Психологическое развитие ребенка 4–5 лет

В каждом возрастном периоде поведению, а так же умственному развитию и интересам ребенка присущи особые психологические характеристики. В процессе развития знания и умственные способности ребенка постепенно углубляются, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности ребенка.

В связи с тем, что к четырем годам словарный запас ребенка увеличивается, и он начинает пользоваться более сложными фразами и предложениями ему необходимо больше читать — в этом возрасте ребенок очень легко запоминает прочитанное, что помогает ему правильно излагать свои мысли и составлять предложения. Детскую библиотечку стоит пополнить книжками с загадками, так как в возрасте четырех лет ребенок очень любит отгадывать загадки.

В четыре года ребенок уже уверенно держит в руках карандаш, рисует разные знакомые ему предметы окружающие его. Любит рисовать маму, папу и животных. Ребенку полезно раскрашивать познавательные картинки: овощи, фрукты, животных, транспорт, профессии людей и т. д. Необходимо развивать координацию движения, готовить руку ребенка к письму. В этом возрастном периоде ребенок все еще ориентируется на подражание взрослым, он копирует их действия, манеру поведения, повторяет слова и выражения и даже интонацию в речи. Поэтому необходимо тщательно следить не только за тем, как вы общаетесь с ребенком, но и с окружающими.

В период от четырех до пяти лет у ребенка формируются нравственные эмоции — чувство дружбы и долга, чуткость, доброта. Прежние эмоции становятся более глубокими — радостное чувство от общения с окружающими перерастает в чувство симпатии, привязанности — складывается система эмоциональных отношений.

В этот возрастной период развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Ребенок может делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение. В этом возрасте дети любят «игры-угадайки». Так же в этом возрасте ребенок любит слушать, как вы читаете ему книги. С ребенком нужно играть в игры, которые помогут ему сформировать собственное мнение, попробовать себя в какой-то роли. Для этой цели лучше всего подходят наборы врача, парикмахера, игрушечный телефон, кукольный домик с мелкой мебелью, машинки и т. д.

В этом возрасте ребенок настолько легко схватывает все на лету и впитывает в себя, что его легко многому научить. Всегда поощряйте его любознательность, интерес к чему-либо, в процессе игры объясняйте все, что его интересует, рассказывайте что-то новое. Честно и доступно отвечайте на все его вопросы. Вместе рассматривайте одинаковые картинки, на одной из которых изменены малозаметные детали. Такую игру можно назвать «Что лишнее? », «Найди отличие? », «Чего не стало?». Не предъявляйте к ребенку повышенных требований, дети не способны заниматься больше 10 минут не отвлекаясь.

Возраст четырех-пяти лет благоприятный период для развития имеющихся способностей — музыкальных, художественных, умственных, двигательных. Если ребенок проявляет особое внимание к чему-либо, следует поощрить и удовлетворить его интерес, помочь ему в выбранном им занятии. Неспособных детей не бывает, есть только те, чей потенциал был не замечен и не раскрыт. Важно не упустить момент и сделать это вовремя.

В этом возрасте у ребенка присутствуют определенные страхи, он боится потерять любовь и внимание взрослых. Это проявляется в том, что у ребенка могут возникать различные фобии — он отказывается засыпать один, боится темноты и замкнутого пространства. Ваше пристальное внимание и забота помогут ему преодолеть страхи и неуверенность в себе. Больше общайтесь с ребенком, вызывайте у него разнообразные положительные эмоции. Общайтесь с ним на равных, ребенок это очень ценит. Как можно чаще принимайте участие в занятиях дома, на улице, во время игр, спортивных занятий. Хорошее воздействие на психологическое развитие ребенка оказывают ежедневные спокойные прогулки перед сном.

Каждый ребенок уникален, некоторые из них требуют огромного терпения от родителей. В свою очередь родители должны вникнуть в проблемы детей, потратить на них больше времени. Главная задача грамотно помочь ребенку в преодолении всех его страхов. К пяти годам ребенок значительно повзрослел, на этом этапе необходимо ему помочь правильно сформировать отношение к окружающему миру, развивать его нравственные эмоции и умственные способности.

Развитие психики ребенка в возрасте четырех-пяти лет

У детей 4-5 лет идет активное личностное и психическое развитие. Он взрослеет, становится более самостоятельным, но ваши советы, помощь, наставления все еще очень нужны ему.  Сейчас родителям нужно сосредоточиться на правильной модели воспитания.

Никакой агрессии, криков, оскорблений быть не должно. Это все крайне негативно сказывается на малыше, но еще хуже, что он запоминает такую модель поведения как правильную.

Ваш ребенок все больше интересуется миром вокруг себя. Теперь нужно уделять много времени обучению детей. Даже простая прогулка может многому научить его. Посещайте парки, музеи, ходите в зоопарк и театр, больше разговаривайте. Слушая вашу правильную речь, малыш сам научится разговаривать, использовать все части речи.

Рекомендуем:  Как отучить ребенка ругаться матом?

Содержание

Физическое развитие пятилетнего ребёнка

  • Окружность грудной клетки: 52-57 см;
  • Рост: 100-120 см;
  • Вес: 17-25 кг.

Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.

Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.

Пятилетний ребёнок должен уметь:

  • Быстро лазать по гимнастической стенке;
  • Прыгать с высоты 40-50 см;
  • Бросать мяч в мишень с 2-х м;
  • Прыгать на одной ноге;
  • Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
  • Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка

У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.

Особенности возраста

  • Кроха по-прежнему подвижен и энергичен, но уже стал более усидчивым и способен заниматься каким-то одним делом около 20 минут. Мелкая моторика постоянно совершенствуется. Большинству четырехлеток особенно нравится рисование.
  • После 4 с половиной лет ребенок изменяется внешне, так как у него начинается активное развитие мышечной и костной ткани.
  • Для ребенка старше 4 лет очень важна социальная составляющая развития. Малыш заводит друзей среди других деток, стараясь найти с ними «общий язык». Ребенок хорошо замечает чувства других людей, умеет сопереживать. Малыш научился формулировать собственные мысли в словах. У многих детей 4-летнего возраста имеются воображаемые друзья.
  • Ребенок 4 лет продолжает овладевать родной речью. Для многих деток данного возраста характерна незначительная шепелявость. Словарный запас четырехлетки разрастается очень стремительно (до 2500-3000 слов к 5-летнему возрасту). Речь карапуза обогащается выражением и интонацией. Кроха озвучивает собственные действия и все, что видит, а также постоянно задает большое количество вопросов. У примерно 5%!деток развитие речи на начальных этапах сопровождается заиканием.
  • Интеллектуальные возможности ребенка 4-4,5 лет значительно возрастают. Малыш готов к изучению букв и цифр.

Рассчитайте календарь прививок Укажите дату рождения ребенка

Физические особенности развития

Возраст 4 5 лет, это новый и важный переходной этап ребенка, который можно обозначить, как период интенсивного роста и развития. Он приводит к смене характера, совершенствованию познавательных и коммуникативных способностей.

Физическое становление, формируется гармонично и выражено быстрым ростом и развитием:

  • Детям любого возраста свойственно и необходимо движение.
  • Физические возможности малышей возрастают. Причем, существенно. В частности, заметно улучшение координации. И в целом их движения выглядят увереннее. Эти два фактора заметны даже со стороны.
  • Наблюдается развитие навыка моторики.
  • Ловкости и быстроте основной части детишек в этом возрасте можно позавидовать.
  • В норме прибавка в росте должна быть от 5 до 7 см. В весе же – до 2 кг.
  • Скелет очень гибкий, потому что процесс окостенения еще не окончен. Поэтому и речи быть не может о каких бы то ни было силовых упражнениях.
  • Особенность деятельности сердца заключается в том, что его ритм быстро нарушается. Внешне это можно увидеть по покраснению либо побледнению лица, учащенному дыханию, движениям со слабой координацией, и т.д.
  • Мозг ребенка очень быстро устанавливает условно – рефлекторные связи.
  • Малыш в этом возрасте особенно чувствителен к шуму. Причина в том, что барабанная перепонка очень нежна и ее легко поранить.
  • Возраст 4-5 лет – это по-настоящему «золотая пора» развития сенсорных способностей.
  • Воспитательные меры, направленные на нервные процессы, становятся более эффективными.
  • Такая вещь, как условное торможение, формируется с трудом. То есть, в случае запрета на какое-нибудь действие, ребенок не сможет уяснить это сразу. Нужно постоянно в этом возрасте закреплять это с ним.

Именно с этого возраста можно объяснять малышу, что такое здоровый образ жизни и понемногу приучать его к нему. Это не так сложно. Начать можно с режима дня.

Рекомендуем:  Как провести занятие по развитию творческих способностей в детском саду

То есть, просто будить малыша и отправлять спать в одно и то же время каждый день. А потом перейти к другим полезным действиям.

Развитие психики

Психическое развитие проходит у всех детей примерно одинаково, но, конечно, индивидуальные особенности ребенка имеют огромное значение. Родителям нужно понимать, что кто-

то развивается быстрее, а кто-то немного медленнее. Не стоит переживать, если ваш малыш немного отстает от соседских ребятишек его возраста. Развитие психики зависит от:

  • генетических особенностей детей;
  • среды, быта;
  • семьи;
  • возможностей для обучения.

Например, раньше не было телевизора, компьютера, игр на планшетах и таких разнообразных игрушек. Дети с раннего возраста учились читать и читали гораздо больше, чем современные малыши. Уже в 5-6 лет они интересовались

детскими книгами, журналами, сказками. Сегодня такой интерес проявляется значительно позже.

Дети 4-5 лет только-только начинают свой путь взросления. Вы уже замечаете, что малыш знает и умеет гораздо больше, чем год назад. У него появляются увлечения, друзья, даже свое мнение. Уже можно обсуждать с ним простые вещи, учить его, развивать. Психика делает большой шаг вперед: начинается активное личностное развитие. Теперь задача родителей — поддерживать этот процесс, направлять малыша, правильно его воспитывать.

Новые знания о мире

Постоянное психическое развитие становится стимулом для исследования мира. Ребенку интересно гулять в парке, зоопарке, ходить в музеи и театры. Возможно, он не проявит так много энтузиазма в театре, как хотелось бы родителям, но что-то полезное для себя обязательно вынесет. У него появляется множество вопросов, на которые родителям нужно давать простые, но честные ответы. Сейчас важно стимулировать интерес к познанию.

Время прогулки используйте с толком:

  • расскажите

    малышу про разные растения;

  • расскажите животных в городе, деревне, в лесу;
  • вместе учите цвета, названия растений;
  • расскажите что-то про историю города, гуляя по центру.

Все наглядное запоминается лучше. Можно долго рассказывать ребенку 4-5 лет про диких животных, но нагляднее всего будет сходить в зоопарк. На такой прогулке он получит массу новых сведений. Все интересное, красочное, яркое запоминается сразу же – это избирательное свойство памяти еще несколько лет останется с ним.

Новые возможности

В возрасте 4 лет отмечается быстрый рост объема памяти, повышение концентрации и внимания. Эти новые возможности психики нужны для того, чтобы у детей было больше возможностей учиться.

Раньше малыш все пробовал на вкус, трогал, мял. Теперь ему интереснее задавать вопросы и получать ответы, запоминать слова, образы.

Чтобы процесс развития психики не затормаживался, постоянно давайте ребенку пищу для размышлений. Прогулки, обучающие занятия, игрушки для развития, общение с другими детьми — все это отлично стимулирует его психическую деятельность.

Творческое развитие — это важно

Для того чтобы правильно проходило эмоциональное и личностное развитие, малышу необходимо творчество. Дома и в садике очень просто занять ребенка: дайте ему бумагу, карандаши, пластилин, конструктор. Позвольте ему показать вам, каким он видит мир. Через творчество он даже лучше понимает самого себя, свои возможности. Для детей полезно заниматься творческой деятельностью: это успокаивает их, а еще это отличные упражнения для развития мелкой моторики.

Речь и словарный запас

Словарный запас заметно расширился, малыш уже умеет использовать все части речи. Бывают ошибки, но их легко исправить, проговорив правильный вариант. Обычно после 2-3 исправлений

малыши уже запоминают, как нужно говорить правильно.

В 4 годика первый раз нужно пройти проверку у логопеда. Как правило, на небольшие дефекты речи не обращают внимание. Тут важно, чтобы родители следили за своим произношением, речью, словами: так малышу будет проще расслышать и запомнить, как нужно говорить. Чаще читайте ему вслух, рассказывайте истории. Это очень полезное упражнение для развития речи.

Правильное воспитание

Не может быть правильного развития личности и психики без нормального воспитания. Родители, воспитатели и учителя должны вовремя привить ребенку правильные моральные установки, правила поведения. Так он сможет стать настоящим членом общества, будет вписываться в группы других детей. Родителям важно решить, как будет проходить воспитание – определиться и следовать своему плану. Причем все родственники должны принимать участие в этом.

Для ребенка

4-5 лет важна системность воспитания. Родителям нужно определить для малыша границы и придерживаться их. Все родственники должны понимать, что если мама и папа что-то запрещают, не дают, не показывают, то так и должно быть. Ситуация, когда мама не дает пить сладкую газировку и есть чипсы, а бабушка с дедушкой на выходных позволяют, очень неправильная и дезориентирует ребенка.

Воспитание должно быть направлено на личностное развитие. Конечно же, необходимо прививать малышу понятия морали, чести, взаимопомощи. Это невозможно, если родители сами не могут подать ему такой пример. На психическое развитие влияет семья, среда, где живет человек. Если он видит правильные этические установки родителей, то перенимает их несознательно.

Воспитываем без агрессии

Воспитание детей методом агрессии, криков, телесных наказаний не ведет к желанным результатам. От того, что вы накричите на малыша за пролитый сок или отшлепаете за разбитый стакан, он не станет внимательнее и аккуратнее. Вы просто напугаете его и покажете, что агрессия — вполне нормальный метод решения конфликтов.

Психика детей

4-5 лет обладает важной особенностью: родители все еще являются непреклонными авторитетами. Если мама кричит и бьет, для него это значит, что так и должно быть. И потом ваш кроха будет использовать такие же методы в садике или на детской площадке.

Агрессия может вызвать в ответ только еще большую агрессию. Психика ребенка этого возраста еще очень неустойчивая. Он не умеет выражать эмоции, а кричать, бить — это самое простое, что можно придумать взамен. Так что все агрессивные методики воспитания лучше забыть раз и навсегда. Старайтесь крики и шлепки сменить на разговор, объяснение.

Психическое развитие детей в 5 лет

В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.

У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.

5 лет — возраст, наиболее подходящий для обучения чтению.

Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?

  • Знать цифры от 1 до 10;
  • Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
  • Знать и различать основные цвета;
  • Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
  • Знать своё имя, фамилию и адрес;
  • Знать дни недели;
  • Находить различия в предметах;
  • Пересказывать сюжеты картинок;
  • Знать названия овощей и фруктов, различать их;
  • Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.

Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?

Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.

Уход и режим

Для нормального развития четырехлетнего ребенка важно поддерживать его здоровье, поэтому родителям следует уделять внимание режиму дня карапуза и уходу за малышом:

  • Ребенку следует обеспечить полноценный отдых. В сутки 4-летние дети спят в среднем 11-12 часов. Многие четырехлетки протестуют против дневного сна, но медики делают акцент на том, что деткам этого возраста отдых днем еще необходим.
  • Ежедневно утром в режиме 4-летнего ребенка присутствуют уже привычные гигиенические процедуры. Малыш самостоятельно умывается, чистит зубы, посещает туалет, причесывается. Мыть руки после прогулки и перед едой четырехлеткам еще часто приходится напоминать.
  • У ребенка должны быть ежедневные прогулки, на которых четырехлетний малыш будет достаточно двигаться. К тому же, гулять можно вместе с друзьями, придумывая подвижные и захватывающие игры.
  • Если родители занимаются закаливанием ребенка с раннего возраста, но такие процедуры продолжают и проводят систематично.
  • С 4-летними детьми гуляют дважды в день, подбирая одежду по погоде.
  • Питание деток этого возраста предусматривает четыре приема пищи с паузами между ними 3-4 часа. Питательность рациона 4-летнего ребенка в день составляет около 1700 ккал. Подробнее об этом читайте в статье про меню ребенка от 4 до 6 лет.

Обучение детей 4-5 лет

Мнение о том, каким образом и где обучать и развивать 4-5 летних детей разительно отличаются друг от друга.

Одни пребывают в уверенности, что малыша надо развивать чуть ли не с первых дней после того, как он родился, другие же думают, что детство – на то и детство, и не требуют от своих детей практически ничего.

И лишь родителям решать, на чью сторону в данном споре встать.

4-5 лет – очень интересный возраст. И это не только положительное качество этого периода жизни. Например, у детей появляются страхи. Один из них – страх темноты или одиночества. Родители должны всегда чутко и внимательно анализировать поведение и развитие ребенка, чтобы в сложный момент помочь ему преодолеть все сложности и вовремя вернуть его развитие в нужное направление.

Рекомендуем:  Артикуляционные упражнения для детей раннего и дошкольного возраста
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: