Креативные техники нетрадиционного рисования для детского сада

Дети седьмого года жизни уверенно используют приёмы классического рисования. Для работ используются цветные карандаши и краски. Их технических моментов изучаются приёмы народной живописи. Занятия по классическому рисованию в подготовительной группе направлены на отработку самостоятельного построение композиции, умению передавать движение и сюжет на листе бумаги. Однообразные мазки кистью и карандашная штриховка могут стать спровоцировать эмоциональное выгорание воспитанников. Желание рисовать угасает.

Однообразие на занятиях отбивают желание рисовать и фантазировать

Нетрадиционные техники рисования — это создание изображения при помощи необычных инструментов/материалов или альтернативными приёмами. Классические занятия по рисованию рекомендуется сочетать или перемежать с нестандартными техниками. У детей появляется ощущение новизны в творческом процессе. Активизируется воображение. Применение неожиданных инструментов — нитки, зубные щётки, трубочки и другое — является для ребёнка экспериментированием. Новые знания и новые возможности получают ребята на занятиях по нетрадиционному рисованию.

Необычные материалы для рисования привлекают ребят и вызывают желание тут же приняться за рисунок

Включение в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования осуществляется в рамках программы ДОУ. Значение альтернативных ИЗО-приёмов значимо для воспитания разносторонне развитой личности, как того требует ФГОС. В подготовительной группе нетрадиционные техники способствуют выполнению образовательных задач:

  • совершенствование мелкой моторики и двигательной координации рук,
  • подготовка кисти к письму,
  • формирование представления о свойствах некоторых материалов через исследования и экспериментирование,
  • развитие образного и логического мышления,
  • развитие чувства цвета и формы,
  • сохранение психоэмоционального здоровья детей,
  • стимулирование фантазии,
  • формирование устойчивого интереса к самостоятельному продумыванию замысла и воплощению,
  • развитие эстетического вкуса.

Нетрадиционное рисование — это хорошее настроение, уверенность в себе и борьба со страхами

Содержание

Виды нетрадиционного рисования в детском саду

Особенно ценно в нетрадиционных методах то, что большая часть из них под силу малышам ранних возрастов, в отличие от привычного рисования кистью или фломастерами и карандашами. Для детей среднего возраста (4-5 лет) доступны более сложные техники, которые выполняются с помощью взрослых. Дети в 6-7 лет могут применять все нетрадиционные способы самостоятельно.

Далее описаны различные способы для занятий нестандартным рисованием, а также рекомендуемые возрасты детей.

Пальцеграфия

Самый простой и распространённый способ нетрадиционной техники — рисование подушечками пальцев. Для этого хорошо подходят специальные пальчиковые краски, также можно использовать гуашь или акварель, предварительно намочив её водой.

Всё, что требуется от ребёнка, — это обмакнуть палец в краску и оставить на бумаге отпечаток. Таким образом интересно разукрашивать шаблоны (их можно распечатать или же нарисовать от руки):

  • К голому дереву добавить листьев;
  • На стебель и сердцевину — лепестки;
  • Для божьей коровки сделать пятнышки на спине;
  • Для новогодней ёлки — игрушки;
  • Белые пятна на шляпке мухомора;
  • Пятна у бабочек на крылышках.

Обратите внимание! Любую картинку можно полностью раскрасить при помощи пальцеграфии или добавить недостающие элементы.

Рисование ладонями

Можно считать этот способ следующим шагом после рисования пальцами. Здесь будет задействована вся ладонь. Краски можно использовать те же, что и для пальцеграфии. Вот несколько вариантов рисования ладонями:

  • Цыплёнок. Следует нанести жёлтую краску на ладонь и оставить отпечаток на бумаге — получилось тело. Затем нанести краску на кулачок и таким образом сделать цыплёнку головку. Осталось добавить клюв, лапки и глаза.
  • Рыбка. Для этого можно нанести на ладонь разные цвета, затем оставить отпечаток на бумаге и добавить к изображению глазки и плавники.
  • Дерево. Для этого следует использовать коричневую или чёрную краску для отпечатка ладони. Затем получившееся дерево украсить листьями с помощью пальцеграфии.
  • Павлин. Эта красивая птица получится из двух или более отпечатков ладошек. Затем следует пририсовать голову, лапы, глаза и украсить хвост.
  • Цветок. Стоит использовать яркую краску, чтобы оставить отпечаток. Затем к нему пририсовать стебель с листочками.

Петушок, выполненный из отпечатка ладони

Обратите внимание! Раскрытая ладонь более всего напоминает птицу. Поэтому с помощью данной техники можно сделать любую птичку на выбор малыша.

Рисование ватными палочками (метод тычка)

Данный способ напоминает пальцеграфию, однако здесь используется альтернативный инструмент для отпечатка — ватная палочка. След от неё получается маленький и более круглый, поэтому этим методом хорошо рисовать пятнышки животным. Другой вариант — полностью раскрашивать изображение тычками, таким образом получив эффект мозаики. При помощи ватных палочек можно нарисовать следующее:

  • Зёрна у мышки или курочки;
  • Ягоды рябины;
  • Снегопад;
  • Дождь;
  • Звёздное небо.

  Упражнения по дыхательной гимнастике для подготовительных групп ДОУ

Также можно с помощью нескольких тычков создавать предмет необходимой формы, например, листочки дерева или цветы.

Обратите внимание! Можно рисовать сразу несколькими палочками, для удобства их можно скрепить верёвочкой.

Рисование сыпучими веществами

Для этого способа можно использовать соль, песок или какую-либо крупу. Рисование происходит поэтапно. Сначала следует нанести на бумагу какой-либо рисунок. Затем в определённые места капнуть клей ПВА и посыпать их солью или крупой. После засыхания следует стряхнуть лишнее. Получится необычный объёмный рисунок. Можно поэкспериментировать с этим способом рисования на следующие тематики:

  • Зимний лес;
  • Фейерверки;
  • Вьюга;
  • Узор на крыльях бабочки;
  • Цветы.

Заснеженная берёза, сделанная с помощью соли

Обратите внимание! Интересней и красочней использовать цветную крупу или песок. Для этого можно использовать пищевые красители или купить готовый цветной песок.

Рисование мятой бумагой

Для этого способа удобней использовать гуашь. Понадобится небольшой кусочек бумаги, который необходимо смять. Затем обмакнуть этот комок в краску (при необходимости в гуашь следует добавить воды) и начать прикладывать его к бумаге. Рисунок при этом получается воздушный и лёгкий. Вот несколько идей, что можно нарисовать таким способом:

  • Ветки сирени;
  • Одуванчики;
  • Облака;
  • Заснеженные ели;
  • Цветущий луг.

Ветки сирени

Обратите внимание! Таким способом можно нетрадиционно раскрашивать изображение. Например, сделать лохматого кота или пушистую сову.

Рисование нитками в детском саду

Рисование нитью для дошкольников может быть немного сложновато, поэтому рекомендуется проводить у старших групп. Это довольно сложная техника и малыши с ней не справятся. Для создания такого рисунка нужно приготовить нитки (желательно выбирать потолще, например, шерстяные). Далее необходимо отрезать нить длиной примерно 30 см и хорошенько обмакнуть её в краску. Затем следует положить нить на бумагу, например петелькой, и потянуть ее вниз. Для удобства можно использовать два листа бумаги, чтобы как следует прижать нитку с двух сторон. Другой вариант — сложить лист пополам и внутри водить нитью. Узоры можно создавать разнообразные, например:

  • Абстракцию;
  • Цветы;
  • Улитку (нить для этого следует сложить спиралью);
  • Бабочку.
Рекомендуем:  Спортивная секция для ребенка, как правильно выбрать?

Обратите внимание! Ниткография — наиболее сложная техника рисования для детей. Зато результат получается очень необычным, а процесс создания интересный и понравится не только детям, но и взрослым.

Монотипия

Это техника создания изображения с помощью отпечатка. Для детского сада подойдёт способ, когда лист бумаги складывается пополам и на одной стороне красками наносится изображение. Затем рисунок прижимают к другой половине листа, таким образом получается симметричное изображение. Что можно изобразить в этой технике, рисуя только половину изображения?

  • Бабочку;
  • Отражение в воде пейзажа;
  • Кораблик с отражением;
  • Вазу с цветами;
  • Солнце;
  • Дерево.

Пейзаж с отражением в технике монотипия

Обратите внимание! Монотипия интересна тем, что результат её может быть непредсказуем. Полученный рисунок всегда выходит уникальным.

Рисование поролоном в детском саду

Процесс выполнения и результат в итоге похож на рисование мятой бумагой. Для данной технике понадобится кусочек поролона или губки для мытья посуды. Поролон не нужно мочить в воде, его следует сразу обмакивать в краску. Идеи для изображения в данной технике:

  • Снеговик;
  • Ёлочки;
  • Крона деревьев;
  • Зима в лесу.

Пейзаж, нарисованный с помощью поролона

В данной технике можно раскрашивать животных, тогда они выходят как бы пушистыми.

Кляксография

Суть данного метода в том, чтобы на начальном этапе капнуть на листок краску, образовав кляксу. Затем следует дополнить её различными деталями, получив какой-либо рисунок. Такой способ отлично развивает воображение детей.

Для получения клякс или брызг краски на бумаге можно использовать коктейльную трубочку. С помощью этой же трубочки можно раздувать кляксу, получая желаемое изображение, например, следующие:

  • Ветки дерева;
  • Причёску человечка;
  • Какого-либо персонажа.

Обратите внимание! Дополнить изображение можно теми же красками либо фломастерами, или даже пластилином.

Рисование восковыми мелками

Восковой мелок можно заменить парафиновой свечой. Суть данной техники состоит в том, что с помощью мелка можно нарисовать какой-либо рисунок, который потом не закрасится акварельными красками и как бы проявится на поверхности. Примеры возможных изображений:

  • Фейерверки в ночном небе;
  • Морское дно;
  • Облачное небо;
  • Витраж.

  Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью — что это такое

Обратите внимание! Если использовать мелок белого цвета, то можно изготовить секретный рисунок или записку, так как изображение на бумаге проявится только после использования краски.

«Секретное» изображение

Набрызг

Создание изображения в данной технике заключается в разбрызгивании краски на бумагу. Для этого можно использовать зубную щётку или жёсткую кисть. Брызги в этом случае получаются мелкие и распределяются хаотично. Поэтому лучше использовать трафареты для получения рисунка нужной формы. Это может быть трафарет:

  • Ёлки;
  • Кота;
  • Цветов;
  • Дерева.

Обратите внимание! Кроме того, с помощью набрызга можно заполнить фон будущего рисунка. Это может быть трава, звёздное небо, снегопад.

Рисование по сырому

Краска в данном методе наносится на сырую поверхность. В итоге можно получить размытый фон для будущего рисунка. На подготовительном этапе лучше разметить будущий рисунок карандашом на листе бумаги. Сделать это следует до того, как нужно будет мочить его водой. Не стоит мочить слишком сильно, излишки воды следует убрать губкой. Акварель на мокрой бумаге будет равномерно расходиться от кисточки. Таким образом можно дать разным цветам самим смешаться, тогда переход цвета будет выглядеть равномерно. Что можно нарисовать по сырому, кроме однотонного фона:

  • Закатное солнце в небе;
  • Облака и тучи;
  • Цветы;
  • Деревья;
  • Морское дно.

Обратите внимание! После высыхания фона можно добавить к рисунку какие-либо детали: птиц, рыб или же контур.

Батик

Это техника рисования на ткани. Для занятия потребуется кусок хлопкового материала белого цвета. Для детского сада подойдёт самый простой вариант росписи — узелковый. Для этого нужно завязать на ткани несколько узелков, затем окунуть их в краску. После высыхания узелки следует развязать — на ткани останутся интересные узоры.

Рисование пробками в детском саду

С помощью пробок из пробкового дерева хорошо получается делать круглые отпечатки на бумаге. Лучше взять несколько пробок, чтобы использовать каждую для своего цвета краски и не перемешивать их. В данной технике можно нарисовать:

  • Ягоды;
  • Гусеницу;
  • Цыплят;
  • Листья;
  • Цветы.

Обратите внимание! Если обрезать пробку, то можно придать отпечаткам другую форму.

Штампинг

Эта техника довольно простая в реализации и подойдёт даже младшим детсадовским группам. Смысл в том, чтобы обмакнуть какой-либо штамп в краску и оставить на бумаге отпечаток. Причём в качестве штампа можно выбрать что угодно, например, следующее:

  • Листья;
  • Овощи;
  • Фрукты;
  • Веточки.

Обратите внимание! Из картофеля очень удобно вырезать штампы разнообразных форм. Также можно сделать штампы из поролоновой губки.

Эбру

Техника эбру представляет собой рисование жидкими красками на воде. Краска и вода имеет разную плотность, поэтому на поверхности воды можно сделать какой-либо узор. Затем к поверхности прикладывается лист бумаги или ткань, и рисунок переходит на новую поверхность. Воду можно сделать более плотной специальным раствором, который продаётся в художественном магазине. Благодаря этому краска не растворяется в воде, а остаётся на поверхности в виде плёнки. Краску можно капать на воду, а затем какой-либо палочкой составлять узоры.

Такая методика подходит для старших групп сада или младших классов школы. Занятия с эбру можно превратить в сказочную игру. Детям любых возрастов очень нравится данная техника. Не имея специальных навыков, уже на первом занятии можно почувствовать себя мастером эбру.

Рисунок на воде в технике эбру

Перечень альтернативных техник рисования

Рисуя в нетрадиционных техниках, дети вместе с тем совершенствуют классические навыки рисования:

  • делают набросок простым карандашом,
  • рисуют детали тонкой кисточкой,
  • заливают фон.

Со многими приёмами нетрадиционного рисования ребята знакомились в предыдущих группах. Точно рисовали пальчиками и ватными палочками, отпечатывали различные узоры и так далее. Порядок рисования в известной детям технике не повторяет в подготовительной группе. Воспитатель показывает пример работы, ребята говорят, каким способом она выполнена, а далее обсуждают тему занятия и варианты композиций.

Старшим дошкольникам не надо повторять известные приёмы, пусть они сами расскажут будут рисовать

Рассмотрим альтернативные техники для рисования с детьми 6–7 лет.

Пальцеграфия

Рисование кончиками пальцев часто воспринимается как занятие для малышей. Действительно, крохам нравится размазывать краски. Но эта техника рисования подходит и для старших дошкольников.

Пальцевая живопись имеет терапевтический эффект. Соприкосновение пальцев с бумагой, рисование линий и точек — успокаивающие действия.

В подготовительной группе пальчиковые краски заменяют гуашью — она дешевле, а палитра богаче. И дети умеют смешивать необходимые по замыслу цвета и оттенки.

В подготовительной группе для пальцеграфии используется гуашь

В подготовительной группе проводится рисование пальчиками по схемам. Ребята озвучивают каждый этап схемы, готовят материалы и приступают к работе.

Рекомендуем:  Оригами в развитии ребенка дошкольного возраста

Альбомы и пособия с такими схемами можно предложить детям для самостоятельного изучения в художественном уголке.

Поэтапные схемы рисования подходят старшим дошкольникам для самостоятельного изучения пальцеграфии

Рисуем цветочный горшок: гуашь наносим пальцами линейно, мазками Линиями рисуем стебли и листья гиацинтов Точками рисуем цветы гиацинтов, можно попробовать сделать переход от тёмного оттенка к светлому Пальцеграфия готова

С воспитанниками в детском центре пальцеграфию «Гиацинты» мы оформляем в паспарту, украшаем лентами или бусинами (по желанию детей). Эти открытки ребята дарят мамам на 8 Марта.

Рисование ладонями

Детям седьмого года жизни рисовать одними ладошками может быть неинтересно. Идеальное задание в подготовительной группе — придумать фигуру, в основе которой будет отпечаток ладони, и включить её в сюжетную композицию.

Кто бы мог подумать, что при помощи ладошек можно нарисовать ангела

Отпечаток ладони и пальцев детская фантазия превратит в животное, птицу или растение.

Варианты тем для рисования ладонями:

  • «Животные Африки»,
  • «Снегири на дереве»,
  • «Кактус»,
  • «Грибы»,
  • «Мы весёлые медузы».

Если ребёнок задумал нарисовать сложную композицию (с заливкой фона и вторым планом), он может не отпечатывать ладонь, а обвести её простым карандашом. То есть сделать набросок.

Сочетая приёмы пальчиковой живописи и рисования ладошкой, можно изобразить целый сюжет, например, по сказке «Под Грибом»

Обводим ладонь простым карандашом Заливаем акварелью фон Рисуем объекты второго плана Обводим, закрашиваем и дополняем набросок ладони Детализируем образ жирафа. Рисунок готов

Рисование ватными палочками

Палочками дети рисовали в младших и средней группах, заменяя ими кисточки. Старшим дошкольникам при возвращении к этой технике рисования стоит рассказать о пуантилизме — стиль живописи: когда изображение складывается из одинаковых по форме мазков. Ватной палочкой удобно ставить мазки точечно и многократно.

Видео: рисуем точками (пуантилизм)

Фотогалерея: «Рябина»

Рисуем карандашный набросок — стакан и стебли рябины Закрашиваем акварелью контуры стакана и фон Рисуем ватной палочкой стебли и листья зелёной краской Точечно рисуем ватной палочкой ягоды рябины. Рисунок готов

Рисование ватными палочками органично включается в классическое занятие по ИЗО. Например, раскрасить костюмы героев или нарисовать листву деревьев можно точечно. Смена инструмента (кисть — на ватную палочку) разнообразит деятельность и добавит оригинальности работе.

Рисование сыпучими веществами

На самом деле, рисовать дети будут классически: карандашом сделают набросок, красками — фон. Затем обведут карандашные очертания клеем ПВА. Сыпучие вещества — соль, цветной песок или панку — насыпают поверх листа. Частички пропитываются клеем и застывают. Через несколько минут с листа стряхивается ненужная соль (или другое вещество) — на рисунке остаётся красивый узор.

Как правило, в этой технике рисуют пейзажи (природные или космические).

Фотогалерея: «Зимний лес»

Закрашиваем фон гуашью Рисуем клеем ПВА сугробы Рисуем клеем пейзажные элементы: деревья, снеговига Насыпаем соль поверх клея Когда клей высох, стряхиваем лишнюю соль

Для нетрадиционного рисования можно закупить набор цветного песка. Это яркий и безопасный продукт для детского творчества: кварцевый песок окрашен органическими смолами, не токсичен.

Метод тычка

Дети знакомы с методом тычка: на сухую кисть с жёсткой щетиной набирается гуашь и вертикальными, резкими движениями точкообразно накладывается на рисунок. Заполнение тычком трафаретных контуров в старших группах заменяется на закрашивание наброска. Метод тычка дети применяют на обычных занятиях для придания рисунку фактурности. Тычком удачно имитируются мех животных, иголки ёжика или елового лапника.

Фотогалерея: «Домашний питомец»

Подготовка карандашного рисунка: дом На сухую кисть набирается гуашь Тычком рисуется фигура котёнка в движении Тонкой кистью рисуем мордочку котёнка

Монотипия

В основе техники монотипия — получение целостного изображения путём симметричного отпечатывания части объекта или совокупности предметов. Ранее дети рисовали этим способом бабочек, петушков, цветочек. Сейчас им предстоит по сырому зеркально отпечатывать пейзажные элементы. В технике монотипия рисуются природные картины, когда объекты отражаются в воде.

Приём монотипии рекомендуется использовать в предварительной работе по ИЗО-деятельности. Отпечатывание пятен и разводов позволяет создать оригинальную основу для будущих работ: коллажей и аппликаций.

Полноценный пейзаж ребёнку 6–7 лет нарисовать не по силам, на помощь приходит техника монотипия Акварель отпечатывается слабо, что может быть плюсом в рисовании блёклых весенних пейзажей Космические пейзаж получается фантастическим, когда отпечатываешь и размазываешь краску Монотипия может быть использована в смешанной технике, например, с отпечатыванием листьев

Кляксография

Кляксография — это техника рисования при помощи клякс. Необходимые материалы — акварель и пластиковая трубочка (коктейльная). Старшие дошкольники могут заготовить основу заранее: залить и проработать фон, а затем рисовать кляксами.

Трубочка понадобится, чтобы раздувать капли акварели. Чтобы получить замысловатую линию, сдувать каплю нужно в сторону. Чтобы капля стала пушистым пятном, трубку держат прямо над каплей и резко выдувают потом воздуха под прямым углом к листу бумаги — акварель разлетается в стороны.

На лист бумаги ставится капля Дуем через трубочку на краску Раздуваем кляксу — ствол Ставим капельки краски на ствол дерева и раздуваем веточки Ставим капли зелёной краски Раздуваем травку Ставим капли белой краски Дополняем краской розового цвета Раздуваем капли — цветы вишни

Рисование восковыми мелками

Детям нравится этот материал! Восковые мелки яркие и легко скользят по бумаге, ими быстро закрашивается фон. Но восковыми мелками не получить светлые или тёмные оттенки — они всегда насыщенного цвета. Поэтому для отработки классических приёмов рисования эти карандашики-мелки не подойдут. Зато с ними можно исследовать свойство воска — отталкивание жидкости.

На плотной бумаге дети рисуют мелками картинку по заданию. Далее, лист покрывается акварелью — восковые рисунки проступают, на них не ложится краска на водной основе.

Мелками рисуем северное сияние Покрываем лист бумаги акварелью Гуашью рисуем дополнительные элементы: айсберг и льдины

Можно рисовать и кусочком простой восковой свечи. С детьми зимние пейзажи мы часто начинаем рисовать с нанесения обычным воском снежинок по всей площади листа. Затем дети классически заливают фон акварелью — проступает снегопад.

Набрызг

Техника набрызг считается простой для освоения дошкольниками. На влажную зубную щётку набирается краска (гуашь или акварель). Одной рукой ребёнок держит щётку над листом бумаги, во второй — деревянную шпажку, карандаш или линейку. Быстрыми движениями он проводит палочкой на себя — брызги краски летят на бумагу.

В подготовительной группе набрызгом дети дополняют готовые работы: имитируют капли дождя, снег, листопад, звёздное небо, искры салюта. Эта техника часто применяется для украшения фона и в заготовках под аппликации и открытки.

Рекомендуем:  Как отучить ребенка ругаться матом?

Вне сочетания с другими техниками рисования набрызгом создаются композиции с использованием шаблонов.

Выкладываем на листе элементы, которые должны остаться белыми Используя зубную щётку и стеку, наносим первый, самый светлый слой Поверх первого трафарета выкладываем второй Наносим второй слой краски, то есть выполняем набрызг синей гуашью Когда брызги подсохли, убираем трафареты — зимний пейзаж готов

Дети седьмого года жизни хорошо делают брызги, направляют щётку в нужное место на рисунке. Но всё равно предварительно столы необходимо застелить клеёнкой или газетами (рекомендуется сделать это трудовым заданием для детей). Ребята надевают фартуки.

Рисование по сырому

В старшей группе дети экспериментировали с акварелью. Лист бумаги смачивали водой при помощи губки и капали на сырую поверхность краску — расплывались удивительные узоры. Для детей 6–7 лет техника рисования по сырому предполагает получение расплывчатых изображений на влажном фоне. Если ребята не успевают и фон высыхает, тогда губочкой и чистой водой смачивают фон (или его отдельные участки).

Фон для работы заливается акварелью По влажному фону рисуем зелёной акварелью стебли и листья Цветы рисуем чашечками, это будут тюльпаны Рисунок готов

Дошкольникам сложно рисовать акварелью. Картины получаются не такими яркими и чёткими, как при использовании гуаши. Необычное рисование акварелью по мокрому листу или через влажную марлю привлекает ребят. Расскажите детям правило начинающих художников: «Чтобы подружиться с акварелью, подружись сперва с водой!»

Батик

Батик в детском саду — это рисование на ткани. Дети имеют значимую практическую цель:

  • сделать платочек в подарок маме,
  • украсить скатерть для выставки или художественного уголка,
  • разрисовать майку на память о садике.

Нарисовать картинку на футболке — практически значимое задание для ребят

Если дети не просто рисуют на кусочках ткани, а создают предметы для дальнейшего пользования, то необходимо приготовить специальные краски. Использование резервирующего состава — на усмотрение педагога.

Кроме росписи ткани узорами, с детьми 6–7 лет стоит изучить технику узелкового батика. Полотно завязывается узелками, наносятся краски. Когда ткань вновь расправлена, получаются интересные изображения, к которым дети подрисовывают детали.

Видео: мастер-класс по узелковому батику

Фотогалерея: «Узелковый батик»

В центре лоскутка завязать узелок и положить на пластиковый стаканчик узелком кверху Нанести краску одного цвета на узелок, другого цвета — вокруг узелка Красками разных цветов расписать лоскуток по вкусу Оставить платочки сохнуть Расправить высохшую работу

Граттаж

Граттаж, или воскография — это создание изображения методом процарапывания на залитой тушью/гуашью поверхности. В подготовительной группе воспитатель заготавливает основы для граттажа совместно с ребятами. Для них это снова исследование: «Что будет, если?»

Процарапать в технике граттаж можно не только основной объект (птицу), но и фон

Вариант заготовки №1

  1. Закрасить картон восковыми мелками.
  2. Залить чёрной гуашью или в несколько слоёв туши.
  3. Оставить на просушку.

Вариант заготовки №2

  1. Картон закрасить пятнами яркой акварели.
  2. Нанести сплошной слой воска (натереть картон свечой).
  3. Покрыть гуашью/тушью.
  4. Оставить сохнуть.

Для предотвращения скатывания в тушь смешивается с каплей мыльного раствора.

Для процарапывания подойдёт стека или деревянная шпажка Рисуем улицу города, дома Салют изображаем искрами и звёздочками Городской пейзаж в необычной технике готов

На основе техники граттаж делаются наборы и блокноты для создания гравюр. В комплекте идёт скребок для удаления чёрного напыления — под ним гладкая радужная поверхность. Скретч-блокноты — отличная идея для подарка детям.

Штампинг

Создание изображения из отпечатков (штампинг) — знакомая детям техника рисования. Отпечатывать можно самые разнообразные предметы, чтобы получить необычные узоры:

  • сухие листья,
  • пекинскую капусту,
  • половинки фруктов и овощей,
  • кусочки поролоновой губки,
  • ватные диски,
  • комок бумаги.

Оригинальные штампы можно сделать своими руками — из овощей и фруктов

В подготовительной группе штампинг применяется для придания фактурности пейзажным работам и в сочетании с другими нетрадиционными методами рисования.

Рисунок «Цветущий луг в лунном сиянии» дополнен приёмами набрызга и штампинга Пейзаж «Крымская весна» украшен штампингом — цветущие поля Сюжетное рисование «Пингвины» соединяет штампинг овощами и поролоном Необычный штамп получается из связанных в пучок ватных палочек

Эбру

Старинная техника эрбу пришла из Азии и заключается в рисовании красками на поверхности воды. Старший дошкольный возраст — идеальный период для знакомства с материалами и приёмами эбру. К рисование необходимо подготовить:

  • прозрачную вязкую жидкость,

    Рецепт жидкости для эбру:Из крахмала и горячей воду приготовить клейстер, остудить, размешать с небольшим количеством канцелярского клея.

  • слегка развести водой акриловые краски,
  • деревянные/металлические палочки,
  • плотную бумагу,
  • лотки или удобные миски.

Рисование на воде моментально привлекает детей

На поверхность воды палочками капают акрил и создают узоры и картины. Дети 6–7 лет рисуют в технике эбру волны, концентрические круги, бабочек, цветы.

Изображение переносится на опущенный в воду лист.

На поверхности воды делают набрызг трёх цветов Палочкой проводят линии по поверхности — фон Палочкой в центр композиции наносят друг на друга капли разной величины — основа цветка С помощью палочки круги преобразуют в лепестки цветка Перенести рисунок на лист бумаги Извлечь рисунок из воды, дать высохнуть и при желании дополнить деталями

Эрбу — техника интересная и доступная для всех возрастов. В нашем центре мы организуем для детей и родителей открытые занятия утром (младшие группы) и мастер-классы (старшие дошкольники).

Как составить конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике

Целью подобного занятия должно быть ознакомление детей с той или иной техникой нестандартного рисования. Необходимо обратить их внимание на особенности данной техники: как ведёт себя краска, что получается на рисунке.

Занятие нетрадиционным рисованием требует тщательной организации. Основная задача — завлечь детей, особенно младшего возраста. Для этого следует рассказать подходящую занятию сказочную историю или стихотворение. Затем надо придумать, как это может перетечь в рисование, например, нужно будет помочь цыплёнку вылупиться из яйца. Дети в свою очередь должны будут нарисовать его при помощи своей ладошки.

Обратите внимание! В конце занятия можно собрать работы и организовать презентацию, посвященную одной тематике. Такие выставки работ стоит устраивать после каждого занятия нетрадиционным рисованием.

Нетрадиционные методы рисования способствуют творческому развитию ребенка. Если в программе детского садика отсутствуют изобразительные занятия такого характера, то родителям стоит проводить их самостоятельно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: