Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребенка

Для чего человеку уметь красиво говорить? Важно ли хорошо владеть речью? Конечно! Без этого не возможно стать хорошим адвокатом или преподавателем, успешно сдать экзамен, пройти собеседование при приеме на работу, да и просто узнать, как пройти на нужную улицу.

Как же помочь ребенку научиться ясно и грамотно излагать свои мысли? Нужно, прежде всего, организовать такую речевую среду, в которой ребенок будет стремиться высказывать свое мнение, полюбит родную речь, увидит ее красоту и возможности. И начинать надо с пеленок.

Пестушки-потешки

Когда ребенок еще лежит в кроватке, удивленно глядя на окружающий мир, и, кажется, еще совсем ничего не понимает, на самом деле, он уже впитывает все звуки, интонации и слова, которые слышит. И копит свой пассивный словарь. Поэтому от родителей, бабушек, самых близких людей зависит раннее речевое развитие ребенка.

Недаром издавна и до наших дней существуют пестушки, потешки, докучные сказки.

Потянушки-потягушки, Кто тут сладкий на подушке? Кто тут нежится в кроватке? Чьи тут розовые пятки?

Кто же тут проснулся, Кто так маме улыбнулся? И кого так любит мама? Вот тут кто любимый самый!!!

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

* * *

***

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет –

Забодает,

Забодает,

Забодает! * * *

Ехали мы, ехали

В лес за орехами

По пыльной дорожке,

По кочкам, по кочкам,

В ямку – бух! * * *

Ладушки, ладушки,

–Где были?

–У бабушки!

–Что ели?

–Кашку!

–Что пили?

–Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,И опять полетели!

* * *

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем Филиппика кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Второй – «простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком». * * *

Это — ложка,

Это — чашка.

В чашке — гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала —

Кашки гречневой не стало!

Книги

Рекомендуем:  “Ранние” малыши: группы недоношенных детей и их развитие по месяцам до года

В 6 — 8 месяцев, когда малыш уже умеет сидеть, можно смело начинать читать с ним книжки. А чтобы привлечь внимание ребенка, книги должны быть яркими, с крупными картинками и короткими стишками-потешками.

Чтение должно происходить только с радостью. Когда ребенок расположен к этому. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка. Дети хорошо и гармонично развиваются только на положительных эмоциях. Желательно привлекать внимание ребенка к книгам раньше, чем он узнает, что такое мультики.  Сначала малыш должен полюбить книги.  Иначе, быстроменяющаяся картинка на электронном носителе будет в приоритете, а это не сильно обогатит речевое развитие Вашего ребенка.

Не давайте малышу трепать книги, приучайте с детства бережно относиться к ним. 

Заболела эта книжка:

Изорвал ее братишка.

Я больную пожалею:

Я возьму ее и склею!

Борис Заходер

Сказки

Сказка- это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. В русском фольклоре множество сказок, которые очень нравятся детям. Это «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и другие. Порой родителям кажется, что тексты этих сказок просты и наивны, в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую. Так, в сказке «Репка» подробно и последовательно говорится о том, как семья вытаскивала репку из земли. Взрослый рассказал бы об этом так: «Посадил дед репку. Когда она выросла, вся семья и домашние животные помогали деду вытянуть репку из земли». Но малышу нравится сказка и нравится именно то, как перечисляются все действия и все помощники деда. Почему же сказочный мир так интересен ребенку? Малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действие героев. Сказка помогает ребенку открыть новый, неведомый и огромный мир. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления малыша. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например, «тянет-потянет», «бил-бил, не разбил») – это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Формирует правильный грамматический строй речи (в том числе правильное употребление предлогов «сяду на пенек, съем пирожок», «не садись на пенек, не ешь пирожок!», «мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку», «кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?, вошла мышка в теремок…») Персонажам сказок даны яркие и интересные прозвища (например, «мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «лисичка-сестричка», «зайчик-побегайчик» и другие), а поступки и действия героев открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.

Рекомендуем:  Физическое развитие дошкольника по возрастам

Содержание

 Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

Часто ребенка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания — конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться.

• Понять ребенка буквально с полувзгляда близким помогает интуиция и любовь. Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, а в худшем случае — остро дискомфортным. Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребенок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.

• Некоторые родители занижают, а другие — завышают требования к речи малыша. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются, во втором — постоянно пристают: «Скажи!», «Повтори!». Иногда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, папа требует, а бабушка опекает. Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.

• Старайтесь исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом. Речь родителя — образец для ребенка.

• Родители могут говорить очень быстро или, наоборот, чересчур медленно, без пауз и различных интонаций, монотонно. Важно использовать все богатство и разнообразие языка при развитии речи ребенка.

• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша. Избегайте переутомления от речевых занятий, заучивания стихов.

Как создать правильную среду для развития речи?

С ребенком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов.

Рекомендуем:  Как приобщать ребенка к искусству без занудства

Примеры проговаривания ситуаций

1) Умывание. «Давай с тобой умоемся, включи воду. Нет, сделай воду теплее. Вот мыло. Бери его и намыливай ручки. Клади мыло в мыльницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец. А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистенький, умница!»

2) Сборы на прогулку, когда все вещи уже подготовлены. «Сейчас мы пойдем гулять. Где твои штанишки? Вот они. Давай наденем штаны, вот так: сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь надо застегнуть их на пуговицу, где она, покажи. Правильно. Неси кофту. Что на ней нарисовано? Уточка, правильно. А это что на кофте? Карман, молодец». И так далее.

3) На прогулке. «Ничего себе, смотри, какая погода. Дождик идет, ты правильно сказал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая большая лужа! А что это под деревом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Красного и желтого. Много листьев. Покажи, как много листьев».

Ребенок слышит речь взрослого и узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: