Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста

Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. И.П. Павлов называл это стремление «рефлексом что такое?». Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. Поэтому можно смело сказать, что развитие любознательности начинается ещё в младенчестве.

В старшем дошкольном возрасте любознательность приобретает более выраженный характер. Это связано с тем, что у детей активно формируется мышление, они приобретают навыки исследовательской деятельности, расширяется их кругозор, формируются разнообразные интересы .Но в тоже время, без специально организованной работы развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста затруднено. Недостаточное развитие любознательности проявляется в пассивности в познавательной деятельности, не сформированности интересов и способов познания. Интересы у детей могу носить неустойчивый характер, быстро угасать. 

Любознательность наших детей  обеспечивается посредством создания определенных условий. 

1Наличие внешних условий, помогающих получать новые впечатления в разных областях знаний, осуществлять ту или иную деятельность. Эти условия относятся к развивающей предметно-пространственной среде.

2Накопление соответствующего опыта, в результате которого деятельность становится частично знакомой.

3Создание положительного отношения к данной деятельности или к данному предмету, на основе которого формируется желание ребенка заниматься этой деятельностью, и формируются психологические предпосылки развития интереса

 Определив необходимость работы по развитию любознательности дошкольников, мы поставили  перед собой следующие задачи:

1.Создать в группе предметно-развивающую среду, определить её значение для развития познавательных интересов.

2.Разработать и апробировать конспекты занятий с занимательным содержанием, имеющие проблемно-поисковые ситуации; ввести в обучение интегрированные занятия.

3.Создать серию развивающих и дидактических игр.

4.Использовать в работе задания творческого характера.

5.Широко использовать в работе такие методы обучения как опытно-экспериментальная и проектная деятельность.

6.Организовать работу с родителями

Наша  предметно-пространственная среда имеет естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Наша среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность ребенку испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

Методом развития любознательности мы выбрали  использование различных занимательных игр, упражнений, экспериментирований, заданий, доступных детям по возрасту. Главной особенностью данных видов заданий является то, что они должны обладать определенным эффектом новизны и сюрпризности для того, чтобы стимулировать любознательную потребность или познавательный интерес ребенка.

В нашей  работе  с детьми  мы  всегда стараемся  разнообразить интересными формами и видами. Мы проводим виртуальные экскурсии, наблюдения, творческие игры, встречи с интересными людьми, и каждый вид деятельности  приносит  свои  положительные  результаты.

Особый интерес у детей нашей группы вызывает такая форма работы, как экспериментирование. Хочется обратить Ваше внимание на наш мобильный экспериментальный уголок, который не оставит без внимания ни одного из «юных исследователей». Любой желающий из детей может принять участие в различных видах экспериментирования.  В ходе экспериментаторской работы  мы стараемся не давать детям  сразу готовые знания, а создаем  проблемную ситуацию, решить которую ребёнок сможет, если привлечёт свой опыт и овладеет  при этом новыми знаниями и умениями.

Например: Здесь  мы с ребятами выращивали кристаллы,  проращивали семена, проводили опыты с водой и т.д.

Отвечая на детские вопросы, мы не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам, ибо, как писал В. А. Сухомлинсий, «…под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность»

Отвечая на вопрос ребенка,  мы побуждаем  его к новым размышлениям, наблюдениям.

Особое значение в любознательности детей  мы  придаем  работе с художественной литературой, знакомстве с книгой. Ведь именно литература помогает ребёнку познавать мир, заставляет задуматься о своих и чужих поступках, воспитывает и учит. На книжной полке у нас много книг, разных по содержанию, для разного возраста; стихи и сказки, рассказы и книжки-малышки, детские энциклопедии.

 Очень эффективно любознательность мы  развиваем  с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.

Большую любознательность наши дети проявляют в художественно-эстетическом центре. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.

Например: Дети с любопытством смешивают краски, рисуют солью и т.д.

В работе по  развитию любознательности мы тесно сотрудничаем с  сотрудниками дет.сада.  

Так же мы ведем работу с родителями, проводим консультации по теме  развития любознательности, даем домашние задания.

Чем более глубокой становится исследовательская деятельность ребенка, тем более насыщенной и выраженной становится любознательность, тем шире становятся познавательные интересы ребенка.

Родительское собрание в старшей группе на тему:

«Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; Обогащение родителей педагогическими знаниями, вовлечение в обсуждение нюансов воспитания, вызвать желание поделиться опытом воспитания, создание положительного эмоционального настроя.

1 часть. Воспитатель: Поздравление с началом учебного года.

2 часть. Воспитатель: Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания, ведь дети очень любознательны.

Но вначале, давайте после трудного рабочего дня немного расслабимся. Пусть музыка известной песни «Улыбка» раскрепостит вас, заставит улыбнуться.

— Повернитесь к соседу справа – улыбнитесь ему; повернитесь к соседу слева – улыбнитесь ему, ведь улыбка, которую вы подарили друг другу, является важным условием при нашей встрече.

Рекомендуем:  Кризис 1 года у ребенка: как родителям справиться с трудностями

Согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, т. к. хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат заводские игрушки с целью узнать, что там внутри, и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Наша дискуссия — о развитии любознательности у детей. Интересно, какого же значения слова любознательность?

Мы решили заглянуть в словарь Даля: что же пишет Даль?

Любознательность – это направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Источником для появления и формирования любознательности являются воспринимаемые явления жизни.

— Для чего нужно растить детей любознательными? (Ответы родителей)

Это нужно для того, чтобы сформировать познавательный интерес, который проявляется в стремлении познать новое и направлен на определённую сторону жизни, определённые явления или предмет.

В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в непосредственной образовательной деятельности.

А вне детского сада мы бы хотели бы порекомендовать вам:

— проводить небольшие эксперименты с предметами дома и на улице такие как, смешивание красок для получения другого цвета, таяние льда и снега, выращивание зелёного лука и фасоли и т. д.;

— читать с ребёнком познавательные книги такие как, «Серая шейка», «Алёнушкины сказки» В. Мамина-Сибиряка, «Что я видел» Б. Житкова и другие,

— исследуйте различные явления в природе такие как, распускание листьев, цветков, красоту капелек дождя на листьях или деревья в инее; на красоту осенних листьев; прилет или отлет птиц

— и чаще водите детей на экскурсии, наблюдайте и обсуждайте.

Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к приобретению новых знаний, проявление живого интереса ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Во многом, уважаемые родители зависит от вас, будет ли познавательный интерес крепнуть и развиваться, или останется незамеченным.

3 часть.

Обмен опытом воспитания ребенка в семье Мокрецовых(презентация).

4 часть.

Логопед: Тысячу разных вопросов задают нам дети, а вам? Всегда ли вы знаете на них ответы? Вот это мы сейчас и проверим! Сегодня у нас необычное собрание, а конкурс-викторина «Эрудит» А вам первое задание — придумать название вашей команде, написать на табличке и выбрать капитана

Начинаем нашу викторину, за каждый правильный ответ команды получают фишку.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

1.Игра «Кто смышлёнее!»

1) Как сохранять красоту земли? (Сажать деревья, не разбрасывать мусор, не рвать цветы, не разорять птичьи гнёзда)

2) Что такое Красная книга? (В книгу занесены виды животных, растений, находящихся под угрозой исчезновения)

3) Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)

4) Перечислите виды осадков? (Дождь, град, роса, туман)

5) Почему мыши всё грызут? (У них зубы всё время растут, их надо постоянно стачивать)

6) Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не может говорить)

7) Почему мы слышим гром после того, как увидим молнию? (Звук распространяется медленнее, чем свет)

8) Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык? (Чтобы охладиться)

9) Зачем белке такой пышный хвост? (Чтобы рулить при прыжках с ветки на ветку)

10) Чем питается кузнечик? (Листьями, растениями, гусеницами)

В мире много сказок, грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

2.Игра «Кто быстрее!» (по 3 вопроса каждой команде)

1) Кто первый позвонил Чуковскому по сказочному телефону? (Слон)

2) Её надел вместо шапки человек рассеянный с улицы Бассейной? (Сковороду)

3) Бабуля-грязнуля из стихотворения Чуковского? (Федора)

4) В чём медведь нёс Машу и пирожки? (В коробе)

5) Как обычно начинаются сказки? (Жили-были)

6) Кого испугались звери в украинской сказке «Рукавичка»? (Собачку)

7) В чьём облике долгое время жила сказочная царевна? (В лягушачьем)

8) Этот сказочный герой любил кататься на печи? (Емеля)

9) Во что превратилась карета Золушки в полночь? (В тыкву)

10) Как называется новогоднее дерево? (Ёлка)

11) Сплетённые в кольцо цветы? (Венок)

12) Царь зверей? (Лев)

13) Лошадь в тельняшке? (Зебра)

14) Сумчатый попрыгун? (Кенгуру)

15) Самое упрямое животное? (Осёл)

По городу, по улице не ходят просто так:

Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным и помни наперёд:

Свои имеют правила шофёр и пешеход.

3.Игра-разминка «Вопрос-ответ» (по 3 вопроса каждой команде)

1) Какой верхний свет на светофоре? (Красный)

2) Где должны ходить пешеходы? (По тротуару)

3) С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части? (с 14 лет)

4) Что это за дорожный знак? (Осторожно дети)

5) Как называют прибор у инспектора ГИБДД для измерения скорости проезжающих автомобилей? (Радар)

6) Какое «животное» изображают на дороге? (Зебру)

7) Место пересечения дорог? (Перекрёсток)

8) Если светофор не работает, кто регулирует движение на перекрёстке? (Инспектор ГИБДД, милиционер)

Рекомендуем:  Игры с ребенком в 9 месяцев

9) Какой свет нижний на светофоре? (Зелёный)

10) Какое животное изображено на дорожном знаке «Перегон скота»? (Корова)

11) Звучащий предмет работника ГИБДД? (Свисток)

12) Что означает этот знак? (Опасный поворот)

13) Чем регулировщик управляет движение? (Жезлом)

14) Место ожидания общественного транспорта? (Остановка)

15) Какое насекомое одного цвета с сигналом светофора и живёт в траве? (Кузнечик)

4.Игра «Охота на звуки»

Цель: познакомить родителей с детской игрой, направленной на развитие внимания, сформировать умения делать звуковой анализ слова.

Участникам раздаются листочки, на которых за 1 минуту необходимо записать как можно больше названий окружающих предметов, начинающихся на звук, заданный ведущим. За тем родители сравнивают свои записи. По окончанию игры объяснить родителям, что детям можно предложить такую игру: не записывая, называть слова. При этом задания могут варьироваться : «назови слова, у которых в середине звук… », «Назови слова, заканчивающиеся на звук… » и т. п. Можно поохотиться на разные слова «сладкие», «пушистые» и многие другие.

Учитесь понимать детей. И они в ответ будут более понятливы. Сочувствуйте им. И тогда они будут внимательны к вам. 

Развитие любознательности у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст часто называют периодом почемучек, так как дети стремятся к активному познанию окружающего мира. Одной из важных составляющих такой активности является любопытство. Любопытством называется наличие стойкого интереса к познанию окружающего и конкретных объектов в частности, направленно на получение необходимых знаний.

Одними из критериев развитости любознательности является:

  • Появление интереса
  • Возникновение, ряда причинно-следственных вопросов
  • Появление гипотезы
  • Словесное объяснение

Но необходимо отметить, что развитие познавательной активности и любознательности требует особой организации и воспитания со стороны взрослого. Давайте выясним, какие методы могут нам в этом помочь:

Метод создания проблемной ситуации

  • Игровой
  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический
  • Использование художественной литературы
  • Медиа-технологии

Процесс формирования любознательности как с одной стороны психического с другой стороны процесса ознакомления с окружающем должен начинаться с года, когда ребенок осваивает навыки прямо хождения. С этого момента основным методом развития любопытства становится рассказ и показ с дальнейшим примером. Также можно использовать мультипликационные сериалы одним из таких примеров является серия уроков «Тетушки Совы», где в доступной форме объясняются явления природы с наглядным их изображением. С развитие мелкой моторики ребенка можно начинать формирование зачатков предметной деятельности. Основным методом является показ и рассказ взрослого, можно дать ложки ребенку, так он быстрее осознает функцию этого предмета. Необходимо постоянно мотивировать интерес ребенка, побуждая этим к формированию следующей составляющей любознательности — поисковой деятельности. Поисковая деятельность помогает в развитии способностей ребенка анализировать и соединять полученные знания с новыми. Следующим этапом формирования любопытства является игровая деятельность и экспериментирование.

Виды игр способствующие развитию любознательности:

  • Сюжетно-ролевые
  • Игры с задачей
  • Игры с постановкой определенной гипотезы
  • Игры с использованием логических эстафет
  • Игры экскурсии

Игры с задачей, предполагают постановку определенной цели перед ребенком (например: найди стол, стул и столовые приборы для каждого из героев сказки), сюжетно-ролевая игра, заключается в постановке цели и распределению ролей с помощью такой игры можно легко развивать любознательность ребенка к разным видам профессий. Игры экскурсии и логические эстафеты помогут в проявлении любопытства к животному и растительному миру.

Ценность и эффективность использования игровых методов заключаются в самостоятельном выполнении задачи и проявлению стойкого интереса к поиску знаний, развитию мыслительных процессов у ребенка.

Еще одним способом развития любви к знаниям является эксперимент. Достоинства этого метода заключаются в:

Развитие интереса к знаниям

Дети получают возможность проверить полученные знания самостоятельно

Развивается коммуникационная способность

Виды экспериментов, которые можно провести с ребенком:

Эксперименты с применением песка

  • о свойствах мокрого и сухого песка (умение удерживать форму, разность в весе)
  • песчаные часы (проверка сыпучести песка)

Опыты с водой

  • Утонет или не утонет?
  • Имеет ли вода запах?
  • Круговорот воды в природе
  • Имеет ли вода цвет?

Любознательность, как и любой другого психический процесс необходимо развивать, ведь чем выше уровень познавательного интереса тем лучше ваш ребенок будет обучатся в детском саду и школе.

Шаги по ступеням любознательности

По утверждению педагогов, воспитание любознательности и познавательных интересов начинается с раннего детства. Именно в этот период малыша привлекают не игрушки, а манят шкафчики с открывающимися и закрывающимися дверцами, сковородки, кастрюли, электрические розетки, папины дискеты, мамина косметика, бабушкино вязание, кошкины миски. Да мало ли чего любопытного может обнаружить малыш в один — два года! Для родителей — это самый беспокойный, но в то же время важный возрастной период, когда действия с предметами, то есть предметная деятельность, становится главной в жизни крохи и может удовлетворить его любопытство.

Важно: активное общение с малышом в период раннего детства и обучение новым предметным действиям помогает развивать стремление ребенка к познанию неизведанного, ведет его к новым исследовательским действиям!

Когда малыш начинает говорить, развиваются его познавательные интересы. Это выражается в тяге к самостоятельности, желании быть «как взрослый», стремлении к более полноценному общению с взрослым. На этом этапе расширяются знания об окружающих предметах, поэтому детская любознательность становится очень заметной для окружающих, находя свое выражение в появлении множества разнообразных вопросов: «Почему листья зеленые», «Как получается дождь?», «А радуга, это что?». Не зря возраст от 3 до 5 называют возрастом почемучек.

Рекомендуем:  “Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!” – кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

В старшей возрастной группе продолжается дальнейшее развитие интересов детей любознательности и познавательной мотивации, что можно увидеть по следующим признакам:

  • на фоне формирующегося логического мышления, расширения кругозора у дошкольников появляются зачатки исследовательских действий;
  • на основе разнообразных интересов развивается мотивация к новым знаниям;
  • если ребенок любознателен, он старается проникнуть в устройство предметов, проявляя интерес к их сущностным характеристикам, свойствам и назначению
  • эффективность любознательности проявляется в количестве и качестве задаваемых вопросов, умению строить предположения, аргументировано выражать свою точку зрения.

Упражнения и игры на любознательность

Хорошим подспорьем для домашнего обучения всегда были игры и игровые упражнения. Помогут они в развитии любознательности и познавательного интереса. Главное при подборе таких игр — они должны побуждать детей к исследовательской деятельности, вызывать желание узнавать новое и докапываться до сути.

Цепочка вопросов

Упражнение можно проводить в любой ситуации: дома, на прогулке, на домашнем занятии. Взрослый придумывает интересную тему, например, «Зачем нужна одежда?», «Почему идет дождь?», «Откуда берутся грибы?». Изначально вопросы задает взрослый, чтобы научить ребенка выстраивать логическую цепочку вопросов, а затем вопросы может задавать ребенок.Дошкольник отвечает на вопросы до тех пор, пока может найти ответ. Взрослый помогает ему наводящими предложениями или при затруднении сам отвечает на поставленный вопрос. Например, логическая цепочка может быть такая:

  • зачем нужна одежда?
  • какая бывает одежда?
  • без одежды как было бы человеку?
  • из чего шьют одежду?
  • когда не было ткани, во что одевались люди?
  • как они добывали шкуры?
  • как можно сшить одежду из шкур?

Преобразуем старое в новое

Любознательность детей можно совершенствовать самым простым способом, если придумывать новое использование старым предметам. Например, мама собирает все ненужные вещи на кухне (коробочки, пластиковые бутылочки, стаканы, крышки) и предлагает малышу придумать, как можно их еще раз использовать в быту. Из небольших пластиковых бутылочек получатся забавные рожицы зверят, если к ним подклеить ушки и нарисовать глаза, носики, усики; обклеив старую коробочку красивой тканью, можно получить оригинальную шкатулку для подарка бабушке. Главное, побуждать малыша самого придумывать различные преобразования, видеть перспективу старой вещи.

Игры — раскопки

Сейчас такие игры становятся популярными для детей и взрослых, поэтому приобретая игру — раскопку, ее можно сделать семейным развлечением. Игры — раскопки направлены на развитие любознательности, например, «Тайны пирамид», «Юный археолог», «Динозавр в айсберге» или «Потерянная экспедиция». Затем подобные игры можно делать самостоятельно и играть достаточно длительное время. Смысл всех игр в том, что обязательно нужно раскопать какой-либо артефакт под культурными слоями. Игровые действия помогают открыть древние тайны истории. На семейном досуге интересно устроить конкурс, кто быстрее докопается до артефакта или предложить коллекционирование артефактов.

Путешествуем во времени

Есть разные варианты подобных игр — путешествий, в которые можно играть вместе с детьми. Они помогают не только развивать познавательные интересы ребенка, но и учат логическому мышлению.

  • Онлайн — игра: по сюжету герой находит машину времени, но не может ею управлять. Не изучив инструкцию, он просто нажимает на кнопку и начинает путешествовать. В результате много интересных персонажей разных исторических времен ему встретятся: динозавры, рыцари, ковбои. Героя игры ждут разные испытания в разном историческом времени. Нужно помочь ему вернуться в современность.
  • Словесная логическая игра начинается с рассказа ведущего: «В одной стране у каждого жителя была своя машина времени. Жители использовали ее по-разному: одни путешествовали только в прошлое, другие — только в будущее. Но были в этой стране жители, которые не путешествовали и жили в настоящее время. Из-за этого машины заржавели. В этой стране жил Тим, он был очень любопытный, но его семья летала только в прошлое. А ему очень хотелось попасть в будущее. И однажды он пробрался к машине времени, смазал все механизмы, и машина отвезла его в будущее. После возвращения любопытный Тим всем жителям рассказал, как прекрасно будущее. И всем захотелось слетать туда. Но машины времени двигались только туда, куда они привыкли летать. Многие жители не стали даже стараться, а некоторые все-таки научились управлять машиной времени и летать туда, куда хочется». Игроки должны рассказать, куда они отправятся и что может им встретиться в путешествии, например, в прошлом времени — динозавры, пещерные жители, рыцари, короли и королевы. Или в будущем — роботы, межпланетные космические корабли. Для поддержания интереса и воплощения замысла можно предложить ребенку сделать зарисовку, а остальным участникам игры отгадать, в каком времени побывал игрок.

«Я — в зеркале»

Упражнение помогает совершенствовать познавательный интерес дошкольников, воплощать творческие замыслы, словесно описывать свои эмоциональные проявления. Взрослый предлагает ребенку нарисовать самого себя в трех зеркалах: голубом — Я в настоящем, зеленом — Я в прошлом и красном — Я в будущем. Затем идет обсуждение рисунков, например, можно спросить дошколенка, что он чувствовал при рисовании, какие эмоции вызвало у него изображение самого себя в прошлом, настоящем, будущем. Спросить, в каком времени было легче себя изобразить? Обязательно все рисунки собирать в отдельную папку, возвращаться периодически к этой теме, чтобы проследить, как совершенствуется и активизируется желание познавать себя, представлять себя в будущем.

Такие незамысловатые игры и упражнения, которые могут постоянно присутствовать в жизни детей, а также все другие способы помогут родителям воспитать пытливого, любознательного ребенка. Удачи вам в воспитании дошколят!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: