Развиваем мелкую моторику. Готовим руку к письму

Детские сады, заинтересованные в том, чтобы их выпускники успешно обучались в первом классе, выстраивают образование старших дошкольников совместно с учителями начальных классов. Одной из главных проблем обучения детей с 6 лет, обозначенных ими, является подготовка руки ребенка к письму.

Это связано с психофизиологическими особенностями 5−6 -летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны.

Согласно данным психологов и физиологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Именно поэтому данному направлению необходимо уделить самое пристальное внимание заинтересованным  родителям, которые имеют возможность заниматься с ребенком индивидуально, в любом темпе, который соответствует темпераменту малыша.

Для этого, прежде  всего,  в семье необходимо создать условия.

Все значимые  для подготовки руки умения  можно сформировать, если ребенок активно будет заниматься  лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием. Значит,  в каждом доме должен быть уголок, где старший дошкольник сможет ежедневно  заниматься изобразительной деятельностью, где будут в наличии все необходимые для детского творчества материалы.

На что будем обращать внимание?

Психологи отмечают, что у детей пяти − шести лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх − низ, ближе − дальше, под − над, около − внутри и т. д. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля и развития мелкой моторики мышц руки. Все вышеперечисленное мы сможем сформировать, занимаясь не подготовкой к школе, а интересным каждому малышу процессом творчества и игрой. Задания, направленные на развитие пространственных отношений, могут даваться в виде занимательных рисунков, отдельные элементы которых расположены вверху, внизу, в середине листа, слева, справа друг от друга и т.д.

Никогда не запугивать детей трудностью и сложностью заданий − это сразу ставит барьеры в мыслительном процессе ребенка.

Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, предлагаем родителям использовать  систему упражнений, позволяющую каждому ребенку постепенно, без перегрузки, подготовиться к этому роду деятельности. Выполняйте эти упражнения ежедневно, и, разовьется и укрепится рука малыша, станет лучше координация движений. Это –

  • застегивание и расстегивание пуговиц;
  • завязывание и развязывание лент;
  • плетение из ниток;
  • завязывание узелков;
  • перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора;
  • всасывание пипеткой воды из стакана;
  • пересыпание мелких круп и т. д.

Для подготовки руки к письму можно предложить детям такой вид деятельности, как занимательное рисование по клеточкам /фото-приложение/, а также  раскрашивание рисунков (штриховку). Она является средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Здесь можно освоить  четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений:

  • раскрашивание короткими частыми штрихами;
  • раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
  • центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка);
  • штриховку длинными параллельными отрезками.

Ребенок, выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче — на выполнении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования. Соблюдение их − залог сохранения здоровья будущего первоклассника.

Рекомендации для родителей.

  1. Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или на подставке, голова немного наклонена влево.
  2. Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая — лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
  3. Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
  4. Положение ручки. Ручка кладется на средний палец правой руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательного − легко кладется сверху (расстояние — 1,5 см от пишущего узла) для управления ручкой при письме.
  5. Положение тетради. Тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди. По мере заполнения страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по-прежнему направлена к середине груди ребенка.

Рекомендуем специальную гимнастику для рук, которая поможет укрепить мышцы и развить мелкую моторику:

  • сложить руки ладонями  вместе  и вытянуть их перед собой; развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий;
  • постепенно и поочередно сжимать пальцы сначала левой руки, а затем правой; сложить ладони вместе; развести и свести пальцы;
  • руки вытянуть перед грудью; пальцы правой руки сжать в кулак, разжать пальцы правой руки и одновременно сжать пальцы левой руки;
  • руки с разведенными пальцами положить на стол; поочередно постукивать по опоре каждым пальцем то одной, то другой руки, то обеих рук сразу;
  • ладони вместе, пальцы переплетены; выполняются силовые движения вправо и влево;
  • выпрямить кисть правой руки, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони; выпрямить кисть правой руки и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному и т. д.;
  • правую руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы, остальные при этом должны подниматься вверх;’
  • сжать пальцы в кулак и вращать кистью в разные стороны; пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку.
Рекомендуем:  Что должен уметь ребенок 2-3 лет?

Название игры

Цель

Ход игры

Пальчиковые игры

Игра «Лапки-царапки»

Развивать тонкую моторику пальцев, движения кистей рук, подражательные движения.

Кошечка Мурка, Серенькая шкурка,

Мягкие лапки, (Дети кладут руки на стол и сжимают их в кулачки.)

А в лапках — цап-царапки. (Дети выпрямляют пальцы, в шутку царапаются.)

Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Ёжик»

Развивать движения кистей рук, учить подражать дви­жениям взрослого.

Показать малышам, как изобразить ежика, собрав пальцы рук в замок. Прочитать стихотворение. (Во время чтения дети повторяют движения.)

Ежик маленький замерз, (Прижмите пальцы —

ежик убрал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело — (Выпрямите пальцы —

ежик показал колючки)

Ежик развернулся!

Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Птички»

Развивать движения кистей рук, учить подражать дви­жениям взрослого, развивать умение понимать речь.

Предложите малышам повторить ваши движения.

  • Вот птички летают, машут крылышками. (Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти (помашите крыльями.)
  • Приземлились птички, крылышки сложили. (Соедините ладони вместе)
  • Давайте покормим птичек — насыплем им зернышек! (Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими)
  • Вот как птички зернышки клюют! (Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью

—Наелись птички и улетели. (Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.)

Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Человечек»

Развивать движения кистей рук; учить подражать дви­жениям взрослого; развивать умение понимать речь.

Предложите малышам поиграть. — Посмотрите, какой у меня человечек. Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол.

Человечек пошел погулять. Покажите, как шагает человечек.

Топ-топ-топ — топают ножки. Человечек идет по дорожке.

Предложить детям повторить движения.

Игру можно повторять несколько раз.

Игра «Мы топали»

Развивать движения кистей рук; учить подражать дви­жениям взрослого; развивать умение понимать речь.

Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом. Предложить детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитать стихотворение: Мы топали, мы топали, До тополя дотопали, До тополя дотопали, И ножки все оттопали! Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).

Предложить малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать быстрее).

Игра «Барабанщики»

Развивать движения кистей рук, скорость движения пальцев.

Положить руки на стол и показать детям, как можно барабанить по столу прямыми указательными пальцами или одновременно всеми пальцами обеих рук: «Вот палочки-паль­чики—гремят барабанчики!». Предложить малышам повторить движения. Затем устроить соревнования на самый громкий барабан. В последующем можно предлагать детям барабанить медленно или быстро, громко или тихо, повторять простые ритмы.

Игра «Моторчик»

Развивать согласованные движения пальцев обеих рук; учить подражать движениям взрослого.

Дать детям машины и предложить поиграть: «Давайте по­играем в машинки. Би-би! Поехали машины! Стоп! Остано­вились машины. Надо завести моторчики». Показать малышам, как завести моторы. Для этого пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести вместе, а большими пальцами вращать друг вокруг друга. «Моторчики» могут работать быстро и медленно. Игру можно повторить несколько раз

Игра «Разминка»

Развивать движения кистей рук, учить подражать дви­жениям взрослого.

Предложите детям сделать разминку для рук: плавно поднять руки перед собой и встряхнуть кисти. Упражнение сопровождать четверостишием: «Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.» Такую игру-разминку можно проводить как расслабляющее упражнение во время занятий, в ходе которых дети действуют руками.

Игра «Моя семья»

Развивать движения кистей рук, учить подражать дви­жениям взрослого.

Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. После того как малыши запомнят движения, проведите игру с группой детей. «Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья!» Повторить игру, предложив малышам загнуть пальчики на другой руке. Также можно предложить детям разбиться на пары и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга.

Игра «Вышли пальчики гулять»

Развивать движения кистей рук, учить подражать дви­жениям взрослого.

Предложить детям сжать пальцы в кулак и начать читать стихотворение. (По ходу чтения дети повторяют ваши движения.) «Раз, два, три, четыре, пять — (Поочередно разогните пальцы, начиная с большого) Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами.) Раз, два, три, четыре, пять — (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.) В домик спрятались опять. Повторите игру с пальцами другой руки.

Игра «Спокойного сна»

Развивать движения пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Эту игру можно проводить перед сном. Сначала игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения.

Этот пальчик хочет спать, (Загните мизинец.)

Этот пальчик лег в кровать, (Загните безымянный палец.)

Этот рядом прикорнул, (Загните средний палец.)

Этот пальчик уж заснул, (Загните указательный палец.)

А другой давненько спит… (Загните большой палец.)

Кто у нас еще шумит? (Погрозите пальчиком

другой руки.)

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите!

После того как малыши научатся повторять эти движения самостоятельно, можно провести игру с группой детей.

Рекомендуем:  Если ребенок сосет палец…

Игры с различными предметами и материалами.

Игра «Прячем руки»

Оборудование: платки, коробки.

Учить детей подражать движениям взрослого.

Предложите детям повторить следующие движения:

  • Давайте спрячем наши ручки — вот так! (Дети прячут руки за спину.)
  • Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Дети показывают руки.)
  • Снова ручки спрятались… (Дети прячут руки под стол (если дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)

—Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.) Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом

можно прятать руки под платок, в коробку.

Игра «Спрячь в ладошке»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и пред­ложите спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел — зажмите покрепче в ладошке!» Дети, которые хорошо спрятали поролон, оставляют его себе. Если предмет виден, ведущий забирает его.

Материалы. Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).

Игра «Котёночек»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого.

Материалы. Маленькие резиновые игрушки-пищалки: котята (по количеству детей).

Раздайте малышам игрушки и предложите сжать их в кулачке. В это время читайте двустишие: «Ты, котенок, не пищи, Лучше маму поищи». Игру повторите несколько раз. Подобные игры можно проводить с самыми разнообраз­ными игрушками-пищалками.

Игра «Ветерок»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы. Резиновые груши небольшого размера (по ко­личеству детей). Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе». Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем раздайте им резиновые груши и предложите «сделать ветерок». Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха.

Игра «Брызгалки»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы. Резиновые груши небольшого размера (они должны помещаться в ладонях малышей) или пластиковые пузырьки с небольшими отверстиями в крышках (по коли­честву детей); большая емкость с водой.

Это упражнение можно провести летом на улице или дома во время купания. Раздайте детям резиновые груши или пластиковые пузырьки, наполненные водой, и предложите поиграть: «Летом на улице жарко и душно. Давайте сделаем дождик! Вот как брызги полетели!» Предварительно продемонстрируйте малышам, как сжать грушу, чтобы получить брызги. Затем предложите детям самостоятельно наполнить груши водой. Для этого грушу необходимо сжать, выпустив воздух, затем опустить под воду и подождать, пока она наполнится водой.

Игра «Ямки»

Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Материалы. Тесто (пластилин), изюм (фасоль, горох, ка­мушки), поднос, карандаш.

Предложите ребенку размять в руках кусок мягкого теста, затем положить его на поднос и сделать в нем «ямки», надавливая прямым указательным пальцем. Таким же образом можно действовать несколькими пальцами (2—3) или всеми пальцами одновременно, одной или обеими руками. В получившиеся ямки предложите малышу положить изюминки. При работе с пластилином ямки можно сделать незаточенной стороной карандаша, а в получившиеся углубления положить фасолины, горошины, камушки.

Игра «Спрячь руки»

Развивать хватательные движения, осязание.

Материалы. Разные виды круп или песок, миска.

Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди. Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Предложите ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки и пошевелить пальцами. Объясните детям, что действовать надо аккуратно, чтобы не рассыпать крупу. Вместо крупы можно использовать песок или муку.

Игра «Найди игрушку»

Развивать хватательные движения, осязание.

Материалы. Разные виды круп или песок, мелкие игрушки и предметы, миска.

Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди. Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Затем спрячьте в крупу игрушку и предложите детям найти ее. Такую же игру можно проводить в песочнице.

Игра «Пересыпь крупу»

Учить пересыпать сыпучие вещества из одной емкости в другую.

Материалы. Разные виды круп или песок, ложка, совок или воронка, различные емкости (коробки, миски, пластмассовые чашки, сосуды, пакеты и др.).

Предложите детям при помощи ложки, совка или воронки пересыпать крупу из одной емкости в другую (пересыпать крупу дети могут и руками): «Жила-была на свете мышка-норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке хранились разные крупы и семена. Давайте поможем мышке разложить зернышки в банки, коробочки и пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся». Подобную игру можно проводить в песочнице.

Подготовка руки к письму: система упражнений для пальчиков

Ниже я привожу один из комплексов упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой. Названия упражнений придуманы мной в совместном творчестве с детьми. Вы можете придумать свои названия.

Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

Рекомендуем:  Лепка из пластилина с детьми – совмещаем приятное с полезным

Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

1. «Лабиринт»

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

2. «Бусы»

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

3. «Пройди по дорожке»

Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

4. «Фигурки»

С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

5. «Сюрприз»

Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

6. «Прищепки на корзинке»

Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

7. «Разноцветные прищепки»

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.

8. «Угощение»

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

Подготовка руки к письму: определение ведущей руки у ребенка

Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или что он явно левша. А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой. Почему? Какая рука у него ведущая? Как и когда определять ведущую руку у детей дошкольного возраста, Вы узнаете из статьи «Как узнать, правша или левша: тесты для определения ведущей руки ребенка».

Работаем с пластилином

Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.

Вам понадобится пластилин разного цвета.

1. «Снеговик»

Предложите ребёнку украсить снеговика при помощи пластилина. Пусть малыш потрудится и размажет пальчиками пластилин, не заходя за границы контура рисунка.

2. «Цветик-семицветик»

Малыш должен выбрать семь цветов пластилина — для каждого лепестка цветика-семицветика. Следите, чтобы он не заходил за границы его контура. Если у ребёнка что-то не получается — помогите ему.

Обводим по контуру

Эти упражнения направлены на обучение ребёнка выполнению плавных линий, без отрыва карандаша от бумаги. Предложите малышу обвести рисунки по контуру. Пусть он скажет, что изображено на них. После этого можно попросить ребёнка раскрасить эти рисунки.

1. «Грибочек»

2. «Зайчик»

3. «Ежик»

4. «Бабочка»

5. «Елочка»

6. «Осенний листочек»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: