Полезны ли аудиосказки детям: мнение Монтессори-педагога

Сказки берут начало в глубокой древности. Веками они передаются из уст в уста и несут в себе важный смысл – обучение жизни. Именно поэтому для развития детей они так необходимы. Благодаря техническому прогрессу сказки теперь можно не только рассказывать – их читают в книгах, в них играют при помощи красочных книжек, их смотрят по телевизору в кино и мультфильмах, их слушают, проигрывая с аудионосителей. 

Аудиосказки принесут ребенку значительно больше пользы, чем просмотр мультиков по телевизору. Послушать сказку – это отличное решение для дальней поездки. Аудиосказку можно приобрести в исполнении одного актера или в формате большого аудиоспектакля, то есть сказку с большим количеством действующих персонажей. Голоса актеров, живые диалоги героев, а также музыкальное сопровождение создадут приятную и веселую атмосферу для малыша. 

Польза аудиосказок

Польза аудиосказок не подлежит сомнению. Есть несколько аспектов, позволяющих это понять:

• Прослушивание сказки помогает развить фантазию и воображение. Тут ребенок не найдет готовых образов, как в книжке на картинке или в мультфильме. Все действия и герои описываются условно, поэтому ребенку придется включать собственное воображение. Малыш представляет, как выглядит то место, где все происходит, внешность персонажей.

• Помимо воображения, у ребенка формируется абстрактное мышление. После прослушивания аудиосказки необходимо попросить ребенка нарисовать то, что он услышал. Благодаря простым рисункам родители лучше узнают своих детей.

• Во время проигрывания малыш концентрирует внимание. Чтобы прослушать всю сказку, крохе придется сосредоточиться. Он постарается воссоздать как можно больше деталей, чтобы представить сказочный мир. Концентрация внимания потом потребуется малышу в детском саду и школе. 

 • Прослушивание любой вымышленной истории развивает речь. Текст всегда читает актер и делает это очень грамотно, интонационно выразительно. Ребенок учится различать слова, практически одинаковые по звучанию, но разные по значению. Польза аудиосказок заключается еще и в том, что у малыша формируется фонематический слух, который является непременным условием для правильного восприятия речи.

Правда, не каждый ребенок захочет слушать аудиосказку. Как привлечь его к этому процессу? Родители должны сами попробовать записать сказку. Кстати, в этом процессе могут принять участие все члены семьи. Мама может быть рассказчиком, папа – главным героем, а дети могут читать другие диалоги. Если ребенок читать не умеет, можно предложить ему изображать шелест листьев, голоса животных, шум ветра и журчание ручья. Кроме того, кроха может петь, читать стишки или играть на музыкальных инструментах. Предложите своему малышу сказки для прослушивания, и за короткий промежуток времени вы увидите положительный результат в его развитии.

Рекомендуем:  Учим маленького ребенка одеваться самостоятельно

У нас спросили, полезны ли аудиосказки с точки зрения Монтессори-педагогики: «Ребёнку 2 года 7 месяцев. Телевизор дома не смотрим, мультики — редко и с ограничением по времени. Вместо этого часто слушаем аудиосказки. Ребёнок перестал воспринимать книжки — читаем только на ночь. В аудиосказках ничего плохого не вижу. Расскажите, пожалуйста, как система Монтессори относится к такому виду деятельности, как прослушивание аудиокниг?»

На вопрос отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова.

Аудиосказки — это средство. В нём нет ничего плохого, но всё зависит от того, как, когда и зачем вы его используете.

Если аудиозаписи — это записи сказок, то всё, что сказано по поводу сказок, в полной мере применимо и к аудиоисполнению. Кроме того, в записи отсутствуют иллюстрации, которые помогают понять общий контекст истории, так что, вероятнее всего, полноценное понимание аудиосказки придёт позже, чем понимание иллюстрированной книги.

Чтение — процесс общения, и для маленького ребёнка это общение в первую очередь не с другими поколениями через книгу, а с непосредственно наблюдаемым чтецом, фигура которого и придаёт значимость ситуации общения. В этом смысле запись сильно проигрывает живому чтению.

Если вы слушаете аудиокниги вместе, почему бы вам самой не читать для ребёнка? Если оставляете слушать одного, проследите, чтобы у малыша была возможность в других ситуациях насытиться привязанностью к вам, напитаться вашим вниманием.

Довольно сложно убедиться, что малыш по-настоящему понимает услышанное, а не запоминает его целиком. Если не понимает, то ценность такого прослушивания крайне низка, оно плохо работает для развития речи.

Не слишком полезно, если ребёнок использует запись как фон для других занятий. Лучше, если есть возможность углубиться или в свою игру, или в прослушивание. Нужно уметь быть наедине с собой.

Прекрасно, если вы обсуждаете прочитанное с ребёнком. Тут вам и развитие активной речи, и проверка понимания текста, и эмоциональный контакт, укрепляющий вашу с малышом взаимную привязанность.

Маловероятно, чтобы в 2 года 7 месяцев ребёнок воспринимал запись так же, как воспринимаете её вы: представляете в уме то, о чём говорится, выстраиваете в уме сюжетные ходы, вовлекаетесь в происходящее с той же эмоциональностью, которая была бы, будь это чтение живого человека. Маловероятно, но не невозможно. Если вы уверены, что аудиокнига понятна, почему бы и не предложить её. Возможно, у вас даже получится организовать малышу возможность включать её самостоятельно.

Рекомендуем:  Как выбрать для ребенка велосипед

Книги для прослушивания и книги для разглядывания не могут заменить друг друга полностью. Если ребёнок не проявляет инициативы в чтении иллюстрированных книг, предложите такие, где иллюстрации играют ведущую роль и которые он сможет разглядывать самостоятельно. Если удастся найти книги, соответствующие любимым аудиоверсиям, может оказаться увлекательным сопоставлять их друг с другом.

Родители: читать или слушать – вот в чем вопрос…

Понятно, что больше всех таким вопросом озабочены именно родители. Должны ли дети читать книжки или пусть они их слушают? В настоящее время на эту тему ведутся нескончаемые родительские споры. Как водится, однозначного мнения в этих спорах нет. Вот лишь некоторые из родительских мнений, взятые на просторах Интернета:

  • Лучше, конечно, если ребенок читает сам. Когда дети читают, то автоматически пополняют свой словарный запас. При слушании аудиокнижек их словарный запас не пополняется;
  • Когда ребенок читает самостоятельно, у него развивается зрительное и творческое воображение. А вот когда малыш не читает, а лишь слушает – это лучший способ вырастить из него лентяя;
  • Тут все зависит от характера и темперамента ребенка. Кому-то лучше слушать, кому-то – читать;
  • Читать в любом случае лучше, чем слушать. Тем более что в книжках есть красочные картинки. Дети любят картинки, они их рассматривают, фантазируют, воображают себя на месте героев. Аудиокнига не дает простора для фантазий. В итоге, слушая аудио, из ребенка вырастает взрослый человек, неспособный думать абстрактно;
  • Если ребенок слушает аудио в наушниках, это почти неизбежно влияет на его слух;
  • Очень многое зависит от того, каков уровень аудиокниги и о чем в ней говорится. Качественная аудиокнига также помогает развитию детского воображения. Даже – еще в большей степени, чем рассматривание картинок. С картинками все ясно: вот – положительный герой, а вот – отрицательный. А когда ребенок слушает аудиокнигу, то он должен сам воображать ее героев – как положительных, так и отрицательных. В особенности, если аудиокнига – не монотонное бормотание какого-то одного чтеца, а полноценный аудиоспектакль, озвученный разными голосами;
  • Если ребенок маленький, то, конечно же, будет лучше, если ему читает книжку мама, папа, бабушка или дедушка. Такое чтение очень важно. Во-первых, здесь устанавливается особо доверительный контакт между малышом и тем, кто читает ему книжку. Во-вторых, ребенок всегда может попросить, чтобы мама или папа, бабушка или дедушка разъяснили ему какие-то непонятные места. Аудиокниги лучше слушать тем детям, которые постарше, малышам же книжки надо обязательно читать;
  • Сейчас детей и без того воспитывает телевизор и Интернет. Пусть уж лучше усталая мама или бабушка бормочет про волка и семерых козлят. В любом случае с мамой или бабушкой теплей, чем с бездушной аудиокнигой;
  • Хотите сделать из ребенка дебила – заставляйте его с ранних лет слушать аудиокниги. Хотите, чтобы ваш малыш стал мыслящей и творческой личностью – пусть он читает «по старинке». То есть, вначале ему читают родители или бабушки с дедушками, а затем и он сам.
Рекомендуем:  Разлука с мамой: как помочь ее пережить ребенку

Как видим, родительские мнения по этому вопросу – самые разные. Одни родители настроены против аудиокниг и выступают исключительно за чтение. Другие – не видят в аудиокнижках ничего плохого и вредного для детей. Третьи – ратуют за то, чтобы разумно совмещать слушание аудиокнижек и классическое чтение.

Мнение мамочек: Для ребенка лучше читать сказки или включать аудиосказки?

Лучше побольше общаться с ребенком, в том числе читать ему сказки или сочинять их самой или вместе с ребенком, что гораздо интереснее. Но иногда можно включать аудиосказки. Я поступаю так, когда совсем нет времени побыть с ребенком перед сном, точнее, нет возможности почитать. Хотя это, конечно, жалкие “отмазки”…

***

Если есть силы и время – конечно, читать самому, вы же так общаетесь с ребенком, поддерживаете связь с ним. Это все равно что слушать живую музыку или пение и запись – это что касается ценности восприятия. Но самое главное, как я уже сказала – живое общение, ребенок же будет вам вопросы задавать. Вот я помню из детства была какая то сказка про лису, волка, еще кого-то и были варианты – с точки зрения каждого из персонажей, раз 100 наверное мне ее мама рассказывала и я каждый раз вопросы задавала и вот до сих пор мы с ней это все помним.

***

Никакая аудиосказка не заменит приятный голос любимого папочки или мамочки. Вдобавок рассказывая, а не читая сказку, рассказчик немного добавляет всяких новых обстоятельств от себя, что делает любую народную и всем известную сказу (того же Колобка)более привлекательной и интересной историей. Приятная, с интересным и хорошим концом сказка, рассказанная любимым человеком, а не голосом из гаджета, сделает сон ребенка крепким и здоровым, об этом Вам скажет любой детский психолог.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: