной культуры и строго поддерживался и поддерживается православной церковью на протяжении 1000 лет. Так что данное табу имеет в русском народе давнюю традицию, освященную не одним тысячелетием.

В последние годы серьезно возросла активность обсценной лексики и фразеологии в разговорной речи, в условиях межличностной коммуникации при неформальном общении (речевая манера, сопровождаемая актуализацией мата, охватывает все более широкие, так сказать, нетрадиционные группы населения, включая женщин и школьниц-подростков, наиболее консервативных до недавнего времени по отношению к обсценной, вообще бранной лексике и фразеологии), а также и в речи книжной, преимущественно в СМИ (в печати и в электронных СМИ, в кинофильмах), в устной публичной речи политического характера, в художественной литературе. Как с горечью заключает Виктор Астафьев по поводу широчайшего распространения в современной речи мата, «мерзость теперь окружает нас почти повсеместно. С ней встречаешься уже не только в подворотнях, но порой  и на высоких собраниях» (В. Астафьев. « Черемуховые холода» /Правда, 1991, 7 дек.).

Чехов так характеризовал черты личности человека, который употребляет бранные слова: «Злость, душевная нечистота, стремление осквернить». Один из известнейших духовных писателей епископ Тихон Задонский очень точно сказал о воздействии ненормативной лексики на человека: «Сквернословие – это яд, убивающий душу. Яд – и для того, кто говорит; яд – и для того, кто слушает».

Происходит вульгаризация языка: употребляется приблатнённый язык. Воровской сленг становится модным. И интонация, и тон, которым слова произносятся – блатные. Опасно то, что с внедрением воровского сленга происходит быстрое внедрение преступного образа жизни, преступных понятий и в сознание человека. Ведь слово – это реальность!

Существует прочная связь: если язык человека примитивен, значит столь же примитивен уровень его мышления. А узкая, примитивная лексика человека свидетельствует о столь же низком уровне его образования. Нашу речь атакует поток уродливых чужеродных слов. Да, заимствование иноязычных слов и их внедрение в речь — это всегда был нормальный процесс. Но всё должно иметь меру: что-то приживается, что-то отвергается. Всё чужеродное влияет на сознание. Чужеродное слово прививает человеку чужеродность мышления. Кажется, словечко – пустяк… Но капля камень долбит не силой, а частым паденьем –древняя мудрость. В речи – дом, жизнь, родина. Речь – это духовное богатство народа. Разрушение, загрязнение, искажение родной речи связано с вырождением нации. «Мы сохраним тебя, Русская речь – великое русское слово!» — сказала великая русская поэтесса Анна Ахматова.

Обратимся к статистике: 30%!россиян никогда не употребляют в речи нецензурные выражения (по словам самих же опрашиваемых). В то же время, у 70%!респондентов большинство знакомых употребляют мат в своей речи.

Как обстоят дела с ненормативной лексикой у нас в школе?

Однажды ученые поставили эксперимент. Они обругали воду отборным матом, после чего полили ею семена пшеницы. В результате, из тех зерен, которые были политы водой с матом, взошли только 48%!, а семена, политые святой водой проросли на 93%!

Почему дети используют мат? 

Во-первых, берут пример со взрослых, родителей, родственников, знакомых, которые являются для них авторитетом. 

Во-вторых,  дети бунтуют против того «как принято, как надо». При этом матерные слова они употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая, что этого делать нельзя. 

В-третьих, дети используют жаргон для самоутверждения среди ровесников, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, ругаясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом, приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее. Подростки, как могут, пытаются защититься от окружающего враждебного, как им кажется, мира, а лучший способ защиты, как известно — нападение. За изощренной бранью подростки пытаются скрыть свои слабости, и казаться сильнее, неприступнее.    

В-четвертых, подростки, как правило, употребляют жаргон в основном для выхода эмоций. Мат исчерпывает себя, т.к. перестает удовлетворять культурные потребности ребенка. 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. Постарайтесь, чтобы матерные слова не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.

2. Если бранное слово все-таки слетело с уст ребенка, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали и понаблюдайте, как будет реагировать ребенок. Если ребенок уже понимает смысл сказанного, то он будет ждать от вас какой-то реакции, и, не дождавшись повторит провокацию или решит что слово обычное и в нем нет ничего, и, потеряв интерес забудет о нем. Если же ребенок не ожидает никакой реакции, то, видимо, слово это он просто где-то услышал и если не акцентировать на нем внимание, то оно так же легко и отцепится.

3. Если ребенок сказал нецензурное слово при посторонних, главное — сохранить спокойствие. Конечно, трудно сдержаться, ведь вам и стыдно, и хочется оправдаться. Сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность,  улыбнитесь и смените тему разговора. А потом, когда остынете, поговорите с ребенком.

4. Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно рассказать ему что это слово ругательное, расскажите о его значении, и о том, что его говорят, когда хотят кого-то обидеть, поэтому говорить его нельзя.

5. Если мат все-таки появился в детской речи, поговорите с ребенком, спросите его что значат эти слова, пусть объяснит значение. Возможно, он и сам не знает, что говорит. Здесь можно пойти на хитрость и попытаться преобразовать нецензурное слово до близкого по звучанию и значению обычного слова, как бы поправляя ребенка. Если такой возможности нет, объясните ребенку, что оно значит и скажите, что такие слова очень обидные и говорить их нельзя.

6. Если ребенок кричит, злится и проявляет агрессию, родители должны показать ребенку что они понимают и принимают его чувства. Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребенка, как реагировать, как проявлять негативные эмоции без  грубых слов.

7. Если мат уже закрепился в речи ребенка, то можно дать ему почитать что-то наподобие словаря ненормативной лексики. Ведь если что-то доступно и не наказуемо, то быстро надоедает.

8. Если ребенка приобщили к мату сверстники, воздержитесь от оскорблений, как в адрес ребенка, так и его друзей. Это только усугубит противостояние. Лучше тактично и убедительно объяснить ребенку что мат — это не только неприлично, но и некрасиво и является показателем его развития. Если ребенок мотивирует свою речь тем, что «все остальные тоже ругаются», попробуйте объяснить ребенку что нецензурная лексика — это какая же зависимость как курение и алкоголь, и как никотин разрушает легкие, так и мат обедняет словарный запас и это вовсе не показатель взрослости, а обычная пагубная привычка.

Сложнее, если ребенок равняется на кого-то. Желание ругаться матом пропадает само, когда ребенку встречается более культурный и не менее авторитетный образец для подражания.

9. Если же ребенок не принимает объяснений, продолжает ругаться матом и делает это непроизвольно, то лучше обратиться к специалисту.

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ

Нельзя запрещать ребенку ругаться матом теми самыми словами, которые вы ему запрещаете. Будьте последовательны, и если вы говорите ребенку что нельзя ругаться матом, это значит, что всем нельзя, а не только ему. Иначе придется ответить на вопрос «почему тебе можно, а мне нельзя».

Нельзя стыдить ребенка, тем более на людях. Это может нанести ему тяжелую психологическую травму.

Не надо обобщать. Если вы хотите отчитать ребенка, то отчитывайте за что-то конкретное. Ведь то, что он сказал плохое слово, еще не делает его плохим человеком.

Нельзя запретить ругаться, ничего не объясняя. Запрет только порождает ответную реакцию и не приводит к положительному результату.

Рекомендуем:  “Ранние” малыши: группы недоношенных детей и их развитие по месяцам до года

Не следует запрещать ребенку произносить матерные слова, если сами вы продолжаете, пусть даже изредка, их употреблять. Если мат в разговоре использовать нельзя, это значит, что нельзя никому.

Ругая или наказывая ребенка за произнесенное некультурное слово, особенно в присутствии других людей, вы можете нанести ему глубокую травму.

Не следует резко запрещать произносить те или иные слова без объяснений. Немотивированный запрет вряд ли даст позитивный результат.

Если родители, наказывая малыша, утверждают, что такие слова можно произносить только взрослым, ребенок может решить, что ему можно быстрее подрасти — как раз с помощью частого и громкого произнесения бранных слов.

Иногда можно решить проблему матерных выражений, просто изолировав ребенка от ругающейся матом компании, переведя его в другой класс или школу. Это выход, но ненадолго. Ведь нельзя полностью исключить нежелательные формы общения: таким образом вы не решаете проблему, а только прячетесь от нее. Придется все-таки объяснить ему вред ругательных выражений.

Причины, по которым ребенок ругается матерными словами

Обыкновенные, обиходные слова дети обычно употребляют осознанно. Если, например, малыш произносит слово «яблоко» или словосочетание «хочу пить», то он имеет в виду именно то, о чем говорит. Что касается бранных слов, то дети их произносят неосознанно и машинально, так как не понимают, что именно они означают и с какой целью произносятся. К слову, взрослые так же, матерно выражаясь, обычно не задумываются над истинным смыслом и целью тех слов, которыми они бранятся: в этом и заключается коварство и разрушительное воздействие на человеческую психику нецензурной брани.

Однако могут быть причины, при которых дети могут материться вполне осознанно, стараясь с помощью мата добиться каких-то конкретных и важных для себя целей:

  • Ребенок матерится, пытаясь таким способом обратить на себя внимание взрослых. Причем, тем самым он может требовать для себя не только положительной реакции от взрослых, но даже и отрицательной. Обычно это случается тогда, когда взрослые по каким-либо причинам не уделяют малышу должного внимания, и он начинает себя чувствовать ненужным и брошенным. В этом случае, чтобы отучить ребенка браниться, необходимо уделять ему больше времени, играть вместе с ним, разговаривать, читать ему сказки и смотреть вместе с ним мультфильмы – то есть, всячески давать малышу понять, что он – очень нужен и ценен взрослым, которые его окружают;
  • Матерясь, ребенок тем самым пытается подражать другим детям, с которыми он общается в детском саду, в школе, на улице, в спортивной секции и т. д. Подражание сверстникам, а тем более, старшим товарищам заложено в детской природе и является важным условием детского развития. Понятно, что такое подражание может приносить как пользу, так и вред. Когда малыш, наслушавшись своих товарищей, начинает изъясняться нецензурными выражениями, запрещать ему общаться со сверстниками (как это пытаются делать многие родители) не нужно, поскольку это бессмысленно. Полностью оградить ребенка от общения невозможно. В этом случае важно понять, что, скорее всего, таким образом ваш сын или дочь пытаются утвердиться в коллективе ровесников, доказав им свой «авторитет» и свою «значимость». В большинстве случаев повышение собственного авторитета с помощью матерщины свидетельствует о том, что у ребенка не хватает уверенности в себе, его мучает комплекс собственной неполноценности. Следовательно, родителям надо постараться вселить в своего сына или дочь уверенность. Для этого, опять же, ребенку необходимо уделять как можно больше времени, тонко и незаметно внушая ему необходимые истины и правила поведения, которые помогут малышу приобрести настоящий, а не фальшивый авторитет у сверстников;
  • Многие дети выражаются нецензурной бранью назло или в отместку родителям или другим взрослым людям, которые их окружают (воспитателю, учителю, тренеру, соседу и пр.). Иначе говоря, таким образом они бунтуют против несправедливого, как им кажется, отношения к ним самим и их интересам. Большей частью в этом бывают виновны сами родители и другие взрослые, обзывающие детей всяческими обидными эпитетами или применяющие в качестве воспитательного аргумента телесные наказания. Детская психология такова, что подобные эпитеты (не говоря уже о телесных наказаниях) ребенок воспринимает как собственную ненужность для родителей и других взрослых. Поэтому взрослым надо всячески стараться не допускать в общении с детьми никаких бранных эпитетов и телесных наказаний, объясняя им с помощью других слов и правильного тона, в чем именно они неправы;
  • Взрослые, окружающие ребенка, сами матерятся. Это – одна из основных причин того, что и малыш рано или поздно начнет нецензурно браниться. Он берет слова из родительского репертуара, и вставляет в свой лексикон. Выход в данном случае прост: чтобы никогда не слышать матерщины из детских уст, взрослым надо самим не ругаться матерными словами;
  • У ребенка просыпается интерес к собственному телу и физиологии. Зачастую именно по этой причине дети начинают выражаться нецензурно. Тем более – именно на эту тему в настоящее время можно найти множество «комментаторов» и «специалистов» – как среди сверстников, так и в интернете и телевизоре. Причем, значительная часть таких «специалистов» изъясняется именно с помощью матерщины либо – в словесных оборотах, весьма близких к нецензурной лексике. Наслушавшись или начитавшись подобных «комментариев», дети воспринимают их как истину, и сами начинают изъясняться подобным образом. Ругать их в этом случае – очень опасно, так как у ребенка может сформироваться извращенное представление о подобных вещах. Гораздо разумнее понять, что такой интерес у детей – это процесс естественный, и говорить о нем следует не матерными оборотами, а вполне нормальными словами. И, разумеется, объяснить это ребенку.

Это – лишь основные, то есть, наиболее часто встречающиеся причины, по которым дети начинают употреблять в разговоре матерные слова. Устраняются такие причины, в первую очередь, благодаря спокойной, дружественной и любящей атмосфере в семье, где растут и воспитываются дети.

Детский возраст и матерщина

Житейская практика показывает, что дети могут материться в любом возрасте – начиная с двух лет, когда они только научились произносить свои первые слова, и заканчивая подростковым возрастом. Впрочем, причины, по которым они произносят нецензурные слова в том или ином возрасте, различны:

  1. Если малышу 2-3 года, то нехорошие слова он произносит неосознанно. В этом возрасте ребенок только учится говорить, слыша слова от кого-то постороннего, запоминая их, повторяя и обычно не понимая их сути и значения. Поэтому, скорее всего, нецензурное слово он также где-то услышал и запомнил.
  2. 4-5-летние дети могут ругаться вполне осознанно и с далеко идущими умыслами. Большей частью они употребляют нецензурную лексику, чтобы родители или другие взрослые обратили на них внимание.
  3. Начиная с 5 лет и заканчивая подростковым возрастом, дети обычно ругаются, стараясь таким способом обозначить и утвердить собственное «я». Особенно, если им кажется, что родители и другие взрослые посягают на их независимость и не принимают во внимание их мнение, которое детям в этом возрасте представляется исключительно ценным и правильным.
  4. Подростки могут выражаться нецензурными оборотами по нескольким причинам. Одна из причин заключается в том же, отчего матерятся и 4-5-летние дети. То есть, если подросткам кажется, что родители не обращают на них внимания, они могут добиваться родительского внимания с помощью матерщины. Утверждение собственного «я» в глазах взрослых – еще одно объяснение, почему дети подросткового возраста выражаются нецензурно. Третья причина нецензурных ругательств у подростков – попытка утвердить собственное «я» среди своих сверстников.

Если ребенок растет нормально (то есть, в хорошей семье и при этом у него нет никаких проблем с психикой), то обычно он «перерастает» возрастные периоды и перестает материться. Родителям это надо знать. Конечно, пассивно ожидать, пока у сына или дочери само собою пропадет желание изъясняться матерной лексикой, не следует. Наоборот, надо всячески помогать им избавляться от скверной привычки, учитывая при этом, что в некоторых случаях малыш может употреблять матерные выражения и по другим причинам:

  • Некоторые дети в силу своих психологических особенностей или воспитания не умеют выражать накопившиеся в них отрицательные эмоции в общепринятых «рамках», и способны эмоционально разряжаться лишь посредством матерщины;
  • Если ребенок застенчивый и робкий, то он может материться, чтобы преодолеть свою робость и неуверенность перед другими людьми, житейскими проблемами, всяческими переменами и т. д. Кстати, к такому же способу прибегают и неуверенные в себе взрослые. Закомплексованным людям, независимо от того, дети они или взрослые, обычно представляется, что матерщина в их устах делает их самостоятельными и могущественными.

Какова бы ни была причина того, что дети начали изъясняться нецензурными словами, главная задача всякого адекватного родителя – постараться, чтобы его ребенок в самое короткое время избавился от этой дурной привычки.

Главные родительские ошибки

Стараясь отучить детей ругаться матом, родители зачастую вольно или невольно допускают множество ошибок. Апробированная многими веками и множеством поколений житейская практика ясно говорит о том, чего именно нельзя делать, отучая сына или дочь от пристрастия к сквернословию:

  • Применять физические наказания. Обычно такой способ не исправляет положение, а лишь усугубляет его. Наказанный ребенок может продолжать материться – теперь уже исключительно родителям назло и в знак протеста. Ни в коем случае нельзя шлепать детей по губам, заставлять лизать мыло, сыпать в рот соль или перец! Таким образом у ребенка понизится самооценка, и его будут преследовать ночные кошмары! Также есть риск, что малыш станет заикой;
  • Запрещать употреблять матерщину, используя свое родительское положение (вроде «Чтоб я больше от тебя этого не слышал!» или «Сказано – нельзя, значит – нельзя!»). Обычно такие безапелляционные запреты результата не достигают по причине особенностей детской психологии. Детям нужно подробно и аргументированно объяснять, отчего именно нельзя употреблять бранные слова и к чему это может привести;
  • Ни в коем случае не радоваться и не смеяться, слыша, как ребенок матерится, и тем более не пытаться переводить в шутку произнесенные малышом неприличные слова. Это может привести к тому, что он подумает, будто его сквернословие родителям приятно, и по этой причине станет материться чаще;
  • Упрекать и стыдить детей в присутствии посторонних. Это может вызвать в ребенке озлобленность, он замкнется или ожесточится и может ругаться еще больше;
  • Устраивать ребенку «партизанские допросы» на тему о том, «где ты это услышал» или «кто тебе сказал такое плохое слово». Вероятней всего, он и сам не знает или не помнит, где и от кого он впервые услышал непотребное слово. Зато родительское пристрастие может оттолкнуть от вас юного матерщинника, и тогда наладить с ним дальнейший контакт будет во много раз труднее;
  • Материться самим родителям – хоть в присутствии детей, хоть в их отсутствии. Необходимо соблюдать золотое родительское правило: то, чего нельзя делать детям, не может быть позволено и родителям. Иначе ребенок, видя родительское лицемерие, перестанет уважать отца с матерью, что почти наверняка приведет к тому, что он станет сквернословить еще больше;
  • Стараться сделать так, чтобы дети были изолированы от внешнего мира. Во-первых, в современных условиях это практически невыполнимо. Во-вторых, такая изоляция, даже если бы она и могла быть осуществимой, к желанному результату, скорее всего, не приведет. В результате ребенок почти наверняка утратит правильное представление о том, что такое хорошо, а что – плохо, и по этой причине объяснить ему, почему нецензурная брань – это плохо, практически будет невозможно.

Нельзя говорить детям о том, что матерные слова можно употреблять только взрослым. Ребенок поймет вас так: если можно материться только взрослым, значит, надо побыстрее вырасти. А что для этого надо? Ругаться как можно громче и чаще.

Все перечисленное вовсе не означает, что родители никак не должны стараться отучить своих детей от сквернословия. Это будет неправильно как с педагогической, так и с психологической точки зрения. Всякое родительское самоустранение ребенок почти наверняка воспримет как сигнал о том, что ничего скверного он не делает и, больше того, что ему все позволено. Следовательно, он продолжит совершенствоваться в своем пагубном «мастерстве», и очень скоро достигнет весьма печальных результатов.

Рекомендуем:  Психологическое развитие ребенка 4–5 лет

Особенности ругани в разном возрасте

Чтобы понять, как отучить ребёнка ругаться матом, важно представлять различия в использовании плохих слов, в зависимости от возраста.

  1. В 2-3 года употребление нецензурных выражений является случайным. Ребёнок не осознаёт их, так же, как и то, зачем произносит. В этом возрасте он учится говорить и часто копирует всё, что слышит вокруг;
  2. В 4-5 лет дети используют ругательства, чтобы привлечь внимание родителей;
  3. После 5 лет произнесение матерных слов носит характер протеста и желания выразить своё «я», казаться взрослым;
  4. Подростки могут ругаться по нескольким причинам. Это и способ выражения бушующих эмоций и желание привлечь внимание, продемонстрировать родителям свою взрослость и самостоятельность.

Многие стремятся, с помощью грубых высказываний, самоутвердиться в компании сверстников, стать там «своими».

Почему малыш ругается?

Ребенок просто исследует язык. Он где-то услышал незнакомое слово — от прохожего на улице, от лучшего друга в детском садике, от расстроенного папы — и теперь, не понимая значения выражения, пытается найти контекст, в котором его можно использовать.

Что делать? В такой ситуации правильным решением будет объяснить ребенку, что это плохое слово, и в каких ситуациях произносить его особенно неуместно или неприлично. В качестве примера можно показать мультфильм, где герои узнают правила этикета для детей, или прочитать книгу, которая объяснит, как правильно вести себя детям. Обсудите увиденное или прочитанное с ребенком, подумайте, как бы поступили персонажи в вашей ситуации. Решать какие-то проблемы всегда легче на другом примере.

Ребенок действительно расстроен. Раньше он видел, как кто-то ругается, когда переживает. Сейчас он испытывает такие же чувства, поэтому, чтобы снизить напряжение, употребляет грубые слова.

Что делать? Поговорите с малышом, узнайте, что его беспокоит и постарайтесь объяснить, что «грязные» словечки не помогут решить проблему.

Ребенок находит это слово смешным. Ему кажется, что слово звучит весело, и ему нравится его произносить — так он хочет увидеть такую же положительную реакцию других людей.

Что делать? Смиритесь и не обращайте внимание. Когда ребенок поймет, что взрослые никак не реагируют, он быстро бросит эту затею.

Как добиться, чтобы ребенок не ругался нецензурными словами

Чтобы добиться успеха в столь непростом деле, необходима специальная родительская тактика. Проще всего отучить от матерщинной брани 2-3- летнего сквернослова. Не надо делать трагедии, если малыш вдруг произнес нехорошее слово. Случайно услышав, запомнив и повторив какое-то бранное выражение, он в силу своей детской памяти через самое короткое время о нем забудет. А вот если в его присутствии повторить это слово несколько раз, то тогда наверняка он его прочно запомнит, слово войдет в его обыденный лексикон, и в этом случае искоренить его будет намного труднее.

К детям, чей возраст старше, применима несколько иная тактика. Здесь желательно придерживаться следующих неукоснительных правил:

  • Если матерится ребенок дошкольного возраста, нужно постараться объяснить ему, что бывают хорошие слова, а бывают – плохие. С помощью хороших слов общаются хорошие люди, а с помощью плохих – плохие. Мама и папа малыша всегда говорят хорошими словами и никогда – плохими. Если их сын (или дочь) будут произносить плохие слова, то мама и папа очень огорчатся и даже – заболеют. Другие люди, услышавшие, как сын (или дочь) ругаются, также могут огорчиться и заболеть. К этому можно добавить, что и сам ребенок в случае употребления плохих слов также может заболеть;
  • В том случае, если нецензурно изъясняется школьник доподросткового возраста, необходимо помочь ему сформировать здоровую самооценку. Такому любителю матерщины нужно объяснить, что брань не делает человека личностью. Если ребенок хочет формироваться как личность, то он может попробовать себя в спорте, в искусстве, в науке и прочих полезных сферах человеческой деятельности;
  • Чтобы отучить от брани подростка, полезно привести ему в пример некий авторитет. Именно в подростковом возрасте дети обычно решают, «делать жизнь с кого», и потому с охотой могут брать пример с кого-то, кто может быть для них образцом для подражания. Идеальный вариант – если таким авторитетом могут быть сами родители;
  • В любом возрасте не надо оставлять ребенка в одиночестве. У всякого нормального человека одиночество вызывает страх, растерянность и неуверенность, попытаться избавиться от которых проще всего посредством матерщины. Когда родители всегда находятся рядом со своими детьми, то в этом случае у детей возникает намного меньше желания употреблять нецензурные слова;
  • Родителям всегда нужно знать, с кем общаются их дети. Конечно, подбирать им друзей по собственному, родительскому вкусу – это не выход. Всякий ребенок – личность, и потому у него могут и обязаны быть свои пристрастия и право выбирать себе друзей. Однако корректировать круг общения своего ребенка родители не только вправе, но и обязаны. Возможно, кого-то из знакомых своего сына или дочери лучше будет деликатно удалить, а кого-то, наоборот, пригласить к ребенку в гости. Полезно будет, если время от времени родители будут общаться с теми, с кем водит дружбу их дочь или сын;
  • Одно из самых важных правил – научить ребенка правильно и адекватно выражать свои эмоции – как положительные, так и отрицательные, стараясь при этом объяснить, что брань – это вовсе не выражение эмоций, а нечто гораздо более постыдное и скверное;
  • Всякий раз, как малыш употребил бранное слово, нужно дать ему понять, что сквернословие не красит человека. При этом родителям необходимо как можно громче извиниться перед посторонними за ругательство, произнесенное их сыном или дочерью, чтобы ребенок мог понять и осознать, что отцу или матери за него стыдно. Кроме того, полезно предупредить юного сквернослова, что хотя родители его и любят, однако до тех пор, пока он не прекратит нецензурно ругаться, они не смогут его взять с собой ни в какое приличное место;
  • Необходимо принимать меры к тому, чтобы ребенок меньше смотрел телевизор. Кроме того, важно знать, по каким именно сайтам в интернете любит путешествовать их отпрыск. И если эти сайты – предосудительного или сомнительного содержания, то надо деликатно и вместе с тем настойчиво убедить сына или дочь посещать другие сайты, с более полезным содержанием.

Совет детского психолога: как отучить ребенка от плохих слов

Дополнительные рекомендации

Все дети – разные. У каждого – свой неповторимый характер и индивидуальные психологические особенности. И потому может так случиться, что те меры, о которых говорилось выше, при всем родительском старании все же не принесут должного результата. Отчаиваться не стоит. Наоборот, надо применить дополнительные меры, чтобы отучить наследника от привычки сквернословить:

  1. Зачастую бывает, что малыш выражает нецензурными словами какие-то собственные эмоции. Это может быть радость, испуг, восхищение, недоумение. В этом случае родителям надо стараться, чтобы словарный запас ребенка пополнился, и в первую очередь, именно теми словами и фразами, с помощью которых эмоции можно выражать без всякой матерщины.
  2. Чтобы пополнить словарный запас малыша, следует читать ему книги и учить вместе с ним детские стихотворения. Лучше, если это будут не современные стихи, а произведения детской советской классики, в которых практически невозможно встретить бранное или двусмысленное слово. Кроме того, можно также специальными программами для детского обучения. Раздобыть в настоящее время такую программу не составит никакого труда.
  3. Очень хорошо помогают пополнить словарный запас мультфильмы. Но, разумеется, не современные «бегалки» и «стрелялки» с их примитивными воплями и таким же содержанием, а – классические советские мультфильмы. В большинстве таких мультиков их герои говорят прекрасным, образным, понятным и доступным всякому нормальному ребенку языком, в котором нет даже намека на какую бы то ни было нецензурщину. Необходимо объяснять малышу, что и ему самому нужно говорить так же красиво и правильно, как говорят мультяшные герои.
  4. Бывает так, что ребенок сам спрашивает у родителей, что означает услышанное им бранное слово. В этом случае очень важно, как родитель себя поведет. Самая правильная линия поведения – не ругать ребенка за произнесенное слово, не допытываться, от кого он его услышал, ничем не выражать своего смятения и неудовольствия. Гораздо разумнее постараться спокойно объяснить, что это – плохое слово, что употребляют его – скверные люди, а поскольку ребенок – замечательный и родители его очень любят, то будет замечательно, если малыш никогда больше такое слово произносить не станет.

Конечно, может случиться и так, что никакие родительские усилия и старания так и не смогли отучить ребенка от привычки выражаться нецензурными словами. Это бывает очень редко, но все же – бывает. В таком случае может быть полезен строгий родительский запрет. Причем, это должен быть не голословный запрет, а, так сказать, запрет с подтекстом.

Например, юному матерщиннику можно запретить встречаться с друзьями до тех пор, пока он не перестанет ругаться. Или – не позволять ему пользоваться компьютером. В арсенале всякого родителя найдется немало запретительных средств. Можно также посоветоваться с детским психологом: не исключено что у сына или дочери какое-нибудь заболевание психиатрического свойства. Но в большинстве случаев отучить детей от сквернословия – задача вполне выполнимая.

[sc name=”ads” ]

С форумов

Мерит: Наши дети не в вакууме находяться, дома не материшься – так на улице, в школе, да и по телевизору матов наслушаются. Тут ничего не поделаешь. Увы, это проблема общества в целом, а не отдельного ребенка. Я думаю, маленьких лучше не трогать (не акцентируешь внимание – нет интереса для ребенка), детям постарше (лет 5 -10) можно  объяснить, что эти слова плохие, ну а с подростками уже ничего не сделаешь, хотя можно попытаться втолковать ему, что в семье и публично это говорить не стоит, а с друзьями да за закрытыми дверями пусть общаются как хотят.

Olgabel: Многие дети проходят “матершинный” период. У меня ребёнок очень любил такие слова вставлять, причём всегда по делу и по смыслу. Помню, сидит сын на ковре (возраст что-то около 3-х лет), сооружает какую-то сложную конструкцию, тишина, очень увлечён. Неверное движение, вся конструкция рушится. “Пи***ц”. Всего одно слово сказал, но с такой законченной интонацией! (ржу) Я его не ругала вообще, просто не обращала внимания. Прошло само. Самое интересное, что мы с мужем не материмся, тем более выше озвученное слово не употребляем. Где подхватил – загадка?

goroshka: Моему сыну сейчас 1.11 мес., ругается уже осознанно, я не акцентировала на этом внимание, но врач сказала, что нужно ругать, говорить что это очень плохо, и не в коем случае не смеяться!

marta2018: если матерится маленький – не обращать внимания. Поругается и перестанет. А если школьного возраста – то явно проблемы не с ребёнком, а с семьёй. И надо не ребёнка наказывать, а подумать, какие именно факторы привели к тому, что он матерится: чаще всего это ругань родителей или попадание в соответствующую компанию. И одно, и другое – вина взрослых, а не ребёнка. Боритесь с причинами, а не со следствием. Причем борьба с компанией – это дать хорошую альтернативу, а не тупо “ещё раз увижу с Толяном – из дома не выйдешь!”.

Felina: Хаха, а я тоже в детстве матом ругалась)) вот именно в таком возрасте (4 года). Благо я далеко не первый ребенок, родители это уже проходили. Эти слова до того пренебрежительно игнорировали, что мне очень скоро стало неинтересно. Ведь значение я не понимала, это как на китайском что-то сказать. Сама не понимаю и другие сделали вид, что не поняли. Пару раз повторила и прошло. Забыла эти словосочетания до подросткового возраста))

Почему дети начинают ругаться?

Можно выделить несколько причин того, что ребёнок употребляет нецензурные выражения:

Нажмите, чтобы получить пошаговые уроки о том, как избавиться от детских капризов и истерик!

  • Это, как и многие другие проявления агрессивного поведения, является механизмом привлечения внимания взрослых, в частности, родителей;
Рекомендуем:  Что должен знать ребенок при поступлении в 1 класс

Почему ребёнок начинает ругаться матом в детском саду? В этот период он испытывает острую нехватку родительского внимания. А произнесение плохих слов – беспроигрышный вариант для того, чтобы его получить, пусть и не в самом лучшем виде.

  • Ребёнок копирует поведение взрослых (мамы, папы, бабушек, дедушек). Поэтому почаще следите за своей речью;
  • Пытается подражать другим детям или героям фильмов, книг. Желание быть похожим на них проявляется чаще всего в копировании жестов, речи и манеры говорить;
  • Использование ругательств может выступать способом борьбы со страхом, особенно если источником его выступает другой человек. С помощью грубых выражений, ребёнок старается выглядеть сильнее, внушительнее, хочет напугать обидчика;

Читайте статью по этому вопросу: Ребенок боится других детей>>>.

  • Хочет таким образом справиться с негативными эмоциями;

Ребёнок ещё слабо контролирует своё состояние. А со стороны ему, вероятно, приходилось наблюдать, как взрослые в трудных ситуациях (когда злятся, испытывают боль, страх, стресс и т. д.) могут высказаться грубо – и вроде легче становится.

Эта модель поведения проста и дети её нередко демонстрируют.

  • Протест против действий родителей. Ругаясь, ребёнок может мстить им за несправедливое к себе отношение, особенно, если к нему применяются физические наказания, грубые выражения, критика личности и др.

Как родителям отучить ребёнка от пагубной привычки

Родители, услышавшие матерные слова от своего чада, часто не знают, как правильно себя вести. Решать эту проблему нужно деликатно, чтобы не усугубить её и не спровоцировать отчуждения между собой и ребёнком.

Действенные методы в зависимости от возраста

Прежде всего родители сами должны контролировать себя — не допускать в речи матерных слов. Если же взрослые продолжают активно ругаться, но от ребёнка требуют только правильной речи, то это просто ханжество, сын или дочь прекрасно понимает такое лицемерие.

Далее нужно исходить из возраста ребёнка и причины, по которой он нецензурно выражается.

2–4 года

Если просто запрещать крохе ругаться, говорить, как это некрасиво, такие меры вызовут лишь повышенный интерес к плохим словам. Здесь нужна другая тактика — акцент лучше перенести на кого-то другого: «Ой, слышишь, как тот мальчик ругается! Как же за него стыдно маме!». Дело в том, что малышам данного возраста легче анализировать чужое поведение, внешние примеры.

4–5 лет

С четырёх лет с руганью можно бороться уже путём диалога, разъяснительных бесед. Использовать следует следующие доводы и приёмы:

  1. Нецензурная лексика неприемлема для культурного человека, употребляется лишь в определённых кругах — в тюрьме, у бандитов, пьяниц, наркоманов и пр.
  2. Слова-паразиты делают нашу речь некрасивой, обижают других людей («ведь ты обидишься, если тебя ударят, так же обижаются и на плохие слова»).

    С четырёх лет с малышом уже можно проводить разъяснительные беседы о пагубности матерных слов

  3. Нецензурные слова можно сравнить с дурной привычкой (ковыряться в носу, показывать язык). «Мама хочет гордиться своим сыном (дочкой), а не расстраиваться из-за его плохой привычки».
  4. Малыши такого возраста верят в сказки, реальность волшебных героев. Можно сообщить, что прилетала фея, которая очень расстроилась, что ребёнок знает такие «грязные» слова. Но от них можно избавиться — мама напишет слова на бумажке, а потом её можно вместе сжечь или закопать.

    Можно придумать историю про сказочного героя (например, эльфа или фею), который прилетал и расстроился, услышав плохие слова

Если же мат у ребёнка — это способ манипуляции (он прекрасно понимает, что это плохие слова), здесь нужно уже использовать метод игнорирования. Малыш поймёт, что его приём не работает и перестанет им пользоваться, чтобы поразить, удивить окружающих.

Одновременно родители должны задуматься, хватает ли их чаду внимания: достаточно ли они времени проводят вместе, не подменяет ли Ютуб чтение книжек на ночь, не становятся ли гаджеты самым лучшим способом занять кроху.

6–9 лет (начало школы)

Задача родителей — дать ребёнку понять, что они считают его довольно взрослым, показать, что есть и другие способы (кроме нецензурной брани) проявить свою самостоятельность. Пусть сын или дочь участвует в составлении списка покупок, подборе мебели, выборе подарков близким, помогает по дому и пр.

Задача родителей — показать младшему школьнику, что они уважают его самостоятельность, считают достаточно взрослым

Также нужно мягко проводить разъяснительные беседы (но без нотаций). Кроме того, следует незаметно отслеживать, с кем школьник общается в соцсетях, каким контентом интересуется.

Подросток

В ситуации с подростком следует проявить особую деликатность. Взрослые должны помочь ребёнку самоутверждаться другими способами: успешная учёба в школе (ни в коем случае не требовать быть отличником, а, например, уделить повышенное внимание определённым предметам) творчество, спортивные достижения.

Опять-таки желательно проводить с сыном или дочерью больше времени, беседовать, смотреть вместе хорошие фильмы. При этом нельзя отрицать кумиров тинейджеров, их увлечения.

Если подросток употребляет мат дома, например, во время ссоры, естественно, нужно пресекать это, но опять-таки деликатно, не устраивая скандал: «Ты хотел сказать, что недоволен? Говори это другими, нормальными словами. А такие мне слышать неприятно». При этом неприемлемо бросаться фразами типа «Ты бессовестный, грубый, мне стыдно за тебя!».

Если подросток употребляет дома матерные слова, нужно пресекать это, но деликатно

В момент накала страстей, когда все на взводе, у подростка с языка срываются матерные слова. Лучше, не дожидаясь этого момента, заранее сказать: «Я не буду говорить в таком тоне». А разговор о границах лучше отложить на тот момент, когда все успокоятся…

Разумеется, фраза «я не буду говорить в таком тоне» не означает, что должен быть какой-то бойкот. Она означает, что нужно сделать паузу в разговоре и успокоиться.

Типичные ошибки родителей

Самое главное — чтобы борьба с матерными словами не испортила отношения родителей с ребёнком, не приобретала форму дрессировки, надзора. Поэтому крайне важно избегать следующих ошибок:

  1. Использовать меры физического воздействия (бить по губам, угрожать мытьем рта с мылом, заклеивать рот и пр.). Это только нанесёт малышу психическую травму, а более старшего ребёнка озлобит.

    Недопустимы меры физического воздействия в ответ на мат (бить малыша по губам, заклеивать рот, заставлять есть мыло) — это не решит проблему

  2. В наказание лишать ребёнка прогулки, игр и пр.
  3. Не аргументировать свою позицию, просьбу, употреблять фразы типа «Я сказал нельзя, значит — нельзя!».
  4. Ругать ребёнка за мат в присутствии чужих людей, прилюдно стыдить его. Это чревато серьёзными психологическими проблемами. Такие вопросы решаются только дома или наедине.
  5. Акцентировать излишнее внимание на самом первом употреблении матерного слова. Если ребёнок маленький, возможно, он просто повторил услышанное и быстро его забудет.
  6. Устраивать допрос с пристрастием («Это кто тебя научил?»). Ведь возможно, малыш и сам не помнит, от кого услышал это слово. Но вот после таких родительских мер он точно его запомнит надолго.

    Не нужно устраивать допросы с пристрастием, допытываться, кто научил малыша плохому слову

  7. Устраивать истерику из-за единичных случаев. Например, школьник упал с велосипеда и выругался от боли (при этом он обычно не употребляет нецензурных слов).
  8. Ограждать от общения со сверстниками (ведь они матерятся). Это ни к чему не приведёт: ребёнок просто может стать изгоем.
  9. Преувеличивать ужасность мата, делать обобщения, что ребёнок в целом плохой.

Нужно ли объяснять значение?

Дети дошкольного возраста не нуждаются в объяснении значения или этимологии какого-то нецензурного слова. Малыш слишком мал, чтобы понять смысл, который на самом деле кроется за тем или иным выражением. Поэтому достаточно будет сказать: «Это плохое слово. Мне неприятно от тебя его слышать».

Если вы понимаете, что ребенок уже может понять значение, для начала спросите у него, что, по его мнению, может означать это слово. Затем самым простым и доступныем языком объясните, что это значит на самом деле и почему так нельзя говорить.

В ситуации, когда ребенок начинает ругаться, нет ничего необычного. Это естественный процесс развития любопытного малыша, с которым сталкивается каждая семья. Проявите терпение и помните, что именно от вашей реакции и действий зависит, как ребенок будет общаться с окружающими людьми в более старшем возрасте. Только вместе с вами он сможет понять тонкости родного языка, научится разбираться в особенностях общения с разными людьми, вырастет воспитанным и интеллигентным человеком.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: