Игры с ребенком в 9 месяцев

Во втором полугодии развитие ребенка протекает еще более стремительно, чем в первом. Родители могут наблюдать за тем, как ребенок осваивает все новые и новые навыки и в 9-10 месяцев уже пробует делать первые шаги. Именно умение самостоятельно, без поддержки, стоять и ходить, пусть пока и вдоль стены, доставляет родителям особое удовольствие.

Дополнительной радостью становятся первые короткие слоги и слова, во время произношения которых ребенок старается полностью скопировать интонацию взрослых, окружающих его.

В 9-10 месяцев у ребенка можно наблюдать следующие навыки:

  • кроха внимательно слушает взрослых и пробует копировать их речь;
  • понимает юмор, реагирует на шутки;
  • обращает внимание на забавные на его взгляд словосочетания, смеется над ними;
  • с удовольствием принимает участие в играх;
  • умеет вставлять один предмет в другой (емкости, матрешки, игрушки-вкладыши);
  • играет юлой;
  • катает машинки;
  • пинает и ловит мяч;
  • ходит вдоль опоры;
  • садится и встает самостоятельно;
  • спокойнее относится к материнской груди;
  • ест пищу, нарезанную мелкими кусками;
  • ищет контакта с другими детьми.

Познавая окружающий мир, кроха обнаруживает связи между предметами, пробует изучать их строение. Именно с этим можно связать потребность малыша постоянно ломать и раздирать игрушки, которые он хочет рассмотреть изнутри.

Ребенок в 9-10 месяцев крайне любознателен и наблюдателен. Разговаривая по телефону, он всматривается в трубку, чтобы понять, откуда идет голос. Кроха уже понимает, что человек, с которым он говорит, не присутствует рядом, тем не менее голос его слышится из трубки. Это забавляет и удивляет малыша, но в первую очередь способствует обогащению его воображения.

На десятом месяце жизни малыш взрослеет на глазах. Из всех ведущих линий развития на первое место выдвигается предметная деятельность. Его все больше интересуют окружающие предметы и игрушки, которые теперь он не просто хватает, а пытается с ними что-то сделать. Малыш уже хорошо ориентируется в пространстве, начинает ходить. Этот период младенчества очень важный для ребенка. И вот почему.

Десятый месяц развития ребенка. Photo by Felipe Salgado on Unsplash

В этот период, занимаясь с малышом, большое внимание следует уделять овладению им так называемыми тонкими действиями рук и развитию мелкой моторики пальцев. Ознакомительные игровые манипуляции с шариками, колечками, кубиками и другими обучающими игрушками оказывают особое воздействие на развитие психики малыша. Разъединяя и соединяя отдельные части предмета, собирая кольца и шары в какое-то целое или, наоборот, разбрасывая их, малыш совершает действия анализа и синтеза – его мозг «учится» мыслительным операциям, получая информацию, как говорится, из первых рук, а вернее от собственных рук. Поясним это.

В последней четверти младенчества движения руки малютки осуществляются под контролем зрения на более высоком уровне по сравнению с более ранними периодами детства. Орган зрения выполняет ведущую роль в развитии движений руки. Каков же психологический механизм сложного взаимодействия глаза и руки? Ощупывая предмет, рука воспроизводит, следуя за очертаниями, его величину, контур и с помощью сигналов, идущих от нервных клеток кончиков пальцев и ладоней, формирует «слепок» предмета в мозге.

Аналогично строится работа зрительного аппарата. Возникают ассоциации формирующегося зрительного опыта с опытом тактильно-двигательным, приходящим вместе с прикосновением и ощупыванием предметов. Такое взаимодействие, когда «глаз учит руку, а «рука учит глаз», специалисты называют сенсомоторной активностью.

Среди других двигательных функции особое значение имеет работа пальцев руки. Она оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка, в частности на развитие речи. Неслучайно, именно на 10-м месяце жизни в речевых навыках малютки появляются новые возможности. Если раньше дитя повторяло за взрослым фонемы, которые спонтанно появлялись в его лепете (по сути дела, это взрослый подражал ребенку, вызывая на «перекличку»), то на 10-м месяце жизни малыш начинает подражать взрослому, повторяя за ним новые слоги, которые были не свойственны его лепету. Так активно формируются речевые навыки малютки.

Многие родители, узнавая особенности психической жизни маленького ребенка, удивляются тонкостям в его развитии. Пожалуй, теперь дитя не кажется взрослым чересчур простым: раннее детство таит в себе много такого, чего родители не учитывают, если не имеют специальной информации. Педагогика младенчества — такая же наука, как и любая другая область гуманитарных знаний, и которой следует учиться.

Теперь, понимая, что занятия с дидактическими игрушками имеют огромное значение для развертывающейся психической жизни ребенка, остановимся на предметной деятельности малыша. Прежде всего, подчеркнем следующее: новым в занятиях с предметами появится у малыша «созидательная» форма действий. Раньше ребенок в основном разрушал, раскидывал то, что придвигала к нему мама, — кубики из тележки, шарики из мисочки, колечки со стержня и т.п. Теперь малыш способен «синтезировать». ОH НАдевает кольца на палочку, которую держит перед ним мама. По её просьбе малыш собирает в стопочку деревянные тарелочки, в бидончик складывает шарики, на тележку – кубики, стремится вернуть грибочки на свои места на панельке, с помощью мамы помещая их в соответствующие отверстия. При этом радуется, если ему удается проявить большую самостоятельность. Результат таких игр очень значим для ребенка, малыш уже не просто манипулирует игрушкой, а совершает с нею целенаправленные действия, которые заканчиваются появлением «целого продукта»: пирамидки из колечек, башенки из кубиков и т.п.

Какие еще: действия может выполнять малыш? Это нанизывание колец большого размера на стержень (в горизонтальной плоскости), рассоединение двух предметов или одного предмета, состоящего из двух взаимосвязанных частей, открывание матрешки или бочат (с помощью ленты приемом подтягивания), открывание коробок, снятие крышек с различных по форме коробок, открывание и закрывание фиксированных крышек, проталкивание, выдвигание крышек на коробках, открывающихся разными способами, выполнение двухактных взаимоисключающих действий: выкладывание — вкладывание; снятие – нанизывание; разъединение — соединение и др.

Конечно, эти действия с игрушками можно назвать разученными, потому что сначала их показывают и помогают выполнять взрослые, и лишь со временем ребенок сможет выполнять их самостоятельно, без помощи родителей. Одним из методов обучения действиям с предметами является метод пассивных движений, когда взрослый выполняет задание рукой малыша. При повторении мама дает ребенку возможность выполнить его с большей самостоятельностью, не опережая инициативу ребенка.

Особо следует остановиться на выборе цвета предметов, с которыми малыш играет. На первом году жизни дитя не решает каких-либо задач, связанных с подбором предметов по цвету, так как основное направление заданий — это обогащение его чувственного опыта, накапливание впечатлений. Ребенка должны окружать предметы, окрашенные в различные цвета. Однако целесообразно исключить излишнюю пестроту, подбирая для занятий предметы одного-трех цветов теплых и холодных тонов. Для развития цветоощущений необходимо подбирать предметы, имеющие цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный, белый.

У 8-10-месячных малышей меняется позиция пальцев руки при захватывании мелких предметов: интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Вы замечаете, что малыш выполняет более тонкие движения: пытается взять небольшие предметы «щепотью», хотя раньше в захватывании участвовала вся ладонь. Для малыша этого возраста полезно подобрать коробочки, которые открываются сбоку или сверху путем проталкивания. Они могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Малыш самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те, к которым крышки прикреплены с одного края.

Особое внимание следует уделить развитию устойчивости игровых действий малютки. В совместных играх с сыном или дочерью постарайтесь какое-то время, примерно 3-5 минут, заниматься одной игрушкой, удерживая к ней внимание ребенка. Если это кольцо, поверните его то одной, то другой стороной к ребенку, посмотрите в его отверстие, прокатите его. Показывая предмет с разного ракурса, взрослые заставляют малыша вглядываться в смену действий, стимулируя таким образом его ориентировочную активность, интерес к предмету и игровой ситуации в целом. Для поддержания интереса к игре можно использовать сюрпризы.

Например, в закрытую коробочку можно положить что-то гремящее; внутрь матрешки, закрепленной на ленте, — звенящий колокольчик; в мешочек – выглядывающий из него кусочек ленточки, а в бочата — цветные платочки. Такая «цепь» игровых действий запрограммирована в игрушках-вкладышах, например в цветных колпачках. Малыш снимает один колпачок, под ним оказывается другой, третий и т.д. Интерес к игрушке строится на поддержании ориентировочной активности малыша. Именно это и позволяет повысить устойчивость и целенаправленность игры ребенка. Последнее очень важно для его интеллектуального развития.

10-месячный ребенок — неутомимый «исследователь», любопытство крохи в этом возрасте достигает «апогея». Окружающий мир манит малютку непознанностью, побуждает к движению. Ребенок начинает интенсивно овладевать ходьбой. Правда, первые его шаги обычно страхует кто-нибудь из родителей. Например, малыш идет вперед, держась за обе руки взрослого. Если рядом нет опоры, малыш может ползком добраться до заинтересовавшего его объекта и подняться на ножки около него. Поэтому игровое пространство малыша должно быть организовано с учетом его безопасности. Удобным местом пребывания ребенка может быть место «за барьером», на полу, покрытым ковром или паласом.

На 10-м месяце жизни малыш начинает хорошо ориентироваться в пространстве. В это время он переживает настоящий интеллектуальный подъем. Поддерживайте его стремление как можно лучше изучить окружающий мир, принимайте участие в его «исследованиях». Соответствующие дидактические игрушки помогут вам развить у малыша сообразительность и уверенность в себе, которые так пригодятся ему в дальнейшем.

Содержание

Цель и предназначение развивающих игр с 9-месячного возраста

Игры с ребенком с 10 месяцев

У любого занятия в игровой форме для детей девяти и старше месяцев есть свои правила и конечная цель. Построить самостоятельно пирамидку, найти нужную фигуру или цвет, значит, это научиться выполнять определенные установки или правила. Детские психологи настоятельно рекомендуют ежедневно включать развивающие игры в распорядок бодрствования. Родители подрастающего малыша должны уделять время на игры ровно столько, чтобы не было капризов или усталости. Воспитание усидчивости с раннего детства поможет ребенку преодолевать трудности обучения в дальнейшем. Рекомендуют составить план, чтобы малыш смог постепенно развиваться.

Развитие речи

К 9 мес. малыш может связывать слово и определенный предмет или действие. Понимание зависимости понятий приближает к началу диалога между взрослым и карапузом. Он воспринимает простые просьбы. Все слоги из уст крохи необходимо обязательно поддерживать. Нельзя игнорировать первые осознанные попытки общаться. Максимум озвучивания любого действия, комментирование родителями любого события позволят малышу быстрее освоить разговорные навыки. Внятная и грамотная речь взрослого быстрее поможет развить речь малыша.

Если при разглядывании картинок из книжки возникает контакт, ребенок начинает подражать взрослым, пытается произнести отдельные слоги, звуки «гав», «мяу», «ням» и другие. Игра-развивашка «Теремок» совершенствует внимание, артикуляционный аппарат, эмоциональные проявления. Для игры нужно иметь:

  • игрушечный домик;
  • игрушки;
  • кубики или предметы;
  • маленькие куклы.

Спрятав в домик все заготовленные аксессуары, взрослый по очереди должен доставать предметы, обязательно озвучивая каждый. Необходимо стимулировать ребенка. Он должен усвоить урок, повторить за взрослым звуки. Если подготовиться к этой игре, можно рассказывать стишок о предметах из «Теремка». Развитый малыш должен слышать правильную речь, не нужно специально сюсюкать или искажать произношение слов.

Физическое развитие

При увеличении подвижности малыша ему необходимы гимнастические упражнения в игровой форме. Игры с 9 месячным ребенком лучше совместить с показом на большом игрушечном звере, пупсе. Последовательно делая зарядку для куклы и ребенка, взрослый усилит физический эффект наглядным сравнением:

  • движения сгиба и разгибания ручек малыша в сидячем положении;
  • теперь очередь ног, выполнять также последовательно, лежа, по одной и вместе;
  • поворачивать ручки круговыми движениями (ребенок сидит);
  • наклоны детского туловища в разные стороны сидя;
  • по очереди наклонять корпус, предварительно прижав ребенка спиной к взрослому, для упражнения нужно прижимать коленки карапуза.

Сгибание и разгибание ног

Рекомендуем:  “Ранние” малыши: группы недоношенных детей и их развитие по месяцам до года

Чтобы научить лучше ребенка, необходимо выполнение условий:

  • пространство для игр и занятий должно обеспечить полную безопасность ребенка;
  • показывая игру с предметами, нужно озвучивать каждое действие, называя цвет, характер движения («синий мячик прыгает вверх, вниз»);
  • все игры с предметами должны быть совместными – передавать дитю кубик, игрушку;
  • следует обучить ребенка радоваться после действия – «Куда закатился мячик», «Давай поищем зайку», «Нужно догнать машинку».

Важно! В ходе проведения упражнений нужно внимательно следить за реакцией, настроением. Если упражнения понравились, малыш потребует продолжения. Нельзя допускать детских капризов или плача.

Обучение ползанию

Игры на развитие сенсомоторных навыков

Игры с ребенком в 9 месяцев, направленные на совершенствование моторики, возможны, благодаря скачку в этом возрасте. Растущий малыш учится брать предметы, не захватывая их, а загребающими движениями пальчиков. Обычно он осторожно дотрагивается указательным пальцем, потом двумя или тремя достает легкий предмет. Может одновременно перекладывать несколько (до 3 игрушек). Чем быстрее развиваются сенсомоторные навыки, тем легче ребенок начнет говорить по слогам, заниматься в дальнейшем.

Перебирание игрушек

Доктор Комаровский советует с раннего возраста начинать игры с красками, тестом или пластилином. Если показать малышу, как можно пальчиками оставлять следы на листе бумаги, у него появится интерес к творчеству.

Важно! Для игр с малышами по развитию моторики в 9 месяцев нужно использовать нетоксичные краски или мелки.

Похожие игры можно перенести в ванную комнату. Допустим, свежей клубничкой раскрасить кафель на стене или тело карапуза. Затем смыть все следы под теплым душем. С помощью заготовки из соленого теста показать, как втыкать различные предметы в него: фасоль, камушки, макаронины. Потом вместе или самостоятельно «искать» и выковыривать из лепешки. Хороший вариант игры для моторики – дать в ручки малышу тонкую веревочку с привязанной игрушкой. Он с удовольствием будет тянуть ее по полу.

Игры на развитие координации

Начиная с младенческого возраста и до 16-18 лет, пока растет скелетный каркас, формируется ориентированность в пространстве. Мозжечок отвечает за эти процессы, его развитие зеркально отражает навыки: ползание, ходьба и первые шаги. Вестибулярный аппарат помогает человеку уверенно двигаться, без «шатающей походки». Чем заняться с крохой?

Игра в прятки

Рекомендуют обучить игре в прятки для освоения навыков координации:

  • Взрослый должен накинуть на голову пеленку, потом стянуть ее. Повторить два-три раза.
  • Предложить ребенку повторить движения. Закрыть карапуза, подождать, чтобы он стащил ткань.
  • Если ребенок не сообразил, нужно показать еще раз на нем.
  • При раздевании оставить носок на одной ножке. Показать, как его снять.
  • При купании нужно научить ребенка самостоятельно мыть лицо. Вначале на собственном примере.
  • После воды помочь вытереть полотенцем лицо.

Все обучающие игры должны доставлять удовольствие карапузу.

Развитие слуха и зрения

Игры для развития слуховых и зрительных навыков учат подражать услышанным звукам, осмысливать ситуацию. Малыш старается повторить различные слоги, связывая их с конкретным изображением или картинкой. Показывая новые игрушки, следует проговаривать внятно «мяу», «кис-кис», «га-га», «ути-ути». Речь крохи совершенствуется вместе со слухом. С третьего-четвертого урока малыш осознанно будет произносить слога.

Чтобы простимулировать зрение, рекомендуется устраивать «цветные дни». В течение светового времени можно одевать ребенка в определенный оттенок, к одежде добавляют игрушки одинакового колора. Карапуз должен понимать, что сегодня все розовое. Взрослые должны проговаривать вслух названия предметов выбранного цвета. При отражении крохи в зеркале рекомендуют акцентировать внимание на разных частях тела. Помогут маленькие солнечные зайчики, пусть малыш хлопает по ним ладошкой.

Важно! При всем желании дать малышу максимально больше обучающего материала необходимо помнить, что активные игры сильно утомляют. Младенец радуется всему новому, но это создает добавочную перегрузку для неокрепшей нервной системы. Чтобы развивающие игры не перевозбудили кроху, педиатры рекомендуют играть с малышом днем. Следует выделять чуть больше времени на успокоение, подготовку к ночному сну.

Игры на развитие сенсомоторных навыков

  • Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки (в любом порядке) (чтобы прочитать подробное описание игры, переходите по ссылке)
  • Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;
  • Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;

Пример матрешки (Лабиринт, My-shop, KoroBoom)

  • Стучим предметами друг об друга;
  • Составляем кубики друг на друга;
  • Катаем машинку;
  • Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);
  • Играем с сенсорными коробками;
  • Осваиваем первые орудийные действия (учимся насыпать песок совочком в ведро, стучим молоточком);

Пример стучалки (Ozon, My-shop, KoroBoom)

  • Играем с шаробросом / сортером;
  • Играем с крупами / песком;
  • Учимся включать / выключать свет, кнопки на музыкальных игрушках;
  • Знакомимся с понятиями «большой-маленький»;

Физическое развитие

Темпы набора массы тела месяц от месяца продолжают своё закономерное снижение. Это связано с увеличением активности и двигательных возможностей ребёнка. Так, за девятый месяц жизни малыш в среднем набирает 450 — 500 граммов.

По сравнению с массой тела при рождении, 9 месячный малыш должен прибавить 6 килограмм. Этот критерий в 9 месяцев также зависит от конституции, характера питания, частоты заболеваний и пола. Мальчик по массе тела может значительно опережать девочку.

Прибавки роста тоже несколько уменьшаются. К 10 месяцам ребёнок подрастёт ещё на сантиметр — полтора.

Все эти цифры – лишь усреднённое цифровое выражение физического развития. Каждый ребёнок индивидуален и оценивается врачом не только на основании конкретных таблиц.

Как играть с ребенком в этом возрасте

Игра в жизни малыша имеет первоочередное значение. И на первом году жизни, очень важно, чтобы родители играли с детьми. Попробуем разобраться, в какие развивающие игры лучше всего играть, а также, какие игрушки будут наиболее полезными для вашего малютки в этом возрасте.

Развивающие игры для детей 9 месяцев:

  1. Игры в одежду. Учите его одевать и снимать с себя простейшие вещи из его гардероба — шапки, носки и так далее.
  2. Игры, развивающие моторику. Учитесь с малышом рвать бумагу. Предложите ему складывать желуди, тыквенные семечки и прочие небольшие предметы, в бутылку (в том числе, с помощью ложки). Предложите ему лепить соленое тесто. Попробуйте порисовать с ним пальчиковыми красками.
  3. Игры с водой. Во время купания, дайте малышу емкости разной формы и объема. Покажите ему, как можно переливать воду. Научите малютку умывать лицо, мыть ручки.
  4. Игры в прятки. Дети любят прятаться сами, а также прятать других. Придумывайте разные формы игры в прятки. Можно прятать игрушки. Засуньте любимую игрушку в коробку и спросите малыша, где она? Малютка сделает все, чтобы попытаться открыть коробку.

Игрушки для детей 9 месяцев:

  1. Игрушки на колесиках. Это могут быть каталка — ходунки, игрушечная коляска, большая машинка или лошадка, на которую можно садиться.
  2. Музыкальные игрушки. Любые игрушки, нажав на кнопки которой, малыш может услышать разного рода музыку или звуки.
  3. Пирамидки, матрешки, сортеры, большие пазлы.
  4. В летний период, игрушки для песочницы (формочки, лопатки, ведерки).
  5. Разнообразные канцелярские товары (пальчиковые краски, мелки, восковые карандаши).
  6. Крупные конструкторы, кубики. Из них малыш будет учиться строить башни и другие конструкции.
  7. Куклы с крупными чертами лица. Такие куклы помогут вам рассказать малышу о частях тела человека.
  8. Мягкие игрушки для сна.
  9. Одинаковые по функциям игрушки, но разных размеров, цветов. Машинки, мячики, кубики. Сравнение этих игрушек, поможет вам разучить с малюткой цвета, а также понятие больше — меньше.

Если вы не знаете, как развивать ребенка или вы чувствуете себя недостаточно уверенными в этом вопросе, то вы можете попробовать найти поблизости развивающий клуб. В таких клубах занятия с детьми проводятся как раз с этого возраста. Под руководством опытных педагогов, занятия с малышом станут для вас настоящим удовольствием.

Физические упражнения

Комаровский советует стимулировать кроху ползать. По мнению известного педиатра, во время такой физической активности в работу включаются все мышцы тела. Это ускоряет наступление того момента, когда ребенок начнет самостоятельно ходить.

Также полезны следующие физические упражнения:

  • подъем ног из положения лежа на спине;
  • присаживание. Положить кроху на спину. Взять за кисти рук и аккуратно потянуть на себя, придавая его туловищу вертикальное положение;
  • круговые вращения руками. Протянуть ребенку большие пальцы рук, чтобы он за них ухватился. Развести верхние конечности в стороны и начать совершать круговые движения;
  • переворот со спины на живот. Дети в 9 месяцев должны уже выполнять это упражнение самостоятельно по просьбе родителей;
  • наклоны туловища с прямыми руками. Грудничка следует поставить себе на колени, придерживая за живот и голень. Стимулировать малыша наклониться вперед, положив перед ним яркий предмет.

Чтобы мотивировать грудничка ползать, нужно на определенном расстоянии от него, в поле его зрения, положить любимую игрушку. Малыш будет тянуться к предмету, совершая движения ногами и руками.

Уход за малышом в 9 месяцев

За девятимесячным крохой уход основывается на тех же приёмах, что проводились взрослыми во все предыдущие месяцы, начиная с момента рождения. Это три основных компонента:

  1. гигиенические процедуры (умывание, подмывание, вечернее купание);
  2. легкая гимнастика;
  3. массаж.

На заметку! Проведение всех манипуляций по уходу должно по возможности осуществляться в одни и те же часы – именно так ребенка можно постепенно приучить к распорядку дня и наладить его режим.

Купание ребенка в 9 месяцев

Процедура принятия ванны в этом возрасте обычно уже налажена родителями, и малыш с удовольствием проводит время в воде. Если ребенок любит купаться, то можно позволить ему «плескаться» 20-30 минут, заинтересовывая кроху водными забавами: мыльными пузырями, корабликами, мячиками, резиновыми зверятами с брызгалками и чашками для переливания жидкости.

Совет! Дети, как правило, уже хорошо сидят к девяти месяцам, поэтому можно приобрести специальный стульчик или круг для ванны. Такие предметы обеспечат устойчивое положение и предотвратят случайное падение..

Массаж в 9 месяцев

Укрепление мышц на данном этапе развития просто необходимо – малыш благодаря массажным процедурам совершенствует навык ползания и готовится к освоению ходьбы. Массаж может проводить мама самостоятельно. Достаточно лишь запомнить несколько основных моментов и приемов:

  • первые сеансы массажа длятся не более 10 минут. Ребенок должен быть спокоен, в хорошем настроении. Для расслабления можно включить спокойную мелодичную музыку;
  • начинать процедуру нужно с мягких поглаживаний ладонями частей тела малыша – рук, ног, спинки и животика. Руки массируются от ладони до плеча, ноги также от ступни до бедер;
  • животик легкими движениями массируется по часовой стрелке. Массируя спину, стоит запомнить, что позвоночник массажем затрагивать не нужно. Спинка малыша массируется вверх/вниз вдоль него, а также по направлению к бокам;
  • особенно важно уделить время ладоням и ступням крохи, массируя каждый пальчик отдельно, это благоприятствует развитию мелкой моторики;
  • завершается массаж нежными, почти невесомыми похлопываниями.

Гимнастика в 9 месяцев

Зарядка для девятимесячного младенца – неотъемлемая часть утренних процедур. Выполняется она до завтрака, в первые 10 минут после пробуждения и носит общеукрепляющий характер для здоровья ребенка.

Вот как выглядит комплекс гимнастических упражнений для «начинающих»:

  1. разминаем мышцы рук, предплечья: ребенок лежит на спине, взрослый сгибает и разгибает руки малыша в локтевых суставах, чередует со скрещиванием, затем делает круговые движения;
  2. разминаем мышцы ног: взрослый попеременно сгибает ножки ребенка в коленях, имитируя езду на велосипеде, затем сгибает и разгибает ножки одновременно;
  3. выполняются повороты в обе стороны со спинки на животик и обратно;
  4. присаживание и приподнимание тела ребенка за выпрямленные руки;
  5. ползания за предметом/игрушкой;
  6. покачивающиеся движения на фитболе в разных положениях тела – лежа на животе и лежа на спине.

Что умеет ребенок к концу 10-го месяца

  1. Ребенок поднимается на ножки и стоит без опоры. Если взять его за одну ручку, то делает попытки ходить. Некоторые малыши могут пройтись вдоль стенки.
  2. Может сесть без поддержки из положения стоя.
  3. Хорошо берет и держит предметы обеими руками: держит двумя ручками чашку, одной – ложку. Полностью освоил щипковое хватание (двумя пальчиками). Временами ребенок предпочитает какую-то одну руку. Не следует отучать малыша пользоваться той рукой, которую он предпочитает.
  4. Многие дети уже хорошо ползают на четвереньках или по-пластунски. Координация движений все время развивается, и ребенок может доползти уже куда угодно, поэтому родителям следует принять все меры безопасности.
  5. Ребенка в 10 месяцев нужно научить слезать с дивана: поворачиваться попой к краю и спускать ножки.
  6. Копирует движения взрослых. Открывает и закрывает шкафчики, выдвигает ящики в комоде.
  7. Может катать мячик туда, куда вы ему покажете и ползти за ним. Катает машинку.
  8. Кроха в десять месяцев способен манипулировать несколькими предметами сразу. Умеет при помощи одной вещи достать другую: спихнуть палочкой мячик со стола.
  9. Когда малыш стоит в кроватке и держится за перила, то может подпрыгивать и приседать, ходить по периметру кроватки.
  10. К этому возрасту у крохи может вырасти уже 4 зуба: два нижних и два верхних центральных резца. Но если зубов пока нет, то не стоит переживать – подождите до года.

Читаем подробно: что умеет ребенок в 10 месяцев

Физическое развитие

В течение девятого месяца жизни малыш набирает около 500 грамм, его рост удлиняется на 1,5 сантиметра, а окружности головы и грудной клетки становятся больше на 0,5-1 сантиметр.

Все родители понимают, что детки развиваются по своему индивидуальному графику, но для определения, нормален ли темп развития крохи и нет ли отклонений, которые должны насторожить, медики ориентируются на средние данные физических показателей для детей одного возраста. Также для каждого возраста существуют граничные показатели – их превышение должно стать поводом для обследования ребенка. Основные параметры физического развития детей 9 месяцев мы собрали в эту таблицу:

Рекомендуем:  Развитие ребенка в 8 месяцев

Показатель

Среднее значение в 9 месяцев

Мальчики в 9-10 месяцев

Девочки в 9-10 месяцев

Вес

8200-8900 г

7100-11000 г

6500-10500 г

Рост

70,1-72 см

67,5-76,5 см

65,3-75 см

Окружность головы

43,8-45 см

42,5-47,5 см

41,2-46,5 см

Окружность грудной клетки

46,6-47,2 см

44,4-50,8 см

44,5-49,3 см

Рацион питания ребенка в 9 месяцев

Если ребенок еще находится на грудном вскармливании, то его следует продолжать кормить грудью, вводя новые продукты в прикорм. Грудное молоко или смесь должны составлять ¼ часть от суточного меню ребенка в этом возрасте.

Если прикорм был введен с полугода, то обычной пищей к этому возрасту следует заменить три кормления, а в меню ребенка должны присутствовать следующие продукты:

  • Пюре из овощей 180 грамм;
  • Пюре из фруктов 80 грамм;
  • Каши 180 грамм, мясо 50 грамм;
  • Желток ½ часть дважды в неделю;
  • Творог и кефир 40 грамм;
  • Пшеничный хлеб или печенье 5 грамм;
  • Сливочное и растительное масло по 5 грамм;
  • Сок 80 грамм;
  • Рыба 50 грамм.

Творог разведенный с кефиром нужно давать малышу перед сном. С начала девятого месяца можно давать ребенку фрикадельки из нежирного мяса, сваренные на пару. Пюре можно делать их нескольких видов овощей и добавлять в него зелень.

Каши также могут состоять из нескольких злаков. Если ребенок хорошо переносит овсянку и пшеничную кашу, их также вводят в рацион. От манной каши пока лучше отказаться, так как она слишком тяжелая для желудка крохи. Ее следует вводить начиная с полутора лет.

Показатель нервно-психического развития

Тест на развитие малыша в 9 месяцев

  1. Берут две ложки (или другие парные предметы) и показывают ребенку, как ими ударять. Если после этого дать предметы ребенку — он начнет подражать действиям взрослого.
  2. Если попытаться отнять у девятимесячного ребенка любимую игрушку, он начнет активно препятствовать этому — крепко прижмет игрушку к себе или будет перетягивать ее.

Что должно насторожить

Важно! В поведении девятимесячного ребенка могут насторожить следующие признаки, при наличии которых его следует показать врачу

  • Ребенок не повторяет слоги за другими людьми.
  • Не пугается незнакомцев.
  • Не сердится и никак не реагирует, если забрать у него игрушку.
  • Не может переворачиваться и удерживать сидячее положение.
  • Не ползает.
  • Не пробует самостоятельно пить из чашки, снять с себя одежду, не играет с другими детьми.

На нашем сайте есть еще статьи и про следующие месяцы жизни малыша, такие как 10, 11, 12 месяцев.

Рацион питания крохи

В 9-10 месяцев в рацион питания крохи все еще может входить грудное молоко, но оно не должно заменять собой все остальные продукты питания. Грудное вскармливание можно перенести на вечернее или ночное время, тогда как днем можно готовить ребенку блюда на основе богатых витаминами и микроэлементами продуктов.

В 9-10 месяцев развитие малыша позволяет включать в его рацион самые разнообразные продукты – конечно, при условии, что его не мучает аллергия. В рацион крохи могут входить нежирные сорта рыбы и мяса, фрукты, овощи, каши и молочные продукты домашнего приготовления.

Готовить для крохи нужно, используя безопасную посуду, которая не допустит разрушения витамина С при контакте его с металлом. Если это нож, то он обязательно должен быть изготовлен из нержавейки или керамики, если тарелка для крохи, то керамическая, пластиковая или эмалированная, но ни в коем случае не из алюминия.

Процесс воспитания малыша

В возрасте 9-10 месяцев малыш просто обожает быть в центре внимания. Он радуется, когда к нему обращаются, когда его смешат и, конечно, когда с ним играют. Родителям в этом возрасте важно дать понять ребенку, что не все его прихоти будут исполнены. Малыш должен понимать,

что существует слово «нет» и ему придется с ним смириться.

Запрещать что-либо ребенку нужно в твердой форме, уверенно и без тени шутки в голосе, чтобы он осознавал всю серьезность ситуации. Обратите внимание, что в этом возрасте запретов должно быть минимальное количество. Более правильным, чем все запрещать, будет обезопасить помещение, где малыш сможет передвигаться самостоятельно, убрать из поля его зрения опасные предметы.

Развитие слуха

Слух малышей в возрасте 9-10 месяцев переходит на новый уровень. Дети в этом возрасте с удовольствием слушают музыку, пробуют танцевать, удерживаясь за опору. Больше всего удовольствия детям доставляют ритмичные и подвижные мелодии, под которые можно танцевать. Слушая медленную музыку, малыш старается стоять спокойно.

Социализация и эмоциональный мир

В 9-10 месяцев у ребенка возникает огромное желание играть с кем-то кроме себя. Малыши визжат от восторга, если в игру включаются взрослые или дети, пробуют повторять за ними их движения, интонации.

В этот период кроха может совершать с

предметами целый ряд действий. Речь идет как об игрушках, так и о подручных предметах, используемых для игр. Малыши с удовольствием, например, будут играть с крышкой для кастрюли, бутылками, на которые можно накручивать пластиковые крышки, мячом, пирамидкой и даже погремушками. В 10 месяцев большая часть малышей уже в состоянии понимать и выполнять некоторые просьбы старших, особенно если будут видеть их пример.

Понимание речи ребенком

Развитие детей в 9-10 месяцев позволяет им отвечать на вопросы взглядом, даже не имея необходимого количества слов в активном словаре. На вопросы о том, где находится тот или иной предмет, ребенок может отвечать глазами либо попробовать показать на него

рукой. Малыши в этом возрасте, все без исключения, с удовольствием играют, отгадывая части тела у себя, у родителей и игрушек.

Почти каждый кроха в 10 месяцев откликается на собственное имя, оборачивается на зов, проявляет эмоции, когда к нему обращаются. Играть с ребенком в этом возрасте можно в игры, развивающие мелкую моторику рук. Это может быть «сорока-ворона», ладушки и многое другое.

К 10-11 месяцам малыш уже сможет повторять за взрослыми простые слоги, наблюдая за их губами.

Как развивать кроху?

Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок рос активным и смышлёным. Специально для таких инициативных и целеустремленных родителей и были придуманы игровые занятия, в ходе которых можно

обучить детей простым навыкам, ускорить развитие у них внимания, мышления, фантазии, памяти и, конечно же, речи.

В процессе таких занятий дети получают возможность научиться правильно управлять пальцами и кистями рук, что, в свою очередь, положительным образом отразится на развитии их речи. Ниже приведено несколько вариантов полезных и интересных игр.

«Варим кашу для мишки»

Отличная игра для малышей в возрасте 9-10 месяцев, улучшающая развитие мелкой моторики рук. Для нее понадобится подготовить две емкости среднего объема, одну из которых можно наполнить крупой. Ребенка можно усадить напротив емкостей, после чего попросить его покормить игрушку «кашей», которую нужно будет пересыпать из одной емкости в другую. Обычно у ребенка в 10 месяцев не будет проблем с пересыпанием крупы и удерживанием ложки. Он с радостью покормит игрушечного мишку кашей, а заодно и потренирует пальчики.

«Бабушкины бусы»

Для этой игры нужно будет запастись не крупой, а макаронными изделиями, причем желательно разноцветными, чтобы

малышу было особенно интересно. Из макарон нужно будет сделать бусы.

В 10 месяцев пальчики у ребенка еще не слишком ловкие и податливые, поэтому для него нужно будет выбирать самые крупные макароны, через которые будет несложно провести нить. Если у крохи возникнут проблемы с нанизыванием, можно ему немного помочь. Создание таких чудо-бус — отличный вариант игры для развития мелкой моторики.

«Мини-зоопарк»

Отличная идея для активных родителей, которые не привыкли давать малышам скучать. Для ее воплощения потребуется большая коробка с несколькими заранее подготовленными отделениями. Коробку оклеивают яркой пленкой, устанавливают небольшие разделительные перегородки внутри нее. На дно коробки насыпают манку, которая в данном случае сыграет роль песка. В каждый из отделов в коробке устанавливают фигурки животных. Это и будет мини-зоопарк, в который малыш сможет играть дома. Ему будет интересно передвигать фигурки зверей по коробке, наблюдать за тем, какие следы они оставляют на манке-песке.

Пальчиковые развлечения

Отличная игра для ребенка в 9-10 месяцев, стимулирующая развитие мелкой моторики рук, — это мини-бассейн из крупы, на дне которого нужно будет искать пропавшие игрушки. Такой бассейн очень понравится малышу, в первую очередь за возможность повозиться руками в манке, пшенке,

гречке или рисе. Кроме того, дети получают огромное удовольствие от возможности найти спрятанные на дне рисового или гречневого бассейна игрушки.

Приготовить бассейн очень просто. Для этого будет достаточно подобрать крупную пластиковую емкость, в которую нужно насыпать любую из перечисленных выше круп, после чего в ней же «утопить» мелкие игрушки. Пусть малыш ищет пропажу, а в качестве приза, когда отыщет все сокровища, получит вознаграждение — любимое лакомство.

Мобильная песочница

В 9-10 месяцев у ребенка возникает особое желание повозиться с песком. Многие родители справедливо считают, что в таком раннем возрасте крохе нечего делать в песочнице, где играют более старшие малыши. Альтернативой далеко не безопасной песочнице на улице может стать домашняя портативная песочница на основе кинетического песка. Такой песок легко собирается, может быть разных цветов, отлично лепится. А самое главное, что кроха может играть с кинетическим песком в любое удобное время, даже когда на улице дождь и остальные детки лишены такой возможности.

Рисование на крупе

Детям в 9-10 месяцев очень понравится рисовать пальчиками на крупе, например на манке. Разложите манку на подносе и предложите малышу порисовать линии, круги, просто оставить отпечатки рук на крупе. Детям такой процесс рисования обычно приносит огромное удовольствие.

Полезные рекомендации

Все перечисленные игры с малышом могут проводиться исключительно в присутствии взрослых. Дети в 9-10 месяцев легко могут проглотить мелкие предметы либо же поместить их в ушной, носовой проход. Словом, ребенок в 10 месяцев совершенно непредсказуем и без присмотра его оставлять нельзя.

Показатели развития ребенка к концу 10-го месяца

Познавательное развитие

1. Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет показанные и «разученные» действия: например, разъединяет целый предмет на части (анализ в действии); с помощью взрослого выполняет противоположные операции (синтез в действии). Снимает и нанизывает на стержень 3-4 кольца с широким отверстием; вкладывает и выкладывает из ведерочка шарики и т.п.

2. Способен заниматься с дидактическим набором от 5 до 10 мин. Устойчивость действий возрастает в 2—2.5 раза. «Разученные» действия малыш переносит на другие новые для него игрушки. Например, научившись складывать и выкладывать из ведерочка шарики, ребенок повторяет аналогичные действия с кубиками, накладывая один на другой или выкладывая их из тележки. Научившись открывать крышечку бидончика, начинает открывать всю посуду, попадающую ему в руки.

3. При действиях с предметами обнаруживает более совершенные ручные умения, в зависимости от свойств предметов и способов действий с ними: петлеобразное – накладывание ладони на предмет сверху; скользящее – приближение к предмету по поверхности; обхватывающее сбоку или снизу; плавное опускание руки на предмет под углом, затем схватывание его сбоку, снизу, сверху в зависимости от конструктивных особенностей предмета и расположения его в пространстве.

Социальное развитие

1. Радуется приходу близкого человека.

2. По-разному реагирует на похвалу или порицание с его стороны: недоволен, при слове «нельзя»; вопросительно смотрит на взрослого в незнакомой ситуации; при неумении выполнять необходимое и желаемое действие ищет поддержку у взрослого; подражает мимике взрослого.

2. Может негативно отнестись к незнакомому человеку (отказаться идти на руки и даже заплакать).

3. Проявляет интерес к сверстнику. Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.

4. Способен действовать рядом с другим ребенком.

Речевое развитие

1. Понимание речи

При просьбе «дай» малыш находит знакомые предметы среди игрушек и дает их. Находит, берет и дает называемые игрушки – три или две из трех. Правильно реагирует на просьбу взрослого (без показа): «Достань из бидончика катушечку», «Положи в коробочку ленточку» и т.п. Ребенок выполняет любые два из трех разученных действий.

2. Активная речь

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. Ребенок вслушивается, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1-2 мин. делает попытку повторить. Повторяет.

Моторное развитие

Развитие общих движений

1. Входит на невысокую поверхность (мостик) или горку, держась за перила, и сходит с нее.

Держась двумя руками за перила с одной стороны, поднимается боком, идет приставным шагом. Спускается так же, как поднимался или по скату.

2. Идет вперед с поддержкой за обе руки. Шагает за взрослым, опираясь на его руки.

3. Выполняет «разученные» игровые действия по слову взрослого «До свидания!» (машет ручкой); «Ку-ку» (прячется под платочком); «Ладушки» (играет ручками в соответствии с текстом потешки) и т.п.

Рекомендуем:  Развитие мелкой моторики у младших школьников

Навыки и умения

1) Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками; (взрослый держит чашку).

2) Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок).

Оглавление:

1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц; 12 месяц

Особенности развития в 9 месяцев

С ростом ребенка начинается уменьшение ежемесячной прибавки к массе тела. Максимальная прибавка в норме не превышает 300-500 гр. Причина этого связана с повышением активности. С увеличением движений затрачивается больше энергии. У подросшего ребенка появляется больше навыков и умений:

  1. Уверенность в сидячем положении. Может сесть без помощи взрослых. Тянется и достает игрушки. Время без опоры – до 10 минут.
  2. Если рядом опора, самостоятельно принимает вертикальное положение. Делает сам несколько шажков. Многие дети, держась за стул, переставляют и передвигаются вместе с ним.

Первые шаги

  1. Малыш в ходунках движется, приседает или прыгает около 10-12 минут.
  2. Предпринимает активные попытки ползти по поверхности. Некоторые передвигаются на четвереньках, другие ползут на животе.
  3. У малыша активная мелкая моторика. Использование пальчикового захвата позволяет поднимать крошки, мелкие игрушки. Схема при этом проста – поднять, пощупать, положить в рот. С удовольствием рвет листы бумаги на мелкие клочки.
  4. Развит сильный хват. Привычка что-либо держать в руках. Пока не потерян к предмету интерес, забрать его из детского кулака очень трудно.
  5. Активное выражение своего мнения в поведении. Если ребенок не хочет отдавать игрушку, он отводит руку, отталкивает взрослого, может отползти подальше.
  6. Продолжается активный рост молочных зубов. Их количество отличается, поэтому паниковать из-за медленного прорезывания не стоит.

Развивающая игра с 9 месячным ребенком на прогулке или дома помогает его психическому и эмоциональному росту.

2.Развитие речи

  • Много разговариваем с малышом;
  • Рассказываем малышу стишки, потешки;
  • Разучиваем первые пальчиковые и жестовые игры;
  • Расширяем пассивный запас слов малыша (проводим «экскурсию» по дому, называем новые объекты на прогулке, изучаем части лица и тела);
  • Знакомим малыша со звукоподражательными словами (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))
  • Устраиваем «переклички», повторяя вместе с малышом простые слоги

Подборку книг для чтения детям до года можно найти здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА — ЧИТАТЬ

Когда стоит беспокоиться?

Есть определённый перечень того, что должен уметь ребёнок в 9 месяцев в обязательном порядке:

  • сидит без поддержки до 10 минут;
  • ползает или пытается ползать;
  • встаёт на ножки у опоры или делает первые попытки это сделать;
  • держит кружку двумя руками;
  • отличает своих близких от чужих людей;
  • реагирует на своё имя.

Если этих навыков и действий нет, обратитесь к врачу.

Развитие ребёнка в 9 месяцев также оценивает невролог. При наличии каких-либо проблем он обязательно подскажет вам пути их решения.

Питание ребенка в 9 месяцев

Меню малыша становится разнообразнее. Кроха уже сам пытается стянуть со стола что-нибудь из еды. Лучше всего, чтобы вся семья придерживалась правильного и здорового питания. Это удобно и маме, не надо много времени тратить на приготовление, и малышу, меньше будет запретов на еду. Попробуем разобраться, каким должно быть питание ребенка в 9 месяцев.

Особенности рациона

Основным рационом малыша по-прежнему остаётся грудное или искусственное молоко. Для того чтобы узнать, сколько ребенок должен съедать, необходимо сделать следующий расчет:

  • Поделите вес малыша на восемь — девять, и получите возрастную норму объема еды в день.

В этом возрасте за день предусмотрено пять приемов пищи. Старайтесь выдерживать интервал между ними около 4 — 5 часов. Но если мама кормит малыша грудью по требованию, то режим может быть несколько другим и варьироваться в зависимости от запросов малютки.

Режим питания также, во многом зависит от того, как питаются в семье другие дети и сами родители. Если в семье есть старшие дети, то малыш может познакомиться с какими-то блюдами гораздо раньше, чем это планировалось. Не бойтесь этого слишком сильно.

Недаром, на сегодняшний день, существует метод педагогического прикорма. Он подразумевает, что малютка потихоньку сам пробует все то, что едят за общим столом.

Постепенно приучайте малыша к твердой пище. Ночью, малыши все еще могут просыпаться и просить грудь. Это происходит вовсе не потому, что они голодны. Дети нуждается в матери, и он спит спокойнее, если постоянно ощущает рядом мамино присутствие, к которому привык.

В зависимости от вида основного вскармливания, рацион питания ребенка может существенно меняться.

Грудное вскармливание

Меню ребенка в 9 месяцев на грудном вскармливании может быть весьма различным, в зависимости от того, с какого возраста вы ввели прикорм. Если вы начали прикорм в полгода, то, скорее всего, вам необходимо продолжать вводить новые продукты в этом возрасте.

Ввод новых продуктов

  1. Яичный желток. Вводят во второе кормление. Лучше всего сочетать с кашей.
  2. Творог и кисломолочные продукты. Вводят в четвертое кормление, в качестве полдника.
  3. Каши на коровьем молоке. Вводят постепенно, с осторожностью.

Читайте подробнее о прикорме Ввод новых продуктов в прикорм

Искусственное вскармливание

Меню ребенка в 9 месяцев на искусственном вскармливании, скорее всего уже содержит в себе те продукты, которые мы перечислили выше. Ведь зачастую такие малыши раньше начинают есть прикорм. Если же вы их еще не ввели, делайте это по той же схеме.

Чтобы определить, сколько малышу необходимо смеси за один прием пищи в этом возрасте, поделите суточный объем еды на число кормлений.

Меню ребенка

Если вы уже ввели все основные продукты в меню малютки, то уже знаете, чем кормить ребенка. Постепенно вводите в рацион питания блюда, приготовленные из смеси различных овощей, а также каши, приготовленные из разных злаков.

Разберем примерное меню ребенка в 9 месяцев.

  • Овощные пюре (150 — 180 гр);
  • Фруктовое пюре или фрукты (50 — 80 гр);
  • Каши (до 180 гр); Мясо (до 50 гр);
  • Желток (до 2-х раз в неделю);
  • Творог, кефир (до 40 гр);
  • Пшеничный хлеб (5 гр);
  • Масло (5 гр);
  • Сок (до 80 гр).

Всегда помните, что именно вы, как родители, устанавливаете, что можно кушать ребенку. Вы как никто другой лучше знаете своего малыша. Если у малютки есть непереносимость определенных продуктов, учитывайте это. При необходимости, обратитесь за помощью к грамотному специалисту.

Чему можно научить малыша?

Девятимесячные дети уже многое умеют, отличаются активностью и любознательностью. Малыши становятся более самостоятельными. Большинство мальчиков и девочек уже умеет садиться, стоять и ходить у опоры, ползать.

Дети пытаются повторять услышанные звуки, ощупывать незнакомые предметы. У многих родителей возникает вопрос, чему учить ребенка в 9 месяцев. Все зависит от имеющихся способностей, навыков малыша, физического состояния.

Рекомендуется делать акцент на совершенствовании мелкой и крупной моторики, речи. Также стоит заняться развитием интеллектуальных способностей, логического мышления. Не нужно забывать об улучшении физического состояния ребенка. Полезно учить кроху одевать и снимать одежду, пользоваться столовыми приборами.

Специалисты советуют тем родителям, которые не знают, как развивать ребенка, приобрести для него или сделать своими руками бизиборд. Это доска, на которой зафиксированы различные детали (замочки, розетки, игрушечные столовые приборы, фигурки животных, счеты, кнопки и т.п). Изучая элементы этого предмета, ребенок будет совершенствовать имеющиеся и овладевать новыми навыками, расширять кругозор.

Все занятия педиатры и психологи рекомендуют проводить в игровой форме. Тогда грудничку будет интересно и проще овладевать новыми способностями.

Помогаем развиваться 9-месячному малышу

Младенцы в девять месяцев много времени проводят у мамы на руках. Непросто носить грудничка помногу часов в день, но до начала ходьбы ребенку необходимо быть «ручным» – как ни странно, это один из этапов правильного психического развития.

Мы предлагаем обратить внимание на несколько важных советов, которые помогут в игровой форме всесторонне развивать девятимесячного ребенка.

Развивайте речь

Чтобы малыш накапливал пассивный словарный запас, с ним необходимо ежедневно и помногу разговаривать. Не знаете, о чем беседовать с крохой? Начать можно с комментирования происходящего. «Машенька сейчас будет одеваться и идти с мамой на прогулку», «сегодня Машенька будет кушать кашку» и т.д. Читайте ребенку книжки с потешками, запоминающиеся сказки, стишки, в которых повторяются слова.

Учите малыша ползать

Бывают груднички, которые по тем или иным причинам не проявляют желания ползать, хотя полностью здоровы. Родители должны прилагать все усилия, чтобы научить ребенка ползать, это важный шаг к последующему освоению хождения. При попытках ползания создавайте его ножкам попеременную опору – так кроха с вашей помощью научится технике «перекрестного» ползания.

Стимулируйте мелкую моторику

Ежедневно делайте разминку для пальчиков. Давайте ребенку мять и рвать бумагу, показывайте, как можно её комкать. Заведите сенсорную коробочку с кусочками предметов разной фактуры и материалов (только чтобы были безопасными!). Пусть малыш познакомится с новыми тактильными ощущениями (губка – мягкая, пробка от бутылки – твердая и т.д.).

Поощряйте двигательную активность

Ребенку нравится передвигаться ползком и изучать все вокруг? Не сажайте его надолго в манеж. Отличным решением может стать раскладной домик с тоннелем. Малыш с удовольствием будет переползать в домик по тоннелю и обратно. Воплотить в жизнь такое развлечение можно и без траты лишних средств, смастерив крохе домик из картонных коробок.

Развивающие занятия для ребенка 9 месяцев:

Что нового в психологическом развитии

  1. Ребенок в 10 месяцев понимает уже многое, что вы говорите. Он повторяет за вами простые слова и показывает пальчиком на называемые предметы.
  2. Дети в этом возрасте начинаю понимать шутки.
  3. Кроха в десять месяцев пытается подражать и делать, как взрослые: качает куклу, подносит к уху телефон, берет ложечку и тянет в рот.
  4. В общении малыш использует простые жесты: машет ручкой на прощание, обнимает, протягивает ручки.
  5. Теперь ребенок может выполнять несложные требования и понимает запреты или похвалу.
  6. Сознательно разбрасывает и кидает предметы, рушит пирамидку.
  7. Интересуется другими детьми, тянет к ним ручки, пытается потрогать.
  8. Ищет спрятанный предмет, помнит где находятся убранный раннее вещи, где лежат его игрушки.
  9. Ребенок сознательно сжимает и разжимает пальчики. Если раньше забрать у него было что-то трудно, то теперь можно попросить, и кроха вам отдаст этот предмет. Моторика продолжает развиваться, но основные функции малыш уже усвоил: он крепко держится за спинку кроватки, когда встает и ловко разжимает пальчики, когда что-то кидает.

Тест на развитие ребенка в 10 месяцев

  • В десять месяцев ребенок должен уметь самостоятельно сидеть, вставать у опоры, ползти за игрушкой, брать предмет двумя пальчиками;
  • Должен произносить слоги или короткие слова, понимать значение нескольких слов. В среднем ребенок в 10 месяцев должен пытаться повторять за взрослым около 8 слов. «Речь» малыша должна быть эмоционально окрашена, а не монотонна;
  • Должен уметь привлекать к себе внимание голосом, лепетом или используя жесты: помахать рукой «пока-пока», покачать головкой «нет»;
  • Кроха должен выполнять простейшие просьбы: «дай», «возьми».

Обычный день

Каждый день с малышом в возрасте 9 месяцев преисполнен интересных моментов. Само собой, что у разных детей режим дня будет отличаться, но для понимания, каким он может быть, мы предлагает примерный распорядок дня с девятимесячным ребенком:

7:00

Пробуждение.

Первое кормление, во время которого ребенок получает либо грудное молоко, либо смесь.

7:30

Гигиенические процедуры.

8:00

Период бодрствования.

9:00

Гимнастика.

11:00

Второе кормление, в которое ребенок получает кашу, сливочное масло, желток и фруктовое пюре.

12:00

Прогулка, часть которой ребенок спит на свежем воздухе.

14:30

Третье кормление, во время которого малыши с любым типом вскармливания получают овощи, мясо, растительное масло, хлеб и сок из фруктов.

15:00

Период бодрствования с развивающими играми.

16:00

Прогулка, часть времени которой малыш спит второй раз на свежем воздухе.

18:30

Четвертое кормление, включающее фруктовое пюре, печенье, творог и кисломолочный напиток.

19:00

Период бодрствования со спокойными играми.

21:30

Купание.

22:00

Пятое кормление, во время которого малышу дают мамино молоко или смесь.

Подготовка к ночному сну и укладывание.

Ночное время

Младенцы на грудном вскармливании прикладываются к маминой груди во сне несколько раз, а дети-искусственники спят, не просыпаясь для кормлений.

Тест на развитие ребенка в 9 месяцев

  • Ребенок в девять месяцев должен уметь сидеть без поддержки родителей, пробовать самостоятельно вставать, ползти за игрушками, держать стакан или кружку двумя руками, брать предметы двумя пальцами.
  • В позе на животе кроха должен тянуться за интересующим его предметом и подползать к нему. В сидячем положении малыш должен уметь поворачиваться и брать предмет сбоку от него или сзади.
  • Ребенок должен подражать жестам и действиям взрослых. Если ему показать какие-либо простые отдельные действия он сможет их повторить.
  • Если попытаться отобрать у малыша игрушку, он будет ее крепко держать, отпихивать руки взрослого и тянуть ее на себя, выражая недовольство.
  • В речи девятимесячного карапуза должны присутствовать повторяющие слоги.
  • Кроха должен реагировать на свое имя, а также отличать близких ему людей от чужих.

Если у малыша будет отсутствовать хотя бы один из навыков, перечисленных выше, его следует показать врачу, который подтвердит или опровергнет задержку в развитии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: