Развитие ребенка в 5 месяцев

То, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, существенно отличается от навыков месяц назад. За 30 дней жизни малыш совершенствует свои умения и становится более активным. Меняются игры, повышается уровень социального развития.

Содержание

Развитие действий с предметами у ребенка в 5 месяцев

Пятимесячный ребенок может брать в свои ручки предмет из любого положения тела (на животе, на боку, на спине). Он обследует каждый предмет и прежде всего тянет его в рот. И даже если Вам это не нравится,  ребенок всё равно будет это делать! Поэтому в возрасте 5 месяцев нужно тщательно следить за тем, чтобы игрушки соответствовали требованиям.

Игрушки для ребенка 5 месяцев: как выбрать и какие они должны быть

А) Очень важно покупать только качественные игрушки. Нужно, чтобы в изготовлении игрушки использовались только экологически безопасные красители!  Любая игрушка должна иметь  сертификат качества.

Б) Игрушки должны быть  чистые, ведь малыш в 5 месяцев всегда их тянет в рот. Поэтому нужно  их регулярно мыть.

В) Игрушки для ребенка в 5 месяцев быть размером не менее 5-6 см. Меньшие по размеру игрушки или детали игрушек всегда должны быть прочно прикреплены к большой детали или к ленточке (веревочке). С игрушками меньшего размера ребенок может играть только в присутствии мамы.

Г) Ребенку в 5 месяцев нужны игрушки и погремушки с РАЗНОЙ формой ручки для захватывания (это очень важно для развития движений руки),  разного цвета и формы,  из разных материалов. В чем здесь отличие с предыдущим месяцем жизни малыша? Если четырехмесячному малышу нужны были очень удобные ручки погремушек для захвата (он еще этому учился, осваивал первые движения) ,то для пятимесячного малыша уже нужны самые разные ручки  погремушек – в виде палочки, булавы, петельки, кольца, гантельки, хвоста попугая или другого персонажа. Ведь ему нужно научиться делать самые разнообразные движения по захватыванию игрушки и в своих движениях учитывать ее форму.

Д) Будьте очень осторожны с использованием пуговиц в текстильных игрушках. Малыш может запросто их  отгрызть и проглотить. В семье моей приятельницы именно в этом возрасте ее малыш умудрился проглотить 5 пуговиц с развивающей текстильной игрушки, сшитой мамой (к счастью, всё закончилось вполне благополучно и съеденные пуговицы просто вышли естественным путем). Лучше для пятимесячных малышей покупать игрушки с нарисованными деталями.

Е) В игрушках должны быть подвижные детали, которые будут удивлять малыша, стимулировать его к действиям с игрушкой. Такими интересными для ребенка элементами могут быть: пищалка (игрушка запищит, когда малыш нажмет на деталь игрушки), разный цвет шарика с разных сторон погремушки (побуждает вращать шарик), шнурок для подтягивания детальки игрушки (если потянешь за одну деталь, приходит в действие другая деталь) и другие.

Как проводить упражнение с подвижной игрушкой с ребенком в 5 месяцев?

Вам понадобится звучащая игрушка (или бубен, колокольчик, маленькая неваляшка).

  • Привяжите к игрушке цветную ленту шириной 3 см и длиной примерно 80см (обкрутите лентой игрушку несколько раз). На другой конец цветной ленты пришейте кольцо для захватывания игрушки.
  • Подвесьте игрушку. (Очень удобно подвешивать игрушки на специальную подставку над кроваткой, сделанную в форме буквы Г).
  • Кольцо положите рядом с ручкой малыша.
  • Малыш потянет за кольцо с лентой, и игрушка придет в движение и зазвучит. Малыш научиться видеть результат своих действий. Такие упражнения проводятся только в присутствии мамы.
  • Если малыш не хватает за кольцо, то сами вложите кольцо в его ручку и потяните за кольцо (рука малыша в Вашей руке). Малыш заинтересуется игрушкой, и в дальнейшем начнет сам пытаться вызвать звучание игрушки.

Как учить ребенка захватывать и перехватывать погремушки с разной формой ручки?

  • Положите малыша на спинку. Покажите погремушку (расстояние от глаз ребенка примерно 25 см). Берите погремушку за самый край, чтобы осталось место для захватывания им ручки.
  • Погремите игрушкой, и дайте возможность малышу ее перехватить. Дайте малышу поиграть этой игрушкой 1-2 минутки.
  • Затем покажите погремушку с другой ручкой (держите ее так же как держали первую, чтобы у малыша была возможность ее перехватить своей рукой). Дайте малышу перехватить игрушку и возможность поиграть с ней.
  • На следующий день предложите погремушки с другой формой ручки.

Для каждого вида ручки рука делает свой тип движения – петлеобразные действия или скользящие. Их можно выполнить рукой ребенка (рука в руке), если захватывание какой-либо игрушки вызывает у ребенка затруднения. Так Вы обучите малыша разным способам захватывания предметов с учетом их формы.

Ж) Важно, чтобы игрушки имели разную фактуру (шероховатый и гладкий, мягкий и твердый). Для этого нужно проследить чтобы игрушки были сделаны из разных материалов (резина, пластмасса, ткань, вязаные игрушки)

Как сделать игрушку для ребенка 5 месяцев своими руками?

Для игр с ребенком можно использовать подушечки, сделанные из ткани разной фактуры —  шелк и шерсть, лен и флис, ситец и фланель, махровая ткань и бархат.

Как играть с ребенком с набором тактильных подушечек?

  • Сшейте набор двусторонних подушечек из ткани (например, с одной стороны – фланель, с другой – шелк). Подушечки должны быть разного цвета и с разными рисунками (однотонные без рисунка, в горошек, в полоску, в клеточку, с нарисованными цветочками и т.д.).  Можно сделать несколько подушечек, а на них надевать футлярчики из разных тканей и их менять по мере надобности.
  • Положите ребенка на животик и покажите ему подушечку, дайте в руки, проведите его ладошкой по подушечке.
  • Потом переверните тактильную подушечку и дайте потрогать другую сторону.

В дальнейшем, когда малыш чуть подрастет, Вы сможете играть с ним в более сложные игры — искать пары подушечек – по фактуре, по цвету, по рисунку на ткани.

Можно делать и тактильные книжки с аппликацией с разной фактурой поверхности. Удобнее, когда такая текстильная книжка будет сборно-разборной и всегда можно будет достать из нее нужный квадратик  с рисунком и дать малышу  в руки. Об изготовлении книг для самых маленьких Вы можете узнать из статьи  «Детская книжка своими руками».

Как играть с кусочками тканей, развивая мелкую моторику рук малыша?

Совсем не обязательно шить игрушки. Ребенку в 5 месяцев можно давать для игр не только подушечки, но и лоскутки ткани разной фактуры (вельвет, сукно, ситец, шелк, бархат, шерсть, трикотаж). Дайте малышу возможность схватить пальчиками кусочек ткани. Как только ребенок захватит лоскуток, потяните медленно за другой уголок лоскутка, стимулируя малыша крепко удерживать ткань в руке. Это развивает его ручки.

Как часто менять игрушки для ребенка 5 месяцев?

Регулярно 2-3 раза  в неделю для игр и упражнений с ребенком меняются игрушки, так как они быстро надоедают малышу, и он теряет к ним интерес. Поэтому удобно разделить все домашние игрушки на 3-4 набора и предлагать их ребенку по очереди.

Почему иногда малыш в 5 месяцев тянет руку к игрушке не по прямой, а петлеообразно, с отклонением от кратчайшего пути?

Хватание – это то движение, которому тоже надо учиться, как и речи или ходьбе. Движения малыша в 5 месяцев еще несовершенны. А если с ребенком специально не заниматься, то он будет хватать все предметы одним и тем же способом – прижимая пальцами к ладони. Поэтому для того, чтобы малыш научился уверенно захватывать предметы разными способами и их удерживать в своей ручке, ему нужна тренировка.

Упражнения для развития хватания начинают проводить с возраста в 3,5-4 месяца (подробнее см. статью «Развитие ребенка в  4 месяца»). До 4-5 месяцев малышу подвешивают на цветных лентах игрушки, удобные для захватывания  с разными ручками (игрушки удобно прикреплять к стойке в форме буквы Г), Ребенок будет тянуться за игрушкой и упражняться в хватании.

К концу месяца малыша важно научить хватать игрушку из любого положения тела и удерживать ее крепко в своей руке. На основе хватания в дальнейшем формируются другие движения (например, ходьба  с поддержкой за опору).

Эмоции и общение

Психическое развитие ребенка позволяет ему испытывать и воспроизводить широкий спектр эмоций.

Кроха умеет:

  1. хохотать;
  2. требовать;
  3. сердиться, радоваться;
  4. малыш может выразить свое хорошее настроение или недовольство не только смехом или плачем, но и интонацией лепета.
Рекомендуем:  Основные этапы психического развития ребенка

Социальное, семейное развитие ребенка выражается в том, что в 5 месяцев жизни он охотно проводит время с близкими людьми, узнает их, радуется им. Но если его попытается взять незнакомый человек — может насторожиться и даже заплакать.

В пять месяцев ребенка психическое развитие не различается у девочек и мальчиков: что должен уметь мальчик, то могут и девочки.

В это возрасте наступает переломный момент в психоэмоциональном развитии недоношенных деток. Именно тогда большинство из них начинает гулить, брать игрушку, переворачиваться, активно контактировать со взрослыми.

Развитие недоношенного ребенка на пятом месяце жизни должно проходить в атмосфере физического и эмоционального комфорта. На первом месте у таких деток должен стоять сон, а уже затем различные виды физической активности.

Рацион питания и таблица введения прикорма

Развитие и питание ребенка в 4 месяца имеет определенные особенности. Детей-искусственников в этом возрасте многие родители начинают знакомить со взрослой пищей. Оптимальный возраст прикорма – 4,5 месяца. При этом адаптированные смеси продолжают оставаться в рационе крохи.

Их дети получают 2-3 раза в день. Суточный объем молочной смеси составляет 500-700 мл. Количество продуктов прикорма находится на уровне 300 мл.

Знакомить со взрослой пищей ребенка следует осторожно, с минимальных доз (половина чайной ложки), постепенно повышая порцию при условии хорошей переносимости продукта.

Таблица введения прикорма для детей-искусственников:

Категория продукта Перечень Примечания
Каши Гречневая, рисовая, кукурузная. Важно отдавать предпочтение безглютеновым крупам. Каши варят на воде либо адаптированной смеси. Цельное молоко добавлять в блюдо запрещено.
Фрукты Яблоки, груши, персики, сливы, абрикосы. Их предлагают крохе в виде пюре.
Овощи Брокколи, кабачок, картофель, цветная капуста, морковь. Даются малышу в пюреобразном виде.
Масло Растительное: подсолнечное, оливковое. В количестве 1 капели добавляется в каши и пюре.

Вводить новую пищу в рацион искусственника следует поочередно: один продукт раз в 1-2 недели. Из хорошо знакомых малышу ингредиентов можно составлять многокомпонентные блюда. При разработке меню нужно учитывать особенности пищеварительной системы ребенка.

При склонности к запорам можно давать перетертый чернослив. Если у малыша жидкий стул, тогда стоит включить в рацион яблочное пюре.

При развитии аллергической реакции продукт важно исключить из меню и попробовать его ввести спустя 1-2 месяца. Малышам, которые питаются грудным молоком, вводить прикорм пока рано. Такой тип вскармливания удовлетворяет все потребности организма в полезных веществах.

Молоко матери обеспечивает полноценное развитие младенца до полугодовалого возраста. Кормят грудничков 5-6 раз в сутки, каждые 3-4 часа.

Обычный день

Общение с 4-месячным ребенком становится интереснее день ото дня. Режим дня каждого карапуза индивидуален и зависит от разных факторов, но чтобы понимать, на что ориентироваться, мы подскажем вам, как может выглядеть обычный день с ребенком этого возраста:

6:30

Пробуждение для первого кормления, гигиенические процедуры.

8:00

Первый дневной сон.

10:00

Пробуждение для второго кормления, период бодрствования.

11:30

Прогулка и второй дневной сон на свежем воздухе.

13:30

Возвращение домой, пробуждение для третьего кормления.

14:00

Период бодрствования, развивающие игры.

15:30

Прогулка и третий дневной сон на свежем воздухе.

17:00

Возвращение домой, пробуждение для четвертого кормления.

17:30

Период бодрствования.

19:30

Купание, пятое кормление, укладывание на ночной сон.

00:00

Пробуждение для шестого кормления и сразу после него засыпание.

Развитию малыша также помогут упражнения, показанные в следующем видео, по методике О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Что должен уметь пятимесячный малыш

В пять месяцев ребенок может уверенно сидеть, если его поддерживать под спину. Также малыш может сидеть и самостоятельное, если будет держаться руками за какой-либо предмет для равновесия. Самостоятельно, без поддержки, сидеть он еще не может.

  • Если поставить кроху вертикально и поддерживать его при этом подмышки, то он будет стоять прямо, не сгибая ног.
  • Держа ребенка в воздухе параллельно поверхности лицом вниз, он начинает приподнимать корпус и голову, удерживая их в таком положении.
  • Если подтянуть его за руки, когда он будет лежать на спине, то малыш сам подтянется и будет удерживать голову, не давая ей запрокидываться назад.
  • В позе на спине, малыш будет приподнимать ноги руки, рассматривать их и тянуть в рот. Таким образом, ребенок познает себя и развивается.
  • В позе на животе, кроха уже уверенно поднимется на предплечьях и удерживает голову приподнятой.
  • Малыш протягивает руки за движущимися предметами и хватает их.
  • Ребенок самостоятельно переворачивает с бока на бок и с живота на спину.

Мышечная система спины у пятимесячного карапуза настолько хорошо развита, что он может лежа на животе приподнимать голову и двигать верхними и нижними конечностями, принимая позу «самолетика».

Упражнения для физического развития

  1. Чтобы ребенок научился переворачиваться с животика на бок, поднесите к его лицу яркую игрушку, а затем отведите ее вверх. Ребенок потянется за любопытной вещицей и сможет перевернуться.
  2. Если малыш не реагирует на игрушку, помогите ему совершить первый поворот: положите кроху на животик и слегка поверните его ножки таким образом, чтобы таз тоже повернулся. Младенец не сможет долго пребывать в столь неудобном положении и начнет поворачивать головку и плечи. Если вы немного поможете, он перевернется полностью.
  3. Чтобы ребенок начал ползать, положите его на пол и поставьте перед ним занимательную игрушку. Увидев интересную вещицу, кроха попытается приблизиться к ней и схватить в руки. Сделайте так, чтобы малыш смог удовлетворить это желание, иначе интерес к игре пропадет.
  4. Чтобы развить умение контролировать тело, прикрепите к ручке малыша звенящий колокольчик или бубенчик. Со временем кроха поймет, что определенные движения вызывают звон, и будет целенаправленно совершать их.
  5. Развивать ловкость пальчиков можно с помощью неширокого атласного шнурка. Вложите его в ручку малыша, дождитесь, пока он ухватится за него, а затем потяните за один кончик. Ребенку придется либо крепче ухватиться за шнурок, либо передвинуть пальчики.
  6. Присаживать кроху пока рано, но можно сосредоточиться на развитии мышечного каркаса позвоночника. Для этого кладите младенца на спинку, давайте ухватиться ладошками за ваши пальцы и медленно приподнимайте его вверх. Малыш будет тянуться за вами, постепенно принимая сидячее положение (угол подъема не должен превышать 45º).

Нейро-психомоторное и психическое развитие на 4-м месяце жизни

Речь Ребенок издает пока гортанные звуки, в основном без участия губ и языка. В часы бодрствования он может «петь», долго протягивая один звук на разные лады. Также малыш пробует громко кричать и затем с удивлением прислушивается к издаваемому им самим голосу.
Слух В этот период случается маленькое открытие, что голоса родных людей звучат по разному! Теперь кроха может определить по голосу, кто вошел в комнату – папа или мама. Замолкает, если слышит музыку, с интересом прислушивается к различным домашним звукам.
Зрение Ребенок уже запомнил лица близких и, узнав их, мгновенно реагирует улыбкой и оживлением. Обращает внимание на все движущееся и разноцветное: его интересуют деревья, машины, воздушные шары, птицы, бегающие дети во дворе и даже солнечные «зайчики» на стене. Он пытается ухватить ручками свисающую игрушку; более того, у него уже работает глазомер и он может определить, как далеко нужно протянуть ручку, чтобы схватить предмет.
Эмоции Любое событие сейчас переживается бурно – эмоции радости и плача навзрыд могут сменять друг друга постоянно. Если ему плохо, то он будет горько плакать; а если же хорошо, то его восторг будет слышен во всем доме! Первой его чувства разгадает, скорее всего, мама, ей легче понять, радуется её чадо или же собирается всплакнуть. Основные открытия этого месяца – интерес, удивление и досада, но пока эти эмоции лишь кратковременные.
Движения В позиции лежа на животе ребенок пытается приподняться и сгибает локти под прямым углом. Поворачивается самостоятельно на любой бочок, но обычно один из поворотов вправо/влево дается ему легче и он предпочитает именно его. Активно сучит ножками, а при нахождении на руках взрослого тянет ручки к ближайшим предметам.
Моторика Пора знакомить грудничка с бумагой – он любит рвать и мять мягкие журнальные листы и делает это с особым удовольствием. Особенно может проявляться интерес к ярким страницам. Также он с интересом перебирает грызунки с разными поверхностями – пупырчатой, гладкой, холодной, ребристой.
Игра Грудничок начинает забавлять себя сам, ведь у него, оказывается, есть столько интересного и неизученного. Ручки, ножки, одежда – все при случае немедленно тащится в ротик. На яркие погремушки тоже с удовольствием обращает внимание и усиленно пытается до них дотянуться и схватить.

Физическое состояние

За пятый месяц жизни малыш прибавляет в весе от 500 грамм до килограмма, в росте — до двух сантиметров.

В пять месяцев младенец должен уметь переворачиваться со спинки на животик и подтягиваться, держась за руки родителей или перекладины кроватки, пытаясь сесть. Мальчики могут самостоятельно садиться и сидеть до 10 минут, у девочек такой навык появляется чуть позже.

В некоторых случаях развитие происходит так стремительно, что к пяти месяцам ребенок за неделю учится переворачиваться, подтягивать ножки и начинает ползать — сначала аккуратно, а затем активно, на четвереньках.

Малыш способен сам недолго держать бутылочку, крепко хватать палец взрослого, перекладывать игрушку из одной ручки в другую, пытается грызть игрушки.

Показатели роста и веса для ребят

В норме мальчики к пяти месяцам имеют следующие показатели:

  1. вес — от 6 до 9,5 килограммов;
  2. рост — от 64 до 66 сантиметров;
  3. окружность головы — от 40 до 45 сантиметров;
  4. окружность грудной клетки — от 40 до 47 сантиметров.
Рекомендуем:  Как приобщать ребенка к искусству без занудства

Нормы веса и роста для девочек

  1. вес — от 5,4 до 8,8 килограммов;
  2. рост — от 60 до 68 сантиметров;
  3. окружность головы — от 38,9 до 44 сантиметров;
  4. окружность грудной клетки — от 40 до 44,5 сантиметров.

Показатели эти весьма усредненные, но если малыш сильно отличается от его возрастной нормы — стоит посоветоваться с педиатром.

Необходимость в прикорме

Большинство современных педиатров считают, что вплоть до полугода ребенок получает всех необходимые для развития витамины и микроэлементы из молока и сухих смесей и потребности в прикорме нет. Прикорм с помощью соков может привести проявлению аллергий и избыточной кислотности в желудке.

Как пятимесячный ребенок умеет общается

Психоэмоциональное состояние малыша позволяет ему испытывать множество эмоций: радость, веселье, грусть и даже гнев. Это проявляется в бурных реакциях на окружающие явления. Он хохочет, громко кричит, улыбается, сердится. По ситуации меняется интонация лепета и выражение лица. Речь становится для грудничка все яснее, он понимает больше слов и интонаций.

Усиливается привязанность к родителям и близким родственникам. Дети на этом этапе жизни с удовольствием проводят время в кругу семьи. На незнакомых людей следует разнообразная реакция. Некоторые груднички боятся всех чужих, плачут и кричат, когда они берут их на руки. Есть такие, кто относится ко всем по-разному, и даже мама не может предсказать реакцию на определенного человека. Изредка пятимесячные малыши позитивно относятся ко всем незнакомым людям. В присутствии мамы дети, как правило, ведут себя смелее, без нее — становятся скромнее и пугливее. Некоторые малыши уже умеют осознанно привлекать к себе внимание криком или шумом погремушки.

У большинства малышей развивается предметная память. К примеру, если спрятать любимую погремушку, но оставить ее часть заметной, ребенок узнает ее и сразу вытащит. Часть игрушек становится любимыми, некоторые не нравятся и отвергаются сразу после покупки или со временем. Психика девочек и мальчиков в это время аналогична, они ведут себя примерно одинаково.

Развитие предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев

В 5 месяцев малыш радует нас разными звуками. А ближе к шести месяцам  появляются четкие слоги – вавава, ммммааааа, бууууу и другие. Это лепет. Лепет – это упражнение артикуляционного аппарата ребенка, которое поможет ему в дальнейшем овладеть речью. Лепетом называются не отдельные звуки, а слоги (согласный плюс гласный звук): ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, которые малыш произносит цепочкой с разной силой звука и высотой тона.

Лепет наблюдается тогда, когда малыш здоров, спокоен, в хорошем самочувствии и готов к общению. Лепет нужно развивать и поощрять. Такая голосовая активность очень нужна малышу и свидетельствует о его здоровье и благополучии. Если же ребенок в этом возрасте только гукает и гулит, но не лепечет – значит, в его общении с мамой и другими близкими людьми что-то не так. Именно лепет больше чем все другие предречевые проявления ребенка активно подготавливает его к овладению речью. И именно лепету обычно малыша учит … взрослый! Да, да, ведь именно взрослый человек произносит ритмические слоги в колыбельных, прибаутках, потешках, пестушках, которые говорит малышу: «Три-та-та, ду-ду-ду» и другие.

Советы по развитию предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев – профилактика речевых нарушений

  • Чтобы хорошо развивалась речь, важно все  действия по уходу за малышом сопровождать своими словами, стишками, песенками. Коллекцию таких стихов и потешек для умывания, кормления, одевания, укладывания спать Вы найдете в статье «Стихи для новорожденных и самых маленьких».
  • Разговаривайте с малышом во время бытовых действий в спокойном темпе речи,  называйте в это время предметы, их части, действия, признаки: «А сейчас вытрем Сашеньку. Возьмем полотенце. Наше полотенце большое. Вот какое полотенце! Теплое! Пушистое! Будем Сашеньку вытирать. Вытрем ручки. Где наши ручки? Вот ручки. А теперь вытрем ножки». Не важно, что малыш еще не говорит. Такие диалоги создают питательную среду для дальнейшего развития речи ребенка и оправдают затраченные на них Ваши усилия с лихвой уже в скором времени.
  • Очень важно как можно чаще использовать народные песенки и потешки, потому в них многократно повторяются те слоги, которые есть в лепете ребенка! Причем эти слоги (бу, ба, да, та, ти и другие), как правило,  в потешках находятся в начале или в конце фразы, то есть в сильной позиции, и поэтому хорошо выделяются на слух ребенком из потока речи. А значит, развивают предпосылки речи у малыша и содействуют развитию его лепета.
  • С 5-6 месяцев можно играть с малышом его ручками в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Гули – голубочки» и другие народные игры для маленьких, делать его ручками движения «Вот какой я большой» (потянуть руки вверх) или «пока-пока» (помахать ручкой).
  • Называйте своего малыша по имени. Попробуйте однажды проверить, как реагирует малыш на свое имя. Отойдите  от малыша так, чтобы он Вас не видел. И скажите любое имя (не имя ребенка) два раза. Затем через 10 секунд скажите два раза имя ребенка. Снова сделайте паузу. Потом после паузы – повторите другое имя. Малыш, узнав свое имя, радуется и поворачивается к маме.
  • Играйте в игру «Где?». В эту игру можно начать играть ближе к возрасту шести месяцев. Поставьте в комнате игрушку на ее постоянное место, чтобы малыш запомнил. Несколько раз в день спрашивайте: «Где часики тик-так?» И покажите на часы. Потом спросите о другом предмете: «Где киска кис-кис?» Постепенно малыш запомнит, где что находится и начнет поворачиваться в нужную сторону в ответ на Ваш вопрос.
  • Играйте  в переклички с ребенком. Это  базовая игра этого возраста, которая развивает лепет, а значит и органы артикуляционного аппарата и речевой слух малыша. Эта игра предупреждает многие проблемы и является профилактикой речевых нарушений. Играть в переклички очень просто. Вы прислушиваетесь к лепету малыша, к его репертуару слогов. И начинаете говорить те слоги и звуки, которые уже есть в лепете Вашего ребенка. Малыш к Вам начинает прислушиваться. А затем повторяет Ваш слог — лепечет. Затем Вы говорите новый слог, а малыш Вам отвечает. И вот малыш что-то сам пролепетал, а Вы за ним повторили его слог. Так в перекличках Вы развиваете активный лепет ребенка.

Полезные советы по игре в переклички:

  1. В переклички постепенно можно и нужно вводить новые слоги, расширяя «репертуар» малыша.
  2. Очень важно в перекличках делать паузы, чтобы малыш успел прореагировать.
  3. После переклички ребенок может еще долго сам лепетать. Надо дать ему возможность это делать.  Можно еще раз повторить  игру-перекличку через некоторое время, если после первой переклички малыш продолжает активно лепетать.
  • Очень важно, чтобы во время речевого общения, малыш видел Ваше лицо. И чтобы в эти моменты ничто его не отвлекало. Тогда он наблюдает мимику и губы взрослого, и постепенно начинает имитировать их движение. Помните – так называемые «обучающие видеоролики  для младенцев» с красивыми мелькающими картинками не развивают речь, а наоборот, тормозят ее развитие у маленьких деток! Гораздо полезнее речевое общение с малышом, в котором он видит лицо мамы, слышит ее голос, отвечает звуками на ее спокойный голос с паузами.
  • Рассматривайте с малышом предметы и игрушки. При это называйте их сначала общеупотребительным словом, а затем – детским, облегченным словом. Например: «Вот  часы  — тик-так» (машина би-би, уточка кря-кря)
  • Развивайте внимание ребенка к речи. Говорите с ним медленно, с паузами, выделяйте голосом отдельные слова. Тяните в колыбельных и потешках гласные звуки: «котя – серенький котооооооок, котя – белый животоооооооок». Стихи читайте с разной интонацией и разной мимикой, изменяя голос по высоте, силе, тембру. Можно петь песни без слов, просто на один знакомый слог как вокализ.

Вот и закончился месяц жизни ребенка. Малыш подрос, окреп, многому научился. Что умеет пятимесячный ребенок к концу первого полугодия своей жизни, то есть к шести месяцам?

Полезные игры

На пятом месяце жизни бодрствование малыша проходит, в основном, в игре. Постепенно расширяется спектр того, что умеет ребенок; и его взаимоотношения с окружающим миром выходят на новый уровень. Эта пора – очередное испытание для родителей, так как развитие малыша требует постоянного контакта с новыми предметами.

Маленький человечек отправляет в рот все, что находит. Нужно все время следить, чтобы крошка не съел что-то мелкое или вредное. К тому же, в этом возрасте у малыша могут начать резаться зубки. Предлагайте ему специальные прорезыватели; чистыми пальцами с коротко остриженными ногтями можно делать массаж десен.

Это интересно! Дети все тянут в рот, так как его слизистая оболочка намного чувствительнее пальцев. Именно так они изучают новые предметы.

В пять месяцев малыш активно играет со своими ножками: ощупывает их, облизывает, тянет в рот. Не надо ему препятствовать; знакомство с собственным телом – важная веха развития ребенка пятого месяца жизни.

В этом возрасте крошка – полноценный участник взаимодействия со взрослым. Малыш поддерживает совместные игры: берет из маминых рук погремушку и дает ее обратно, радуется, когда мама прячется и играет с ним в «ку-ку».

Подробнее о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, какой ритм снов и кормлений нужно ему обеспечить, как развивать ребенка этого возраста, но при этом успевать делать дела по хозяйству, смотрите в интернет-курсе «Мой любимый малыш: секреты развития ребеyка до года» >>>

Сейчас малыш интересуется книжками. Очень важно читать крохе, рассказывать, что изображено на страницах. Это способствует общему эмоциональному развитию ребенка и развитию его речи.

Рекомендуем:  Психомоторное развитие ребенка: от рождения до года

Маленький человечек обожает купаться. Делайте с крохой в воде разнообразные упражнения, и у малыша будут крепкие мышцы и хороший сон.

Правила ухода за грудным ребенком

Уход за ребенком необходим для поддержания хорошего состояния здоровья, нормального физического развития. Он включает проведение гигиенических процедур, смену одежды и постельного белья. У грудничков этого возраста уже начинают расти волосы на голове.

Они короткие, но все же могут вызвать чрезмерное потение. В таком случае их подстригают. Важно регулярно очищать голову при помощи специальных уходовых средств.

Также надо следить за ногтями ребенка. Их необходимо периодически подстригать, чтобы кроха случайно не поцарапался. Важно делать это правильно, чтобы ногтевая пластина не врастала в кожу. На ногах ногти стоит подстригать по прямой линии, а на руках – по дугообразной.

Надо обеспечить комфортный микроклимат в детской комнате. Важно, чтобы малыш не перемерзал, не потел. Это может привести к простыванию. Педиатр Комаровский рекомендует для повышения защитных сил грудничка закаливание прохладной водой.

Также доктор советует солнечные и воздушные ванны. Создать специфический иммунитет против опасных инфекционно-вирусных патологий поможет вакцинация. Поэтому не стоит отказываться от прививок.

Уход за носом грудничка

Каждое утро после пробуждения следует умывать лицо ребенка, очищать нос и уши при необходимости. Для этого используют кипяченую воду и ватные диски. Перед сном полезно купание. Оно расслабляет малыша, способствует снятию нервного напряжения, улучшает сон.

Температура воздуха в детской комнате должна быть на уровне +21-22 градусов. Оптимальная влажность – 50-70%!

Уход

Утро четырехмесячного ребенка, как и ранее, начинается с гигиенических процедур. Умывайте младенцу лицо и вытирайте глазки, очистку ушей и носика проводите при необходимости. Подстригать ногти в этом возрасте приходится достаточно часто, поскольку они быстро растут, а младенец постоянно засовывает ручки в рот.

Гулять с 4-месячным карапузом следует дважды в день, ориентируясь на погодные условия. В летний период длительность прогулок может составлять до 6 часов. Зимой советуют выходить на прогулку на 1-2 часа. Воздержаться от нее следует лишь при сильном морозе, ливне или порывистом ветре.

Гимнастику и легкий массаж рекомендуют делать ребенку дважды в день. Сначала уложите кроху на спинку, возьмите за ручки и сделайте ними круговые движения. Затем поверните младенца на один бок и на другой, после чего возьмите ножки карапуза и подвигайте ими. Далее кроху нужно повернуть на живот, и в этой позе сгибать и распрямлять его ножки.

В процессе массажа стоит использовать потешки.

Техника массажа в 4 месяца подробно показана Николаем Никоновым – ведущим врачом и массажистом России в следующем видео.

Для улучшения засыпания следует создать определенный ритуал, который будет настраивать младенца на ночной сон. В этот ритуал может входить купание, поглаживание тела ребенка, кормление, колыбельная или сказка. Повторяйте такой ритуал ежедневно, не пропуская его элементы.

Помните о правилах безопасности и не оставляйте кроху одного, ведь многие малыши в 4 месяца уже научились переворачиваться, а те, которым это еще не удалось, могут порадовать новым навыком в любой момент.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 5 месяцев

Ребенок с каждым днем начинает лепетать все разборчивее, выдавая уже не примитивные звуки как раньше, а их сложные сочетания. Малыш может произносить их сочетание, повторять по нескольку раз, менять местами, в результате получая что-то вроде звуков свирели.

В этом возрасте карапуз часто разговаривает сам с собой, четко разделяя при этом слоги. Он уже умеет отличать нежную и строгую интонацию своих родителей и обижается, когда на него кричат или ругают. Ребенок перестает гулить, когда с ним разговаривают и внимательно прислушивается к речи.

Он все время старается обратить на себя внимание. Малыш уже без труда узнаете близких родственников и настораживается при виде лиц незнакомых людей. Он уже начинает улавливать связь между голосом, чертами лица и внешним видом человека, складывая все это в единый образ, который ребенок запоминает и использует, когда необходимо отличить одного человека от другого. Кроха любит рассматривать яркие картинки с изображением людей, выделяя на них, улыбающиеся лица.

Пятимесячный малыш очень общительный в присутствии своих родителей, но при появлении посторонних людей, он становится замкнутым, пугливым и осторожным. В этом возрасте у ребенка совершенствуется функция управления своим телом и улучшается зрение, становясь более зорким, поэтому кроха без труда может выбрать понравившуюся игрушку и взять ее.

Пока он еще не может находить спрятанные под чем-то предметы, но если скрывать их не полностью, то малыш без проблем обнаружит где они.

Большинство малышей в этом возрасте, могут запоминать характеристики различных предметов начиная от их цвета и размера и заканчивая тем, какие они на ощупь, предпочитая понравившиеся вещи другим.

К шестому месяцу, дети могут не только хватать и держать игрушку, но и тянуть ее на себя или даже отнимать. Самостоятельные игры в этом возрасте становятся дольше и составляют от 10 до 15 минут.

Если некоторые из вышеперечисленных навыков у ребенка отсутствуют, его нужно показать педиатру и обследовать, чтобы понять, чем вызваны подобные нарушения.

Упражнения для развития речи

  1. Целенаправленно развивать речь пока не нужно: достаточно много говорить с ребенком, рассказывать ему сказки, истории из жизни. Чтобы малыш мог впоследствии связывать звуковой образ с визуальным, показывайте ему разнообразные игрушки или картинки и рассказывайте об увиденном.
  2. Наклоняйтесь над лежащим малышом и начинайте произносить звуки (сначала гласные, потом согласные). Ребенок, видя движения ваших губ, попробует им подражать. Вскоре он сможет повторять за вами отдельные звуки, а впоследствии – слоги и слова.
  3. Устраивайте перед ребенком импровизированные представления с участием тряпичных кукол. Содержание таких «пьес» не важно: главное – выразительная и эмоциональная речь. Наделяйте каждого героя индивидуальным тембром, высотой и громкостью голоса, чтобы малыш, слушая вас, учился с помощью звуков выражать свои эмоции.

Режим дня четырехмесячного ребенка

Новый день подросшего грудничка, как и в первые месяцы жизни, начинается с необходимых гигиенических процедур:

  • необходимо умыть младенцу лицо, вытереть ватным тампоном шейные складки, промыть глазки, очистить при необходимости ушки и носик;
  • крохотные ноготки растут быстро, поэтому в этом возрасте их приходится стричь довольно часто, ведь маленький так и норовит засунуть ручки/пальчики в рот;
  • ежедневное вечернее (или дневное) купание также является обязательным – у крохи вырабатывается привычка содержать свое тело в чистоте, а каждодневная гигиена способствует его здоровому физическому развитию.

Прогулки с 4-месячным чадом родителям следует организовывать как минимум дважды в день, с оглядкой на погодные условия. Длительность прогулок в теплое время года может быть увеличена с 2 до 4 часов, режим дня при кормлении грудью позволяет при желании гулять и больше – до 6 часов. В холодную погоду педиатры советуют бывать на воздухе по возможности 1 или 2 часа в день. Полностью воздержаться от гуляния необходимо при сильном ветре, ливне, а зимой – в сильные морозы.

Примерно так может выглядеть режим дня в 4 месяца:

Время Элемент режима Примерная длительность
6.00 Кормление, умывание, утренний туалет (смена подгузника) 30 мин.
6.30 – 7.30 Бодрствование, легкая гимнастика 1 час
7.30 – 9.30 Утренний сон 2 часа
9.30 Кормление 30 мин.
9.30 – 11.00 Бодрствование, игры, утренняя прогулка 1,5 часа
11.00 – 13.00 Дневной сон 2 часа
13.00 Кормление 30 минут
13.30 – 14.30 Бодрствование, массаж, гимнастика 1 час
14.30 – 16.30 Дневной сон на свежем воздухе 2 часа
16.30 Кормление 30 мин.
17.00 – 18.00 Бодрствование, игры 1 час
18.00 – 19.30 Вечерний сон 1,5 часа
19.30 – 20.00 Бодрствование после пробуждения, общение с мамой 30 мин.
20.00 Кормление 30 мин.
20.30 Купание, подготовка к ночному сну 30 мин.
20.30 – 6.00 Сон 8 – 9 ч.

Уход и гигиена

Мальчики

Малыши в пять месяцев начинают активно двигаться, переворачиваться, тянуть в рот игрушки, дотягиваются ножкой до лица, сосут пальчики.

Гигиена в это время становится особенно актуальной — нужно не менее двух раз в неделю постригать ноготки на ручках и ножках, чтобы карапуз себя не поцарапал, мыть игрушки с детским мылом.

Как и раньше, нужно ежедневно купать маленького мальчика, чистить ушки и носик, регулярно менять подгузник, подмывая малыша перед каждой сменой.

Некоторые мальчики в этом возрасте начинают ползать, поэтому особое внимание стоит уделить безопасности комнаты — закрыть розетки, убрать мелкие предметы с пола, тщательно мыть полы, желательно ежедневно.

Девочки

Уход за пятимесячной девочкой мало отличается от ухода за мальчиком. Девочки чуть позже начинают переворачиваться и ползать, поэтому безопасностью дома можно озаботиться на месяц позже. Остальные правила такие же — тщательное мытье и обдавание кипятком игрушек, протирание бортиков кроватки теплой водой с содой.

У многих малышей в это время начинают резаться зубки. Игрушки — прорезыватели нужно мыть теплой водой с пищевой содой несколько раз в день, после мытья тщательно ополаскивать и протирать сухим чистым полотенцем.

Гимнастика

Занятия спортом в этом возрасте доставляет малышу необыкновенное удовольствие. К ежедневному массажу спинки, животика и ножек можно добавить потягивания ручек, перекрещивание их, сгибание-разгибание ножек, разминание стопы (очень мягкое), пальчиковый массаж.

Если ребенок еще не переворачивается — необходимо помочь ему, мягко поддерживая под спинку и живот, слегка подталкивая в нужном направлении.

Стимулировать двигательную активность можно, положив малыша на живот и поместив недалеко от него яркую игрушку — карапуз будет пытаться дотянуться до нее, пытаясь ползти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: