Приобщение детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видите и в какой способен её выразить.

Театральное искусство оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Театр по своей природе, объединяет средства воздействия литературы, изобразительного искусства, музыки, танца, мастерства режиссёров и актёров, направляя весь этот сплав на ребёнка – зрителя. Сильно воздействуя на эмоциональную сферу, этот вид искусства открывает перед детьми мир прекрасного в его разнообразии и глубине. Родство театра с сущностью детской игры – основная причина интереса и предпочтения дошкольниками этого жанра.

Знание театра как вида искусства; эмоционально – положительное отношение к нему и определённый опыт собственной театрально – игровой деятельности. Что значит знать театр по отношению к детям старшего дошкольного возраста? Иметь представление о назначении театра как учреждение культуры, о специфике театральных профессий, особенностях процесса подготовки спектакля. В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с театром и воспитания эмоционально – положительного отношения к нему необходимо формировать представления – о театре (его назначении, о внутреннем оформлении здания, где расположен театр, устройство театра) – о разных видах театрального искусства, о правилах поведения в театре.

Несомненно, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной деятельности требует целенаправленного руководства его со стороны воспитателя. Рекомендуется начинать работу по ознакомлению дошкольников с театром с бесед, цель которых сформировать на эмоциональном уровне представления о театре как виде искусства. Это беседы можно условно назвать «Здравствуй театр». В процессе бесед воспитатель предлагает детям обсудить такие вопросы: Что делают в театре зрители? Кто участвует в спектакле? Как надо вести себя в театре? И т. д.

Далее детей знакомят с внутренними помещениями и их оформлением (фойе, зрительный зал, сцена и др.) подробная работа также обогащает и активизирует словарь детей (декорации, сцена, фойе). После экскурсии и бесед детям можно предложить порисовать на такие темы как «Здание театра» «Приглашение в театр» «Мой театр» и т. д. Чтобы все поняли, что в этих рисунках речь идёт о театре. Это также способствует развитию творческого воображения и помогает воспитателю понять, сформировано ли у дошкольников представление о театре.

В «Программах воспитания и обучения в детском саду» «Детства» «Радуга»большое внимания уделяется театрализованной деятельности детей, которая способствует развитию творческих возможностей у детей, формирует навыки общения. Для организации этой деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью

(настольные театры, бибабо).

Однако большую воспитательную ценность имеет изготовление игрушек самими детьми. С огромным желанием и старанием мастерят старшие дошкольники это игрушки и используют их в театральной деятельности. Самый простой в изготовлении

фланелевый театр – предложить нарисовать на тонком картоне фигурки, затем вырезать их. На обратную сторону наклеить кусочек фланели. Обтянуть куском фланели плотный картон – получится экран.

настольный театр — игрушки для такого театра могут быть выполнены из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала и д. р.

плоские игрушки – предложить детям нарисовать персонажей на тонком картоне положить изображение на другой, обвести и вырезать вторую часть, склеить обе части, вклеить между ними тонкую палочку. Устанавливаются фигурки в катушки от ниток.

игрушки из конусов – с помощью трафаретов или шаблонов дети вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба и складывают из полукругов конусы. Затем каждый конус превращают в зверька, птичку, человека. Оформлять эти игрушки лучше способом аппликации, используя бумагу или ткань, кружево, тесьму, нитки, которые не обязательно пришивать, а можно приклеить на игрушку.

игрушки из поролона – предварительно окрасить кусочки поролона. Чтобы он лучше покрасился, надо в краске сжать и отпустить его несколько раз.

Магнитный театр – детей можно порадовать, удивить если приспособить сделанные ими игрушки из бумажных конусов. цилиндров, поролона для магнитного театра. Для этого нужно полосками бумаги прикрепить кусочки металла. Сделать подставку для показа такого театра. К тонкой фанере или плотному картону приклеить кусок ткани, для того чтобы дети не увидели, как выбудете передвигать магнит под подставкой. игрушки будут «ходить» и «бегать» к изумлению ребят. После такого театраоткройте ребятам секрет, объясните им в доступной форме принципы действия такого театра.

Куклы из варежек и перчаток (пальчиковый театр) — старые варежки могут оказаться хорошим материалом для изготовления кукол. Такие игрушки для театратоже доступны для изготовления детьми. Если не найдёте нужные варежки, предложите сшить из старых вязанных вещей или ткани. разные детали пришиваются к варежки. Ещё персонажей для театра можно сделать из старых перчаток. (обратить внимание, что у такой перчатки не 5 пальцев,а 4).

Оригинальных кукол можно сшить из старой перчатки. Лишние детали убираются т. е. загибаются и получаются любые персонажи сказки. Игрушки попрыгунчики,вертушки — для изготовления персонажей такого театра понадобится тонкая круглая резинка (шляпная) Скатать комочек из бумаги,чтобы резинка была внутри него, а кончик с узелком оставался снизу. вот из такого комочка можно слепить головку для персонажа или туловище. Остальные детали могут быть приклеены.

Игрушки — попрыгунчики интересны для ребят тем, что они очень подвижны умеют «бегать» «прыгать» «плясать». Для изготовления этих игрушек понадобятся палочки. Секрет игрушек в том. что дели прикрепляются на палочке и игрушка приводится в движение благодаря её повороту. Отдельные детали таких игрушек можно слепить из бумажной массы.

Куклы бибабо — способ действия их заключается в том, что они надеваются на руку. На указательный палец надевается головка куклы, а большой палец и средний служат кукле руками. Всё это ребята могут сшить сами. Головку могут быть изготовлены из разных материалов: вырезаны из поролона,слеплены из бумаги, сшиты из ткани, сделаны из папье — маше.

Куклы из воздушных шаров — для изготовления таких кукол понадобится воздушные шары, бумага, ткань и другие материалы. Голова делается из надувного шарика, нос можно сделать отделить часть слабо надутого шара и перетянуть ниткой. Шарик привязывается к палочке. Затем ткань сшивается крупными стежками, собирается на сборку, обтягивается и прикрепляется к шее (надевается как на вешалку). Всё это после показа дети старшего возраста могут делать самостоятельно.

Большие куклы — такие куклы могут быть и плоскими и объёмными, делаются они из разных материалов. Действия с такими куклами доставляют детям большое удовольствие.

В работе с детьми по изготовлению кукол для театра, следует учитывать, что прежде всего нужно делать те персонажи. которые часто встречаются в народных сказках.

Кроме конкретных знаний обеспечивающих определённый уровень представлений о театре и устойчивый интерес к нему, необходимо дать детям и этические представления, познакомить с культурой поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы » Какие существую правила поведения в театре?» «Кто их должен соблюдать и почему?» «Можно ли опаздывать к началу спектакля?» «Можно ли разговаривать во время действия?» «Как выразить свою благодарность артистам за их труд и доставленное удовольствие?»

После бесед на эти темы желательно чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Кроме того, детям можно предложить представить и разыграть ситуацию. «представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти своё место?» «Как бы ты поступил?» «Тебя угостили конфеткой?»

Таким образом, работа по ознакомлению с театром и формированию знаний о нём, кроме приобщения детей к одному из древнейших и прекрасных видов искусства, способствует умственному развитию (расширение представлений о театральном искусстве). Эстетическому (эмоциональное отношение к этому виду искусства). Нравственному (правила поведения в театре).

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит играТеатральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видите и в какой способен её выразить.

Театральное искусство оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Театр по своей природе, объединяет средства воздействия литературы, изобразительного искусства, музыки, танца, мастерства режиссёров и актёров, направляя весь этот сплав на ребёнка – зрителя. Сильно воздействуя на эмоциональную сферу, этот вид искусства открывает перед детьми мир прекрасного в его разнообразии и глубине. Родство театра с сущностью детской игры – основная причина интереса и предпочтения дошкольниками этого жанра.

Знание театра как вида искусства; эмоционально – положительное отношение к нему и определённый опыт собственной театрально – игровой деятельности. Что значит знать театр по отношению к детям старшего дошкольного возраста? Иметь представление о назначении театра как учреждение культуры, о специфике театральных профессий, особенностях процесса подготовки спектакля. В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с театром и воспитания эмоционально – положительного отношения к нему необходимо формировать представления – о театре (его назначении, о внутреннем оформлении здания, где расположен театр, устройство театра) – о разных видах театрального искусства, о правилах поведения в театре.

Несомненно, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной деятельности требует целенаправленного руководства его со стороны воспитателя. Рекомендуется начинать работу по ознакомлению дошкольников с театром с бесед, цель которых сформировать на эмоциональном уровне представления о театре как виде искусства. Это беседы можно условно назвать «Здравствуй театр». В процессе бесед воспитатель предлагает детям обсудить такие вопросы: Что делают в театре зрители? Кто участвует в спектакле? Как надо вести себя в театре? И т. д.

Рекомендуем:  Поведение ребенка в возрасте шести-семи месяцев

Далее детей знакомят с внутренними помещениями и их оформлением (фойе, зрительный зал, сцена и др.) подробная работа также обогащает и активизирует словарь детей (декорации, сцена, фойе). После экскурсии и бесед детям можно предложить порисовать на такие темы как «Здание театра» «Приглашение в театр» «Мой театр» и т. д. Чтобы все поняли, что в этих рисунках речь идёт о театре. Это также способствует развитию творческого воображения и помогает воспитателю понять, сформировано ли у дошкольников представление о театре.

В «Программах воспитания и обучения в детском саду» «Детства» «Радуга» большое внимания уделяется театрализованной деятельности детей, которая способствует развитию творческих возможностей у детей, формирует навыки общения. Для организации этой деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью

(настольные театры, бибабо).

Однако большую воспитательную ценность имеет изготовление игрушек самими детьми. С огромным желанием и старанием мастерят старшие дошкольники это игрушки и используют их в театральной деятельности. Самый простой в изготовлении

фланелевый театр – предложить нарисовать на тонком картоне фигурки, затем вырезать их. На обратную сторону наклеить кусочек фланели. Обтянуть куском фланели плотный картон – получится экран.

настольный театр — игрушки для такого театра могут быть выполнены из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала и д. р.

плоские игрушки – предложить детям нарисовать персонажей на тонком картоне положить изображение на другой, обвести и вырезать вторую часть, склеить обе части, вклеить между ними тонкую палочку. Устанавливаются фигурки в катушки от ниток.

игрушки из конусов – с помощью трафаретов или шаблонов дети вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба и складывают из полукругов конусы. Затем каждый конус превращают в зверька, птичку, человека. Оформлять эти игрушки лучше способом аппликации, используя бумагу или ткань, кружево, тесьму, нитки, которые не обязательно пришивать, а можно приклеить на игрушку.

игрушки из поролона – предварительно окрасить кусочки поролона. Чтобы он лучше покрасился, надо в краске сжать и отпустить его несколько раз.

Магнитный театр – детей можно порадовать, удивить если приспособить сделанные ими игрушки из бумажных конусов. цилиндров, поролона для магнитного театра. Для этого нужно полосками бумаги прикрепить кусочки металла. Сделать подставку для показа такого театра. К тонкой фанере или плотному картону приклеить кусок ткани, для того чтобы дети не увидели, как выбудете передвигать магнит под подставкой. игрушки будут «ходить» и «бегать» к изумлению ребят. После такого театра откройте ребятам секрет, объясните им в доступной форме принципы действия такого театра.

Куклы из варежек и перчаток (пальчиковый театр) — старые варежки могут оказаться хорошим материалом для изготовления кукол. Такие игрушки для театра тоже доступны для изготовления детьми. Если не найдёте нужные варежки, предложите сшить из старых вязанных вещей или ткани. разные детали пришиваются к варежки. Ещё персонажей для театра можно сделать из старых перчаток(обратить внимание, что у такой перчатки не 5 пальцев,а 4).

Оригинальных кукол можно сшить из старой перчатки. Лишние детали убираются т. е. загибаются и получаются любые персонажи сказки. Игрушки попрыгунчики,вертушки — для изготовления персонажей такого театра понадобится тонкая круглая резинка (шляпная) Скатать комочек из бумаги,чтобы резинка была внутри него, а кончик с узелком оставался снизу. вот из такого комочка можно слепить головку для персонажа или туловище. Остальные детали могут быть приклеены.

Игрушки — попрыгунчики интересны для ребят тем, что они очень подвижны умеют «бегать» «прыгать» «плясать». Для изготовления этих игрушек понадобятся палочки. Секрет игрушек в том. что дели прикрепляются на палочке и игрушка приводится в движение благодаря её повороту. Отдельные детали таких игрушек можно слепить из бумажной массы.

Куклы бибабо — способ действия их заключается в том, что они надеваются на руку. На указательный палец надевается головка куклы, а большой палец и средний служат кукле руками. Всё это ребята могут сшить сами. Головку могут быть изготовлены из разных материалов: вырезаны из поролона,слеплены из бумаги, сшиты из ткани, сделаны из папье — маше.

Куклы из воздушных шаров — для изготовления таких кукол понадобится воздушные шары, бумага, ткань и другие материалы. Голова делается из надувного шарика, нос можно сделать отделить часть слабо надутого шара и перетянуть ниткой. Шарик привязывается к палочке. Затем ткань сшивается крупными стежками, собирается на сборку, обтягивается и прикрепляется к шее (надевается как на вешалку). Всё это после показа дети старшего возраста могут делать самостоятельно.

Большие куклы — такие куклы могут быть и плоскими и объёмными, делаются они из разных материалов. Действия с такими куклами доставляют детям большое удовольствие.

В работе с детьми по изготовлению кукол для театра, следует учитывать, что прежде всего нужно делать те персонажи. которые часто встречаются в народных сказках.

Кроме конкретных знаний обеспечивающих определённый уровень представлений о театре и устойчивый интерес к нему, необходимо дать детям и этические представления, познакомить с культурой поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы » Какие существую правила поведения в театре?» «Кто их должен соблюдать и почему?» «Можно ли опаздывать к началу спектакля?» «Можно ли разговаривать во время действия?» «Как выразить свою благодарность артистам за их труд и доставленное удовольствие?»

После бесед на эти темы желательно чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Кроме того, детям можно предложить представить и разыграть ситуацию. «представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти своё место?» «Как бы ты поступил?» «Тебя угостили конфеткой?»

Таким образом, работа по ознакомлению с театром и формированию знаний о нём, кроме приобщения детей к одному из древнейших и прекрасных видов искусства, способствует умственному развитию (расширение представлений о театральном искусстве). Эстетическому (эмоциональное отношение к этому виду искусства). Нравственному (правила поведения в театре).

Консультация для педагогов «Организация уголка ряженья и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте»

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение в игре. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало.

Значение театрализованной деятельности в развитии дошкольников нельзя недооценить.

Занятия этим видом деятельности помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализацией требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театрализованной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил, раскрепощению и повышению самооценки.

Через различные формы театрализованной игры дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, творческие способности, психические процессы. Полноценное участие детей в игре-драматизации требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умению выслушивать текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каковы герои, надо научиться анализировать их, понимать мораль произведения.

Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью).

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации  основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на руки (пальцы). Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

К режиссерским играм относятся:

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Рекомендуем:  Терапевтические сказки для детей, проявляющих агрессию

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Виды игр-драматизаций:

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры — драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

Помимо выше перечисленных видов театра, которые используются в ходе театрализованных игр, используются нетрадиционные виды театров: театр «Живая рука»; театральные ростовые куклы; театр передников; театр из подушек; театр нестандартной игрушки; театр «Рукавичка»; театр на ложках; театр из шерстяных ниток.

Разнообразные виды театра делают театрализованную деятельность дошкольников интересной, разнообразной.

Знакомить детей с театральной куклой и театрализованными играми мы начинаем с младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые помогают детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу; разыгрываются небольшие сценки, народные песенки, потешки. При этом используются игрушки и фигурки плоскостного театра.

В средней группе от самого простого театра на столе переходим к более сложному.

Появляется уголок театрализованной деятельности, широко используем такие виды кукольных театров, как пальчиковый, перчаточный, театр рукавичек. Обязательным элементом становится уголок ряженья. Дети активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.

Детей старшего дошкольного возраста отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступать в той или иной ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. Действуя в роли, ребенок не только представляет, но и реально эмоционально переживает поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей и помогает передать их с помощью движений, жестов, мимики. А благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

Организация театральной зоны в разных возрастных группах ДОУ требует адресованности тетрального оборудования и материалов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации знакомых сказок.

В группе же для детей 5-7 лет должны быть более широко представлены все виды театров, а также самые разнообразные элементы театральных костюмов к спектаклям. Эта зона должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Место для театрального уголка педагоги выбирают сами с учетом:

  • эмоциональных и социально-психологических особенностей детей;
  • индивидуальных предпочтений и потребностей воспитанников группы;
  • любознательности и творческих способностей;
  • поло-ролевых особенностей.

Здесь находятся: различные виды театра; ширма; наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок; разные маски, декорации; персонажи с разным настроением; готовые и самодельные костюмы; уголок ряженья (для средней группы — готовое ряженье; для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее).

Оснащение театральной зоны для групп раннего возраста:

  • Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы.
  • Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка), тростевые куклы, куклы — образы людей, животных, театр бибабо.
  • Для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»): театр картинок, настольный театр и театр плоскостных игрушек.
  • Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Оснащение театрального уголка для младшей группы:

  • Коврограф (фланелеграф).
  • Различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.
  • Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».
  • Маленькая ширма для настольного театра.
  • Атрибуты для ряженья: элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).
  • Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей
  • Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие

музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Так же необходимы наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.

Для театрализации используется ковролин голубоватого или серого тона. К нему прилагаются наборы плоскостных фигурок и декораций, выполненных также из ковролина или иных материалов с креплением из ленты-липучки. Тематика наборов определяется образовательной программой.

Для игр-драматизаций необходимы наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые), сделанные из легких материалов (пенопласта, папье-маше на каркасе), мелкого и среднего размера. Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.

Оснащение театрального уголка для средней группы:

  • Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных персонажей.
  • Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
  • Стойка-вешалка для костюмов.
  • Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
  • Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
  • Атрибуты для «Разноцветных сказок».
  • Театр математики.
  • Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Оснащение театрального уголка для старшей и подготовительной к школе групп:

  • Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
  • Стойка-вешалка для костюмов.
  • Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
  • Разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
  • Картотеки театральных игр, скороговорок, загадок, этюдов и упражнений.
  • Технические средства: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.
  • Игрушки для театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях, соразмерные росту ребенка.

В содержание работы по театрализованной деятельности входит: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений; упражнения по формированию выразительности исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности); литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи».

Занятия театрализованной деятельностью позволяют решить целый ряд воспитательных задач, стоящих перед педагогом. Когда взрослый общается с ребенком с помощью игрушки, ребенок впитывает каждое слово, он верит «ожившей» игрушке и стремится сделать то, о чем она просит. Развлекая детей, кукла развивает в них творческие способности: артистичность, музыкальность, фантазию и чувство юмора; ребенок постигает основы актерского мастерства, драматизации, кукловождения, свои знания и опыт применяет в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях, может пронизывать все режимные моменты.

Таким образом, театрализованная деятельность в ДОУ помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста.

« Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

 И нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

Идет развитие духовного мира детей…»

(Б.М. Теплов)

      Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, — все это помогает осуществить театр.

Рекомендуем:  Креативные техники нетрадиционного рисования для детского сада

Театрализованная игра или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении.

Театрализованная деятельность не только знакомит детей с миром прекрасного, но и побуждает в них способность к состраданию, сопереживанию, активизирует воображение, мышление, а главное – помогает эстетическому воспитанию.

Театрализованные игры  имеют:

— содержание;

-творческий замысел;

— роль;

— сюжет;

— ролевые и организационные действия, отношения.

Источником всех этих компонентов служит окружающий мир.

« Игра – это огромное светлое окно,  через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности… вызывает нравственно- эстетическое переживание, которое в свою очередь создает соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус» — В.А Сухомлинский.

 В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:

— дети знакомятся с чувствами, с настроениями героев;

— осваивают способы  их внешнего  выражения;

— осознают причины того или иного настроя.

     Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Занимаясь с детьми  театрализованной деятельностью, я ставлю перед собой цель –сделать жизнь своих детей интересной, содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

 В играх –драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве « артиста» , самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Театрализованные игры у детей пользуются большой любовью, потому что дети учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которые существуют в реальной жизни.

 Участвуя в театрализованных играх,  дети знакомятся с окружающим миром, играя роль,  ребенок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя.

Подготовку к спектаклю начинаю с выбора литературного произведения, часто привлекаю родителей, которые помогают в постановке  спектакля. Стараюсь выбирать сказки, в них стремительно развиваются события, действуют привлекательные для детей персонажи, совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло, для детей – это игра, а для родителей праздник.                                     

 Вместе с детьми показываем спектакли для малышей.  Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь ошибиться, а это имеет существенное значение для развития смелости, возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

  Игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра — это  шаг к искусству, начало художественной деятельности.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре — слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно,  но и выражением лица, жестикуляцией.

С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.

Вот некоторые примеры.

Театр на палочке — вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр – топатушки – помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Как индивидуализировать задания

Одной из основных концепций современного образования является индивидуальный подход к детям. Реализовывать его необходимо постоянно, во всех видах деятельности. Что касается театрализованной игры, то есть несколько вариантов персонализировать работу. Выбор зависит от того, какую цель индивидуализация преследует. Например, если малыш — интроверт, то ему нелегко презентовать материал на публике. И если никакие способы привлечь его к публичным выступлениям не действуют, то, вероятно, стоит найти для него иную нишу в творческом процессе. Например, разработку и подготовку декораций.

Если же у ребёнка выражены артистические и творческие способности, то стоит уделить их дальнейшему развитию особое внимание. Так, если малыш отлично читает прозу, то есть смысл дополнить сюжет несколькими объёмными авторскими ремарками.

Дети, у которых нет проблем с заучиванием длинных текстов, получают главные роли — это основной принцип индивидуализации театрализованной деятельности

Каждый ребёнок к старшему дошкольному возрасту осваивает свои способы самореализации в театральном творчестве. Но воспитатель по мере возможностей должен приобщать малышей к разным видам активности в этом виде деятельности, используя подходящие приёмы, а также варианты работы в малых группах, парах.

Как мотивировать детей

Для любого вида деятельности, в том числе и для игры, малышей нужно мотивировать. Кроме уже описанных приёмов театрализованных игр, которые могут использоваться и для создания нужного настроя на работу, можно предложить ещё несколько:

  • Наглядность. Если речь идёт о постановке известного сюжета, то без картинок не обойтись. У ребёнка в детском саду только происходит переход от наглядного к наглядно-образному восприятию, поэтому перед тем, как воспринимать содержание произведения, малышу нужно увидеть действующего персонажа. Если же речь идёт о кукольном театре, то и здесь перед началом драматизации тоже стоит показать всех героев, представить их поимённо. Нельзя забывать и о такой форме наглядности, как показ мультимедийных презентаций. Это очень удобная форма представления общей информации о театре или его разновидностей, основных сведений об авторе (особенно актуально для старших групп, где театрализованная деятельность основывается на изучении авторских сказок), а также для демонстрации разных вариантов обыгрывания одного и того же образа (например, русский и американский персонаж Кот в сапогах). Отдельно стоит сказать о таком виде наглядности, как буклеты с картинками. Такие раздвижные книжечки не только помогают детям освежить изученные сюжеты, но и выяснить детали внешнего облика персонажа.

Анализ и диагностика театрализованной деятельности

Любой вид активности ребёнка в ДОУ имеет цель помочь формированию познавательных и психических процессов личности. Немаловажную роль в этом играет и уровень развития коммуникативных навыков малыша. Для будущих первоклассников, например, очень важно быстро входить в контакт с людьми, не теряться, если нужно задать вопрос учителю, спросить что-то у одноклассника или самому оказать помощь. То есть театрализованная активность не только раскрывает творческий потенциал юного актёра, но и помогает понять социальную роль каждого члена коллектива. И некоторые методисты этот аспект работы с детьми считают ведущим среди задач театрализованной деятельности.

Необходимо проводить регулярные мониторинги, позволяющие выявить успехи ребёнка на театральном поприще, а значит, и личностный рост в целом. Оценка идёт по 4 параметрам.

Определение лидерских качеств

Для выяснения позиции, которую занимает малыш в творческой группе, можно использовать тест «ЗАРД» («зритель» — предпочитает наблюдать, «актёр» — любит быть на виду, «режиссёр» — лидер, руководитель, «декоратор» — старается оставаться в тени, но сам факт участия в общем действе для него важен). Тест можно проводить в конце учебного года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: