Гимнастические упражнения для детей 4-5 лет

Малыши очень подвижны и воспринимают музыку более ярко и эмоционально именно через движение. Веселая гимнастика поможет развить у ребенка чувство ритма, координацию, а также быстроту реакции и внимание. Эти занятия очень полезны для здоровья, так как развивают основные двигательные навыки, формируют правильную осанку, тренируют вестибулярный аппарат и способствуют профилактике плоскостопия. Увлекательные игровые сюжеты, использование игрового оборудования (мячик, палочка, ленты), а также яркая, образная музыка замечательного композитора Николая Ребикова обязательно понравятся вашим детям! Заниматься с помощью диска можно дома, в детских садах и других детских учреждениях.

Комплексы могут использоваться как дома, так и в детских садах (на занятиях физкультурой, музыкальных занятиях), во время досуга и как составляющая часть утренников. Образность музыки и игровые сюжеты способствуют не только общефизическому развитию детей, но и стимулируют фантазию, творческое мышление и воображение; занятия воспитывают целенаправленность, настойчивость, наблюдательность, активность, увлечённость и умение осуществлять творческий замысел. Игры с предметами способствуют развитию координации и концентрации внимания.

Комплексы упражнений:

Воробушки

Зима

Поездка в лес

Часы

Цирк и др.   

Игра «Воробушки»

Описание игры: подвижная игра, направленная на развитие реакции, координации. Может использоваться на прогулках и детских праздниках.

Правила игры:        

Необходимо начертить большой круг диаметром 3-4 метра.

Посреди круга становится водящий — «Кошка», остальные дети «Воробушки» находятся по краям

По сигналу ведущего (воспитателя) «Воробушки» начинают запрыгивать в круг и выпрыгивать из него. Задача «Кошки» поймать всех «Воробушков».

Пойманный «Воробушек» остается в центре.

Когда внутри круга окажутся все «Воробушки», выбирается новая «Кошка».

Побеждает та «Кошка», которая сумеет быстрее других поймать всех «Воробушков».

Музыкально-художественная игра

Удивить современного ребенка сложно. С развитием техники и появлением все новых и новых технологий с каждым годом  это  становится все сложнее. Чтобы заинтересовать ребенка  и вовлечь его в образовательную деятельность педагогу приходится проявлять все больше находчивости, постоянно развивать свой педагогический талант, самосовершенствоваться. При этом необходимо не просто привлечь ребенка к участию, но и обеспечить его высокую активность, вызвать у него удовлетворение от процесса обучения.

Вызвать интерес у ребенка к занятиям физическими упражнениями легче, чем в какой либо другой образовательной области, т.к. подвижные игры являются активной осознанной деятельностью дошкольников. Любое движение (ходьба, бег, прыжки, лазание и ползание и т.д.) – это развлечение для ребенка. Задача педагога – наполнить смыслом это развлечение и с его помощью сформировать двигательные способности, укрепить здоровье ребенка, провести профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний и скорректировать имеющиеся отклонения в состоянии здоровья.

Я не боюсь ещё раз повторить:

Забота о здоровье-

это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

Зависит их духовная жизнь,

Мировоззрение, умственное развитие,

Прочность знаний, вера в свои силы

В.А. Сухомлинский

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Цель: Профилактика простудных заболеваний через проведение закаливающих процедур».

Задачи

Образовательные:

1.Создавать условия для сенсорно – моторного развития малыша.

2.Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребёнка.

Развивающие:

1. Развивать защитные силы организма, укрепление иммунитета.

Воспитывающие:

1.Воспитание разумного отношения к своему организму, привитие необходимых санитарно- гигиенических навыков и приобщение к здоровому образу жизни с самого детства

Технология: игровой заинтересовывающий момент, беседа, диалог с детьми, слушание музыки, рефлексия.

Форма проведения: групповая.

Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок», хождение по оздоровительным дорожкам, массаж.

Материалы:

демонстрационные: магнитофон, игрушки к сказке Колобок,

раздаточные: мячи, коврики

Этапы:

Дети просыпаются под звучание спокойной музыки и выполняют упражнения в постели. (Звуки природы лес)

1 упражнение:

— Проснись дружок, и улыбнись

От души ты потянись

С боку на бок повернись

В сказке «Колобок» ты окажись!

Потягивание.

2 упражнение:

— Зашагали ножки, топ-топ-топ.

Прямо по дорожке, топ-топ-топ.

Ну-ка веселее, вот как мы умеем, топ-топ-топ!

И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях.

Три шага вперёд по кровати. Три шага назад. Д-5 раза. Т — средний.

3 упражнение:

— Колобочек поднялся (и.п.: лёжа на спине, руки поднимаем вверх)

И румянцем налился (и.п.: растираем ладонями щёчки)

Из печи его достали (и.п.: из положения лёжа поднять туловище, вытянув руки вперёд)

И в сметане обваляли (и.п.: взявшись руками за колени наклонять их на один бок потом на другой)

Положили на окошко,

Чтобы он остыл немножко (и.п.: дуем на ладошки)

 Дети встают с кроватей и подходят к ковру, где разложены профилактические дорожки в виде тропинок, между которыми стоят пуфики, на них сидят звери — заяц, волк, медведь, лиса.

Воспитатель:  

Колобочек полежал

И в окошко убежал.

Покатился он вперёд,

Докатился до ворот,

И за речкой на пригорке

Зайца встретил возле норки.

Дети подходят к пуфику с зайцем и прыгают как зайцы.

Далеко ли путь лежит,

Колобочек всё бежит

 До оврага докатился,

Через ров перекатился,

 И в овраге встретил волка,

 Волк сидел зубами щёлкал.

Дети, подойдя к пуфику с волком, изображают злого волка, стучат зубами.

Далеко ли путь лежит,

Колобочек всё бежит

Вот на встречу по дороге

Брёл медведь к своей берлоге.

Дети идут как мишки, переваливаясь с боку на бок.

На опушечке в лесу

Встретил рыжую лису.

Дети изображают лисичку, идут, виляя хвостиками.

Не успел разинуть рот

Как упал лисе в живот.

Сюжетно-ролевая игра «Поездка в лес»

Поездка в лес.

 Цель: Расширять представления детей о действиях водителя и пассажиров. Познакомить с ролью контролёра. Учить последовательно выполнять игровые действия, не выходить из взятой роли до конца игры, по ходу её сопровождать речью действия. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте природы во время путешествия в лес, любовь и бережное к ней отношение.

 Материал: Автобус, построенный из стульев и строительных модулей:

 • кабина с рулём и микрофоном

 • проездные билеты – карточки с геометрическими фигурами)

 • компостер – дырокол

 • остановка автобуса – дорожный знак

 • набор детских инструментов: отвёртка, молоток, клещи, насос, гаечный ключ

 • тряпочки для протирания автобуса

 • имитация леса

 • зелёная поляна – коврик

 • шишки, цветы, игрушечные фотоаппараты и видеокамера.

 • Доска для рисования мелом

 • Магнитофон (аудиозапись – «Голоса птиц»)

 Игрушки, используемые в игре в качестве персонажей: Незнайка, Ёжик, Заяц.

Содержание игры: Взрослый открывает на доске нарисованный автобус, в нём за закрытым окошком картинка с фигуркой Незнайки и просит детей вспомнить, куда они ездили в таком автобусе. Дети вспоминают, при необходимости педагог даёт подсказку. Затем взрослый показывает портрет Незнайки, и говорит, что Незнайка приехал в этом автобусе, чтобы вместе с ребятами отправиться в лес. Уточняет действия водителя, пассажиров во время поездки в автобусе.

 Педагог предлагает детям поехать на автобусе в лес. Помогает детям распределить роли, говорит о том, что в лесу можно будет собрать шишки, цветы, предлагает детям взять с собой корзинки, яблоки, морковку, чтобы угостить зверей которых могут встретить в лесу, а также взять бутерброды и воду, чтобы подкрепиться самим. Закрепляет картинку-остановку на мольберте возле воображаемого леса.

 После распределения ролей и сбора всего необходимого в дорогу, взрослый предлагает приобрести проездные билеты. Все отправляются на остановку автобуса. Когда автобус подъезжает, дети рассаживаются в автобусе, взрослый напоминает водителю, что надо объявлять остановки, а пассажирам напоминает, что нужно пробить компостером билеты и сообщает, что в автобусе будет ехать контролёр, он проверяет билеты у пассажиров, следит, чтобы каждый пассажир занимал то место, которое указано в его билете, чтобы водитель объявлял остановки. Все отправляются в поездку: водитель крутит руль, имитирует работу мотора, объявляет остановки, пассажиры показывают проездные билеты, контролёр проверяет у всех билеты, при необходимости подсказывает названия остановок. На остановке «Лес» дети выходят, контролёр сообщает, что у него сейчас перерыв в работе, и он может отправиться с детьми и Незнайкой в лес. Водитель остаётся протирать, ремонтировать автобус, дети с Незнайкой и педагогом отправляются гулять по лесу. Взрослый обращает внимание на то, как ярко светит солнце, предлагает детям послушать, как поют птицы в лесу (включает аудио запись, обращает внимание на то, что под ногами много шишек, их можно собрать для изготовления поделок. Дети собирают шишки, потом им «встречается» ёж под ёлкой, взрослый предлагает угостить его яблоком, а детям присесть на полянку и тоже подкрепиться. Дети рассаживаются, едят яблоки, бутерброды, булочки, запивают газированной и минеральной водой. Незнайка предлагает взять ёжика собой в детский сад, но педагог вместе с детьми объясняют Незнайке, почему он не должен этого делать. В это время взрослый выносит зайчика, он «прыгает», боится детей, прячется за дерево. Незнайка громко кричит: «Смотрите, какой он трусишка! ». Зайчик «убегает». Взрослый и ребята рассказывают Незнайке, почему в лесу нельзя шуметь, затем педагог предлагает оставить зайчишке морковку. Ребята ходят по лесу, фотографируют, делают видеосъёмку. В это время Незнайка «вырывает» все цветы на поляне, педагог обращает на это внимание детей, и предлагает рассказать Незнайке, почему нельзя этого делать. Затем дети аккуратно «сажают» цветы на полянку и любуются. Взрослый обращает внимание на то, что становится темно, надо идти в автобус и возвращаться s детский сад. Все садятся в автобус. Водитель заводит автобус, называет остановки, имитирует рокот мотора и т. п., на остановке «Детский сад» дети выходят. Автобус едет в парк. Педагог предлагает Незнайке погостить у ребят и выучить правила поведения в лесу, затем он предлагает детям рассказать о своём путешествии помощнику воспитателя.

Список используемой литературы:

Бекина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 2-3 лет. – М., 2007.

Кряж В.Н. и др. Игровая  гимнастика. Ритм. Пластика. – Минск, 2011.

Лисицкая Т. Пластика, ритм. – М.: Физкультура и спорт, 2009.

Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких волшебников. – «ДТД», 2009.

Ротэрс Т.Т. Художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 2005.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.  – СПб., 2010.

Рассчитайтесь по порядку, Становитесь на зарядку!

Вот уже вставать пора

Вот уже вставать пора!

Просыпайся, детвора!!!

Быстро встанем по порядку –

Дружно сделаем зарядку!

Все готовы? Не зевай!

Упражненья начинай!

Поприветствуем друг друга

И пройдёмся мы по кругу.

Сели-встали, сели-встали –

Наши ножки не устали.

Ручки в стороны и вверх –

Станем мы сильнее всех!

Мы попрыгали немножко

Друг за другом по дорожке!

Побежали умываться,

Причесаться, одеваться!

Мы зарядкой занимались

Мы зарядкой занимались:

На носочки поднимались

И тянули ручки ввысь,

Ну-ка, солнышка коснись!

А потом мы приседали,

Меньше мышки в норке стали.

Ну-ка, спрячемся от кошки:

Носик прижимаем к ножке

. Становитесь на зарядку

Становитесь на зарядку!

Всё в зарядке по порядку.

Начинаем: – Раз и два!

Руки, ноги, голова…

Мы подвигали всем телом,

Тело бегать захотело!

Хочет многое успеть:

Срочно в космос полететь,

Поиграть в футбол и салки,

И попрыгать на скакалке,

Побежать в волшебный лес.

Иль допрыгнуть до небес!

Нам лениться не годится.

Помните, ребятки,

Даже звери, даже птицы

Делают зарядку.

На лесной полянке

На лесной полянке в ряд

Звери делают зарядку.

Заяц головой вращает – Имитировать движения.

Мышцы шеи разминает.

Делает старательно каждое движенье,

Очень ему нравится это упражненье.

Полосатенький енот

Изображает вертолёт:

Лапками машет назад и вперёд,

Словно собрался в далёкий полёт.

Серый волк немного сонный,

Выполняет он наклоны:

«Ты, волчишка, не ленись!

Вправо, влево наклонись,

А потом вперёд, назад,

Получишь бодрости заряд!

Медвежонок приседает,

От пола пятки отрывает,

Спинку держит прямо-прямо!

Так учила его мама.

Ну а белки, словно мячики,

Дружно прыгают и скачут!

Заяц

Раз – присядка, два – прыжок, Имитировать движения.

И опять присядка,

А потом опять прыжок –

Заячья зарядка!

Птичка

Птичка скачет, словно пляшет,

Птичка крылышками машет

И взлетает без оглядки –

Это Птичкина зарядка!

Белка

Белки скачут очень быстро, .

Развевая хвост пушистый,

Целый час играют в прятки –

Это беличья зарядка!

Щенок

А щенята, как проснутся,

Очень любят потянуться,

Обязательно зевнут,

Ловко хвостиком махнут.

Котёнок

А котята спинки выгнут

И неслышно с места прыгнут.

Перед тем как прогуляться,

Начинают умываться.

Рано утром

Рано утром на зарядку

Выходили по порядку

Пёс-Барбос, утёнок смелый

И котёнок белый-белый.

Раз-два, три-четыре,

Хвост трубой, а лапки шире.

И ты тоже не ленись,

Рядом с ними становись.

Кот Дымок (Имитировать движения)

Я, согласно распорядку,

Утром делаю зарядку.

Подошёл наш кот Дымок

И на коврик рядом лёг.

Говорю ему:

– Дымок!

Повернись на правый бок,

Лапки вытяни вперёд,

А потом – наоборот,

Повернись на левый бок…

Молодец наш кот Дымок!

Упражненья так, как надо,

Выполнял все. И в награду

Получил на завтрак он Свой любимый рацион.

Гимнастика для котят

Сон прошёл, и мы проснулись, Дети потягиваются,

Улыбнулись, потянулись, лёжа на спине.

Лапки друг о дружку трём Потирают одну руку о другую.

Рекомендуем:  Развитие ребенка до года по месяцам

И в ладошки громко бьём. Хлопают.

А теперь поднимем ножки, Поочерёдно поднимают ноги.

Как у нашей мамы Кошки,

Левая и правая –

мы котята бравые.

На животик повернулись, Переворачиваются на живот.

Снова дружно потянулись.

Оторвали от подушки Поднимают, опускают голову.

Носик, голову и ушки,

На коленки резво встали – Двигают тазобедренными суставами вправо и влево.

«Хвостиками» помахали, Выгибают т прогибают спину

Выгнулись, прогнулись,

На бок повернулись, Поворачивают голову вправо и влево.

Сели на кроватке, Сидя на кровати, свешивают ноги, почёсывают пятки.

Почесали пятки,

Постучали об пол немножко, Стучат пятками об пол.

Набирайтесь силы, ножки!

Сил набрались наши ножки,

Поскакали по дорожке, Ходят по дорожке здоровья.

По дорожке не простой,

По неровной, по колючей,

По шершавой – вот какой!

Мы проснулись, мы готовы

Петь, играть и бегать снова.

Дружно нам сказать не лень:

«Здравствуй день, весёлый день!»

« Прогулка » Упражнение для профилактики плоскостопия

Дружно за руки возьмемся, Ходьба с перекатом с пятки на носок

В лес зеленый мы пойдем,

По полянке мы пройдемся,

Песню весело споем.

Нагибайся, погляди-ка, Ходьба боком по толстому шнуру

Что краснеет по кустом?

Ты не прячься, земляника,

Все равно тебя найдем!

Комары звенят над нами, Перекаты с носка на пятку, стоя на толстом шнуре

Комары кусают в лоб.

Мы воюем с комарами, Одновременно с перекатами выполнять хлопки в

Мы в ладоши хлоп, хлоп, хлоп! ладоши перед собой, над головой, справа, слева,

внизу.

« Петух » для мышц шеи

Ах, красавец-петушок! Клевательные движения головой в горизон-

На макушке – гребешок, тальной плоскости вправо – влево.

А под клювом-то бородка. Клевательные движения головой вперед-на-

зад, подбородок движется параллельно полу

Очень гордая походка: Идти по кругу, делая махи руками и поднимая

Лапы кверху поднимает, голову – вдох, а опуская — выдох

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встает, Наклоны головы вправо-влево

Громко на заре поет:

— Кукареку! Хватит спать! Помахать руками, как крыльями, поднимая

Всем давно пора вставать! опуская голову

« Цветочек и бабочка » упражнение для пальцев, гимнастика для глаз

Набухай скорей бутон,

Распусти цветок – пион.

Под эти слова дети выполняют упражнение для пальцев: подушечки пальцев обеих рук сомкнуть-«бутон». Низ ладоней прижать друг к другу, пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть- «цветок».

Давайте попробуем вдохнуть чудесный аромат, произнося: «А-а-ах!»

Вот к прекрасному цветку подлетела бабочка, Посмотрим глазками, как она летает.

(Дети сидят, двигаются только глаза) Посмотрите влево-вправо, вверх-вниз. Теперь нарисуйте глазами солнышко. Бабочка села на цветочек, греется на солнышке. Она от удовольствия даже глазки закрыла.

« Дедушка Егор »

Гимнастика для ног для профилактики плоскостопия

Из-за лесу, из-за гор Ходьба на месте, не отрывая носки от пола,

Едет дедушка Егор. стараясь поднимать выше пятки.

Сам на лошадке, Ходьба на пятках, руки за спиной

Жена на коровке, Ходьба на носках, руки за головой

Дети на телятках, Ходьба с перекатом с пятки на носок, руки

на поясе.

Внуки на козлятках. Ходьба с высоким подниманием ног, сог-

нутых в колене, руки в стороны

Гоп, гоп, гоп! Приподниматься на носки и опускаться Приехали! Присесть

« Медведюшка »

Гимнастика для ног (песня М. Красева «Медведюшка»)

Покажи-ка нам, медведюшка, Ходьба на внешнем своде стопы

Как сбирались красны девушки

За брусникой, за малиной

Да за ягодой калиной,

Как с корзинками шли по лесу, Ходьба с перекатом с пятки на носок

Набирали ягод доверху,

Отдохнуть они садились,

Ко пенечку прислонились.

Покажи-ка нам, медведюшка, Вставать на носки, делая вдох и разводя руки

Как зевали красны девушки, в стороны, и опускаться на всю стопу.

Как накрылися платочком Сесть на пол, руки-упор сзади

Да уснули под кусточком. Попеременно вытягивать и выпрямлять

носки ног

Как вскочили, потянулись, Встать, потянуться

Меж собой переглянулись, Повороты в стороны

Звонко песню запевали, Ходьба топающим шагом

Хороводы затевали.

А у нас котята (гимнастика в постели)

А у нас котята спят. Мур-мур, мур-мур! Дети ложатся

Просыпаться не хотят.

Мур-мур, мур-мур!

на кровати,

Тихо спят спина к спине

и мурлыкают во сне.

«свернувшись клубочком».

Мур-мур, мур-мур! Мур-мур, мур-мур!

Вот на спинку все легли.

Мур-мур, мур-мур!

Поворачиваются на спину и

делают вращательные

движения руками и ногами

Расшалились все они.

Мур-мур, мур-мур!

Лапки вверх, и все подряд

всё мурлыкают, шалят.

Мур-мур, мур-мур! Мур-мур, мур-мур!

Зарядка бельчат

В лесной глуши на ёлке

Жили-были два бельчонка.

Жили дружно, не тужили

И с зарядкою дружили.

Вставали рано поутру Потянуться.

Изображали кенгуру: Прыжки на двух ногах.

За уши лапками хватались Руки поднести к ушам.

И вправо-влево наклонялись. Наклоны в стороны.

Дружно хлопали в ладошки Хлопки в ладоши.

И тянулись, словно кошки. Круговые движения руками,

потянуться.

Ножками топали, Ходьба на месте с притопом.

Глазками хлопали, Поморгать глазами.

Головками крутили, Повороты головы в стороны.

Друг за другом вслед ходили. Ходьба на месте.

Зарядка для слона

Головой качает слон,

Раз-два-три – вперёд наклон,

Раз-два-три – теперь назад. Наклоны вперёд, назад.

Головой качает слон –

Он зарядку делать рад. Подбородок к груди, затем

голову запрокинуть назад.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. Дети садятся.

***

Раз – подняться, потянуться, Потянулись.

Два – согнуться, разогнуться, Прогнули спинки, руки на поясе.

Три – в ладоши три хлопка, Хлопки в ладоши.

Головою три кивка. Движения головой.

На четыре – руки шире. Руки в стороны.

Пять – руками помахать. Махи руками.

Шесть – на место сесть опять. Сесть на место.

Зарядка для лошадки

Быстроногая Лошадка

Утром делала зарядку.

Потянулась для начала Имитировать движения.

И копытом постучала.

Цок! Цок!

А теперь прыжки – вперёд,

Вбок, назад, наоборот.

Скок! Скок!

Бег на месте, а потом –

Махи гривой и хвостом.

Мах! Мах!

До чего же хвост и грива

Шелковисты и красивы!

Ах! Ах!

Громко фыркнула Лошадка:

– Фр-р-р! Закончена зарядка!

Не пора ли подкрепиться?

Дайте сена и водицы!

Весёлая зарядка

Мы весёлую зарядку Наклоны влево-вправо,

Начинаем для ребят. затем – вперёд-назад.

Приседаем и встаём, Присесть – встать.

Никогда не устаём.

Раз, два, три, четыре Присесть – встать.

Руки выше, Руки вверх.

Ноги шире. Прыжок, ноги на ширине плеч.

Раз, два, три, четыре.

Мы шагаем по четыре.

Маршировка на месте

или с продвижением вперёд.

Раз, два – дружно в ряд,

Три, четыре – все подряд.

МАМА

Маме надо помогать,

Маме надо отдыхать.

Я на цыпочках хожу, .

Я её не разбужу.

Тук-тук-тук-тук,

Моих пяточек слышен стук, .

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

Пингвин

Лёд да лёд, лёд да лёд, Ходьба на внутренней стороне

А по льду пингвин идёт. стопы.

Скользкий лёд, скользкий лёд,

А пингвин не упадёт.

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Ходьба на внешней стороне стопы.

А медведь молчит,

Не рычит и не урчит.

У медведя во бору

Я и мёду наберу.

Курица и цыплята

Из колодца принесла

Курица водицы.

И цыплята всей семьёй

Побежали мыться. Мелкий бег, руки-«крылышки»трепещут.

Зайка

Скок-поскок, скок-поскок. Прыжки на двух ногах.

Зайка прыгнул на пенёк,

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Ходьба в присяде.

Гусятки

Плыли гусятки – красные лапки,

Озером, озером, всё по порядку.

Серые плыли, белые плыли,

Красными лапками воду мутили.

Ножки вместе,

Ножки врозь,

Прыжки:ноги то вместе,

Ножки прямо, то на ширине плеч.

Ножки вкось,

Ножки здесь,

Ножки там…

Что за шум, что за гам!

Едем, едем, долго едем. Ходьба топающим шагом.

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там и сможем отдохнуть.

Заводные мы машинки, Пружинистые полуприсяды.

Наши ножки, как пружинки.

Много раз мы приседали

И нисколько не устали.

Гимнастика-побудка «Весна» для детей старшей группы

Солнце уж не спит давно,

Смотрит к нам оно в окно. Дети просыпаются.

Хорошо вам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Тихо-тихо, колокольчик, позвени,

Всех мальчишек и девчонок разбуди.

Лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища

Все проснулись, потянулись. Потянуться,

И друг другу улыбнулись. вытягивая позвоночник.

Пробуждение Потягивание

Снег растаял, всюду лужи –

Выше ноги поднимай.

Ноги нам мочить не нужно,

По дорожке ты шагай!

Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Подтянуть

ноги к груди, обхватить руками. Перейти в исходное положение. Подтянуть колено правой ноги к груди, отвести ногу, согнутую в колене,влево (скручивание).Повторить то же самое

левой ногой (отвести вправо)

Что за чудо-красота,

Расписные ворота!

В небе радуга повисла,

Как цветное коромысло!

Исходное положение: лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева направо и справа налево. Повторить то же левой ногой. Ноги в коленях не сгибать

По дорожкам пыль летит,

Гром грохочет, гром гремит!

Спрячемся от грома,

Громкого такого!

Исходное положение: лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Подтянуть

ноги к груди, обхватить руками. Перейти в исходное положение.

В голубой рубашке

Бежит по дну овражка

Весёлый ручеёк.

Запустим мы кораблики,

Бумажные кораблики,

И путь их так далёк.

Исходное положение: лёжа на животе, руки под подбородком. Приподняться, прогнуть

спину. Вытянуть прямые руки перед собой и покачаться.

Замедляется движенье, исчезает напряженье

(Упражнения для снятия тревоги, усталости, волнения, для расслабления)

Педагог предлагает детям взяться за руки, чтобы получился круг, а затем присесть на корточки. Далее он говорит:

«Представьте, что вы – астры и растёте на клумбе». После этого ребята выполняют упражнения под текстовое сопровождение:Снятие напряжения, усталости

Астры

Мы астры, астры, астры, Дети медленно привстают

На клумбе вырастаем. с корточек, затем поднимают руки.

Нас любят не напрасно,

Когда мы расцветаем. Ходят по кругу, держась за руки.

Мы – красивые цветы,

Мы – весёлые цветы. Махи руками вперёд и назад,2–3 раза.

Что вы делали, ребята?

Как дела у вас, ребята?

Как вы время провели?

Как играли? Что видали?

Что за день узнать смогли?

Попрошу я вас, ребята,

Рассказать мне по порядку,

Например, как вы сегодня

Утром делали зарядку.

Руки вверх мы поднимали –

Раз, примерно, целых пять. Подъём рук рывком над головой

А подняв, не забывали — на вдохе, их плавное опускание

Опускать их вниз опять. на выдохе – 5 раз.

Поворачивали тело

То направо, то налево.

Это делали умело

Саша, Катя, Ксюша, Сева…Повороты в стороны 5–6 раз.

Исходное положение – пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.

Шишки дружно собирали

И в корзинку мы бросали.

Вмиг окончили мы сбор,

Привели в порядок бор. 5–6 энергичных наклонов туловища вперёд.

Гуси на прогулке

Гуси – не простые птицы, Дети идут за взрослым

Ходят чинно, вереницей. вперевалку, слегка вытянув шею

– Гуси, гуси! – Га-га-га! – Хорошо вам? – Да-да-да!

– Ну, летите веселей На лужок, да поскорей! Бегут, размахивая руками, словно крыльями.

Три медведя

Жили-были три медведя,

три медведя во бору.

Выходили на зарядку

три медведя поутру.

Малыш – веселый мишка,

Ушастенький Топтыжка. Семенящий шаг на носочках.

Шла в розовой панамочке

Купать Топтыжку мамочка. Идут мягким шагом,кокетливо размахивая руками.

И очень важно, молодец!

Шёл сзади всех медведь-отец. Делать неуклюжие движения телом, показывая, что

идёт большой медведь.

Все дружно прыгнули в воду.

Слегка наклониться вперёд, имитировать технику плавания кролем, потом брассом.

Вышли медведи из воды и стали отряхиваться.

Трясти головой, издавая звуки: «у-у-у» – грозно, ласково, пискляво.

А Мишутке стало весело. Он, напевая, прыгает по полянке. Разные прыжки.

А папа, хоть и очень тяжёлый, но попрыгать тоже любит.

Прыгать с ноги на ногу, с пятки на пятку, тяжело переваливаясь.

И мама присоединилась к общему веселью.

Улыбаясь друг другу, Они взялись за руки и запели.

Всем взяться за руки и, раскачиваясь, петь песню: «Улыбка», «Песенка о дружбе» и т. д.

Кошечка

На скамейке у окошка Вытянула кошка задние лапки,

Улеглась и дремлет кошка. потянула передние, выгнула спинку

Кошка, глазки открывай, и сказала: «мур-мяу». А потом нача

День зарядкой начинай. ла перекатываться с боку на бок.

Вдруг кошка перевернулась на спину и «поехала» на велосипеде.

Делать ногами движения, имитирующие езду на велосипеде.

Доехала кошка до кухни,встала на лапки, подошла к миске и стала лакать молочко.

Движения головой вперёд-вверх. Высунуть язык, имитируя лакание и облизывание.

Вкусное молочко! Облизала мордочку и лапки. Прогнуться и сказать «мур-мяу».

Но тут прилетела муха и стала дразнить кошку.

Летает то высоко, то низко, а кошка за ней прыгает.

Хватательные движения руками. Затем подключить прыжки.

Поймать «муху» и довольно сказать «мяу!».

Ну, а теперь можно потанцевать и попрыгать.

Я и прямо, Я и боком,

С поворотом И с прискоком,

И с разбега, И на месте,

Рекомендуем:  Общение с гиперактивным ребенком: советы родителям

И двумя ногами Вместе.

Во время прыжков повторять стихи, постепенно переходить на танцевальные движения, напевая:Мяу! Мяу! Мур! Мур! Мур! Миллер мяу! Бур! Бур! Бур!

Мотив может быть использован любой.

Мы сегодня бегали (регуляция мышечного тонуса)

Мы сегодня бегали, Бег на месте.

Мы сегодня прыгали. Прыжки на месте.

Мы устать успели. Наклоны головой вправо-влево.

Спать мы захотели. Руки под щёку.

Мы на травке сядем, Приседание.

Отдыхать мы станем. Лечь на пол.

Мы закроем глазки, Закрыть глаза, руки под голову.

Будем слушать сказки. Опустить руки вдоль тела.

Все умеют танцевать (релаксация «напряжение-расслабление»)

Все умеют танцевать, Дети лежат на ковре, на спине,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая.

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Напрягаем плечи, сильно-сильно –расслабляем.

Напрягаем руки,руки вдоль туловища.

«Сейчас мы с вами поучимся напрягать и расслаблять разные мышцы».

Голос педагога тихий, успокаивающий. Звучит спокойная музыка.

сильно-сильно –расслабились. Кладём руку на живот и «надуваем шарик»,

держим, держим – «сдули шарик». Напрягаем ноги, сильно-сильно –расслабили.

Отдыхаем, чувствуем, как расслабились ножки, ручки, плечики…

Кулачки (расслабление мышц рук)

Руки на коленях,

Кулачки зажаты.

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем,

Опускаем, разжимаем.

Руки сжать в кулачки покрепче, чтобы косточки побелели.Вдох-выдох (2 раза).

Приподнять и опустить расслабленную кисть каждого ребенка.

Олени (расслабление мышц рук)

Посмотрите: мы – олени,

Рвётся ветер нам навстречу.

Ветер стих,

Расправим плечи.

Руки снова на колени.

А теперь – немного лени…

Руки не напряжены

И расслаб-ле-ны…

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают наши пальчики.

Дышится легко… ровно… глубоко…

Руки скрещены над головой, пальцы широко расставлены.

Руки твёрдые, как у оленя рога. Держим так руки… Напряжение неприятно. Уронили руки на колени. Расслабились. Вдох-выдох.

Пружинки (расслабление ног)

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Ты носочки поднимай,

Крепче, крепче нажимай.

Нет пружинок – отдыхай!

Руки не напряжены,

Ноги не напряжены

И расслаб-ле-ны…

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики.

Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Пружинки выскакивают из пола и

отталкивают носки. Носки вверх, пятки прижаты к полу. Прижмем пружинки крепче к полу. Ой, как тяжело. Ноги напряжены. Перестанем нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Как приятно!

Загораем (расслабление ног)

Мы прекрасно загораем,

Ноги выше поднимаем,

Держим… держим… напрягаем…

Загорели! Опускаем.

Ноги не напряжены

И расслаб-ле-ны.

Сидим на стуле. Ноги опущены. Ноги поднять, держать поднятыми 2–3 секунды. Ноги

напряглись? Опустили. Расслабили. Ноги твёрдые,каменные. Устали? Отдыхаем.

Штанга (расслабление мышц рук, ног, корпуса)

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом.

Штангу с пола поднимаем,

Держим, держим… и бросаем.

Наши мышцы не устали

И ещё послушней стали.

Нам становится понятно:

Расслабление – приятно.

Встать, представить, что поднимаешь тяжёлую штангу. Наклониться, взять её, сжать

руками. Тяжело, с напряжением подержать штангу. Устали руки и бросили штангу (руки свободно повисают вдоль туловища).

Кораблик (расслабление мышц рук, ног, корпуса)

Стало палубу качать,

Ногу к палубе прижать!

Крепко ногу прижимаем,

А другую – расслабляем.

Сели. Руки на колени,

А теперь немного лени.

Напряженье улетело,

И расслабилось всё тело.

Наши мышцы не устали.

И ещё послушней стали.

Дышится легко… ровно…глубоко…

Мы на корабле. Ноги расставим пошире. Руки за спиной. Качнуло палубу – прижать к полу правую ногу. Выпрямились. Расслабились.Качнуло в другую сторону.

Шарик (расслабление мышц живота)

Так вот шарик надуваем!

А рукою проверяем. — Вдох.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко… ровно…глубоко…

Любопытная Варвара (расслабление мышц шеи)

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо,

А потом вперёд – тут немного отдохнёт.

Шея не напряжена и расслаблена…

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, всё дальше вверх!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно.

Шея не напряжена и расслаб-ле-на…

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращение обратно – расслабление приятно.

Шея не напряжена и расслаб-ле-на…

По 2 раза в каждую сторону.

Хоботок (расслабление мышц губ, нижней челюсти)

Подражаю я слону, губы хоботком тяну,

А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Губы не напряжены и расслаб-ле-ны.

Вытянуть губы «хоботком». Губы напрягись. Расслабить. А теперь губы стали

мягкими, ненапряженными.

Лягушки (расслабление мышц губ, нижней челюсти)

Чтоб понравиться лягушкам –

тянем губы прямо к ушкам!

Потяну и перестану

и нисколько не устану!

Губы не напряжены и расслаб-ле-ны.

Орешек (расслабление мышц губ, нижней челюсти)

Зубы крепче мы сожмём,

а потом их разожмём.

Губы чуть приоткрываются,

всё приятно расслабляется.

Крепко сжать зубы. Челюсти напряжены. Разжать челюсти.

« Колобок » упражнение для профилактики плоскостопия

Тише, тише, Колобок! Ходьба с высоким подниманием ног,

Вдруг услышит серый волк. согнутых в коленях.

Тихо ножками пойдем, Ходьба на носках, сохраняя хорошую

Незаметно прошмыгнем. осанку

Но румяный Колобок Приподниматься на носки и опускаться

Прыгнул прямо в огород, на всю стопу

Через грядки вдоль забора Перекаты с носка на пятку.

Скачет, словно от Федоры.

Забавная зарядка (с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

Вот по кругу мы идём –

Раз, два, три. Раз, два, три.

Воспитатель строит детей в

круг. Обычная ходьба по кругу.

На носочках мы идём –

Раз, два, три. Раз, два, три.

Ходьба на носках.

Ноги выше поднимаем – Раз,

два, три. Раз, два, три.

Ходьба с высоко поднятыми

коленями.

Веселей теперь шагаем –

Раз, два, три. Раз, два, три.

Ходьба обычная.

Если кубик на пути,

раз, два, три, раз, два, три.

Ходьба с перешагиванием.

Ты его перешагни.

Раз, два, три. Раз, два, три.

Быстрым шагом мы пойдём.

Раз, два, три. Раз, два, три.

Ходьба быстрым шагом.

А теперь бегом, бегом –

Раз, два, три. Раз, два, три.

Обычный бег.

Остановитесь, встаньте в круг.

Раз, два, три.

Построение в круг.

Так, чтоб ровным был наш круг.

Раз, два, три.

На камушек мы сели,

Сели, посидели.

Ножки отдыхают,

Погладить мышцы ног и ступни

Мышцы расслабляют.

Зарядка для самых маленьких

Достань солнышко. Скажите малышу, что солнце светит прямо у него над головой (можете держать в руках желтый воздушный шар). Попросите его достать солнышко. Он будет вытягивать ручки вверх и подниматься на носочки. Вот вам и упражнение № 1.

На носочках и на пяточках. Спросите у ребенка: как он умеет ходить на носочках и на пяточках? Покажите, как это делать. Пусть кукла или любимая мягкая игрушка тоже примут участие и продемонстрируют свои способности.

Приседания. Как научить ребенка приседать? Разбросайте по комнате разные предметы (или игрушки) и попросите малыша приносить их вам по одной и складывать, например, в коробку. Условия игры «заставят» его приседать.

Мостик. Этот мостик отличается от взрослого, потому что выполняется наоборот. Малыш должен стоять на руках и стопах, но не животом, а спиной вверх. Следите, чтобы он выпрямлял коленки. Загляните крохе в лицо и спросите: «А кто у нас мостиком стал?»

Паровозик. Пусть малыш станет на четвереньки и покажет, как едет паровоз. Можно сопровождать движения звуками: «чух-чух». Обозначьте траекторию движения «паровозика», пусть попробует сделать задний ход.

Самолетик. Расставьте руки в стороны и облетите вокруг комнаты. Сопровождайте ваши движения звуками летящего самолета: «у-у-у-у».

Ножницы. Это классическое упражнение, которое все мы хорошо знаем. Мышцы пресса у ребенка еще не настолько крепкие, чтобы долго удерживать ноги на весу. У него будут свои «ножницы». Главное — старание!

Кошечка. Пусть малыш станет на четвереньки и прогнет спинку вверх и вниз, как кошечка. Не забудьте помурлыкать!

Мишка косолапый. Спросите у ребенка: «Как ходит мишка?» Пусть он покажет. Продемонстрируйте и вы неуклюжие движения косолапого.

Бег и прыжки. Спринтерский бег для двухлетнего карапуза, скорее всего, закончится падением. Учитесь быстрому бегу постепенно. Для хорошей координации движений и равновесия предложите малышу бегать между расставленными предметами. После бега займитесь прыжками. Это не составит огромного труда: попросите малыша показать, как прыгает заяц.

Гимнастика спины, живота, рук, ног

Каждый возраст требует свой комплекс упражнений.

Гимнастику для детей лучше всего начинать до года. Педиатры считают, что упражнения следует выполнять с 5-го месяца, так как за этот период мышцы ребенка укрепляются и способны приносить пользу малышу без нанесения ему вреда и травм.

В грудном возрасте регулярные занятия по гимнастике подготавливают малыша к сидению, ползанию, стоянию и правильному дыханию. Продолжительность занятий не должна превышать 8 – 10 минут.

Упражнения: скрещивание и подъем рук, сгибание/разгибание ножек, перевороты со спинки на живот и наоборот, сгибание туловища.

Годовалые дети уже могут самостоятельно приседать, делать первые движения в ходьбе. Занятия можно увеличить до 10 – 12 минут в день.

Упражнения: соединения локтя с коленом, стоп и лба, прижимание ножек к животику, вращательные движения согнутых ножек по и против часовой стрелке, укладывания ребенка на живот, приподнятие ребенка за подмышки (имитация ходьбы) и др.

Гимнастические упражнения для детей 1 – 3 лет имеют свои нюансы: все занятия должны быть разнообразными и выполняться в веселом ритме в форме какой-либо игры, истории или действия, увлекающих и заинтересовывающих малыша. Спортивные занятия выполняют две функции: помогают развиваться малышу физически и одновременно содействуют в формировании артистизма и улучшению фантазии.

Упражнения: перелезть через подушку, проползти под низким столом, подражать движениям животных, персонажам из сказок и др.

В 4 – 5 лет осанка ребенка уже сформирована, развито мышление и они могут концентрироваться. Упражнения выполняют для развития координации движений и гибкости. Гимнастику обычно дополняют с играми в мяч и с мягким эспандером. Продолжительность занятий не должна превышать 15 минут.

Упражнения: ходьба по узкой дорожке, боком, задом наперед, бег в различном темпе, проползание под препятствием и др.

Гимнастика для детей 6 – 8 лет защищают от заболеваний опорно-двигательного аппарата и способствуют налаживанию организационных моментов ребенка. Главные цели: во-первых, малышу следует научиться быть ответственным за получение хороших результатов тренировок; во-вторых, развитие мускулатуры ребенка.

Гимнастические занятия следует проводить в определенное время. Можно дополнять соответствующим музыкальным фоном и ритмическими детскими песнями.

Упражнения: «мостик», шпагаты, стойка на лопатках и т.д.

Детская гимнастика для детей 8 – 10 лет чаще всего выполняется отдельно для девочек и мальчиков. Гармония души, тела, спорта и искусства – это сочетание упражнений с обручами, лентами, мячами, булавами и другим спортивным инвентарем. В этом возрасте у детей интенсивно формируются эстетические вкусы, развивается абстрактное мышление, музыкальный слух и вырабатывается чувство ритма; повышается атлетизм и развиваются физические силы, формируется уверенность, воля и твердость характера. В этом возрасте показаны ритмичные сольные и парные упражнения, правильная постановка ног и движения под музыку.

Упражнения: сложные прыжки, повороты, волны и т.д.

Гимнастические занятия от 11 до 16 лет – это танцевальные и атлетические упражнения, снимающие нервное напряжение ребенка и отвлекающие от школы. Дети учатся выполнять сложные гимнастические, акробатические и силовые элементы.

Упражнения: ходьба с перемещениями, прогибы спины, пируэты, рондаты, махи на брусьях, стойки на руках и т.д.

Комфортные занятия обеспечиваются благодаря хорошо проветриваемой комнате, одежде из натуральных тканей и хорошему настроению.

Где и как заниматься?

Пальчиковая гимнастика удобна тем, что заниматься ею можно когда угодно и где угодно: дома, на улице во время прогулки, по дороге в детский сад, в общественном транспорте, в садике. Довольно часто в детских дошкольных образовательных учреждениях элементы пальчиковой гимнастики сочетают с артикуляционной гимнастикой. Особенно это важно для дошкольников 4–5 лет и 6–7 лет — воспитанников старшей и подготовительной группы.

Пальчиковые упражнения широко распространены в программе детских образовательных студий и кружков, особенно школ и студий раннего развития, которые посещают ребята дошкольного возраста от младшей, средней до подготовительной групп. Для умственно отсталых детей, имеющих определенные диагнозы и стоящих на диспансерном учете у психиатра и невролога, занятия с элементами пальчиковых игр проводят коррекционные педагоги и специалисты ЛФК, но и мама вполне может играть с ребенком самостоятельно.

Для новорожденных пальчиковая гимнастика может ограничиваться развитием тактильных ощущений, которые малыш получает при соприкосновении с новыми предметами, игрушками, во время ежедневного массажа, если мама не забывает массировать пальчики и ладошки крохи.

Для детей раннего возраста от полугода до 2–3 лет особенно важна стимуляция речевых центров, а потому занятия имеют огромное развивающее значение.

Особого дидактического материала для такой гимнастики не требуется. Для того чтобы сделать занятия интересными и максимально полезными, потребуется все, что вы сможете обнаружить у себя в кладовке или на балконе: пуговицы, скорлупа от орехов, любые колючие и пупырчатые предметы, пробки, еловые шишки, сломанная клавиатура от компьютера, различные колпачки, пластилин, бельевые прищепки, веревка и так далее. Все, что имеет фактуру на ощупь, — отличный материал для занятий.

Рекомендуем:  Влияние среды на развитие ребенка

Начинать каждое занятие лучше с легкой разминки для кистей. Помассируйте ребенку ручки своими пальцами, погладьте каждый пальчик, круговыми движениями погладьте ладони. Ручки малыша должны быть теплыми, а нервные рецепторы — более восприимчивыми к последующим упражнениям. Если ребенку уже более 3 лет, он вполне может сделать самомассаж — размять свои пальчики и ладошки самостоятельно.

Пальчиковые упражнения можно делать сколько угодно раз в день. Противопоказаний гимнастика не имеет. Даже лежа в постели с температурой, ребенок вполне может захотеть вместе с мамой показать на пальчиках любую сказку или инсценировать стишок. Это поможет удержать его в постели, если доктор прописал постельный режим, а также развлечет чадо.

Противопоказания

Гимнастические упражнения для детей, которые нужно выполнять каждое утро, почти не имеют противопоказаний. Если ребенок отлично себя чувствует, у него нет проблем с суставами или кровообращением, то можно смело начинать зарядку, причем постоянно добавлять новые комплексы, либо увеличивать продолжительность старых.

Осторожнее следует быть, если есть проблемы со здоровьем. Врачи рассматривают следующий список противопоказаний:

  • простуда, любые другие временные инфекции. Во время борьбы с вирусом температура тела поднимается. А любые физические нагрузки поднимают ее дополнительно, что можно привести к осложнениям и хроническим заболеваниям;
  • воспаления. Поднимается температура тела, и в областях воспаления могут развиться гангрены, гнойные инфекции, поскольку образуется благоприятная среда для роста бактерий;
  • кровотечения. Физические упражнения ускоряют кровообращение, из-за чего течение становится еще сильнее;
  • проблемы с давлением. Если они временные, то нужно до выздоровления прекратить утреннюю гимнастику. Когда давление постоянно не в норме, то следует проконсультироваться с лечащим врачом. Он расскажет, какие конкретно упражнения можно выполнять, и они не навредят здоровью;
  • злокачественные опухоли. При таких серьезных заболеваниях организму не следует давать дополнительную нагрузку, поскольку ему приходится тратить много энергии на борьбу с болезнью.

Не рекомендованы физические нагрузки и на стадиях выздоровления. Нужно дать время организму, чтобы он окончательно окреп, и только после этого возобновлять гимнастику.

 Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;
  • Дуть в дудочку;
  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
  • Надувать мыльные пузыри;
  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

Физиологические изменения в 5-летнем возрасте

Многие родители замечают, что на пятом году жизни ребенок сильно «вытягивается» и худеет. Действительно, для этого возраста характерно стремительное изменение структуры тела. Именно сейчас организм ребенка избавляется от лишних жировых отложений, используя основную часть питательных элементов для роста и укрепления мышечной ткани. Как правило, крупные мышцы малыша развиваются интенсивнее, чем мелкие, из-за чего грудная клетка, корпус и ягодицы ребенка заметно расширяются.

Физиологическое развитие ребенка 5 лет, согласно усредненным нормам, должно соответствовать следующим показателям:

  • рост – от 99 до 116 см;
  • вес – от 14,7 до 20 килограммов.

При этом за год малыш вырастает в среднем на 4-6 сантиметров, и практически не прибавляет в весе, из-за чего кажется, что ребенок резко худеет. На самом же деле это является вполне нормальной возрастной особенностью.

Профилактика плоскостопия

Для профилактики плоскостопия делайте гимнастику для стоп.

◈ Усадите малыша на пол и предложите ему побыть обезьянкой. Вокруг разбросайте разные (небольшие) предметы и попросите кроху собрать их пальчиками ног. Покажите, как это делать. Задача окажется не из легких!

◈ Сядьте на полу (на мягкой поверхности) друг напротив друга, зажмите полотенце (или одежду) между ногами и поиграйте в «перетягивание каната».

◈ Сядьте на полу, передавайте друг другу мяч, толкая его стопами.

◈ Пусть малыш поднимет руки вверх, станет на носочки и пройдет несколько кругов по комнате. Это упражнение хорошо тренирует мышцы голени и стопы.

Двигаемся под песенки

При желании любую детскую песенку можно использовать в качестве музыкального сопровождения, а также подсказки к действию при выполнении зарядки. Вот, например, такую:

А-а, в Африке горы вот такой вышины, (поднимаем руки вверх)

А-а, в Африке реки вот такой ширины, (поднимаем руки в стороны)

А-а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)

А-а, обезьяны, кашалоты,

А-а, и зеленый попугай (машем руками, как птички)

Гимнастика в воде

Этот вид упражнений относится к лечебным и положительно воздействует на детский организм: гидрокинезотерапия издавна считается эликсиром жизни для тела, кожи и души.

Преимущества водных процедур для детей:

  • формирование осанки;
  • улучшение кровообращения;
  • увеличение жизненного объема легких;
  • закаливание организма;
  • увеличение сопротивляемости инфекциям;
  • улучшение эмоционального фона.

Гимнастические упражнения, выполняемые в воде разнообразны: это и различные глубины погружения, занятия с гантелями, пенопластовыми плотиками, упражнения о стенку, ступени или поручни бассейна, многообразные виды ходьбы, приседания, повороты туловища и другие движения в воде, а также «поплавок», «кроль», «осанка балерины», «захлест» и т.д.

Гимнастические упражнения должны приносить детям удовольствие. Если ребенок боится воды, то лучше поменять разновидность гимнастики или вовсе отменить упражнения.

Что это такое?

Пальчиковая гимнастика представляет собой забавную инсценировку стишков и считалочек при помощи пальцев рук. Казалось бы, ничего полезного для здоровья ребенка в таких играх нет – они лишь развлекают. На самом деле все обстоит не так. На кончиках пальцев расположено множество биологически активных точек, стимуляция которых вызывает цепочную реакцию нейронов, приводящую к стимулированию определенных отделов головного мозга. Кроме того, ребенок учится переключать внимание, улучшается координация движений и мелкая моторика.

Во время игр детям приходится произносить определенные слова одновременно с движениями пальцами, а потому происходит совместное развитие речевого центра, вестибулярного аппарата, центра мышления и логики. Функциональные возможности коры головного мозга в момент занятия находятся на высоте, систематические же упражнения отлично развивают малыша.

Психологи, педиатры и психотерапевты считают, что пальчиковая гимнастика расширяет «горизонты», развивает фантазию и воображение ребенка, стимулирует его ориентацию в пространстве. К тому же при выполнении игровых упражнений стимулируется развитие кисти и пальцев, что немаловажно для дошкольников, ведь скоро им предстоит взять в руки карандаши и ручку, им предстоит обучение письму.

Отцом-основателем этого метода считается советский педагог Василий Сухомлинский. Именно он первым обосновал и изучил воздействие пальчиковых упражнений на развитие детей и составил первое пособие по пальчиковой гимнастике.

Примерные комплексы упражнений для детей в домашних условиях

Гимнастические упражнения для детей подбираются в полном соответствии с возрастом ребенка. В зависимости от его физических способностей формируется комплекс занятий.

Перед началом гимнастики обязательно выполняется разминка.

4-5 лет

Упражнения в возрасте 4-5 лет направлены на развитие мышц.

Отлично подойдет комплекс, выполняемый по инструкции:

  1. Принимается положение лежа на животе. Ребенку нужно поочередно поднимать руки и ноги наверх (насколько это возможно).
  2. Поддерживается положение лежа на животе. Ребенок поднимает 1 руку и ногу, при этом он учится тянуть носок на ступне.
  3. Ребенок переворачивается на спину. Сначала поднимают ноги, делают упражнение «велосипед». Затем меняется на «ножницы», когда ноги посменно скрещиваются.
  4. В положении лежа на спине выполняется упражнение «березка». Ноги поднимаются высоко вверх, носки вытягиваются. Далее поднимают бедра, помогают им руками. Упершись локтями в пол, туловище поднимается максимально высоко, и ноги при этом выдерживаются в ровном положении. Продержать такую стойку нужно 3-5 сек.
  5. Принимается положение стоя, ноги на ширине плеч. Выполняются приседания. Родителям нужно проследить, чтобы ребенок постоянно дышал, потому что многие задерживают дыхание до полного завершения упражнения.
  6. Принимается положение стоя на коленях. Руки вытягиваются вперед и ставятся на пол. Нужно потянуться, слегка раскачивая корпусом. Упражнение называется «кошка» из-за сходства в движениях.

Каждое упражнение выполняется по 8-15 раз, в зависимости от физической подготовки ребенка.

6-7 лет

Комплекс занятий для дошкольников меняется. Им требуется больше пространства, поскольку большинство упражнений построены на активности.

Комплекс разделяется на этапы:

  1. Бег. Контролировать, чтобы ребенок бежал по ровной линии или выдерживал определенный темп, не нужно. Он может вилять, разгоняться и переходить на быструю ходьбу. Время бега – 35-40 сек.
  2. Прыжки. Чередуются прыжки с выпадом вперед, на одной ноге, на месте и через скакалку. Каждый заход выполняется по 15-20 раз.
  3. Отжимания. Для начала используют поверхность примерно на 40-50 см выше уровня пола в качестве упора. Со временем планку постепенно снижают, пока она не дойдет до уровня пола. Выполняется по 10-15 раз.

Когда только осуществляется переход на активные упражнения, их продолжительность начинается с 3-5 раз (для бега – с 15-20 сек). Со временем количество увеличивается. Такое постепенный рост активности позволяет ребенку подстроиться под новый ритм без вреда здоровью.

К комплексу упражнений можно добавить игру с мячом. Его кидают в стену, затем ловят. Лучше, если ловят по очередь родители и дети, тогда активности в упражнении больше.

8-10 лет

Гимнастических упражнений для детей 8-10 лет очень много. Здесь ребенку предстоит концентрироваться, поскольку они включают в себя нагрузку на разные группы мышц. Нужно одновременно выполнять несколько действий, что требует сосредоточенности, которая отсутствует у дошкольников.

Стандартный комплекс упражнений:

  1. Исходное положение (далее ИП): руки вдоль туловища, ноги вместе. Выполняется ходьба на месте с высоким подниманием колен. Время: 1 мин.
  2. ИП: аналогичное. На вдохе руки поднимаются вверх, а левая нога отводится назад, вытягивается носок. На выдохе принимается ИП. Дальше процесс повторяется с правой ногой. Для каждой выполняют по 10 подходов.
  3. ИП: стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, на поясе. Выполняются наклоны в стороны, поднимая и вытягивая руку (если наклон вправо, рука – левая). Для каждого наклона требуется по 10 подходов.
  4. ИП: ноги расставлены широко, руки на поясе. На выдохе нужно наклониться вперед, дотянуться левой рукой до носка правой ноги. Затем процесс повторяется с правой рукой, для каждой по 10 подходов.
  5. ИП: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и соединены ладонями перед грудью. Выполняются повороты корпуса в разные стороны. При этом локти раскидываются в стороны. Возвращаясь в ИП, локти нужно прижимать друг к другу. Для каждой стороны выполняется по 10 подходов.
  6. ИП: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполняются неполные приседания (когда угол согнутых коленей равен примерно 90 градусам). При этом руки вытягиваются вперед, но при подъеме возвращаются в первоначальное положение. Приседания полезны для нормализации кровообращения, работы пищеварительных органов и тренировки выносливости. Поэтому подходов здесь должно быть столько, сколько сможет выполнить ребенок. Главное – выдерживать умеренный темп, не торопиться.
  7. ИП: на полу, упор делается на ладони и пальцы ног. Выполняются обычные отжимания 8-10 раз.
  8. ИП: стоя, руки на поясе, ноги слегка расставлены. Выполняется 30-40 прыжков в умеренном темпе. Для опытных и выносливых детей подойдут прыжки на скакалке.
  9. ИП: как при выполнении 1 упражнения. Выполняется ходьба на месте с постепенным замедлением темпа. Время: 1 мин.

После 10 лет к зарядке можно добавлять спортивные снаряды для увеличения нагрузки – гантели, гири. Лучше делать это после консультации с профессиональным тренером.

 Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

Итак, к 5 годам здоровый ребенок обладает развитой крупной моторикой, что дает ему возможность заниматься различными видами спорта. Он обладает прекрасным воображением, развитым мышлением, речью, эмоциональной памятью, умением концентрировать внимание на достаточно длительное время. В пятилетнем возрасте ребенок воспринимает себя как личность и учится взаимодействовать со сверстниками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: