Как приобщать ребенка к искусству без занудства

Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через  системы художественных образов, произведений. 

Каждый  вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. 

Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной  деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Учитывая особенности искусства (тяготение разных видов искусства к взаимосвязи), важно использовать интегрированный подход к изучению искусства дошкольниками. Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности. Художественное воспитание является частью эстетического воспитания. Оно неотрывно связано с задачами эстетического воспитания, всестороннего развития ребенка. Знакомство с каждым видом искусства предполагает знание истории искусства в целом, особенностей языка искусства (средств выразительности, материалов), форм его произведения. Таким образом, осуществляется знакомство детей с каждым видом искусства и одновременно раскрывается их взаимосвязь, взаимодействие. Выделяется народное, профессиональное, самодеятельное искусство. Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии, причем должен учитываться региональный, национальный аспекты. В первую очередь  осуществляется знакомсто с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. Желательно еще в дошкольном возрасте дать детям возможность попробовать свои силы в работе с разными материалами (глина, дерево, ткань, шерсть, бисер и т.д.), а также в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной, игровой).

Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию. Ребенку среднего возраста и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства (всевозможных выставок, театральных спектаклей).

Важным элементом знакомства с искусством являются самостоятельная художественная деятельность ребенка, организация специальных выступлений. Выставок детского творчества и т.п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения.

Сообразно концепции эстетического воспитания искусство в педагогическом процессе используется в трех направлениях: в эстетическом оформлении развивающей среды детского учреждения, в котором протекает жизнь и деятельность детей; в ознакомлении детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры; в развитии художественного творчества и способностей детей.

Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и предстаёт перед воспринимающими его людьми в виде художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами – всеми художниками в различные периоды исторического развития общества. Оно несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Искусство расширяет социальный опыт человека, его взаимодействие с природой и обществом, другими людьми. В этом проявляется коммуникативная функция искусства. Оно способствует также познанию окружающего мира через художественные образы в живописи, графике, скульптуре, архитектуре. В процессе обучения, образования детей возрастает просветительская роль искусства.. Изобразительное искусство обладает своим «языком», который помогает художнику выразить свои мысли, чувства, своё отношение к действительности. Образы искусства, благодаря знанию «языка», воспринимаются ярко, живо, формируются чувства, вызывают эмоциональное отношение к событиям и явлениям, помогают глубже воспринимать окружающую действительность.

Приобщение к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок получает первые художественные впечатления. В этот период он эмоционально воспринимает произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные изделия), постепенно постигает их художественный «язык». Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое в своём развитии проходит определённый путь становления. Эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития ребёнка. По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств, до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, в связи с накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и другим мыслительным операциям, ребёнок способен оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и её изображением.  Необходимо активно развивать у ребёнка эстетическое восприятие произведений искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров.

Восприятие живописи детьми. Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства, красоты, нередко оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. С годами это первое, не всегда осознанное, тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство. По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картину бытового жанра и меньше натюрморт и пейзаж. Сюжетная картина привлекает детей интересным, увлекательным содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетические стороны картины. Натюрморты и особенно пейзажная живопись вызывают интерес у ребёнка изображением предметов, явлений природы, цветовыми сочетаниями, колоритом. В картинах бытового жанра детей привлекают различные темы: спорт, образы животных. Интерес к тематике неодинаков у девочек и мальчиков. Мальчики проявляют наибольший интерес к спортивной и героической темам, а девочки – к миру животных. У отдельных детей отмечается устойчивый интерес к одной определённой теме. Дети 5-7 лет, выбирая «самую красивую» картину, способны руководствоваться эстетическими чувствами, вызываемыми гармонией цвета, яркостью красок, их сочетанием. Дети 3-4 лет, воспринимая картину, как правило, ещё не выделяют эстетические качества, их привлекают способы изображения («потому что рисовали красками»). Осознать и выразить в словах свои эмоции, названные элементарными эстетическими качествами изображённых предметов, ребёнок в этом возрасте не может. Но именно эти качества его привлекают, воздействуют и вызывают радостные эмоции. Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что проявляется в их речи. Дети находят свои поэтические образы для характеристики воспринимаемого явления, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности. Поэтический текст оказывает положительное влияние на восприятие картины, углубляя её восприятие. Он помогает детям осознанно воспринимать выразительные средства, использованные художником, видеть в них средства характеристики образа. Необходимым условием понимания социальной значимости содержания жанровой живописи является личностное отношение к выраженным в живописи социальным явлениям. Оно выступает показателем эмоционального восприятия жанровой живописи, а также немаловажным фактором в процессе формирования социализации личности дошкольника. Большое влияние на восприятие детьми произведений изобразительного искусства оказывает стиль художественного изображения. Лаконичная, яркая по колориту картина вызывает стойкие эстетические чувства. В детском саду необходимо иметь подборку художественных репродукций изобразительного искусства разных видов и жанров.

Рекомендуем:  Что должен знать ребенок при поступлении в 1 класс

Восприятие детьми графики. Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации, он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым. В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она конкретна, доступна, понятна детям дошкольного возраста и оказывает на них огромное воспитательное воздействие. Психологи, искусствоведы, педагоги отмечали своеобразие восприятия детьми графических изображений: тяготение к красочному рисунку, причём с возрастом большее предпочтение они отдают реальной окраске, то же самое отмечается и в отношении требований детей к реалистичности форм изображений. В старшем дошкольном возрасте дети отрицательно относятся к условности формы. Восприятие произведений графического искусства может достигать различной степени сложности и полноты. Оно во многом зависит от подготовленности человека, от характера его эстетического опыта, круга интересов, психологического состояния. Но больше всего это зависит от самого произведения искусства, его художественного содержания, идей. Чувств, которые оно выражает. Рассматривая иллюстрацию, дети дошкольного возраста не только эмоционально откликаются на цвет и форму, но и осмысливают то, что изображено. Художественный образ в иллюстрации воспринимается детьми активно, эмоционально. Своими движениями, жестами дошкольники часто подражают персонажам, они с любопытством рассматривают необычную позу, выражение лица человека. Форма, манера рисунка влияют на характер восприятия, глубину наблюдений. Воспринимая иллюстрации, ребёнок мысленно участвует в изображённых на них действиях героев, переживает их радости и печали. Иллюстрации, где художники используют условные приёмы, искажают форму, грубо нарушают композицию рисунка, дети отвергают, выражают неудовлетворение. Когда иллюстрации вызывают интерес, дети проявляют желание рассказывать, описывать изображенное на картинке. Особенно любимы детьми иллюстрации в книгах о животных, они предпочитают рисунки с изображением зверей, в которых передано полное сходство. Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно дети выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью. Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении ребёнка описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения. Следует высоко оценить значение иллюстрации в детской книге, так как с её рассматривания начинается другой этап в познании окружающего, дети охотно идут за художником в новый мир живых образов, вымысла, сочетания реального и сказочного. Они с интересом включаются в этот процесс, в эту игру фантазии и воображения.

Восприятие скульптуры детьми. В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). При восприятии пластического образа они учатся понимать специфику «языка» скульптуры, так как она даёт трёхмерное изображение предмета в реальном пространстве, обогащает ребёнка новыми способами художественного видения. В отличие от живописи, графики, образы скульптуры имеют реальный объём и специфический материал. Это вызывает у воспринимающего ощущение весомости, тяжести, желания прикоснуться к скульптуре, понять пластическую позу, ритмическую композицию. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, целесообразно, прежде всего, использовать скульптуру малых форм анималистического жанра. Скульпторы-анималисты подчёркивают психологические характеристики животного, отражая его внутренний мир (работы В.А. Ватагина), или стремятся подчеркнуть декоративность, пластичность форм (работы И.С. Ефимова). Для развития эстетического восприятия надо знать художественный «язык» скульптурного произведения. При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного. Отсутствие знаний о специфике художественного «языка» скульптуры приводит детей часто к неправильным суждениям. Для развития творчества в изобразительной деятельности важны не только навыки и умения, надо научить ребёнка эстетически воспринимать образы искусства разных видов и жанров. С этой целью в детском саду используются произведения изобразительного искусства, но знакомство с ними чаще всего осуществляется посредством рассматривания репродукций, иллюстраций, слайдов. Интерес к скульптуре у детей проявляется в мимике, активных действиях, обследованиях. Они могут самостоятельно охарактеризовать скульптуру, понимают пластику движения, выразительность окраски.    Воспринимая форму во время специально организованного обследования, ребёнок запоминает её при помощи мышечного чувства и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов, фигур.

Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком. Скульптура малых форм анималистического жанра не только эстетически обогащает старших дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование у детей начальных суждений, эстетической оценки. В заключение следует отметить, что только комплексное воздействие изобразительного искусства всех видов и жанров будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка, его эстетического восприятия, художественных способностей в творчестве.

Рекомендуем:  Психологическое развитие ребенка 4–5 лет

Искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, оно приобщает к одному из самых сложных искусств, которым необходимо овладеть каждому — это искусство видеть мир. Искусство помогает глубже познать окружающий мир, ярче чувствовать и больше замечать. Таким образом, искусство является особой формой познания и воспитания.

К сожалению,  практика семейного воспитания показывает, что посещение театральных зрелищ, музеев, выставок является скорее исключением, чем правилом. Развитие ребёнка как гармоничной личности во многом зависит от нас, взрослых.

Говорят, родительство меняет нас, и иногда перемены толкают мам и пап на небывалые культурные подвиги. Привести младенца в кино для знакомства с творчеством Тарантино, на концерт органной музыки или на пьесу Шекспира, отправиться великосветски улыбаться на концерте Брамса или хотя бы на литературный вечер в соседнюю библиотеку. Однако, нужно ли это детям?Разобраться в том, полезно ли «взрослое искусство» детям и с какого возраста стоит надеяться на совместный культурный досуг, помогают психологи Александр Тимофеев и Кристина Одегова.

Младенцы

Знакомиться с прекрасным ребенок начинает еще задолго до сознательного возраста. С момента рождения и до года ребенок также впитывает всё вокруг, правда пока только на бессознательном, сенсорном уровне: вижу, слышу, чувствую, ощущаю. Поэтому здорово, когда дома есть приятная музыка, красивые картины. Младенцы отлично реагируют на всё музыкальное, заряженное эмоциями.

При этом большие скопления народа могут утомлять ребенка. Это стоит учитывать: если вы посещаете с младенцем музеи, делайте это в день без экскурсий, когда там будет мало людей.

Кроме того, надо понимать разницу восприятия. Внимание детей в этом возрасте непроизвольное. Всё, что происходит, — это просто что-то, что случается с ним и мамой вместе. Поэтому ребенок может заинтересованно рассматривать прекрасные полотна, но также имеет право захотеть поесть. Выход в свет происходит у мамы, у ребёнка просто меняется дислокация детской.

Куда вы можете отправиться

Выставки картин на открытом воздухе, желательно на природе, пленэры, но без надежды на увлеченное участие мамы. Концерты разве что камерные или домашние, возможно, уличные. Праздники лучше ориентированные на присутствие детей. В этом возрасте ребенка не стоит перегружать эмоционально и физически, да и маме идет на пользу уединение с ребёнком и отдых.

Дети от года до 3-4 лет

Представляете себе провода? В них течет ток, а от мира его отделяет тонкая прослойка полимера — так вот наша нервная система тоже имеет некую изоляцию. И завершается она примерно к двум годам. Называется этот процесс «миелинизация нервных волокон». До этого времени перегружать систему (да и после) строго не рекомендуется.

Детский мозг нельзя перезапустить кнопкой reset. Растормошите центры возбуждения —получите истерику, бодрствование во время сна и много еще чего интересного. Поэтому, отправляясь с ребёнком на вечеринку сальсы, надо сто раз подумать и обязательно учесть все особенности и режим. Даже если вы невероятно современны и о режиме и слышать не хотите, он есть. Обычно где-то с полугода дети сами его устанавливают — примерное время просыпания и отхода ко сну, питания и игры.

Ни одна картина в мире не спасёт вас, если вы забыли об обеде или вовремя не дали ребенку отдонуть.

Куда вы можете отправиться

После года ареал поиска прекрасного у родителей расширяется. Ребенок уже ест взрослую еду, пьет воду и при этом может сказать, чего хочет. Ну, или намекнуть. Поэтому вам теперь по зубам даже двухдневная поездка или фестиваль. Однако показатели внимания и усидчивости остаются совсем на невысоком уровне. Ребёнку или интересно или нет. И всё.

А интересно ему новое, яркое, но не очень громкое. То, что можно потрогать, отгрызть, отломать, обтоптать и покричать весело рядом с обломками. Если у вас есть такие места досуга на примете — можно отправляться экспериментировать.

Однако после 2-х лет ситуация начинает меняться. Ребёнок входит в процесс сепарации от мамы, а значит, ему становится всё более интересно вне их маленькой компании. Но в места досуга для взрослых ему пока рано. Вам отлично подойдут кружки и интерактивные детские мероприятия — где ребенок сможет повзаимодействовать с актерами и стать участником спектакля.

Нужно понимать, что дети до 5 лет живут «здесь и сейчас». Поэтому сюжеты детских пьес, игр и мультфильмов должны быть простыми, последовательными и завершенными.

В этом возрасте вы можете попробовать пикники, домашние просмотры кино, которые можно обставить по всем правилам и даже с большим экраном, а также отправиться в летний кинотеатр, дружественно относящийся к детям. Но всегда надо быть готовыми а) к удовлетворению обычных потребностей — ребенок не сможет и не захочет потерпеть, б) отправиться домой или на прогулку, если ему надоело.

Дети 4-5 лет

Тот возраст, когда можно попробовать взрослые публичные места. Но учтите, что внимание ребенка по-прежнему сиюминутно, поэтому ему должно быть интересно происходящее. Правда, в этом возрасте детей также увлекает и социальное взаимодействие — поэтому именно поход куда-то с нарядами, сопутствующими ритуалами — покупкой сладкой ваты или одинаковыми футболками — может его порадовать и заинтересовать.

Рекомендуем:  Как заинтересовать детей в учёбе?

Главное не надеяться, что это будет просто поход в кино. Большинство жалоб от родителей на неуместное поведение детей приходится на разрушенные ожидания.

Дети не должны уметь отлично уметь себя вести в этом возрасте. Вся карта их потребностей транслируется в мир через игру и движение.

Куда вы можете отправиться

В кинотеатр, если это не 3D, а также не страшный или тяжелый эмоционально фильм. На городской праздник, где будет что-то интересное детям. В музей, где будет возможность хоть что-то потрогать. И главное, что надо взять с собой — это терпение, много терпения и еще еды, и салфеток, и лучше машину со всем этим.

Дошколята 5-7 лет

Здесь всё зависит от того, какими темпами идёт развитие и от того, каков характер ребенка. Кто-то способен усидеть 10 минут, кто-то 25. Однако всё, что давалось почти хорошо в 5 лет, станет лёгкими и приятным к 7 годам. И в кино можно будет уже именно сходить — посмотреть, посмеяться и даже всего 2 раза выйти в туалет. Или три.

Куда вы можете отправиться

Список мест примерно такой же, как и в предыдущей возрастной группе.

Дети 7-10 лет

Это идеальный возраст для совместного отдыха. Большинство детей уже знакомы с общественными нормами, знают, что такое договорённости и сами заинтересованы в досуге. Кроме того, внимание становится произвольным, а значит, приложив усилие, ребенок сможет следить за сюжетом даже если момент немного скучный. Большую часть бытовых процессов ребёнок уже усвоил, а пубертат еще не начался — идеальное время для формирования сферы семейных культурных интересов.

Кроме того, родители еще не выпали из ниши референтов и дети с удовольствием учатся вместе с ними новому, слушают их и перенимают их опыт и социальные навыки.

Куда вы можете отправиться

В любое место с маркировкой для данного возраста. Это может быть кино, спортивные мероприятия или научные выставки, парки и места активного отдыха. Ну не думали же вы, что ребёнок захочет в оперу? Хотя, если захочет, конечно, грех отказывать. Главное вместе изучите либретто.

К слову, либретто всегда лучше изучать заранее, чтобы не объяснять во время представления, почему тётя голая, а дядя протыкает другого дядю мечом. Современное искусство не стесняется рамок и возрастов, модно быть открытым и эпатажным. Так что если вы собрались на парад или карнавал, уточняйте детали.

Почти подростки 10-12 лет

Время пожинания плодов — если у вас с детьми есть общие увлечения и общие представления о нормах, то вместе вам море по колено. Правда, скорее всего, ребёнку уже интереснее с ребятами его возраста. Однако здесь на выручку приходят семейные традиции.

Куда вы можете отправиться

Любое место, выбранное сообща и отвечающее запросам возраста — интересно, подвижно, без сомнительных истин и откровенного насилия. Книжная ярмарка, маскарад и даже театральная премьера.

Подростки старше 12 лет

Прекрасный возраст, когда дети тонко чувствуют и становятся не чужды искусству — балету, музыке и кино. И если бы не кризисы и гормональные штормы, то вы бы отлично отдыхали вместе. А так — как повезёт.

Куда вы можете отправиться

Выбирать должен ребёнок — хотя бы в половине случаев. И если вы хотите, чтобы он уважал ваш выбор, необходимо отвечать взаимностью. Однако в большинстве случаев подростки захотят автономного досуга.

Советы экспертов

Рассказывает Кристина Одегова, педагог-психолог.

— Ребенок при маме — этот принцип говорит «да» всем совместным мероприятиям и походам, если они не перегружают вас и младенца, а также учитываются потребности ребенка.

Есть отличная книга Жан Ледлофф «Как сделать ребёнка счастливым: принцип преемственности». Автор жила в одном архаичном племени и пыталась разгадать секрет их всеобъемлющего довольства. И оказалось одна из тактик — это включение ребёнка во взрослые дела. В нашем обществе царит детоцентризм, это не всегда хорошо и полезно детям. А у них наоборот. Ребенок при родителях — а те заняты своими обычными функциями: готовкой, мастерством. Дети, где это возможно, включаются. И постепенно они сами начинают жить этой жизнью и радоваться ей.

Если мама и папа в нашем обществе много путешествовали до появления ребенка, или были театралами, светскими завсегдатаями джазовых вечеров — пускай берут потомство с собой. Конечно, учитывая его нужды и ресурсы.

Александр Тимофеев, семейный психолог и психоаналитик, советует четко обозначить цели вашего отдыха.

  1. Если хотите развлечься и разнообразить досуг, то для начала выбирайте что-то интересное и посильное для ребенка. В дальнейшем постепенно повышайте сложность и длительность мероприятия. В идеале и детям, и родителям должно стать интересно развлекаться вместе.
  2. Если вы преследуете образовательные цели, то вначале это тоже должно быть что-то интересное, веселое, захватывающее для ребенка. Сейчас масса музеев, детских центров и площадок, где в интерактивной манере знакомят с наукой, искусством и окружающим миром.
  3. Социализация. Посещая мероприятия и новые места, мы показываем ребенку различные бытовые ситуации, ролевые модели и навыки коммуникации. Там же он может общаться со сверстниками, учиться налаживать отношения с новыми людьми и пробовать работать в команде.

    Для подготовки к новому мероприятию можно дома попробовать ролевую игру: покупка билета в кассе, домашний спектакль со зрителями и актерами, выступление спортсменов в присутствии жюри. Это обучает правилам поведения и бытовым особенностям в разных местах.

  4. Обязательно комментируйте, поясняйте и расспрашивайте ребенка о происходящем. Так можно повысить его интерес и включенность, а также стимулировать его к выводам и размышлениями. Чтобы выяснить, чего хочет ребенок, есть две основные стратегии. Наблюдать за склонностями и интересами ребенка, чтобы выбрать подходящее для него мероприятие. И развивать его кругозор, посещая очень разные места, от музеев до концертов классической музыки.
  5. Если хотите закрепить в нем тягу к активному познавательному образу жизни, то обязательно подкрепляйте и поощряйте такое поведение. Ну и конечно, про личный пример не забывайте: взрослых тоже должны радовать внедомашние мероприятия.

Само посещение интересных мест можно использовать в системе поощрений и наказаний. Выполняет свои обязанности и договоренности? Награждается правом выбрать, куда пойдем на выходных. Нарушает? План развлечений сокращается или лишается права голоса в семейном совете о планах на выходных, советует психолог.

В качестве обучающего и воспитательного момента для детей постарше можно доверить им организацию посещения таких мероприятий: подумать о вариантах, найти информацию или афишу в интернете, забронировать или купить билеты. Это готовит ребенка к самостоятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: