Нарушения речевого развития у детей

Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.

Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах. На логопункты направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, заикающиеся дети. Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.

При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Основной признак тяжелого нарушения речи — резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. 

Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. 

Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. 

Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики.

Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия  и различного типа дизартрии. К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе. Обычно сюда относят заикание в сочетании с общим недоразвитием речи.

Причины возникновения  ОНРОбщее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Причин возникновения ОНВ великое множество. Это сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных воздействий во внутриутробном периоде развития, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка.

Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются тем, когда произошло поражение.

   ПРИЗНАКИ  ОНР

Современный ребенок к %!годам должен овладеть всей системой родного языка : говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки; легко произносить все звуки; воспроизводить многосложные слова. Его словарный запас должен составлять от четырех до пяти тысяч слов.

При общем недоразвитии речи у ребенка нарушены все компоненты речи: от  полной неспособности соединять слова в фразы до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства.

Количество детей с ОНР 3 уровня постоянно растет. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с такими детьми. Это наиболее типичный уровень речевого недоразвития у  младших школьников.

Словарный запас у этих детей составляет 2,5-3 тысячи слов. В нем отсутствуют или наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий и их признаков.

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

  • глаголов, выражающих уточнение действия;
  • частей предметов;
  • приставочных глаголов;
  • антонимов;
  • относительных прилагательных.

В грамматическом строе речи распространены ошибки:

  • в употреблении предлогов согласовании частей речи;
  • построении предложений.

В фонетическом плане дети:

  • неверно произносят звуки; не различают на слух и в произношении  близкие по звучанию твердые — мягкие, звонкие — глухие, а также С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Л-Р и т.п.;
  • искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов;
  • не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, звуковые и слоговые сочетания.

Развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Труднее всего даются таким детям самостоятельные рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. В воспроизведении текстов по образцу также заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Отсутствие у детей чувства рифмы т ритма мешает заучиванию ими стихов.

Наряду с указанными речевыми особенностями у детей с ОНР недостаточно сформированы процессы, тесно связанные с речевой деятельностью:

  • нарушены внимание и память;
  • нарушены мелкая (пальцевая) и артикуляционная моторика;
  • недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Еще труднее детям с ОНР сосредоточиваться и удерживать внимание на словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.

Нарушение артикуляции звуков часто приводит к невнятности, смазанности речи. «Как каша во рту» — говорят про таких детей.

У большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованы.

Дети неправильно держат ложку, карандаш, не могут зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т.д.

Словесно-логическое мышление таких детей тоже ниже возрастной нормы. Они испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например, «Взошло солнце, тому (потому) что стало тепло», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше»).

Дети могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, т.к. они стоят в комнате, с трудом отгадывают загадки.

Советы учителям

Если вы заметили в своем классе ребенка с вышеперечисленными симптомами, срочно вызывайте на консультацию родителей, направляйте их к врачу-психоневрологу и логопеду. Эти специалисты совместно с родителями ребенка станут первыми вашими помощниками.

При изучении программного материала обратите внимание на вышеперечисленные особенности таких детей. Наметьте план коррекционной помощи ребенку и постепенно, ваши труды увенчаются успехом. А главное, вы должны понимать, что ребенок не выполняет ваши требования не в силу своего нежелания, лени, а из-за особенностей развития.

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую.Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной дислалии.

При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической дислалии.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические – в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата.

При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков.

Иногда встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Причины возникновения

Функциональная дислалия.

  • Общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний;
  • Неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, недостатки воспитания, «сюсюканье» с ребенком).

Механическая дислалия.

  • Патологические изменения языка ( слишком большой или маленький, укороченная подъязычная связка);
  • Аномалии зубо-челюстной системы:

                     —  Нарушение строения челюсти;

                     —  Дефекты прикуса;

                     —  Отсутствие зубов или неправильное их расположение.

Во всех случаях механических дислалий необходима консультация ( а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.

АЛАЛИЯ — [ a- отрицание +  греч. lalia речь или lalio- говорю] —  отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все ее компоненты: фонематическая, лексическая, синтаксическая, морфологическая сторона, все виды речевой деятельности и все формы устной и письменной речи.

Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

При овладении речью у таких детей выявляются определенные затруднения: накопление словарного запаса идет очень медленно, фразу они строят с трудом, неправильно, например: «Мальчик горка санках катается» (Мальчик катается на санках с горки). В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей бывает своя речь, которую окружающие не понимают, например: «Ляля киля гиля» (Девочка катается на лыжах).

Алалия — это не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении происходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Отдельные проявления алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребенка на более раннем этапе. Однако, при нормальном развитии речи один этап развития сменяется другим более плавно и быстро, чем при алалии.

В дошкольном возрасте при алалии отмечаются выраженные трудности в формировании звуковых образов слов: владея достаточным пассивным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов. Они могут правильно произносить большинство звуков или даже все звуки изолированно и в слогах, но они не могут реализовать эти возможности при произнесении слов.

Поэтому характерным признаком алалии является несформированность слоговой структуры слов,      трудность использования даже хорошо знакомых слов. Имея довольно большой пассивный словарь, дети затрудняются в назывании предметов, картинок и даже в повторении за взрослым отдельных слов, особенно сложной слоговой структуры. Искажения слоговой структуры слов в основном идут за счет ее упрощения — опускания звуков и слогов, перестановок, замен.  Характерны нестойкость и разнообразие этих замен.

При алалии нарушается процесс вспоминания нужного слова по его звуковым, семантическим, ритмическим и морфологическим признакам. При этом наиболее трудными оказываются слова, выражающие обобщенные и абстрактные понятия и не несущие за собой конкретного зрительного представления. Эти трудности обусловливают частые паузы, остановки в речи и широкое использование детьми в общении мимики и жестов.

Рекомендуем:  Как проявляются капризы ребёнка в зависимости от возраста?

Для большей наглядности, можно привести такой пример: в вашем письменном столе лежит много разнообразных нужных вещей. У каждой вещи есть свое место. При необходимости, Вы очень легко можете найти нужную вещь. Но если все эти вещи выбросить на пол и перемешать, то поиск нужной вещи заметно усложнится — Вы точно знаете что нужная Вам вещь лежит в этой куче, но чтобы ее найти нужно потратить немало времени и сил. Так и дети с моторной алалией — они понимают то, что им говорят, но найти нужное слово в “куче” всех известных им  трудно.

Условно алалию делят на сенсорную и моторную.

Моторная алалия (экспрессивная)  — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. Причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей. Проще говоря: ”я все понимаю, но сказать не могу”.

Для детей с моторной алалией характерна крайне низкая речевая активность. При этом чем выше интеллект ребенка и чем он критичнее относится к своей речи, тем более у него выражены вторичные компенсаторные формы общения с окружающими, с помощью мимики и жестов. Иногда подобная форма общения формируется у ребенка как реакция негативизма на предъявление ему непосильных требований, например когда родители или логопед начинают поправлять ребенка, не понимают его искаженных по структуре слов или когда начинают «ставить» ему звуки.

Более всего при моторной алалии страдает фразовая речь и без специального обучения элементам грамматического строя речи дети  им не овладевают. Особенности речи у ребенка с моторной алалией зависят от тяжести дефекта. Речь такого ребенка понятна для окружающих, но имеет место выраженный дефицит языковых средств; затруднения в актуализации слов; разнообразные виды аграмматизмов; пропуски предикатов, предлогов, местоимений, нарушения порядка слов в предложениях, неправильное употребление падежных окончаний существительных, замена косвенной формы существительных и прилагательных нулевой формой.

Чаще всего дети с алалией допускают ошибки в употреблении творительного и предложного падежей, смешивают окончания падежей, затрудняются в склонении существительных с предлогами. Характерной особенностью является также непостоянство допускаемых замен падежных окончаний.

Приведенные факты подтверждают гипотезу о несформированности при моторной алалии динамического речевого стереотипа. Поэтому, несмотря на то, что у детей со временем формируется определенный набор языковых единиц (фонем, морфем, слов, синтаксических структур), они с трудом овладевают правилами их использования и на всех этапах развития речи испытывают специфические трудности в автоматизации речевого процесса. Причем эти трудности с возрастом могут возрастать, по мере того как речевая деятельность требует все большей автоматизации речевого процесса. Поэтому, даже усвоив синтаксические структуры простых предложений, дети испытывают стойкие затруднения в овладении навыками связной речи.

Несформированность связной речи при моторной алалии связана с нарушениями операций программирования, отбора и синтеза речевого материала, с несформированностью внутренней речи. За этими отклонениями в развитии лежит нарушение аналитико-синтетической деятельности мозга.

Для детей с моторной алалией, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. У них наблюдается физическая недостаточность, соматическая ослабленность. Выявляется общая моторная неловкость, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность.

При алалии снижается объем памяти. Особенно страдает вербальная память – произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты. При зрительном подкреплении дети запоминают материал легче, т.к. речезрительная память у них более развита.

Сенсорная алалия (импрессивная)  — это недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов. У ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причина — поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей. Проще говоря: ребенок напоминает иностранца — он часто не понимает, чего от него хотят, хотя сам говорит правильно , много и охотно.

Детей с сенсорной алалией часто путают с глухими детьми. Громкие, резкие звуки они не воспринимают; хотя тихий, ласковый голос слышат хорошо. Речь под музыку ими не воспринимается. Плохо понимают эти дети и эмоционально окрашенную речь. Они не понимают тонкой дифференциации эмоций, поэтому эмоции пугают ребенка. Обыкновенный ребенок может воспринимать фразу до 8 слов, сенсорный алалик может понять только немногословную речь (из 3-4 слов, что приблизительно равно 9 слогам). Из длинной фразы сенсорный алалик ничего не поймет. Следовательно, с ребенком, страдающим сенсорной алалией нужно разговаривать тихим голосом, спокойно, короткими фразами.

. Для детей с алалией школьного возраста требуется особая организация обучения, которая осуществляется в условиях школ для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. В специальной школе обеспечивается воспитание и обучение детей, хотя глубокое отставание в развитии речи ограничивает их устное общение и создает серьезное препятствие в овладении основами наук.

На логопедических занятиях восполняются пробелы в речевом развитии детей, проводится работа по совершенствованию коммуникативной и обобщающей функций их речи. Работа строится индивидуализированно в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Наиболее благоприятным возрастом для начала работы являются 3-4 года, когда у ребенка появляется стремление к знаниям, необходимые для работы активность, осознанность, заинтересованность, критичность.

  Причина возникновения

Причиной алалии чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни (до трех лет).  В большинстве случаев в анамнезе ребенка с алалией выделяется целый комплекс патологических факторов.

    Советы учителям.

В вашем классе Вы заметили странного ребенка. Он резко отличается от других детей своей речью и своим поведением. Как правило эти дети моторно неловки. При ответах они с трудом подбирают нужные слова, долго думают прежде чем ответить. Некоторые из них хорошо маскируют свой дефект под маской стеснения. Обращает на себя особенность детей повторять за педагогом вопрос, точнее отдельные его слова или даже обрывки (окончания) слов. При попытке учителя дать образец ответа, он слышит эхолаличное повторение слов учителя. Такие дети часто не могут проговорить слова сложной слоговой структуры, переставляют  или пропускают в них слоги: учительница – «чучительница», барабан – «бабаран»… Часто при объяснении нового материала, при объяснении задания, которое нужно выполнить, эти дети преданно смотрят в глаза учителю. Создается впечатление, что они очень внимательны и «ловят» каждое слово. Тем непонятнее становится реакция детей, когда их в этот момент спрашивают, просят повторить задание, данное учителем. Часто дети не в состоянии этого сделать и начинают беспомощно озираться по сторонам в поисках помощи у других детей.

При заучивании стихов обращает на себя внимание постоянная перестановка слов. Для таких детей звучит одинаково верно:

«Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу…»

И

«Мишку уронили на пол.

Ему оторвали лапу.»

Смысл сохранился, а рифмы нет. Но ребенок этого не замечает и искренне недоумевает – чего вам еще надо?! «Я ведь все выучил и рассказал».

Если вы видите такого ребенка – знайте, у него последствия тяжелого речевого заболевания – алалии.

В классе такие дети требуют особого внимания. Нужно просить их повторить задание, при необходимости еще раз медленно проговорить, объясняя, что нужно делать.

При изучении нового материала с незнакомой терминологией нужно заставить ребенка произнести незнакомое слово не менее 50 раз в различных ситуациях, тогда он его запомнит.

Бесполезно спрашивать ребенка повторить сложный речевой материал без специальной подготовки.

Стихи такие дети учат, как правило, очень долго. Если при заучивании встречаются перестановки слов, нужно мягко указать на недопустимость этого и попросить еще поучить стихотворение.

При написании изложений и сочинений детям с моторной алалией нужна постоянная помощь и поддержка со стороны педагога. Она может заключаться в том, что во время творческой работы учитель даст ребенку дополнительный речевой материал (развернутый план или список основных слов, которые необходимо использовать в тексте или список слов по данной теме. Не думайте, что это сильно облегчит работу ребенка. Даже с такой помощью он будет испытывать значительные трудности в подборе слов и  употреблении их в нужной грамматической форме.

При устных ответах необходимо добиваться полного развернутого ответа. Особое внимание уделяя при этом использованию в речи предлогов, наречий, а так же прилагательных и существительных с четким проговариванием падежных окончаний.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации (обеспечения органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой) речевого аппарата. Различают дизартрию  бульбарную, корковую, мозжечковую, подкорковую, псевдобульбарную, экстрапирамидальную.             Что такое дизартрия?

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что наряду с нарушением звукопроизношения проявляются другие речевые расстройства (задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, моторная алалия, заикание). Кроме того, страдает темп, ритм, выразительность речи, отмечается недоразвитие фонематического слуха, а также общей моторики.

Дизартрия относится к тяжелым речевым нарушениям. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

За последние три года количество пациентов, страдающих дизартрией разной степени тяжести, на приеме у логопеда составляет 90% Условно можно выделить четыре степени тяжести речевых нарушений при дизартрии:

1. нарушение звукопроизношения, выявляемое логопедом в процессе обследования;

2. нарушения заметны каждому, но речь понятна окружающим;

3. речь понятна только близким и частично окружающим;

4. отсутствие речи — анартия.

Помимо речевого недоразвития у детей с дизартрией отмечаются специфические отклонения восприятия, внимания, памяти и мышления. У этих детей могут наблюдаться неврологическая и психопатопатическая симптоматика – повышенное внутричерепное давление, нарушение умственной работоспособности, повышенная истощаемость и возбудимость, двигательная расторможенность, частые головные боли и головокружения. При воздействии неблагоприятных факторов (погодные условия, долгое ожидание, душное помещение и т.д.) у таких детей могут наблюдаться аффективные состояния.  

Особенности нарушения внимания у детей проявляются:

  • в чрезмерной активности и хаотичности движений;
  • в неусидчивости;
  • в легкой отвлекаемости на внешние стимулы;
  • нетерпеливость в играх со сверстниками;
  • в неумении дослушивать собеседника до конца;
  • в неподчинении инструкциям при отсутствии негативизма.  

Нарушения моторной сферы наблюдаются в виде:

  • изменения мышечного тонуса;
  • частичных парезов;
  • нарушения координации движений;
  • общей моторной неловкости, неуклюжести;
  • недифференцированных движениях пальцев рук;
  • отклонениях со стороны орального праксиса.

У детей с дизартрией отмечается специфика формирования бытовых навыков и навыков самообслуживания, которые формируются позднее, чем у сверстников (чистить зубы, держать ложку, опрятно кушать, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки и т.д.).

Это происходит из-за нарушений кинестетического анализа движений, из-за нарушений мелкой моторики, иногда из-за плохой ориентировки в схеме тела.

Отмечаются особенности продуктов ручной деятельности этих детей. В рисунках отсутствует ориентировка на листе бумаги, наблюдается несоблюдение пропорций, тремор линий, несоблюдение контуров при раскрашивании предметов. Работы носят неряшливый вид.  

Рекомендуем:  Психологическое развитие ребенка 4–5 лет

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

    Советы учителям

Ребенка, имеющего дизартрию часто видно сразу, без обследования. Его диагноз «написан на лице». Прежде всего это маловыразительная мимика, лицо амимично, наблюдается сглаженность носогубных складок, рот часто приоткрыт из-за пареза круговой мышцы. Возможна асимметрия лица, черепа, рта, глазных щелей.

Наблюдается дискоординация общей моторики, ручного и орального праксиса (способности к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов), в результате – смазанность произношения, трудности при рисовании, письме, при овладении культурно-гигиеническими навыками: долго едят, неопрятны, с трудом застегивают пуговицы, шнуруют обувь.

Их характеризуют быстрая утомляемость, истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, нарушение внимания и памяти. Руки часто синюшные, холодные, влажные.      

Наблюдаются фонетические, просодические и дыхательные  нарушения речи. Ребенок часто говорит на вдохе. Поставленные звуки автоматизируются с трудом. Голос у ребенка глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.

Таким образом, если у вас в классе есть такие дети – знайте, что у них тяжелое заболевание именуемое дизартрией. Эти дети не просто невнимательны, они не ленивы – это всего лишь болезненные проявления их недуга. Такому ребенку бесполезно говорить: «Будь внимательным. Пиши внимательно!» Он бы рад, да не может. Внимание ему надо помочь развить. Впрочем, как и другие функции.  Необходимо, не откладывая  начинать коррекцию недостатков речи и психических процессов. Работа это трудоемкая, длительная, но «капля и камень долбит».

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.      Что такое заикание?

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

  • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
  • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
  • вынужденные остановки в середине слова, фразы.

Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными.

 Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен.

Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей.

 К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима).

 Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание.

Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Советы учителям

Педагогам необходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося ребенка в школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.Стойкое нарушение чтения мы, логопеды называем ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова “дочка–точка”, “уголь–угол”, “палка–балка”, “чашка–Сашка”. Замена глухого звука звонким, твердого – мягким, шипящего – свистящим придает слову новое содержание.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма, о которых я рассказываю. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Советы учителям

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц…

Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы.

Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Это расстройство речи встречается самостоятельно, но чаще всего оно является сопутствующим расстройством при дизартрии. Дисфония – расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным – хриплым, слабым, вибрирующим и т.п.; дисфония возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.

Встречаются дети  говорящие тихим голосом, неэмоционально. Бывает у ребенка хриплый или крикливый голос. Часто такой ребенок не может контролировать силу и высоту своего голоса, который меняется от сильно тихого до громкого с переходом на визг. Встречается затухающий голос (ребенок начинает говорить с нормальной громкостью, а к концу фразы его уже не слышно.).

Рекомендуем:  Дети-погодки – за и против

Помимо основных дефектов голоса – утраты силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, постоянное першение с  потребностью откашляться, давлением и болью.

Нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, весьма распространены как у взрослых, так и у детей. Патология гортани у детей за последние годы возросла, что связано с расширением мероприятий по реаниматологии. В ее арсенале имеются приемы и операции, спасающие жизнь ребенку, но вызывающие иногда осложнения, которые влияют на голосообразование.

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Для этого логопеды применяют различные методы.

Однако каждый педагог, работающий с детьми должен знать, что развитие голоса идет постепенно и форсирование результатов может нанести непоправимый вред.

От таких детей нельзя требовать громких ответов – это ведет к перенапряжению голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям.  Основными профилактическими мерами при работе с детьми должно быть закаливание организма, обучение навыкам диафрагмального дыхания и мягкой голосоподачи, без принуждения говорить громко.

Чтобы постепенно развивать силу голоса нужно очень постепенно увеличивать расстояние между говорящим и слушающим его человеком, создавая необходимость быть услышанным.

Особенность детей с дисфонией в том, что чем громче говорит учитель, тем тише говорит ребенок. Или он начинает по подражанию резко повышать голос, доводя его до крика. На этих детей нельзя повышать голос. С ними лучше всего говорить тихим, но выразительным голосом.  При первой же возможности направляйте этого ребенка на консультацию к врачу-отоларингологу и логопеду.

Когда пора бить тревогу

К 1 году малыш должен уметь произносить от 5 до 10 слов. Если он говорит меньше или не говорит вообще, это тревожный сигнал.

В 2 года дети уже общаются простейшими фразами, употребляют глаголы, а словарный запас составляет около 200-300 слов.

В 3 года ребенок активно использует распространенные фразы — например: «У Маши (есть) кукла Даша».

Стоит проконсультироваться с логопедом, если кроха до сих пор говорит односложными предложениями. Также надо обратиться к специалисту, если малыш неверно произносит звуки. Еще один повод для беспокойства — отсутствие в речи глаголов, местоимения «Я» и неверный порядок и форм слов в предложениях.

В 4 года дети хорошо выговаривают звуки З и С. Они уже умеют рассказывать о произошедших событиях, задавать вопросы и излагать свои мысли вслух. Также ребята используют в речи слова, обозначающие временные и пространственные понятия (близко, далеко, скоро и т.д.)

Пятилетние дети умеют произносить шипящие Ш, Ж, Щ. Они используют все части речи в предложениях и употребляют обобщающие слова (машина, самолет — это транспорт и т.д.). Ребята способны произносить слова без пропусков и замен слогов и звуков.

В 6 лет ребенок должен научиться произносить букву Р и говорить достаточно длинные фразы без ошибок. Дети 6-7 лет могут верно употребять поговорки, устойчивые выражения, а также объяснять значения слов.

При малейших сомнениях в развитии речи стоит обращаться к логопеду. Чем раньше начать действовать, тем быстрее получится исправить дефект.

Заикание, речевые запинки

Наблюдательные родители могут заметить, что во время разговора их ребенок начинает задерживаться на произношении слов. Это проявляется в повторении определенного слога, растягивании гласных. Подобные запинания не всегда относятся к заиканию. Иногда это вполне физиологическое явление. Поэтому родителям нужно знать, как отличить заикание от запинок у своих детей.

Отличительные моменты

При заикании нарушается плавность, темп, ритм речи. Причиной становится судорога мышц. Чаще всего подобная проблема возникает с 2 до 5 лет. Но со временем дефект может усилиться и стать причиной комплексов.

Особенность заикания заключается в том, что при подобном нарушении требуется комплексная помощь специалистов и длительная реабилитация. Самостоятельно проблему не удастся решить.

Важно! Не стоит затягивать с началом коррекционного процесса. Чем дольше длится заикание, тем сложнее его исправить.

Запинаться же ребенок может по вполне физиологическим причинам. Из-за несовершенства работы нервной системы ему тяжело соотносить свою деятельность со словами. Его переполняют эмоции, и это заставляет говорить очень быстро. Подобное явление называют итерацией. Оно возникает на почве несовершенства работы слухового и речедвигательного анализаторов.

Мышление опережает речевые возможности — это нормальный этап развития. С возрастом это проходит самостоятельно. Часто подобное явление наблюдается у детей с ОНР или ЗПР. Такие нарушения сопровождаются задержкой развития речи. Дети не используют фразы из 4-5 слов, затрудняются с описанием предметов. Они не применяют предлоги и затрудняются с построением высказывания.

При интеллектуальных проблемах возникают сложности не только с речью, но и с другими психическими функциями. У ребенка плохая память, низкий уровень мышления и внимания. Слова в речи несклоняемы, а фраза состоят и 2-3 слов.

Как не пропустить заикание

При появлении первых признаков судорог речевого аппарата нужно незамедлительно показать ребенка специалисту. До этого момента не нужно настаивать на длительном разговоре или правильном произношении.

Первый тревожный признак — это постоянство запинок в речи

Насторожиться стоит, если ребенок начинает резко молчать час или два. После этого у него снова возникают запинки. Для облегчения процесса произношения дошкольник начинает искусственно растягивать слова или добавлять к ним гласные звуки.

Обратите внимание! Иногда дети начинают фразу и резко прерывают ее. При заикании не страдает грамматическая часть речи. Нарушение затрагивает только темп, ритм и плавность.

Для подтверждения диагноза потребуется осмотр нескольких специалистов и обследование. Иногда назначается лечение в отделении неврологии, которое позволяет получить полную картину нарушения.

Профилактика заикания

Благодаря основным методам изучения детской речи логопеды получили возможность предупреждать развитие нарушений. Родители должны соблюдать режим дня ребенка, создавать ему психоэмоциональные условия для нормальной жизни.

У тревожных детей часто возникают страхи. В таком случае нельзя заставлять их преодолевать свои проблемы, так как это приведет к еще большему испугу. Например, если малыш боится темноты, то стоит с ним спокойно посидеть перед сном или включить ночник.

Просветительская работа ведется не только с родителями, но и с воспитателями. Не стоит настаивать на быстром раннем развитии, так как перегрузка нервной системы может привести к заиканию.

Как развивается речь у ребенка

Ребенок рождается на свет и попадает в социальную среду, где необходимо общаться! Развитие речи — достаточно сложный процесс и включает 2 периода: понимание речи, самостоятельная речь.

Малыш в первые месяцы жизни начинает понимать речь по интонации. Если вы говорите о том, какой ваш ребенок хороший и умный, но при этом хмурите брови, будьте готовы, что ребенок заплачет. Затем ребенок понимает слова и короткие фразы, связанные с его повседневной жизнью. Вскоре ребенок начнет понимать сложные предложения, но повторить их ему пока нелегко из−за незрелости артикуляционного аппарата. Так постепенно малыш приходит к полному пониманию родного языка, который он слышит с рождения.

Самостоятельная речь ребенка развивается постепенно. Важно следить за речевым развитием и помогать ребенку в освоении языка.

Когда обратить внимание

Для начала, давайте определимся, в каком же именно возрасте физиологическая детская незрелость речевого аппарата переходит в серьезные проблемы, помочь в решении которых могут занятия со специалистом-логопедом или дефектологом.

Итак, в возрасте 1 год малыш должен уметь говорить от 5 до 10 слов. Если же он не произносит ни одного – это тревожный сигнал, но когда ребенок молчит и в 3 года, не замечать этой детской «особенности» просто нельзя.

К трем годам в норме ребенок уже оперирует небольшими фразами, и если ваш малыш до сих пор говорит односложно, это сигнал для визита к логопеду. Также необходимо обратить внимание на речь ребенка, если и после трех лет ребенок неправильно произносит один или несколько звуков, визит к логопеду также лучше не откладывать.

Чаще всего у детей возникают проблемы с произношением звуков «р», «с», «з», «ц», «ш», «ж», «щ», «ч», «л», в образовании которых принимает участие передняя часть и кончик языка, а движения языка должны быть очень мелкими и точными. Также причиной плохого звукопроизношения может быть неправильное строение артикуляционного аппарата, например укороченная подъязычная уздечка, массивный язык, высокое нёбо или неправильный прикус. Разобраться в причинах дефектов речи ребенка и устранить их поможет визит к логопеду.

Материалы по теме  Загадки про времена года для детей с ответами

Почему появляются дефекты?

Характерный признак такого дефекта – язык ребенка, высунутый между зубами при произнесении шипящих, или замена их звуком «ф». Обращаясь к Маше он говорит «Мафа», возмущаясь, что ему не дают делать что-то самому, он кричит: «Я фам!». Звук «р» такие дети произносят не языком, а гортанью.

Факторы, вызывающие появление сложных речевых нарушений разнообразны, иногда играет роль наследственность, но чаще всего их надо искать в предродовом периоде – болезнях матери во время беременности, гипоксии плода, родовых травмах.

Нарушения произношения иногда оказываются осложнением болезни, случившейся с ребенком после рождения.  Особенно опасны заболевания поражающие систему кровообращения и нервные ткани. Неправильное развитие зубов приводят к нарушению прикуса, что в свою очередь провоцирует дефекты речи, при которых ребенок, произнося некоторые звуки, высовывает язык между зубами и картавит.  Ребенок учится говорить, подражая взрослым и использование гортани для воспроизведения звука «р» может иметь место как простое копирование речи одного из родителей.

Чтобы разнообразить речь своих персонажей или подчеркнуть их уродство создатели современных анимационных фильмов наделяют их жуткими речевыми дефектами картавость и шепелявость – не самые худшие. Дети впитывают все как губка.  Просмотр таких фильмов может спровоцировать сначала подражание героями и, как следствие, развитие речевых дефектов.

Средства для развития мелкой моторики

Родителям детей с заиканием стоит приготовиться к длительной борьбе с проблемой. Предстоит заниматься с разными специалистами, и на коррекционные мероприятия может уйти несколько лет. Дефект лучше устранить до школы. До семи лет идет сензитивный период развития речи, поэтому больше шансов на исправление нарушения.

Простые упражнения с зеркалом

Существует множество методических разработок, которые можно использовать для домашних занятий. Они могут быть направлены не только на устранение дефекта, с их помощью развивают познавательную сферу, решают психологические проблемы.

Можно учить с ребенком животных разных стран, особенности времен года, классификацию предметов. На основе этих материалов уже делать дыхательную и артикуляционную гимнастику.

Существуют определенные средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. К ним относят лепку пластилином, глиной, тестом, аппликации, рисование, собирание бус и сортировка разных предметов.

Изобразительная деятельность благотворно влияет на творческое развитие. В нее можно внедрять элементы арт-терапии. Для нее используют краску, фломастеры, карандаши, специальные баллончики и многое другое. Подобные упражнения можно делать не только в классе, но и дома.

Развитие общей моторики

У детей с нарушениями речи отмечается плохая координация, и им сложно переключаться с одного движения на другое. Поэтому с ними нужно больше гулять, прыгать через скакалку, играть в мяч.

Важно! На прогулке можно кататься с горки, качаться на качелях и каруселях. Все это стимулирует работу мозжечка.

Двигательные упражнения можно давать ребенку в виде презентации, которая будет сопровождаться музыкой. Один слайд — одно задание. Такой формат нравится детям, и они с удовольствием выполняют предложенное.

Для занятий можно брать упражнения из книг Т. Ткаченко или других логопедов. В них есть весь необходимый материал и пошагово расписано, что нужно делать.

Для развития речи тоже есть готовые пособия, которые позволяют прорабатывать лексику, грамматику и другие проблемы. Некоторые люди делятся личным опытом преодоления заикания.

Запинки в речи могут появляться по разным причинам. Родителям нужно внимательно следить за ребенком. При появлении проблем лучше проконсультироваться со специалистом. Самолечение только навредит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: