Восприятие речи и его особенности в дошкольном возрасте

Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме.

Р. Е. Ленина выделила нарушение внимания как одну из причин возникновения ОНР. Последние экспериментальные данные также подтверждают эту связь. У детей с ОНР внимание нарушено примерно в 90%случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого развития.

Из чего складывается представление ребёнка об окружающем мире? В течение первого года жизни ребёнок знакомится с миром с помощью органов чувств, в течение второго года учится познавать мир методом проб и ошибок, далее развитие умственных способностей ребёнка зависит от многообразия игровых форм направленных на всестороннее развитие и совершенствование психики: Мелкой и общей моторики, речи, эмоциональной сферы малыша, его мышления, наблюдательности и памяти.

Слух маленького ребёнка является одним из важнейших источников получения информации об окружающем мире.

Мы живём в мире звуков. Множество окружающих нас предметов издают звуки, и большинство из них нам знакомо. Дело в том, что с момента рождения мы начинаем накапливать своеобразный «звуковой» календарь – запоминаем звуки окружающей среды, учимся соотносить их с предметами или живыми существами, которые их издают.

По такому же пути идёт формирование речи ребёнка. Обычно мама или папа показывают ребёнку какой-нибудь предмет и произносят название. При многократном повторении ребёнок учится связывать звучание слова с объектом или действием, которое оно обозначает, а затем и самостоятельно произносить его. Таким образом, слух обеспечивает получение полноценной информации об окружающем мире и является залогом формирования речи ребёнка. К концу 1 года жизни слух ребёнка достигает уровня слуха взрослого: он в состоянии различать звуки, находящиеся на расстояние 6 метров и определять источники звучания, расположенные в любом направлении.

К 3 годам дети уже воспринимают все звуки родного языка. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух – восприятие соотношения звуков по высоте.

Обучить ребёнка воспринимать небольшое различие звуков по высоте можно, если более высокий звук звучит, как «голос» маленького игрушечного животного, а более низкий – как голос «большого».

Различают речевой, неречевой и музыкальный слух. Каждый из них имеет свои особенности и развивается относительно независимо.

  • Находясь в квартире, на улице, в парке, — останавливайтесь, чтобы поговорить с ребёнком о тех предметах, которые попадают в поле его зрения.
  • На прогулке учите сравнивать и обобщать увиденное, чтобы у ребёнка начал формироваться обобщённый образ предмета: «Смотри, едет большая машина, а это проехала маленькая. А вот ещё. Всё это – машины».
  • Дома почаще подходите с малышом к окну, чтобы он мог понаблюдать за тем, что происходит на улице.

Важным этапом развития зрения ребёнка является переход от восприятия объёмных предметов к восприятию плоских изображений (картинок).

  • Чтобы помочь ребёнку узнать знакомый предмет на картинке можно приклеить к реальному предмету (например, мячу) картинку, на которой он нарисован.
  • Сделайте для ребёнка альбом, предназначенный для рассматривания картинок. На альбомный лист приклейте крупные изображения предметов, животных, игрушек, людей. Первоначально на альбомном листе должно быть не больше одного изображения. Картинки можно вырезать из старых журналов. Показывая ребёнку картинки, обязательно рассказывайте ему о том, что на них изображено. Затем можно наклеить на лист 2 и более картинок, предоставив ему возможность выбирать картинки по названию. Когда ребёнок научится рассматривать картинки и фотографии, можно привлечь его внимание к книжке.
  • Любая игра, связанная с вкладыванием мелких предметов (мозаика, пуговицы, бусинки), способствуют развитию зрительного сосредоточения, координации движений глаз и руки. (Играть в такие игры ребёнок может только под присмотром взрослых).
  • Научите ребёнка нанизывать на шнурок или леску крупные пуговицы и бусины. Это упражнение будет способствовать не только развитию зрения, но и мелкой моторики.

Игры на развитие зрительной систему.

  • «Какой мяч больше?»                                                                                        Ребёнок должен выбрать из произвольно перемешанных мячей самый большой.
  • «Большие и маленькие»                                                                                         Научить ребёнка чередовать предметы по величине (например, большие и маленькие бусины).
  • Круг, квадрат.                                                                                                        Научите ребёнка чередовать предметы по форме.

Мир неречевых звуков исключительно богат и разнообразен: шум дождя, шелест листьев, тиканье часов и т.д. Этот «язык» легко становится понятным уже в раннем возрасте. Для развития понимания речи, как и музыки, необходим многолетний опыт.

Как способствовать развитию слухового внимания.

  1. Учимся различать звуки окружающей среды.
  • Отправляясь с ребёнком на прогулку, не забудьте обратить его внимание на всевозможные звуки: лай собаки, мяуканье кошки, пение птиц, гул самолёта, гудок машины, и т.д.
  • Обязательно называйте ребёнку источник звучания, указывая на него рукой.
  • Обращайте внимание ребёнка на отдалённые звуки

Гудки машины

Звонок в дверь

Магнитофон и телевизор

Хлопанье двери

Голоса людей

Шум пылесоса, дождя

Звонок телефона

Звук падающих предметов

  • Гуляя с ребёнком, позовите его издалека, когда он не смотрит в вашу сторону. Когда ребёнок повернётся, помашите ему рукой и похвалите.
  1. Развиваем чувство ритма.
  • Послушайте с малышом музыку. Возьмите ребёнка за руки и двигайтесь с ним в такт музыки. Подберите медленные и быстрые мелодии. Ребёнок должен понять, что движение будет меняться в зависимости от того, какая музыка звучит.
  • Пойте простые песенки, прохлопывайте ритм мелодии.
  • Например:  Жили у бабуси,

                         Два весёлых гуся.

  1. Играем с музыкальными инструментами.
  • Пойте ребёнку песенки, отстукивая ритм на любом ударном музыкальном инструменте.
  • «Быстро — медленно»

Взрослый стучит по барабану, меняя темп ударов – то быстро, то медленно. Ребёнок бегает под быстрые удары и марширует под медленные.

  • Учите ребёнка ударять по барабану столько раз, сколько это сделали вы. Научите его ударять по барабану 1 раз и много раз подряд. Затем усложните игру, ударяя по барабану 1, 2, 3 раза

Более сложный вариант игры: ребёнок не видит барабан, когда вы по                      нему стучите, у него нет зрительной подсказки, и он должен быть внимательным, для того чтобы запомнить количество ударов. Эта игра хорошо развивает слуховую память.

  • Угадай, что звучит.

Возьмите две музыкальные игрушки (например, барабан и дудку) и продемонстрируйте ребёнку, какие звуки они издают.

Спрячьте игрушки за ширму. Затем сыграйте на любой из этих игрушек, предложите ребёнку отгадать и показать ту игрушку, звучание которой он только что слышал. Количество игрушек увеличивается от 2-5.

  • Возьмите несколько пустых коробочек и наполните их на 1/3 различными крупами (горохом, гречкой, фасолью и т.д.), монетами, спичками. Поиграйте с ними так же, как в предыдущей игре.
  1. Использование звукозаписи в развитии слуха ребёнка.
  • В продаже имеются кассеты и диски с записями звуков и шумов окружающей среды. Запишите на аудиокассету несколько звуков (например, кудахтанье курицы, мяуканье кошки, ржание лошади). Разложите перед ребёнком картинки, на которых нарисованы животные или птицы. Дав ребёнку прослушать аудиозапись, предложите ему показать, кого он сейчас услышал.
  • Запишите на магнитофон голоса членов вашей семьи, пусть ребёнок угадает, кто с ним говорил – мама, папа, бабушка или дедушка?

         Зрение, как и слух, является важным источником получения информации о многообразных красок, форм, размеров предметов и объектов окружающего мира.

С момента рождения зрение малыша развивается самопроизвольно, но при условии, что мы даём малышу возможность наблюдать за различными подвижными и неподвижными объектами.

В возрасте 2-4 лет у ребёнка активно развивается зрительное восприятие. Этот процесс идёт под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности. Восприятие ребёнка тесно связано с выполняемыми предметными действиями.

Ребёнок может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве тогда, когда это необходимо для выполнения того или другого доступного ему действия. В других же случаях восприятие маленького ребёнка может оказаться весьма расплывчатым и неточным. Знакомясь со свойствами предметов, разнообразными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями ребёнок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для дальнейшего умственного развития.

Поэтому задача взрослого состоит в том, чтобы стимулировать зрение малыша, предоставляя ему возможность рассматривать разнообразные объекты, развивая его зрительное внимание, сосредоточенность, активный познавательный интерес к окружающему миру.

Особенности зрительного, слухового и тактильного восприятия детей с умственной отсталостью

Очень большую роль в развитии психики играют слуховые восприятия, которые теснейшим и непосредственным образом вязаны с развитием речи. Если дифференцировочные условные рефлексы в области слухового анализатора формируются медленно, это приводит к задержке формирования речи. Это, в свою очередь, обусловливает задержку умственного развития. Можно считать бесспорным, что у всех детей с неполноценной нервной системой способность различать звуки речи возникает с затруднением и опозданием. Состояние слухового восприятия оказывает существенное влияние не только на развитие речи. В повседневной жизни и в труде человек постоянно и незаметно для себя пользуется данными слуховых восприятий. Так, например, по звуку он находит предмет, который уронил, узнает о действиях других людей или животных, определяет исправность машины, на которой работает, и т. д.

Рекомендуем:  Как выучить с ребенком буквы и цифры за неделю?

Если весь этот сложный мир звуков остается малодоступным для умственно отсталых детей, не удивительно, что они плохо ориентируются в окружающей обстановке.

В настоящее время наиболее изученным является зрительное восприятие умственно отсталых учеников. Это обусловлено тем, что зрение более, чем какой-либо другой анализатор, позволяет получать широкую, многоаспектную и разнообразную информационной задачи. Выявлена связь скорости реакций с уровнем избирательного внимания. Результаты анализа полученных данных быть использованы для характеристики уровня умственно развития ребенка и для выбора путей коррекционной педагогической работы с ним.

Установлено, что у умственно отсталых учеников заметно ускоряется восприятие преимущественно простых по строению изображений предметов и в гораздо меньшей мере — сложных. Следовательно, более сложные формы аналитико-синтетической деятельности зрительного анализатора отстают в своем развитии от более простых форм.

Бегло обозревая окружающую обстановку, умственно отсталые учащиеся младших классов дифференцированно воспринимают меньше объектов, чем нормально развивающиеся. Это мешает им быстро знакомиться с находящимися в поле зрения предметами, узнавать их и выделять из их числа наиболее значимые для пристального рассмотрения.

Детям с умственной отсталостью свойственна также узость зрительного восприятия. Ученики, особенно обучающиеся в младших классах, могут отчетливо воспринимать одновременно не 8— 12 небольших предметов, как это наблюдается в норме, а 4—6, т.е. гораздо меньшее количество. Узость зрительного восприятия уменьшает возможности умственно отсталых учащихся обозревать окружающее их пространство. Этим можно в определенной мере объяснить трудности, возникающие у некоторой части учеников при обучении чтению.

Особенностью зрительного восприятия умственно отсталых учащихся является также его недостаточная дифференцированность: они не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки, присущие окружающим объектам, объект воспринимают глобально, без выделения характерных для него частей, пропорций и своеобразия строения.

Первоклассники легко и правильно различают цвета белый и черный, насыщенные красный, синий. Однако не дифференцируют цвета слабонасыщенные, не видят их сходства с насыщенными оттенками, не воспринимают оттенков. Учащиеся в большом числе случаев не различают цвета соседние по спектру: синий и фиолетовый, оранжевый и красный. К 3 классу цветоразличение у детей-олигофренов становятся более точным. Его ярко выраженная недостаточность сохраняется лишь у отдельных учеников.

Основной причиной нарушения цветоразличения умственно отсталых школьников является отклонение в познавательной деятельности, хотя известную роль играет понижение цветовой чувствительности. В ряде случаев установленное экспериментальным путем повышение цветовых порогов у учащихся с недостатками умственного развития среднего школьного возраста объясняется не особенностями восприятия, а тем, что в активном словаре детей отсутствуют названия многих цветовых оттенков. Возможно, что ученики замечают тот или иной цвет, но называют лишь тогда, когда он становится достаточно насыщенным.

В тех случаях, когда школьники пытаются назвать различаемый ими слабонасыщенный оттенок, они используют своеобразные определения. Так, например, ненасыщенный синий цвет оказывается у них «сине-зеленоватым» или «зеленовато-желтым». В других случаях дети используют выражения «не такой», «они разные». Младшие умственно отсталые ученики путают названия, например, фиолетовый цвет называют оранжевым, оранжевый — сиреневым и т.п.

Неточное распознавание учащимися цвета и цветовых оттенков, присущих объектам, снижает их возможности познания окружающего мира. При обозрении пространства они воспринимают объекты, лишенными тонких цветовых различий.

Острота зрения умственно отсталых учеников, как правило, снижена. Они с большим трудом, чем нормально развивающиеся школьники, выделяют предметы, имеющие небольшие размеры, находящиеся на не резко отличном по цвету фоне. Низкая острота зрения не дает возможности раздельно видеть близко расположенные друг от друга предметы. Учащиеся младших классов их часто воспринимают как один большой объект. Из-за снижения остроты зрения окружающий мир представляется детям как бы слитым, единым, лишенным четких форм, отдаленные предметы выпадают из поля их зрения.

Указанная особенность зрительного восприятия не позволяет ученикам младших классов увидеть в рассматриваемом предмете составляющие его части и таким образом лишает образ присущей ему специфичности. Так,

самостоятельно выполняя на уроках ручного труда простейшие поделки на основе имеющегося перед глазами образца, школьники обычно слабо справляются с работой. Их изделия лишь в общих чертах напоминают образец. Тем не менее, они бывают вполне довольны результатом своего труда, откровенно хвалят свои достижения и претендуют только на меньшие или отличные оценки. Такое поведение учащихся обычно квалифицируется как завышенная самооценка, к которой склонны дети-олигофрены, однако, возможно, что школьники просто не замечают различий, которые существуют между собственной поделкой и образцом.

Малодифференцированное отражение предметного мира в сознании умственно отсталых младших школьников проявляется в своеобразии узнавания объектов и явлений, т. е. в опознании предметов, уже известных по прошлому опыту. Для школьников-олигофренов свойственно обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое внешнее сходство. Так, первоклассники не видят различий между белкой и кошкой или между компасом и часами. Они значительно чаще, чем их нормально развивающиеся сверстники, объединяют в одну группу одинаковые с их точки зрения, геометрические фигуры, например квадраты и прямоугольники, не замечая различий между ними.

Ощущение — это психический процесс непосредственного отображения отдельных качеств окружающего мира, которые действуют на органы ощущений. Восприятие — это психический процесс непосредственного целостного отображения предметов и явлений окружающего мира, которые действуют на органы ощущений.

Полноценность ощущений и восприятия зависит от деятельности всех звеньев анализатора — рецепторной, что переводит физическую энергию раздражений в энергию нервных импульсов, проводящей и центральной, которая осуществляет проработку информации. Рецепторы у детей-олигофренов могут быть невредимыми, однако через диффузное повреждение коры головного мозга нарушенной оказывается центральная часть всех анализаторов.

Поэтому все виды ощущений и восприятия при олигофрении характеризуются замедленностью, диффузностью, недиференцированностью вследствие снижения подвижности и иррадиации нервных процессов.

У детей-олигофренов оказываются смещенными пороги чувствительности. Нижний порог, который определяет минимальную интенсивность раздражителя, на которую реагирует рецептор, у них завышенным. Это значит, что раздражители малой интенсивности не вызывают у них реакции. Верхний порог, который определяет максимальную интенсивность раздражителя, который еще воспринимается как специфический и не вызывает болевых ощущений, у детей с недоразвитым интеллектом оказывается сниженным.

Следовательно, диапазон, в котором дети-олигофрены адекватно реагируют на зрительные, слуховые, тактильные и другие стимулы, оказывается суженным.

Хоть первичного повреждения органов ощущений при олигофрении чаще всего нет, восприятие у этих детей характеризуется бедностью и неточностью. Для правильного узнавания предметов дети с умственной отсталостью требуют вдвое больше времени, чем их нормальные однолетки. Выразительно наблюдается замедленность проработки сенсорной информации при осложнении перцептивного задания.

Восприятию умственно отсталых детей свойственны хаотичность, бессистемность. Это значит, что изучение предмета происходит неорганизовано, из-за чего не все его признаки отображаются. В процессе восприятия ребенок не отделяет существенные признаки от второстепенных, не устанавливает связей между ними.

Есть объекты, исследование которых требует последовательного изучения каждой их части, поскольку они состоят из нескольких равноценных элементов. Ознакомление с другими объектами требует выделения и тщательного обследования лишь существенных признаков. Организация восприятия у детей-олигофренов не зависит от структуры предмета, как это бывает характерно для здоровых детей.

Целостность и константность восприятия, свойственные детям с нормальным психофизическим развитием, дают им возможность узнать предмет независимо от его расположения, а также за его отдельной частью, объединять элементы в структуру, при усложненных условиях восприятия выдвигать гипотезы и уточнять их. При умственной отсталости дети неправильно узнают предмет за его частью, дополнительная информация не изменяет их установок, не способствует исправлению ошибок.

Увеличение расстояния к предмету, расположение его в необычных условиях также отражается на правильности восприятия. Например, изображение тарелки, перевернутой вверх дном, дети с умственной отсталостью узнают как шляпа, автомобиль, изображенный на расстоянии, воспринимается ими как игрушечный и тому подобное. Объекты, которые состоят из отдельных элементов, также не отображаются этими детьми. Они видят только элементы, а не целое. Если им показать рисунок предмета, контур которого изображен с помощью кругов, они могут сказать, что видят много кружочков.

Восприятие умственно отсталых учеников является недостаточно осознанным. Причиной этого могут быть бедность словарного запаса. Ведь если ребенок не знает, как называется то или другое явление, то она и не выделяет его в сознании.

Подчинение восприятия мышлению способствует развитию его эталонности. У нормальных детей это происходит в дошкольном возрасте, когда по определенным признакам ребенок сразу относит предмет или явление, которое воспринимает, к определенной категории и приписывает им соответствующие свойства. Эталонное обобщено восприятие при умственной отсталости заменяется общим, неспецифическим, при котором не учитываются определенные существенные свойства, из-за чего разные предметы опознаются как тождественные. Например, впервые увидев корову, ребенок называет ее большой собакой.

Сужение объема восприятие, характерное для детей-олигофренов, которые отображают одномоментно вдвое меньше объектов, чем здоровые дети, приводят к тому, что они не могут воспринять ситуацию целостно и изучают ее последовательно. Последовательное восприятие элементов ситуации вместо целостного усложняет понимание связей и отношений, препятствует осмыслению, а также лежит в основе трудностей усвоения процесса чтения.

Рекомендуем:  Как научить ребенка читать (метод А. М. Кушнира)

С возрастом, благодаря учебе в коррекционной школе восприятие умственно отсталых детей совершенствуется в направлении увеличения его скорости, расширения объема, развития осознанности, упорядоченности, системности.

Особенности восприятия иллюстративной наглядности умственно отсталыми школьниками.

Медленность восприятия предметов

В одних случаях мы быстро окидываем взглядом окружающие предметы, в других — неторопливо оглядываем их, в-третьих — внимательно рассматриваем. Первоначальный обзор перерастает в подробный осмотр и даже в изучении окружающего.

Исследованиями многих ученых доказано, что восприятие изображенного предмета осуществляется трехлетними нормальными детьми во много раз медленнее, чем взрослыми. На протяжении дошкольного возраста скорость восприятия интенсивного возрастает и в 1 классе массовой школы приближается к скорости восприятия взрослых.

Исследования показали, что у первоклассников коррекционной школы процессы процесс восприятия протекает значительно медленнее, чем у нормальных школьников.

Большая длительность восприятия предмета умственно-отсталыми школьниками происходит за счёт медленности процессов анализа и синтеза в коре головного мозга. Понижение подвижности корковых процессов, которое проявляется в медленности восприятия умственно отсталых школьников 1 класса, должно быть признано патологическим. При передвижении человека его взору раскрывается всегда множество разнообразных, быстро сменяющихся предметов окружающего мира. Ученик 1 класса коррекционной школы вследствие медленности своего восприятия не обладает такими возможностями. Обозревая обстановку, умственно отсталый ребёнок дифференцированно воспринимает скользящим взором меньше объектов в окружающем, что до некоторой степени мешает быстрому его ознакомлению с предметами и выделению существенных из них для более тщательного рассмотрения.

Узость восприятия

Известно, что человек, смотря неподвижным взором на один предмет, одновременно видит многие. Однако видимые одновременно объекты воспринимаются нами далеко не одинаково: объект, на который направлен наш взор, воспринимается ясно, четко, а находящийся в стороне предмет — смутно и неясно. Это объясняется состоянием участка коры головного мозга, на который падает раздражение, идущее от предмета. Раздражение, падающее на участок, обладающий оптимальной возбудимостью, вызывает ясное восприятие предмета. Раздражение, упавшее на заторможенные области, не вызовет отчётливого восприятия, при этом, очаг оптимального возбуждения может быть довольно широким.

Экспериментальные исследования и специально организованные наблюдения показывают, что по сравнению с нормальными детьми, умственно отсталые воспринимают отчётливо в каждый данный момент значительно меньшее количество объектов. Эта характерная черта восприятия коренится в особенностях нервных процессов головного мозга, обнаруженных при исследовании высшей нервной деятельности детей — олигофренов. Умственно отсталые первоклассники обладают иными возможностями обозрения действительности, чем нормальные: медленность восприятия снижает ясность восприятия предметов скользящим взором, узость восприятия при остановке взора мешает одновременному восприятию значительной группы объектов. Обе эти черты отрицательно сказываются на анализирующем рассмотрении обозреваемого участка действительности, так как препятствуют полноте выделения находящихся в нем объектов.

Зрительное восприятие школьников — олигофренов значительно отличается от восприятия нормальных детей. Это объясняется следующим: всякий анализатор, в том числе и зрительный, анатомически состоит из 3-х основных частей: органа чувств, центростремительных нервов и соответствующих отделов ЦНС. Анализ начинается уже в органе чувств, в данном случае — в глазу, поэтому определённые повреждения глаза отрицательно сказывается на осуществляемом ими анализе. Анализ продолжается в низших отделах ЦНС, а тончайший анализ происходит в высшем её отделе — в соответствующих участках коры больших полушарий. Поражение коры больших полушарий, охватывающее центральный конец зрительного анализатора, своим следствием имеет снижение тонкости анализатора. Острота зрения, а также цветоразличение у них значительно ниже, чем у нормальных детей.

Так как у умственно-отсталых школьников возникают менее разнообразные ощущения, то при обозрении окружающего, эти дети не выделяют объекты, мало отличающиеся по цвету от тех, которые перед ними или которые около них находятся. Низкая острота зрения, в свою очередь, является помехой для выделения малых по величине объектов. По той же причине два или несколько соседних предметов не воспринимаются раздельно.

Все эти особенности учеников коррекционной школы служат помехой для дифференцированного восприятия.

 Слабость анализа, проявляющаяся в малой дифференцированности цветоощущения и низкой остроте зрения, отрицательно сказывается на качестве восприятия выделенных предметов. При удалённости, неблагоприятном освещении контуры воспринимаемых объектов оказываются размытыми, тонкие изгибы не усматриваются, форма предмета видится упрощенной. Восприятие предмета тем совершеннее, чем более чётко различимы его внутренние части, мелкие детали. Оно тем выше качественно, чем тоньше различаются и усматриваются оттенки в его окраске, а также отличия светотени, играющие столь важную роль в восприятии объёмности предмета.

Восприятие речи, и его особенности.

Восприятие речи представляет собой сложный и многомерный психический процесс. В принципе оно происходит по тем же общим закономерностям, что и любой другой вид восприятия. В деятельности речевого восприятия можно выделить две различных составляющих. Первая из них — первичное формирование образа восприятия. Вторая состоит в опознании уже сложившегося образа.

Восприятие речи включает в себя рецепцию слышимых или зрительно воспринимаемых элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование представления об их значении. Таким образом, восприятие речи осуществляется на двух ступенях — собственно восприятия и понимания речевого высказывания.

Фонематическое восприятие, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психической активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную деятельность и др. В результате этого, по данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей дошкольного и школьного возраста, что проявляется в виде стойких фонематических дисграфий, дислексий (Л.С. Цветкова, М.К. Шорох-Троицкая, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).

Восприятие устной речи — «одна из высших психических функций человека. Будучи «опосредованным по своему строению и социальным по своему генезу» (А.Р.Лурия), восприятие устной речи является смысловым, так как «нормально включает акт понимания, осмысления» (С.Л.Рубинштейн)».

То есть для того, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова, это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.

Подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.

Нарушения фонематического восприятия отмечается практически у всех детей с нарушениями речи. У детей с нарушениями речи наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференцированных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи. Они могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочёты в речи детей, как употребление диффузных звуков, правильно произносимых вне речи в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно сформированном строении и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичность несформированности фонематического восприятия.

При коррекции большинства речевых нарушений, одной из основных и первостепенных задач является развитие фонематического восприятия.

Обучение детей различать звуки ведёт к развитию, как внимания, так и слуховой памяти.

Способность к восприятию дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, но фонематическое восприятие присуще только людям.

Фонематическое восприятие есть результат деятельности фонематической системы, включающей в себя сложную работу слухового рецептора, слухового анализатора, соответствующего отдела в головном мозге. Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифференциации всех звуков речи (включая и акустически близкие) и правильность их произношения.

Особенности восприятия у младших дошкольников

В раннем дошкольном возрасте восприятие характеризуется следующими особенностями:

  • Неотделимостью свойства от предмета. Большой пушистый тигр в зоопарке будет назван кисой.
  • При изучении предметов выделяется самая яркая, запоминающая деталь. Именно поэтому широкая шляпа ведьмы на картинке превращает всех элегантных старушек на улице в злых колдуний.
  • Резкое изменение привычного антуража вокруг знакомого предмета мешает малышу опознать его. Мама и папа в бальных нарядах становятся чужими людьми.

Подобная специфика характерна для детей 3-4 летнего возраста, в дальнейшем восприятие станет более дифференцированным, будут выделяться отдельные функции, целое раздробится на частное.

Восприятие пространства детьми 3 — 4 лет

Сложность понимания пространства заключается в неспособности его потрогать, понюхать и увидеть. Первым шагом становится опознавание «близкого» пространства, то есть окружающего мира на расстоянии вытянутой руки с игрушкой.

В дальнейшем младший дошкольник начинает осознавать понятия «далеко-близко», но они не точны. Небольшие статуи на мосту могут казаться куклами, и ребенок вполне может попросить мать достать одну из них.

Согласно исследованиям, для того, чтобы дошкольник начал правильно воспринимать пространство, ему необходимо сначала оценить собственное тело в этом мире. Научиться различать и называть руки и ноги, понимать, какие части тела парные. Дополнительный способ для овладения понятием пространства – постоянная работа взрослого, направленная на указание направления. Чем чаще звучат слова: «право», «лево», «сбоку», «впереди», «наверху», тем проще малышу будет освоить ориентирование в пространстве.

Рекомендуем:  Логические и занимательные задачи (300 задач)

Следующий этап – задачи на сравнение длины, ширины и высоты. Со временем малыш начинает решать такие задания «на глаз», демонстрируя понимание того, что такое пространство и как располагаются в нем люди и предметы.

Цветовосприятие

Различие цветов доступно малышу с раннего возраста. Сейчас речь не идет о тончайших оттенках, но основные тона спектра он выделяет.

В 3-4 года дошкольник отчетливо различает 4 основных цвета:

  • Красный;
  • Желтый;
  • Синий;
  • Зеленый.

Подобный аспект связан с возрастной особенностью видеть главное, отбрасывая несущественное, то есть, непонятные и неизвестные оттенки. Данные, эталонные оттенки усваиваются походя, без специального обучения. Но для того чтобы малыш не страдал «бедностью» цветового восприятия, названия остальных тонов и оттенков ему необходимо называть и показывать.

Дети склонны заменять цвет понятиями «красиво» и «некрасиво», в результате чего возникают картинки, где оттенки объектов мало соответствуют реальности. В этом возрастном периоде краски отбрасываются как несущественный фактор, основой становится форма.

Поэтому развитие восприятия цвета должно состоять из упражнений, где простейшие задания сложить элементарную цветовую фигуру меняются на более сложные.

Игры, способствующие развитию восприятия младших дошкольников

«Собираем капельки»

Игра способствует:

  • развитию умения объединять предметы по наличию у них общего признака (цвета);
  • развитию восприятия цвета и мелкой моторики рук.

Оборудование: пластмассовые емкости основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. У каждого участника игры набор цветных кружков разного цвета.

Посади зайчика в вагон по цвету – игра

Инструкция: просим детей собрать кружочки-капельки в аналогичного цвета стакан.

«Спрятались под зонтики»

Игра развивает:

  • умение объединять предметы по общему существенному признаку (форма);
  • восприятие формы и цвета.

Оборудование: иллюстрации зонтиков трех (четырех) цветов: красный, зеленый и синий. Треугольник, квадрат, круг для каждого ребенка, участвующего в игре.

Создание игровой ситуации:

  1. «В солнечный денек пошли геометрические фигурки на прогулку. Вдруг тучка «закрыла» солнышко и закапал дождик. Куда нашим фигуркам спрятаться?»
  2. Предполагаемый ответ детей: «Под зонтики».
  3. «Конечно! Пусть все кружочки скорее прячутся под красный зонтик, а квадратики — под зеленый, треугольнички — под синий».

Играя, дети учатся отделить свойства от предмета, проводя их сравнение.

Что влияет на развитие восприятия у ребенка

Развитие восприятия у дошкольников. В дошкольном возрасте у ребенка формируется психическое развитие, начинает активно работать мышление. Если какое-либо восприятие «спит», ребенку будет сложнее познавать мир, усваивать новые знания, а значит, ему будет сложнее потом в школе.

На развитие восприятия ребенка оказывают большое внимание его окружение и взрослые, которые рядом с ним. Развивающие игры, которые используются педагогами для развития восприятия, должны не только просто воспроизводить какие-то детали из жизни ребенка, но и быть информативными, учить его, заставлять узнавать больше. Именно желание познать, попробовать становятся неким моторчиком, двигающим ребенка в его развитии.

Особенности восприятия у старших дошкольников

Старший дошкольный возраст отмечается наличием сформированных пространственных представлений. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, воспринимает расстояния и отношения между объектами, умеет наглядно моделировать часть конкретного помещения. Также способен построить модель сюжета рассказа или сказки.

Будущий школьник уже способен оценивать такое абстрактное понятие как время, а также видеть окружающий мир с точки зрения эстетики. Именно эти два направления требуют наибольшего внимания.

Восприятие времени

Главные особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста – это осознание комбинации пространства и времени. Однако невозможность услышать или потрогать данные величины ведут к их продолжительному распознаванию.

Ребенок в 5-6 лет способен запомнить временные промежутки: вчера, сегодня, завтра, минута, час, но навыки использования данных понятий отсутствуют. Своеобразие восприятия времени связано с тем, что ребенок не имеет возможности направленно им манипулировать, а термины – просто слова, не имеющие визуального выражения.

В этом возрасте еще слабо дифференцируются временные показатели последовательности событий – вчера, завтра, послезавтра. Уже осознается будущее время, но прошедшее вызывает затруднение. Дошкольники с удовольствием говорят, кем они будут, когда вырастут, что они будут иметь, чем займутся. Прошлое у них воспринимается дискретно и всплывает в образах запомнившихся событий.

Взрослые помогут ребенку воспринимать небольшие отрезки времени, если будут соотносить его деятельность с временным интервалом: за 10 минут нарисовать домик с садом, через 3 минуты сесть за стол, 1 минуту чистить зубы.

Эстетическое восприятие

Зато эстетическое восприятие расцветает «пышным цветом». В старшем дошкольном возрасте каждый ребенок – творец. Дети лепят, рисуют, конструируют, данные занятия помогают им лучше познавать мир.

Значительная заслуга в данной деятельности принадлежит зрительному восприятию. Старший дошкольник научается целостно осматривать объекты, прослеживая контур и вычленяя детали.

Эта информация становится образцом, на который ребенок ориентируется в своем рисунке и лепке.

Если суждения пятилетнего ребенка об эстетике определяется внешностью, а предметы оцениваются по принципу «нравится — не нравится», то в 6-7 лет дошкольник обращает внимание на художественную композицию, на сочетаемость цвета. Например, в картине он уже способен улавливать не лежащие на поверхности характеристики, которые художник вложил в содержание.

Задача родителей и воспитателей не просто сообщить ребенку о красоте того или иного объекта. Важно понятными словами объяснить, что именно обеспечивает эстетику явления, взаимосвязь между отдельными чертами и целостным результатом.

Регулярные занятия такого характера помогают воспитать чувство прекрасного в маленьком человеке. Он обучится видеть красоту в стуке капель по стеклу или падающих листьях.

Возрастные особенности восприятия старших дошкольников

  1. Доминирование зрительных ощущений: шести и семилетние дети запоминают информацию «глазами», поэтому ему так важно видеть то, о чем ему рассказывают.
  2. Достаточно высокая слуховая чувствительность: дети легко узнают знакомые им музыкальные произведения, чувствуют ритм и темп. Однако слуховое восприятие слабее зрительного и ему еще предстоит совершенствоваться.
  3. Особенности самооценки: как правило, она несколько завышена и это не страшно, более того, это нормально для данного периода жизни. Главное, чтобы эту особенность знали окружающие ребенка люди, понимали и принимали ее. Это вовсе не означает, что ребенка нужно постоянно хвалить или закрывать глаза на его возрастное хвастовство. Критика необходима, только вот донести ее нужно так, чтобы ребенку не стало обидно. Важно не сбить положительную самооценку. Для этого вместо фраз — «ты не сделал…», «ты не старался» лучше произнести: «ты справился, но…», «ты старался, но…».

Развивающие кубики-конструктор для детей 5-7 лет

Важным фактом развития адекватной самооценки является использование ситуации успеха. С этой целью ребенку нужно предлагать только те задания, с которыми он в силах справиться в силу своего возраста или особенностей. Только в ситуациях успеха можно воспитать адекватную самооценку и уверенность в себе и своих силах.

  1. В старшем дошкольном возрасте формируются поведенческие эталоны. В этот период важно участие в жизни ребенка взрослых: читая и обсуждая прочитанное, поступки окружающих людей, взрослый формирует их эмоциональное отношение к окружающим, собственную позицию или точку зрения, по которой он будет сверять свое поведение и оценивать поступки окружающих.
  2. Новообразованием возраста является появление произвольности. Шести, семилетний ребенок в состоянии ставить себе задачи и осознанно стремиться к ее выполнению. Появление этого качества позитивно сказывается на его общем познавательном развитии.
  3. Еще одно важное приобретение этого возраста — появление и развитие познавательной мотивации, постепенно замещающей игровую. Успешная смена ведущих мотивов поведения свидетельствует о готовность ребенка к началу нового, не менее значимого, этапа в его развитии, к обучению в школе.

Карточки “Назови, что нарисовано” для детей 6 лет

Готовясь к столь ответственному переходу, нужно подвести итоги: оценить развитие восприятия. Помогут в этом методики, предложенные психологами.

Отзывы

Евгения, Самара:

– В моей группе был мальчик, который не мог сделать элементарного: вложить в пазлы нужную по форме деталь.  С силой пытался вогнать, злился, начинал плакать. Он вообще вел себя не так, как другие дети, хотя внешне ничем не отличался от них. Оказалось – ЗПР. Его потом от нас забрали в специализированный садик.

Александра, Чита:

Мне кажется, ребенок еще слишком мал, чтобы понимать звуки природы. Взрослый-то не всегда разберется. А как ребенок может на слух определить где дождь, где шум моря? Нет, это задание не для дошкольников.

Нина, Анапа:

Я часто провожу занятия с детьми, где мы проверяем обоняние и вкусовые рецепторы. Детям очень нравится. А еще они любят играть в «лукошко». Это такая игра, когда из корзинки вынимают предметы одного цвета. А потом мы эти предметы считаем. Очень полезное упражнение для развития детей.

Олег, Курган:

Думаю, именно нетрадиционные методы рисования могут развить восприятие ребенка. Это и тактильные ощущения, и зрительная тренировка. Тем более что детям интересно пробовать все новое. Я сам такие занятия веду и вижу, как загораются детские глазенки.

Восприятие – основа для дальнейшего развития мышления, памяти, способности человека осознавать увиденное и анализировать, планировать и осуществлять. И если развитию восприятия не уделять должного внимания в раннем возрасте, можно упустить время.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: