Логоритмика в системе коррекционно-развивающей работы

Использование элементов логоритмики в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе по исправлению звукопроизношения у детей.

Логопедическая ритмика — один из самых редко освещаемых разделов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи. Можно назвать единичные работы в этом направлении: В.А. Гринер, Г.А. Волкова, Е.А. Оганесян.

На современном этапе под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии («терапия движением»), направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Я считаю, что логоритмика , ее связь с музыкой и движением, помогает не только в развитии речевой деятельности ребенка, но и в сенсорном воспитании детей, дефицит которого так ощущается в настоящее время, когда более важным считается обучить ребенка грамоте, чем эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции функций чтения, письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребенка, столь необходимый для его гармоничного развития.

Известно, что тяжелые дефекты чаще всего сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций. И в связи с этим я ставлю следующие важные задачи в работе с детьми дошкольного возраста:

  • Активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);
  • Увеличить объем памяти;
  • Развивать зрительное, слуховое восприятие;
  • Развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка;
  • Помочь формированию у ребенка двигательных навыков.

Особое внимание уделено развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координации.

В моем арсенале учителя-логопеда имеется многообразный материал для развития чувства ритма (двигательные упражнения, стихи, потешки, игры пальчиковой гимнастики). Но многие не осознают, какие возможности открывает перед ребенком развитое чувство ритма. Например, проводимая на занятиях динамическая пауза воздействует на нейродинамику коры головного мозга благодаря импульсации, идущей от ритмических двигательных сокращений рук, шеи и туловища.

Мною замечено, что под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная настройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, фонематической и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.

По-моему мнению, главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

В своей работе я часто использую логоритмические упражнения в индивидуальной, подгрупповой, коррекционной работе по исправлению звукопроизношений    у        детей.     Это    упражнения,     направленные    на

совершенствование мышечного тонуса и основных психомоторных качеств (статической и динамической координации двигательной памяти) во всех видах моторной сферы (общей, пальцевой, мимической, артикуляционной).

Например, при формировании речевого дыхания необходимо почувствовать мышечное напряжение и расслабление мышц брюшного пресса; при коррекции, автоматизации и дифференциации звука надо помнить, что одни движения выполняются с напряжением, а другие с расслаблением. Но первоначально навыки релаксации следует регулировать в двигательной сфере. Например, игра «Тряпичные куклы и оловянные солдатики».

По команде взрослого: «Тряпичные куклы»- дети поднимают руки над головой, дают им медленно упасть, опускают голову так, чтобы подбородок касался груди. По команде: «Оловянные солдатики » — дети вытягивают руки по швам, держат голову, высоко подняв подбородок. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслаблением — более длительным.

Работа по обучению детей приемам релаксации должна сочетаться с работой по формированию правильного дыхания.

Работа    по    формированию    правильного    дыхания    проводится    в определенной последовательности:

  • Формирование правильного нижнереберного дыхания и подражанию;
  • Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания);
  • Развитие        силы,        продолжительности,        постепенности        и целенаправленности дыхания.

Это упражнения «Косари», «Топор»;  произносимые на выдохе звуки, слоги, словосочетания, слова и т.д. Например: Вдох

Выдох: па папа папапа папапапапа

папапапапупупипипэпэ и т.д. Для развития общей моторики используются двигательные упражнения с речевым сопровождением. Например:

Мы топаем ногами — топ-топ-топ (топать ногами)

Мы хлопаем руками — хлоп-хлоп-хлоп (хлопки руками)

Качаем головой — вот так, вот так (покачивание головой влево-вправо)

Мы руки поднимаем (поднять руки)

Мы руки опускаем (опустить руки вниз)

Мы руки подаем и бегаем кругом (взяться за руки и бежать по кругу)

При развитии мелкой моторики рук используются:

•        Статические упражнения («Птички кушают», «Бабочка», «Замри» и др.), для придания кисти ребенка определенной позы;

• Динамические упражнения — это пальчиковая гимнастика («Сорока-белобока», «Семья», «Дождик»).

«Капуста»

Мы капусту режем, режем, (движения прямыми ладошками вверх-вниз)

Мы морковку трем, трем (потереть кулачок о кулачок)

Мы капусту солим, солим (поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем)

Мы капусту жмем, жмем, (сжимать и разжимать кулачки).

Развитие мимических мышц строится на использовании естественных мимических движений:

«Плакса » — зажмуривание глаз;

«Надуем шарик » — надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

«Мы удивились » — приподниманием и опусканием надбровных дуг;

«Подмидоры-толстячки огурцы-худышки и др. «

Для развития артикуляционной моторики берутся упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Например:

«Вкусное варенье » — круговое скользящее движение языка по губам;

«Футбол » — движения языка вправо-влево в полости рта с выпячиванием щеки;

«Прятки » — чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов и др.

Позднее можно предложить детям задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движениями разных частей тела:

Открыть широко рот и развести руки в стороны;

Округлить губы и руками показать обруч;

Вытянуть губы вперед «трубочкой» и потянуться за руками вперед и др.

Ориентировка на ритм движений и переключением с одного ритма на другой формируется в процессе упражнений по слуховому, зрительному и тактильному восприятию: «сделай как я», «выложи, постучи, похлопай, потопай как я». При этом сопряжено-отраженно отрабатываются:

  • Ритм повтора;
  • Ритм чередования;
  • Ритм противопоставления.

Так, при постановке автоматизации правильного звукопроизношения у ребенка, логопед упражняет его в ориентировке на ритм повтора и чередования.

Чередовать произнесение пар гласных звуков («а-у», «а-и»).

Слогов: «ла-ла-ла! Одинаково сказала

Язычок вверх. ЛА-па-ЛА-па! Язычок то наверху, то внизу. Делай как я «.

При этом формируется умение осуществлять безошибочную переключаемость с одного артикуляционного движения на другое. Считается, что разнообразные мышечные сокращения языка, челюстей, пальцев ног, дыхательной мускулатуры являются непременным условием ритмического переживания.

Ритм — это основа правильного формирования речи и ее восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие словообразования.

Таким образом, ритмические движения можно использовать для создания оптимальных условий для восприятия и осуществления речи.

Развитие чувства ритма начинается с формирования представлений о темпе, как о скорости следования звуков. При этом дошкольники должны научиться подчинять темп собственных движений темпу музыки и речи (медленный, умеренный и быстрый).

Например: «Кулачки-ладошки».

Взрослый читает текст, а дети повторяют за ним движения руками в нужном темпе.

«Есть у любого два кулачка Стукнул один по другому слегка: Стук-стук, стук-стук, Стук-стук, стук-стук.

Ну, а ладошки не отстают, Следом за ними весело бьют Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп Кулачки быстрее бьют, До чего стараются. Стук-стук, стук-стук, Стук-стук, стук-стук.

А ладошки тут как тут, Так и рассыпаются:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп «. Развитие   восприятия   и   воспроизведения   ритмического   рисунка,   т.е. освоение  соотношения  длительности  и  пауз,  является  следующим  этапом ритмической работы. Закрепить полученные знания можно в такой игре, как «Ритм по кругу».

Дети стоят (сидят) полукругом. Педагог отстукивает ритм. Дети внимательно слушают и по команде повторяют (совместно и отдельно). Ритмический рисунок выполняют правой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или ударяют по предмету перед собой), комбинированно правой и левой рукой, а потом одновременно двумя руками. Затем предлагается воспроизвести то же ритмический рисунок ногами. Следующий этап — воспроизведение ритмического рисунка выполняется одновременно руками и ногами вместе.

Наиболее сложными заданиями для детей является двигательное моделирование ритмических рисунков детских попевок, типа

Рекомендуем:  Формирование правильной осанки у детей

«Андрей-воробей «

Ан-дрей-во-ро-бей, не го-няй го-лу-бей, Го-няй га-ло-чек из-под па-ло-чек.

«Здравствуй, утенок!»

Здравствуй, у-те-нок! Чей ты ре-бе-нок?

Ко-го зо-вешъ ты? К ко-му плы-вешь ты?

В дальнейшем происходит перенос сформированных ритмических ориентировок на речевой материал.

Все это не только позволяет детям овладеть ритмическими структурами, но и на их основе создать предпосылки для усвоения фонетической стороны речи. А также совершенствовать пространственно-временную организацию речедвигательного акта.

Занятия логоритмикой позволяют раскрыть творческие способности каждого ребенка. Языковое общение не происходит в вакууме. В работе используется эмоциональный язык — мимика, жесты, телодвижения, которые знакомы детям и с охотой повторяются ими. В конечном итоге от простых упражнение мы переходим к инсценировкам (индивидуальным, подгрупповым, групповым).

Легче всего провести инсценировку песенок, стихов-диалогов, отрывка из сказки. Импровизация включает все знания, полученные ребенком в ходе обучения, и представляет собой аналитико-синтетическую, творческую деятельность детей.

Например, можно предложить ребенку представить ситуацию:

«В раздевалке»

  • Извините, вы кто? Почему на вас мое пальто?
  • Это ваше? Очень приятно! Получите его обратно!

Такие стихотворные тексты, хорошо запоминаются ребятами и принимаются для игры, например:

Рано-рано выпал снег.

Удивился человек:

«Это снег? Не может быть!

На дворе! Не может быть!

На траве! Не может быть!

В октябре! Не может быть!

Неужели это снег!» —

Не поверил человек.

Благодаря таким тематическим зарисовкам, происходит синтезирование различных видов деятельности, у детей возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются языковые и речевые способности.

Таким образом, использование логоритмических элементов:

  • общеразвивающие упражнения;
  • работа над дыханием, развитием голоса;
  • простейшие приемы массажа;
  • гимнастика для глаз, мимических мышц;
  • пальчиковая гимнастика;
  • упражнения на релаксацию;
  • чистоговорки, речевые игры под музыку и без;
  • упражнения на развитие чувства темпа и ритма;
  • упражнения на развитие внимания и восприятия, памяти.

в индивидуальной ежедневной и подгрупповой работе с детьми дает положительные результаты в процессе нейропсихологической коррекции дошкольников.

Логоритмика в системе коррекционно-развивающей работы

Учитель – логопед Сахарова А.А.

Задачи логопедической ритмики

  • оздоровительные;
  • образовательные (познавательные);
  • воспитательные;
  • коррекционные.
  • В результате решения оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.
  • Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлении и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
  • Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию людей с речевой патологией.
  • Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности пациента, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.

ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Общедидактические принципы .

  • Принцип систематичности
  • Принцип сознательности и активности .
  • Принцип наглядности .
  • Принцип доступности и индивидуализации .
  • Принцип постепенного повышения требований .

Специфические принципы

  • Принцип развития
  • Принцип всестороннего воздействия
  • Этиопатогенетический принцип
  • Принцип учета симптоматики
  • Принцип комплексности

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена:

  • развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у людей с речевой патологией: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности;
  • развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха, речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.

Структура занятия по логопедической ритмике.

1. Ритмическая разминка.

Цель: развитие ритмических движений под музыку, развитие координации движений рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения.

2. Упражнения регулирующие мышечный тонус.

Цель: снижение и перераспределение мышечного напряжение, воспитание пластичности движений.

3. Упражнения для развития чувства темпа и ритма.

Цель: ритмизация движений от самых простых до самых сложных – артикуляционных.

4. Упражнения на развитие координации речи с движением.

Цель: ритмизация устной речи.

5. Пение.

Цель: коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания.

6. Игра.

Цель: закрепление полученных на занятии навыков.

7. Релаксация.

Этапы логоритмического воздействия:

  • 1 этап – подготовительный;
  • 2 этап — формирование первичных произносительных умений и навыков;
  • 3 этап — формирование коммуникативных умений и навыков.

Задачи первого этапа:

  • Развитие музыкального, звукового, тембрового и динамического слуха.
  • Развитие певческого диапазона голоса.
  • Развитие чувства ритма.
  • Развитие слухового внимания.
  • Развитие пространственной организации движений.
  • Развитие мимики.
  • Развитие речевой моторики для формирование артикуляционной базы звуков.

Задачи второго этапа:

  • Развитие неречевых функций.
  • Совершенствование переключаемости, координации и точности движений.
  • Развитие мыслительных операций.
  • Развитие звуковысотного и динамического слуха.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие связи между звуком и его музыкальным образом.

Задачи третьего этапа:

  • Закрепление двигательных умений и навыков.
  • Дальнейшее развитие музыкального слуха.
  • Развитие певческого диапазона голоса.
  • Развитие мимики, пантомимики.
  • Развитие просодики речи.
  • Развитие речевой моторики.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Формирование навыка правильного употребление звуков в различных формах и видах речи во всех ситуациях общения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Принципы построения логоритмических средств:

  • тесная связь движения с музыкой;
  • обязательное включение в них речевого материала.

Средства логопедической ритмики

  • ХОДЬБА И МАРШИРОВКА В РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ;
  • УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА И АРТИКУЛЯЦИИ;
  • УПРАЖНЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС;
  • УПРАЖНЕНИЯ, АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ВНИМАНИЕ;
  • СЧЕТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ;
  • РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

Стихотворный материал должен иметь:

1) разную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.;

2) определенный динамичный размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

3) среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;

4) насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движения;

5) сюжетную линию или действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать логическую связь между текстом и движением;

6) стихотворения следует подбирать, учитывая возраст, речевые и двигательные возможности занимающихся. (Прил. 3)

  • УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕМПА;
  • РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ;
  • ПЕНИЕ;
  • ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ;
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
  • ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
  • УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ;
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Кинезиологические упражнения

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.  

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга:

Цель кинезиологических упражнений:

  • развитие межполушарной специализации;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие межполушарных связей;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие способностей;
  • развитие памяти,внимания;
  • развитие речи;
  • развитие мышления;
  • устранение дислексии.

Условия проведения упражнений:

  • Занятия проводятся утром.
  • Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
  • Требуется точное выполнение движений и приемов.
  • Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

Упражнение: «Колечко»

  • Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется в прямом порядке- от указательного пальца к мизинцу и в обратном – от мизинца к указательному пальцу. В начале движения выполняется по поочередно каждой рукой, затем двумя одновременно.

Упражнение: «Фонарики»

  • Фонарики зажглись;
  • Поочередно:

— фонарик погас

— фонарик зажегся;

Упражнение: «Кулак-ребро-ладонь»

  • Ладонь, сжатая в кулак;
  • Ладонь ребром;
  • Распрямленная ладонь.

Упражнение: «Флажок-рыбка-лодочка»

  • Ладонь ребром.
  • Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец.
  • Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони.

Упражнение: «Зайчик-коза-вилка»

  • Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
  • Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный -прижать большим пальцем к ладони.
  • Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Рекомендуем:  Как заинтересовать детей в учёбе?

Упражнение: «Зайчик-колечко-цепочка»

  • Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
  • Указательный и большой пальцы соединяются. Средний, безымянный, мизинец вытянуты вперед.
  • Поочередно соединяем большой палец с указательным, со средним и т.д. и через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков другой руки.

Упражнение: «Дом-ёжик-замок»

  • Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить.
  • Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.
  • Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.

Упражнение: «Сарай-дом с трубой -пароход»

  • Пальцы рук соединить под углом — «крыша». Большие пальцы прижаты к ладоням.
  • Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить друг с другом. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».
  • Обе ладони соединены «ковшиком», большие пальцы подняты вверх – это «труба».

Упражнение: «Ножницы-собака-лошадка»

  • Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
  • Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Указательный палец согнуть.
  • Большой палец правой руки поднять вверх сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.

Упражнение: «Гусь-курица-петух»

  • Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть и прижать друг к другу. Указательный палец согнуть и опирается на большой.
  • Ладонь немного согнуть. Указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы накалываются друг на друг в полусогнутом положении.
  • Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это «гребешок».

Фоноритмика

Речедвигательная ритмика

это система физиологически обусловленных

двигательных упражнений, связанных с

произношением, в выполнении которых

участвуют общая и мелкая моторика, органы

артикуляции, мимическая мускулатура.

Характеристика основных звеньев речедвигательной ритмики:

Развитие неречевых процессов:

Развитие речи и коррекция

речевых нарушений:

  • слухового внимания и памяти;
  • пространственных представлений и навыков зрительной ориентировки на говорящего;
  • развитие тонкой и общей моторики, координации движений;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие произвольного внимания.
  • развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха;
  • развитие орального праксиса, просодии речи;
  • формирование фонематического слуха;
  • коррекция звукопроизношения.

Методические приёмы речедвигательной ритмики:

  • показ упражнений;
  • сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений;
  • пояснение с конкретным показом речедвигательного движения;
  • словесная инструкция.

Принципы использования речедвигательных упражнений:

  • Включение речедвигательных упражнений в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков.
  • Использование технологии речедвигательной ритмики наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При этом проговаривание речевого материала с движениями речедвигательной ритмики должно предшествовать проговариванию без двигательного сопровождения.
  • Соблюдение общедидактического принципа «от простого к сложному». Освоение речедвигательных упражнений начинается с изолированного произнесения гласных звуков. По мере овладения этим навыком, звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных звуков на один речевой выдох). Постепенно речедвигательные упражнения вводятся в слоги и слоговые ряды, затем – в слова, словосочетания, предложения и текст.

Тренировочные упражнения для автоматизации гласных звуков (кроме [Ы]). Цели упражнений: 1) развитие речевого дыхания; 2) работа над силой, высотой и тембром голоса; 3)развитие общей и мелкой моторики; 4) работа над логическим ударением.

В процессе автоматизации гласных звуков выполняются следующие упражнения: Произнесение гласных: — длительно по времени и громко по звучанию; — кратко по времени и громко по звучанию; — длительно по времени и тихо по звучанию; — кратко по времени и тихо по звучанию (но не шёпотом); — произнесение цепочки гласных звуков на одном речевом выдохе; — произнесение звукового ряда со сменой логического ударения.

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников

Мы не всегда понимаем, что логоритмика – это «гимнастика ума»!

Поэтому свой  мастер-класс мне хотелось бы начать с таких строк:

Слышать, видеть, понимать

И пространство ощущать.

Петь, дышать, играть ритмично –

Громко, тихо, высоко,

Низко, в темпе и легко.

Самому придумать что-то,

Изменяя ход игры.

Вот тогда достигнем цели –

Чистой речи детворы!

В арсенале логопедов, воспитателей и музыкальных руководителей имеется многообразный материал для развития чувства ритма (двигательные упражнения, стихи, скороговорки, потешки, игры пальчиковой гимнастики). Однако этой работе уделяется недостаточно внимания, так как взрослые не всегда осознают, какие возможности открывает перед ребенком развитое чувство ритма.

Работая с дошкольниками с нарушениями речи, мы замечаем, что некоторые из них переставляют или заменяют в словах слоги. Ребенок может путать слова в стихотворении и с трудом его запоминает. Иногда у него не получается правильно повторить ряд танцевальных движений. Знакомая ситуация?

Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является логопедическая ритмика. В настоящее время под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии (терапия движением), направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Сегодня мне хотелось бы предложить вам некоторые упражнения, речевые игры, танцевальные композиции, которые мы используем на логоритмических занятиях и которые дают положительные результаты в коррекционной работе с детьми.

Чтобы вам было проще сложить целостную картину работы в данном направлении, мы покажем упражнения, входящие в структуру логоритмического занятия на примере темы «Зима». 

Вводная часть (5-10 минут):

    коммуникативные игры и упражнения; упражнения на различные виды ходьбы и бега.

Основная часть (18-20 минут):

    дыхательная гимнастика; упражнения на развитие дикции и артикуляции; фонопедические упражнения (голосовые); мимические упражнения; упражнения на развитие основных сторон внимания;
    пальчиковая гимнастика; слушание музыки; пение; логоритмические упражнения (координация речи с движением); музыкально-ритмические упражнения; упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Заключительная часть (5-6 минут):

    релаксация (упражнения на расслабление мышечного тонуса, снятие эмоционального напряжения).

Итак, начнём!

Как правило, занятие мы начинаем с коммуникативных игр и упражнений, а именно – с приветствия.

Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Упражнение «Здравствуй!»

Можно и по-другому поздороваться.

Упражнение «Здравствуй, солнце!»

Здравствуй, солнце золотое! 

(руки над головой, лучи)

Здравствуй, небо голубое!

(ладошки вверх над головой)

Здравствуй, вольный ветерок!

(руки машут над головой)

Здравствуй, маленький дубок!

(руки у груди в цветочек)

Здравствуй, утро!

(ладошка вправо)

Здравствуй, день!

(ладошка влево)

Нам здороваться не лень!

(руки к груди прижимают и разводят)

Я вижу, что после этих тёплых, искренних слов ваши лица стали более радостными, добрыми, светлыми, открытыми. Вот, оказывается, что может сделать слово! Как же хочется нашу радость, наше хорошее настроение кому-нибудь подарить!

Давайте пожелаем друг другу и всем гостям солнечного настроения и подарим каждому по лучику!

Танец «Каждому по лучику».

Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Поэтому задания по обучению разным видам ходьбы и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.

«Долго шли мы по дорожке».

Итак, мы познакомили вас с вводной частью логоритмического занятия. Переходим к основной части.

Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта. Перед нами встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания.

Упражнение на развитие дыхания (удлинение речевого выдоха) «Снежинки».

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

Предлагаю залу поиграть с нами.

Давайте поймаем снежинку.

Погладим её.

Снежинка растаяла, осталась капелька воды – кулачки.

Стряхнули воду.

Снова поймали снежинку.

Рекомендуем:  10 вещей, которые ваш ребенок должен знать и уметь к 10 годам

Давайте подуем на неё, на каждый лучик снежинки (дуют на каждый палец).

Посчитаем лучи (5 – вот связь с математикой).

Снежинки растаяли от нашего дыхания, осталась капелька воды.

Стряхнём воду.

Полюбуемся на снежинку (на слайде):

«Ах, снежинка!»

«Ах, какая снежинка!»

«Ах, какая прекрасная снежинка!»

«Ах, какая прекрасная, хрупкая снежинка!»

Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Перед нами стоит задача: во – первых, развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, во – вторых, приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.

Упражнение на развитие звукообразование «Метель».

Метель гудит, в трубе шумит.

Очень страшно одному,

А метель все «у-у-у!»  да  «у-у-у!»

Показ рукой и голосом «завывание метели» (далеко – близко)

На логоритмических занятиях в игровой форме проводятся различные упражнения для губ, языка, челюстей. Артикуляционная гимнастика улучшает и совершенствует основные речевые движения.

Артикуляционная гимнастика «Катание на санках».

«Горка»

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит свернувшись.

В зубки нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

«Ветерок дует с горки»

С горки дует ветерок

И несёт он холодок.

«Мостик построим, мостик разрушим»

Ставлю я язык «дугой»

И кладу – даю покой.

Мимика — это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.

Мимическое упражнение «Толстячки и худышки» (снеговики и сосульки).

Встретились однажды во дворе Толстячки – Снеговички и Сосульки — Худышки…

Удивились Сосульки:

“Ах, какие вы толстые!”

(смотрят, подняв брови и широко открыв глаза)

Рассердились Снеговички:

“Не такие уж мы и толстые!”

(хмурят брови, кривят губы, смотрят сердито)

Ещё больше удивились Сосульки:

“О, да вы ещё и сердитые!”

(округляют губы (как звук “О”), поднимают брови)

Ещё больше рассердились Снеговички:

“У-у-у! Мы действительно сердитые!”

(вытягивают губы трубочкой, сводят брови)

Сморщили нос Сосульки:

“Фи! Не хотим мы с вами разговаривать!”

(морщат нос, произносят слова с недовольством)

Скривили губы Снеговички:

“Пф! Ну и не надо”

(изображают на лице возмущение, кривят уголки рта)

Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь – то жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись.

А давайте и мы с вами слепим снеговика, предлагаю я детям! Что для этого нужно? (много снега). Снежинок так много, что можно скатать снежный ком (участники под музыку двигаются за логопедом, закручиваются «спиралькой», образуя «снежный ком»).

За кем ты стоишь? Перед кем ты стоишь? Между кем ты стоишь?

На развитие чего было направлено данное упражнение? (на развитие пространственной ориентации).

У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма.  Выражается это в том, что они, как правило, с трудом заучивают стихи, у дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слова.

Упражнение, направленное на развитие чувства ритма «Летит снежок».

Встаём в круг, в центре круга водящий, в руках у него снежок. Водящий поочерёдно бросает снежок всем играющим.

Летит снежок, летит к тебе,

Смотри, не прозевай.

Лови его, держи его,

И снова мне бросай.

На ком снежок остановился, выходит в круг, повторяет стихотворение и подкидывает снежок вверх (на каждую строчку 4 раза).

Снего – снего – снегопад,

Каждый очень – очень рад:

Будут лыжи и коньки,

Будут санки и снежки!

В логоритмические занятия обязательно включаем коммуникативные игры и танцы. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что даёт детям положительные и радостные эмоции.

Танец «Саночки» или «Снежки».

Упражнения, направленные на координацию речи с движением, позволяют совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывают координированные действия во взаимосвязи с речью. А элементы самомассажа способствуют регуляции мышечного тонуса.

Координация речи с движением, самомассаж «Снеговик» (без музыкального сопровождения).

Раз — рука, два — рука,

(дети вытягивают одну руку, затем другую)

Лепим мы снеговика.

(имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком –

(ладонями делают круговые движения по бёдрам)

Вот такой,

(разводят руки в стороны, показывая какой большой)

А потом поменьше ком –

(растирают ладонями грудь)

Вот такой.

(показывают величину кома поменьше)

А наверх поставим мы,

(поглаживают руками щёки)

Маленький комок.

(соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)

Вот и вышел Снеговик-Снеговичок

(ставят руки в бока, повороты влево-вправо)

Очень милый толстячок!

Ввести героя – Снеговик.

На занятия по логоритмике мы обязательно вводим героя – это может быть изображение на слайде или игрушка, но особенно детям нравится, когда роль исполняет сам логопед.

Снеговик: «А вы мороза не боитесь?»

Предлагаю залу поиграть с нами.

Игра «А на улице мороз!»

Данная игра при разучивании развивает чувство ритма, внимание, т. к. нужно одновременно смотреть на педагога и вслушиваться в слова.

Снеговик: «Расскажите-ка, ребята, хорошо ли вам зимой?»

Игра, направленная на координацию речи с движением «А как? А вот так!»

У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается нарушение артикуляционной, мелкой и общей моторики. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса мышц рук, ног и корпуса.

Дети изображают снеговиков: крепко стоят на ногах (ноги расставлены на ширину плеч), руки поставлены на пояс, тело напряжено.

Когда снеговики начинают “таять”, из тела уходит напряжение. Сначала у детей-“снеговиков” голова падает на бок, потом опускаются руки и повисают, как плети. После этого дети начинают не спеша приседать, становятся на колени, затем присаживаются на бок, кладут руки на пол, а на них голову — “снеговик растаял”.

Вот стоит снеговик (тело напряжено).

Он к морозам привык.

Солнце припекает —

Снеговик наш тает

(напряжение постепенно уходит).

Тает, тает — да, да, да…

Будет талая вода.

Как нами было уже отмечено ранее, практически все логоритмические задания сопровождаются музыкой. Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Слушание музыки мы сопровождаем просмотром слайдов, что, по нашему мнению, вызывает ещё больший эмоциональный отклик у детей.

Слушание, просмотр слайдов.

Переходим к заключительной части логоритмического занятия.

Вы, как практики, знаете, что бывает очень сложно перестроить детей из возбуждённого, приподнятого состояния в спокойное, чтобы продолжить работу дальше. Нам в этом помогает спокойная музыка, которую мы используем для релаксации.

Релаксация с шарфиками.

Систематичность проведения занятий по логоритмике ведёт к более успешному решению вопросов коррекционной работы, повышает результативность в усвоении практического материала, то есть срабатывает закон перехода количества в качество.

Проведение логоритмических занятий с элементами развлечения нравится нам и нашим воспитанникам больше всего, и мы считаем такую форму наиболее эффективной!

Рефлексия «Метод пяти пальцев»

М (мизинец) – мыслительный процесс.

Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели.

Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) — состояние духа.

Каким было сегодня мое преобладающее настроение,  состояние духа?

У (указательный)  —  услуга, помощь.

Чем я помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) — бодрость, физическая форма.

Каким было мое физическое состояние сегодня?

К сожалению, мы ограничены определёнными временными рамками, и смоделировать собственное логоритмическое занятие сегодня не предоставляется возможным. Поэтому весь предложенный вам практический материал мы представили в виде методических рекомендаций, которые помогут вам при разработке занятия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: