Как избежать появления вредных привычек у детей

Вредная привычка — это отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении. То есть это — некий стереотип поведения, мешающий ребенку нормально жить и развиваться.

В поведении некоторых детей часто встречаются навязчивые действия: это привычка теребить волосы, мочку уха, сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, чрезмерно жестикулировать, хватать собеседника за рукав или пуговицу, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты. Но бывают и привычки иного рода. Это сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья, грызение ногтей, детский онанизм. Заметив у своего ребенка вредную привычку, родители встают перед дилеммой: бороться с привычкой или оставить все как есть? Как ни парадоксально, правильный ответ на оба вопроса — «нет».

Нельзя бороться с вредной привычкой, потому что она — следствие некоей неудовлетворенной потребности. Но, с другой стороны, вредную привычку нельзя игнорировать, потому что она, опять же, следствие некоей неудовлетворенной потребности.

Таким образом, впервые увидев, что ваш ребенок сосет палец или грызет ногти, не делайте ребенку замечание. И уж тем более не применяйте карательных мер типа мазания пальцев горчицей, битья по рукам или суровых наказаний. Скажите себе: «Это повод задуматься мне как родителю о том, что происходит с моим ребенком».

Доказано, что вредные привычки бесследно исчезают тогда, когда удовлетворяется потребность, лежащая в их основе.

А какие основные потребности у ребенка? Потребность в любви, безопасности, в родительском внимании, в уважении. И если ребенок не чувствует себя любимым, не чувствует себя в безопасности, если ему не хватает родительского внимания или уважительного отношении со стороны мамы или папы, у него включатся компенсаторные механизмы. С их помощью ребенок попытается погасить свою тревожность, недостаток внимания со стороны взрослых или преодолеть свой страх.

Негативные переживания у ребенка возникают из-за родительских ссор, из-за отсутствия ласки и проявления любви, из-за постоянной строгости и вечных запретов родителей.

Очень часто вредные привычки появляются у ребенка в стрессовой для него ситуации, при чрезмерных интеллектуальных и физических нагрузках, при предъявлении ребенку со стороны родителей завышенных требований.

Причиной возникновения вредных привычек (например, привычки грызть ногти) — стремление уменьшить отрицательные эмоциональные переживания и снять нервное напряжение.

Например, дети сосут пальцы перед сном. Если ребенку хочется, чтобы мама или папа до сна или во время засыпания побыли рядом с ним, а вы по той или иной причине отказываете ему, то он начинает искать способ получить ощущение безопасности и комфорта самостоятельно. И сосание пальца или уголка подушки, или уха любимой игрушки в этом случае подходит идеально — все это воссоздает ситуацию сосания материнской груди, возле которой ребёнок ощущал себя в безопасности и согретым любовью. Для отучения ребенка от этой привычки часто бывает достаточным, чтобы мать села рядом с ребенком на кровать; спокойно поговорила с ним перед сном, подержала некоторое время его ручки, чтобы ребенок мог успокоиться и заснуть. Чем старше ребенок, тем труднее отучить его сосать палец. Наряду с усиленным нежным вниманием надо постараться внушить ребенку веру в собственные силы, возлагая на него небольшие обязанности, с которыми он в состоянии справиться под руководством родителей. При сосании пальца незадолго до сна рекомендуются танцы, прыжки со скакалкой (это напоминает об укачивании перед сном). Можно приобрести для ребенка лошадку-качалку.

Если ребенок грызет ногти, в первую очередь проверьте, в порядке ли они у него. Иногда бывает, что заусеница или отслоившийся ноготок доставляют ребенку неудобства. Сказать об этом вам он либо не может, либо забывает, поэтому пробует решить проблему самостоятельно. Если же вы уверены, что, обкусывая ногти, ребенок сбрасывает напряжение, то:

1. Объясните ребенку, что «разрядиться» можно другим способом (например, попинать подушку, покричать в пустой комнате, поплакать, в конце концов).

2. Переключите его внимание на другое действие, чтобы разорвать связь между беспокоящей его ситуацией и его реакцией на нее.

3. Подумайте, с чем могут быть связаны детские переживания, и устраните причину.

Что нужно делать, если ребенок кусается:

  • Научите драчуна договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свою правоту словами.
  • Агрессора с раннего детства надо учить контролировать себя, уважать и любить своих родителей.

Что нужно делать, если ребенок ругается матом:

  • Не заострять на этом внимание ребенка, как правило, «увлечение» ругательствами проходит само собой по мере обогащения его словарного запаса.
  • Если реагировать на ругательства бурно, ребенок с удовольствием будет их повторять снова и снова только ради того чтобы насладиться вашим негодованием или возмущением окружающих людей.
  • Когда ваш ребенок станет постарше, поговорите с ним по душам и убедите его, что щеголять ненормативной лексикой не очень-то красиво.

Поковыряемся в носу?

Полость носа необходимо поддерживать в чистоте, и один из способов сделать это — это поковыряться в носу. Маленькие детишки начинают ковырять в носу, потому что они изучают свое тело.

Таким образом:

1. Если ребенок ковыряется в носу, возможно, он просто совершает физиологически оправданную процедуру — чистит носик. Можно закапать масло (подсолнечное, персиковое) внутрь. А чтобы в дальнейшем у вас не возникало причин для дискуссий с ребенком по поводу пальца в носу, научите его пользоваться платком и объясните, что такая процедура не делается на глазах у окружающих.

2. Если у маленького ребенка нос чистый, а палец все равно лезет в ноздрю, подождите — возможно, пришло время для изучения носа.

Онанизм у маленького ребенка.

Однажды Вы замечаете, что сын или дочка трогает свои половые органы. Что это? Естественное детское любопытство или патологическая привычка – онанизм (мастурбация)? Если ребенок легко отвлекается от разглядывания и ощупывания своих частей тела, открыто задает вопросы (например, о строении тела, о разнице между мужчиной и женщиной, между девочкой и женщиной), у него не нарушено поведение, нормальный сон, то это – естественная ступенька развития психики, познания окружающего мира и самого себя. Всплеск такого интереса приходится на возраст от 3 до 6-и лет, потом сходит на нет до подросткового возраста. В этой ситуации родителям достаточно вести себя тактично, не стыдить за естественное любопытство, отвечать на детские вопросы.

Но если такое поведение ребенка нормально и даже разглядывание детей противоположного пола считается вполне допустимым, что же тогда считать онанизмом? Когда норма переходит в патологию? 

Начнем с того, что в 2-3 года малыш еще не понимает, что такое онанизм, не знает, что трогать себя и других в некоторых местах считается неприличным, поэтому в таком возрасте говорить об онанизме (мастурбации) рано. Онанизм – способ самоудовлетворения, когда ребенок доводит себя до эмоциональной разрядки (перед сном, спрятавшись в укромном месте) и делает это регулярно, вот тогда можно говорить о патологической привычке. 

В открытой, заметной для взрослых форме эта привычка встречается у 5%!мальчиков и у 3%!девочек дошкольного возраста (по А. И. Захарову).

Предпосылки возникновения онанизма.

Физиологические.

  • Активный, неукротимый темперамент (холерик) и как следствие повышенная потребность в разрядке психического напряжения. 
  • Если девочка не любит играть с куклами, предпочитает дружить с мальчиками; если у мальчика ярко выражены девчачьи черты поведения.
Рекомендуем:  Как заинтересовать детей в учёбе?

Психологические.

  • Неправильное воспитание: излишняя строгость, ограничение активности, большое количество запретов, физические наказания (особенно шлепки по попе, порка ремнем). 
  • Проблемы эмоционального контакта с родителями: недостаток ласки, внимания, положительных эмоций, раннее отлучение от матери (когда ребенка рано отдают в ясли, мама выходит на работу и перепоручает заботу о малыше другому взрослому). Такие дети скрывают свои чувства, эмоции, переживания, часто живут в своем, придуманном мире.
  • В семье появляется 2-й ребенок, и старший ощущает себя ненужным, нелюбимым. 
  • Насильное кормление тоже способствует возникновению онанизма. В этом случае происходит сложный компенсаторный процесс: рефлекторная зона рта и губ “молчит” (ребенок не получает удовольствие от пищи), при этом начинает “говорить” генитальная зона, которая создает напряжение, требующее разрядки (по А. И. Захарову). 
  • Психологическое заражение – взрослые часто берут ребенка к себе в постель, излишне ласкают, целуют в губы, или излишне тщательно соблюдают гигиену (частые подмывания и т.д.).
  • Бывает, что ребенок повторяет увиденное у сверстников или по телевизору.

Клинические.

  • Проявление невропатии – расстройство сна, плохое засыпание — приводит к накоплению беспокойства, которое таким образом устраняется.
  • Излишнее укутывание, тесная одежда.

Что еще может спровоцировать появление онанизма?

  • Единственный ребенок в семье, изолированный от детского общества. 
  • Высокая эмоциональность ребенка. 
  • Повышенная возбудимость. 
  • Патологии беременности, нежеланная беременность. 
  • Когда родители хотели ребенка одного пола, а “получился” — другого. 
  • Чрезмерная принципиальность родителей. 
  • Импульсивность, несдержанность отца. 
  • Холодность матери.

Как помочь ребенку?

  • Прежде всего, выясните причину возникновения привычки. 
  • Ни в коем случае не стыдите, не наказывайте, не ругайте.
  • Не оставляйте ребенка, имеющего привычку к мастурбации, в постели одного, если он не засыпает сразу, а постарайтесь сказкой помочь ему уснуть.
  • От дневных «игр» с гениталиями отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями.
  • Можно даже не говорить с ребенком на эту тему, но в корне поменять воспитательные методы, отношение с малышом.
  • Предоставьте ребенку больше свободы, возможности самостоятельно действовать.
  • Чаще хвалите.
  • Обстановка в семье должна быть спокойной, доброжелательной.
  • Если ребенок хочет бегать, прыгать, не удерживайте его, а, наоборот, обеспечьте физическими нагрузками (прогулки на свежем воздухе, спортивная или танцевальная секция).
  • Поощряйте ребенка в выражении чувств и эмоций, если он не умеет адекватно реагировать на негативные эмоции – учите его. 
  • Чаще общайтесь на нейтральные темы, избегая нотаций, поучений.
  • Вовремя лечите потницу, диатез, глистные заболевания; урологические и гинекологические заболевания.
  • Одежда должна быть чистой, свободной, не натирающей тело.
  • Не пугайте малыша страшными последствиями его “грязных” действий! Это приведет к возникновению комплекса неполноценности, что в будущем выльется в проблемы с познанием своего тела, проблемы с сексом во взрослом возрасте.
  • Не унижайте ребенка допросами, осмотром, обсуждением этой темы при посторонних.
  • Пересмотрите питание (меньше сладкого, острого, соленого).

Помните! Онанизм – способ разрядки нервного напряжения. Если справиться с напряжением, онанизм “уйдет”. 

Любите своего ребенка! Чаще всего онанизмом страдают дети в детских домах, которые никому не нужны, никем не любимы, не имеют возможности самовыражения. Делайте вывод!!!

Если у ребенка появилась вредная привычка, действуйте по следующим правилам.

1. Попытайтесь понять причину возникновения привычки.

2. Не запрещайте в ультимативной форме ребенку вести себя подобным образом.

3. Не ругайте и не наказывайте ребенка в тот момент, когда проявляется вредная привычка.

4. Не акцентируйте внимание на его действиях.

5. В момент, когда проявляется вредная привычка, постарайтесь переключить внимание ребенка на что-нибудь другое, например, если ребенок тянет руки в рот, предложите ему поиграть в «ладушки» или скажите: «Давай я поцелую твою ручку!»

6. Окружите ребенка любовью и лаской, не конфликтуйте друг с другом в присутствии ребенка.

7. Подумайте, соответствует ли интеллектуальная и физическая нагрузка возможностям ребенка.

8. Помните, что вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует и устранению вредных привычек.

Для устранения дурных привычек нет единого рецепта. Основное правило хорошего воспитания, предупреждение дурных привычек – усиление внимания к ребёнку, заполнение его дня интересными занятиями с игрушками, книгами, картинками. Ни в коем случае нельзя применять силу, угрозу, грубость, доставлять детям неприятные ощущения, боль, бить при онанизме, мазать горчицей ногти при их кусании.

Всё это вызывает отрицательные эмоции у ребёнка, раздражает, нервирует, закрепляет отрицательную привычку.

И запомните еще вот что: свято место пусто не бывает. Запретив с помощью угроз или наказаний ребенку сосать пальцы, грызть ногти и т.д, через какое-то время вы заметите, что на месте искорененных вами привычек, выросли новые, такие же (если не более) вредные.

Тинейджеры и вредные привычки

Почему так происходит

Вредные привычки в подростковом возрасте отличаются от детских. Наступает этап взросления, гормонального шторма, бунта, юношеского максимализма. В этот период легко поддаются соблазнам. В попытках самоутвердиться нарушают запреты. Ряд пагубных привычек ассоциируются с крутостью, ребенок желает причислить себя к таковым. В попытках узнать этот переменчивый мир, ребенок не может расстаться с Интернетом. В подростковом периоде свойственно ошибаться. Далеко не всегда взрослые способны это предотвратить. Поэтому, ценной помощью станет ваша поддержка и жизненный опыт.

Распространенные плохие привычки.

Обратите внимание, что их объединяет зависимость.

  • Интернет-зависимость. Поэтому не могут расстаться с планшетами, смартфонами, компьютерами;
  • Употребление алкоголя;
  • Игровая зависимость;
  • Нецензурная речь;
  • Наркомания;
  • Курение;

Как бороться с вредными привычками у детей

Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем излечить. Такое же предупреждение относится и к дурной привычке. Специалисты утверждают, что нежелательные действия легче предотвратить, и для этого родителям полезно узнать, какие мероприятия по профилактике негатива можно использовать в домашних условиях. Главное — нужно учитывать, что решение данной проблемы требует определенных усилий и пристального внимания не только от родителей, но и от всех окружающих ребенка людей. 

Ведь психологической особенностью дошколят является быстрое привыкание к сложившемуся укладу жизни, подражание тем людям, которые авторитетны для них, будь это взрослый или сверстник. Именно эта особенность ребятишек может стать главной опорой в профилактической работе. Родителям проще всего будет использовать те приемы, которые с успехом применяются в детских учреждениях. Это игры и упражнения, активное общение и положительный пример для подражания, чтение сказок и просмотр мультфильмов, беседы и рассказы, творческие занятия.

Важно: бесполезно искать какие-то особенные способы борьбы с нежелательными проявлениями у дошколят. Рецепт прост: как можно раньше прививать ребенку полезные навыки и умения, на основе которых будут формироваться полезные привычки. Они не только облегчат жизнь малыша, но и дадут ему возможность в дальнейшем занять достойное положение в среде сверстников, полноценно общаться с окружающими, не стыдиться своих каких-либо негативных склонностей.

Что специалисты рекомендуют родителям, чтобы научить детей избавляться от вредных привычек?

Рекомендуем:  Развитие ребенка в 2 года. На что способен малыш?

Игры и упражнения

Основной деятельностью для дошкольников является игра, поэтому игровые действия помогают в ненавязчивой форме рассказать детям про вредные привычки, посмеяться над персонажами, у которых они есть, познакомить их с полезными навыками, порассуждать, как правильно повести себя в той или иной ситуации. Родители могут воспользоваться играми, которые предлагают специалисты, а могут и сами на их основе придумать интересные игровые задания и упражнения. Например,

Игра «Две дорожки»

Цель такой игры — снять нервное напряжение, которое нередко испытывают малыши, вследствие чего и рождаются привычки. В этой игре взрослый предлагает малышу рассмотреть рисунок с красной (полезной) и серой (вредной) дорожками, расходящимися в разные стороны. Вдоль дорожек растут яблони. Взрослый называет определенное действие, а ребенок должен правильно развесить яблочки (вырезанные кружочки красного и серого цвета): красные — на дерево с полезными привычками, серые — на дерево с вредными привычками. Для поддержания интереса можно подобрать картинки с соответствующими манерами поведения:

«Полезные яблочки»

  • Чистить зубки
  • Часто умываться
  • Мыться и купаться
  • Не опаздывать в детский сад
  • Убирать свои игрушки
  • Аккуратно вешать свою одежду
  • Делать физзарядку
  • Вытирать рот салфеткой
  • Правильно пользоваться вилкой и ножом
  • Здороваться и прощаться
  • Благодарить взрослых и других детей
  • Помогать женщинам носить сумки
  • Пропускать старших и девочек вперед
  • Уступать место старшим

«Вредные яблочки»

  • Разбрасывать игрушки
  • Постоянно смотреть телевизор
  • Разговаривать во время еды
  • Плеваться едой
  • Грызть ногти
  • Сосать пальцы
  • Раскачиваться на стуле
  • Дергать за одежду
  • Быть непричесанным
  • Брать без спроса чужое
  • Разводить беспорядок
  • Разбрасывать свою одежду
  • Толкать малышей
  • Грубить старшим

Игровое упражнение «Доскажи словечко»

В игре важно правильно обозначить и закрепить положительные действия. Взрослый начинает фразу, а ребенок продолжает:

  • Чтобы грязь не собирать, ногти надо … (подстригать).
  • Даже маленькие хрюшки обожают чистить … (ушки).
  • Ноги, руки мыть не лень в душе губкой каждый … (день).
  • Для аккуратной прически носим мы всегда … (расчески).
  • Стать здоровым ты решил, значит, соблюдал … (режим).
  • Вечно грязный я хожу, с мылом щеткой не дружу. И меня не потому ли называют все … (грязнуля).
  • Я люблю покушать сытно, много, вкусно, аппетитно. Ем я все и без разбора, потому что я … (обжора).
  • Вещи всюду я бросаю и найти их не могу. Где штаны? А где рубаха? Я не знаю. Я — … (неряха).
  • Все мы любим умываться и опрятно одеваться. Солнце, воздух и вода — … (наши лучшие друзья).
  • Если хочешь быть здоровым, крепким, сильным и веселым, свои вредные привычки ты скорей сожги, как … (спички).

Такое упражнение можно обогатить игрой с мячом: взрослый читает начало стиха и бросает мяч ребенку. Тот заканчивает фразу и возвращает мяч.

Стихи и загадки

Художественное слово занимает большое место в жизни ребенка. Всем хорошо известно, как маленькие детки любят, чтобы им читали книжки, легко запоминают веселые короткие стишки и загадки, помногу раз пересказывают любимые сказки. Взрослые могут воспользоваться детской особенностью, чтобы использовать стихи для детейо вреде дурных привычек, о том, как они мешают жить и вызывают насмешки со стороны окружающих. Просто идеально, особенно старшим дошколятам, для этой цели подходят «Вредные советы» Г. Остера, в которых высмеиваюткаждую вреднуюпривычку:

Нет приятнее занятья, Чем в носу поковырять. Всем ужасно интересно, Что там спрятано внутри. А кому смотреть противно, Тот пускай и не глядит. Мы же в нос к нему не лезем, Пусть и он не пристает.

Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов: «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун.

Или вместе с ребенком можно декламировать в любых ситуациях небольшие стишки и загадки:

Пятерня! Пятерня! Выручаешь ты меня: Если надо мне сморкаться Я сморкаюсь пятернёй. С ней не надо расставаться- Пятерня всегда со мной! – Но не лучше ли, дружочек, Если все-таки в платочек? ( С. Михалков)

Тротуар совсем не нужен, Расстегнувши воротник, По канавам и по лужам Я шагаю напрямик.

Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло)

Костяная спинка, Жесткая щетинка, С мятной пастой дружит, Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Лег в карман и караулит Реву, плаксу и грязнулю. Им утрет потоки слез, Не забудет и про нос. (Носовой платок)

Очень много здесь зубков Для кудрей и хохолков. И под каждым под зубком Лягут волосы рядком. (Расческа)

Что надо знать взрослым

У родителей всегда должны быть в запасе воспитательные приемы, которые дадут возможность предотвратить вредные привычки и их социальные последствия. А если таковые уже появились, то немедля нужно пустить в ход все способы, чтобы быстро избавить свое чадо от нежелательных действий. Психологи уверяют — в первую очередь, необходимо понять, на что указывает появившаяся привычка: может быть, у ребенка появилась потребность быть ближе к родителям, общаться с ними, или у него высокая тревожность, страх, нервозность, или малышу не хватает знаний о правилах поведения в обществе. Это, пожалуй, самое сложное — разобраться! и самостоятельно определить главную причину появления привычки. На помощь всегда придет специалист, но все же вредная привычка — сигнал того, что имеется проблема не только у ребенка, но и в семье. Специалисты предлагают родителям на фоне установленной причины наиболее доступные способы устранения:

Изменение поведения: появление нервозности, неожиданные капризы, неоправданный страх могут свидетельствовать о том, что ребенок испытывает дефицит внимания со стороны взрослых. Чтобы предотвратить появление нежелательного навыка (сосать пальчики, грызть ногти, накручивать волосы), родители должны проявить усиленную заботу и внимание. Даже грудничкам, чтобы предотвратить вредные привычки у детей, в целях профилактики необходимо уделять как можно больше внимания, общаться, играть, разговаривать, носить на руках, разнообразить впечатления сменой игрушек, обстановки. С детками постарше психологи предлагают:

  • чаще играть в развивающие игры (настольные «Чудесный мешочек», «Пазлы», «Собери картинку»; спортивные «Летает — не летает», «Доскажи словечко», «Загадки — отгадки»),
  • заниматься творчеством (рисованием, лепкой, конструированием), что помогает не только успокоить малыша, но и увидеть причину нервозности («Нарисуй, чего ты боишься больше всего», «Добрый — злой человечки», «Моя семья», «Любимый сказочный герой», «Страшная ситуация»),
  • чаще организовывать целенаправленные прогулки на природе(собирать шишки, желуди, красивые листья для поделок),
  • устраивать интересные экскурсии и поездки всей семьей.

Важно:добиваться, чтобы ручки и мысли ребенка были постоянно заняты. Кроме того, совместные увлекательные действия взрослых и детей помогут почувствовать защиту, любовь близких, снять страхи и нервное напряжение, устранить недостаток телесного контакта.

Повышение самооценки: у средних и старших дошколят вредные привычки, как психологические заменители, могут появиться на фоне неуверенности в своих силах, неудовлетворенности своим положением в среде сверстников. Родители обязательно! должны помочь ребенку повысить социальный статус, самоутвердиться в своих силах, улучшить самооценку. Доступны для семейного воспитания такие приемы, как чтение художественных произведений, сказок, просмотр мультфильмов, рассматривание картинок, где герои ведут себя соответствующим образом. Например, хорошо подойдут произведения Н.Носова («Живая шляпа», «Мишкина каша», «На горке»), В. Осеевой («Три товарища», «Синие листья», «Плохо»).

Рекомендуем:  Влияние факторов окружающей среды на организм детей и подростков

Использование наказаний и поощрений: иногда родители или по незнанию, или заблуждаясь, используют кардинальное воздействие на ребенка. Например, могут мазать пальчики горчицей, лишать прогулки, сладостей, походов в цирк или театр, стыдят в присутствии посторонних, могут унижать, отказывать в ласках, использовать физические наказания. Психологи выступают категорически против таких методов воздействия, так как они только вредят, а не решают проблему. Да, наказание возможно, если взрослые замечают, что ребенок использует негативный навык как манипуляцию для достижения своих целей. Например, мама не разрешает долго лежать в постели и побуждает к выполнению режима, а бабушка, чтобы не нервировать ребенка, делает ему послабление, разрешая поспать, полежать, посмотреть телевизор. Поняв это, ребенок начинает манипулировать, нарочно выполняя действие, которое огорчает взрослых: дергать головой, раскачиваться на стуле, грызть ногти, капризничать.

Важно: наказание предусматривает осуждение, насмешку, но не ребенка, а дурной привычки. Можно посмеяться над сказочным персонажем или героем рассказа, у которых отсутствуют хорошие манеры поведения. Зато малейшее достижение дошколенка, который стремится избавляться от дурных склонностей, должно быть обязательно отмечено взрослыми. В награду можно посетить детское кафе, чтобы малыш смог продемонстрировать хорошие манеры, или сходить в гости к друзьям, или организовать поездку на пикник с другими детками.

Единство семейных требований к ребенку: психологи обращают внимание родителей на то, что главное в воспитании — никаких разногласий. Все члены семьи должны быть едины в требованиях к ребенку. Например, капризы и плохие манеры должны быть замечены, осуждены всеми близкими. Для этого нужна предварительная договоренность между всеми взрослыми, окружающими ребенка.

Использование положительного примера: хорошо, если весь образ жизни семьи является примером для ребенка. Тогда появление вредных привычек у детей будет ничтожно мало, так как дошкольник любит подражать тем людям, которые для него авторитетны. Однако, помимо близких, примером может стать любимый сказочный герой, персонаж мультфильма, друг по детскому саду, старший товарищ. Родителям полезно сделать акцент на положительных манерах поведения, предложить ребенку подражать тем людям, которых он любит.

6 способов, которые помогут

Просто говорить со стороны, что проще предотвратить проблему. Но что делать, кто уже с ней столкнулся? Советы ниже, помогут родителю реабилитировать подростка.

  1. Ни кричать, не бить, не оскорблять. Это точно не заставит бросить привычку. Ситуация усугубиться, «подорвет» ваши взаимоотношения, ребенок станет скрытным.
  2. Поговорите, как со взрослым человеком. Спокойно спросите, почему он курит/пьет алкоголь? От полученного ответа зависит дальнейшая беседа. Поняв, где корень зла, можно с ним бороться. Возможно, у ребенка проблемы с сверстниками: он делает это, чтобы принимали за своего или наоборот, показаться крутым. Подумайте, как решить проблему или сменить круг общения. Бывает, подросток обращается к пагубным занятиям, добиваясь родительского внимания. Тогда рецепт здоровья прост ― уделяйте больше времени ребенку: гуляйте, готовьте блюда, ходите в магазины, беседуйте перед сном.
  3. Расскажите о вреде привычки. Только не как на скучной лекции, не нужно читать мораль. Постоянные игры за компьютером, имеют ужасные последствия. Но подросток, в силу неопытности, этого не осознает. Ваша речь должна звучать максимально убедительно, запугивайте аргументированно. «Испортится осанка, чудовищно страдает зрение, потребуется операция. Сидячий образ жизни ухудшает работу сердца, и организма в целом. Игры отнимают все твое бесценное время. Ты не даешь познакомиться с тобой людям, ведь сидишь дома. Лишаешь их, и себя, удовольствия живого общения».
  4. Метод замены. Меняем губительные привычки, на полезные. Придумайте, как плодотворно занять время тинейджера. Вспомните, что ему нравится больше всего, где смог бы себя проявить. Спортивные секции, танцы, групповые занятия по английскому, курсы по робототехнике ― не оставят времени на плохие увлечения. К тому же, они постепенно сменят его круг интересов и общения.
  5. Меньше стрессов. Зачастую, нехорошие привычки провоцирует нервная обстановка дома, напряженная в школе, среди друзей. Создайте дома уютную атмосферу. Будьте готовы выслушать невзгоды ребенка. Порой, этого уже достаточно. Постарайтесь найти решения, дать ответы на волнующие вопросы. Тогда, ему не придется искать их в Интернете от незнакомых людей или находить утешение в табаке или спиртном.
  6. Компромисс, не путаем с шантажом. Предложите, ограничить время в Интернете/играх до 40 мин. в день. Тогда в конце недели поедите в аквапарк, каток, лес, парк. Не предлагайте денежные вознаграждения. Тогда ребенок будет манипулировать вами: если не дадите, я начну опять.

В случае, если не один из способов не подействовал, то обратитесь к детскому психологу. Школьный психолог осведомлен в этой области из-за злободневности проблемы. Поскольку он знает ребенка и его окружение, то сможет подобрать подходящие методики.

Подросток нуждается в здоровом примере для подражания. Хорошо, если домочадцы откажутся от своих слабостей.

Полезные советы родителям!

  1. Сделайте так, чтобы жизнь вашего ребенка была насыщенной событиями: интересный семейный досуг, чтение книг, совместное просматривание мультфильмов, посещение кружков и секций по интересам, активное общение со сверстниками. Тогда не останется время на формирование дурных навыков.
  2. Будьте в курсе всех событий, в которых оказывается ваш ребенок: с кем дружит, что любит, о чем мечтает, что его тревожит, с кем поссорился. Ваше дитя почувствует, что родители его защищают, заботятся, волнуются о нем, и тогда не нужны будут защитные действия в виде привычек.
  3. Старайтесь знакомить детей с новыми играми, развлечениями, покажите, как можно разнообразить известные игры. Это увлечет детей и заставит забыть о дурных привычках.
  4. Посоветуйте ребенку, как правильно взаимодействовать со сверстниками, научите правилам общения: можно пригласить друзей вашего ребенка в гости, пойти с ними в театр, организовать развлечения. Это поможет закрепить положение ребенка в среде сверстников, обратить внимание на манеры поведения других детей.
  5. Научите своего малыша всем необходимым правилам поведения в обществе, возможно, ему не хватает знаний. Хорошие манеры, закрепленные в поведении детей, явятся сдерживающим механизмом в проявлении дурных наклонностей.
  6. Постарайтесь овладеть приемами снятия напряженности и тревожности у вашего ребенка: массажем, успокаивающими упражнениями, музыкой.
  7. Сделайте образом жизни всей семьи режим, правильное чередование занятий и отдыха, занятия спортом, подвижными играми. Такие действия научат детей правильно организовать свой день, тогда не останется время на скуку, лень, негативные занятия.

  8. Постарайтесь приобщить детей к хобби, которым занимаетесь сами. Помогите малышу находить удовольствие от творческих занятий, чтения книг, прогулок, чтобы это не было нужно делать через вредную привычку.
  9. Если вы обнаружили у ребенка склонность к вредной привычке, не оставляйте его без внимания и привлеките к этому всех домочадцев.

Какие «НЕ» исключить из воспитания

  • …наказывайте ребенка за дурную привычку;
  • …стыдите в присутствии других людей за неправильные действия малыша;
  • …запрещайте ребенку выражать свой гнев (научите его делать это правильно);
  • …акцентируйте внимание дошкольника на его слабостях, лучше переключите внимание на позитивные занятия;
  • …отбирайте сразу предметы, даже если они вызывают вредные привычки у детей (сосание, грызение), найдите позитивные заменители (игрушки для мелкой моторики).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: