Как провести занятие по развитию творческих способностей в детском саду

Современная педагогика имеет гуманистическую направленность, она ориентируется на личность ребенка, на учёт его индивидуальных интересов и способностей. Однако современная система дошкольного образования преимущественно нацелена на интеллектуальное развитие ребенка, не развивая при этом его способности в целом. Но именно способности ребенка определяют его индивидуальность, так как у каждого человека они свои.

Всесторонне развитому ребенку проще обучаться в школе, ведь кроме полученных знаний он может применять к поставленным задачам творческий подход.

Так и по мере взросления творчески развитому человеку легче будет перепрофилироваться на работе, ведь в век информационных технологий, когда знания очень быстро устаревают, рынок труда находится в постоянной динамике. Возникает много новых профессий, актуальных на сегодняшний день.

Как же мы можем помочь своему ребёнку в развитии творческих способностей?

1. Проследите, чтобы у Вашего ребенка было достаточно рабочих материалов . В доме должен быть необходимый запас бумаги, красок, пластилина, цветных карандашей. Обучите малыша аккуратно работать материалами. и убирать за собой своё рабочее место.

2. Позвольте ребенку побыть наедине с самим собой, чтобы он мог лучше научиться применять накопленные знания на практике, осмысливать их в психологически свободной и располагающей обстановке.

3. Обязательно окажите ребенку всестороннюю поддержку, и помощь во всех его начинаниях. Почаще хвалите его, и ни в коем случае не высмеивайте его задумки!

4. Не стоит вмешиваться в детское творчество слишком часто, и ждать мгновенных результатов. Развитие творческих  способностей требует времени. Даже великие художники не могут рисовать по картине в день.

5. Постарайтесь показать на своём примере, что познание чего то нового — это всегда интересно и полезно. Поддерживайте малыша собственными увлечениями, попробуйте заинтересовать ими ребенка. Например вы можете освоить новую технику рисования вместе.

6. Постарайтесь быть более позитивными, ведь «Можно» работает лучше, чем «Нельзя».

Творческий потенциал ребенка и его развитие

Что же это такое – творчество? Данное слово включает в себя огромный процесс от зарождения идеи до ее воплощения. Основным критерием, отличающим творчество от любой другой деятельности,

является ее уникальный результат. То есть когда на свет появляется материальное или духовное творение, которого ранее не существовало.

Воображением называется способность человека воспринимать подаваемые жизнью или собственным внутренним миром идеи и образы. Однако бывают ситуации, когда человек обладает прекрасным воображением, но не способен реализовать задуманное на практике. Поэтому в процессе творчества не менее важно и такое качество, как креативность. Так называют умение своеобразно и необычно преподнести идею творческого замысла, причем неважно, своего или рожденного воображением другого человека.

Как заниматься с детьми с нарушением интеллекта

Нарушение интеллектуального развития, или умственная отсталость — глубинная дисфункция познавательной деятельности, обусловленная органическими нарушениями в работе головного мозга. С раннего детства у таких детей наблюдается безразличие к окружающему миру, отстранённость и пассивность, что приводит к низкой обучаемости. Основная задача коррекционно-развивающего обучения — помочь социализироваться умственно отсталым детям, насколько это будет возможно в современном обществе.

Особенности творческой деятельности детей с умственной отсталостью:

  1. Репродуктивный, стереотипный характер деятельности, ребёнку тяжело выполнять работы на основе собственного замысла.
  2. Примитивный уровень развития воображения и мышления, что не позволяет в полной мере раскрыть творческие грани личности.
  3. Дети испытывают трудности в процессе создания новых оригинальных образов, как правило, «новые» образы появляются в результате припоминания известных образцов.

Для детей с проблемами в интеллектуальной сфере организуются специальные индивидуальные занятия

Для детей с проблемами в интеллектуальной сфере организуются специальные индивидуальные занятия в игровой форме, которые проходят в психологически благоприятной обстановке. Цели таких занятий:

  • стимулирование самостоятельной деятельности,
  • пробуждение познавательного интереса,
  • развитие сенсорики,
  • освоение детьми простейших логических операций;
  • формирование элементарных технических навыков предметной деятельности.

Возможные виды творческой деятельности:

  1. Лепка является ведущим направлением занятий. Занятия позволяют познакомить малышей с основными свойствами объектов, изучить и попробовать передать их форму, подобрать цветовое исполнение. Педагог направляет внимание ребёнка на предмет, проговаривает вместе с ним действия и закрепляет новые слова в речи, постепенно добиваясь активного их использования.
  2. Аппликация позволяет сформировать представление о контуре предмета, на основе которого можно приступать к созданию графического изображения, обучению рисования предмета определённой формы.
  3. Рисование способствует развитию зрительного восприятия и образного мышления в целом, нормализует координацию движений, помогает скорректировать моторику и стабилизировать поведение, наполнив смыслом деятельность ребёнка. Особенно эффективны в работе с проблемными детьми приёмы нетрадиционного рисования, поскольку они позволяют заниматься творчеством и без овладения сложными техническими навыками.

    Рисование — большая радость для любого ребёнка

  4. В конструировании формируется начальный уровень предметной игры. Здесь преобладает подражательная деятельность, дети сначала учатся создавать строительные конструкции по образцу. Важно развивать сюжетное конструирование, создавать игровые условия, ориентированные на достижение конкретной цели. Такие занятия благотворно воздействуют на развитие памяти, основ планирования и пространственного мышления.
  5. Музыка, ритмопластика позволяет ребёнку проявить свои индивидуальные возможности, способствует развитию эмоциональной сферы, обогащению мира чувств.

Признаки творческих способностей дошкольников в изодеятельности

Уже то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла, говорит о наличии или отсутствии творческого подхода.

Еще несколько говорящих признаков о наличии способностей к изобразительной деятельности:

  1. Дошкольник предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться.
  2. В рамках сюжета изображает большое количество предметов и людей.
  3. Выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков. Например, изображает не привычные дом-дерево-цветочки, а рисует небо, усыпанное звездами вокруг сияющего солнца, и называет свою картину Космосом.
  4. Прибегает к рисованию или лепке, чтобы выразить свое настроение и чувства.
  5. С интересом использует новый материал для осуществления своих замыслов, а также загорается желанием опробовать новое средство в деле (лепить из глины, а не пластилина; рисовать красками вместо карандашей).
  6. Проявляет интерес к произведениям живописи и скульптуры – рассматривает, высказывается по поводу увиденной картины, статуи.
Рекомендуем:  Как отучить ребенка от соски?

Все ли дети обладают творческим потенциалом? И нужно ли его развивать?

Из всех детей, живущих на земле, нет ни одного ребенка, у которого не было бы творческого начала. У всех детей есть способность фантазировать, придумывать, мечтать. Это и составляет основу творческого потенциала любого человека.

Отличие детей друг от друга

состоит лишь в том, что у одних данные свыше удивительные способности получают дальнейшее развитие и воплощение, а у других, к сожалению, угасают. Развитие творческого потенциала ребенка не происходит само по себе, оно очень нуждается в помощи взрослых. И самыми первыми помощниками детей являются, конечно же, родители, бабушки и дедушки.

То есть на вопрос «Все ли дети обладают творческим потенциалом?» мы ответили – все. А вот нужно ли его развивать? Решать вам, дорогие мамы и папы. Однако специалисты настоятельно рекомендуют, а в некоторых ситуациях даже требуют развития творческих способностей малыша, особенно если их видно со стороны и они уникальны!

Когда начинать развивать творческий потенциал ребенка?

Творческие задатки чада можно и нужно начинать развивать уже тогда, когда женщина узнала о своей беременности. Дело в том, что на 24-25 неделе беременности малыш уже реагирует на внешние звуки, особенно на музыку. Поэтому специалисты рекомендуют родителям начинать развитие творческого потенциала своего малыша еще с утробы. Как? Напевая песенки, читая стихи, рассказывая сказки, говоря ласковые слова.

Более полное развитие творческого мира детей начинается с раннего дошкольного возраста. В это время деток называют «почемучками», ведь их бесконечные

«почему» не заканчиваются ни днем, ни ночью, как и темы, которых они касаются.

Как только ребенок начинает говорить, обнаруживается, что к этому времени у него накопилось такое количество вопросов, что он ежедневно задает их бесконечным потоком. Поэтому родителям, бабушкам, дедушкам, старшим братьям и сестрам следует заблаговременно подготовиться к этому периоду, который потребует смекалки, интуиции, знаний, юмора и терпения, а не просто ответа «потому».

Это период накопления информации, которую ребенок сразу же или спустя какое-то время начинает выдавать в самых разных вариантах и ситуациях. Дети в этот период очень интересные и любознательные. Они демонстрируют взрослым наличие у них образного мышления. Наблюдая за окружающей их действительностью, они начинают фантазировать. Часто детвора дает новые названия привычным для нас объектам или явлениям природы. Малыши даже заставляют взрослых по-новому посмотреть на обычные вещи. Такое состояние внутреннего мира ребенка необходимо использовать, если родители хотят, чтобы внутренний потенциал, заложенный природой, впоследствии реализовался самым полным и лучшим образом.

Кто такие компрачикосы

Те, кто читал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», смогут сразу же ответить на этот вопрос. Именно эти люди в средние века поставляли шутов во дворцы вельмож. Но делали они это очень варварским методом, выкрадывая маленьких детей у бедных слоев населения и помещая их в специальные формы, в которых они вырастали. Но форма не позволяла расти телу естественно, и оно искривлялось, принимая уродские очертания. По истечении определенного времени,

когда заканчивалось формирование скелета, форму снимали, а уродливого человечка учили служить при дворе шутом.

К чему этот пример, спросите вы? Только для сравнения. Дело в том, что зачастую родители впадают в крайности, которые впоследствии могут очень печально отразиться не только на жизни их чада, но и на собственной. Подобно компрачикосам, они не стремятся дать развитие тем способностям, которые заложены в ребенке природой, а стремятся реализовать творческий потенциал, заложенный в них самих, но который они не реализовали на протяжении жизни из-за страхов, неуверенности или нехватки времени. 

Например, мама или папа бросили в детстве художественную (музыкальную) школу, а потом жалели об этом. Причем жалели, когда выросли. При помощи собственного ребенка они желают исправить эту ошибку. А сопротивление дочери или сына родительскому произволу воспринимают как лень или непонимание, что будет лучше для чада. При этом у последнего в данном направлении вообще может не быть задатков. Но кто же на это обращает внимание, когда так

хочется исправить или завершить то, что не сделали сами?

В этот момент родители походят на духовных компрачикосов. Если их усилия, направленные на развитие творческого потенциала любимого чада, встречают яростное сопротивление, они помещают его в клетку строгих правил, запретов и требований. А ведь если сами они бросили ту злосчастную школу, то им позволили это сделать. То есть для родителей душевное состояние и желания ребенка были важнее. Так почему же выросшие мальчики и девочки лишают этого уже своих детей?

Не навязать, а увидеть и развить!

Видели ли вы в своей жизни людей, которые работают на своем месте годами, но не получают удовлетворения от работы? А может быть, вы сами являетесь таким человеком? Если да, то вспомните, почему в вашей жизни сложилась подобная ситуация, откуда она взяла начало. Не из детства ли? Ведь большинство взрослых проблем родом именно оттуда.

Так и ваш ребенок может не показывать, что ему что-то не нравится или, наоборот, что у него есть задатки к тому или иному направлению. Но это не значит, что их нет. То есть вы можете не видеть у крохи ни малейшего намека на музыкальный дар, зато вам следует обратить внимание на тот факт, что он не выпускает из рук мяч, что ему всего три года, но он уже свободно попадает в баскетбольное кольцо. И что в итоге делает большинство родителей? Все равно отдают ребенка в музыкальную школу, и вместо мяча в руках у ребенка появляется скрипка или гитара, которую впоследствии он

начинает ненавидеть, а в будущем это чувство может быть спроецировано и на самих родителей.

Рекомендуем:  Как научить ребенка правильно ползать

Совсем недавно ученые провели интересные исследования и обнаружили среди парикмахеров, математиков, инженеров и медиков людей с великолепными творческими данными певцов, музыкантов, художников. И наоборот – среди людей творческих профессий они нашли прекрасных бухгалтеров, спортсменов, сантехников и строителей.

Вот и получается, что не навязать свои мерки, а увидеть и развить у детей присущие только им индивидуальные особенности – главная задача родителей. И только потом речь идет о педагогах. Ведь то, насколько правильно была сформирована маленькая личность, в каком направлении велось ее развитие, как использовался ее творческий потенциал и его дальнейшая реализация – все зависит от мам и пап!

Каким образом развивать творческий потенциал детей?

Как только ребенок начинает ходить и говорить (даже не очень связно), его любимыми словами становятся слова «я сам». Задумайтесь – почему? Все просто. Ребенок видит себя и видит взрослых людей, детей, животных, природу, окружающий мир. В этом большом мире он ищет свое место, исследуя свои возможности и их предел. Поэтому все творческие задания, которые предлагаются малышу, он будет выполнять с большим интересом. 

А если у него не будет получаться, он будет сердиться, плакать или просить о помощи. На этом этапе важно не дать закрепиться в малыше разочарованию в самом себе и своих силах в результате не получившегося задания. Даже неудачи необходимо преподносить ребенку так, чтобы вселить в него надежду на непременное осуществление его лучших стремлений. Он должен понимать, что для того, чтобы делать все хорошо, необходимо трудиться.

Постепенно приучая ребенка к труду над своими дарованиями, сглаживая и утешая его разочарования, родители достигнут большего результата, чем те, которые позволяют детям при первой неудаче отказываться от новых попыток покорить желаемую вершину.

Одной маленькой двухлетней девочке очень хотелось резать бумагу ножницами. Знакомые тети и дяди, приходившие в гости к родителям, видя ее усердную работу, часто восклицали: «Будет закройщиком!» или «Будет парикмахером!», а оказалось все гораздо проще. Девочка пошла в пять лет в школу и к тому времени она легко научилась писать, ведь правая рука, которой она постоянно резала бумагу, окрепла. В результате малышка выросла и стала специалистом по страхованию. При этом ей никогда не приходило в голову стать швеей или закройщицей. А к парикмахерскому искусству она хоть и склонялась в детстве, в пять лет пытаясь стричь своего брата, но

продолжения в ее жизни эта специальность так и не нашла.

Эта история является важной иллюстрацией еще одной родительской ошибки. Существует такая традиция, когда годовалого ребенка сажают перед определенным набором предметов, и какой из них он вытянет, значит, такой работой будет заниматься в будущем. Не жестоко ли это, дорогие родители, позволять годовалому малышу наугад выбирать свою судьбу? Вы скажете, что это шутка и она не имеет никакого значения. 

Для ребенка это так и есть на самом деле, но не для родителей. В их подсознании, если они верят в этот обряд, откладывается направленность действий. Таким образом желание ребенка взять в руки ножницы может расцениваться именно как веление свыше в будущем стать ему парикмахером или закройщиком. На самом деле мудрые родители будут с осторожностью исследовать способности сына или дочери, наблюдать за развитием творческого потенциала, искать наиболее подходящие направления и помогать в нелегком труде совершенствования имеющихся способностей.

Какие виды деятельности подходят для раннего развития творческого потенциала дошкольника?

Первыми в списке видов деятельности, которыми чаще всего занимаются дошкольники, стоят конструктивная и изобразительная деятельность. Наверное, вы замечали, как дети любят рисовать? Они рисуют на бумаге, на стене, на асфальте, на окне; ручкой, карандашами, пальцами, мелом, красками и самыми немыслимыми вещами на немыслимых поверхностях. А строить домики, складывать пазлы, нанизывать пирамидки и т.д. – это разве не любимое занятие дошкольников? В идеале родители должны заниматься всеми этими шалостями вместе с детьми, ведь

они любят так проводить время, а родители любят своих детей. Значит, это для них ничего не должно стоить?

Если же при этом мама или папа будут рассказывать что-то интересное и познавательное, то воображение ребенка будет развиваться еще более активно, а вместе с ним будет происходить укрепление и рост творческого потенциала, основными компонентами которого являются быстрота, гибкость, оригинальность, законченность. Все эти качества созидаются и умножаются, когда родители правильно направляют любую деятельность своего ребенка и придают ей положительный смысл. Только в таком случае малыш начнет ощущать значимость того, что он делает, чувствовать свою необходимость самым близким людям.

«Разве ты не хочешь быть как…». Это одна из самых главных ошибок родителей. Нельзя применять к ребенку чужие шаблоны и примеры. «Кушай кашу, разве ты не хочешь быть сильным, как богатырь Илья?». «Если будешь плохо себя вести, то станешь таким же пьяницей, как…», далее следует пример какого-либо соседа или знакомого. «Посмотри на этот цветок и сделай такой же». Где же в этих словах и примерах уместить творческое развитие

? Если я буду как кто-то другой, или сделаю что-то в точности такое, как уже существует, то я буду не я, а соседский мальчик или девочка.

Конструкторы, наборы для творчества, раскраски и другие игрушки, в которых есть образцы, не развивают в детях творческие задатки, но могут способствовать выработке усидчивости, внимательности, старательности, аккуратности. А чтобы к этим приятным качествам добавилось еще и развитие воображения, которое есть основой всякого творчества, нужно во время занятий ребенка с этими игрушками побуждать его думать, представлять, фантазировать.

Рекомендуем:  Развитие ребенка в 2 месяца

Порядок в доме важнее; давай я тебе помогу; я так устал, поиграй сам!

Это три самых успешных оружия, направленных против развития творческой личности. Первое — педантичность, которая своим желанием делать правильно и поддерживать порядок в доме губит на корню проявление любого творческого начала. Это когда ничего нельзя, потому что сдвинется с места ковер, запачкаются обои, разольется вода на пол и т.д.

Следующее оружие – отсутствие терпения. Ах, как хочется помочь, когда эти еще неумелые ручки чертят кривую линию, где должна быть прямая; когда эти пытливые глазки внимательно ищут нужный пазл, смотрят на него и все равно не замечают и т.п. Помочь можно, но не делать вместо ребенка. Помните, что ребенок должен сделать работу самостоятельно хотя бы для того, чтобы испытать радость от результата и собственной значимости.

Ведь он сам умеет! Без посторонней помощи! Как взрослый! И пусть по вашей подсказке, но сам…

Третье оружие, или преступление против творческой личности, живущей внутри каждого ребенка, – это обыкновенная лень, включающая усталость и сопровождающая ее нежеланием даже вникать в то, что делает кроха. Не стоит думать, что ребенок не заметит отсутствие интереса к его занятиям. Он все видит и чувствует. И даже если не просит помочь или поиграть с ним, то только потому, что боится отказа. Он его ранит. Ведь на самом деле он больше всего на свете хочет, чтобы с ним поиграли или ему помогли. Это так мало, но и так много из того, что мама и папа могут сделать для своего малыша!

Лекарство против данных состояний для родителей есть – это мысль о том, что все и всегда возвращается. Не уделяя ребенку внимания сегодня, позже родители будут пожинать плоды, которые сегодня могут не нравиться в чужих детях – порожденные отсутствием родительского внимания ко всему, с чем обращался к ним ребенок. В итоге малыш станет равнодушным, безучастным, ничем не интересующимся и ни в ком не нуждающимся человеком. В том числе и в вас, дорогие родители. Занять такого мальчика или девочку чем-то полезным будет просто нереально. Но самым страшным испытанием может стать школа и учебный процесс. Не доводите свою кровинку до таких плачевных последствий!

Размышлять над развитием творческой личности, способах и методах ее формирования можно много и долго. Но все-таки самым важным остается одно – дать ребенку почувствовать, что он является творцом, обладающим уникальными способностями и возможностями. 

Также родителям следует помочь ребенку увидеть и осознать свой потенциал, поддерживая его в любом возрасте, при любых начинаниях. Откройте малышу непознанные страницы его жизни и идите по ним вместе, помогая и поддерживая, направляя и исправляя, но не делая ничего вместо него. Это самое важное для развития творческого потенциала.

Центр творчества в детском саду

Центр творчества — создание в пространстве группы комплексной предметно-развивающей среды (зоны, посвящённые разным видам творческой деятельности), активизирующей интерес детей к творчеству, самостоятельность и инициативность.

Принципы работы:

  1. Свободная деятельность — ребёнок сам находит занятие по душе, что стимулирует инициативность и самостоятельность.
  2. Стимуляция творческой активности — создание благоприятной творческой атмосферы, правильно организованной предметно-развивающей среды для творческой самореализации:
    • задания должны отличаться вариативностью и учитывать возрастные особенности;
    • материалы должны размещаться на специальных полках и столах;
    • игры, иллюстрации, книги, карандаши, конструкторы должны быть в свободном доступе;
    • детям должно быть удобно заниматься индивидуально и в небольших группах.
  3. Комплексное зонирование — материалы должны располагаться в строго отведённом месте (зона рисования, конструирования, театральной игры, музыкальных инструментов), «тихие» и «шумные» зоны должны быть разведены.
  4. Доверительное общение — создание атмосферы взаимопонимания между детьми и педагогами; педагогическим кредо является тезис «Направлять, а не принуждать».

Выставка детских работ

Важно, чтобы родители видели результаты ежедневного, кропотливого труда педагогов и стараний детей. Для демонстрации детских работ в раздевалках групп оформляются яркие, красочные стенды. Объёмные работы, макеты, коллективные композиции выставляются на специальных столиках или на детских шкафчиках. Мини-выставка может быть организована и в уголке творчества. Масштабные тематические выставки, в которых принимают участие все воспитанники детского сада, устраиваются в фойе или в выставочном зале. Все работы должны быть аккуратно подписаны, при оформлении больших выставок к каждой работе прилагается паспорт с указанием:

  • названия,
  • авторства или соавторства,
  • даты создания,
  • материалов и техник, которые использовались.

Тематика выставок:

  1. Мини-выставки, посвящённые итогам одного занятия.
  2. Тематические выставки работ, представляющие различные виды деятельности и техники исполнения, но объединённые общей темой. («Дары природы», «Новогодняя сказка», «Золотая осень», «Мамин праздник», «Времена года», «Подводный мир», «Космос» и т. д.).

Для демонстрации детских работ в раздевалках групп оформляются яркие, красочные стенды

Признаки способностей к речевому творчеству в дошкольном возрасте

На какие особенности ориентироваться взрослым, чтобы заметить у дошкольника задатки литературного дарования:

  1. Ребенок внимательно слушает сказки и детские рассказы. В некоторых сюжетных поворотах останавливает рассказчика и задает уточняющие вопросы.
  2. Может сам сочинить историю, соблюдая ключевую структуру: подобие завязки сюжета, кульминационное событие и завершающий момент. У младших дошкольников подобные истории могут состоять буквально из 4-5 предложений, но при этом прослеживается структура рассказа.
  3. Придумывает нечто оригинальное, когда пересказывает всем известную историю или сказку.
  4. Рассказывая о чем-либо, придерживается сюжетной линии и основной мысли.
  5. Использует такие слова, которые передают переживания и чувства героев.
  6. Некоторые моменты объясняет особенно детально, чтобы слушатели поняли происходящее.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: