Художественно-эстетическое развитие дошкольников в детском саду

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога – опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление.

Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребенка. Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающиеся на опыт и знания. Способность анализа у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации.

Детское художественное творчество связано с особенностями восприятия окружающего мира. Средством передачи детьми образа служат разнообразие очертаний форм, линейных контур, дети самостоятельно стараются находить выразительные средства для воплощения замысла( форму, цвет, композицию), в творческом рисунке передают свое отношение к изображаемому, используют выразительные приемы, распространяя их на большее количество изображаемых предметов. Рисование, как и игра, помогает ребенку осознавать себя и окружающий мир. Образы, которые дети запечатлевают на бумаге, есть не что иное, как этапы  их личного роста. Рисунок дает ему возможность  закрепить переживание на бумаге, посмотреть на него со стороны, дополнить его. Все это позволяет ребенку меняться самому.

Дети талантливы почти в том же смысле, что и природа. «Почти» — потому что «произведения» природы возникают как отпечатки стихийного, не имеющего цели процесса, а детские рисунки.

Необходимое участие взрослого в создании ребенком удачного рисунка – обычно не осознается нами потому, видимо, что детское произведение мы застаем готовыми и только отмечаем, что это произведение талантливое. Ребенку (часто незаметно для себя) помогает творить взрослый, который принимает на себя функции внутреннего критика и частично созидателя.

 Значение развития художественно-творческих способностей детей.

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Рисование для детей – органическая  потребность, канал, по которому может реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Еще не умея выразить себя словом, ребенок пытается каракулями отразить переполняющие его впечатления от жизни. Занятия изобразительной деятельности заключают в себе большие возможности для всестороннего развития – умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. Рисуя, ребенок постоянно сравнивает, анализирует, обобщает- и это также формирует его мышление.

При знакомстве детей с произведениями изобразительного искусства происходит формирование личности, развития ее творческого потенциала. Ребенок осознанно использует элементарные основы изобразительной грамоты, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним.

Роль родителей в развитии художественно-творческих способностей детей.

Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. Красота во всем, что окружает детей дома, вызывает чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям.     Хорошо, если ребенок в семье имеет возможность развивать свои художественно-творческие способности: петь, плясать, рисовать и т. д.

 В процессе разнообразной деятельности формируются эстетические чувства ребенка, его творческие способности, развивается талант. Внимание  к любому проявлению ребенком интереса, к какому – то виду деятельности со стороны родителей обязательно, особенно если этот интерес носит устойчивую форму. В таком случае детей надо поощрять, всячески стимулировать развитие их творческих способностей.

   Неиссякаемым источником художественных способностей детей является природа. Экскурсия в природу, поездка за город, прогулка в городском парке или просто по улице города могут стать для них источником приобщения к прекрасному. Правильно делают те родители, которые во время прогулки  ведут разговор об окружающем. Ребенок умеющий любоваться цветами и животными, их окраской и повадками, развивает способность видеть прекрасное и у него возникает желание отобразить в своих рисунках, поделках.

Дети дошкольного возраста любят рассматривать вместе с родителями картины, фотографии. Просмотр  телепередач, кинофильмов, если этим не злоупотреблять, открывают широкие возможности приобщения детей к прекрасному, поэтому решающая роль в организации досуга детей принадлежит взрослому.

Красота окружающего мира, воспринятая ребенком в поэтических, художественных образах, глубже входят в его сознание. Литература, музыка, живопись, народное творчество должны быть постоянным спутниками детей в семье.

Взгляды ученых. Педагогика и психология решают вопрос о детском творчестве, исходя из целей и задач воспитания подрастающего поколения. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Н.К.Крупская в речи  на третьей конференции по дошкольному воспитанию(1926г.) поставила вопрос о том, что уже в дошкольном  возрасте надо формировать способности, которые требуются для подготовки «умелых работников» во всех областях труда. Крупская Н.К. не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать детское творчество.

Начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как период к творческой деятельности, он писал: «Высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, все что выходит за пределы  рутины и в чем заключена хоть нота нового, обязана своим происхождением творческому  процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы  обнаруживаются во всей силе уже в раннем детстве».

Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. Так отмечала А.А. Люблинская: «Это подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее, т.е. замыслу своего произведения. Ни дошкольник, ни даже школьник не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме. Идейный замысел 6-7 летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры или рассказа».

Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. К.С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых всегда отличает вера и правда.

Поэт П. Антокольский утверждал, что все дети обладают одаренностью в той или иной области искусства.

«Детская одаренность проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания,» — Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, выдающийся советский психолог, затрагивая вопросы развития детского творчества, писал: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение. Этому условию естественно удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции».

Особенности формирования художественно-творческих способностей детей.

Рассматривая процесс  детского изобразительного творчества как постепенно развивающийся, необходимо находить способы его формирования (методы и приемы обучения, характерные для изобразительной деятельности: наблюдения, художественное слово, показ способов изображения). Как известно, творчество детей «питается» образами действительности, взятыми из наблюдений.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Для развития изобразительной деятельности в процессе наблюдения необходимо развивать эстетическое восприятие, учить детей видеть эстетические свойства и признаки предметов. Дети должны не просто смотреть на объект, узнавать и выделять его свойства : форму, строение, цвет и другие, они должны видеть его художественные достоинства. Необходимо постоянно развивать у детей способность понимать, чем красив тот или иной предмет, то или иное явление. Наблюдения дают детям возможность создавать новые образы, за счет сложной переработке увиденного у них появляется умение комбинировать формы в различных новых сочетаниях.

Целенаправленное, планомерное проведение наблюдений отражается на формировании художественного восприятия детей, их любознательности, интереса. Наблюдение формирует у дошкольников образное видение мира, действительности, а окружающая действительность – это основа творческого процесса ребенка. Для формирования творчества в лепке, рисовании, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова. С детьми проводятся беседы, которые помогают обратить внимание на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественный образ.

Во время беседы рассматриваются разные способы изображения предметов (графических, пластических, декоративно-силуэтных). Это формирует у детей представление о различном подходе в передаче образа. Помогает детям в их практической деятельности давать различные варианты цветовых сочетаний, композиционных построений.

Работа с семьей.

Актуальной задачей в настоящее время является развитие у дошкольников художественно-творческих способностей.  Поэтому, развитие творческих способностей у дошкольника не может рассматриваться только в рамках детского сада.

Рекомендуем:  Кризис семи лет и другие сюрпризы

Процесс развития творческих способностей детей родители могут видеть непосредственно в детском саду, для этого организуются выставки творческих работ детей (рисунки, поделки).

Эффективным средством работы с семьей служит « папка-передвижка», которая вручается родителям. В папках помещается материал с консультациями: психолога, музыкального руководителя, содержание консультаций может соответствовать теме предстоящего родительского собрания или анкетирования.

Особое внимание уделяется совместной работе детей и родителей в группе детского сада при оформлении помещения к праздничным мероприятиям. Воспитатель заранее обсуждает с членами родительского комитета предстоящие дела, определяет обязанности и объем работы взрослых и детей. Такая совместная деятельность сплачивает коллектив. Таким образом, воспитатель проводит работу с семьей в трех направлениях:

1. изучает опыт семейного воспитания и учитывает его достижения и пробелы в своей педагогической деятельности.

2. оказывает действенную помощь родителям в воспитании и творческом развитии детей.

3. координирует работу с детьми детского сада и родителей.

Согласованная организованность в работе детского сада и семьи – важнейший принцип полноценного воспитания и развития творчества детей.

Ни для кого не секрет, что развитие творческих способностей – важная составляющая гармоничного воспитания любого ребенка. Занятия рисованием, пением, танцами не только прививают хороший вкус, но и помогают в учебе. Именно поэтому каждая школьная программа содержит соответствующие предметы и внеклассные мероприятия.

Кружки детского творчества развивают фантазию,креативное мышление и чувство прекрасного

Родители нередко задаются вопросом, стоит ли отдавать ребенка в кружок или школьных уроков вполне хватает? С чего начать знакомство ребенка с искусством и является ли это необходимым? Как определить, к чему ребенок предрасположен, и как помочь ему в развитии таланта? Какой кружок выбрать? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в нашей статье.

Значимость кружков детского творчества

В широком понимании творчество – это не только рисунки и песни, это другое видение мира и мышление, которое необходимо во многих сферах нашей жизни. Издревле искусство было неотделимо от человеческой жизни: большинство народных ремесел – это сочетание духовности, эстетики и практичности. Именно творческое новаторское мышление позволило человечеству построить цивилизацию.

Человеческий мозг устроен таким образом, что одно его полушарие позволяет нам мыслить аналитически и логически, что немаловажно при работе в системами и данными, другое же отвечает за эмоции, интуицию и творческую составляющую, необходимые в изобретательстве и креативной деятельности. Вторая половина мозга дает нам «несистемное» мышление, которое не подчиняется правилам и канонам. Оно нередко выручает нас в ситуациях, требующих нестандартного решения, нового подхода и видения происходящего под другим углом.

Зачем же ребенку нужны кружки детского творчества? Зачастую часов, отведенных творческим дисциплинам в школе, бывает недостаточно, чтобы правое эмоционально-интуитивное полушарие развивалось должным образом. Творческие студии, кружки и клубы позволяют детям не только освоить полезные навыки и психологически отдохнуть от школьных занятий, но и развить креативность.

Способность нестандартно мыслить очень ценится во многих профессиональных областях нашего времени: человек, у которого оно хорошо развито, может стать отличным инженером, следователем, предпринимателем, рекламщиком, политиком или же заниматься искусством. Именно поэтому мы нередко слышим истории о троечниках, которые превосходят своих сверстников с красными дипломами в профессиональной сфере.

Кружки детского творчества могут помочь ребенку не только найти себя и свое призвание, но и обрести множество полезных качеств, знакомств и опыта.

  • Фантазия. Ничего не развивает воображение ребенка так, как занятия творчеством. При этом совершенно не важно, в какой именно кружок детского творчества ходит ребенок. Рисование, пение, хореография и макраме будут одинаково полезны. Искусство заставляет ребенка чувствовать, оно рисует в его голове различные картины и образы.
  • Вкус. Ходит ли ваш ребенок на музыкальные курсы или же посещает театральный кружок, будьте уверены, ему привьют хороший вкус. Приобщаясь к искусству, дети учатся эстетике, благодаря чему у них ярче выражено чувство прекрасного. Также полезны посещения различных концертов, чтений и спектаклей, художественных музеев и галерей.
  • Мышление. Ученые уже давно доказали, что кружки детского творчества могут оказать огромную помощь ребенку в школьной учебе. При творческой работе у ребенка включаются зрительные, слуховые и прочие анализаторы. Так он учится думать, сравнивать и соизмерять. У него улучшаются память и внимание.
  • Эмоции. Искусство всегда позволяло художникам и артистам выплеснуть свои эмоции, поэтому занятия творчеством особенно хороши для активных и эмоциональных детей. Если ваш сын постоянно «стоит на ушах», почему бы не отдать его в кружок, где он сможет проявить всю свою активность? Или же, когда дочь чем-то расстроена, она всегда может выразить свои эмоции в рисунке. Так творчество позволяет найти внутреннюю гармонию.
  • Самооценка. Занятия искусством всегда положительно сказываются на самооценке ребенка, позволяет ему созидать и создавать собственные шедевры. Оно дает почувствовать себя творцом, создает ли ваш ребенок коллажи или же пишет стихотворения.
  • Профессия. Кто сказал, что хобби не может перерасти в профессию? Возможно, в вашем ребенке сидит будущий концертирующий пианист или известный фотограф. Кружки детского творчества могут помочь ребенку с профориентацией и поиском себя.
  • Отдых. Ни для кого не секрет, что лучший отдых – это смена деятельности, таким образом, беря в руку кисть, скрипку или натягивая танцевальные чешки, ребенок отдыхает от учебной деятельности.

Как выбрать вид творчества и кружок

Рисование, лепка из глины, пение, хореография – выбор кружков на сегодняшний день достаточно широк. Выбор вида творчества и кружка – это непростая задача, с которой самостоятельно сможет справиться далеко не каждый ребенок. Подчас, чтобы найти что-то подходящее, приходится побывать на занятиях с совершенно разной творческой направленностью. При этом важно не только само занятие, при выборе кружка стоит обратить внимание на квалификацию преподавателя и коллектив.

Отлично, если ребенок с детства любит петь или рисовать, однако в большинстве случаев, чтобы найти что-то действительно подходящее, приходится перепробовать множество разных занятий. Если ваш школьник вчера увлекался фотографией, сегодня занялся декларированием стихов, а завтра захочет вышивать крестиком, не стоит судить его за переменчивость. Он просто еще находится в поиске. Некоторые родители начинают осуждать детей за их непостоянство, чем наносят огромный вред, ограничивая его выбор и возможности реализоваться.

Другая проблема, с которой сталкиваются многие дети, – это огромное желание родителей вырастить их гениями во всех областях. Так они отправляют их и на танцы, и на вокал, и на лепку из глины, и бог знает куда еще. Конечно, разностороннее развитие – это хорошо, но при условии, что у ребенка останется время и на другие занятия. А расписание этих школьников становится настолько забитым, что им некогда проводить время с друзьями, а то и делать домашнюю работу. При этом ребенок не может сосредоточиться на каком-то определенном направлении, не чувствует себя свободным, что пагубно сказывается и на творчестве.

Ваш ребенок не знает, выбрать ему занятия хореографией или хор? Чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, в первую очередь, обратите свое внимание на его увлечения. Понаблюдайте за своим сыном, возможно, на полях в его тетради вы найдете красивые рисунки. Или же увидите, как дочь повторяет движения за балериной с телеэкрана. Говорят, что у каждого человека свои таланты, помогите их раскрыть собственному ребенку.

Однако, стараясь помочь, не забывайте, что главный критерий отбора кружка – это пожелания самого школьника. И даже если ваш ребенок пока не знает, в каком искусстве хотел бы себя попробовать, у него наверняка найдутся пожелания в других областях. Выберете кружок, который позволит развить все необходимые навыки. Сын хочет стать инженером-конструктором или архитектором? Рисование поможет с улучшением пространственного мышления и видения. Дочь хочет подтянуть математику и английский? Стоит отдать ее на уроки музыки.

Художественные курсы

Детское рукоделие требует сосредоточенности,а потому развивает у детей внимание,целеустремленность и усидчивость

Важные знания и навыки, которые дают художественные курсы, отмечали педагоги во все времена. Ян Амос Коменский всегда выделял рисование как предмет, развивающий наблюдательность, внимание и ловкость рук. Жан Жак Руссо предлагал ввести рисование с натуры как один из основных предметов в школьную программу. Адольф Дистервег определял рисование как один из путей умственного развития.

Рисунки позволяют выразить эмоции и чувства, показать волю, характер и образ мышления, при этом рисование также развивает мелкую моторику. Художественные курсы учат видеть все окружающие предметы четче, развивают пространственное и образное мышление. Также на занятиях живописью, скульптурой и фотографией особым образом развивается визуальное восприятие окружающего мира, которое помогает лучше прогнозировать свою жизнь и деятельность.

Рекомендуем:  Креативные техники нетрадиционного рисования для детского сада

Художественные курсы полезны для тех школьников, которые хотят освоить инженерию, архитектуру, дизайн, строительство, технику и медицину. Также они улучшают ориентацию в пространстве, предотвращая топографический кретинизм, что полезно для будущих гидов, экскурсоводов, географов и путешественников.

Детское рукоделие

Как и рисование, ремесла и рукоделие помогает ребенку развивать моторику и видение. При этом выбор направлений огромен: это может быть вышивка крестиком, резьба по дереву, бисероплетение, создание аппликаций и много чего еще. Детское рукоделие дает чувство удовлетворенности и питает положительными эмоциями, также такие занятия помогают избавиться от стресса и отдохнуть.

Благодаря тому, что все виды такого творчества требуют сосредоточенности, они способны развить у ребенка внимательность, усидчивость и целеустремленность. Детское рукоделие позволяют школьнику генерировать новые идеи, подбирать материалы и способы исполнения, так он научится креативно мыслить и работать руками. Такие занятия подойдут будущим рекламщикам, дизайнерам, ремесленникам различных направлений.

Рукоделие – это занятие, позволяющее избавиться от негатива. А потому оно чрезвычайно полезно для эмоциональных людей и детей, которые хотят работать в сфере, требующей стрессоустойчивости. Детское рукоделие необходимо для будущих учителей, врачей, юристов и представителей других профессий, чья работа связана с людьми.

Литературные кружки

Литература – особый вид искусства, который рисует перед нами картины и образы словами. Литературные кружки, как и многие другие занятия, развивают воображение и образное мышление. При этом именно литература в большей степени развивает речь, учит красиво и грамотно излагать свои мысли. Такие уроки подойдут будущим бизнесменам, политикам, юристам, журналистам и другим представителям «общительных» профессий.

Чтение и написание текста требуют остроты мышления, поэтому литературные кружки развивают способность мыслить более гибко, рассматривая при этом множество значений и смыслов. Такая деятельность помогает в ситуациях, требующих взгляда на проблему под разными углами и поиска нестандартных решений.

Чтение и написание диалогов, описаний разных персонажей и связанных с ними событий учит лучше понимать людей и их характеры, устанавливать причинно-следственные связи. Поэтому литературные кружки хороши для будущих психологов, учителей, социологов, следователей, кадровиков и менеджеров.

Музыкальные курсы

Влияние музыки на развитие ребенка – горячая тема нескольких последних десятилетий. Пение, дирижирование и игра на музыкальных инструментах не только учит воспринимать звуки большего диапазона частот, но и усваивать и обрабатывать сложную информацию. Так музыкальные курсы помогают в изучении точных наук, например, химии, алгебры, физики.

Занятия музыкой – это, своего рода, тренажер для работы с информацией. Они развивают быстрое понимание новой информации и информации в непривычной для человека форме. Музыкальные курсы помогут достичь больших успехов в изучении иностранных и компьютерных языков, химии, физики и математики. Если Ваш ребенок хочет стать переводчиком, лингвистом, бухгалтером или программистом, музыка поможет развить необходимые качества.

Музыкальные курсы также учат контролировать эмоции, они избавляют от депрессии, тревожности и синдрома дефицита внимания, улучшают общее самочувствие. Поэтому музыка также может выступать и в качестве лекарства.

Занятия хореографией

Танец не зря называют языком тела, именно он позволяет выразить нам чувства в полной мере и выплеснуть эмоции. Занятия хореографией учат выразительности, поэтичности и эстетике, они воспитывают художественный вкус и чувственность. При этом хореография также дисциплинирует и прививает трудолюбие.

Занятия хореографией, как и спорт, укрепляют здоровье, развивают выносливость и физическую силу. Человек, занимающийся танцами, лучше контролирует свое тело, его движения более точные и грациозные. Как ни странно, такие особенности необходимы не только артистам и моделям. Ловкость важна и представителям других профессий, например, хирургам и наноинженерам.

Работа над техникой танца, доведение своих движений до совершенства, регулярные репетиции воспитывают целеустремленность и стремление держать себя в форме. Особенно это актуально для детей, занимающихся балетом. Совершение одних и тех же действий приучают выдержке и терпению. Занятия хореографией полезны для будущих археологов, редакторов, бухгалтеров, реставраторов и других людей, занимающихся «монотонной» работой.

Театральные кружки

«Весь мир – театр, а люди в нем актеры», – говорил великий драматург Уильям Шекспир и был абсолютно прав. Умение держаться в обществе, быть раскованными и коммуникабельными, – вот те навыки, которые помогают развивать театральные кружки. Актерское мастерство – это не только и не столько умение притворяться, сколько способность владеть собой и чувство свободы.

Театральные кружки учат взаимодействовать в коллективе, общаться и ораторскому мастерству. Все эти навыки необходимы для артистов, ведущих, политиков, преподавателей и вообще всех людей, кому предстоит работать в коллективе, особенно на руководящих должностях. При этом актерское мастерство позволяет побороть один из самых больших страхов людей – боязнь сцены.

Театр вбирает в себя черты других видов искусства: это и литература, и музыка, и хореография, и изобразительное искусство. Так театральные кружки развивают ребенка разносторонне, улучшают логическое и образное мышление, развивают память и восприятие, обогащают духовно. Перевоплощение в разных персонажей и примерка на себя характеров героев учит внимательней слушать и понимать людей.

Как помочь ребенку развить творческий потенциал

Творческие задатки есть в каждом ребенке, главная задача родителей – обнаружить и помочь развить талант. Конечно, не каждому суждено родиться Моцартом, Пушкиным или Рубенсом, однако творческие способности есть у всех детей, а посещение детского творческого кружка – отличный способ раскрыть потенциал.

Выбор кружка детского творчества – лишь начало пути приобщения ребенка к искусству. Если вы хотите, чтобы Ваш сын или ваша дочь достигли высоких результатов, их надо всячески поддерживать и поощрять. Создайте им атмосферу, в которой бы хотелось творить. Пусть ребенок украсит свою комнату или же напишет сценарий новогоднего праздника в кругу семьи. Советуйтесь с ним, посещайте его выступления и выставки.

Чувство поддержки – основа, на которой строится вера в себя и собственные силы, желание себя проявить, не боясь осуждения. Поэтому каждому ребенку важно знать, как его ценят родители. Искусство же поможет ему во всем остальном.

Создание условий для развития способностей к творчеству

С каждым годом идеи и действия дошкольника совершенствуются и усложняются. Творческие способности развиваются в тесной связке с воображением. Малышу и без внешнего подталкивания интересно открывать новые горизонты своих достижений. А если его дополнительно аккуратно направлять на поиски нестандартных решений, результаты приобретут оригинальность.

Развитие творческих способностей через сочинение рассказов

Без творческих способностей невозможно сочинить свою историю. Ведь ребенку необходимо извлечь из памяти подходящие характеристики для придуманных персонажей, поместить их в воображаемые обстоятельства и нафантазировать поступки своих героев.

Для создания образов нужен материал. Чем больше его будет в детской памяти, тем вариативнее ребенок будет им распоряжаться.

Родители стимулируют развитие творческих способностей у дошкольников, если не только читают и рассказывают им сказки и другие детские произведения, но и побуждают к сочинительству:

  • Как бы все произошло, если бы главные герой поступил иначе
  • Какой волшебный предмет пригодился бы герою сказки, и как бы он ему помог
  • Как по-другому могла бы завершиться история

Подобные вопросы подталкивают детей сначала изменять и дополнять существующие произведения, а затем придумывать свои истории.

Конструирование как средство развития способностей к творчеству

Прямая активизация творческих способностей происходит в процессе конструктивной деятельности. Если иметь в виду строительное конструирование, то детишки редко сооружают одни и те же объекты. Они задумывают новые постройки, находят новые приемы в воплощении своих задумок.

К тому же, непосредственно в процессе юный строитель может несколько раз поменять свои планы. В итоге, его конструкция обрастает новыми деталями, усовершенствуется, меняет свое назначение.

Обязательно нужно расспрашивать дошкольника, что он построил, для чего предназначена конструкция, как ею пользоваться, чем отличается от предыдущей и пр.

Неограниченным полем для творчества является бумажное конструирование. Для ребенка этот вид творческой деятельности становится доступным в старшем дошкольном возрасте с развитием умелости рук. Сложный вид, который реализуется с подачи взрослого и при его ведущей роли.

Рекомендуем:  Идеи совместных занятий с детьми разного возраста

Сначала ребенок только наблюдает, во что может превратиться обычный лист бумаги в умелых руках, потом пробует повторить при непосредственном участии взрослого. И только старшие дети пробуют сконструировать изделие самостоятельно.

Занятие по развитию творческих способностей в детском саду

Занятия в рамках художественно-эстетического развития организуются с учётом возрастных особенностей детей и включают в себя различные формы деятельности для привлечения внимания воспитанников. Обязательно проведение мотивирующего начала для создания заинтересованности к теме занятия: привлечение наглядного материала, прослушивание музыкальных и литературных отрывков, просмотр слайдов и познавательных мультфильмов, создание игровых и проблемных ситуаций.

Для профилактики умственного перенапряжения проводятся физкультминутки и подвижные игры, желательно, сохраняющие тематическую направленность занятия:

  • физкультминутки «Художник рисует», «Рисуй глазами треугольник»,
  • пальчиковая гимнастика «Я рисую лето», «Я леплю из пластилина»,
  • театрализованные подвижные игры (с масками персонажей).

Физическая активность может проходить в виде тематических подвижных игр

На занятии проводятся дидактические игры: «Что забыл художник», «Найди лишнее», «Укажи пару», «Найди отличия в картинах», «Найди тень от предмета». Старшие дошкольники учатся разгадывать ребусы и совместно с воспитателем — кроссворды на искусствоведческую тематику. Мыслительные и речевые способности ребят развиваются в беседах (познавательных и эвристических), продумывании замысла поделки, построении и проговаривании плана практической работы, к концу дошкольного периода дети учатся самоанализу и оценке своих действий.

Специфика занятий художественно-эстетической направленности в детском саду состоит в соединении информационной части (знакомство с произведениями искусства и народных промыслов) и практической деятельности (проявление творческих способностей детей).
Как выявить и сформировать творческие способности дошкольников?

Единственным методом, который безошибочно проявить все интересы и наклонности дошкольников  является игра. Но после того как выявлены интересы ребенка, необходимо создать правильные условия для поддержки ребенка в развитии этой заинтересованности, поработать вместе с ним над привитием желания заниматься любимым делом.

Совет родителям: предоставьте ребенку возможность развиваться, принимайте активное участие в этом процессе, но никогда не давите на ребенка, не заставляйте его заниматься прикладным искусством, если ребенок сам не изъявляет такого желания.

Обучение музыке надо начинать, когда ребенок сам этого хочет

Часто такая ошибка совершается, если родители желают развивать способности к музыке. Родители очень поспешно отдают ребенка в музыкальную школу, не привив ему интерес к занятию этим видом искусства.

Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников

Дошкольный период особенно благоприятен для развития художественных творческих способностей.

Ребенок знакомится с изобразительной и конструктивной деятельностью, обращает внимание на музыкальность окружающего мира, пробует свои силы в создании рисунков, поделок и построек.

Ярко выраженная познавательная потребность дошкольника – признак творческого потенциала. Кроме того, способности к различным видам художественной деятельности имеют специфические признаки. Родителям полезно знать, как проявляются склонности детей к определенным творческим областям.

Признаки творческих способностей дошкольников в изодеятельности

Уже то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла, говорит о наличии или отсутствии творческого подхода. Еще несколько говорящих признаков о наличии способностей к изобразительной деятельности:

  1. Дошкольник предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться.
  2. В рамках сюжета изображает большое количество предметов и людей.
  3. Выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков. Например, изображает не привычные дом-дерево-цветочки, а рисует небо, усыпанное звездами вокруг сияющего солнца, и называет свою картину Космосом.
  4. Прибегает к рисованию или лепке, чтобы выразить свое настроение и чувства.
  5. С интересом использует новый материал для осуществления своих замыслов, а также загорается желанием опробовать новое средство в деле (лепить из глины, а не пластилина; рисовать красками вместо карандашей).
  6. Проявляет интерес к произведениям живописи и скульптуры – рассматривает, высказывается по поводу увиденной картины, статуи.

Творческий талант в театрализованной деятельности

Артистический талант внимательные взрослые замечают у ребенка с младшего дошкольного возраста, как только ребенок выработает речевые навыки. Позднее подключается невербальная экспрессия, дополняя выразительные признаки артистизма.

  1. Любит подражать ярким персонажам из сказок и мультфильмов, пытаясь передать тональность речи и характерные движения.
  2. Легко входит в любую роль, представляя себя то дружелюбной собачкой, то опасным волком, то Волшебником.
  3. Активно использует мимику, жесты и движения, чтобы передать чувства и характер образа.
  4. Стремится вызвать эмоциональный отклик у окружающих, рассказывая что-либо или изображая персонажа.
  5. Использует атрибуты (подходящую одежду, характерные вспомогательные детали), чтобы подчеркнуть свое соответствие роли.
  6. Увлеченно смотрит детские представления, будь то театрализованная игра или кукольный спектакль.

Признаки способностей к речевому творчеству в дошкольном возрасте

На какие особенности ориентироваться взрослым, чтобы заметить у дошкольника задатки литературного дарования:

  1. Ребенок внимательно слушает сказки и детские рассказы. В некоторых сюжетных поворотах останавливает рассказчика и задает уточняющие вопросы.
  2. Может сам сочинить историю, соблюдая ключевую структуру: подобие завязки сюжета, кульминационное событие и завершающий момент. У младших дошкольников подобные истории могут состоять буквально из 4-5 предложений, но при этом прослеживается структура рассказа.
  3. Придумывает нечто оригинальное, когда пересказывает всем известную историю или сказку.
  4. Рассказывая о чем-либо, придерживается сюжетной линии и основной мысли.
  5. Использует такие слова, которые передают переживания и чувства героев.
  6. Некоторые моменты объясняет особенно детально, чтобы слушатели поняли происходящее.

Кружок по художественно-эстетическому развитию в ДОУ

Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески — естественные потребности дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, взаимодействие объектов, они хотят показать своё отношение ко всему происходящему и увиденному. Значимость детского продуктивного творчества в становлении личности будущего первоклассника рассмотрена в многочисленных работах педагогов и психологов. Поэтому кружок дополнительного образования рассчитан на совершенствование практических навыков детей в различных видах творчества.

Организация художественного кружка предполагает добровольное участие дошкольников в творческой деятельности и учёт индивидуальных особенностей воспитанников.

Для функционирования кружка художественно-эстетической направленности должны быть выполнены следующие условия:

  • изучение педагогом методической литературы по тематике кружка: по методике ознакомления детей с произведениями искусства и обучению практическим навыкам в рисовании, лепке, аппликации;
  • разработка программы кружка с учётом возрастных особенностей детей, составление календарно-тематического планирования;
  • составление картотеки практических занятий, включая нетрадиционные формы (игра, путешествие);
  • оформление уголка художественной деятельности в помещении группы или отдельной творческой мастерской;
  • подготовка материальной базы кружка.

Для работы театрального кружка потребуются куклы, декорации, костюмы

Обязательно ознакомление детей с правилами поведения в творческой мастерской, соблюдение порядка и чистоты на рабочем месте, проведение инструктажа по технике безопасного обращения с ножницами. Основные положения должны проговариваться совместно с воспитанниками перед началом выполнения практического задания.

Уголок творчества или мастерская должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Воспитанники всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения.

Оснащённость творческого уголка или лаборатории складывается из следующих материалов:

  • Материалы и инструменты для рисования:
    • краски,
    • карандаши,
    • фломастеры,
    • восковые мелки,
    • наборы бумаги,
    • листы ватмана,
    • кисти разного размера.
  • Материалы и инструменты для лепки:
    • пластилин,
    • глина,
    • пластичная масса,
    • стеки,
    • пластмассовые доски для раскатывания.
  • Материалы и инструменты для аппликации:
    • бумага цветная, бархатная, принтованная, гофрированная,
    • картон,
    • ножницы,
    • клей.
  • Природный материал:
    • осенние листья,
    • шишки,
    • жёлуди,
    • каштаны,
    • крупа,
    • зёрна,
    • веточки,
    • камешки,
    • ракушки и т. д.
  • Бросовый материал:
    • обои,
    • газетная бумага,
    • конфетные фантики и обёртки от шоколадок,
    • колпачки от тюбиков зубной пасты и фломастеров (для выдавливания узоров на пластичной поверхности),
    • коробочки и т. д.;
  • Фурнитура:
    • пуговицы,
    • блёстки,
    • стразы,
    • пайетки,
    • бисер и бусины.
  • Специальная одежда:
    • рабочие халаты или фартуки,
    • нарукавники.

В кружке дети узнают много нового и удовлетворяют потребность в творческой активности

Как оформлять детские работы и сделать из них презентацию?

    1. Прежде всего, обсудите с ребенком, какие работы ему больше всего по душе.
    2. Из белой плотной бумаги вырезается рамка. По размеру она должна быть чуть меньше рисунка. Затем необходимо наложить ее на рисунок.
  1. Картину необходимо повесить так, чтобы ребенку было удобно подойти к ней и рассматривать ее.
  2. Для хранения рисунков должна быть выделена отдельная полка.
  3. Не забывайте, перед тем как отправить рисунок на хранение подписать его, указав дату, возраст ребенка. Положите картинку в файл.
  4. Для фигурок, сделанных из глины и пластилина, тоже должно быть отведено специальное место.
  5. Если уже набралось много рисунков можно организовать выставку работ. На нее можно пригласить родных и близких и организовать настоящий праздник.
  6. Всячески поддерживайте ребенка. Не забывайте похвалить его при первой возможности. Это даст ему вдохновение для дальнейшей работы и будет способствовать развитию его художественно творческих способностей.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: