Общение с гиперактивным ребенком: советы родителям

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность. К подростковому  возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. В основе гиперактивности в основном лежит минимальная мозговая дисфункция, которая является причиной возникновения школьных проблем.

Синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики.

Родители гиперактивного ребенка часто допускают три основные ошибки в воспитании:

1.  Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом.

2.  Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка.

3.  Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Как общаться с гиперактивным ребенком?

1.  Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам».

2.  Сгиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно.

3.  Составить список запретов и четко следовать ему. Помните, что запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены взрослыми за нарушение того или иного запрета. В свою очередь родители должны быть очень последовательными при исполнении санкций.

4.  Составить список: что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю).

5.  Научить ребенка управлять гневом (см. «Общение с агрессивным ребенком»).

6.  Обучить ребенка не только слушать, но и слышать — понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания.

7.  Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний.

8.  В повседневном общении с ребенком родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя».

9.  За несколько минут до начала новой деятельности предупредите ребенка об этом. Причем, чтобы не вызвать агрессии ребенка, лучше если по истечении данного времени ему напомнит будильник.

10.  Соблюдайте дома четкий распорядок дня.

11.  Перед сном оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению. Полезны ребенку спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно поговорить с ребенком, узнать о его проблемах.

Правила общения с гиперактивными детьми

Шпаргалка для взрослых или правила общения (работы) с гиперактивными детьми.

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  9. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).
  10. Предоставлять ребенку возможность выбора (предложить другую возможную в данный момент деятельность).
  11. Отвлечь ребенка от его капризов: задать неожиданный вопрос или отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
  12. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  13. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
  14. Оставаться спокойным (но не равнодушным). Нет хладнокровия – нет преимущества!
Рекомендуем:  Что должен уметь ребенок 2-3 лет?

Профилактическая работа с гиперактивным ребенком.

  1. Заранее договариваться с ребенком о тех или иных действиях (о времени игры, о длительности прогулки и т.д).
  2. Выработать совместно с ребенком гибкую систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
  3. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  4. Выработать и расположить в удобном для ребенке месте свод правил поведения в группе детского сада, в школе, дома.
  5. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
  6. Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

Рекомендации родителям по воспитанию гиперактинвых детей.

Общение и воспитание в семье.

  1. Говорить спокойно, доброжелательно, достигнуть согласия с родственниками по вопросам воспитан.
  2. Игнорирование плохого поведения, поощрение хорошего.
  3. Создание положительной мотивации, ситуации успеха, частые поощрения, гибкая система вознаграждений за хорошо сделанную работу. Система накопления очков, зарабатывания призов.

Занятия.

  1. Снижение нагрузки
  2. Убирать отвлекающие факторы во время занятий и других важных дел.
  3. Занизить требования к аккуратности
  4. Помочь начать дело – это для ребенка самое трудное.
  5. Применять наглядные средства при объяснении.
  6. Давать короткие инструкции.

Поведение.

  1. Объяснять правила поведения и чего ждете от ребенка.
  2. Стараться предотвращать конфликты и ситуации, где ребенок может перевозбудиться.
  3. Объяснять последствия действий, не устранять самим последствия забывчивости ребенка
  4. Обязанности в письменной форме, добавление новых обязанностей после того, как справится предыдущими.
  5. Не давать более 1-го поручения за 1 раз.
  6. Составление списка дел, вычеркивание сделанных, звездочки за качество.
  7. Твердый распорядок дня для всей семьи, ограничить просмотр телевизора и компьютер.
  8. Сделать дом безопасным (убрать лекарства, опасные предметы)
  9. Физические наказания в четко ограниченных случаях: угроза своей жизни и здоровью, угроза жизни и здоровья окружающих людей, целенаправленное издевательство над другими.

Общение со сверстниками.

  1. Избегать шумных детских компаний, не приглашать большое количество гостей.
  2. Помочь установить отношения со сверстниками: учить игре по правилам, терпению с гневом, дожидаться очереди.
  3. Спорт и физические упражнения на развитие координации движений.

Вполне понятно, что неадекватное поведение малыша вызывает отрицательное отношение окружающих. Они могут делать ему замечания, наказывать, повышать голос, пытаться увещевать его. Однако, как правило, никакие уговоры и замечания не помогают. Чаще всего ребенок и сам испытывает определенные трудности в социуме, которые усложняют его жизнь:

  • эмоциональная нестабильность, когда от быстрых слез малыш переходит к громкому необоснованному смеху, может истощать его нервную систему;
  • своей чрезмерной активностью он вызывает недовольство сверстников и сам же от этого страдает;
  • плохая сосредоточенность мешает ребенку в успешном обучении сначала в детском саду, а потом и в школе;
  • нестабильность поведения приносит проблемы в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми;
  • по оценкам специалистов у гиперактивных детей присутствует искаженность восприятия, поэтому они часто получают неверную информацию.

Так как диагноз синдрома гиперактивности может поставить только специалист, родителям, заподозрившим такие проявления у своего малыша, нужно обратиться к врачу. И если специалист подтвердит, что в семье растет гиперактивный ребенок, всем домашним полезно знать, что делать для правильного общения с ним.

Важно: родителям будет полезно знать, что попутно с синдромом гиперактивности проявляется минимальная мозговая дисфункция (ММД). Но наличие и как проявляется дисфункция должен определить невропатолог после специальной диагностики. Кроме того, синдром гиперактивности имеет еще одно название – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Рекомендуем:  Как проявляются капризы ребёнка в зависимости от возраста?

Содержание

Игры для гиперактивных детей

Важно: для организации игр с гиперактивными детьми родителям необходимо подобрать их по возрасту, в соответствии с психическим и физическим состоянием малыша, посоветоваться со специалистом, какова должна быть физическая и эмоциональная нагрузка.

Можно предложить следующие рекомендации родителям по организации игр в домашних условиях:

  1. Монотонность игры преодолеть ребенку с наличием СДВГ достаточно трудно. Поэтому правила должны быть простыми, без сложных инструкций, с активными игровыми действиями.
  2. Учитывая быструю утомляемость детей, следить, чтобы игра была направлена на формирование какой-либо одной функции, например, только на внимание или только на мелкую моторику.
  3. Постепенно вводить усложнение игровых действий, тренировать две функции, затем последовательно три только после того, как будет отработан простейший навык. Например, после нескольких тренировок на внимание ввести отработку контроля за импульсивностью.
  4. Играть подряд в несколько игр с таким ребенком не стоит, следует делать перерыв, чередуя активную деятельность с малоподвижной. Например, на прогулке поиграли
  5. Вводить ребенка в групповые игры на развитие общения постепенно, после того, как он усвоит правила поведения в определенной игре. Например, в групповой подвижной игре «У медведя во бору» от детей требуется выполнение правила: игровые действия производятся только после произнесения речевки: «У медведя во бору грибы – ягоды беру! А медведь не спит, все на нас рычит!» Дети должны убегать по окончании слов. Гиперактивному ребенку будет трудно сдержать свою импульсивность и выполнить правило, но после отработки индивидуально такого навыка можно будет приглашать ребенка в игру с группкой сверстников.

Подвижные игры на тренировку внимания, контроля за двигательной активностью и умения общаться

Классические варианты игры с мячом

  • «Летает – не летает»,
  • «Бывает – не бывает»,
  • «Съедобное – несъедобное»,
  • «Скажи наоборот».

В эти игры любят играть дети в детских садах. Они же подойдут и для домашних занятий с гиперактивным ребенком. Их лучше устраивать на улице, во время прогулки, поездки на дачу, чтобы была возможность для большого пространства. Взрослый бросает мяч ребенку с определенным заданием, а дошкольник должен ловить или не ловить мяч в зависимости от того, какое слово «летит» к нему. Например, в игре «Летает – не летает» при бросании мяча с «летающим» словом (самолет, птица), игрок должен поймать мяч. Если слово обозначает нелетающий предмет (дом, дерево), мяч не ловится. Аналогично проводятся остальные игры.

Народная забава «Колпак»

Игроки стоят друг против друга, произнося поочередно слова: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак! А если не треугольный – то это не мой колпак!» Суть игры состоит в том, чтобы постепенно слова заменять жестами, например, слово «колпак» заменяется легким похлопыванием ладошкой по лбу. Затем фраза повторяется и добавляется показ слова «мой» (ладонью к себе). Так происходит с каждом словом. В конечном итоге игроки общаются только жестами.

Рекомендуем:  Почему дети врут и что с этим делать? Рекомендации психолога

«Запрещенное движение»

Игроки договариваются, какое движение будет запрещено, например, приседание. Ведущий показывает любые движения, а ребенок повторяет их, кроме запрещенного действия. Чтобы сохранить интерес к игре, ее можно проводить под песенку «Веселых утят», постепенно убыстряя темп движений. После того как правила будут усвоены игроки меняются ролями.

«Море волнуется»

Старинная игра хорошо подойдет для индивидуальной тренировки у ребенка контроля действий. Интереснее, когда играют несколько человек. Ведущий отворачивается, а игроки со словами «Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Морская фигура, на месте замри!» выполняют различные действия: кружатся, размахивают руками. По окончании слов все должны остановиться в «морской» позе: кораблика, чайки, рыбки. Ведущий отгадывает, какой морской объект изобразил игрок.

Игры на концентрацию внимания и тренировку волевой регуляции

«Найди отличия»

Популярные игры на различные темы отличий проводятся по одной и той же схеме. Например, вариантами такой игры могут быть готовые картинки. Нужно только учитывать, что начинать искать отличия гиперактивному ребенку надо с 1-2 деталей простого сюжета (любимые сказочные герои, знакомые бытовые предметы, несложные картины природы). Когда умение регулировать свое внимание будет давать определенные положительные результаты, количество деталей увеличивается до 5. Таким же образом усложняется сюжет. Интересным для ребенка будет вариант, когда ребенок рисует несложную картинку и отворачивается, а взрослый подрисовывает какую-либо деталь. Затем ребенку предлагается отметить, что изменилось. Такие задания доступны детям, начиная с 3 лет. Главное, что они должны быть интересны ребятишкам и носить ненавязчивый характер.

«Дрессированный жучок»

В этой игре хорошо тренируется волевая регуляция и умение доводить дело до конца. Взрослый готовит расчерченное игровое поле из 16 квадратиков, «жучка» (лучше яркого, например, божью коровку) можно вырезать из картинки или заменить фишкой. Ведущий называет количество клеток в разных направлениях, куда должна переставляться фишка. Дошкольник на первых порах ведет отсчет клеточек карандашом, после освоения навыка действия переводятся в мысленный план. Чтобы не потерять интерес ребенка к игре, каждый раз можно «дрессировать» разных насекомых: муху, кузнечика, улитку. Затем ведущим становится ребенок.

«Игры с водой»

Специалисты утверждают, что игры с водой благотворно воздействуют на нервную систему гиперактивного ребенка, помогают ему регулировать такие симптомы, как импульсивность, неусидчивость, нервозность. Родители всегда могут организовать игры с водой в ванне, в раковине на кухне, в тазике с водой, на даче в бассейне. Для развития сюжета можно вместе с ребенком подготовить необходимый реквизит: лодочки, пластмассовые тарелки, стаканчики, мячи. Взрослый договаривается с ребенком, какой сюжет будет разыгрываться: «Лодочки перевозят пассажиров», «Строится мост через реку», «Капитан ведет корабль среди айсбергов». Главное, чтобы родитель мог увлечь ребенка своей заинтересованностью в игровом действии.

Важно: родители должны понимать, что ждать быстрых результатов в воспитании ребенка с синдромом СДВГ не приходится, нужна кропотливая, каждодневная работа. Любящие родители, учитывая рекомендации специалистов, проявляя заботу и внимание, обязательно добьются хороших результатов в развитии своего чада!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: