Физическое и интеллектуальное развитие ребенка от 4 до 5 лет

Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов ( не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кругов, один – красного цвета, а другие – синего; красных кружков больше чем синих, а синих меньше, чем красных; или «красных и синих кружков поровну».

Учить считать до 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три – всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1- 2, 2-2, 2- 3, 3-3, 3-4, 4-4, 4- 5,5-5.

Формировать представления о порядковом счете, учить правильно, пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать н7а вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?».

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счёта: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три ёлочки». Ёлочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».

Учить уравнивать неравные группы 2 способами, добавляя к меньшей группе один предмет или убирая из большей группы один предмет.

Отсчитывать предметы из большого количества; выкладывать, приносить определённое количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5.

ВЕЛИЧИНА. Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, высоте). Учить сравнивать 2 предмета по толщине путем наложение и приложения.

Учить сравнивать предметы по 2 признакам величины ( красная лента длиннее и шире зелёной, желтый шарфик короче и уже синего).

Устанавливать размерные отношения между 3 – 5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагая их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины.

ФОРМА. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круг, треугольнике, квадрате, прямоугольнике, называть и х элементы: углы, стороны. А также дать представление о шаре, кубе.

Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении; обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко.

Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности. Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Ознакомление с социальным миром:

Правило поведения в общественных местах.

Знать общественный транспорт.

Формировать первичные представления о школе.

Знакомить с культурными явлениями ( театр, зоопарк)

Рассказывать о самых красивых местах родного города. Его достопримечательности.

2.Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.

3.Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.

6. Знать номера экстренных служб и как им позвонить.

Развитие речи. Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.

2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).

3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок — цветы, девочка — девочки).

4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко — круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета. Употреблять существительные с обобщающим значением ( мебель, овощи)

Ребенок должен определять и называть местоположение предмета, время суток. Уметь заменять местоимения и наречия наиболее точными выразительными словами, употреблять слова — антонимы.

5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.

10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

11.Ребенок должен уметь объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).

12.Ребенок должен составлять рассказы по картинкам, выразительно рассказывать стихи. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

14. Ребенок может различать гласные и согласные буквы, закреплять правильное произношение их, отрабатывать произношения свистящих, шипящих, сонорных (р, л). Развивать артикуляционный аппарат. Следить за дикцией (отчетливое произношение слов и словосочетаний).

Развивать фонематический слух: учить на слух различать и называть слова, начинающий на определённый звук.

Внимание. Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

Удерживать в поле зрения 8-10 предметов. Повторять узор или движение.

Мышление. Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Почему наступила зима?). Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями). Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Складывать пазлы без помощи взрослых.

Построить из конструктора по образцу любую фигуру.

Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Память. Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).

Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.

Мелкая моторика. Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.

Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

Лепить из пластилина мелкие фигурки.

Завязывать узелки на веревке.

Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.

Навыки письма. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.

Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.

От 4 и до 6-7 лет возраст ребенка принято считать дошкольным. Именно в это время наступает познавательное развитие ребенка, которое вытекает в попытку наладить контакт с миром. В 4-5 лет малыш активно развивается физически и интеллектуально.

Содержание

Рекомендуем:  Развитие ребенка в 11 месяцев

Советы

  • В 4-летнем возрасте ребенка можно записать на некоторые спортивные секции. Посещение спортивных занятий не только даст возможность тратить энергию, но и поможет освоить новые навыки и понять, что такое дисциплина.
  • Чаще хвалите ребенка и уделяйте ему достаточно внимания. Малыш стал более взрослым, но еще нуждается в родителях.
  • С 4-летнего возраста ребенка можно водить в кинотеатр, цирк и подобные места. Чтобы знакомство с таким вариантом времяпровождения прошло успешно, не берите сразу же билеты в первый ряд.
  • Слыша каждый день сотни детских вопросов, важно оставаться терпеливым и мудрым родителем. Не отказывайтесь отвечать крохе, даже если не знаете, что сказать. Вместе поищите ответ и утолите детское любопытство.
  • Малыша 4-5 лет можно начать обучать иностранным языкам. Занятия, конечно же, должны быть в виде игры.

Эмоциональная сфера

Дети в 4 года во многом руководствуются собственными эмоциями.

Очень важно в этот момент научить его совладать с собственными переживаниями и не стесняться говорить о своих чувствах.

Ребёнок, который живёт в семье, где постоянно царит эмоционально напряжённая обстановка, рискует вырасти скованным неврастеником, так как он привыкнет к тому, что никак не может повлиять на конфликт и агрессию.

Если же родители, наоборот, тщательно скрывают все свои чувства и эмоции, малыш будет испытывать трудности в идентификации собственных переживаний, что скажется на социальных навыках во взрослой жизни.

Он должен видеть и понимать, что все члены семьи любят друг друга, заботятся и переживают. Просите его о посильной помощи в бытовых делах, подключайте его к выбору подарков на праздники или помогите ему смастерить подарок своими руками – это хорошая практика, для того, чтобы ребёнок понял, что в отношениях не только получают, но и отдают.

Важно!  Ребёнок осознаёт себя как отдельную личность и очень остро воспринимает вторжение в личное пространство. Родителям стоит понимать, что такие чувства, как щедрость и общность не возникают сами по себе, а воспитываются личным примером.

Физиологические изменения

Физическое развитие дошкольника с 4 до 5 лет характеризуется активным ростом мышц и скелета. Наиболее заметными становятся половые признаки. У мальчиков расширяются плечи, таз становится более узким, у девочек — наоборот.

По функциональности и надежности позвоночник и сердечно-сосудистая система ребенка 4-5 лет максимально приближается к показателям взрослого человека. Малыш становится более выносливым, координированным, гораздо меньше болеет, чем в первые годы жизни.

Становится больше и мозг малыша, масса которого по сравнению с массой при рождении увеличивается втрое.

Ближе к пяти годам ребенок становится особенно ловким, чувствительным и энергичным. Он отлично бегает, в том числе и преодолевая препятствия, катается на велосипеде без вспомогательных колес, может освоить скейт, коньки, лыжи и ролики.

Достаточно активно протекает и развитие мелкой моторики. С 4 до 5 лет дети уверенно управляются с карандашом, ножницами, способны выполнять простые задания в тетради, например раскрашивать, не выступая за контуры, обводить по пунктиру и пр.

Эмоциональное развитие дошкольника

Эмоциональная сфера дошкольника, вернее ее развитие с 4 до 5 лет, сыграет важную роль в процессе его дальнейшего

становления как личности. Дети после четырех более тонко и глубоко воспринимают действительность. Малыши способны проявлять:

  • симпатию;
  • чуткость;
  • доброту.

Но самое важное — это проявление совестливости. Ребенку с 4 до 5 лет бывает искренне жалко животных, людей, героев мультфильмов, он умеет стыдиться за свои проступки, остро ощущает несправедливость.

В 4-5 лет у детей может развиться обостренное чувство тревоги и даже страхи. Больше всего на свете малыши боятся потерять близких. Они часто думают о жизни и смерти, считают, что те, кого они любят, никогда не должны умирать.

Отдельно стоит сказать о развивающемся чувстве вины у детей в возрасте 4-5 лет. Способствуют этому исключительно взрослые, а именно родители, которые намеренно вызывают у малыша чувство вины, высмеивая его поведение, отмахиваясь от вопросов, считая, что таким образом он будет лучше поддаваться воспитанию. На самом деле это не лучший метод

воздействия на ребенка, который впоследствии может привести к развитию целого букета комплексов.

Чтобы ребенок рос эмоционально гармоничной и развитой личностью, он должен иметь возможность выбирать, проявлять инициативу. Кроме того, развитию его будет способствовать постоянное доверительное общение с родителями, готовыми отвечать на вопросы, принимать участие в играх и забавах.

Особенности развития игровой деятельности

Чтобы развитие дошкольника от 4 до 5 лет протекало по запланированному графику, он должен иметь время для обычных детских игр. Казалось бы, чем еще заниматься ребенку в этом возрасте, как не играть? На самом деле современные родители порой настолько увлекаются

интеллектуальным и физическим развитием своего чада, что просто забывают о часах отдыха, которые он мог бы посвятить игре.

В 4-5 лет большая часть игр у детей носит сюжетно-ролевой характер. Малыши с удовольствием объединяются в группы и стараются моделировать поведение взрослых, заранее придумывая диалоги, распределяя роли, разрабатывая сюжет. Каждая игра имеет свои правила, и дети четко следят за тем, чтобы участники их не нарушали. Это одно из важнейших качеств, приобретаемых в этом возрасте: умение слышать и соблюдать правила игры.

Чему дошкольник может научиться во время игры? В первую очередь ребенок учится быть:

  • внимательным;
  • терпеливым;
  • настойчивым;
  • усидчивым;
  • креативным;
  • сообразительным.

В процессе игры дети учатся строить первые социальные связи, проявлять личностные качества. Уже на этом этапе можно увидеть, кто из детей предпочитает быть ведомым, а кто примеряет на себя роль лидера.

Особенности мышления дошкольника

До 4 лет у детей отмечают развитие наглядно-практического мышления, что помогало им научиться строить причинно-следственные связи, обобщать, классифицировать. В тот период малыш получал настоящее удовольствие от возможности контактировать с предметами. С 4 до 5 лет развитие дошкольника переходит

на новый уровень, когда преобладающим является образное мышление, тесно связанное с развитием речевых навыков.

Взрослые могут стимулировать развитие образного мышления, предлагая малышу принять участие в играх, основанных на геометрических фигурах. Занимаясь таким образом, дошкольник научится моделировать, ускорится развитие его пространственного мышления. Обычно ребенок в период с 4 до 5 лет способен:

  • складывать несложные пазлы, число частей которых постепенно можно увеличивать;
  • собирать конструкции из отдельных геометрических фигур;
  • собирать конструктор «Лего» по образцу;
  • создавать орнамент с помощью мозаики, как по образцу, так и самостоятельно.

Регулярно занимаясь таким образом (занятия должны проходить в позитивной игровой атмосфере), малыш не только получит возможность ускорить развитие образного мышления, но и усовершенствует мелкую моторику. К перечисленным выше вариантам игр можно добавить пластилин и мягкую глину, из которых дети смогут лепить не только фигурки, но и целые картины.

Знакомство с миром азбуки

Нормально развивающийся ребенок в возрасте 4-5 лет начинает проявлять живой интерес к буквам и цифрам, пытаясь понять, по какому принципу люди читают и считают. Задача родителей на этом этапе — поддержать интерес малыша и не уничтожить его мотивацию, заставляя учить буквы и цифры.

Рекомендуем:  Развитие ребенка в 8 месяцев

Психологически созревший для чтения малыш сам проявит интерес к кубикам с буквами и карточкам, получая удовольствие от возможности изучать буквы. Если же малыш при всем его интересе

к чтению пока не готов тратить время на азбуку, стоит отложить эти занятия еще на несколько месяцев.

Для чего нужно обучать малыша в дошкольном возрасте чтению? Самая основная причина в том, что это подготовит его к учебе в школе, куда сегодня приходят дети, в большинстве своем умеющие достаточно уверенно читать. Кроме того, освоенные навыки чтения ускорят развитие символического мышления у ребенка. Один из эффективных методов научить дошкольника читать по слогам — использование специальных кубиков с буквами и картинками.

Помимо занятий по чтению, с малышом от 4 до 5 лет время от времени можно играть в словесные игры, которые будут стимулировать развитие слухового анализатора. Это означает, что в таком раннем возрасте ребенок уже научится не только слышать, но и вслушиваться, понимая, о чем речь, анализируя и пересказывая.

Детские страхи: что о них нужно знать взрослым?

Помимо страха потерять близкого человека, дети боятся еще много чего и кого. К этому нужно отнестись с пониманием. Один из основных — страх перед отрицательными сказочными персонажами, которые так или иначе встречаются детям в книгах, в мультиках, в сказках. Этот страх пройдет сам по мере взросления малыша, однако родители помогут помочь ему справиться

с ним, поддерживая и успокаивая, оставляя на ночь включенным ночник, избегая мест в сказках, где описываются монстры и чудовища.

Если страх от 4 до 5 лет не проходит и мешает жизни ребенка, можно предложить ему избавиться от него с помощью коррекционных игровых методик. Одна из них – «рисование чудовищ».

В ходе занятия ребенку будет предложено нарисовать самого главного героя своего страха, сделав его максимально красивым, придумать с его участием смешную и позитивную историю. В этом случае малыш начинает воспринимать героев своих страхов более положительно и со временем избавляется от фобии.

Родители, сами того не подозревая, часто провоцируют появление и закрепление страха у детей следующими поступками:

  • пугают ребенка разными монстрами и чудищами;
  • перегружают его воображение не соответствующими возрасту игрушками;
  • позволяют смотреть не отвечающие уровню развития мультфильмы и фильмы.

Часто страхи являются следствием дефицита информации у ребенка, в

результате чего он подключает собственную фантазию, которая иногда рисует ему далеко не позитивные картинки.

Именно поэтому так важно, чтобы родители, которые мечтают о том, чтобы развитие малыша в возрасте 4-5 лет протекало гармонично, усвоили, что пугать малышей непонятными для них отрицательными персонажами нельзя, ведь простого «бабайку» они могут представить в виде кошмарного монстра, готового уничтожить все живое!

Особенности развития речи дошкольника

В возрасте от 4 до 5 лет речь детей становится более грамотной и логичной.

Дети строят сложные предложения, правильно склоняя части речи, в словарном запасе у большинства из них уже несколько тысяч слов.

В свою очередь развитие речевых навыков стимулирует детей к более активному общению, как с одногодками, так и с более старшими ребятами и взрослыми. Дети понимают, что они достаточно хорошо говорят, могут объяснить все, что необходимо, и главное — не будут подняты на смех или не поняты из-за неправильного произношения слов.

В 4-5 лет, несмотря на богатый словарный запас, далеко не все дети справляются с заданием описать какой-либо предмет, рассказать о его функциях. Если малыши чего-то не понимают, они могут сердиться и расстраиваться.

Особенность речи младших дошкольников — это так называемые авторские слова, которые дети придумывают, чтобы лучше описать свойства, назначение, особенности предметов, животных и т.д.

Например, нет ничего удивительного, если общее полотенце ребенок назовет «всехним», а червяка —

«ползунком». Все это забавно и мило, но должно деликатно исправляться взрослыми для того, чтобы новые слова не закрепились в речи ребенка.

Во второй половине пятого года дети с удовольствием уделяют время разучиванию стихов и целых сказок. Происходит это в игровой, непринужденной форме. Родители каждый день читают дошкольнику его любимые стихи, со временем предлагая заканчивать сначала отдельные строчки, а потом и целые куплеты. Как правило, дошкольники в возрасте 4-5 лет имеют хорошую память и очень гордятся собой, когда могут продемонстрировать ее близким, декламируя стих.

Младшие дошкольники говорят эмоционально, подкрепляя слова жестикуляцией.

Успешным развитие речи младшего дошкольника сможет быть только в случае нормального развития слуха. Ребенок должен уметь не только слышать и вслушиваться в слова, но и интересоваться источниками других звуков, которые взрослые часто оставляют без внимания. Развивать слух малыша можно, обращая его внимание на такие простые вещи:

  • капающий кран;
  • стук двери;
  • шум дождя;
  • стук ножа по разделочной доске;
  • шум мотора стиральной машины или холодильника;
  • скрип паркета под ногами;
  • щелчок выключателя и пр.

Постоянное ненавязчивое акцентирование внимания ребенка на звуках такого рода с описанием их характера и происхождения улучшит развитие его слуха, воображения, а впоследствии и речи.

Виды развития ребенка

Физическое

Ребенок в четырехлетнем возрасте должен достаточно двигаться, повышать свою ловкость, координацию и выносливость. В этом и цель физического развития малыша, включающего гимнастику, танцы, физические упражнения с мамой, плавание, езду на велосипеде, подвижные игры и много других вариантов активности.

Гимнастику, включающую динамические упражнения, важно проводить минимум 2 раза в неделю. Ее выполняют днем, задолго до сна, в проветренной комнате и желательно в группе деток. Оптимальная длительность такой гимнастики – 20-25 минут.

Психическое

Психика четырехлетки развивается очень активно и спектр эмоций малыша расширяется. Кроме того, дети в 4-5 лет весьма восприимчивы к реакции взрослого. Если родители или воспитатели относятся к малышу одобрительно и уважительно, это помогает в формировании позитивного представления ребенка о себе.

Занятия для психического развития детей 4-4,5 лет включают упражнения, влияющие на внимание малыша, а также память и мышление. Ребенку предлагают:

  • Обобщать предметы по какому-либо признаку.
  • Собирать состоящую из 3-4 частей картинку.
  • Определять сходство и различие в рисунках и игрушках.
  • Выбирать из группы предметов одинаковые.
  • Повторять определенную последовательность движений, которые показал взрослый.
  • Собирать из конструктора постройки, ориентируясь на образец.
  • Определять в группе предметов лишний, после чего объяснять свой выбор.
  • Находить антонимы к словам.
  • Запоминать сюжет рисунка.
  • Пересказывать сказку.
  • Наизусть рассказывать потешки и стишки.
  • Описывать яркое событие, которое произошло недавно.

Для тернировки памяти проводите с крохой занятия, показанные в следующем видео от SovaFilmProduction.

Эмоциональное

Развитие эмоций 4-летнего ребенка является важной частью полноценного развития крохи. Ребенок этого возраста начинает разбираться во взаимоотношениях людей, может заметить, что у человека рядом поменялось настроение, умеет выражать собственные эмоции.

Четырехлетка умеет сочувствовать и проявлять внимание. Ребенок ощущает, как к нему относятся.

Сенсорное и музыкальное

Сенсорное развитие ребенка воздействует на органы чувств малыша, отвечающие за слух, нюх, осязание. Ребенку предлагают определять характеристики предметов на ощупь. Так малыш узнает, что предметы бывают твердыми или мягкими, шершавыми или гладкими, теплыми или холодными. Также в занятия для сенсорного развития включают игры, связанные с запахами и вкусами.

Рекомендуем:  Развитие ребенка в 2 месяца

К четырехлетнему возрасту ребенок уже знаком с некоторыми музыкальными инструментами, небольшими произведениями, музыкой с разным ритмом. У ребенка уже есть любимые мелодии, услышав которые, кроха будет подпевать.

Речевое

Развитие речи крайне важно для каждого ребенка 4-летнего возраста. В первую очередь на него влияет общение малыша с взрослыми, а также с другими детьми. Это увеличивает словарный запас карапуза, учит его строить предложения и выражать свое мнение словами. В 4-летнем возрасте многие дети еще не выговаривают шипящие и «р», поэтому с четырехлетками в форме игр часто проводят занятия на произношение этих звуков.

Чтобы стимулировать развитие речи детей 4-4,5 лет, можно:

  • Учить с ними стишки и песенки.
  • Рассматривать картинки с сюжетом и обсуждать их.
  • Рассматривать сказку в картинках и воспроизводить ее сюжет.
  • Вместе с мамой читать рассказы и обсуждать их.
  • Слушать сказки в аудиозаписи.
  • Разгадывать загадки.
  • Обсуждать перед сном, как прошел день.
  • Заниматься артикуляционной гимнастикой.
  • Изучать буквы и звуки.
  • Определять первую букву в слове, разделять слова на слоги.

Спойте с ребенком следующую песенку-потешку канала Люляби TV.

Если ребенок в 4 года имеет маленький словарный запас или формулирует предложения со сложностью, необходимо оценивать динамику его речевого развития. Подробнее смотрите в видео Е. Комаровского.

Мелкая моторика

Развитие моторики считают очень важным пунктом плана развития малышей младшего возраста. Занятия для мелкой моторики стимулируют речевое развитие посредством воздействия на зону мозга, отвечающую за речь. К таким занятиям относят игры с песком, кубиками, конструкторами, бусинами, крупой, фасолью. Выполняйте с малышом пальчиковую гимнастику, завязывайте узлы на шнуре, застегивайте-расстегивайте молнии, кнопки, пуговицы, крючки. В 4-летнем возрасте к лепке и рисованию добавьте поделки, для которых нужно что-то вырезать ножницами и приклеивать.

Для развития мелкой моторики ребенка можно использовать обычную крупу. Как провести такое занятие, смотрите в видео канала ТСВ «Мамина Школа».

Познавательное

Ребенок четырех лет активно познает мир, а развитие его познавательной сферы должно быть направлено на улучшение памяти, мышления, логики, внимания.

Обычно занятия для познавательного развития 4-летнего ребенка имеет определенную тему, например «домашние животные», «весна», «вода», «наземный транспорт», «профессии», «ночь» и другие. По такой теме с ребенком организовываются игры, во время которых кроха будет определять цвета, тени, формы, отличия и схожие элементы, части целого, обобщающие свойства, лишнее, противоположности, недостающие элементы и многое другое.

Для развития внимания

Ребенку 4-5 лет важно научиться сосредотачиваться на определенном задании, а также замечать небольшие детали. Эти навыки понадобятся ему в будущем для успешного обучения в школе.

Чтобы развить внимание 4-летнего крохи, можно предлагать ребенку:

  • Повторять действия за мамой, например, присесть – встать – закрыть глаза – потрогать себя за ухо – открыть глаза – отвести руку в сторону.
  • Играть с мячом в «съедобное-несъедобное», «летающее-не летающее».
  • Зачеркивать в напечатанном тексте определенную букву. Для усложнения этого задания одну букву можно зачеркивать, а вторую – подчеркивать.
  • Мама притрагивается к частям лица и называет их, ребенок должен повторять ее действия. Затем мама начинает «ошибаться».

Математическое

Для 4-летнего ребенка изучение математики должно быть увлекательной и веселой игрой. Учить кроху математике удобно во время прогулки, например, считать ступеньки, проезжающие автомобили, дома, птиц. Для объяснения простых примеров можно применять пальцы или специальные палочки для счета.

Творческое

Занятия, направленные на творческие способности ребенка, нравятся большинству деток. К ним относят рисование, создание разных поделок и аппликаций, занятия лепкой из соленого теста или пластилина, а также ролевые игры.

Диагностика развития

Родителей должно насторожить, если в 4 года ребенок:

  • Не может спускаться по лестнице чередующимися шагами.
  • Не называет имя и фамилию, а также свой пол.
  • Не умеет обобщить несколько предметов одним словом.
  • Не способен выучить короткий стих.
  • Не запоминает сюжет рассказа.
  • Не может посчитать до 5.
  • Не знает простые геометрические фигуры.
  • Не знает основные цвета.
  • Не может построить из кубиков мост по образцу.
  • Не может собрать пирамидку из 5 деталей.
  • Проявляет жестокость к животному, игрушке или другому ребенку.
  • Вялый и апатичный в течение дня, либо, напротив, часто возбужденный.

Игры для развития речи

  1. Игра «что бывает». Спрашивайте ребенка, какие предметы могут быть длинными, острыми, круглыми, твердыми, ароматными, синими, жидкими и так далее.
  2. Игра «что случится, если». Обсуждаем с ребенком заданные ситуации, например «что случится, если в воду упадет мяч», «что произойдет, если я упаду в снег».
  3. Игра «что можно сделать». Спрашиваем малыша, что можно делать с яблоком, мячиком, водой, печеньем, песком и так далее. Другим вариантом такой игры будет обсуждение «с чем можно делать» – пить, есть, шить, насыпать, купить.
  4. Игра «что где». Спрашиваем карапуза, что находится в прихожей, в детской, на кухне. Затем просим сказать, в какой комнате сковородка, шкаф, телевизор и так далее.
  5. Игра «угадай кто». Описываем животного несколькими словами и предлагаем крохе угадать. Например, «угадай кто пушистый, рыжий и хитрый».
  6. Стимулируем произношение шипящих. Шипим, как змея, прогоняем воробья «кыш-кыш», проговариваем чистоговорки с «ш», жужжим как муха, повторяем чистоговорки с «ж», поочередно жужжим и шипим. Чтобы ребенок отличал «с» от «ш», произносим их по очереди. Для отличия «ш» от «з» представляем себя мухой, а затем комариком. Для произношения звука «ч» предлагаем малышу представить себя паровозиком.
  7. Выполняем гимнастику для языка и губ. Улыбаемся с беззвучным произношением «и» (как лягушка), вытягиваем губы вперед с беззвучным «у» (как слон), открываем и закрываем рот без звуков (как рыба), открыв рот, двигаем языком вверх-вниз (как качели) и в сторону к каждому углу рта (как часы), держим расслабленный язык на нижней губе (как лопата), вытягиваем язык вперед (как игла).

Этот отрывок (второй) взят из статьи: https://vashrebenok.org/razvitie/doshkolnoe/chto-dolzhen-umet-4-goda.html

Картинки

Обучение через картинки и иллюстрации — важный этап в развитии четырёхлетнего ребёнка, поэтому помимо игрушек обеспечьте своё чадо:

  • картинками, на которых нужно найти различия;
  • изображениями животных, растений и людей для сортировки по категориям;
  • картинками с «лабиринтами», где нужно провести линию из одной точки в другую;
  • иллюстрированными книгами и энциклопедиями с крупным шрифтом;
  • раскрасками;
  • картинками, где нужно дорисовать недостающий предмет.

Ребёнок в 4 года – уже полноценная личность, хоть ещё и слишком маленькая для принятия серьёзных решений. Всё что должен сделать родитель – помочь малышу пройти сложный путь становления из младшего дошкольного возраста к старшему. Помните – чем больше вы прилагаете усилий, тем меньше малыш будет испытывать трудностей в учёбе и социальной адаптации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: