Учим маленького ребенка одеваться самостоятельно

Как только вы заметите у своего чада стремление к самостоятельности, значит пришло время учиться одеваться и обуваться. Умение самостоятельно одеваться – очень трудный для ребенка навык, так как в нем задействована мелкая моторика. Лучшим возрастом для обучения является 2-3 года. 
Именно этот период детские психологи называют «Я сам!».  В этом возрасте дети впитывают всё как губка. Наилучшим примером самостоятельности являетесь вы — родители. Ребёнок с радостью будет всё за вами повторять. Но всему малыш научится далеко не сразу, ведь каждый ребенок индивидуален, его развитие зависит не только от темперамента, но и от воспитательной стратегии взрослых, так что запаситесь терпением и будьте готовы к постепенности.

А зачем спешить или сам потом как-нибудь- это неправильный подход! Ведь навык одевания не только экономит время родителей, но дает кое-что ещё.

Двигательные навыки – ребенок стоит на одной ноге, чтобы одеть штанину.

 Улучшает понимание пространства и времени – ребенок узнает, как нужно одеваться для определенного случая и погодных условий.

 Кроме того одевание учит ребенка видеть разницу между грязной и чистой одеждой. Но самое главное – навык самостоятельного одевания снимает дополнительную нагрузку с плеч родителей.

Развивает мелкую моторику рук.

Малыш, с пыхтением натягивающий колготки или сосредоточенно надевающий перчатки, вызывает умиление и восторг у взрослых.

 Как удобно маме собираться на прогулку с ребенком, умеющим самостоятельно одеваться! Особенно утомляет этот процесс зимой, когда одежды слишком много. Но и в теплое время года приходится по несколько раз в день надевать и снимать с себя наряды – после сна, на прогулку, перед сном и т.д.

 Когда вы приступили к процессу обучения  нельзя требовать от ребенка самостоятельного одевания – это худший способ обучения.

Вот некоторые подсказки в обучении этому навыку:

  • Терпение и спокойствие родителей.
  • Хорошее настроение ребёнка.
  • Спокойная обстановка — без спешки и нервов.
  • Дружелюбный тон родителей — без приказов.
  • Никаких угроз!!! Нельзя подавлять инициативу ребенка.
  • Никогда не критикуйте и не смейтесь, если малыш оделся не так, как надо.
  • Превратите процесс одевания в игру. Подсказывайте ребенку, в каком порядке нужно надевать одежду.

Очень часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания мешает сама конструкция одежды.

*Покупая носки, обратите внимание на резинку, она не должна быть тугой.

*Покупайте одежду с минимумом застежек, кнопок, шнурков. *Исключите водолазки или свитера с узким горлом. Самые удобные кофты с кнопками на плече.

*Выбирайте вещи с аппликаций для различения передней и задней части.

*Штаны и юбки покупайте на резинке.

*Рассмотрите вопрос о покупке одежды на размер больше.

Правила самостоятельного одевания:

  1. Сначала познакомьте кроху с одеждой. Изучайте с малышом предметы одежды, показывайте их и называйте вслух. Познакомьте ребенка с изнаночной и лицевой, передней и задней стороной одежды, расскажите, что такое рукав, ворот.
  2.  Продумайте гардероб малыша. Одежда должна быть свободной и легко тянуться. Все что «маловато» и «туговато», лучше убрать. Ребенок пока что не сможет надеть облегающие колготки, но легко справится со «старомодными» в резиночку. Лохматые нитки на изнаночной стороне колготок принесут крохе много неприятностей – в них запутываются пальчики. Носки лучше покупать на размер больше и с не очень тугой резинкой. Кроме того, избавьте ребенка от необходимости бороться с хитрыми застежками. На первое время оптимальны одежда и обувь без застежек или на липучках, постепенно можно добавить крупные «молнии» и кнопки. А шнурки и кнопки подождут пару лет.
  3. Одевая кроху, озвучивайте последовательность действий: «Сейчас наденем трусики, потом носочки, потом штанишки» и т.п. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Можно повесить в детской плакат с изображением разных предметов одежды. Хорошо будет, если этот плакат Вы нарисуете совместно со своим ребенком: вырежьте из детских журналов подходящие картинки с изображением одежды и наклейте их на лист ватмана в том порядке, в каком нужно надевать все предметы одежды. Так ребенок быстрее запомнит этот порядок. Кроме того, чтобы ребенок не путал где перед, а где зад одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди, так ребенку будет легче ориентироваться.
  4. Сначала научите ребенка как следует раздеваться. Покажите, как вы снимаете варежки, куртку, колготки и т.д. Скажите крохе: «И ты так можешь, попробуй». Если ребенок испытывает затруднения, помогите ему, если надо — практически снимите с него одежду, но пусть «последний штрих» останется за ребенком. Он должен почувствовать, что сам сделал это. Постепенно увеличивайте количество предметов одежды, снимать которые всегда будет сам малыш. Не забывайте хвалить его за успехи.
  5. Дети с удовольствием подражают примеру взрослых. Разложите его одежду рядом со своими вещами и начинайте одеваться вместе или по очереди, вещь за вещью. Объявите «соревнование» — кто быстрее оденется. На первых порах малышу потребуется помощь.
  6.  Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, перебирать, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.
  7. Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них ребенок удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.
  8. Когда вы сами одеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия, просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие.
  9. Даже если вам кажется, что ребенок уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнование.
  10. Планируйте свое время таким образом, чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом новую науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками. Реально определите время для одевания. Если ребенку, чтобы спокойно одеться нужно 20 минут, не пытайтесь заставить его сделать это за 10.
  11. Предлагайте ребенку самому выбрать кофточку,  разложите на выбор 2-3.
  12. Не помогайте, если ребенок сам не просит.
  13. Поиграйте с ребенком!

В каком возрасте можно учить детей одеваться самостоятельно?

Для ответа на этот вопрос достаточно воспользоваться стандартами и требованиями образования – ФГОС. Там четко прописаны все навыки, которым следует учить ребенка.

Итак, согласно образовательной программе, составленной для дошкольного возраста, ребенок должен уметь:

  • В 2 года – с помощью родителей снимать и одевать шапку, юбку, брюки и шорты без сложных застежек, на резинке, а также обувь, которую расстегнул кто-то из старших;
  • В 3 года – под контролем взрослых одевать и снимать одежду, расстегивая и застегивая молнии, пуговицы и липучки в определенном порядке, уметь складывать вещи на стульчик и соблюдать опрятный внешний вид в течение дня;
  • В 4 года – самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдая последовательность, складывать, а также вешать одежду, уметь устранять неопрятности в одежде, старшие могут только помочь расстегнуть шнурки;
  • В 5 лет – снимать и одевать одежду и обувь самостоятельно, включая шнуровку, научиться первым навыкам ухода за одеждой, следить за порядком в шкафу и на полках, взрослые на этом этапе могут ограничиться лишь словесной помощью;
  • В 6 лет – без помощи взрослых полностью одеваться и раздеваться, причем делать это достаточно быстро, уметь следить за внешним видом, соблюдать порядок в хранении одежды и обуви.

С помощью данной информации многие родители могут определить, насколько их чадо самостоятельно, а также увидеть свои недочеты в воспитании.

Как научить ребенка одеваться: общие рекомендации для всех возрастов.

Первое. Одежда, которую малыш одевает сам и которую мы покупаем ребенку, должна быть удобной и простого покроя. На ней не должно быть пряжек, застежек на спине, тонких ленточек — завязочек, слишком узких дырочек для шнурков и других элементов, сложных для малышей.

Например, самым маленьким очень удобно надевать свободные брюки на резинке, но очень трудно надеть на себя узкие брюки из плотной ткани.

Рекомендуем:  Как быстро научить завязывать шнурки детям «бантиком»

Для маленьких детей желательна одежда с застежкой — липучкой или молнией, с очень крупными пуговицами, для более старших — можно и даже нужно использовать любые виды застежек, в том числе с мелкими элементами. Но в любом случае на детской одежде не должно быть неудобных  застежек – например, слишком тугих отверстий для пуговиц, через которые их очень трудно просунуть, или застежек на спине, которые невозможно самому застегнуть. Нужно всегда заботиться не только о моде, но и об удобстве малыша и о его возможности самостоятельно надеть свою вещь на себя.

Также обратите внимание на ворот платья, футболки, джемпера или свитера. Очень часто на детских изделиях ворот слишком тугой, малыш «застревает» в вороте, пугается. И конечно же, потом не хочет сам одеваться.

Второе – очень важный «секрет» успешного одевания для малышей. Желательно для самых маленьких покупать или шить одежду, в которой отличаются спинка и перед. Например, на кофточке спереди должна быть аппликация, кармашки, отделка тесьмой. Это поможет малышу не путаться и одеться правильно (иначе дети часто надевают одежду задом наперед)

Третье. Легче всего малышу научиться одеваться сидя. Потом, уже овладев этим умением, он сможет одеваться и стоя.

Четвертое. Во время самостоятельного одевания и раздевания нужно внимательно следить за состоянием малыша. Если он пыхтит, кряхтит, напрягается, нервничает из-за того, что у него что-то долго не получается – нужно вовремя прийти на помощь. Иначе от одевания останутся лишь неприятные впечатления, и малыш откажется в дальнейшим от своих безуспешных попыток самостоятельно одеться. Нам – взрослым – очень важно обеспечить малышу успех и радость от своих достижений: «Я сделал сам!»

Когда и с чего начинать?

Важно не упустить время, ведь проще это сделать, когда ребенок сам заинтересован. Где-то в 2 года или немного позже у него начинается период, когда от него только и слышно – «я сам». Карапуз стремится к самостоятельности, и если поддерживать его инициативу, то научить его чему-либо будет намного проще.

Одевание и раздевание для малыша – взаимосвязанные процессы. Но снять что-либо с себя проще, поэтому с этого и можно начинать. Уже с полутора лет стоит предлагать самостоятельно стащить с себя шапочку и носочки. После двух карапуз способен справиться и с другими предметами одежды. Родители должны поощрять даже незначительные достижения, хвалить его. Когда у него начнет получаться, он наверняка захочет попробовать и надеть что-то на себя.

Родителям придется проявить немало терпения. Ведь сначала ребенку будет сложно, непослушным пальчикам непросто одолеть застежки, делать он это будет очень медленно. Если торопить его, ругать за неспешность, то одевание у крохи начнет вызывать неприятные ассоциации и стресс. В дальнейшем он постарается попросту избежать этого, предоставив справляться с нарядом взрослым. Не надо спешить поправлять костюм, особенно если недочеты почти незаметные.

Каких ошибок следует избегать

Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, хотя ему уже скоро исполнится 5 или 6 лет, то нужно ругать не его, а себя. Да-да, именно родители, а не дети чаще всего виноваты в запаздывании развития навыком самообслуживания.

Рассмотрим типичные ошибки, которые нередко совершают мамы и папы.

  1. «Иначе опоздаем». Обычная ситуация: мама в спешке бегает по комнате, хватает одежду и ребёнка в охапку, одевает его сама и быстро спешит в сад и на работу. Как результат – малыш попросту не имеет времени, чтобы нормально, без лишней суеты, своими ручками натянуть на себя брюки и кофту. Естественно, что после этого у него пропадает желание одеваться и раздеваться самостоятельно.
  2. «Ты неаккуратен». Иногда мам-аккуратисток сильно раздражает, что их дети одеваются слишком небрежно. То рубаха у него торчит из-за пояса, то колготки натянуты «в складочку», то шнурки завязаны некрасиво. В общем, придираться можно бесконечно, поскольку у малышей моторика развита слабо, так что аккуратности на первых этапах можно и не дождаться. Нужна постоянная тренировка.
  3. «Слишком много нервов». Многие дети в процессе одевания начинают капризничать и упрямиться. А это лишние нервы, раздражение, которого хватает и на работе. Поэтому мамы и папы просто всё делают сами, несмотря на желание ребёнка к самостоятельности. Капризы же возникают по двум причинам: либо малыш недоволен спешкой, либо он не в состоянии справиться со сложными застёжками и пуговицами.

Итак, это основные причины того, почему ребенок не любит одеваться. Также следует упомянуть о кризисном этапе 2-4 лет, когда дети могут протестовать против любой просьбы родителей. Мама просит одеться? Малыш назло ей бросает одежду на пол, топает ножками. Этот этап нужно пережить, параллельно используя стремление ребёнка к самостоятельности в своих целях.

Давай поиграем

Скучный процесс одевания можно превратить в веселую игру. Одна из них – «Носочки потерялись». Для начала ребенку нужно просто найти носочки среди других вещей. Несколько позже, когда он уже сможет сам их надеть, мама «ищет» носочки до тех пор, пока не увидит их на ножках малыша. Можно устроить увлекательное соревнование, кто быстрее наденет шапочку, и дать ребенку возможность победить. Бурная радость взрослых по достижении результата даст новый импульс к самостоятельному одеванию.

Рекомендации

Пусть ребенок участвует в выборе одежды

Если вы хотите узнать, как научить ребенка одеваться, то предлагаю вам прислушаться к следующим советам.

  1. Оптимальным временем для обучения самостоятельному одеванию – это 2 года. У малыша уже возникает интерес ко всему окружающему. А период, приближающийся к трехлетию, позволяет добиться высоких результатов, благодаря тому, что дети пытаются быть самостоятельными, а не подчиняться родителям.
  2. Лучше сначала приступать к знакомству с раздеванием, лишь потом переходить к одеванию. Пусть первыми вещами становится шапка, носки, колготки. Причем эти попытки можно совершать уже в полтора года.
  3. Всегда процесс обучения маленьких детей должен сводиться к игре. Если у карапуза на одежде имеются липучки, карманы, то это также поспособствует развитию мелкой моторики.
  4. Нельзя одевать малыша тогда, когда он без настроения, тем более пытаться приучить его к этому. Также не стоит заниматься обучением, когда ребенок болеет.
  5. Малыша нужно мотивировать. Если он любит кататься на велосипеде или с нетерпением ждет встречи со своими друзьями, возможно, он мечтает сходить к бабушке или в торговый центр, намекните, что в первую очередь нужно одеться.
  6. Станьте для ребенка примером. Тут хорошо срабатывает вариант с перегонками. Только не забывайте поддаваться малышу, но не сильно явно.
  7. Чтоб карапуз не запутался, с тем, где перед и зад, например, футболки, необходимо покупать такую одежду, на которой изображение или липучки, карманы находятся спереди.
  8. Обучая ребенка надевать обувь, повремените со шнурованными моделями. Идеальными станут варианты на липучках.
  9. Обращайте внимание на то, что далеко не вся одежда может нравиться вашему малышу. Не заставляйте ребенка надевать то, что ему не по душе.
  10. Поначалу можно часть одежды поручить маме, часть карапузу. Пусть малыш надевает самые простые вещи, но уже активно участвует в этом процессе.
  11. Если ваша кроха путается с тем, что и когда надевать, в какой очередности, то можно создать специальный плакат, на котором ребеночек или зверек будет надевать сначала колготки, потом штанишки, маечку, потом свитерок, обуваться, потом надевать куртку.
  12. Ребенку, который отправляется в детский сад, нужно с вечера подготавливать одежду. Пусть малыш также принимают участие в этом процессе.
  13. Обратите внимание на то, что карапузу намного проще надеть одежду посвободнее, то есть, великоватую, чем ту, которая впритык.
  14. Пусть ребенок принимает активное участие в покупках, выборе одежды. Так у него будет намного больше интерес к этому процессу.
  15. Будьте готовы к тому, что понадобится немало усилий и вашего терпения. Некоторым деткам удается достаточно быстро приобретать новый навык, другим понадобится больше времени. Относитесь к своему малышу с пониманием, не давите на него. Никогда не кричите и не применяйте силу в процессе воспитания.

Научите ребёнка обуваться

Обувь так же, как и вся остальная одежда, должна свободно одеваться и сниматься. Вряд ли малыш когда-нибудь сам научится надевать ботиночки или сапожки, в которые его с трудом может впихнуть даже взрослый. Наиболее проста и удобна обувь на липучках или молнии. Если всё-таки хочется выбрать обувь со шнурками, то лучше выбирать вариант, где шнурки – декоративный элемент, а функциональную нагрузку несёт молния. Учиться все-таки лучше, начиная с простых вещей.

Обычно первое, что пробуют делать малыши после года – самостоятельно надеть ботиночки. Поэтому первая обувь должна надеваться очень просто и быть без застёжек или на липучке. Поставьте стульчик около входа предложите ребёнку сесть и спокойно, не торопясь, надеть ботиночки. Надо заметить, что в Монтессори-группах детей, надевающих ботиночек не на ту ногу, не исправляют. Дети быстро замечают, что им неудобно, и учатся надевать ботинки правильно.

Рекомендуем:  Список вещей на море с ребёнком

Почему иногда не получается обучить ребенка одеваться самому?

Уважаемые родители, позвольте объявить вам, что в том, что ваши достаточно взрослые дети не могут самостоятельно обслуживать себя, виноваты исключительно вы!

И не нужно никаких оправданий, типа:

  • Не успеваю, нет времени;
  • Спешка по утрам в детский сад, поэтому лучше, если все сделает мама или папа;
  • Я одену его быстрее и аккуратнее;
  • Непослушный ребенок, его так просто не научишь;
  • Устраивает истерику и капризничает, не хочет одеваться сам.

Несмотря на такое богатство оправданий, причина у них, на самом деле, простая – элементарная расхлябанность и лень. Причем вы, прежде всего, нетребовательны к самим себе.

К примеру, родители, чьи дети не успевают одеться в детский сад, скорее всего, сами любят поспать и поздно встают, а поэтому не успевают. Также они ленятся много своего времени отдавать обучению детей одеваться и обуваться самостоятельно, ведь это достаточно хлопотное занятие. И еще, они сами не очень-то привыкли следить за собственной одеждой.

Уважаемые родители, на самом деле научить детей самим одеваться и обуваться не так уж и сложно, важно соблюдать следующие советы.

Начинать обучение лучше в раннем возрасте. При этом старайтесь не раздражаться, не подгонять свое чадо, оставайтесь спокойными и терпеливыми. Никогда не повышайте на малыша голос, не ругайте его, а наоборот, хвалите за каждую маленькую «победу».

Старайтесь не приобретать для маленького одежду и обувь сложного фасона, со множеством застежек и креплений. Покупать нужно максимально простые модели, так ему будет легче. Лучше брать изделия с веселыми аппликациями или вышивками, это упростит усвоение понятий «переда» и «зада», лицевой стороны и изнанки.

А лучше одевайтесь вместе. Это очень весело, плюс так вы быстрее научите малыша на собственном примере. А главное помните, что все зависит от вас. Удачи!

Шагаем по ступенькам обучения

Родители часто спрашивают, в каком возрасте нужно начинать обучение малыша этому умению? Педагоги напоминают, что одевание и раздевание относятся к группе культурно-гигиенических навыков. Они являются главными и практически основными именно в раннем возрасте. Нужно учитывать, что уже в 2 года детишки становятся любопытными и активными. Они стремятся помочь маме в домашней работе, хотят наряжаться и делать все, как взрослые. Не стоит препятствовать получению знаний, ведь именно в этом возрасте можно начинать учить малюток одеваться. При этом взрослые должны понимать — обучение должно идти постепенно, с учетом возрастных особенностей. Тогда и ребенку будет интересно, и родителям — не в тягость

Важно! Если у крохи не получается пока одеваться, то следует ненавязчиво и без раздражения помочь ему до того момента, пока он не начал плакать. Если малыш будет испытывать негатив при одевании, то дальнейшее обучение станет практически невозможным.

Педагоги настаивают на том, что следует обязательно обучить чадо в 3 года одеваться самостоятельно. Именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад. В три года учим мальчиков и девочек надевать и снимать пижаму, трусики, юбки, штаны и колготки. В коллективе процесс обучения пойдет намного быстрее, ведь детишки стремятся завоевать авторитет у сверстников и воспитателей. Если родители не намерены отдавать карапуза в дошкольное учреждение, все равно нужно самостоятельно обучать его азам одевания и раздевания. В три года малыш должен это делать для собственного удобства и комфорта.

Важно! Категорически нельзя ругать карапуза, если у него что-то не получается или он попросту не хочет самостоятельно одеваться, чтобы не отбить желание обучаться в дальнейшем.

Советы родителям по обучению ребенка одеваться быстро

  • Следует начинать обучение одеванию, когда кроха самостоятельно заинтересуется этим процессом. Примерно к двум годам детки стараются активно говорить «Я сам», стремятся стать независимыми, нужно только поддерживать инициативу, чтобы обучение происходило как можно проще.
  • Одевание и раздевание находятся в тесной взаимосвязи, снимать одежду с себя проще, чем надевать, с этого и стоит начать. Уже в полтора года малыш может снять с себя носки или шапочку, штанишки или колготки. К двум годам он в состоянии полностью раздеться сам.
  • Близким необходимо хвалить чадо даже за самые незначительные достижения, поощрять его. Когда у него начнет что-то получаться, он захочет попробовать нечто новое, будет стремиться заслужить похвалу мамы и папы.
  • Родителям стоит запастись терпением, ведь сначала деткам очень сложно справиться даже с самыми простыми задачами, например, застежки или шнурки окажутся непосильной задачей. Если поторапливать, ругать, то можно добиться только нежелания, неприязни у крохи. Впоследствии он будет всеми силами стараться избежать неприятной процедуры. Если недочеты в одежде практически незаметны, не следует их исправлять.

  • Методы обучения должны быть просты и доступны, как родителям, так и детям:
    1. Выбор простой одежды. Очень важно — одежда должна одеваться максимально легко. В 3 года ребенок может надеть колготки, куртку, шапку, носки, штаны, ботинки, снять с себя вещи. Однако если у футболки будет узкое горло, то придется прилагать определенные усилия, чтобы надеть эти предметы. Следует выбирать просторную и свободную одежду. Носки тоже могут стать проблемой, ведь их сложно натянуть на ножку непослушными ручками. Лучше приобрести эти элементы большего размера со свободными резинками. Ботинки тоже нужно подбирать правильно, ведь завязывать шнурки кроха еще не может. Выбираем обувь на липучках, чтобы она застегивалась достаточно легко. Штанишки желательно выбирать на резинке, без лишних застежек и завязок.
    2. Правильное объяснение. Нужно обязательно объяснить способы одевания. Брюки лучше надевать сидя, а встать только тогда, когда ножки уже будут торчать из штанин. Футболка должна натягиваться на макушку, чтобы не застрять. Следует подготовиться к тому, что объяснять простые вещи придется много раз.
    3. Учет мнения малыша. Родители должны прислушиваться к мнению карапуза при выборе одежды, даже если ему едва исполнилось 2 года. Ведь кроха тоже хочет носить то, что нравится ему лично, например, самостоятельно выбирать наряды для прогулки. Чтобы исключить совершенно не подходящие по сезону вещи, нужно показать несколько вариантов костюмов ребенку на выбор. Иногда происходит так, что чадо путает порядок надевания элементов гардероба. Для того, чтобы упростить процедуру, можно нарисовать плакат, вырезать картинки из журналов. Карапуз вскоре запомнит порядок надевания вещей, элементарно будет отличать перед от зада, если выбирать вещи с аппликациями или яркими карманами.
    4. Работа над ошибками. Прекрасно, если одежда находится в открытом доступе, чтобы кроха мог перебирать ее и изучать, а потом пытаться натянуть на свое тело. Родительские вещи также могут вызывать желание померить их. Они отлично надеваются благодаря большому размеру, да и потребность выглядеть как мама или папа формируют интерес к одеванию. Такие манипуляции с одеждой помогут малышу потренироваться над своими ошибками в одевании.

Важно! Даже если ребенок уже умеет многое, его нужно постоянно хвалить, поддерживать и поощрять стремление к дальнейшему совершенствованию навыка.

Самые распространенные ошибки родителей при обучении

  • Родители запаздывают с обучением, лучше начинать обучение во время проявления самостоятельности, примерно в два года.
  • Игнорируется дальнейшее обучение, когда взрослые видят, что кроха умеет раздеваться и одеваться.
  • Нельзя торопить малыша, чтобы не отбить у него охоту что-либо делать.
  • Не нужно оказывать помощь, если кроха не просит ее, лучше объяснить на словах или показать своим примером, как делать правильно.
  • Нельзя ругать за промахи, но обязательно хвалить за достижения.
  • Родители мало обращают внимание на игровые моменты, между тем, дети лучше воспринимают обучение в процессе игры.

Как научить ребенка одеваться

Три года, такой возраст, когда малыш уже хорошо воспринимает информацию, проявляет интерес к окружающему миру, способен множество действий выполнить без помощи взрослых. Ребенок посещает садик, а значит, самостоятельность будет являться одним из критериев его адаптации среди других детей.

Самостоятельное одевание пойдет на пользу развитию

Когда и с чего начинать

Любой психолог объяснит, что главное – начать. Приучать кроху можно с момента, когда он впервые заинтересовался красивой кофточкой. Поначалу он будет отвлекаться, возможно, раздражаться, все зависит от того, в какой форме родитель начнет учить.

Хорошее время – перед походом в детский сад. Малыш видит, что родители собираются, захочет участвовать и повторять, для начала просто брать и подавать одежду.

Красивая блузка, кофта на пуговицах – не то, с чего нужно начинать. Предпочтительнее обычный свитер, справившись с которым, кроха сможет надевать что-то посложнее.

Родителям необходимо научить малыша самостоятельности

Не нужно стараться насильно приучить чадо к самостоятельности, оказывая давление.

Психологическое давление не принесет эффекта. «Третий час не справляешься!» — подобные фразы необходимо исключить. Пусть кроха собирается в своем темпе. Для него это длинный путь, с которым он должен справиться.

Возраст и самостоятельность

Обычно первые шаги к самостоятельности малыша принято связывать с кризисом 3-х лет, когда ребенок расширяет границы собственного «я» и пробует оторваться от мамы. В это время главной его фразой становится «Я сам!». Опытные родители рекомендуют воспользоваться этой стадией развития и приучить кроху самостоятельно раздеваться и одеваться. Лучше всего это делать в игровой форме, соревнуясь с ребенком, кто быстрее снимет шапку, куртку или брюки. Психологи советуют на начальных этапах уступать малышу, чтобы он почувствовал вкус победы и позитивный настрой от игры в самостоятельность.

Учить одеваться и раздеваться нужно в несколько этапов. Первый этап – самый легкий, это раздевание. Крохе легче всего снять с себя шапку без завязок, стянуть свободные штаны, колготы, трусики. Все его действия желательно озвучивать, но не в форме команд, а в виде предложений, предполагающий последующие действия: «Давай ты быстро снимешь свои брючки, и мы пойдет играть в кубики».

Намного тяжелее для малыша следующий этап — снять свитер, футболку и любую другую вещь, которая надевается через голову. Поэтому, выбирая одежду для сада, желательно брать гольфы, джемпера с широким горлом, чтобы у крохи не было страха застрять в кофте. В первый период приучения к самостоятельному одеванию и раздеванию можно выбирать вещи свободные, даже на размер больше, чтобы малыш легко мог их снимать и одевать сам. Со временем ему самому понравится быстро переодеваться, не завися от взрослых и их помощи.

На заключительном этапе ребенка нужно учить самостоятельно обуваться и одевать верхнюю одежду. Для маленьких деток обычно тяжело справиться с молниями на куртках и сапогах, завязками на шапках.

Способы обучения двухлетки

Как научить самостоятельно одеваться, чтобы не ранить тонкую душевную детскую психику и самим не перенервничать?

Порой мы воспринимаем некоторые события, связанные с детьми, чересчур остро. Поэтому первый совет – настройтесь на то, что не все может выйти с первого раза. И не стоит мучить себя и кроху «до победного» — не получилось сейчас, попробуем завтра.

Получайте удовольствие от общения со своим ребенком, превратите обучение в игру, которая понравится вам обоим, а не в тяжкий выматывающий труд.

Как научить ребенка одеваться в 2 года:

  • Однозначно: через игру;

Возьмите куклу или мягкую игрушку, покажите, как надеваете на нее кофточку, носочки, трусики. Объясняйте каждый шаг подробно и медленно.

А потом кроха пусть снимет все и попробует сам надеть одежду на игрушку. Не выхватывайте из рук, не говорите, что у него ничего не получается. Используйте нейтральные или позитивные выражения:«Почти получилось», «давай попробуем еще раз», «у тебя все получится».

  • Простые вещи, вроде носков, ребенок освоит быстро. Устройте «акцию» по надеванию носочков на всех членов семьи – сначала ребенок наденет носочки себе, потом маме, папе, бабушке, игрушкам. А после можно со всех снять и повторить!
  • Используйте специальные стишки и песенки для одевания: запоминая их, ребенок больше не забудет, где какая сторона у одежды, лево и право, последовательность и прочие нюансы;
  • В 2 года не требуйте слишком многого.

Вряд ли в этом возрасте ребенок сможет сам надевать куртку или застегивать пуговицы. Зато надеть трусики и штанишки ему по силам. Не надо оставлять его без помощи, договоритесь сразу, что надевает он, а с чем вы ему поможете.

Одеваться — это интересно

Конечно, родителям придется помогать ребенку вывернуть с изнанки кофточку или застегнуть мелкие пуговицы, но при этом необходимо проговаривать свои действия, объяснять, как и что нужно делать. Чтобы поддерживать интерес малыша, которому только два-три года, лучше подбирать что-то простое в надевании. Можно наполовину натянуть штаны, чтобы карапуз продолжил. Воспринимая это занятие как игру, он быстрее наловчится справляться и с более сложными элементами одежды.

Полезно:  Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возраста

Наглядный пример можно показать с помощью игрушек. Дети любят кормить их, укладывать спать, можно также наряжать, особенно для этого подходят куклы. Полезны и предметы, которые предназначены для развития мелкой моторики. Например, в магазинах представлен большой выбор шнуровок. Можно сделать их и самостоятельно. Нашить на мягкие игрушки и одежду пуговицы, шнурки и липучки. К тряпочке пришить пуговицы разных размеров, в другой сделать петлю — так малыш получит возможность тренироваться и осваивать полезный навык.

Не надо забывать и о личном примере. Ребенок стремится походить на взрослых. Наблюдая, как одевается мама или папа, он сам этому учится. Ему понравится наряжаться наперегонки со старшими, выбирая свои предметы гардероба из разложенных на диване.

Чтобы поддерживать интерес крохи, можно рассказывать стишки, петь веселые песенки, рассказывать, что интересного ждет на улице. Можно перевести одевание в игровую форму. Например, представить, что ноги — это поезда и им надо заехать в тоннели (штаны или колготки). После того, как надели кофточку, можно похлопать в ладоши, когда натянули штанишки — потопать ножками.

Главное – правильный выбор одежды

Ответить на вопрос, как приучить ребенка одеваться самостоятельно, будет гораздо легче, если запастись «правильной» одеждой. То есть такими вещами, которые упростят задачу, позволят малышу почувствовать себя ловким и самодостаточным.

На что же маме следует обращать внимание при покупке детской одежды?

  • Лучше выбирать вещи на один размер больше. Особенно это правило касается колготок, футболок, водолазок, то есть тех предметов гардероба, которые нужно натягивать на себя. Ребёнку будет гораздо проще надеть большую по размеру вещь, чем ту, которая обтягивает тело.
  • Футболки и кофты должны иметь хорошо выраженную лицевую сторону, а также отличительные особенности в передней части. Например, яркую аппликацию, рисунок и пр. Они станут для малыша своеобразным ориентиром и покажут, как правильно надеть вещь.
  • В самом начале стоит покупать одежду и обувь с липучками и молниями, шнуровки и пуговицы стоит отложить на потом. Если вещь имеет кнопки, то они должны быть хорошо разработанными, чтобы ребёнку не пришлось прилагать значительных усилий для застёгивания и расстегивания.
  • Пуговицы на одежде должны быть округлой формы и крупными. Небольшие пуговки, тем более необычной формы выглядят симпатично, однако управиться с ними малыш не сможет. Уж слишком непослушные у него пальчики. В более взрослом возрасте можно уже ориентироваться на красоту.
  • Качество одежды. Ну и последнее обязательное правило – одежда должна быть из натуральных тканей, без грубых швов и прочих элементов, которые причиняют ребёнку дискомфорт. В ином случае малыш попросту окажется её надевать и носить.

Специалисты советуют приобщать ребёнка к выбору одежды. Интересуйтесь мнением малыша при наполнении его гардероба. Также спрашивайте, что он хочет надеть завтра в садик. Даже если его выбор вам не по нраву, ругаться не стоит. Объясните, почему так не нужно одеваться: кофта не сочетается с брюками («будешь выглядеть как попугай»), одежда слишком лёгкая («замёрзнешь в группе») и пр.

Уважайте вкусы ребенка

Малыш с большим удовольствием наденет ту вещь, которая ему нравится и которую он сам выберет. Не надо навязывать ему ваши предпочтения, оставьте за ним право выбора. С некоторыми вещами у ребенка могут быть связаны негативные ассоциации: свитер колючий, платье с пятном, колготки зашиты. Не заставляйте его надевать то, что ему не по вкусу. Если же малыш выбрал вещь не по погоде или ту, которая ему стала мала, деликатно объясните ему, почему она не подойдет, и предложите выбрать другую.

Возможные трудности

Будьте готовы к тому, что ребенок не сразу научится различать, где левый, а где правый ботинок

Родители должны понимать, что в процессе обучения у карапуза, скорее всего, еще не все будет получаться. Не исключены и следующие ситуации:

  • малыш способен путать последовательность процесса одевания, например, он наденет колготки, потом только вспомнит про трусики;
  • карапуз может надевать футболку задом наперед;
  • нередки случаи, когда кроха начинает засовывать обе ножки в одну штанину;
  • ребенок может даже начать плакать, если вы дадите ему одежду с неудобным воротником, из-за чего у крохи возникнут серьезные трудности;
  • малышу может быть сложно застегивать пуговицы или змейку, поэтому рекомендуется заранее начинать знакомство с этими объектами;
  • у вашего карапуза обязательно возникнут трудности с непониманием, где левый ботинок, а где правый;
  • нередкими будут и случаи, когда кроха перепутает и наденет вещи наизнанку.

На этапе знакомства моего сына с процессом самостоятельного одевания возникали многие из этих трудностей. В частности мы сталкивались с проблемой надевание одежды задом наперед, шиворот-навыворот, сынишка путал, на какую ногу, какой ботинок обувать. Когда был совсем маленьким, умудрялся всунуть две ноги в одну штанину.

Позволяйте самостоятельно ухаживать за одеждой и обувью

После прогулки предложите ребёнку осмотреть одежду и обувь. Обувь при необходимости нужно почистить или помыть. Возможные пятна на верхней одежде – тоже. Предоставьте ребёнку возможность сделать это самостоятельно. Учите ребёнка осматривать вечером одежду и класть грязную в корзину для стирки, а чистую – убирать обратно в шкаф.

Узнайте больше, как одевание делает ребёнка самостоятельным

Рекомендуем:  Самые интересные игры для детей на улице летом
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: