Учим ребенка говорить с помощью книжек, песен и стихов

Когда малыш произносит свое первое «агу» – это еще один повод для радости у мамы и всех членов семьи. Ведь за первым «агу» последуют и заветные первые слова малыша, а каждому родителю хочется услышать эту мелодию звуков по быстрее. Как научить ребенка говорить? Давайте разбираться.

С самого рождения начните разговаривать со своим крохой. Рассказывайте, что вы делаете, спрашивайте каждое утро, как он спал, и что ему снилось, желайте доброго утра и спокойной ночи каждый день, советуйтесь, какой костюмчик малыш хочет одеть, сегодня на прогулку.

Конечно, первое время ответа вы не услышите. Точнее малыш с удовольствием будет вам отвечать, но сначала лишь жестами и мимикой, в дальнейшем уже появятся лепет, кряхтение, а когда ребенок научится говорить — слоги и первые слова.

Пока малыш лишь впитывает информацию, запоминает, сказанное вами, и не вздумайте даже подумать, что кроха ничего не понимает. Он понимает все, просто пока не умеет говорить на вашем языке, поэтому очень важно с пеленок наладить сенсорный и интуитивный контакт с ребенком, чтобы вам проще было понимать друг друга.

Но помимо обычных повседневных разговоров нужно заниматься с малышом дополнительно, если конечно вы хотите,как можно раньше научить ребенка говорить.

 Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов!  Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова.

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — «Что как звучит?» (Ozon, My-shop, KoroBoom) и «Кто что делает?» (Ozon, My-shop, KoroBoom). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом – по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».

  • Произнеси слоги
Рекомендуем:  Физическое развитие дошкольника по возрастам
ра-ра-ра-ра ра-ро-ры-ру
ро-ро-ро-ро ру-ры-ра-ро
ры-ры-ры-ры ры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-ру ро-ру-ра-ры
  • Чистоговорки

РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.

РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.

РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) – с Катей мы ловили кур.

  • Повтори предложения

– У коровы рога.

– Вера и Рома играют в жмурки.

– Туристы развели костёр.

– Фёдор топором рубит дрова.

– У Иры красные рукавички.

– Шофёр проверят мотор.

  • Повтори скороговорки

– На горе Арарат растёт крупный виноград.

– У мыши в норке сыра корка.

– Трое трубачей трубили в трубы.

– После росы росли розы.

– Во мраке раки шумят в драке.

  • Повтори потешки

У реки росла рябина,

А река текла – рябила.

Посередине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь,

Называется “пескарь”.

На дворе горка,

Под горкой – норка.

В этой норке крот

Норку стережёт.

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

Связывайте слова с образами

При разговоре с малышом всегда следует смотреть на него, наблюдать и примечать его реакцию. Ребенок должен видеть лицо взрослого. Стоит чаще показывать картинки предметов или сами предметы, которые были названы. Это позволит быстрее научиться связывать слова с образами и объектами.

Учим ребенка говорить с помощью книжек, песен и стихов

Песенки, стихи и сказки являются отличным стимулом к основной двигательной системе развития речи у ребенка к подражанию. Стремление к подражанию является одним из самых важных и неисчерпаемых источников не только в развитии речи, но и в развитие ребенка в целом.

Именно благодаря тому, что малыши любят повторять за взрослыми все на свете, они обучаются кушать вилкой, ходить, чистить зубки, быть вежливыми. Однако, родители должны следить за своим поведением, так как вместе с хорошими качествами, детки могут приобрести и плохие привычки глядя на любимых взрослых.

Каждый день читайте своему крохе книжки с короткими стишками и сказками, причем не монотонно, а обязательно с выражением. А еще лучше, если вы заучите какие-то из них наизусть и будете не только эмоционально рассказывать, но и показывать их малышу.

Кроха, конечно пока еще не до конца улавливает смысл описанного, но хорошо считывает эмоции, мимику, интонацию голоса и в следующий раз обязательно попытается их повторить.

Красочные картинки из книжек можно рассматривать вместе с крохой, не забывайте комментировать увиденное, а детали, которые вы хотите особенно отметить (например, у зайки длинные ушки) показывайте пальцем – таким образом, ребенку будет проще запомнить увиденное.

Очень хороший результат дают уроки вокала. И даже если вы уверенны, что поете ужасно – пойте! Пойте колыбельные, пойте, когда купаете малыша, когда нет настроения или наоборот оно отличное. Для любого ребенка пение мамы – самая сладкая мелодия, которую он когда-либо слышал.

Тем более, что на фальшивые ноты он не обратит внимания, зато почувствует ритм и быстрее выучит новые слова. Купите, своему чаду музыкальные игрушки, которые помимо слухового восприятия развивают и мелкую моторику, которая, кстати, тоже помогает раннему развитию речи у детей.

Рекомендуем:  Что должен уметь ребенок 2-3 лет?

А детки так любят нажимать на кнопочки, ведь это так интересно. Особенно если каждая из них обладает особенным звуком. Лучше, если эти игрушки будут тематическими, например, со звуками животных.

Помимо детских музыкальных игрушек, ставьте малышу веселые детские песенки и стихи на аудиосистеме – пусть карапуз слушает и запоминает, заодно будет и пританцовывать, как может.

 Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.
Рекомендуем:  Как заинтересовать дошкольника учебой и не травмировать его

Обратите внимание! Неправильное произношение допустимо по мере подготовки артикулярного аппарата ребенка к овладению звуками речи. Но когда 1,5-2 года тренировок не приводят к улучшению речи, есть повод насторожиться.

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

  • Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

На заметку! Уздечку можно развить с помощью упражнений речевой гимнастики, в крайних случаях применяется хирургическое вмешательство.

  • Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

  • Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

  • Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Возможные причины, тормозящие развитие речи

Каждый родитель хочет, чтобы малыш побыстрее научился говорить. Но многие и не догадываются, что сами часто тормозят этот процесс. Молодым родителям стоит помнить о простых рекомендациях:

  • Не сюсюкать. Маленькие дети похожи на попугайчиков: повторяют все, что услышат. Чтобы ребенок быстрее заговорил правильно, надо стать примером.
  • Не употреблять в речи «детские» слова. Многие считают, что ребенок быстрее что-то начнет понимать, если заменять нормальные слова детскими. Например, взрослые часто называют машину — бибикой. Многие даже забавляются, повторяя за малышом исковерканные им, в силу возраста, словами. А ведь ребенок надолго запомнит «абака» вместо «собака», потому, что папа начал ее так называть, вместо того, что бы несколько раз проговорить с ребенком правильно по слогам «со-ба-ка».
  • Не стоит постоянно отзываться на жестикуляцию малыша. После года уже стоит отказываться от языка жестов: это позволит ребенку быстрее учиться разъясняться словами. Не стоит сразу давать предмет, на который он указал пальцем, надо дать время, чтоб ребенок попытался сказать словами, о том, что ему надо.
  • Как можно раньше отказаться от пустышки. Доказано, что дети, которые долго ее использовали, говорить начинают позже своих сверстников. К тому же, она портит прикус.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: