Компьютерная зависимость и дети: советы психолога

Компьютер и другие информационные устройства — мобильный телефон, планшет — уже давно стали частью жизни современного человека. С одной стороны, это позволило упростить жизнь современному человеку, в том числе и ребенку. С другой стороны, появилось немало новых проблем, среди которых — компьютерная и интернет – зависимость. Особенно тревожно, если пленником виртуальной реальности становится ребенок

Давайте вместе попробуем разобраться в том, что такое компьютерная зависимость у детей и подростков – болезнь или просто увлечение? Что делать, чтобы не допустить ее появления?

 Все начинается обычно по одному сценарию……

Сотовый телефон, компьютер  или планшет такая удобная вещь для отвлечения ребенка! Малыш пристает к маме, он хочет пообщаться или поиграть, но маме некогда – она с обеда еще не общалась “в контакте”. И чтобы нейтрализовать ребенка, она дает ему… сотовый телефон: «На, поиграй». Таким образом, она, как ей кажется, убивает двух зайцев: получает полчаса свободного времени, и ребенок вроде как развивается, приобщается к технике и учится реагировать на ее сигналы. Это не может не понравиться им обоим.    

 Первые семена зависимости упали на благодатную почву…

В этом возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется пока еще привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ. У ребенка формируется устойчивая связь – захотел развлечься – взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют.

И скоро ребенок и сам не захочет складывать пирамидки и кубики и катать машинку. Ни чтение книги, ни настольная игра, ни “вышибалы”, ни “казаки-разбойники” не в состоянии конкурировать с теми поистине безграничными возможностями, которые дает компьютерный мир. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: «Дай поиграть!»

Наши предки были очень мудрыми людьми. Не зная тонкостей детской моторики и психики, они своим чутьем дошли до того, что те дети, с которыми мамы и бабушки играли в примитивные игры, задействуя ручки малыша, вырастали более умными и смышлеными. Такие игры как “Сорока-ворона” или “Этот пальчик в лес пошел” не просто бестолковое подергивание ребенка за пальчики. 

Лет 30 назад было научно доказано, что мозг ребенка развивается через руки. Так устроен наш организм, что в младенчестве сигналы, получаемые от рук, особенно от пальчиков, стимулируют развитие мозга. Заменяя пальчиковые игры вождением пальцем по плоскости монитора, родители закрывают перед детьми дорогу к развитию.    

Более того, ребенок учится не только так развлекаться, он привыкает перенаправлять, смещать свои эмоции и чувства с живых людей на игру и интернет-общение. И это тоже происходит при “помощи”  родителей. Ребенку захотелось пообщаться с мамой, прижаться к ней, обнять, а она, занятая чем-то, дает  ему свой айфон. Происходит подмена объектов любви: захотелось ласки – выйди в интернет. Захотелось общения с близкими по духу людьми – интернет наше все. Дети не учатся делиться своими переживаниями с близкими, отвыкают видеть глаза собеседника, понимать его без слов. Происходит эмоциональное обеднение поколения, многие современные дети не умеют выражать своих чувств и эмоций. 

Компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами – кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Трогая новый предмет, он не только познает его в ключе твердый — мягкий/теплый — холодный, но и текстуру, форму, объем, массу.  Компьютер не дает такой возможности.

Причины компьютерной зависимости:

  • отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру;
  • дефицит общения в семье, т. е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;
  • родители не осознают взросление ребенка и не изменяют стиль общения с ним;
  • ребенку дома не комфортно, т. к. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином;
  • низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;
  • замкнутость ребенка, его неприятие сверстниками;
  • незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.
Рекомендуем:  Значение художественно-эстетического развития дошкольников

Последствия компьютерной зависимости для физического здоровья:

  • нарушение функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»);
  • опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушение осанки);
  •  пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит, хронические запоры);
  •  общее истощение организма – хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.

Как уберечь ребенка от зависимости? К сожалению, нет абсолютного рецепта. Есть рекомендации, исполнение которых позволит снизить вероятность возникновения зависимости.

Профилактика компьютерной зависимости.

1. Родителям необходимо являть собой пример для своих детей, ведь они обучают их

жить так, как делают это сами. Если включенный в течение всего дня телевизор  является фоном для времяпровождения членов семьи в квартире, если родители сами подолгу зависают в Интернете и социальных сетях или постоянно играют в компьютерные игры, то чего же ждать  от детей?

2. Взрослые должны с самого начала озвучить ребенку четкие и жесткие правила пользования телевизором, планшетом, компьютером и т. п. Твердый запрет на то, что  родители считают вредным для своих детей (причем не только в рассматриваемой области),— отнюдь не проявление жестокости с их стороны.  Конкретные и разумные ограничения упорядочивают мир ребенка, делают его простым и понятным: четко зная границы дозволенного, он чувствует себя в безопасности.

3. Можно и даже нужно записать ребенка в кружок или секцию в соответствии с его интересами. Тогда, во-первых, у него будет оставаться меньше времени на компьютер и телевизор, во-вторых, он будет увлечен живым общением со сверстниками.

4. Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей.  Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.

5. Периодически вместо проведения вечера у телевизора, компьютера, планшета можно устраивать прогулку или игру всей семьей в лото, игры-загадки, шашки, шахматы, конструктор и пр.

6. Компьютер можно использовать для проведения совместно с ребенком  экскурсии по виртуальному зоопарку или установить полезные для развития программы. Главное, помнить, что все хорошо в меру.

7. Рекомендуется соблюдать следующие ограничения пользования

д о ш к о л ь н и к о м   к о м п ь ю т е р о м   и л и     п л а н ш е т о м :

  • продолжительность пребывания за компьютером (использования мобильного телефона, планшета, айпода ипр.) недолжна превышать10минут для детей 5 лет и  15–20минут для детей 6–7 лет;
  • не стоит допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще трех раз в неделю, более одного раза в течение дня, а также поздно вечером и непосредственно перед сном;
  • необходимо следить за  тем,  во что играет  ребенок и  какие фильмы он смотрит.

8. Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать “достаточно” – компьютер нужен папе.

 9. Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который “не читал, но осуждаю”.

10. В жизни ребенка должно быть как можно больше реальных событий: забота о

Рекомендуем:  Физическое развитие дошкольника по возрастам

домашних животных, общение с друзьями, занятие спортом, общий со взрослыми досуг в будни и  выходные, веселые приключения.

Детская (и не только) зависимость от компьютерных игр

В формировании привязанности к компьютерным играм, так называемой игромании, имеет значение целый ряд факторов. Но наибольшее влияние оказывает воздействие на психофизиологические основы человека. Говоря обыденным языком, компьютерные игры организованы так, что малейшее эффективное действие играющего, с точки зрения правил игры, получает моментальную поддержку.

 

Особенно этот хитрый метод используется на первых порах. Только игрок сделает верный шаг, ему уже начисляются очки, на мониторе появляются слова, выражающие восхищение игроком, присваивается статус и подобные поощрения. Такая поддержка, или подкрепление, как принято называть ее в научных работах, оказывает моментальное воздействие даже на животных. Что уж говорить о ребенке!

Та поддержка, которая вызывает приятные эмоции, называется положительным подкреплением. Но бывает и отрицательное подкрепление. Отрицательное – потому что основано на вызывании отрицательных эмоций; подкрепление – потому что подталкивает к нужному поведению.

Например, в компьютерных играх это может быть потеря очков, непривлекательный статус, неприятный звук и т.п. В любом случае, это вызывает у игрока досаду, раздражение, злость, а главное, желание тут же исправить ситуацию и получить положительную поддержку своих действий. И она незамедлительно наступает! Вот этим и удерживает виртуальное пространство.

Последствия

Компьютерная зависимость может привести к весьма плачевным последствиям:

  • Социальная изоляция, отсутствие у ребенка умения общаться и договариваться.
  • Нервные и психические расстройства личности – психоз, клиническая депрессия, истерия, шизофрения.
  • Сложности с обучением, отсутствие мотивации.
  • Ассоциальное поведение, отсутствие понимания границ дозволенного, в том числе и законом. Как следствие – ребенок может стать преступником.
  • Заболевания: гастрит, нарушение осанки, геморрой, синдром хронической усталости, истощение всего организма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, миопия, глаукома, «синдром сухого глаза», дальнозоркость, дисплейный синдром.

Причины формирования зависимости от компьютерных игр

Увлечение детей играми на компьютере, планшете, телефоне и других гаджетах происходит очень рано по причине уже столь привычного их присутствия в современной жизни. Познавательный интерес ребенка не может пройти мимо кнопочек, клавиатур и ярких экранов.

Если же при нажатии «кнопочек» включается увлекательное действо, оно, несомненно, приковывает внимание ребенка. Станет ли компьютерная игра магнитом для ребенка, зависит от многих причин. Их можно разделить на основании воздействующих механизмов. Причиной зависимости может стать:

  • психофизиологические особенности ребенка
  • отсутствие альтернативных интересов
  • попустительское отношение взрослых к ребенку

Влияние особенностей детей на привязанность к играм

К счастью, компьютерными играми увлекаются не все дети. Большинство доступных ребенку виртуальных игр требует быстрых реакций, внимания к деталям. В дошкольном возрасте еще сложно держать под контролем все происходящее на экране и распределять внимание. Однако несколько тренировок, и вот уже малыш улавливает суть, какие действия приводят к желанному результату. Формируется азарт, вновь и вновь притягивающий ребенка к игре.

К тому же разработчики компьютерных игр не дремлют и создают новые развлечения. Кроме игр-стимуляторов, требующих быстроты и ловкости, появилось множество игр-стратегий. Дети могут создавать виртуальный быт, хозяйство. Вместо того, чтобы включиться в реальную сюжетную игру и прочувствовать конкретную роль, ребенок может часами кормить виртуальных животных.

Тихому застенчивому ребенку проще находится в созданном им самим и с помощью компьютера пространстве. Не нужно вступать в межличностные отношения с другими, нет необходимости искать общий язык с более активными детьми…

Рекомендуем:  Почему дети врут и что с этим делать? Рекомендации психолога

Отсутствие альтернативной увлекательной деятельности

Предпочтение виртуальной реальности ребенком может быть связано с нереализованной потребностью в яркой и увлекательной реальной жизни.

Каждый ребенок нуждается в проявлении эмоций, в радостных ощущениях, в счастливых событиях. Если жизнь дошкольника скучна и однообразна или заорганизована амбициозными родителями, маленькая личность пытается найти выход и разнообразить свои дни тем, что на самом деле увлекательно.

Что происходит в реальной жизни? Мама говорит ребенку: «Собери свои игрушки, потом разрешу смотреть мультик». Мало того, что сам процесс наведения порядка малопривлекательный для дошкольника, так и подкрепление наступит только по завершению всей работы.

А как же воспитывать потребность помочь маме, стремление к порядку, — воскликнут возмущенные родители. Увы, это те качества, с которыми не рождаются, а которые постепенно формируются у маленького человека. Чтобы они сформировались, нужен и постоянный пример взрослых, родителей в первую очередь; и положительное подкрепление, причем последовательное и многократное; и дозированное привлечение ребенка к исполнению посильных ему обязанностей.

Попустительское отношение родителей

Родители, как правило, не желают признавать того, что они сами могут привязать своего ребенка к компьютерным играм. Хотя данный факт встречается нередко. Например, мама желает пообщаться с подругой по телефону, а малыш требует ее внимания: засыпает вопросами, просит поиграть вместе, капризничает. Мама, как спасательный круг, хватает гаджет, включает занятную игру и вручает ребенку.

Или же пришли гости. Родители демонстрируют своему дошкольнику долгожданную покладистость и разрешают сколько угодно сражаться в компьютерной игре. Лишь бы не мешал общению с гостями. Дети быстро улавливают, что существуют лазейки в получении разрешения на игру, и используют в дальнейшем.

Подобные ситуации часто встречаются в семьях, где сложился попустительский стиль воспитания детей.

Другие крайности

Однажды мне позвонила старая знакомая и разразилась долгим и подробным текстом на тему «Как жить дальше?». Мол, «этот оболтус» ничего в жизни не добьется, потому что кроме «компа» ему ничего не надо. Он там проводит все свое свободное время и слышать ничего не желает. Речь шла о ее 13-летнем сыне. Мое воображение сразу нарисовало самые мрачные образы, и я пообещала заехать на днях и поговорить с подростком.

Миша меня встретил унылым подобием улыбки. Было видно, как он измучен постоянными упреками и даже истериками со стороны мамы. Я подошла к столу и, к удивлению, обнаружила на нем книги по программированию и графическому дизайну. Нескольких вопросов хватило, чтобы понять – ребенок не играет за компьютером. Он за ним работает. С большим трудом мне удалось убедить его хоть немного сократить время пребывания за монитором, а подругу — оставить подростка в покое. Сейчас Миша учится в университете, скоро станет программистом. Уже является получателем президентской стипендии и завсегдатаем всевозможных IT – мероприятий и слетов всероссийского масштаба.

Вывод – не спешите навешивать на ребенка ярлыки «игроман», «зависимый», «больной»… Вникните, разберитесь в том, чего хочет и о чем мечтает ваш ребенок. Есть у него зависимость или нет – вы поймете довольно быстро, а испорченные отношения и разорванный контакт с подростком доставят еще немало хлопот. Главное – любить ребенка, принимать его со всеми его странностями и увлечениями. Но при этом от любви не слепнуть и вовремя разглядеть симптомы надвигающейся беды. Если компьютеры уже начали «поглощать» личность вашего сына или дочери, не стесняйтесь просить о помощи специалистов.

Общайтесь с родителями других детей, попавших в цепкие виртуальные лапы, делитесь опытом. Победить эту зависимость можно и нужно. Но сделать это реально лишь всем вместе, объединив усилия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: