Игры на развитие мелкой моторики у детей

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Содержание

Рекомендуем:  Важные этапы развития детей 5-6 лет

Игры на развитие мелкой моторики у дошкольников

Детей нужно заинтересовать. Поэтому для упражнений стоит использовать нетрадиционный материал. Это могут быть игры с песком и крупой, водой и макаронами. Вполне подойдут для занятий и пуговицы, и прищепки, и застежки, и шнуры, и бечевки, и карандаши с гранями.

Главное, чтобы пальцы ощущали форму предметов. Заинтересуют детей занятия с использованием природного материала – шишек, камешков, орехов и пр. Чтобы пальчики ребенка начали двигаться активнее, можно использовать тренажеры для самомассажа, а также аквагрунт. Хорошим вариантом будут и такие техники как «Орегано», «Нетрадиционное рисование», работа с конструктором. 

Нужно ли делать прививки ребенку: читайте в нашей статье ЗДЕСЬ

Игры, развивающие мелкую моторику детей 3-4 лет

К трехлетнему возрасту ребенок, как правило, уже неплохо говорит. Если же малыш предпочитает отмалчиваться, если его речь бессвязна, а некоторые слова он по-прежнему заменяет звуками, которыми пользовался в годовалом возрасте, то речевое нарушение очевидно. Для такого ребенка нужно разработать комплекс упражнений, помогающих развить и пальцы, и речь.

Елочки

Фигурки из фетра на липучках – в данном случае елочки и шарики, а могут быть и зверята, и фрукты, и машинки – хорошая игра для маленьких детей. Перед Новым годом можно «наряжать елку». На плотный лист ткани лепится за счет липучек фигурка елки из фетра. На нее – нарядные шары. Разумеется, эти шары тоже вырезаны из ткани и имеют липкую основу. Ребенку будет интересно наряжать елку, сажать на «ветки» птиц, а зверят – на полянку у елки. Чтобы прикрепить или снять фигурку, нужно подключить и мышление, и заставить пальцы действовать.

Раз фасоль, два фасоль

Для такого возраста подходит «работа» с крупами. Пусть это будет фасоль, разноцветная, весело гремящая о бока и дно металлической банки. Для игры нужно банка с крышкой, в которой есть прорезь. В эту «копилку» опускаются фасолинки.

Для детей более младшего возраста можно придумать игру с макаронинами, которые следует просунуть в отверстия пароварки.

Рисунок из крупы

Хорошим занятие будет и рисование крупой. Для этого на плотный лист бумаги мажется клей, а сверху насыпается крупа – пшено, гречка, рис и пр. Узор сделать на листке с помощью клея поможет взрослый. Эти упражнения ребенок должен выполнять в присутствии взрослого.

Пальчиковые потешки с прищепками

Дети любят забавные стихи, которые сопровождаются движениями. Стихи, которые используются для мелкой моторики, также понравятся мальчикам и девочкам. Помимо развития моторики эти игры формируют чувство ритма, развивают слуховое восприятие. А прищепки при этом массажируют нежные пальцы:

Как правильно развивать ребенка физически пока он маленький?

Гусь крикливый

Гусь крикливый,

С длинным носом,

Шея словно знак вопроса.

Гусь идет гулять в луга

И гогочет: «Га-га-га!»

Когда произносится каждая строчка, бельевой прищепкой прищемляют фаланги пальцев той и другой руки, поочередно на каждый палец, на каждый ударный слог.

Ежик

Для этого упражнения понадобится массажный мячик.

Мячик-ежик мы возьмем (взять массажный мячик),

Покатаем и потрем (катать между ладошек).

Вверх подбросим и поймаем, (поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем (пальчиками одной руки нажать на шипы).

Пустим ежика на стол, (положить мячик на стол),

Ручкой ежика прижмем (прижать мячик)

И немножко покатаем… (катать мячик),

Потом ручку поменяем (катать другой рукой).

Развитие моторики у детей 4-5 лет

Винтик

В этом возрасте дети любят мастерить, отвинчивать и прикручивать. Поэтому им понравится тренажер «Винтик», который поможет сделать пальцы ловкими. Изобрела его педагог Ольга Шикаленко.

«Винтик» можно сделать самостоятельно, взяв деревянную панель и девять винтов с 27 закручивающимися гайками разного вида.

Дети отвинчивают и завинчивают гайки разноцветные гайки с удовольствием. Также можно на тренажер протянуть резинки, а на них прикрепить фигурки, буквы, цифры и даже плести узоры из резинок.

Бусы

Для этого упражнения подойдут макароны. Сухие макароны раскрашивают краской под присмотром взрослого и нанизывают на нить.

Бусы можно смастерить также из пуговиц, колечек, склеенных из бумажных полосок, и пр.  

Раскраска

Развивать мелкую моторику помогут уроки с карандашом. Нужно научить ребенка штриховать вправо, влево, прямо, различными линиями. 

Игры на развитие моторики для детей 5-6 лет

Дети становятся постарше, а значит и игры у них сложнее. К примеру, можно предложить поиграть с бумагой.

Как подготовить ребенка к школе? Что делать? Как заниматься?

Бумажки

Из бумаги складываются по образцу фигуры из бумаги: корабль, пилотка, голубь, лягушка. 

Тени на стене

Такой театр непременно понравится детям. Можно придумать сказку и показать ее с помощью теней. Для этого понадобятся: стена, настольная лампа и руки.

Комнату надо сделать темной, чтобы свет от лампы падал на стену. Между светом и стеной делать движения руками, превращая пальцы то в собаку, то в деда, то в птицу, то в оленя и пр. При этом теневые персонажи можно озвучивать. Получится настоящий спектакль.

Золушка

В игре можно использовать крупы. Бедняжке Золушке хочется на бал, а мачеха велела перебрать крупу – рис и пшено. На помощь пришли мышки. Вот этими мышками и будут дети. Они должны отделить рис и пшено и разложить по разным банкам. 

Буква растет

На листе бумаги – в разных концах листа – буквы. Маленькая на одной стороне, большая – на другой. Как буква выросла? Это объяснит ребенок, рисуя буквы между уже нарисованными. Буква растет постепенно, пока не станет размером с ту, что уже есть на краю листа.

Развивающие игры на моторику для детей 6-7 лет

В этом возрасте пригодятся паззлы, разрезные картинки, конструктор, мозаика, бумага. Можно играть в игры, которые предлагались и раньше – с крупой, со шнуровкой, с дорисовыванием узоров, штриховкой. Не стоит забывать про массаж пальцев и кистей. Обязательно нужно проводить игры с пластилином, соленым тестом. Аппликация – отличное занятие для развития активности пальцев. Пригодятся и другие игры.

Велосипед

На листе бумаги проводится волнистая линия. Ребенку предлагается провести по ней карандашом, не отрывая кончика.

Не знаете, что можно приготовить на стол в детский праздник? Читайте в нашей статье «ЧТО ПРИГОТОВИТЬ РЕБЕНКУ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Ладошки

Это упражнение рассчитано на выработку тактильно-кинетических ощущений. На поверхности песка поочередно взрослый и ребенок делают отпечатки. Нужно подержать руки в песке, ощутить его кожей. Можно вдавить ладони в песок. Взрослый рассказывает о своих ощущениях: «Мне нравится. Песок такой прохладный. Я чувствую, как он проходит между пальцев. Песчинки такие маленькие. А что чувствуешь ты?». Теперь ребенок делится впечатлениями. Чем младше ребенок, тем короче его рассказ. Игру нужно повторять раз за разом. Даже если сначала ребенок будет стараться повторить слова взрослого, со временем он начнет объяснять свои ощущения.

Нужно:

  1. Потрогать песок, провести по нему пальцами, рисуя узоры;
  2. «проложить» дорожку;
  3. Делать отпечатки ладошек, кулаков;
  4. Оставить отпечатки каждого пальца;
  5. Придумать историю по оставленным следам.
Рекомендуем:  Стихи и потешки для малышей на все случаи жизни

Прятки в песке

В сухой песок взрослый и ребенок опускают кисти рук, начинают ими шевелить. На песке образуется рельеф. Осторожно вытянуть руки из песка, шевеля пальцами, чтобы не повредить рельеф.

Диагностика

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  1. Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  2. Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  3. Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  4. Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  5. Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  6. Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.

Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  1. Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  2. Нанизывать пуговки на нить.
  3. Вытягивать указательный, средний пальчики.
  4. Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  5. Разрезать бумагу на ровные полоски.
  6. Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.

 Чистить вареное яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. 

Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

Развитие моторики у детей с ДЦП

Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание центральной нервной системы. Нередко у ребенка нарушения не только двигательной активности, но и речи. Для этих детей очень важны занятия и игры, которые разбудят нервные окончания, отвечающие за активность рук, пальцев. Нужен также массаж, который укрепит мышечную систему, повысит тонус, поможет сократительной способности мышц.

При этом массаж можно делать:

  1. Зубной щеткой;
  2. Массажной расческой;
  3. Карандашом, фломастером;
  4. С мячиками, крупами;
  5. С грецким орехом.

Игры с массажером

Можно катать массажный мячик от кончиков пальцев до локтя, перекатывать между ладонями и по тыльной стороне кисти.

Пальчиковые игры

Гармошка

Упражнение без речевого сопровождения. Пальцы сходятся и расходятся.

Катушка

Ладонью нужно катать карандаш, мячик, другие предметы.

 «Крапива»

У нас на клумбе всем на диво (дети тянут за указательный палец одной руки большим и указательным пальцем другой руки)

Вырос жгучий куст крапивы (меняют руки и то же самое проделывают с указательным пальцем правой руки)

Чтобы розу посадить (повторяется упражнение),

Его надо победить.

«Огонь»

Чтобы нам огонь добыть (дети трут ладонью о ладонь, повторяют четверостишие)

Трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится

И бумажка загорится (выполняются разные движения пальцами).

Пластилиновые игры

С пластилином детям играть нравится. Можно мять и отщипывать, катать и давить, резать, лепить, формировать фигурки. 

Бумажные игры

Замечательный материал, который можно рвать и резать, мять и складывать. При этом непослушные пальцы начинают работать. Также развивается фантазия и внимание.  

Нетрадиционное рисование

Ребенку с ДЦП сложно держать кисточку пальцами, но это не должно помешать насладиться творческим процессом. Можно взять пальчиковые краски или мел, и ребенок сможет порисовать. Также можно предложить порисовать скомканной бумагой, губкой, пробкой. Такая необычная живопись заинтересует ребенка.

Пирамидки и матрешки

Играть с такими игрушками очень полезно детям с ДЦП. Надевать, снимать, вкладывать – эти движения помогают развитию мелкой моторики рук. Кроме того, идет осознание реальных размеров игрушки, знакомство с формами и цветами. Появляется тактильная чувствительность.

Развитие моторики у детей с синдромом Дауна

Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние. Дети с синдромом Дауна нередко страдают нарушениями интеллекта. При этом страдает речь, мышечный тонус слабый. Здесь необходимо применить специальную методику, причем заниматься систематически.

Надо помнить, что у детей с синдромом Дауна есть особенности:

  1. Вместо движения кистью они нередко используют движение плечом и предплечьем.
  2. Ребенку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твердую поверхность большим пальцем вверх.
  3. Такие дети захватывают предмет так: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. 

Детям с синдромом Дауна сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, поэтому сначала нужно развить кисти.

При помощи специальных упражнений можно формировать навыки мелкой моторики. 

Самые простые упражнения: это массаж ладошек и пальцев, кистей рук с помощью щеток, мягких и жестких. Интересными и полезными будут упражнения по разрыванию бумаги, работа с мелкими предметами, крупой, песком. Можно предложить игры по нанизыванию бус, с тканевыми фигурами на пуговицах, которые нужно расстегнуть и застегнуть.

Понравятся театрализованные обучающие сценки с пособиями из фигурок, которые крепятся к экрану, стене и пр.

 Уточки на прогулке

  1. Игра развивает фантазию и воображение.
  2. Ребенок начинает разбираться в цветах и формах.
  3. Он работает руками.
  4. Усваивает ценности: доброта, помощь.

На доску крепятся фигурки уток. Когда идет рассказ, появляются на доске новые элементы: озеро, солнышко, травка, лучики и пр.

Взрослый обращается к ребенку: «Смотри! В гости к нам пришли уточки. Они спешат на озеро поплавать. Поздоровайся, какие хорошие уточки! А где же озеро? Вот оно. А вот уточки захотели травку пощипать. Где травка? Вот она. (появляются и озеро, и травка на липучках, крепятся на доску). Уточки искупались. Им надо обсохнуть. Где же солнышко? Оно потеряло лучики! Давай поможем (крепятся лучики). Уточки рады. Они наплавались, наелись и обогрелись. Какой ты молодец!»

Волшебные пуговицы

  1. В этой игре пальцы начинают активно работать, в то же время ребенок учится фантазировать.
  2. Получает опыт интересной работы.
  3. Появляются усидчивость, терпение, внимательность.

Снова взрослый обращается к ребенку: «Винни-Пух идет в гости! Но у него нет шариков, которые он хотел подарить Пятачку. Поможем? Смотри сколько пуговиц, давай сделаем из них много шариков!» Пуговицы-шарики выкладываются на лист, где обозначены места – контуры для каждой пуговицы. Ребенок должен вложить пуговицу в конкур, который подходит по размеру и форме.

Рекомендуем:  10 вещей, которые ваш ребенок должен знать и уметь к 10 годам

Помогут и другие пальчиковые игры, рисование пальчиковыми красками и лепка из пластилина. Можно придумать интересные занятия с бумагой. Делать мозаику, аппликации, коллажи.

Для укрепления запястья полезно использовать игры с мячиками, массажными и гладкими. Нужно научить ребенка катать мячик. Помогут игры с пирамидками, завинчивание-отвинчивание крышек.

Водяные бомбочки

Для развития мелкой моторики помогут игры с водой. В емкость с водой бросают пластмассовые шарики, а потом вылавливают их сачком.

Лекарство для куклы

В стакане с водой нужно размешать гуашь, которую бросают комком. Ребенок должен тщательно размешать краску ложкой.

Мелкая моторика: упражнения для детей

Музыкальные игры

Дети с синдромом Дауна любят музыку, они нередко прирожденные музыканты. Поэтому нужно использовать музыкальные инструменты, бубны, погремушки, трещотки, народные инструменты. И конечно, пианино, замечательный инструмент, помогающий развитию слуха, мелкой моторики, ритма, чувства прекрасного.

Спортивные игры

Детям будут интересные занятия с гимнастическими принадлежностями. Играть в кольцеброс, в перетягивание каната нужно, конечно, осторожно. Понравится ребенку лазать по лесенке. Можно придумать интересные игры. К примеру, в «Обезьянку», когда ребенок хватается за лестничные перекладины, страхуемый взрослым.  

Великий педагог Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». Без ловких пальчиков ребенок не сможет ничего добиться. Поэтому надо развивать детские руки. Ведь после детского сада ребенок пойдет в школу. Чтобы справляться с требованиями, которые предъявляются ученику, он должен уметь самостоятельно одеваться, уметь держать ручку и карандаш, сам складывать школьные принадлежности, быть готовым к выполнению точной работы.

Другие подвижные игры для детей дошкольного возраста вы можете посмотреть в нашей статье ЗДЕСЬ.

Если у ребенка не будет развита мелкая моторика, если его мозг не будет подготовлен к нагрузкам, ребенок не справится. Это может привести к нервным срывам и формированию комплекса неудачника. Значит нужно развивать детские пальчики в дошкольном возрасте, помогая одновременно развиваться детскому интеллекту.

Здоровья Вам и Вашим деткам! Наталья Белокопытова

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие  навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка

  • самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
  • позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
  • разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
  • учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках.

Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.

Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.

Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками (KoroBoom, My-shop), коврик с липучками, кукла с застежками.

Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.

Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: