Влияние среды на развитие ребенка

В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т. е. имеет разный социальный статус.

Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).

Статус определяет поведение личности в обществе, т. е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

По мнению М. А. Галагузовой, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконова, социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации у ребенка проявляется объективная потребность человека быть «как все», параллельно с которой формируется другая потребность — проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.

Таким образом, социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум.

Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском возрасте. В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами: он отдает себе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо. Он может, например, отказаться от привлекательного предложения в финансовой операции, если предвидит достаточную степень риска, а он не готов поступить авантюрно, или он может посадить себя за необходимую работу, хотя он устал и сегодня он заслужил право отдохнуть.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, её нужно организовать и разумно направить.

Психологические особенности развития личности в дошкольном возрасте.

Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.

В нашей детской психологии серьезную попытку создать теорию развития личности ребенка дошкольного возраста предпринял А. Н. Леонтьев, опирающийся при этом на большой фактический материал, полученный как российскими, так и зарубежными авторами. Исходное положение этой теории состоит в том, что «изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений, есть то первое, что надо отметить, пытаясь подойти к решению вопроса о движущих силах развития его психики. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, — это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней».

Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л. С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

— В перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.

— В формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности.

— В формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности.

— В способности адаптации к изменяющимся условиям.

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.

Развитие ребенка и его личности, по Л. С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л. С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу

Личностные характеристики детей от 3 до 7 лет.

Успехи дошкольников в познании окружающего мира поистине велики, хотя логическое мышление у них ещё не сформировалось. Этому в определённой мере мешает их эгоцентризм, когда ребенок считает, что он – центр вселенной и все вращается вокруг него, как планеты вокруг солнца. Препятствует этому и недостаточно развитое умение сосредоточиваться только на какой-то одной (или нескольких, но не всех) стороне события, явления или предмета. Кроме того, в 3-5 лет дети ещё не способны проследить все стадии изменений, происходящих с объектом, в их последовательности, хотя, как правило, верно, фиксируют его начальное и конечное состояния.

Эгоцентризм. Как и дети в возрасте от года до 3 лет, дошкольники эгоцентричны: они ещё не понимают, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от их представлений, что вообще возможно существование разных точек зрения на один и тот же предмет. Как правило, в этом возрасте дети и не умеют взглянуть на объект с позиций другого человека.

Эгоцентризм накладывает отпечаток и на способ мышления, и на характер общения детей с другими людьми. Иногда дети начинают рассказывать о каком-нибудь событии не с начала, а с середины, словно предполагая, что окружающие думают в данный момент о том же, о чем и ребенок.

Центрация. Этот термин Пиаже ввел для обозначения тенденции сосредоточивать внимание на какой-то одной стороне события, явления, предмета. Если раньше дети могли воспринимать лишь целостный объект, то теперь в центре внимания может оказаться его часть.

Такое пока ещё ограниченное восприятие значительно сужает кругозор ребенка, и он формулирует свое мнение, основываясь не на том, какими вещи являются в действительности, а на том, какими они представляются ему. Для него три кусочка крекера выглядят чем-то большим (а он полагает, что и в реальности это именно так), нежели целый крекер; ему кажется, что две половинки бутерброда больше, чем целый бутерброд, а в высоком, но узком стакане сока больше, чем в низкой, но широкой чашке.

Неумение сосредоточиться на изменениях объекта. Дошкольники не способны уследить за тем, как меняется объект и как он переходит в другое состояние. Они прекрасно фиксируют в памяти лишь устойчивые ситуации, состояния – исходные и конечные, но от них ускользает сам процесс преобразования. В качестве иллюстрации этой специфики восприятия Пиаже использовал аналогию с кино: каждый кадр ребенок разглядывает как самостоятельный, не связанный с другими, в то время как взрослый воспринимает фильм как длящуюся во времени череду событий, связанных каким-то общим смыслом.

Необратимость мышления. Это понятие также принадлежит Пиаже и означает неспособность детей мысленно возвращаться к исходному пункту своих размышлений.

Размышляя над точкой зрения Пиаже относительно мышления детей-дошкольников, Вавсворт подчеркивает: «У Пиаже понятия эгоцентризма, центрации, преобразования и необратимости мышления взаимосвязаны. Уровень умственного развития ребенка определяется наличием или отсутствием у него любой из упомянутых характеристик. Постепенно эти факторы ослабевают. Ослабление эгоцентризма, например, позволяет лучше сосредотачиваться на простейших преобразованиях. А это, в свою очередь, создает основу для формирования способности мысленно возвращаться к исходному пункту рассуждений».

Условия развития личности ребенка дошкольного возраста

Влияние взрослых на развитие личности дошкольника

Личность человека является сложным образованием, процесс развития, становления и формирования которого зависит от многих факторов: биологических, природной и социальной среды, воспитания и обучения, собственной активности младенцев.

С младенческого возраста человек развивается как существо социальное. Источником и условием этого развития является общественная среда. С помощью людей, через людей, она все время взаимодействует с окружающей действительностью взаимодействия ребенка со средой, прежде всего с социальным окружением, микросредой, усвоение культуры человечества играют важную роль в его психическом развитии, становлении его как личности.

В дошкольном возрасте формируются психологические качества и механизмы личности, налаживаются связи, отношения, которые составляют ядро личности. В этот период формируются устойчивый внутренний мир, формы поведения, которые дают основания считать ребенка личностью.

Условия развития дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно повышаются требования взрослых к его поведению, и центральным требованием является соблюдение обязательных для всех правил поведения, норм общественной морали. Новые возможности познания мира способствуют усвоению форм взаимоотношений, которые существуют между взрослыми. Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с их интересами и мыслями. Все время меняется и усложняется его деятельность, предъявляются новые требования к восприятию, мышлению, памяти, умению организовывать свое поведение. Все это постепенно формирует личность ребенка, а каждое личностное достояние меняет, расширяет возможности для воспитания. Условия развития и саморазвитие личности взаимосвязанны.

Рекомендуем:  Что должен уметь ребенок 2-3 лет?

Развитие личности ребенка охватывает такие качественные изменения:

1) понимание ребенком окружающего мира, осознание своего места в нем, что порождает новые мотивы поведения, под влиянием которых он осуществляет свои поступки;

2) развитие чувств и воли, обеспечивающих действенность мотивов, устойчивость поведения, его независимость от внешних обстоятельств

Основное влияние взрослых на развитие личности ребенка заключается в организации усвоения им моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Сильнее всего, на ребенка влияет поведение близких ему людей. Он подражает им, принимает их манеры, заимствует у них способ оценки людей, событий, вещей. Однако это влияние не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью других людей, наблюдая за тем, как они работают, слушая рассказы, сказки, просматривая фильмы и т.д. Для него образцовым является поведение людей, которых уважают, о ком одобрительно говорят.

Взрослые играют ведущую роль в развитии личности ребенка, учат ребенка правилам поведения, которые организуют ее в повседневных делах, настраивают на положительные поступки. Постепенно малыши начинают самостоятельно оценивать свои поступки на основе собственных представлений о том, какого поведения ждут от них взрослые и ровесники.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, касающиеся культурно-гигиенических навыков, соблюдение режима, обращения с игрушками. Подчиняясь требованиям взрослых, они сами пытаются овладеть этими правилами. Нередко в дошкольном учреждении дети обращаются к воспитателю по поводу нарушения правил поведения их сверстниками. Эти заявления зачастую являются своеобразной просьбой подтвердить правило и его обязательность для всех. Иногда является попыткой открыть новое, неизвестное правило. В такой ситуации дети спрашивают, можно ли так делать.

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте очень важным является усвоение правил взаимоотношений с другими детьми, поскольку осложнения деятельности детей порождает необходимость учета прав, интересов товарищей. Детям нелегко осваивать такие правила, часто применяют их формально, не понимая сути и особенностей конкретного случая. Овладение ими происходит на основе опыта.

Ближайшим социальным окружением ребенка является, как правило, семья. Долгое время она ощутимо влияет на формирование личности подрастающего человека. Такие воздействия, как одобрение и неодобрение родителей, является регулятором и стимулом психического развития ребенка, от их характера зависит формирование некоторых свойств ребенка и его поведения.

Воспитание с использованием строгих, но противоречивых требований и запретов, как утверждают психиатры, вызывают у детей неврозы, навязчивые состояния и психастению. Отрицательно влияют на их самооценку и порождают неуверенность в собственных силах попытки взрослых изолировать ребенка от сверстников, лишения его элементарной самостоятельности, надоедливые наставления и нравоучения (с целью приучения к доброму, положительному), оскорбления, унижения, высмеивание и физические наказания за ошибки и неудачи, внушение ребенку его слабости и неполноценности.

В каждой семье между ребенком и родителями, несмотря на определенные общие признаки, складываются особые индивидуальные отношения в зависимости от использования родителями методов воздействия их отношения с детьми: демократические и авторитарные.

При демократической форме семейного влияния взрослые пытаются на равных контактировать с ребенком, доверяют ему, уважают мнение, разъясняют приняты в семье правила, содержательно отвечают на детские вопросы и т.д.

Использование многих ограничений в отношении детей предусматривает авторитарная форма семейного влияния. Родители-диктаторы заботятся о непоколебимости собственного авторитета, неуклонное подчинение детей их воли, до минимума сводят общение с целью объяснения правил поведения и т.д.

Дети из демократических семей чаще проявляют склонность и стремление к творчеству, инициативность, лидерские качества, нонконформизм (неприятие приспособленчества), адекватную эмоциональность .

Психологический климат в семье, который отражается на характере общения с детьми, уровне интереса к ним, их проблемам, заботе и внимании к ним, является существенным фактором формирования морального облика «Я — ребенка». Чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее формируется как личность, тем более подвержен пассивности и апатичности, тем выше вероятность формирования у него слабого характера. Дружеские отношения, теплая семейная атмосфера, в которой растет ребенок, способствуют формированию чувства личной защищенности, уверенности в себе, оптимизму.

Особая роль в семейной микросреде ребенка принадлежит матери, поскольку ей отдают предпочтение дети всех возрастных групп. Важное значение, имеют также отношения с отцом, братом, сестрой, дедушкой и бабушкой сею, нередко — с далекими родственниками.

Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

Личность — это конкретный человек со своими мыслями, точкой зрения, нормами поведения и нравственностью. Когда говорят о дошкольном возрасте, подразумевают промежуток от3 до 7 лет. В этом периоде дети уже умеют управлять своим поведением, несут ответственность за свои поступки и их действия в первую очередь зависят от мышления и нравственности, а не от стихийных импульсов.

Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте проходит несколько этапов и не заканчивается, так как получает продолжение в подростковом возрасте. Полностью созревание личности происходит к 18 годам, хотя в последнее время часты примеры инфантилизма, когда даже взрослый человек не готов отвечать за свои поступки и обладает неразвитой личностью по каким-то причинам.

Психологи спорят между собой, можно ли называть ребенка дошкольного возраста личностью. Да, развитие его как человека проходит определенные этапы, но личность еще настолько незрелая, что воспринимать ее отдельно от родителей не совсем верно. Именно поэтому мало-мальски развитой личностью считаются дети достигшие возраста в 14 лет, когда они уже абсолютно полностью понимают свои действия и готовы нести ответственность за свои поступки.

Характеристика личности дошкольника:

Самостоятельность. Ребенок уже может принимать сам решения, основываясь только на своих предпочтениях и своем мнении. При этом у него есть небольшой жизненный опыт, который позволяет анализировать свои действия и понимать последствия, пусть и не очень полно.

Произвольность. Дошкольник в состоянии соотнести свои поступки с нормами и правилами, которые ему считаются правильными и сделать вывод о допустимости или недопустимости своих действий.

Быть инициатором. Ребенок в таком возрасте уже может инициировать, подталкивать окружающих к действиям, которые необходимы ему.

Безопасность. Малыш понимает, что можно, а что нельзя делать с точки зрения безопасности здоровья. Например, что нельзя переходить дорогу на красный сигнал светофора или нельзя играть с ножом.

Ответственность. Понимание и принятие того, что за поступки необходимо отвечать и будут последствия.

Личностная готовность проявляется в самоактуализации. Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть, а главное – с любовью и восторгом.

Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Это следствие культурных образцов. Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные структуры личности: (1) притязания личности; (2) Я-концепция; (3) перспективы личности; (4) иерархия побуждений.

Притязания личности (эффективность и привлекательность). Уровень притязаний формируется путем успехов и неудач. У детей он чрезвычайно высок, но под влиянием неудач начинает снижаться.

Если ребенок найдет свою область (сферу деятельности или сферу общения), то страх компенсируется уверенностью в себе, в собственных силах. Ребенок постоянно утверждается в том, что у него есть преимущественного перед другими.

Стратегия родителей – сформировать в дошкольном возрасте уверенность в своих силах, а не способности.

Позиция уверенности: «Все зависит от меня, моих способностей, качеств, я могу все изменить, если изменю себя. Во мне причина неудач и успехов».

Позиция неуверенности: «Я нахожусь под влиянием обстоятельств, от меня ничего не зависит, все произойдет по воле рока».

Формирование Я-концепции. Я-концепция включает в себя 3 аспекта: оценочный, эмоциональный и когнитивный.

Оценочный. Самооценки в собственном виде еще нет, ребенку трудно оценить себя без внешней опорной шкалы, например, методики Дембо. Ребенок не может оценить такие свои качества, как доброта, чуткость и т.д., но если попросить его отметить меру этих качеств на предложенной ему шкале, он с этим справится.

Когнитивный. Имеется в виду способность составить описание самого себя.

Эмоциональный. Восприятие себя связано с неким типом переживаний. Если взрослый вспомнит себя ребенком, то ведущую роль играет некий эмоциональный фон (удивление, страх, угроза и т.п.). Ребенка можно понять через рисунки.

Перспективы личности у ребенка связаны с его образом взрослости. Если образ взрослости присоединен к обучению, то оно будет удовлетворять ребенка, и наоборот. Перспектива – это цель, реализация которой связана со смыслом жизни. Без осознания перспективы нет деятельности.

Влияние окружающей среды на развитие личности дошкольника.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья.

Каково же влияние среды на формирование человека? Единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок — обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, растёт и число социально обездоленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних. Подростковая преступность в России достигла угрожающих размеров. Значительное число правонарушителей в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

Школа, класс, друзья — следующий концентр близкого окружения подрастающего человека. Их влияние на становление и развитие личности весьма значительно. От силы, уровня и качества воздействия зависит, каким человек вырастет, носителем каких ценностей он станет.

Что оказывает большее влияние на развитие человека — среда или наследственность? Мнения специалистов по этому вопросу разделились. Приверженцы так называемого биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловное предпочтение отдают наследственности, а социогенного (социогенетического, — социологизаторского) — среде. Многие исследователи пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и — наследственности на развитие человека. Результаты очень противоречивы, что свидетельствует лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оценкам представителей социогенного направления, может достигать 90% влияние наследственности, считают сторонники биогенного направления, отнюдь не менее значимо: 80—90%! Большее доверие вызывают взвешенные оценки, игнорирующие крайности. Например, английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) к следующему заключению по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: из факторов умственного развития

64% приходится на наследственные влияния,

16%— на различия в уровне семейной среды,

3%— на различия в воспитании детей в той же семье и

17%— на смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).

Разумеется, наука стремится к точности, это её цель. Но вряд ли даже самые скрупулёзные вычисления будут полностью соответствовать действительности. Развивается каждый человек по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя. В каких пропорциях переплетутся действующие причины, к какому результату приведёт их взаимодействие, зависит от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни измерить нельзя.

Рекомендуем:  Развитие ребенка в 3 года: что должен уметь, рост, вес и навыки

Влияние среды на развитие ребенка с точки зрения педагогики.

В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т. е. имеет разный социальный статус.

Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).

Статус определяет поведение личности в обществе, т. е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

По мнению М. А. Галагузовой, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконова, социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации у ребенка проявляется объективная потребность человека быть «как все», параллельно с которой формируется другая потребность — проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.

Таким образом, социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум.

Заключение

Общество является институтом, который всегда производит образ личности, процесс развития которой направлен на постижение социума, его предметов и отношений, исторически выработанных форм и способов общения с природой и норм человеческих взаимоотношений. Однако ребенок самореализуется, когда становится личностью, носителем социально-человеческой деятельности в результате ее осуществления.

Таковы некоторые факты и теоретические соображения, побуждающие выступать против искусственной акселерации психического развития ребенка и разрабатывать психолого-педагогическую концепцию амплификации, обогащения этого развития.

Согласно этой концепции, оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, для его гармонического развития создаются не путем форсированного, сверхраннего обучения, направленного на сокращение детства, на преждевременное превращение младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т. д. Необходимо, наоборот, широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослыми. На их основе должно осуществляться целенаправленное формирование тех ценнейших душевных свойств и качеств, для возникновения которых создаются наиболее благоприятные предпосылки в раннем детстве и которые, как мы пытались показать, войдут затем в золотой фонд зрелой человеческой личности. В данной работе мы рассмотрели ряд вопросов касающихся развития, становления личности дошкольного возраста и пришли к выводу, что одним из главных периодов развития личности является дошкольный возраст, потому что именно в нём ребенок получает знания об окружающем мире, и он начинает понимать своё место в этом мире, а также именно в этом периоде развития он получает первые навыки которые влияют на становление дошкольной личности, от которой зависит его дальнейшее развитие в школе, какое место он займёт среди своих сверстников при совместных занятиях и об отношение к урокам.

Между тем, ребенок активно присваивает из своего окружения те ценности, которые определяют развитие его самосознания. Развитие тех звеньев самосознания, которые впервые получают интенсивное развитие в дошкольном возрасте или впервые заявляют о себе.

Развитие и рост ребенка зависят от ряда факторов, оказывающих на них влияние еще в период внутриутробной жизни. О том, что собой представляют факторы, влияющие на рост и развитие детей, а также можно ли каким-то образом изменить степень их влияния, читайте ниже.

Рост человека: что нужно знать об этом показателе?

Начнем с самого простого — роста ребенка, или длины его тела. Именно этот показатель позволяет понять, насколько физически гармонично развивается человек с самого детства. Как только кроха появляется на свет, медики измеряют длину его тела и продолжают это делать каждый месяц до года, таким образом контролируя процесс его физического развития. После года измерения становятся не такими частыми, но их всегда проводят во время плановых осмотров у педиатра.

Длина тела у детей стремительно меняется, и особенно заметными эти изменения являются в первый

год жизни. За этот период рост малыша увеличивается в среднем на 25 см. Это притом что наибольший скачок отмечается в первые полгода — на 16-17 см, тогда как остальные 8 см прибавляются постепенно в течение второй половины первого года.

Начиная со второго года показатели роста изменяются не с такой интенсивностью. В среднем за 12 месяцев второго года кроха вырастает на 10-12 см. В последующие три года ребенок растет еще медленнее, прибавляя в росте не более 8 см в год. Замедляется рост и с 5 до 10 лет, когда средние показатели увеличиваются в год не более чем на 6 см.

Резкие изменения и интенсивный скачок в росте в очередной раз происходят в пубертатный период, который наступает у девочек после 10 лет, а у мальчиков в среднем после 12 лет. В период с 13 до 15 у тех и у других рост может увеличиться в среднем на 25 см, из которых 10-15 см возможны в первый год переходного возраста. Как правило, девочки начинают расти в среднем на 1,5 года раньше мальчиков, при этом интенсивный процесс роста у них заканчивается к 14 годам. Дальше рост увеличивается незначительно у девочек до 18 лет и у мальчиков до 20 лет.

Какие же факторы могут повлиять на рост и можно ли какими-то способами контролировать этот процесс? На самом деле, понимая суть природы, нужно стараться обеспечить нормальные условия для развития и роста ребенка. Для этого нужно знать, что за рост отвечают генетические и средовые факторы, о которых подробнее расскажем ниже.

Генетические факторы

Рост с момента зачатия и в течение жизни человека во многом зависит от генного наследования. Огромное количество генов отвечает за темпы роста человека, и они способны регулировать множество процессов, стимулирующих и тормозящих рост.

Именно наследственность является основным фактором, определяющим скорость роста и его пределы. Кроме того, гены сказываются на определенных особенностях телосложения человека при условии проживания его в нормальных условиях окружающей среды. В противном случае не исключены сбои генетической программы с изменениями скорости и показателей роста.

Огромное влияние на процесс роста оказывает так называемый соматотропный ген (СТГ). Только в его присутствии остальные гены оказывают какое-то значение на показатели роста.

В период эмбрионального созревания личные гормональные влияния плода практически не влияют на процесс его роста. Главными стимуляторами являются плацентарная перфузия и маточный кровоток. Кроме того, ведущую роль играют гормоны матери, и это притом что уже к третьему месяцу беременности секреция СТГ достигает уровня, в десятки раз превышающего уровень матери после появления младенца на свет.

Рецепторы новорожденного еще недостаточно развиты, чтобы справиться с подобной нагрузкой самостоятельно. Именно высокий уровень СТГ, сохраняемый на протяжении первого года жизни ребенка, обеспечивает столь интенсивный рост и солидную прибавку в длине тела. Секреция СТГ во многом будет зависеть от:

  • условий жизни и питания:
  • сна;
  • уровня аминокислот, глюкозы и свободных жирных кислот.

Если нормальный сон и необходимый уровень аминокислот способствуют максимальному  уровню СТГ, то глюкоза и свободные жирные кислоты его снижают.

Что нужно знать о средовых факторах?

К средовым фактором относят:

  • алиментарный фактор (дефицит калорий, недостаток получения пищи источника белка, а также авитаминоз, нехватка аминокислот и пр.);
  • эмоциональные нагрузки;
  • режим дня;
  • уход;
  • режим сна и питания;
  • заболевания разного типа, включая хронические.

Также к средовым факторам можно отнести климато-географические условия, тормозящие или же, наоборот, стимулирующие процесс роста.

О нормах роста

Оценивая физическое развитие ребенка, специалисты опираются на некие нормы. Показатели роста также измеряются и сравниваются с нормой, определенной для детей разного возраста. Слишком значительные отклонения от нормы помогут обратить внимание на проблемы в

процессе развития, провести диагностику детского организма и выявить причину.

Существуют готовые таблицы с занесенными в них показателями нормы роста, а также веса, окружностей головы, груди детей на каждом этапе развития. Можно брать их за основу, но более точно высчитать норму роста для каждого отдельного ребенка можно с помощью формулы. Это позволит получить оптимальные показатели нормы роста с учетом возраста. Итак, в первый год жизни вывести средний показатель роста можно по формулам:

  1. До 6 месяцев — 66 см – 2*р, где р — это количество месяцев, недостающих до шести. Так, например, для трехмесячного малыша можно рассчитать норму роста следующим образом: 66 -2*3= 60 см. То есть в среднем такой кроха должен иметь длину тела в 60 см.
  2. После 6 месяцев — 66 см+1,5*р, где р — это опять же количество месяцев, но на этот раз после шести. То есть для девятимесячного ребенка рост можно рассчитать следующим образом: 66+1,5*3= 70,5 см.

Как видите, все просто и с расчетами сможет справиться каждый. Для определения показателей нормы роста детей после года также существуют формулы:

  1.       Ребенок до 8 лет: 130 см – 7*р, где р — это число лет до восьми. Рост пятилетнего малыша можно, например, рассчитать так: 130 – 7*3 = 109 см.
  2.       Дети старше 8 лет: 130 см+5*р, где р — это количество лет после восьми. Рост 12-летнего ребенка будет равен 130 см+5*4 = 150 см.
Рекомендуем:  8 советов, которые помогут ребенку справиться со страхами и тревогой

Такие простые расчеты помогают родителям определять средние показатели роста детей на каждом этапе их развития. Если есть потребность определения таких показателей между годами, например, в 4,5 года, то в качестве основных стоит использовать те числа, к которым возраст ребенка ближе всего.

Для максимально точного определения показателей роста детей часто используются центильные таблицы, которые при всей видимой сложности достаточно простые в использовании.

Факторы, влияющие на развитие интеллекта

Помимо наследственности, на интеллектуальное развитие ребенка огромное влияние оказывает социальная среда. Под средой современные психологи понимают внешние факторы, отражающиеся на процессе развития интеллекта. Эти факторы разделяют на два варианта среды: макро- и микро.

Макросреда — это особенности культуры страны и народа, где воспитывается ребенок, а также политическое устройство общества, климат, особенности местности и пр.

Микросреда — это то, что непосредственно окружает ребенка: родители, знакомые, друзья, родственники и пр.

По мнению специалистов, гены — это действительно основа для развития определенных процессов, тем не менее генетический набор не может не взаимодействовать с окружающей средой.

Степень влияния среды на ребенка во многом определяется его личной чувствительностью к ее особенностям и проявлениям. По мере роста и взросления воздействие среды на него будет меняться, и это совершенно нормально. Главной же силой психического развития человека может считаться только обучение.

Обучение как фактор, воздействующий на интеллектуальное развитие ребенка, играет не менее важную роль, чем перечисленные ранее.  В процессе обучения человек получает возможность раскрыть исторические и природные особенности.

Семья как часть микросферы и ее роль в процессе развития

Семья, а частности состав семьи, как социоэкономический фактор оказывает серьезное воздействие на процесс развития детей. Очень важно, чтобы семья была полноценной, так как у каждого из родителей своя роль. Мать, например, необходима ребенку для общения, ощущения безопасности и комфорта,

ласки и заботы. Отец в семье должен играть роль образца поведения, некого авторитета. Глядя на отца, ребенок учится быть самостоятельным, не боится принимать решения.

В неполных семьях дети часто растут агрессивными, стеснительными, конфликтными, страдают отсутствием дисциплины, плохо учатся и большую часть времени находятся в мире грез. Примечательно, что решающее значение приобретет не официальный развод, а неспособность родителей в семье взаимодействовать, демонстрируя правильную модель поведения и отношений друг с другом. В семьях, где родители продолжают жить вместе в отчуждении, происходит не менее сильное отрицательное воздействие на детскую психику, чем в неполных семьях.

В семьях, где отец или мать зависимы от алкоголя или наркотиков, общая атмосфера еще более пагубна, чем в тех семьях, где отца или матери нет совсем. Родители не выполняют обязательств по отношению друг к другу и к детям, между ними происходят регулярные конфликты и даже драки.

Проблемной считаются семьи, где мать-одиночка воспитывает «случайного» ребенка. Такие дети обязательно почувствуют свою нежеланность, что рано или поздно выльется в неспособность строить отношения со сверстниками, с энтузиазмом учиться или лидировать в группе. Главные

сложности у нелюбимых детей из неполных семей — неустойчивость к стрессам и неспособность самостоятельно решать проблемы.

Проблемными считаются многодетные семьи, вынужденные испытывать постоянные проблемы с деньгами. Родители в таких семьях, как правило, все свое время посвящают заработку для пропитания детей, при этом совершенно не уделяют внимания их воспитанию. Результат — дети долгое время живут в условиях скученности, ощущают на себе все негативные стороны нищеты и постепенно начинают деградировать, даже несмотря на высокий от природы уровень интеллекта.

Негативное влияние на развитие психики ребенка может оказать воспитание даже в обеспеченной семье. Занятые карьерой родители часто стараются компенсировать недостаток внимания к детям деньгами и подарками, что в результате приводит к формированию эгоцентричных, истеричных и эмоционально холодных личностей.

Что такое интеллектуальный климат в семье?

Особенно важным фактором, влияющим на интеллектуальное развитие, является интеллектуальный климат в семье. Об этом впервые заговорили психологи после проведения ряда анализов на уровень интеллекта детей в многодетных и небольших семьях.

Оказалось, что в многодетных семьях уровень развития интеллекта у детей ниже, чем в малых семьях, где воспитывается не больше двух детей. Кроме того, психологи выявили некую связь уровня интеллекта со временем рождения. У старших братьев и сестер интеллект оказался более высоким, чем у младших.

Роль питания в развитии детей

Нормальное психическое и физическое развитие детей будет возможным при условии соблюдении режима питания на основе сбалансированного рациона. Исследования специалистов в этой области лишний раз

доказали, что у постоянно недоедающих детей коэффициент интеллектуального развития в 5 лет составляет 75,9, тогда как у детей, получающих нормальное сбалансированное питание, к этому же возрасту он равен 93,7.

Дети, лишенные возможности полноценно питаться, имеют проблемы с логическим и абстрактным мышлением, они не так точно, как их правильно питающиеся сверстники, воспринимают окружающую действительность, отличаются скудным словарным запасом, низким уровнем развития моторных навыков и сниженным уровнем запоминания.

Игрушки как фактор, оказывающий влияние на развитие

Семья, условия жизни, обучение, воспитание, гены — все это важные факторы, каждый из которых оказывает свое влияние на процесс развития ребенка. Но есть еще один не менее важный фактор, о котором многие забывают и который на самом деле играет не менее важную роль. Это игрушки.

Не стоит забывать о том, что в детском возрасте игра — это ведущий вид деятельности, а  игрушки являются необходимой составляющей практически каждой игры. Дети нуждаются в

игрушках не потому, что мы привыкли так думать, а потому, что игрушки стимулируют развитие их личности, моторных навыков, речи, мышления, фантазии и так далее.

Правильно подобранные игрушки с раннего детства помогут малышу гармонично развиваться. Малышам важно иметь возможность чем-то увлечься, а игрушки помогают им избегать скуки, познавать мир, развивать сенсорные навыки.

Важно подбирать игрушки, соответствующие возрасту ребенка. Только в этом случае они будут иметь пользу. Так, например, совсем маленьким детям нравятся яркие игрушки контрастных цветов, способные издавать звуки, а также каталки разных типов, мячи и пищалки. Малышам постарше можно предложить игрушки-вкладыши, кубики, мозаики и пазлы. Повзрослевшие дети могут начинать играть в настольные игры, развивающие логику и мышление.

Раннее изучение иностранных языков как косвенный фактор, влияющий на развитие

Считается, что раннее изучение иностранных языков может негативным образом отразиться на дошкольном образовании и развитии ребенка в целом, лишая его драгоценного детства. На самом же деле ряд проведенных в этой области

исследований доказали, что ранние занятия иностранными языками положительно отражаются на развитии детей и способствуют повышению их общего образовательно-культурного уровня.

Когда речь идет о раннем развитии, то подразумеваются занятия с момента появления малыша на свет и до его поступления в школу — то есть в дошкольном возрасте. Именно в этот период детские мозг и психика отличаются особой пластичностью функций, а основной потенциал может быть реализован при условии правильного подхода взрослых.

Начинать работать с малышом над изучением иностранных языков можно с момента его появления на свет — в период наиболее активного развития мозга. Маленькие дети отлично впитывают информацию, а наряду с потребностью овладения речью уже в первые месяцы жизни эта способность окажется

особенно полезной.

Дети могут говорить сразу на нескольких языках уже к трем годам, если взрослые позаботятся об организации для них нескольких видов языковой среды. При этом нужно понимать, что чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее ему будет запоминать иностранные слова и правила.

Многие логопеды подтверждают тот факт, что на развитие речевых навыков в детстве огромное влияние оказывают занятия иностранными языками, которые к тому же активно тренируют артикуляционный аппарат. Занимаясь с детьми таким образом, важно добиться разделения родного и иностранного произношения.

Преимущества раннего изучения иностранных языков

Считается, что дети легко и надолго запоминают слова, вызывающие у них приятные эмоции. В свою очередь, эмоциональность неотделима от художественности. Так, например, в группах по работе с дошкольниками с изучением иностранных языков намеренно создают художественную среду, делая акцент на следующие виды деятельности:

  • литературную;
  • музыкальную;
  • танцевальную и пр.

В таких условиях у детей появляется желание и интерес заниматься иностранным языком, кроме того, такой подход

положительно влияет на их личностные особенности.

Многочисленные исследования подтвердили, что обучение иностранному языку не только помогает в развитии родной речи у ребенка, но и способствует его активному психическому развитию.

Считается, что оптимальный период для обучения такого рода — это возраст от двух до восьми лет. Что касается методик изучения, то общепризнанным и наиболее эффективным считается обучение в виде игры. В процессе игры дети получают возможность усовершенствовать развитие:

  • воображения;
  • памяти;
  • мышления;
  • внимания;
  • терпения;
  • концентрации и пр.

Процесс обучения в виде игры доставляет малышам удовольствие и мотивирует их продолжать работу над освоением иностранного языка.

Обучение в детском саду как косвенный фактор, влияющий на развитие

Еще один влияющий на развитие в раннем возрасте фактор — это обучение в детском саду. Именно там дети дошкольного возраста проводят большую часть времени, а значит, на воспитателей возлагается серьезная ответственность по обучению малышей деятельности внутри коллектива и устройству жизни в целом.

Правильный подход воспитательского состава позволяет

развивать в детях самостоятельность и инициативность. Кроме того, малыши усваивают базовые моральные нормы, навыки поведения в обществе. Именно воспитатели наряду с семьей оказывают наибольшее влияние на формирование основных черт личности ребенка, используя отдельные средства для влияния на группу в целом и на каждого малыша по отдельности.

Так же как и в случае с иностранным языками, воспитатели в детском саду влияют на детей с помощью игры. Именно игры помогают воспитать в ребятах положительные качества, которые в будущем будут им необходимы для успешной деятельности во всех сферах жизни.

Важно, чтобы воспитатели владели методикой обучения детей в совершенстве и были мотивированы развивать их положительные стороны, формируя поведение.

Музыка как косвенный фактор развития

Говоря о дополнительных факторах, так или иначе оказывающих влияние на развитие ребенка, нельзя не упомянуть музыку. Обучение музыке с ранних лет благоприятным образом сказывается на развитии личности.

Общепризнанный факт: музыкальные дети лучше справляются с обучением в школе, чем малыши, музыкальному развитию которых времени не уделялось.

Ребята, с раннего возраста приученные к прослушиванию классической музыки, демонстрируют нестандартный подход к решению задач, справляются с освоением точных наук и иностранных языков намного лучше тех детей, которые к музыке никогда не имели отношения.

Совершенно не зря в прошлые столетия обучение детей музыке и хореографии с ранних лет было обязательным в знатных семьях. Таким образом представители дворянства развивали своих чад, расширяя их возможности для личностной реализации в будущем.

Преимущества раннего приобщения ребенка к миру музыки неоспоримы. В процессе обучения у детей:

  • формируется слух;
  • развивается коммуникабельность;
  • развиваются терпение и сила воля;
  • расширяется кругозор;
  • повышается уровень интеллекта;
  • совершенствуется эмоциональная сфера и личностные качества.

Начинать приобщать ребенка к музыке можно с первых дней жизни. Сначала это будет мамина колыбельная, классические композиции, прослушанные перед сном, а со временем — песни, исполненные дуэтом, музыкальные инструменты, занятия в музыкальной студии или школе.

Ментальная арифметика и ее влияние на развитие детей

И еще один фактор, пусть не самый значимый, но оказывающий определенное влияние на развитие ребенка, — это ментальная арифметика, подразумевающая работу с соробанами (счетами). Этот метод развивает оба полушария мозга.

Речь идет о старинной (более двух тысяч лет) методике, благодаря которой можно стимулировать умственное

развитие ребенка с 4 лет.

Дети, с детства приобщенные к данной методике, развивают способности, позволяющие им стать успешными и уверенными в себе людьми, обладающими:

  • творческим потенциалом;
  • интуицией;
  • воображением;
  • самостоятельностью.

Дети, с которыми работают по методике ментальной арифметики, получают возможность вступить во взрослую жизнь уверенными в себе личностями, которые знают, чего хотят от жизни и как этого добиться. А это очень важно в современном мире.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: